На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...
  • Ильдус Мамлеев
    Путин сказал, что Одесса - это русский город. Выводы делайте сами.Договориться не в...
  • Юрий Ильинов
    Антонов прокомментировал поставки Киеву ракет ATACMS ВАШИНГТОН, 25 апр — РИА Новости. Посол России в Вашингтоне Анато...Международные инв...

1941. Куда ехала 16-я армия?

Евгений


В статье использованы следующие сокращения: А — армия, ВО — военный округ, ГШ – Генеральный штаб, ж/д – железнодорожный, КА — Красная Армия, МНР – Монгольская Народная Республика, мд (мп) – моторизованная дивизия (полк), РГК – резерв главного командования, РМ – разведывательные материалы, РУ — Разведуправление ГШ КА, сд – стрелковая дивизия, УР – укрепрайон, тд – 
танковая дивизия, ЧВС – член Военного совета.


В статье использованы обозначения военных округов: АрВО – Архангельский ВО, ЗабВО – Забайкальский ВО, ЗакВО – Закавказский ВО, ЗапВО – Западный особый ВО, КОВО – Киевский особый ВО, ОрВО – Орловский ВО, УрВО – Уральский ВО.

В предыдущей части в воспоминаниях ветеранов говорилось о передислокации войск из Забайкалья в ЗакВО. На южное направление также планировалось перемещение войск из состава УрВО. 10 июня при обсуждении планов о перемещении 16-й А у Сталина принимается решение об изменении ее маршрута с Закавказья на дорогу в ОрВО. 12 июня станции выгрузки армии изменяются вновь: решено направлять войска в КОВО.

Данная версия представлена в книге «Командарм Лукин» авторов В.В. Муратова и Ю.М. Городецкой (Лукиной) и в комментариях историков. Эта версия частично подтверждается воспоминаниями ЧВС армии Лобачева и маршала А.И. Еременко. Заместитель командующего Западного фронта Еременко во время сражения за Смоленск общался с М.Ф. Лукиным и А.А. Лобачевым. От них он мог узнать подробности, связанные с планами использования армии.

Если с 25 мая войска из ЗабВО на самом деле планировались использовать в ЗакВО, то официальная позиция о передислокации войск 16-й А и 57-й тд на Запад является сознательно искаженной. Это искажение событий могло потребоваться для создания облика прозорливых руководителей КА и работников ГШ. В частности, Оперативного управления. Виновным во всех событиях, по официальной версии, оказывается тов. Сталин. Руководитель страны, конечно же, за все отвечает. А являются ли виновными военные эксперты, которые давали ему советы?..

Если можно показать, что 16-я А направлялась в ЗакВО, то и утверждение о планировании перемещения войск УрВО на юг также может оказаться верным. В этом случае перевозки войск двух армий РГК на южное направление вместо западного могут однозначно свидетельствовать о том, что в это время и в ближайшее будущее в ГШ начало войны с Германией не ожидают.

На основе косвенных доказательств попробуем подтвердить указанную выше версию, которая принципиально отличается от официальной точки зрения. Далее по тексту предположения автора будут сопровождаться словом «вероятно» или знаком «?».

Историки о маршруте 16-й армии


Историки знают очень много о предвоенных событиях, в т.ч. и о выдвижении войск из внутренних ВО. Однако описание не всех событий уже вошли в их книги. Приведу фрагмент из обсуждения историков о перевозке войск.

М.Ф. Тимин«Простите, а 26 апреля куда поехали войска?.. Например, если брать АрВО и Забайкальский фронт, то две армии выдвигались совершенно не на границу, не на Украину… Это хорошо известно сейчас. И поэтому представлять вот это выдвижение глубинных армий, как движение на запад...» [неверно. – Прим. авт.].

А.В. Исаев: «в апреле [Армию из УрВО никто. – Прим. авт.] не отправлял… Куда ехала 16-я А?»[/i]

М.Ф. Тимин«В Воронеж… Потом 28-я А ехала... в Ярославль. Потому что никто не ехал именно на западную границу для какого-то «развертывания» там группировки…»

А.В. Исаев«16-я А поехала в Закавказье…»

М.Ф. Тимин«Естественно, что не просто так...»

