На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

ПРАНАЯМА

Антарио Ар Мате

ПРАНАЯМА

«Прана» в переводе с санскрита означает «жизнь, дыхание, жизненная энергия». Согласно учению йоги, она присутствует всюду и материя неотделима от «Праны». В переводе с санскрита «Яма» означает не только «смерть, бог смерти», но и «прекраще­ние, остановка, задержка». Отсюда «Пранаяма» переводится как смерть (покорение, обуздание) бесконтрольному, хаотично­му распределению праны. Иными словами, это контроль над энергией человека. Другой вариант перевода — это «остановка дыхания», «задержка дыхания».

Основными путями получения организмом энергии являются прием пищи и жидкостей, дыхание и поглощение всевозможных излучений, включая космические. Йог должен контролировать все эти каналы и использовать энергию в соответствии с законами природы и общества. Взаимодействие с космическими излучениями является предметом обучения Лая-йоги и Тантра-йоги. Поэтому они выходят за рамки этой книги, хотя Элементы самовнушения, воздействия космической энергии используются при выполнении упражнений каждодневного утреннего комплекса и Пранаямы.

Во время еды йоги советуют представлять себе, что в процес­се жевания энергия, составляющая структуру пищи и определяющая ее форму, высвобождается и поглощается рецепторами языка и неба. Это можно легко проследить при употреблении в пищу на голодный желудок предварительно отмоченных в воде в течение нескольких часов урюка, кураги или свежих абрикосов, яблок и дыни. При тщательном пережевывании и перемешивании языком этой пищи появляются ощущения, будто по коже лица, головы прокатываются волны легкой прохлады, вибраций. Это самая грубая «прана», но и она в первую очередь воздействует на центральную нервную систему, а через нее на все тело.

Потренировавшись в течение нескольких дней на получении подобных ощущений, вы легко сможете поглощать эту энергию пищи и из других продуктов. Во всех случаях обязательным условием является тщательное пережевывание пищи, высвобождающее «прану». То же самое происходит при перемешивании языком жидкости и воды, входящих в ежедневный рацион. Если не пить воду в течение нескольких часов (для получения нужных ощущений у начинающих), а потом набрать в рот небольшое ее количество (обязательно сырой, комнатной температуры) и не глотать сразу, а перемешивать ее языком, то тоже можно ощутить волны прохлады и свежести, разливающиеся по лицу и всему телу.

С точки зрения современной науки эти энергетические ощуще­ния объясняются воздействием на нервные рецепторы языка и неба свободных радикалов и ионов пищи и воды, образующихся во рту при жевании и перемешивании питательных веществ. Ощу­щение разливающейся по всему телу свежести — результат рефлекторных реакций со слизистой оболочки полости рта. Ре­комендации йогов по поглощению «праны» должны быть приняты вследствие их несомненной пользы уже хотя бы потому, что они требуют тщательного пережевывания пищи, а это само по себе чрезвычайно полезно.

Без пищи можно прожить около 2 мес, без воды — примерно неделю, а без воздуха считанные минуты. Такое соотношение показывает необыкновенную ценность дыхания для жизнедея­тельности организма. Согласно представлениям йогов, «прана» содержится в воздухе и диктует необходимость дыхания. А поскольку процесс дыхания в йзвестной степени поддается волевой регуляции, йогами разработаны специальные дыхательные уп­ражнения, позволяющие максимально использовать «прану». Они и составляют основу всей ступени Пранаямы.

Наукой установлено, что в воздухе содержатся радикалы молекул, без которых жизнь человека и животных невозможна.

Это так называемые отрицательные ионы воздуха. Когда живот­ных помещали в комнату, в которую подавали воздух, очищен­ный от отрицательных ионов с помощью специальной установки, животные быстро погибали, несмотря на нормальные соотноше­ния всех газовых составляющих воздуха. Возможно, что «прана» воздуха и представляет собой отрицательные ионы. Ученые уже давно занимаются поиском «праны». По мнению одних «прана» — это озон, по мнению других это азот, по мнению третьих — это углекислый газ (СОг), а сами йоги считают, что «прана» — это космические флюиды, которые в сочетании с солнечной энергией дают жизнь.

