На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Украина: начинает...
  • Михаил Бердников
    "Весёлые" таблетки бесстрашия укросолдатам не добавляют? Время покажет...Украина: начинает...
  • Ваша Светлость
    Поднять боевой дух "военам свиту" может только шмат сала, бутылка горилки и трипперная хахлуха...  Бл...! В хахлажопи...Украина: начинает...

Музей деревянного зодчества

 

На 47 километре Байкальского тракта в Иркутской области на берегу реки Ангары, среди Сибирской тайги, уютно расположился музей под открытым небом – музей деревянного зодчества. Этот музей связывает нас с более чем трёхсотлетней историей развития нашего края.

Прямо с автобусной остановки, будто из сказки «По щучьему велению» вас встречает русская печь.

Мы переходим дорогу и первыми встречают нас птички-синички и поползни, которые садятся к вам на руки и ждут угощений, впрочем, как и любопытные белочки. То тут, то там слышен стук дятлов. Заходим в первое маленькое деревянное здание – кассу музея, берём билеты и отправляемся по длинной асфальтированной дорожке вглубь веков.

 

Но прежде, чем отправиться на эту экскурсию, начнём с имени, откуда произошло название Тальцы – это селение, где расположен музей. По одной версии – так назывался приток Ангары - речка Тальцинка, название которой произошло от выражения талая вода, потому что эта речка даже зимой не замерзала. По другой версии название получило от зарослей ивняка (местные их называли талом).

 

Во второй половине XVII века в дремучих лесах у реки Тальцинки отчаянный натуралист и естествоиспытатель Эрик Лаксман (местные жители его называли Кирилл Густавович) решил построить в этих местах стекольный завод. Католический священник, пастор по образованию Кирилл Густавович занимался минералогией, химией, ботаникой, горным делом, много путешествовал, имел семерых детей, выбрал именно это место для стекольного завода, потому что именно здесь был обнаружен кварцевый песок, необходимый для изготовления стекла.

 

Помощником и соратником по стекольному делу Лаксману был соратник Шелихова - каргопольский купец Баранов Александр Андреевич. Основными строителями и работниками стекольного завода были ссыльные каторжники. 1784 год считается годом учреждения стекольной фабрики. Стекольная фабрика выпускала: английские бутылки, штофы, кружки, стаканы, аптекарскую посуду, стекло для витражей. В 1796 году, после смерти Лаксмана, стекольный завод был продан купцу Якову Солдатову, который не только развил стекольное производство, но и создал фаянсовую фабрику, фарфоровое и суконное производство и лесопильню.

 

До середины ХХ века работал Тальцинский завод, пока в 1951 году не пришло предписание закрыть производство из-за строительства плотины Иркутской ГЭС - первое затопление на Ангаре, а дальнейшие затопления на Ангаре дали жизнь музею деревянного зодчества в Тальцах. Оборудование стекольного завода разобрали и перевезли в Тулун, где построили новый стекольный завод.

 

Буквально поднятые со дна на высокий Ангарский берег у 47 километра от Иркутска строения, уводящие нас вглубь веков. Почти все экспонаты музея подлинные, подаренные местными старожилами и археологами. Для того, чтобы сохранить связь времён 9 января 1964 года Иркутский Облисполком принял решение о создании такого музея. С разных уголков Сибири, Бурятии, Эвенкии и других мест, подлежащих затоплению разбирались старинные дома, сторожевые башни, фрагменты острогов и перевозились на место будущего музея. Так были спасены: Спасская проезжая башня постройки 1667 года, Казанская часовня Илимского острога 1669 г. Церковно-приходская школа, ветряные мельницы, разные усадьбы XVIII-XX веков.

 

В 1980 году музей принял своих первых посетителей, в экспозициях музея того времени было всего три усадьбы: Непомилуева - XVIII век, Серышева XIX век и Прокопьева XIX век.

 

Затем реставрировали Спасскую башню, Церковно-приходскую школу, в которой восстановили класс со школьными партами и комнаткой, где жил учитель. Распорядителем денег в таких школах был священник. Он же был и учителем: учил детей читать, писать, считать и, конечно, Закону Божьему. Если позволяли финансы церковного прихода и в деревне появлялся грамотный человек, желавший стать учителем, его принимали в учителя за жалованье.

 

Восстановлены и другие старинные постройки, и даже деревенское кладбище и кладбищенскую часовенку.

