На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...
  • Юрий Ильинов
    ВС РФ нанесли очень точный удар по одному из центров принятия решений в Киеве Днем 25 марта ВС РФ нанесли серию раке...мой сын
  • Юрий Ильинов
    Подружка как-то нашла на улице кота. Ну как? Её не спрашивали. Вот она вышла за хлебушком. Вот уже вошла обратно с ко...ОГНЕВАЯ ПОДДЕРЖКА...

Как Хрущёв разрушил фундамент советского государства

Самсонов Александр

 

Как Хрущёв разрушил фундамент советского государства

После смерти Сталина партийное руководство не решилось продолжить дело его жизни. Партия отказалась от своей роли главной (концептуально-идеологической) силы развития общества, морального и интеллектуального лидера советской цивилизации. Партийная верхушка предпочла борьбу за власть и постепенно переродилась в новый класс «господ», что и завершилось новой цивилизационной и геополитической катастрофой 1991 года.




Поэтому партийное руководство стало сворачивать сталинскую «мобилизационную модель» с помощью сначала слома идеологической основы, а затем и организационной. Первым шагом в русле политики популизма стала ликвидация министра внутренних дел Л. П. Берии и его помощников. Берия был опасен как соратник Сталина, «лучший управленец» XX столетия (Чёрный миф о "кровавом" Берии; Часть 2), человек, контролирующий спецслужбы. Он вполне мог стать новым лидером Союза. Поэтому его убили и свалили вину за «произвол и массовые репрессии». Одновременно провели реорганизацию и чистку силовых структур. Раздельные МВД и МГБ (госбезопасность) были слиты. Затем сокращены штаты и проведена большая чистка МВД. Часть сотрудников отдали под суд и приговорили к различным срокам, других наказали в административном порядке. В 1954 году из МВД выделили Комитет госбезопасности (КГБ) при Совете министров СССР. Было ликидировано Особое совещание при министре внутренних дел СССР (ОСО). За время своего существования ОСО с 1934 по 1953 г. им было приговорено к смертной казни 10 101 человек. Хотя публицистическая литература о репрессиях преподносила ОСО как орган, который вынес чуть ли не большую часть приговоров.

В свете особого внимания к теме репрессий были проведены изменения в уголовном праве. В 1958 году были приняты «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»; 1960 году был принят разработанный на базе «Основ» новый Уголовный кодекс, который заменил кодекс 1926 года. Также велась большая работа по пересмотру дел репрессий и реабилитации. Началось восстановление прав государственных образования депортированных народов. Так, в 1957 году восстановлена Чечено-Ингушская АССР (она существовала с 1936 по 1944 год), причём в больших размерах, чем была ранее. После реабилитации карачаевцев Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую АО, ей было передано три района Ставропольского края. Кабардинская АСС, после реабилитации балкарцев снова была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР (существовала в 1936–1944 годы). В 1957 году была восстановлена Калмыцкая автономная область: в 1935–1947 гг. существовала Калмыцкая АССР. В 1958 году автономная область преобразована в Калмыцкую АССР. В 1956 году, после укрепления дружбы с Финляндией, Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. Таким образом, с этого момента в СССР было 15 республик, и их права были существенно расширены. То есть политика Сталина по укреплению единства СССР была нарушена, что в итоге станет одной из причин гибели Союза. Под СССР снова будет подведена национальная «мина».

В 1956 году эволюционная (скрытая) десталинизация сменилась радикальным разрывом с прошлым: на закрытом заседании XX Съезда Коммунистической партии Н. С. Хрущёв сделал доклад с разоблачением культа личности Сталина. Это был мощнейший удар по фундаменту советского проекта, советской цивилизации и государства. Это был первый шаг к разрушению его законности. Начался такой же разрушительный процесс, который привёл к катастрофе 1917 года – расхождение цивилизационного проекта (поддержанного при Сталине народом) с политическими проектами собственной элиты. Именно это базовое противоречие и взорвало страну в 1917 и 1991 гг. (по этому же пути, но гораздо быстрее, идёт и нынешняя РФ). Этот трагический разлад, дефект не позволяет прийти Руси-России к гармонии, воплотить в жизнь идеалы Светлой Руси.

Кроме того, в результате XX Съезда возник кризис коммунистического движения, который положил начало ликвидации коммунистического движения в Европе. Произошёл раскол социалистического лагеря. В частности, ревизионизм Хрущёва не принял Китай. Москва утратила стратегический союз со «вторым человечеством». При этом Пекин продолжал использовать военные, технические, атомные, ракетные и пр. достижения СССР для своего развития.