Пребывание в лесу, в горах, на берегу реки, озера или моря освежает, прибавляет сил и является одним из факторов, способ­ствующих долголетию и высокой работоспособности, поскольку в этих местах всегда в изобилии в воздухе содержатся отрица­тельные ионы. В мало проветриваемых, герметичных, душных помещениях гораздо меньше этих ионов, зато много вредных положительных ионов, отработанных ядовитых продуктов обмена веществ, поэтому находиться в таких помещениях длительное время тяжело и небезопасно для здоровья.

Йоги установили, что медленное, редкое дыхание способ­ствует максимальному извлечению из воздуха «праны», т. е. космических флюидов.

Поэтому на этих страницах мы часто напоминаем о неглубо­ком дыхании во время упражнений, о пользе задержки дыхания после выдоха, что ведет ко второму немаловажному эффекту дыхания йогов — накоплению в крови, в клетках и тканях организма углекислого газа. Углекислый газ, углекислота и ее соединения играют очень важную роль в жизнедеятельности организма. Углекислота участвует в распределении ионов натрия в тканях, регулируя тем самым возбудимость нервных клеток. Влияет на проницаемость клеточных мембран, активность многих ферментов, интенсивность продукции гормонов и степень их физиологической эффективности, процессы связывания белками ионов кальция и железа.

Существует прямая зависимость между концентрацией углекислоты в крови и интенсивностью функционирования пищеварительных желез (слюнных, поджелу­дочной, печени), а также желез слизистой желудка, образую­щих соляную кислоту. От содержания в крови углекислоты зависит поступление в ткани кислорода. Наконец, углекислота играет важную роль в постоянстве кислотно-щелочного равно­весия, в биосинтезе белка и карбоксилировании аминокислот.

Этот перечень можно продолжить, но даже изложенного вполне достаточно, чтобы не считать углекислоту простым «шлаком», который необходимо как можно быстрее вывести из организма. Ниже будет описан вред чрезмерного выведения углекислого газа (продукта расщепления углекислоты) из организма.

При­сутствие углекислоты — это обязательное условие существования человека, и сложилось оно исторически, когда возникла жизнь на Земле. Согласно современным воззрениям, это произошло несколько миллиардов лет назад. Атмосфера нашей планеты была тогда перенасыщена углекислым газом (свыше 90 %), и он стал естественным строительным материалом живых клеток. (Реакция биосинтеза растений — поглощение углекислого газа, утилизация углерода и выброс кислорода в атмосферу — извест­на сейчас каждому школьнику.) Постепенно это привело к изменению состава воздуха, но внутренние условия работы кле­ток по-прежнему определялись высоким содержанием углекис­лоты.

Первые животные, появившиеся на Земле и питавшиеся растениями, находились все же в атмосфере с высоким содер­жанием углекислого газа. Поэтому их клетки, а позже и создан­ные на базе древней генетической памяти клетки современных животных и человека нуждаются в углекислой среде внутри себя (6—8 % углекислоты и 1—2 % кислорода) и в крови (7—7,5 % углекислого газа). Растения утилизировали почти весь углекис­лый газ воздуха, и основная его часть в виде углеродных сое­динений вместе с гибелью растений попала в землю, превратив­шись в полезные ископаемые (уголь, нефть, торф). В настоящее время в атмосфере содержится около 0,03 % углекислого газа и примерно 21 % кислорода. Но для нормальной жизнедеятель­ности в крови должно быть 7—7,5% углекислого газа, а в альвеолярном воздухе — 6,5 %. Извне его получить нельзя, так как в атмосфере почти не содержится углекислого газа.

