Район Серро Асуль расположен в 132 километрах к югу от города Лима и является портом провинции Каньенте. Это поселение связано с «Camino longitudinal de la Costa» и интегрировано в большую дорогу инков. История Серро Асуль насчитывает множество интересных эпизодов, однако в данной статье речь пойдёт об археологических особенностях этого региона. И последствиям, к которым они могут привести.
Близость к столице делает Серро Асуль одним из популярных туристических направлений Перу, до которого легко добраться на протяжение всего года. Здешние пляжи и холмы, обилие морских птиц и млекопитающих и археологические объекты культуры Уарко, оставляет у посетителей желание вновь возвращаться к побережью Тихого океана и наслаждаться красотами перуанской косты. Конечно же, первое, что бросается в глаза по прибытии на место - это обширный пляж порта, пирс и холмы Эль-Фрайле и Сентинела, образующие залив Серро Асуль. Размер археологического участка Серро Асуль составляет порядка 35 гектар. Сама местность немного возвышается над скалистым мысом. На вершине холмов располагаются руины, которые историки официально относят к позднему горизонту империи инков (1400-1532 гг). Остатки сооружений состоят как из адобов, так и из плотно уложенных гладких камней, встречающихся на многих известных исторически памятниках. На восточной стороне располагается Серро Камачо, большой природный курган с искусственными террасами. Рядом с ним есть область, предварительно считающаяся инкским кладбищем. Археологическая область Серра Асуль окружена искусственными насыпями, из которых видны остатки сооружений, относящихся не только к инкскому периоду, но и к культуре, предшествующей инкам на этой территории. Эта культура называлась уарко и существовала здесь во времена позднего промежуточного периода (1000 - 1400 гг). Уарко использовали самые плодородные на тот момент зоны региона и создали там целую систему каналов для выращивания сельскохозяйственных культур. Археологические свидетельства указывают на то, что уарко жили в постоянной конфронтации со своими соседями. Это вызвало необходимость возведения системы укреплений рядом с устьями каналов в стратегических точках, особенно в нижней части региона. Например, крепость Унгара, расположенная на естественном мысе в южной части, недалеко от начала системы каналов, по-видимому, защищала от набегов с юга. Крепость Серро Асуль находилась на севере, вплотную к береговой линии. С неё можно было наблюдать за любыми попытками вторжения с моря. И, наконец, крепость Канчари, расположенная на восточной части территории, вероятно, защищала от нападок со стороны серранских общин из ущелья Покото. Важно также отметить наличие следов стены, которая, скорее всего, опоясывала всю территорию уарко. Однако на сегодняшний день возможные места её расположения находятся на территории разрастающихся сельскохозяйственных полей. И деятельность человека уничтожает архитектурные памятники. Но вернёмся к культуре уарко. После весьма длительного периода расцвета, на её территорию вторгаются инки. Что приводит к началу серьезного противостояния. Колониальные хроники повествуют о конфронтации между аборигенами и инками. Вражда началась с прибытия армий из Куско через горы, и оккупацию ими средней части долины, где инка Тупак Юпанки приказал построить ряд поселений, предназначенных для поддержки военной кампании против уарко. Педро Сиеса де Леон сообщал в своих хрониках: «...Рядом с долиной Мала, менее чем в пяти лье (примерно 27 км), находится Уарко, широко известный в этом королевстве и полный фруктовых рощ. Особенно много там ароматных гуав. Пшеница и кукуруза также хорошо произрастают в этом регионе. А кроме того, здесь хорошо принимаются и деревья, привезенные из Испании...
... Местные жители говорят, что раньше в этой долине жило очень много людей, которые конфликтовали и с теми, кто пришёл с гор, и с другими жителями равнины. Когда инки сделали попытку завоевания уарко, как они делали со всеми народами и племенами, обитавшими рядом с их границами, то местные жители, не желая становиться рабами империи, начали активное сопротивление. Их отцы даровали им свободы, и уарко сопротивлялись храбро и отважно». Падре Хосе де Акоста также рассказывает, что население Уарко противостояло инкам. Кусканцы же, делая вид, что заключают мирное соглашение, согласились принять участие в рыболовной церемонии, устраиваемой уарко. Воспользовавшись тем, что крепости были оставлены местными воинами, армия инков углубилась в долину и взяла под свой контроль весь регион. После чего все участники сопротивления были жестоко наказаны. А вот что писал об этих событиях Гарсильясо де ла Вега: «Уарко вместе с жителями долин Чилка и Мала управлялись одним вождём, которого называли Чукиманку. Несмотря на усердное сопротивление со стороны прибрежных аборигенов, их сопротивление было сломлено армией инков».