А.В. Исаев«[16-ю А – Прим. авт.] повернули 10 июня…»

О.Ю. Козинкин«Внутренние округа начали выдвигаться до 11 июня. Они начали [выдвигаться – Прим. авт.] в конце мая...»

А.В. Исаев«В количестве одной армии… 20-я А никуда не девалась… Одна 19-я А. 20-я, 21-я, 22-я поехали гораздо позже. Поэтому они доехали только до рубежа Днепра… Дороги не работали в аварийном режиме. Они работали (абсолютно) в мирном режиме. Технически КА могла выдвинуться дальше…»

При обсуждении событий в мае — начале июня 1941 года на форуме «Военная литература» известный историк С.Л. Чекунов писал писателю О.Ю. Козинкину«Если бы ты знал, куда выводили 16-ю А, то не стал бы [говорить. – Прим. авт.] про «войну с Германией»… Место ее новой дислокации никак не соотносится с войной с Германией…»

Начало передислокации


Решение о передислокации войск из Забайкалья не могли принять без согласования с тов. Сталиным и наркомом путей сообщения. Директива в штаб ЗабВО о начале перемещения войск была отправлена из ГШ в ночь с 25 на 26 мая. Поэтому утром 26-го числа начальник штаба звонит командующему войсками округа, который с 25 мая находится в расположении 16-й А.

На основе журнала посещения кабинета Сталина можно сказать, что вопрос о передислокации войск из ЗабВО мог рассматриваться 23 мая. Для обсуждения вопросов, связанных с железнодорожными перевозками, к 20-00 вызвали наркома путей сообщения Л.М. Кагановича. Вероятно, что-то потребовалось уточнить. 24 мая, помимо других вопросов, руководители КА доложили и по перевозкам войск из Забайкалья. Поскольку шифровку отправили только в ночь на 26 мая, то можно предположить, что с перемещением армии особо не торопились…


26 мая генерал Лукин и дивизионный комиссар Лобачев узнают о начале переброски армии на Запад. «Приказ был настолько неожиданным, что все присутствующие в недоумении переглянулись…»

В штабе округа или в директиве ГШ было указано, что для сокрытия факта передислокации войск отправку эшелонов следует проводить ночью. Танки и часовых на платформах требуется замаскировать. Личному составу при перевозках запрещается открывать двери и люки вагонов. Ответственными за отправку эшелонов были назначены начальник штаба армии полковник М.А. Шалин и ЧВС Лобачев. Было принято решение об отправке в первую очередь 17-й тд для размещения, которой требовалось 40 эшелонов.

Это решение могло быть связано с лучшей боевой подготовкой 17-й тд или наличием большего количества автомашин: 1429 против 1034 в 13-й тд. Из Читы Шалин и Лобачев отправились на разъезд 77, вблизи которого дислоцировалась 17-я тд. М.Ф. Лукин остается в Чите, где вместе с командирами штаба округа готовит документы для ГШ по составу армии. Утром он с секретными документами и с охраной уезжает курьерским поедом в Москву.

ЧВС Лобачев выедет из Читы в 7 часов утра 4 июня и прибудет в Москву поздним вечером 10 июня. Получается, что время в пути курьерского поезда составляло чуть более 6,5 суток. Если М.Ф. Лукин выехал утром 27 мая, то прибыл в Москву поздним вечером 2 июня. С 3.6.41 командующий 16-й А мог знакомиться с документами в ГШ и узнать о месте сосредоточении армии, о ее задачах на ближайшее время и т.д.

Немного информации о воинских поездах


Воинский поезд – это специально выделенный и подготовленный эшелон для перемещения войск, техники и других воинских грузов. До начала войны железные дороги Советского Союза работали в мирном режиме.