Живот­ные и человек получают его при полном расщеплении пищи, так как белки, жиры, углеводы построены на углеродной основе, при сжигании с помощью кислорода в тканях образуется бесценный углекислый газ — основа жизни. Все искусство дыхания заклю­чается в том, чтобы почти не выдыхать углекислый газ, терять его как можно меньше. Дыхание йогов как раз соответствует этому требованию. А дыхание обычных людей — это хроническая гипервентиляция легких, избыточное выведение углекислого газа из организма, что обусловливает возникновение около 150 тя­желейших заболеваний, именуемых нередко болезнями цивили­зации.

Среди них такие, как гипертоническая болезнь, атеро­склероз, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и др. Гипервентиляция легких в течение короткого времени (несколь­ ких десятков минут) приводит к смерти из-за потери углекислого газа организмом. Каждый может убедиться в этом на себе: если часто и глубоко подышать, появляется головокружение, вплоть до потери сознания. А если и дальше человеку гипервентилировать легкие, например, с помощью аппарата искусствен­ного дыхания — наступит смерть.

Сам же человек, потеряв сознание, перестает неправильно дышать, так как теряет волевой контроль, и дыхание приходит к физиологически допустимому уровню, углекислого газа из организма выводится меньше, и человек приходит в себя.

При хронической гипервентиляции лег­ких из-за частого и глубокого дыхания человек тоже теряет больше углекислого газа, чем допустимо. Если защитные механизмы плохо срабатывают, происходит перевозбуждение нервной системы; сдвиг кислотно-щелочного равновесия внутренней-среды организма в щелочную сторону, что нарушает обмен веществ. Это выражается в снижении и нарушении иммунитета (склон­ ность к аллергическим, простудным и воспалительным заболеваниям, отложение солей, ожирение или похудание, нарушения работы желез внутренней секреции и т. д., вплоть до развития опухолей).

Чаще всего, поскольку углекислый газ жизненно необходим, при его чрезмерной потере в той или иной степени включаются защитные механизмы, пытающиеся остановить его удаление из организма. К ним относятся: 1) спазм сосудов, бронхов и спазм гладкой мускулатуры всех органов; 2) сужение кровеносных сосудов; 3) увеличение секреции слизи в бронхах, носовых ходах, развитие аденоидов, полипов; 4) уплотнение мембран вследствие отложения холестерина, что способствует развитию склероза тканей; 5) повышение функции щитовидной железы. Все это моменты вместе в затруднением поступления кислорода в клетки при понижении содержания углекислого газа в крови (эффект Вериго — Бора) ведут к кислородному голода­нию, замедлению венозного кровотока (с последующим стойким расширением вен). Кислородное голодание жизненно важных органов вызывает подъем артериального давления (гипертонию) и возбуждение дыхательного центра, что ведет к еще большей гипервентиляции, вымыванию углекислого газа из организма.

Спазмы коронарных сосудов приводят к гипоксии миокарда, вплоть до развития инфарктов. Спазмы мозговых артерий вызы­ вают головную боль, головокружение, бессонницу, расстройства функций головного мозга, инсульты. Склероз сосудов обусловливает их хрупкость, потерю эластичности, нарушения гемоди­намики, обмена веществ, преждевременное старение. Все это последствия гипервентиляции, которой страдает почти все чело­вечество. При нормализации дыхания содержание углекислого газа в организме достигает должного уровня и ликвидируются все перечисленные выше патофизиологические состояния. Если еще больше уменьшить Дыхание, как это советуют йоги, то у человека разовьется сверхвыносливость, высокий потенциал здоровья, возникнут все предпосылки к долголетию.

Занятия упражнениями йогов уменьшают дыхание и увеличи­вают содержание углекислого газа в организме, этому способ­ ствует также дозированное голодание (24—36 ч в неделю), вегетарианство (в частности, сыроедение), закаливание, массаж и самомассаж (особенно перекатывания кожи, глубокий массаж надкостницы, сегментарный, меридианный и точечный массаж), подъем на умеренные высоты (2—4 км), некоторые лекарствен­ные травы (раувольфия и др.), психический покой, аутогенная тренировка, расслабление мышц, умеренная физическая нагрузка.