Поражение Уарко и завоевание Каньете означали их присоединение к Тавантисую. Вместе с этим произошли серьезные социальные, политические и экономические изменения в регионе. Присутствие инков в долине также стало выражаться в архитектуре различных сооружений, которые стали больше походить на привычные для жителей кусканского региона. Особенно сильно выделялась большая крепость на холме близ моря, не уступавшая самым значимым сооружениям, которые принято относить к империи инков.
Это грандиозное сооружение упоминается в трудах Педро де Леона: «...И они также рассказывали, что верховный инка приказал, чтобы кварталы и холмы были переименованы в привычные для жителей долины Куско названия. После окончания войны и падения Уарко, его защитники были порабощены, а владения перешли под юрисдикцию инков. Возвратившись с триумфом обратно в Куско, император приказал в честь победы возвести на высоком холме захваченной долины самую изящную и эффектную крепость во всём королевстве Перу. Крепость должна была быть построена из больших каменных плит и искусно обработанных блоков и содержать в себе большие проходы и дворы. И из этой крепости спускалась бы лестница прямиком к морю».
Также в конце XVI века Диего де Молина обращал внимание на эту крепость, записав в своих документах, что в Уарко есть крепость, стоящая совсем рядом с морем. Лизаррага тоже вкратце сообщал, что в долине Каньете есть крепость, с которой легко охранять гавань. Возник вопрос в том, действительно ли руины Серро де Асуль являются той самой крепостью, упомянутой в хрониках. Вот что об этом может сказать археология:
Первым автором, кто предложил, идентифицировать крепость Уарко с осадой региона инками был Эухенио Ларрабуре. В поисках описанной Педро де Леоном крепости, он организовал экспедицию и нашёл её. Ему посчастливилось наблюдать следы высоких глинобитных стен, защищающих строение, а также нечто вроде каменного балкона, выступающего над морскими волнами, а рядом с утёсом остатки лестницы длинной около 50 метров. Однако, кроме этого, Эухенио Ларрабуре констатировал тот факт, что большое количество камней, из которых была собрана крепость, растаскиваются местными жителями для постройки ими собственных зданий.
В 1887 году долину Каньенте также посещал Эрнс Миддендоф, исследуя Серро Асуль и курганы, расположенные на вершинах холмов. Немецкий путешественник отмечал, что наблюдал аналогичные архитектурные особенности с Пачакамаком, расположенном на севере, ближе к современной столице Перу Лиме. Здесь также присутствовали аналогичные адобы и трапецевидные ниши. Эрнс Миддендоф сделал заключение, что это была та же самая крепость, которую описал Педро де Леон.