Дело было не в «исправлении ошибок и восстановлении истины», и не в попытке новой власти очернить старую, чтобы укрепить свою. Это был именно удар по основам советской цивилизации. Партийная верхушка испугалась новой реальности, которую создавал Сталин, высокой миссии и ответственности перед народом. Партийные функционеры предпочли вместо развития стабилизацию, вместо перемен – незыблемость. Партийная элита предпочла примириться со старым миром, договориться о сосуществовании: первый шаг, затем будет попытка слияния. Ставку сделали на материальные потребности и личный интерес. Это приведёт к гниению и перерождению партийной верхушки, к капитуляции 1985–1991 гг.

Поэтому Хрущёв пошёл на откровенную и большую ложь. Он завалил мусором могилу красного императора, очернил его образ, чтобы исключить возможность возвращения к сталинскому курсу в будущем. К примеру, именно тогда с помощью Хрущёва, а затем и Солженицына, был создан миф о «миллионах невинно репрессированных», «жертвах сталинских репрессий» (подробнее в статьях на «ВО»: Миф о "кровавом геноциде Сталина"; Пропагандистская ложь Солженицына; ГУЛАГ: архивы против лжи). Так, Хрущёв заявил в своём докладе: «Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн. человек». В реальности на 1 января 1953 года в лагерях содержалось 1,7 млн. заключенных, о чём Хрущёв должен был знать. Ему об этом сообщили докладной запиской. В феврале 1954 года ему была представлена справка, подписанная Генпрокурором СССР, министром внутренних дел СССР и министром юстиции СССР, содержавшая точную информацию о числе осужденных всеми видами судебных органов за время с 1921 года по 1 февраля 1954 года. Таким образом, в докладе XX Съезду КПСС и во множестве других выступлений Хрущёв исказил правду сознательно, в политических целях.

С этого момента тема репрессий стала чуть ли не главным информационным оружием новой «пятой колонны» (диссидентов) и «мирового сообщества» в ходе холодной войны против СССР. Запад получил мощное оружие против СССР и стал раскручивать миф о «кровавых репрессиях Сталина». Советский Союз лишился поддержки либеральной и левой интеллигенции мирового сообщества, которое до этого момента верила в советский проект сопроцветания народов и в победу социализма над капитализмом. Начался поворот мировой общественности в сторону противников СССР в холодной войне. Этот процесс активно внедрялся с среду советской и национальной интеллигенции, чему способствовала хрущевская «оттепель». Советская интеллигенция, как до 1917 года российская, становится оружием Запада против своего же государства. Кроме того, «угнетенные» национальные меньшинства натравливались на русских – «оккупантов» и «сталинских палачей». Таким образом, тема репрессий стала сильным информационно-психологическим оружием против советского народа и страны.


Хрущёву удалось лишить святости советскую цивилизацию, государство, разрушить его духовные связи с народом, оторвать партию от народа и одновременно создать комплекс вины в тех, кто строил и защищал Союз. Прежние герои, защитники и созидатели стали «кровавыми палачами» или «подручными палачей», «винтиками» сталинской «империи зла».

Также происходило разрушение идеократической основы государства (большой идеи, образа светлого будущего). Оно шло через материализацию, «приземление идеалов» — замену далекого образа справедливой и братской жизни в советской общине («светлого будущего» для всех) на потребительское общество западного типа. Идеократическая основа включает в себя утопию (идеал, большую идею) и теорию, программу (разумное объяснение жизни и проекта будущего). Хрущевская «перестройка» испортила обе части и разъединила их. Идея была уничтожена очернением образа Сталина, её приближением («нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме») и опошлением (материализацией). Теория была испорчена отходом от здравого смысла при выполнении даже вполне обоснованных программ вроде освоения целины, а также различных кампаний – «мясной», «молочной», «кукурузной», «химизации народного хозяйства», отказа от излишней милитаризации и т. д.

В области государственного устройства радикальная десталинизация была сведена к резкой децентрализации и разделению всей системы управления. Из союзного в республиканское управление в 1954–1955 гг. было передано более 11 тыс. предприятий. В 1957 году отраслевую систему управления сменили на территориальную. Верховные Советы республик сформировали 107 экономических районов (70 из них в РСФСР), в которых учреждались коллегиальные органы управления – совнархозы (СНХ). Было расформировано 141 союзное и республиканское министерство. Возникло 107 маленьких правительств с отраслевыми и функциональными отделами. Над ними надстроили республиканские СНХ – параллельно с оставшимися совминами. Разделение управления хозяйством привело к разделению органов власти. В 1962 году в большинство краев и областей было создано по два Совета депутатов трудящихся – промышленный и сельский.