Усилению дыхания и вымыванию углекислого газа из орга­низма способствуют неграмотно построенная глубокодыхатель­ная гимнастика, переедание, употребление пищи животного происхождения (мясо, рыба, яйца, птица, сало й т. д.), чая, кофе-какао, шоколада, сахара; курение, употребление алкогольных напитков, наркотические вещества, большинство лекарств, перегревание, постельный режим, сон (особенно на спине), предметы бытовой химии, гиподинамия, нервно-психические напряжения (стресс), азартные игры, половые излишества и т. д.

Многие энтузиасты йоги неправильно себе представляют фи­зиологию дыхания и, изучив полное дыхание йогов, стараются целый день дышать по этому методу, нанося себе большой вред.

Надо твердо уяснить: гипервентиляция в состоянии покоя вредна! Нужно стараться все время дышать неглубоко (чтобы дыхания не было ни заметно, ни слышно) и редко, стремясь максимально растянуть автоматические пуазы после каждого выдоха. Только в некоторых упражнениях Пранаямы и при фи­зической нагрузке дыхание приходится иногда несколько углублять.

Йоги говорят, что каждому человеку от рождения отпущено определенное число дыханий и нужно беречь этот запас. В такой оригинальной форме они призывают уменьшить частоту дыхания. Действительно, каждый орган, каждая клетка имеет свой жиз­ненный запас — генетически заложенную программу работы с определенным пределом. Оптимальное выполнение этой про­граммы принесет человеку здоровье и долголетие (насколько позволит генетический код). Пренебрежение ею, нарушения законов природы ведут к болезням и преждевременной смерти.

Пранаяма при правильном выполнении должна сделать ды­хание неглубоким, редким (4—6 дыханий в 1 мин, с последую­ щим снижением до 1—3 дыханий в 1 минуту). Это способствует нормализации работы четырех важнейших систем организма: системы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы и обмена веществ. Такое изменение дыхания, а вместе с ним и обмена веществ позволяет йогам жить на лизкопротеи- новой диете, так как концентрация углекислого газа в организме позвляет осуществить синтез необходимых аминокислот и белка, что невозможно для обычного человека, страдающего гипервентиляцией легких, ведь его дыхание глубокое и частоте.

Общие принципы для занимающихся Пранаямой

1. Дыхательные упражнения можно выполнять лишь тем, кто в покое дышит неглубоко, с автоматическими паузами после выдоха в 3—4 с с частотой 6—8 дыханий в 1 мин.

2. Заниматься можно лишь при свободно проходимых воз­ духоносных путях (для очищения, их используйте «Джаля-Нети» и «Капалябхати»), в спокойной обстановке.

3. Воздух должен быть свободен от пыли и вредных примесей, например, выхлопных газов, иначе вместо пользы можно причи­ нить себе вред. Комнату, где проходят занятия, лучше провет­ рить. Если позволяет температура воздуха, можете заниматься при открытой форточке или открытом окне, но не на сквозняке. Идеальное место — на свежем воздухе на берегу реки, озера, моря, в горах, в лесу (если не мешают посторонние люди, насе­ комые), лицом на Восток (к восходящему солнцу).

4. Лучшее время для занятий — утро с 5 до 7 ч перед выпол­ нением Основного (или Усиленного) каждодневного утреннего комплекса, после туалета и очистительных процедур. Полное дыхание йогов, помимо выполнения его во время утреннего ды­ хательного комплекса, можно осуществлять в течение дня до 10 раз, но спустя 4—5 ч после еды. Даже очень опытные йоги не делают в день более 60 полных дыханий.

5. Следует избегать тесной, мешающей одежды из синтети­ ческих тканей. Если возможно, надо заниматься обнаженным.

6. Перед началом Пранаямы нужно спокойно вдохнуть и как следует потянуться всем телом.