 

За русским поселением расположился бурятский улус со своими юртами XIX века. Внутреннее пространство юрты делится на две половины: левую - мужскую, и правую - женскую. В период присутствия гостей женщина не имела права заходить на мужскую половину. Со стороны женской половины иногда бывает дверь в пристроенную к юрте кладовую. В ней хранили съестные припасы. Кладовой также пользовалась хозяйка для того, чтобы переодеться, когда приезжали гости. Посредине юрты - место для очага. Дым от костра выходил в расположенное в центре кровли дымовое отверстие. Когда шел дождь или было холодно, дымовое отверстие закрывали шкурами. Луч солнца, проникавший в юрту через дымовое отверстие, использовался как солнечные часы, а так как буряты были не только скотоводами, но и рыбаками – на берегу залива построен рыбацкий стан с лодками, огромными бочками и другой утварью, необходимой для рыбного промысла.

 

В музее реконструировали осенне-весенние и летние стойбища эвенков, а также этнический комплекс захоронений. В составе осенне-весеннего стойбища стационарный чум – галомо, каркас которого изготовлен из полубревен и накрыт лиственничной корой. Иногда для утепления между каркасом и корой прокладывали мох. Вход в чум закрывался шкурами. В центре чума размещался очаг с костром. Спальные места располагались вдоль стен, для чего там укладывался свежий лапник (ветки сосны или пихты). Для хранения продуктов питания и в особенности заготовленного мяса на деревьях строили хранилища – лабазы, исключавшие доступ к ним хищных зверей (росомахи, волка, лисы, медведя). Вещи также хранилось на деревьях, на специально сооруженных помостах – дэлкенах. Вещи укладывались на дэлкен и накрывались от дождя шкурами.

 

В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища тофов, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. В зимнем стойбище имеются хозяйственные постройки. Характерной хозяйственной постройкой является наземный лабаз размером 1,5 х 1 х 0,6 метра. Сверху лабаз, изготовленный из тонких бревен, прорывал закрепленными плахами. В нем, как в холодильнике, хранили скоропортящиеся продукты: мясо, рыбу.

 

Альпийские домики, построенные из цельной древесины, и сейчас могут заказать для себя желающие.

 

В Тальцинском музее можно зайти в любой дом, получить мастер-класс по изготовлению, гончарных изделий, кузнечному делу, ткачеству, и по изготовлению изделий из дерева и бересты. Многие посетители обращают внимание на низкие входные двери. По этому поводу существует даже миф. Это, мол, для того, чтобы входящий в дом, нагибаясь, кланялся домовому.

 

В музее есть и старые бани, и даже камера, где содержались арестанты. Многие здания и сейчас находятся на реставрации и скоро распахнут свои двери для встречи гостей.

 

Проголодались? Можно зайти в трактир, поесть блинчиков и пельмешек, а заодно, ознакомиться с экспонатами чайного производства и посмотреть старые медные самовары и первые чайники. В лавке, где продают изделия из глины и керамики, на русской печи можно увидеть автографы многих знаменитых и популярных гостей музея. В другом здании расположилась удивительная коллекция кукол, которыми играли наши бабушки и прабабушки.

 

По пути к заливу можно увидеть удивительные кованые изделия, и каждый предмет можно потрогать руками, сфотографироваться и примерить огромные кованые тапочки.

 

Да, уникальный этот музей, здесь можно не только посмотреть экспонаты, но и прокатиться с ветерком верхом на лошади или в боярской коляске, покачаться на старинных качелях, походить на ходулях, зимой прокатиться с горы на шкурах…

 

Каких только старинных красочных праздников не проводят сотрудники музея на своей территории: это и святки, и проводы русской зимы, и встреча Нового года и свадьбы.

 

На берегу залива расположена сцена, на которой часто выступают многие театральные и художественные коллективы.

 

Каждый год музей пополняется всё новыми и новыми экспонатами, каких только экспонатов нет в запасниках музея и в действующей экспозиции. Здесь и старинные утюги, и самовары, прялки, ткацкие станки и другие предметы домашнего обихода, и предметы сельскохозяйственного назначения, и одежда, которую носили наши предки.

 

Вот и закончилась наша экскурсия по музею под открытым небом, музей ждёт новых гостей, а мы возвращаемся в город.

 

Картина дня

наверх