В 1962 году совнархозы укрупнили и учредили общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 году – Высший совет народного хозяйства СССР, которому был подчинены Госплан, Госстрой и другие хозяйственные комитеты. Децентрализация привела к снижению технического уровня производства, а ликвидация министерств лишила СССР важнейшего преимущества – способности концентрации сил и средств для развития науки и техники, проводить единую по всему советскому государству технологическую политику и распространять лучшие достижения на все производства.

«Перестройка» Хрущева не привела СССР к краху. В 1964 году его отстранили от власти. Партийная элита испугалась радикализма и волюнтаризма Хрущева. Она желала стабильности и ещё не была готова к развалу СССР. Часть прежних реформ свернули. Было проведено объединение промышленных и сельскохозяйственных областных парторганизаций; восстановлен отраслевой принцип управления промышленности, республиканские СНХ и СНХ экономических районов упразднили.

Советская система и хозяйство обладали такой устойчивостью, что необоснованные или вредительские действия верховной власти не могли сразу вызвать катастрофу. Радикальные движения «гасились» внутри системы. Поэтому СССР по инерции ещё шёл вперёд, быстро развивались наука, техника и образование, военно-промышленный комплекс, вооруженные силы, массовое жилищное строительство, улучшалось благосостояние народа. Начали давать плоды крупные программы, запущенные ещё при Сталине, в частности, космическая программа. Советский Союз был сверхдержавой, позиции которой определяли равновесие сил в мире, что позволяло избегать новой мировой и крупных региональных войн. В частности, невозможность для Америки ликвидировать революционный режим на Кубе (у себя под носом) оказала на мировое мнение большое впечатление. Было множество других позитивных явлений: во внешней политике, хозяйстве, космосе, вооруженных силах, спорте, науке и образовании, культуре.

Однако главное Хрущёв сделал: его десталинизация, «перестройка-1» нанесли смертельный удар по идеологической основе советской цивилизации. Процессы разрушения были запущены и привели к катастрофе 1991 года.
===
===
===

Русская смута и церковь

В процессе назревания и в ходе самой смуты большое значение играет религия и церковь. Это мы можем увидеть в мире и сегодня, к примеру, в ходе войны на Ближнем Востоке или противостояния в Малой Руси (Украине).


Русская смута и церковь


Понятно, что момент острого кризиса религиозные противоречия всегда оказываются связанными с социальными противоречиями (особенно в вопросе социальной справедливости) и политическими интересами и используются противоборствующими сторонами как знамя, которое оказывает мощное влияние на эмоции людей. В частности, так шла дискредитация, очернение «безбожного» СССР.

Религия и церковь в идеале должны учить людей основам бытия – добру и злу. То есть давать базовые понятия существования цивилизации, государства и народа. Различение того, что такое хорошо и что такое плохо. К сожалению, в России к моменту катастрофы 1917 года церковь утратила эту возможность, свою базовую функцию, и не смогла ни остановить, ни затормозить раскол народа и назревание взаимной ненависти в разных его частях. В частности, расовой ненависти господ к «хамам» и ненависти народа с господам-барам, буржуям-капиталистам, попам, «золотопогонникам» и «вшивым интеллигентам».

Глубинная причина этого явления лежит в расколе религии Романовыми и «реформой» Никона. При Романовых в раскол ушла лучшая часть народа, наиболее энергичная, праведная и совестливая. Староверы сохранили основы русской веры – чистоту, трезвость, высокую мораль и духовную стойкость. В остальной России воцарилось никонианство. С этого момента началась постепенная утрата народом веры, падение авторитета церкви. Дело дошло до того, что к началу XX столетия попы считались простым народом частью своры угнетателей и эксплуататоров. Казенное, никонианское христианство вырождается и мельчает. Религия сохранила форму, но утратила свою огненную суть – «православие», «славие прави-правды» (синтез древней веры русов-русских и христианства).

Пётр завершил этот процесс – ликвидировал институт патриархата. Церковь стала частью государственного аппарата по контролю над народом. Неудивительно, что в конце мы увидим разграбленные, оскверненные и разрушенные храмы, святыни, убитых священников и монахов. Веру порушили отнюдь не красные комиссары, она умерла до них. Если бы народ видел в религии и церкви свою естественную и лучшую часть, тот никто бы не посмел взрывать и осквернять русские святыни.