7. Вдох и выдох в дыхательных упражнениях должны быть плавными, медленными. Следите за своими ощущениями и ни в коем случае не перетруждайте себя, особенно при сердечно­ сосудистых и легочных заболеваниях. Ослабленным и больным людям лучше не делать задержек после вдоха, а сразу перехо­ дить к выдоху. Задержки без перенапряжения после выдоха полезны всем.

8. В возрасте до 18 лет Пранаямой заниматься нельзя.

9. При выполнении дыхательных упражнений ноздри, мышцы лица и шеи, а также всего тела должны быть расслаблены.

10.. Никогда не стремитесь вдыхать и выдыхать до отказа, всегда должен оставаться небольшой резерв для вдоха или выдоха.

11. Положение головы, шен, туловища должно быть строго вертикальным, угол наклона таза к вертикальной линии должен составлять около 30 градусов. Самыми подходящими позами для этого являются «Сукхасана» и «Падмасана», но последнюю можно использовать в Пранаяме лишь тогда, когда вы сможете оставаться в ней без всяких неудобств и ощущения боли, рас­ слабленными в течение нескольких минут.

12. После Пранаямы необходимо выполнять «Шавасану», потом выпить горячей воды и приступить к выполнению каждо­ дневного утреннего комплекса упражнений.

Прежде чем приступить к основным упражнениям Пранаямы, необходимо освоить «Дыхательное упражнение, очищающее нервную систему».

Говорят, что вот так эмоциональные пространства разрывают в клочья нас, забирая всю нашу жизненную энергию.

Астрономы НАСА смогли наблюдать, как сверхмассивная черная дыра разрывает звезду. Впервые в истории НАСА удалось увидеть это космическое событие с начала и до самого конца

 

Признаки духовной гордыни

 