И.В. Ковалев (заместитель наркома госконтроля по ж/д транспорту):

В мае — начале июня 1941 года транспортной системе СССР пришлось осуществить перевозки около 800 тыс. призванных из запаса военнообязанных и переброску из внутренних округов в приграничные 28 стрелковых дивизий и 4 армейских управлений. Эту передислокацию войск необходимо было произвести скрытно и без изменения обычного графика движения поездов на железных дорогах…


Л.М. Каганович писал в своих воспоминаниях:

Было поручено [22.6.41. – Прим. авт.]… связаться с начальниками дорог, предупредить их о введении воинского графика и принятии… мер, предусмотренных военно-мобилизационным планом.
Воинский график отличался от мирного тем, что он был параллельным – все поезда, в т.ч. пассажирские, которые были сокращены, имели одинаковую скорость движения и одинаковые технические стоянки…
23 июня… был подписан приказ… о введении воинского графика по всем 44 дорогам ж/д сети Советского Союза… Новым воинским графиком установлен унифицированный вес воинского поезда – 900 т…


Плановая скорость воинских поездов составляла 500 км в сутки. Поездам, следующим для пополнения войск при сражении под Москвой и в Сталинграде, обеспечивали скорость продвижения 800—1000 км/сутки. Упоминается, что в воинском эшелоне было до 50 вагонов.

Не удалось найти информацию о сравнении скоростей движения эшелонов по двухпутным и однопутным железным дорогам в годы войны. В советское время перевозка войск поездами осуществлялась со скоростью на двухпутных ж/д направлениях до 800 км и более, а на однопутных — до 600 км в сутки. Т.е. скорость перевозки войск на однопутном направлении была на 25% ниже, чем на двухпутных.

Воинские поезда могли формироваться из двухосных или четырехосных крытых вагонов и платформ грузоподъемностью 20 или 50 т. Если платформы были 20-тонные, то на них грузили по одному танку или трактору, по одной 152-мм гаубице-пушке, по три автомобиля на две платформы.

1941. Куда ехала 16-я армия?


На схеме можно увидеть, что маршрут перевозки войск 16-й А и 57-й тд от разъезда 77 (300 км восточнее станции Чита) до Новосибирска проходит по двухколейной железной дороге. После поворота на юг движение эшелонов продолжалось по одноколейной дороге, скорость движения должна была снизиться. Если бы эшелоны шли на Запад, то Сталин, направляя войска в Среднюю Азию, увеличил плечо перевозок войск на 2200 км. Но ведь тов. Сталин был хорошим хозяйственником…

 

Расчетные сроки движения первых эшелонов


Попробуем проверить первую точку версии – это изменение маршрута эшелонов 16-й А и 57-й тд с юга на запад 10.6.41 г.

По официальной версии, отправка эшелонов началась 26 мая. Начать погрузку частей 17-й тд должны были сразу после звонка руководителей 16-й А из штаба округа. В соответствии с указаниями эшелоны требовалось отправлять ночью. 26 мая в Чите ночь наступает в 22-13. При проведении расчетов принимаем, что 1-й эшелон 17-й тд ушел после наступления темноты в 23-00 26 мая.

Прибыл этот эшелон в Шепетовку к утру 21 июня. По определению, утро – это время между 6 и 12 часами. Предположим, что эшелон прибыл к 8-00. С учетом 5 часовой разницы время в пути составило около 25,6 суток. Расстояние от разъезда 77 до Шепетовки по среднеазиатскому маршруту составляет 9904 км и средняя скорость движения эшелона равна 387 км/сутки.

Командир 57-й тд указывает время отправления 1-го эшелона «в конце мая». Срочную директиву из ГШ должны были довести до него как можно быстрее. Поэтому логично предположить, что 1-й эшелон дивизии также должен был отправиться в ночь с 26 на 27 мая.


Принимаем, что 1-й эшелон 114-го тп 57-й тд отправился со станции Баянтурмэ (МНР) после наступления темноты – в 23-00 26 мая. Станция Баянтурмэ от до разъезда 77 расположена на удалении 370 км. Эшелон прибыл в Проскуров 21 июня после наступления темноты. С учетом разницы часовых поясов время в пути составило 26,2 суток. Расстояние от Баянтурмэ до Проскурова – 10406 км и скорость движения эшелона составила 397 км/сутки.

