На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперты назвали страны, которые россияне могут посетить без загранпаспорта МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Эксперты оп...Стратегический бо...
  • Андрей Халов
    А как они могут осуществлять производство, обнулив фактически всю свою энергетику? GO GREEN! Ну-ну, флаг в руки, бара...Предупреждение дл...
  • Юрий Ильинов
    СЛАВА СЭ: Про снег и психологию Во дворе человек выгребал сугроб из-под Пежо и складывал на крышу Опелю. Хранить оса...Саммит Центральна...

Разбомбить и разойтись — плохая политика. Роберт Гейтс предостерегает США

Рябов Кирилл

 

Разбомбить и разойтись — плохая политика. Роберт Гейтс предостерегает США


Роберт Гейтс при вступлении в должность министра обороны, 2006 г.


Готовится к выходу книга бывшего министра обороны США (2006-2011 гг.) Роберта М. Гейтса «Exercise of Power: American Failures, Successes, and a New Path Forward in the Post-Cold War Period», посвященная успехам и провалам американской внешней политики в последние десятилетия. В свежем номере журнала «Foreign Affairs» опубликован отрывок из этой книги, в котором бывший министр критикует внешнеполитические методы американских властей, а также предлагает альтернативные решения.

Проблема лидерства


Р. Гейтс отмечает, что США сохраняют статус самой мощной в экономическом и военном отношении державы. Однако существуют объективные факторы, способные привести к потере мирового лидерства. Такой исход угрожает как самим США, так и всему миру. В связи с этим необходимо принимать меры для сохранения желаемого положения.

Бывший министр полагает, что после окончания "холодной войны" во внешней политике Вашингтона проявились серьезные ошибки, мешающие достижению поставленных целей. Главная – предпочтение военных методов разрешения проблем в ущерб другим.

Как показывает опыт последних десятилетий, использование военной силы вместо дипломатии, а также неправильное планирование боевых операций могут привести к самым серьезным последствиям. В первую очередь к тому, что поставленные задачи остаются нерешенными, а их дополняют новые вызовы. Проблемы накапливаются, и ситуация быстро ухудшается.

Ошибки планирования


Р. Гейтс напоминает несколько известных историй последнего времени, в которых США столкнулись с серьезными проблемами и не смогли выполнить поставленные задачи. Подобные примеры охватывают период от окончания Холодной войны и до нашего времени.

В 1993 г. администрация Билла Клинтона начала гуманитарную операцию в Сомали с целью борьбы с голодом. Затем операция переросла в миротворческую с параллельным выстраиванием государственных структур. Схожим образом обстояло дело в Ираке – там начали со свержения Саддама Хусейна, после чего пришлось захватывать территорию страны, строить новое государство и бороться с повстанцами. Наконец, в 2011 г. в Ливии все началось с защиты мирного населения, а затем переросло в борьбу с режимом Муаммара Каддафи – и погрузило страну в хаос.

Первая ошибка в этих ситуациях, по мнению Р. Гейтса, была связана с неправильным планированием. Перед началом подобной операции командование должно оценить реальную угрозу интересам США, а также поставить четкие и понятные цели. Также нужно определить необходимые силы и средства, возможные последствия и потери. Только после этого можно принимать решение о применении армии.


Пентагон — на данный момент основной внешнеполитический инструмент США

Отмечается, что выделяемые силы и средства должны соответствовать задачам. Кроме того, при изменении целей операции должна изменяться и выделенная группировка. Экономить или распылять силы нельзя, а действия командования не должны быть импульсивными или недостаточно активными – это стратегически неразумно и аморально в отношении собственных военных.

Ливийский пример


Р. Гейтс подробно рассматривает ситуацию вокруг Ливии и показывает, почему та операция привела к самым страшным результатам. Причиной этого стало именно неверное планирование. Бывший министр отмечает две главные ошибки – неоправданное расширение гуманитарной миссии до полноценной военной операции и неспособность наладить жизнь страны после ее боевых действий.

Изначально в рамках НАТО планировалось защитить население и оппозиционные движения Ливии от правительственных войск. Альянс имел возможность предотвратить столкновения армии и повстанцев, но было принято решение об уничтожении правительства в Триполи. После падения режима М. Каддафи помощь со стороны США оказалась ограниченной и не охватывала целый ряд ключевых областей. Вашингтон не стал помогать со строительством новых государственных институтов, с восстановлением армии и т.д.