 
Отличная статья для самоанализа и работы над собой.
Если вы интересуетесь духовностью, занимаетесь духовными практиками, вероятность того, что вами в той или иной степени владеет духовная гордыня чрезвычайно велика. Эти признаки не исчерпывающие, но вполне заставляют задуматься.
  1. Одним из коварных признаков духовной гордыни является – иллюзорное неосознание в себе гордыни. Порою Человек, достигший в духовном росте первых результатов, начинает говорить окружающим, что либо у Него нет проблем с эго, либо начинает демонстрировать, какое усилие над собой Он совершает для того, чтобы ослабить хватку эго. Это является проявлением тщеславия, порожденным самим эго. Все Человеки проходят испытание на чувство собственной важности, которое является вибрационно противоположным чувству Божественного Достоинства.
  2. Отсутствие Благодарности к тем, кто помог Вам в уместный период Жизни в Пути советом, делом, Энергией и т.д. «Забывание» того, что было важно на тот момент. Иллюзия, что этого Вы добились сами собственным трудом.
  3. Теоретизирование своего Мировоззрения. Отсутствие Практики, прожитого Опыта говорит о том, что эго у Вас вне контроля.
  4. Отсутствие Ответственности. Ответственность означает следующее: все Ваши слова должны быть прожиты Вами в буквальном смысле. Ответственность за свои мысли, слова и поступки перед другими Людьми означает, что Вы прожили, опробовали то, что на данный момент является пригодным, действенным средством именно для Вас. Вы можете это порекомендовать Ближним, но с оговоркой, что данное средство не является панацеей.
  5. Желание противостоять, отстаивать свою точку зрения. Громкие споры, старание переубедить собеседника сродни борьбе за выживание. Это признак присутствия ментальных блокировок – омертвевших убеждений и догм.
  6. Непринятие нового. Страх Перемен страху перед умиранием старого и рождением нового, неизвестного. Привыкание, что всего достаточно и перемен не нужно, страх потеряться под натиском Ветра Трансформации – часто встречающийся признак духовной гордыни. Само Слияние с Сознанием эго воспринимает как собственную смерть.
  7. Осуждение других точек зрения, методик, образа жизни и мировоззрения других людей. Осуждение является защитной реакцией эго от расширения мировоззрения. Эго отчаянно пытается убедить Сознание Человека, что другие люди живут неправильно, неверно и ничему «полезному» научить не могут;
  8. Концентрация на количестве, а не на качестве. Это уловка эго – растрата Вашей Энергии из-за отсутствия четко поставленной цели либо Ваша Цель является обусловленной, склонной к изменчивости. Рассеивание Ваших усилий на множество проектов, невозможность, но желание охватить необозримое является духовной жадностью, одним из качеств духовной гордыни. И к Служению это не имеет никакого отношения. Ухаживайте за каждым своим проектом как за собственным ребенком, украшайте его, любите, уделяйте внимание;
  9. Убеждение: информация дается для избранных, не для всех. Появление новых терминов, усложнение простого и доступного, желание выглядеть эффектно – все это является низковибрационными проявлениями эго вне контроля;
  10. Концентрация не на Служении, а на том, чтобы Ваши усилия были оплачены. Первоочередной задачей, первой ступенью к Духовности является бескорыстие. Если Вы научитесь быть бескорыстными, то Ваши усилия будут оплачены. И парадокса в том нет. Платится тем, кто дарит от Сердца. В противном случае, у Человека может возникнуть раздражение от того, что Его просят бесплатно помочь;
  11. Отдача от недостатка, а не от избытка. Иногда Человек рассуждает о том, как другим заработать деньги, сам не обретя материальную основу под своими ногами. Или занимается благотворительностью, сам же из-за лени или неверия не стараясь жить в достатке. Это все является духовным лицемерием – одним из проявлений духовной гордыни. Если Вы сами не знаете, не можете, не умеете – не предлагайте, а постарайтесь научиться, смочь, суметь, достигнуть. И тогда уже от достатка отдать Ближним, будь то деньги, информация или Энергия Любви;
  12. Ощущение себя учителем, знающим людей. В четвертом измерении Осознанности есть Дар абсолютно для всех Пробудившихся людей – знать, предсказывать поступки эго. Знание психологии эгоической природы, умение её анализировать ещё не означает, что Вы достигли вершин Мудрости. Это ощущение «знания всего о людях» приносит «учителю» удовлетворение, потому что возникает иллюзия информированности во всем. На самом деле эта иллюзия идет от страха перед неизвестностью, завуалированный под психологическую маску «знания природы человеческой». Для такого Человека страшное слово, которое может вырваться из Его уст – «не знаю». В действительности знать и предсказывать людей не могут ни Высшее Я, ни Наставники, лишенные дуальности. Почему? Существует Пространство Вариантов, Свобода Воли и Выбора. Друзья-Наставники и Высшие Я не обладают эмоцией страха неизвестности: для Них каждое решение Человека – всегда Чудо! Они знают, что ошибок нет, есть уникальный Опыт! Скажите: как Вы можете знать Человека? Вы знали Его вчера? Но сегодня утром Он проснулся с новыми мыслями, чувствами; Он обогатился Знаниями, Опытом; с Ним произошли определенные ситуации, встречи и т.д. Так на основе чего Вы сделали вывод, что «знаете» Человека? На основе прошлого опыта? Исходя из того, что Вы несколько раз сумели просчитать Его жизненные ходы? Дорогие, это одна из величайших иллюзий духовной гордыни;
  13. Ощущение того, что полученных Знаний достаточно. В таком случае может возникнуть желание расширять полученное Знание и распространять его, не изучая Новое. Возникают религиозные и идеологические течения, имеющие узкую специализацию;
  14. Эмоциональная реакция на то, что является Уроком. Гнев, обида, раздражение и т.д., возникающие вследствие нажатия на болевую точку является лишь катализированием Начала Урока. Те, кем овладела духовная гордыня, стараются не принимать Урок, не работать самим над собой;
  15. Эмоционально-ментальная зависимость от ощущения «нужности». Для Человека, чьим Сознанием владеет духовная гордыня, чуждо чувство Любви к себе. Именно поэтому Ему жизненно важно признание и ощущение нужности – чтобы через отражение других принимать себя;
  16. Ощущение собственной избранности, исключительности. Уникальными являются все, но здесь имеется ввиду, что данный Человек заявляет о том, что Он необычен, а все остальные – типичны и однообразны. Иногда Человек говорит о своей особенной инопланетности либо о том, что Его Род достаточно древний и мистический. Дорогие, Вы все – инопланетны, а Ваш Род – вся Семья Света!
  17. Духовная «усталость». Человек думает, что познал и увидел достаточно; Его ничего не удивляет и не вдохновляет. Это блокировка Творческой, Ментальной, а также Сердечной Энергий.
Отсутствие Ответственности.
 