Скорости движения обоих эшелонов достаточно близки между собой (387 и 397 км/сутки), но меньше плановой скорости (500 км/сутки). Почему? Первоначально автор ответил бы, что это связано с движением по однопутной железной дороге, и это был бы неправильный ответ…

Расчетные сроки движения эшелонов, отправленных через несколько дней


Рассчитаем скорость штабного эшелона, который прибыл в Читу после полуночи 4 июня. ЧВС Лобачев доложил командующему ЗабВО об отправке эшелонов и узнал о том, что ему следует убыть в ГШ утром на курьерском поезде. А.А. Лобачев прибыл на станцию, где его ожидал эшелон, попрощался с работниками штаба 16-й А и поезд ушел. Предположим, что поезд отправился по маршруту в 3-00 4 июня. Из книги «Командарм Лукин» узнаем об очередной временной отметке при движении этого эшелона:

Да уж поплутал я со штабом, — вздохнул Шалин. — Из Читы на Новосибирск, оттуда штабной эшелон повернули на Семипалатинск, потом Алма-Ата, Джамбул… В Арыси повернули на север, к Актюбинску. О начале войны узнали на маленькой станции, уж и названия не припомню…
«Новохоперск», — подсказал Сорокин…


Расстояние от Читы до Новохоперска по среднеазиатскому маршруту составляет 8313 км. Время в пути с учетом разницы во времени до выступления В.М. Молотова (12-15) — 18,6 суток. Скорость движения эшелона составила 449 км/сутки. Получается, что уменьшение скорости первых эшелонов не связана с их движением по одноколейной дороге.

Проверим это утверждение для другого эшелона, который двигался в середине вереницы из воинских поездов. Это эшелон 404-го артполка 109-й мд (5-го мехкорпус), который прибыл на станцию Чита 5.6.41 г.


В соответствии с записями в дневнике И.У. Москвина эшелон отправился со станции Чита в 16 часов 5 июня и прибыл в Саратов рано утром 22 июня. Автор посчитал, что рано утром – это 6 часов. Время в пути с учетом разницы во времени — 16,8 суток. Расстояние между станциями Чита и Саратов составляет 7867 км и скорость движения эшелона равна 468 км/сутки. Эта скорость сопоставима со скоростью штабного эшелона (449 км/сутки).

По записям И.У. Москвина можно даже определить скорость перевозки эшелонов по двухпутной Транссибирской магистрали. В дневнике указано, что поезд отправился из Читы в 16 часов 5 июня, а прибыл в Иркутск 7 июня под вечер. Принимаем, что под вечер – это в 17 часов. При времени в пути 2,04 суток и расстоянии 1010 км скорость эшелона составила 495,1 км/сутки, т.е. оказалась достаточно близкой к плановой скорости (500 км/сутки). Выходит, что при движении эшелонов по Транссибирской магистрали до Новосибирска и далее по однопутной среднеазиатской железной дороге скорости эшелонов составили 449 и 468 км/сутки! Это тоже достаточно высокие скорости движения воинских поездов.

Может быть, секрет более низких скоростей движения первых эшелонов связан с задержкой времени при изменении их маршрута? А когда должен был прибыть на станцию Арысь 1-й эшелон 17-й тд?

В зависимости от скорости движения 449—468 км/сутки он должен был прибыть на станцию Арысь (расстояние от 77-го разъезда до ст. Арысь 5554 км) с 23-00 7 июня до 11-00 8-го. Если скорость эшелонов была несколько ниже, то расчетное время прибытия сдвигается и эшелон мог прибыть позже.

С приближением эшелонов 17-й и 57-й тд к станции Арысь они замедляли ход или останавливались на полустанках, ожидая решения о своем дальнейшем маршруте от наркома обороны, начальника ГШ и руководителя Советского Союза товарища Сталина.

Это предположение подтверждается воспоминаниями ветеранов. В соответствии с ними первые эшелоны следовали без остановок на больших станциях и останавливались только на полустанках для питания и на обслуживание или смену паровозов. Еду в вагоны приносили в ведрах. По нормативам – остановка для питания составляла 1 час. Снова вернемся к дневнику командира взвода И.У. Москвина:

В Иркутск прибыли 7 июня под вечер… В полдень 8 июня эшелон двинулся в Красноярск...