В итоге коалиция в составе НАТО и арабских стран «разбомбила Ливию и разошлась по домам». Мирное население, защитой которого оправдывали вторжение, оставили без помощи. Все это привело к известным последствиям. Страна пребывает в руинах, а оружие ее бывшей армии разошлось по Африке и Ближнему Востоку, что стало проблемой в т.ч. и для США.

Не только армия


Бывший министр напоминает, что в годы «холодной войны» сверхдержавы противостояли в военном отношении опосредовано, через третьи страны – и большую роль во внешней политике играли дипломатические структуры. В новейшей истории роль дипломатов сократилась, однако обстановка в мире вновь меняется и требует возрождать эту сферу.

За исключением небольшого периода при президенте Дж. Буше, Конгресс на протяжении долгих лет выделяет Государственному департаменту недостаточные средства. Белый дом зачастую задвигает Госдеп на второй план, что тоже не способствует его нормальной работе. Внешнеполитическое ведомство подвергается справедливой критике за бюрократизм и низкую эффективность, но без него невозможно построение и укрепление внешнеполитического курса.

После Второй мировой войны важным инструментом для привлечения союзников для США стала развитая экономика. Однако после Холодной войны все изменилось, и в Вашингтоне решили, что экономика нужна не только для сотрудничества, но и для наказания неугодных. Политика санкций не способствует развитию добрых отношений с третьими странами и способна оттолкнуть потенциальных партнеров.


Центральный аппарат Госдепа. Ведомство предлагается реформировать и активнее использовать

До 1999 г. существовало и вело деятельность Информационное агентство США. Оно создавало представительства и библиотеки, распространяло различную печатную продукцию и поддерживало радиостанции. Однако его закрыли, а оставшиеся структуры передали Госдепу. Это стало серьезным ударом по «общественной дипломатии» и по продвижению американских интересов в третьих странах. Также под сокращения попало Агентство по международному развитию. Оно все еще существует, но вынуждено сворачивать программы ввиду уменьшения финансирования.

Реальные предложения


Р. Гейтс предлагает несколько мер, направленных на усиление и оптимизацию внешнеполитических средств и методов при сокращении негативных последствий. Существующая система, созданная по Закону о национальной безопасности 1947 г., устарела и нуждается в перестройке. К примеру, ведомства, отвечающие за внешнеэкономическую деятельность, в ней не участвуют, но могут привлекаться при необходимости.

Военная сила остается важной составляющей внешнеполитических возможностей страны. При этом ее следует развивать, в т.ч. за счет грамотного использования и правильного планирования операций. Вместе с армией важнейшими инструментами должны быть дипломатия и экономика. Госдеп предлагается сделать основным невоенным средством для взаимодействия с другими странами.

Р. Гейтс отмечает излишнюю бюрократию и неоправданное внимание развитым странам в ущерб взаимодействию с развивающимися. Необходима перестройка этой структуры, а также изменение внутренней культуры ведомства. В структуре Госдепа нужно возродить полноценное Информационное агентство, распущенное в прошлом.

Сохранить лидерство


По мнению Р. Гейтса, для сохранения мирового лидерства необходимы все доступные методы и средства – военные, дипломатические и иные. Армия должна сохранять свою роль, но ее следует применять умеренно и по подобающим поводам. Невоенные силы возьмут на себя всю прочую работу в мирное время. Все эти средства нужно развивать в равной мере.

Как отмечает бывший министр, большинство американцев желает видеть не только экономические и военные успехи своей страны. Еще одно важное желание – чтобы все прочие рассматривали США как ведущую страну и борца за свободы. В обозримом будущем намечается новое многостороннее противостояние, и для получения таких результатов нужны новые методы.

Таким образом, Роберт Гейтс предлагает перестроить внешнеполитические системы и процессы, сделав их максимально гибкими и способными реагировать на любые вызовы. Но нынешняя администрация США придерживается иного мнения. Она сохраняет имеющееся положение дел и предпочитает решать проблемы максимально быстро и грубо. Однако санкции и угрозы применения силы не всегда помогают как при решении актуальных задач, так и в перспективе. Прислушаются ли к мнению Роберта Гейтса – большой вопрос. То же касается и сохранения мирового лидерства в будущем.