Отдача от недостатка, а не от избытка.
 
Ощущение того, что полученных Знаний достаточно.
 
 

Ученик и Мастер. Что значит быть учеником? Ошо

Кто может быть готовым к обучению? Только тот, кто готов отбросить все свои предубеждения. И пойти в неизвестность…

Вопрос: Любимый Мастер, что значит быть учеником?

Ошо: Прем Самадхи, это одна из самых непростых загадок. Для слова «ученик» нет определения, но могу дать несколько подсказок. Рука, указывающая на Луну. Не смотри на руку – смотри на Луну и забудь про руку.

Ученик – это редкое явление. Легко быть студентом, потому что студент ищет знаний. Студент может встретить только учителя, он никогда не сможет встретить мастера. Подлинная сущность мастера останется спрятанным от студента. Студент действует из головы. Он действует логично, рационально. Он собирает знания. Он становится все более и более знающим. И наконец, в свою очередь, он становится учителем, но все, что он знает – было заимствованно, его знания – это не его знания.

Его существование – это псевдо существование, сделанное под копирку. Он не знает своего истинного лица. Он знает о Боге, но он не знает Бога внутри себя. Он знает о любви, но он никогда не осмелился любить себя. Он знает о поэзии, но он не вкусил силу самой поэзии. Он может говорить о красоте, он может писать трактаты о красоте, но у него нет видения, нет переживания, нет в его жизни связи с красотой. Он никогда не танцевал с розой. Рассвет для него происходит снаружи, в его сердце не происходит ничего. Внутри него такая же темнота, как и раньше.

Он говорит только о концепциях, он не знает правды – потому что правда не может быть постигнута через слова, писания. Студента интересуют только слова, писания, теории, методы мышления, философия, идеологии.

Ученик – абсолютно другое явление. Ученик – не студент; его не интересуют знания о Боге, любви, правде – ему интересно стать Богом, правдой, любовью. Запомни эту разницу. Знать – это одно, стать – это совершенно другое. Студент не рискует; ученик идет в полную неизвестность. Студент скуп, он тезавратор; только тогда он может собирать знания. Он жадный; он собирает знания, как жадный человек накапливает богатства. Знания – это его богатство. Ученика не интересует накопление знаний; он хочет чувствовать, он хочет вкушать, и для этого он готов идти на риск.

Ученик сможет найти мастера. Отношения между студентом и учителем строятся в голове, отношения между учеником и мастером строятся в сердце – это любовные отношения, мир воспринимает это, как какое-то безумие. На самом деле, нет более тотальной любви, чем между мастером и учеником. Любовь между Иоанном и Иисусом, между Сарипуттом и Буддой, между Гаутамой и Махавиром, Арджуном и Кришной, Чуанг Цзы и Лао Цзы – это настоящая любовь, высшее проявление любви.

Ученик начинает растворяться в мастере. Ученик разрушает дистанцию между собой и мастером; ученик прекращает сопротивление, ученик капитулирует, ученик исчезает. Он становится никем, он становится ничем. И тогда открывается сердце. В этом его отсутствии исчезает эго, и мастер может проникнуть в его сущность.