Остановка в крупном городе тянулась около 19 часов! Военнослужащие других эшелонов даже гуляли по станции, выгуливали лошадей… С этого момента никто и никуда некоторое время не торопится… Ни в Закавказье, ни на войну с Гитлером…

И.У. Москвин:

В Новосибирск прибыли 13 июня. В пути почему-то нас долго держали на станциях. В Новосибирске стояли недолго, где-то не более часа…


В Новосибирск эшелон прибыл 13 июня. В дневнике не отмечается: утро это, или день или вечер. Предположим, что это 10-00. Тогда время в пути – 4,96 суток. При расстоянии 1850 км скорость движения эшелона составила 373 км/сутки. Если эшелон прибыл позже, то скорость движения еще более уменьшится.

Таким образом, скорость движения уменьшилась, появились длительные стоянки на больших станциях. Даже организовали внеплановую помывку личного состава, который ранее мылся только на станции Арысь... Задержка могла быть связана с пробкой из воинских эшелонов, скопившихся от Красноярска до станции Арысь в ожидании своей участи…

Если бы эшелоны сразу двигались не в Закавказье, а на Запад, то не потребовалось уменьшать скорость движения эшелонов и тратить время на длительные их простои. Все это подтверждает версию о том, что перед 10 июнем в Москву снова поступает некая шоковая информация результатом обсуждения, которой является изменение маршрутов 16-й и 22-й армий с южного направления на западное. Но не в западные ВО! Об этом говорили и историки, знакомые с архивными документами. Эшелон 333-го артполка 152-й сд, который отправлялся позже уже следовал без больших остановок.

 

Вероятные события в кабинете Сталина


Когда же было принято решение об изменении маршрута эшелонов 16-й А и 57-й тд?

7 июня в кабинете Сталина оставались военные и нарком нефтяной промышленности Седин. Выходили и заходили Берия и Маленков. Учитывая меры повышенной секретности, связанные с разработкой планов командармами Лукиным и Ершаковым, можно сказать, что наиболее вероятно эти планы докладывались Сталину 9 июня с 16-00 до 17-00. Учитывая поступившие новые РМ Сталин окончательно закрыл вопрос с иранскими планами военных…


После поворота эшелонов 16-й А и 57-й тд железнодорожное сообщение среднеазиатских республик со всей страной резко затруднилось. Предположительно решение с изменением маршрута перевозки войск связано с некими РМ, которые поставили под сомнение достоверность давно имеющихся материалов РУ ГШ КА…

10 июня в НКГБ поступил срочный запрос об уточнении данных: «Мы получили срочное задание соответствующих инстанций… Вопросы, подлежащие разработке, следующие:

1. Общая численность взятого в германскую армию контингента и его возрастной состав с распределением по сухопутным войскам, войскам СС и СА, воздушным силам, резервной сухопутной армии и морскому

флоту.

2. Организационно-штатная структура германских войсковых соединений: пехотных дивизий, танковых дивизий, тяжелых танковых дивизий, моторизованных дивизий, горнострелковых дивизий, дивизий воздушной пехоты, парашютных дивизий, корпусной артиллерии, артчастей РГК…

3. Общая численность у Германии танков, бронемашин, боевой авиации (по ее типам), транспортной авиации (по ее типам), артиллерии РГК.

4. Достигнутая производственная мощность в Германии по среднемесячному выпуску танков, броневиков, боевых самолетов, орудий…, порохов, взрывчатых и отравляющих веществ…

5. Над какими опытными образцами танкового, авиационного и артиллерийского вооружения работают германские военная промышленность и военное ведомство; каковы основные показатели этих опытных образцов; что за вторую половину 1940 года и в 1941 году из новых образцов вооружения принято на серийное производство. При этом особенно важно выявить:

— по танкам: максимальную толщину и силу сопротивления брони; типы танков с максимальным весом и вооружением и количество в Германии танков весом от 45 тонн и выше;

— по ВВС особенно важны: максимальная скорость новых и модернизированных истребителей и бомбардировщиков, максимальные мощности моторов, максимальные дальности истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов; максимальная бомбовая нагрузка и самолеты с наиболее мощным пушечным вооружением.

6. Дислокация штабов немецких армий и штабов армейских групп на всех театрах военных действий Германии против СССР… Немецкие штабы на территории Румынии, штабы армейских групп (фронтов) в районе Лодзь—Спала… и Краков.