Надо отметить, что с 1990-х годов всё повторяется – снова мы видим казенную, пустую церковь, «возрожденное православие», которую больше всего интересуют сугубо материальные вещи, «возврат» имущества, финансовые потоки. Форма есть – красивые, новые храмы и церкви, масса новоделов, а сути – нет. Церковь не выполняет свою основную задачу – что такое хорошо, что такое плохо. Поэтому мораль нынешнего общества в России намного ниже по уровню, чем в «безбожном» СССР. И снова мы видим назревание новой цивилизационной, государственной и социальной катастрофы.

Таким образом, в начале XX столетия церковь выродилась, стала видимостью и не имела авторитета в народе, чтобы остановить катастрофу. При этом материализация, приземленность церкви, духовенства стала тяжелым бременем для крестьянства, главным фактором, вызывающим раздражение людей. Так, в приговорах сельских и волостных сходов, посвященных взаимоотношениям с церковью, крестьяне отмечали, что «священники только и живут поборами», берут продукты и вещи, «норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами…» Деньги брали за похороны, крещение новорожденных, исповедь, свадьбу. Использовали в хозяйстве, строительстве. Церковные служители, священник тянули с бедных крестьян за похороны 7-10 рублей, за венчание – 10-25 рублей и т. д. Крестьяне должны были платить буквально за всё, да ещё и отбывать различные повинности (к примеру, строить дома для церковников). Для того чтобы оценить эти траты на церковь, надо знать, что обеспечение питанием крестьянина в целом составляло около 20 рублей в год.

При этом антицерковные настроения в целом не означали отхода народа от веры. Требования крестьян в отношении церкви были социально-экономическими, а не духовными. В частности, в наказах крестьян в Государственную думу в 1907 году отмечалась необходимость назначать духовенству определенное жалованье от государства, чтобы прекратить поборы церковников, так как эти поборы развращают народ и ведут к падению веры.

Ещё одной причиной антицерковных настроений в годы революции стало активное участие церкви в политической борьбе. Церковь была частью государственного аппарата и поддерживала власть. Выступления против неё предавались анафеме (проклятию). Священники, которые присоединялись к требованиям крестьян, лишались сана. Уже в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.) из епархий в Синод стали поступать донесения о массовом отходе рабочих от церкви. После того как государство вошло в конфликт с крестьянством, подавляющим большинством населения России, оно втянуло в конфликт и церковь. Интеллигенция же – в целом прозападная, либеральная, больная нигилизмом, отошла от официальной церкви ещё раньше.

Таким образом, «огосударствленная» церковь пошла ко дну вместе с Россией Романовых и её авторитет к моменту кризиса 1917 года был невысок. Так, по данным военных духовников, когда в 1917 году Временное правительство освободило солдат-христиан от обязательного соблюдения церковных таинств, процент причащающихся сразу же сократился со 100 до 10 и менее.

При этом надо помнить, что это не был отход от веры, а от церкви. Коммунистическое учение в России, включая «анархический крестьянский коммунизм», во многом было верой. М. Пришвин записал в своём дневнике 7 января 1919 года: «Социализм революционный есть момент жизни религиозной народной души: он есть прежде всего бунт масс против обмана церкви…».

Сама русская революция, её глубинная суть, была глубоко религиозным движением, хотя и антицерковным. Русский большевизм, именно местный, «почвенный», а не принесенный извне, интернациональный, основывался русской матрице, цивилизационном коде. Русские большевики взялись строить цивилизацию справедливости-правды, честного труда, общину людей, живущих по совести, любви к ближнему, рай земной. Поэтому многие русские, христиански настроенные мыслители одновременно выступали и сторонниками социализма. Многие мыслители отмечали, что Запад бездуховен, а Советская Россия – глубоко религиозна. Социалистическое государство – это идеократическое, сакральное государство. Социализм – мессианская вера. Хранителем этом мессианской веры-идеи выступала особая иерархия – коммунистическая партия.

Революционный подъем породил русского рабочего начала XX века. Этот русский рабочий, ядро революции, был в культурном отношении продуктом просвещения и православия, при этом имел активную позицию. Она была направлена земное воплощение мечты о равенстве, братстве и социальной справедливости. Русский рабочий, по происхождению крестьянин, сохранил космическое чувство, связь с Богом и внёс вектор реального построения материальных основ «царства Божьего» (царства справедливости) на земле. Активная позиция означала отход от толстовского принципа непротивления злу насилием, русские большевики были готовы к насилию, в битве за справедливость.