Ученик становиться принимающим, уязвимым, незащищенным; он отбрасывает все свое оружие. Он отбрасывает все защитные механизмы. Он готов умереть. Если мастер говорит: «Умри!», он не ждет ни единого момента. Мастер – это его душа, сама его сущность; его преданность необусловлена и абсолютна. А познать абсолютную преданность – это познать Бога. Познать абсолютную капитуляцию – это познать самую сокровенную тайну жизни.

Слово «ученик» (англ. «disciple») очень красивое – оно означает «тот, кто готов учиться». Отсюда и слово «дисциплина» (англ. – «discipline») – дисциплина означает «создать пространство для обучения». «Ученик» означает быть готовым учиться. Кто может быть готовым к обучению? Только тот, кто готов отбросить все свои предубеждения. Если ты придешь как Христианин, или как Индус, или как Мусульманин, ты не можешь быть учеником. Если ты придешь как простой человек, без предубеждений, без веры, тогда ты сможешь стать учеником.

Ученик – это очень редкое цветение человеческого сознания, потому что впереди только одна ступенька наверх – мастер. И тот, кто становится учеником тотально, однажды станет мастером. Ученичество – это процесс становления мастером. Никому не нужно начинать с желанием стать мастером; в противном случае, он все потеряет, потому что это желание – это ловушка эго. Нужно просто исчезнуть.

Ты уже жил с эго, и твоя жизнь – это страдание и ничего более. Может уже достаточно! Однажды придет понимание, что: «Я упустил такую возможность, постоянно слушая свое эго. Оно увело меня на те пути, которые теперь никуда не ведут, что заставляет меня постоянно страдать». В тот день, когда поймешь, что: «Эго – это корень причин всех моих страданий», ты сможешь начать искать место, где можно будет избавиться от эго. Мастер – это тот, кто поможет тебе отбросить свое эго.

Ты сможешь отбросить эго только в том случае, если ты встретишь человека, который так сильно овладеет твоим сердцем, что его сущность станет важнее твоей, что ты сможешь пожертвовать для него всем, что у тебя есть.

Несколько дней назад я получил письмо от Гунакара из Германии. В немецких газетах слова Тиерты произвели большое впечатление и они были раскритикованы – это можно подвергнуть критике, этим можно манипулировать, потому что то, что произошло в Джонстауне стало притчей во языцех. Кто-то, журналист из Германии, спросил Тиеру: «Если мастер попросит вас застрелиться, убить себя, вы это сделаете?» И Тиера ответил: «Тут нечего и думать. Я тут же убью себя».

Теперь это утверждение может быть использовано таким образом, что место, которое я создаю, может быть еще одним Джонстауном. Слова Тиеры шли из сердца; он не был политиком или дипломатом; в противном случае, он бы не произнес такие слова. Он просто сказал то, что должен был сказать ученик.

Ученик готов. На самом деле, фраза «ученик готов умереть» – не совсем корректна. Ученик готов умереть в мастере; и это не то, что произойдет в будущем, это то, что уже произошло. Это произошло в тот день, когда ученик принял мастера как своего мастера: с этих пор его больше нет, в нем живет только мастер.

Постепенно, присутствие мастера переполняет ученика. И присутствие мастера – это в действительности не присутствие самого мастера: мастер переполнен Богом. Мастер – это только средство, путь, посланник; сам Бог течет через мастера. Когда ученик тотально сдается мастеру, он на самом деле сдается Богу, пребывающему в мастере. Он не может еще пока видеть Бога, но мастер может, и в мастере он может увидеть что-то божественное. Мастер становится для него первым доказательством Бога. Когда ты сдаешься мастеру, ты сдаешься видимому Богу.

И постепенно, принимая своего мастера все больше и больше, видимый Бог исчезает в невидимом. Мастер исчезает. Когда ученик достигнет самой глубины сердца мастера, он не найдет там мастера, только самого Бога, саму жизнь – ее нельзя выразить словами.

Прем Самадхи, твой вопрос важен. Ты спросил: «Что значит быть учеником?»
Это означает смерть и это означает воскрешение. Это означает умереть в мастере и родиться заново с помощью мастера.

Картина дня

наверх