7. Количество немецких дивизий и корпусов к востоку от реки Одер, т.е. линии Моравская Острава—Бреслау—Штеттин. При этом особенно важно выявить состав войск в районах: Ченстохов, Катовице, Краков, Лодзь, Познань, Бреслау; Познань, Франкфурт-на-Одере, Бреслау и Данциг, Штеттин, Бромберг…

8. Деятельные данные по строительству УР против СССР и аэродромных узлов… При этом особенно важны данные по состоянию УР в пограничной полосе по реке Висле (Варшавский УР, Демблинский УР); по Восточной Пруссии и по рекам Прут, Серет (Молдавия).

9. Суточная пропускная способность железных дорог к востоку от р. Одер до нашей границы от Мемеля до Карпатской Украины.

10. Постараться добыть сведения о планах военных операций против СССР (в любой форме: документальные, высказывания и т.д.)…»


Кто является инициатором этого запроса? Задание могло идти или от тов. Сталина или оно инициировано вождем через РУ. Если оно шло через РУ ГШ КА, то задание им сформулировали 9 июня.

Движение 16-й армии по Транссибирской магистрали


О перемещении 109-й мд во многих источниках встречается информация, что первые эшелоны со штабом дивизии, подразделениями 381-го мп, часть подразделений 602-го мп и некоторыми спецподразделениями уже 18 июня выгрузились на станции Бердичев и разместились в 10 км от нее в Скруглевских лагерях.

Эти эшелоны вышли где-то около 3-го июня, а прибыли раньше первых эшелонов танковых дивизий? Как такое могло быть? Ведь первые эшелоны танковых дивизий прибыли 21 июня?

Расстояние между станциями Харанор (место дислокации 109-й мд) и Бердичев по Трассибирской магистрали составляет 7517 км. Если какие-то эшелоны 16-й А следовали по Транссибирской магистрали, то они должны были отправиться по ней на Запад 10 или 11 июня. В этом случае они могли прибыть 18 июня в Бердичев. Эшелонам пришлось бы двигаться со скоростью 450-500 км/сутки.

Это предположение совпадает со сроком изменения конечной точки маршрута войск из Забайкалья. Теперь им не требовалось двигаться по среднеазиатскому маршруту. Однако Транссибирскую магистраль с 13-го июня должны были уже заполнять эшелоны 22-й А, которые получили приказ выдвигаться в ЗапОВО…

Некоторые разведсообщения


Сообщение от Экстерна (20.5.41):

«В ближайшее время будут заняты Турция и Персия. Несколько дней тому назад в Турцию были отправлены кадры немецких агентов для подрывной работы и военного шпионажа…»


Из донесения немецкого агента в советском полпредстве в Берлине «Петера» (27.5.41):

Вчера вечером... передал Филиппову сообщение… Шмидт высказал мнение, что главный вопрос в данный момент — это вопрос арабских народов и установления нового порядка в арабском мире… Германия стремится добиться и на Ближнем Востоке таких же всеобъемлющих, рассчитанных на длительное время решений, каких она добилась на Балканах, и хочет умиротворения и стабильности также и в арабском мире…


Сообщение от Рамзая (июнь 1941):

Берлин информировал Отт, что немецкое выступление против СССР начнется во второй половине июня… Причины для германского выступления: существование мощной КА не дает возможности Германии расширить войну в Африке, потому что Германия должна держать крупную армию в Восточной Европе. Для того чтобы ликвидировать полностью всякую опасность со стороны СССР, КА должна быть отогнана возможно скорее…


У. Черчилль:

10 июня [разведывательное сообщество. — Прим. авт.] заявило: «Во второй половине июня мы станем свидетелями либо войны, либо соглашения»…
И наконец, 12 июня оно сообщило: « Сейчас имеются новые данные, свидетельствующие о том, что Гитлер решил покончить с помехами, чинимыми Советами, и напасть»…


Сообщение от Старшины (11.6.41):

В руководящих кругах германского Министерства авиации и в штабе авиации утверждают, что вопрос о нападении на Советский Союз окончательно решен. Главная штаб-квартира Геринга переносится из Берлина предположительно в Румынию. 18 июня Геринг должен выехать на новую штаб-квартиру…

Картина дня

наверх