Новинка на параде: подвижный разведывательный пункт ПРП-5 «Марс-2000»


ПРП-5 "Марс-2000" на параде в Туле. Фото Vk.com/milinfolive


На парадах 24 июня показали большое количество перспективных вооружений и техники, в т.ч. совершенно новых. Одну из таких новинок продемонстрировали в Туле – по месту разработки. В парадном строю, впервые перед публикой, прошел перспективный подвижный разведывательный пункт ПРП-5 или «Марс-2000». Рассмотрим это изделие подробнее.

Известная история


По известным данным, разработкой ПРП-5 занималось тульское ПАО «НПО «Стрела» с привлечением ряда других организаций. Согласно его открытым документам, весной 2012 г. был подписан контракт с министерством обороны на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка подвижного разведывательного пункта ПРП-5», шифр темы – «Марс-2000».

Следующие упоминания проекта ПРП-5 в открытой печати появились лишь через несколько лет. В начале 2015 г. корпоративное издание группы компаний «РГ» рассказало о работе в последние годы. Среди прочего упоминалось плодотворное сотрудничество ЗАО «Гидросила» (входит в группу «РГ») с НПО «Стрела» по теме «Марс-2000». Утверждалось, что в 2013 г. «Гидросила» изготовила и испытала макет гидравлической подъемной мачты. В 2014-м появился заказ на сборку готовых изделий для установки на опытную технику. Сообщения сопровождались фотографией мачты.

В 2015 г. НПО «Стрела» получило патент №2557770 на новую конструкцию телескопической мачты. После этого имели место споры, дошедшие до суда. В судебных документах упоминалась ОКР «Марс-2000», в рамках которой создавалась мачта. Разбирательства завершились в 2018 г. и, вероятно, повлияли на ход проекта.


Вид с другого ракурса. Фото Russian.rt.com

27 мая 2020 г. ТАСС опубликовало выдержки из беседы с гендиректором ООО «Военно-промышленная компания» Александром Красовицким. Он рассказал о разработке новых образцов техники на базе бронетранспортера БТР-82. В частности, создается «новая боевая разведывательная машина» под названием «Марс-2000». К сожалению, и на этот раз официальное сообщение обошлось без особых подробностей.

Накануне 24 июня в нескольких городах состоялись репетиции праздничного парада, и эти мероприятия традиционно привлекли внимание общественности. На тренировке в Туле был замечен новый образец – ранее неизвестная машина на базе БТР-82, оснащенная специфической башней и другими агрегатами. Вскоре стало известно, что это подвижный разведывательный пункт ПРП-5. Его впервые показали в Туле – по месту разработки проекта.

Технические особенности


К сожалению, большая часть данных о «Марсе-2000» пока не публиковалась. Достоверно известны только предназначение этой машины, тип базового шасси и наличие некоторых агрегатов от смежников. Кроме того, некоторые выводы можно сделать после внешнего осмотра, хотя основные параметры и после этого останутся неизвестными.

Базой для ПРП-5 стало колесное шасси БТР-82. Нетрудно заметить, что при переделке в подвижный пункт разведки бронетранспортер лишается некоторых устройств и получает новые. Так, за погоном башни имеется небольшая надстройка, изменена конфигурация бортовых люков. На месте штатной пушечно-пулеметной башни помещается новый агрегат; за ним на крыше располагается новый кожух неизвестного назначения. Имеют место и другие нововведения. При этом, по всей видимости, сохранены уровень защиты, подвижность и прочие характеристики базового БТР.


Машина крупным планом. Фото Vk.com/milinfolive

На лбу машины, перед командирским люком, вместо штатного прожектора установлен оптико-электронный блок, заменяющий штатный перископ и обеспечивающий лучший обзор в любых условиях. На бортах имеются приборы неясного назначения, вероятно, датчики с боковым обзором.

На месте штатной башни установлен агрегат иной формы с другим составом оборудования. Новая башня имеет лоб сложной формы, а также развитые бортовые и кормовую нишу. В амбразуре установлен крупнокалиберный пулемет, рядом с ним – оптика для наведения. Однако наибольший интерес представляет изделие на крыше башни. Там находится U-образная платформа с качающимся блоком.