Первые исследования объекта были проведены Альфредом Кребером в 1925 году, наряду с другими его изысканиями в долине Каньете. Выдающийся американский антрополог ограничился изучением двух конкретных археологических объектов: Серро Дель Оро и Уарко Серро Асуль. После признания этих мест археологическими памятниками были осуществлены попытки возврата некоторых артефактов, украденных черными археологами из захоронений. Все вместе эти действия помогли установить наличие двух археологических культур: среднего Каньете, соответствующего среднему горизонту, и позднего Каньете, датированного поздним промежуточным периодом. В это же время Кребер сделал общий эскиз археологического памятника и обозначил буквами найденные здания. Культурная принадлежность объекта была определена через материал, извлеченный из некоторых ранее разграбленных захоронений 1, 5, 5a, 6, 8 и 8a возле Серро Фрайле и Серро Камачо. Исследователи не нашли признаков средней культуры Каньете, но ссылаются на сходство с некоторыми материальными особенностями поздней культуры Каньете и Чинча. К 1982 году исследователь Джойс Маркус из Мичиганского университета провел изыскания, направленные на изучение политической организации и степени экономического развития в доиспанских обществах. В первый сезон раскопки велись в курганах с архитектурными особенностями инков (имеются ввиду структуры 1 и 3). Структура 1 расположена на вершине холма Серро Фрайле и состоит из здания из адобов с трапецивидными нишами и прочими особенностями инкской архитектуры. Топография холма показывает форму структуры. Авторы считают, что строители выбрали это место по двум причинам: его расположение на берегу моря и труднодоступность. Раскопки показали различные архитектурные элементы, такие как: кварталы, коридоры, дворы, пандусы и смотровая площадка с выходом к морю. Считается, что одна из функций этого здания была связана с различными морскими обрядами. Структура 3 находится на вешине холма Сентинела и имеет вид каменной башни. Вероятно, целью строителей было достижение такой формы конструкции, что одна часть её возвышалась бы над холмом, а другая - выходила к морю. На северной части можно увидеть пандус из адобов, который, вероятно служил для подъёма к вершине башни. Джойс Маркус отмечает, что это здание может быть, так называемой, крепости уарко, упоминающейся в хрониках. Состояние конструкции сейчас очень плохое. Остался только фундамент, прикрепленный к материнской части холма. Считается, что это здание больше всего пострадало за последние четыре века, так как каменные элементы его конструкции были очень популярны у местных жителей, и те, как уже упоминалось выше, разбирали её под свои нужды. Из-за сильного разрушения памятника Уарко-Серро Асуль всё ещё остаются некоторые сомнения в том, является ли он остатками той самой крепости инков, о которой говорится в исторических хрониках или нет. Предварительно, Маркус всё же относит расположение крепости к участку между Тихим океаном и восточными склонами Серро Камачо. На текущий момент Джойс Маркус и его команда полностью раскопали курганы D и 9. Курган D - это здание, расположенное в юго-западном углу центральной площади и состоящее из корпусов, проходов, жилых помещений, кухни и места для хранения рыбы, что может указывать на то, что это был довольно элитный жилой комплекс. Курган 9 расположен недалеко от юго-западного угла Кургана D. Это здание, в основном, имеет корпуса для сушки и хранения рыбы. Кроме того, был найден глинобитный дом, который может принадлежать человеку, управлявшему распределением продуктов. Итого, археологические исследования на объекте Эль Уарко - Серро Асуль и исторические источники дают нам представления о конфликте между империей инков и местными жителями этого региона, называемые уарко. Некоторые источники косвенно утверждают, что археологический объект Уарко - Серро Асуль и есть знаменитая крепость Уарко. Кроме того, считается, что наличие конструкций с архитектурными особенностями инков над скалами и видом на море может говорить о возможной ритуализации или сакрализации ландшафта данного участка. Однако конечная функция объекта Эль Уарко всё ещё считается до конца не определенной. Таковы исторические справки касательно архитектурного комплекса Эль Уарко. Как видно, несмотря на длительные археологические раскопки и наличие информации об объекте в исторических хрониках до сих пор остаётся незакрытым вопрос о конечном предназначении башни Серро Асуль. Нам же этот объект интересен в первую очередь тем, что оставшиеся в его фундаменте блоки и по своей форме, и по стилю укладки идентичны не только руинам, возле и поверх которых инки строили свои сооружения, но и стенам на острове Пасхи. Базальтовая полигональная кладка. Дворец Инки в Куско
Стоит отметить, что каменные блоки Серро Асуль изготовлены из вулканического туфа, из которого, например, изготовлены объекты в Пума-Пунку (Боливия). Но проблема в том, что в районе Серро Асуль нет месторождений вулканического туфа, а значит его привозили откуда-то издалека.
Пума-Пунку (Боливия) Остров Пасхи же располагается более чем в 3700 километрах от побережья Перу, и считается, что инки там не были, а заселение острова происходило с противоположной стороны. Однако блоки в основании башни Серро Асуль относят именно к инкскому периоду времени, а раз типология разрушенных на Рапа-Нуи стен та же, то и принадлежать они должны инкам! Но каким образом индейцы могли преодолеть почти 4000 км по Тихому океану, не имея навыков развитого мореплавания?
Получается, что либо всё-таки инки были гораздо более развитой культурой, чем принято сейчас считать, либо руины не только острова Пасхи, но и Серро Асуль, и наиболее качественные постройки долины Куско - дело рук совсем иной культуры или даже цивилизации.
Свежие комментарии