Духовенство, как и другие сословия старой России, раскололось в отношении революции. Некоторые иерархи увидели глубинный цивилизационный смысл Октября, путь к спасению и избавлению и цивилизационной, государственной катастрофы. Но в целом, как институт и важная часть старой государственности, церковь Октябрь не приняла. Советское идеократическое государство неминуемо вступало в конфликт с церковью. Сосуществование на равных двух «носителей правды-истины» — институтов, претендующих на статус высшего судьи в вопросах жизнеустройства, было невозможно. Поэтому конфликт церкви с советской властью способствовал разжиганию Гражданской войны.

Таким образом, церковь во время революции не смогла встать над назревающей братоубийственной бойней как высшая, миротворческая сила. Она сама заняла позиции в этой битве на стороне Белого движения, то есть той силы, которая не была поддержана народом. Церковь открыто выступила против советской власти. 15 декабря 1917 года Собор принял документ «О правовом положении Православной российской церкви». Он шёл против принципов советской власти. В частности, православная церковь объявлялась первенствующей в государстве, главой государства и министром просвещения могли быть только православные, признавалось обязательным преподавание в школах для детей православных родителей Закона божьего и т. д. 19 января 1918 года патриарх Тихон предал советскую власть анафеме. В итоге большая часть духовенства поддерживала Белое движение. За эту ошибку церковь заплатила страшную цену. Ситуация стабилизировалась только к середине 1920-х годов.

Патриарх Тихон признал ошибочной враждебную политику к советской власти и пошёл на компромисс с большевиками только в 1923 году, написав «покаянное» заявление: «Я отныне советской власти не враг». Затем патриарх осудил посягательства на советскую власть и борьбу против неё, призвал церковь быть вне политики. В 1924 году примирение церкви и советской власти было официально закреплено.
===
===
===

К 60-летию победы кубинской революции

Капитализм отвратителен. Он несет лишь войну, лицемерие и соперничество.
Фидель Кастро



60 лет назад, в январе 1959 года, завершилась кубинская революция. На Кубе был свергнут проамериканский режим Батисты. Началось становление социалистического государства во главе с Фиделем Кастро.

Предпосылки революции были связаны с социально-экономическим и политическим положением Кубы. Островное государство, по сути, было полуколонией США. Имеющиеся ресурсы использовались в интересах местной криминальной олигархии и американского капитала. Большая часть народа не имело доступа к нормальному образованию и здравоохранению, жило в нищете. Минимальное образование люди получали только от церковников. Полноценное среднее и высшее образование могли получить только дети материально обеспеченных людей. Население острова делилось на небольшую касту господ-«избранных» и простых людей, к которым относились как скоту. Крестьяне жили в убогих хижинах с земляным полом, массовые эпидемии косили людей, особенно детей. При этом небольшая группа людей – владельцы предприятий (сахарных заводов, железных дорог и пр.), плантаций, крупные чиновники и военные, буквально купались в роскоши. Американцы даже жили в отдельных кварталах, где уже наступило будущее: красивые домики с электричеством, различными бытовыми приборами, дорогой мебелью, хорошими продуктами питания и своей охраной. Характерной чертой Кубы была массовая проституция, в том числе и среди детей. Куба была «борделем США» — злачным местом для американских богачей и военных. Штаты это положение Кубы устраивало, поэтому Вашингтон закрывал глаза на преступления своих «сукиных сынов».

Сопротивление возглавил представитель местной элиты, сын землевладельца Фидель Алехандро Кастро Рус. Он получил отличное образование, обладал высоким интеллектом, мог сделать карьеру юриста и имел все возможности прожить «красивую жизнь» обычного представителя высшего класса. Но Фидель стал защитником обездоленных, выступил за социальную справедливость. В результате команданте стал настоящим народным вождем, легендой, олицетворением борьбы с несправедливостью и хищным капитализмом для всего мира!

Революция началась 26 июля 1953 года – с атаки группы повстанцев во главе с Ф. Кастро казармы правительственных войск Монканада в Сантьяго-де-Куба (второй по величине город Кубы). Революционеры потерпели поражение, Фидель был арестован и приговорен к 15 годам тюрьмы. Однако из-за большого общественного внимания был по амнистии освобожден уже в 1955 году. Опасаясь покушения, Фидель переехал в Мексику, где его дожидались другие революционеры. Здесь Фидель со своим братом Раулем и Че Геварой основали движение «26 июля» и начали подготовку нового восстания.

