Мог ли главный еврейский артефакт оказаться в Зимбабве
Весьма неожиданную версию приводит в своей статье «В поисках исчезнувшего Ковчега Завета» протоиерей Олег Скнарь. Согласно этой версии даже не сам Ковчег Завета, а уже лишь остатки от него находятся ныне… в столице Зимбабве, городе Хараре.
Город основан в 1890 году британцами как военная база под названием Форт Солсбери, в честь лорда Солсбери – премьер-министра Великобритании. Поселение развивалось в основном как торговый центр на пути к портам в Мозамбике. В 1899 году Солсбери был соединен железной дорогой с портом Бейр, а в 1923 году город получил статус столицы Британской Южной Родезии. После провозглашения независимости Солсбери стал столицей Зимбабве, а в 1982 году был переименован в Хараре.
Автором версии, что Ковчег Завета в конце концов попал именно сюда, является профессор Лондонского университета Теодор Парфит, который даже организовал специальный телерепортаж для британского телевидения из пыльного хранилища музея города Хараре в Зимбабве. Профессор показал перед включенной камерой ветхую деревянную коробку и сообщил, что нашел Ковчег Завета!..
Комментируя свое заявление, Парфит рассказал, что начиная с 1990 года он длительное время изучал африканское племя лемба, проживавшее в пограничной зоне между Зимбабве и ЮАР. Особо привлекли внимание профессора религиозные традиции племени, в которых обнаруживалось удивительное сходство с традициями иудаизма. Так, например, члены племени лемба избегали употребления в пищу свинины, при этом им разрешалось употреблять исключительно мясо домашних животных. Также они почитали субботу днем отдыха, а мальчикам сразу после рождения делали обрезание.
В 1999 году Парфит организовал специальные ДНК-исследования, которые, по его утверждению, доказали, что между представителями мужской половины племени лемба и евреями-мужчинами из семей коэнов (священников из колена Леви) существует генетическая связь. В самом же племени сохранились сказания, согласно которым их народ до переселения на юг африканского континента жил в городе Сена на территории современного Йемена.
Действительно, в древности в Йемене проживала еврейская община, которая появилась здесь в результате переселения евреев из Палестины. Протоирей Олег Скнарь приводит мнение, что эта община возникла после завоевания Ближнего Востока римлянами в конце I века нашей эры.
Как же британский профессор все это увязал с Ковчегом?..
Парфит сослался на манускрипт VIII века, в котором рассказывалось, что еврейская община Сены давно владела библейским Ковчегом Завета. В манускрипте Ковчег имел особое название «Ngoma Lugunda» («Глас Господень»). Во время сражений воины племени лемба будто бы переносили Ngoma Lugunda на шестах-носилках именно так, как транспортировали Ковчег во времена Моисея вплоть до постройки Первого Храма. Манускрипт, по словам профессора, повествует о том, что Ngoma Lugunda при этом изрыгал пламя, и все это сопровождалось устрашающими звуками.
Проведя радиоуглеродный анализ обугленного деревянного ящика, который профессор нашел в хранилище музея города Хараре, Парфит датировал его 1350 годом до нашей эры, что совпадает с одной из предполагаемых дат Исхода. Это и убедило Теодора Парфита в том, что он нашел Ковчег Завета.
Насколько обоснованны столь сенсационные выводы Теодора Парфита?..
В истории южной части африканского континента действительно еще очень много неясного и порой даже загадочного. Достаточно вспомнить хотя бы то, что расположенные не столь далеко от Мозамбика древние шахты датируются аж в десятки тысяч лет, а в самой стране имеются странные (неизвестно кем созданные) конструкции овальной формы, которые, по мнению некоторых исследователей, воспроизводят форму орбит звезд, входящих в систему Сириуса…
И вполне возможно, что племя лемба действительно имеет еврейские корни. По крайней мере, ныне считается, что упомянутые ДНК-исследования проведены достаточно корректно. Но причем тут именно Ковчег Завета?..
Достаточно даже беглого взгляда на то, что профессор Парфит представил публике в качестве остатков Ковчега, чтобы в этом сильно усомниться. Ни по размерам, ни по форме эта деревянная емкость не совпадает с библейскими описаниями Ковчега Завета.
Вдобавок, имеется и другой косвенный аргумент против выводов Парфита. Если у него хватило средств на проведение как ДНК-исследования, так и на радиоуглеродный анализ деревянной емкости из музея в Хараре, то почему не проведены (требующие существенно меньших расходов) исследования по определению породы дерева, из которого сделана эта деревянная емкость?.. А если такие исследования были проведены, то где их результаты?.. Подобная «неполнота» в результатах исследований вызывает вполне законные сомнения в их корректности и в обоснованности выводов Парфита.