Вероятно, это основная часть разведывательного оптико-электронного оборудования. Можно предположить, что именно этот блок интегрирован с мачтой от «Гидросилы» и с ее помощью поднимается на некоторую высоту. Впрочем, наличие таких функций, а также характеристики оптики остаются неизвестными.

Подвижные разведывательные пункты предыдущих моделей несли малогабаритные радиолокационные станции наблюдения за наземными объектами. Экстерьер нового ПРП-5 не выдает наличия или отсутствия РЛС. Если такое оборудование и имеется, то антенное устройство в походном положении убирается в один из кожухов. При этом антенна тоже может нуждаться в мачте для подъема.

На корме, над двигательным отсеком бронетранспортера, находится прямоугольный кожух с трапециевидной крышкой. По бокам от него перевозятся некие трубы. Назначение этих агрегатов неизвестно.

Новинка на параде: подвижный разведывательный пункт ПРП-5 «Марс-2000»

Гидравлическая мачта для ПРП-5. Фото ГК "РГ"

Очевидно, что внутренние объемы корпуса отдаются под те или иные приборы. Необходимы пульты управления аппаратурой разведки, а также средства связи и управления для взаимодействия со штабами, батареями и т.д. Однако состав такого оборудования и его точные возможности пока остаются неизвестными – и неясно, когда их раскроют.

Вероятные возможности


Подвижный разведывательный пункт должен присутствовать на поле боя, следить за местностью и выполнять поиск объектов противника. Данные о выявленных сооружениях, бронемашинах или бойцах передаются вышестоящему штабу для организации удара. Также разведывательная бронемашина способна работать в качестве корректировщика огня. Современные отечественные образцы этого класса оснащены дневными и ночными оптическими приборами, а также РЛС и развитым комплексом связи.

В настоящее время в российской армии имеются пункты разведки нескольких типов, в основном это машины одного семейства – ПРП-4 «Нард», ПРП-4А «Аргус» и ПРП-4М «Дейтерий». Все они выполнены на гусеничном шасси БМП-1 и имеют необходимый набор аппаратуры разведки и связи.

Новейший ПРП-5 «Марс-2000» должен сохранять основные возможности предшественников, но использование современных приборов позволяет повысить ключевые характеристики, а следовательно и эффективность работы. Следует предполагать наличие более «дальнобойной» оптики и улучшенной РЛС. Средства связи должны обеспечивать полноценную работу в существующих и перспективных сетецентрических структурах.


Серийная бронемашина ПРП-4А "Аргус". Фото Vitalykuzmin.net

Применение новой аппаратуры имеет большое значение. На вооружение сухопутных войск поступают образцы и средства поражения с более широкими возможностями, требующие особых средств обеспечения. Перспективные ПРП должны искать цели и выдавать координаты как для «обычных», так и для высокоточных вооружений.

Существенным отличием ПРП-5 от предшественников является колесное шасси. Оно выгоднее гусеничного с точки зрения эксплуатации и возможной стратегической мобильности. Кроме того, бронетранспортер БТР-82 гораздо новее боевой машины пехоты БМП-1/2, а также остается в серийном производстве. Следует учитывать и тот факт, что ООО «ВПК» разрабатывает сразу несколько образцов техники на основе БТР – это обеспечит высокую степень унификации.

Машины серии ПРП-4 сохраняли штатный купол башни БМП-1, что ограничивало доступные объемы и заставляло сокращать вооружение до одного пулемета ПКТ. Новая башня «Марса-2000» отличается большими объемами, и за счет этого вмещает не только аппаратуру, но и крупнокалиберный пулемет – более серьезный аргумент для самозащиты.

Развитие продолжается


Существующие подвижные разведывательные пункты, состоящие на вооружении российской армии, в целом соответствуют актуальным требованиям и эффективно обеспечивают решение огневых задач. Однако в средней перспективе изделия линейки ПРП-4 устареют морально и физически, и им потребуется замена.

Образец для замены, ПРП-5 «Марс-2000», уже создан, построен и, вероятно, проходит испытания. Сроки завершения ОКР, запуска производства и постановки на вооружение пока остаются неизвестными. Однако тот факт, что новую машину открыто показали на параде, может указывать на достигнутые успехи. Есть основания смотреть в будущее с оптимизмом и ожидать скорого появления «Марсов» в войсках.

Картина дня

наверх