Повстанцы высадились на Кубе в декабре 1956 года. Высадка десанта из-за шторма прошла позже намеченного срока, поэтому начавшееся в Сантьяго-де-Куба восстание было подавлено. Повстанцы ушли в горы Сьерра-Маэстра и начали партизанскую войну. Поначалу мелкие группы повстанцев не представляли угрозы для режима диктатора Батисты. Однако общее разложение диктаторского режима и провозглашение земельной реформы в пользу крестьян (изъятие земель у крупных землевладельцев и передача их крестьянам) привели к массовой народной поддержке партизан. В борьбу против диктаторского режима активно включилось кубинское студенчество. Небольшое революционное ядро объединило вокруг себя широкие слои населения. В итоге войска, посланные для подавления восставших, стали переходить на их сторону. В 1957 – 1958 гг. восставшие провели ряд успешных операций.

К 60-летию победы кубинской революции

Че Гевара (слева) и Фидель Кастро

Во второй половине 1958 года армия была полностью деморализована. 1 января 1959 года повстанцы заняли Гавану. Население столицы с ликованием встречало революционеров. Батиста, прихватив золотовалютные запасы государства, бежал с острова. 8 января в Гавану прибыл назначенный военным министром Фидель Кастро, правительство он возглавит 15 февраля 1959 года. Первыми важнейшими действиями нового правительства стали: аграрная реформа в интересах крестьянства; создание народной милиции и арест контрреволюционеров; национализация крупных предприятий и банков, принадлежавших иностранному капиталу (в основном американскому). После неудачной попытки США свергнуть революционное правительство в 1961 году с помощью сил кубинской контрреволюционной эмиграции, Фидель Кастро заявил о переходе страны на социалистический путь развития. В 1965 году была создана Коммунистическая партия Кубы, а Фидель избран Первым секретарём ЦК партии. Социалистическая Куба стала важнейшим союзником СССР в регионе.

Таким образом, Фидель и его соратники начали и свершили революцию, имея всего несколько десятков соратников в её начале, а затем 60 лет не поддавались и не продавались США, миру капитала — «золотого тельца». Остров Свободы устоял даже после гибели советской цивилизации.

Кубинский социализм оказался жизнеспособнее советского. Это было связано с тем, что Гавана не стала копировать социализм эпохи Хрущева. Руководство страны и компартии сохранило связь с народом, избежало излишней бюрократизации. В сельском хозяйстве вместо принудительной коллективизации выбрали кооперативный вариант, мелкое предпринимательство сохранили (как было при Сталине). При этом кубинский социализм подпитывался патриотическим настроем народа, настроенного против хищного американского империализма. Враг был у Кубы под боком и люди ещё помнили бедствия страны, связанные с господством американского капитала. Люди осознавали, что выстоять можно только в рамках жесткой однопартийной системы (народ может прокормить только одну партию, которая защищает национальные интересы) и что лишения неизбежны из-за необходимости противостояния. В отличие СССР со времен Хрущева, где за основной образец был взят американский потребительский стандарт качества и уровня жизни, на Кубе отказались от этого ошибочного и порочного пути. Действительно, со времен Хрущева началось быстрое перерождение социалистического общества и государства, что и привело к катастрофе 1991 года. Когда идеалы социализма заменили на потребительское стяжательство, общество потребления («золотого тельца») СССР был обречен.

При этом социалистическая Куба, в условиях слабой ресурсной базы и американских санкций, добилась высоких социальных достижений. В частности, кубанская медицина (полностью бесплатная) стала одной из лучших не только в регионе, но и в мире! По информации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2012 году медицина на Кубе была лучшей в мире.

В результате кубинский социализм пережил гибель СССР и социалистического лагеря. Маленькая островная страна и Фидель Кастро не сдались даже в условиях глобальной сдачи советского проекта Горбачевым и Ельциным. Куба стала символом успешной национально-освободительной борьбы, борьбы Латинской Америки с американским неоколониализмом. Как сказал Де Голль про Сталина, так можно сказать и о Кастро: он не ушел в прошлое, он растворился в будущем. Образ свободной Кубы и Фиделя Кастро дают надежду на возрождение социалистической Великой России (СССР-2).


Фидель Кастро и Юрий Гагарин, 1961 год

Картина дня

наверх