Ссылки на некий манускрипт, повествующий о «Ngoma Lugunda», в данном случае не значат абсолютно ничего. Если племя лемба действительно имеет еврейские корни и даже придерживается некоторых известных еврейских традиций, то почему бы им не сохранить и предания о временах Исхода, которые в манускрипте вполне могли быть ошибочно соотнесены с гораздо более поздними временами?..
Сама же родственно-генетическая связь каких-то представителей местного населения с евреями (даже пусть и из числа колена Леви) является хоть и важным, но все-таки не решающим аргументом. Говоря более наукообразным языком, это является необходимым, но вовсе не достаточным условием. Опираясь только на него, без учета иных фактов можно зайти куда угодно.
Так, скажем, согласно еще одной аналогичной версии, Ковчег Завета некогда оказался… в Хазарском каганате – мощной державе, процветавшей в VII-X веках нашей эры, где с VIII века правила иудейская верхушка, а государственной религией был иудаизм.
Киевский князь Святослав в 965 году уничтожил хазаро-иудейское войско и взял штурмом столицу каганата Итиль. А Ковчег хазарские иудеи якобы успели спрятать где-то в пещерах Дагестана или Чечни… (А. Скляров)
С Наступающим Новым 2021 годом!
Вот и подходит к концу 2020 год. Вряд ли мы преувеличим, сказав, что уходящий год стал самым необычным для каждого из нас. Кто мог предполагать даже год назад, как быстро глобальные процессы изменят жизнь миллиардов людей за какие-то несколько месяцев…
Это и настораживает, и приободряет одновременно. Иногда достаточно малого, чтобы, казалось бы, незыблемые устои, например такие, как свобода передвижения и личное общение между людьми, начали трансформироваться и приобретать ранее не свойственные им формы. Станет ли жизнь прежней? Станет ли мир прежним? Вряд ли.
Колебания, связанные с резкими изменениями, не утихнут, пока мир не найдёт новый баланс, который сможет позволить всем нам продолжить свой путь по лестнице развития цивилизации… Но в каком направлении? Кто сможет однозначно сегодня дать ответ?
Мы верим, что 2020 год это лишь начало новой эпохи перемен. Мир становится иным, а вместе с ним и все мы, наши жизни, наша работа, наша история.
В череде ежедневных сводок новостей малозаметной прошла информация о найденных в глубинах коллекции Абердинского университета реликвиях Диксона, небольших кусочках дерева. Они были обнаружены в пирамиде Хеопса во второй половине XIX века, но после передачи их в Шотландию считались утраченными. А ведь они, ни много ни мало, могут перевернуть историю Древнего Египта. По факту – уже переворачивают!
Мы не знаем, чем завершатся запущенные в 2020 году процессы. Сможем ли мы увидеть результаты происходивших на наших глазах глобальных изменений или такая честь выпадет следующим поколениям. Но мы твёрдо убеждены, что верность своим убеждениям и идеалам помогает выстоять даже в эпоху наибольшей социально-культурной турбулентности.
Берегите друг друга. Верьте в себя, свои силы и своё время. И если перемены стучатся к вам дом, отворите им дверь. За ними всегда идут новые возможности и новое будущее.
С Наступающим вас Новым 2021 годом!
Необъяснимые артефакты каирского музея
Удалось-таки осуществить задуманное и, несмотря на существующие запреты, пронести в музей пару фотоаппаратов и мобильный телефон с камерой. (На момент проведения данной экспедиции съёмка в Каирском музее была категорически запрещена.) Правда, один из фотоаппаратов тут же почему-то нагрелся (хотя аккумуляторы стояли правильно) и отказался работать, а на второй мало что удалось заснять, поскольку постоянно приходилось озираться, дабы не попасть на глаза полиции. Поэтому основные снимки сделаны все-таки с мобильника. Возможности агрегата существенно уступали возможностям фотоаппарата, да и освещение оставляло желать лучшего. Кроме того, мешали стекла витрин, которые отражали свет ламп…
В общем, не стреляйте в пианиста – уж какое получилось качество, такое и получилось…
Недопиленный саркофаг стоит около стены. Следами распила повернут как раз к стенке. Освещение практически нулевое (для техники), поэтому мало, что понятно из снимка. Но прорезь все-таки видна: на полутораметровом (по ширине) гранитном блоке – постепенно сужающаяся V-образная щель, которая указывает на ширину режущей кромки инструмента не более 3 мм!!!
Пропил идет по диагонали. Даже если использовалась не дисковая, а плоская пила, то ее длина для этого должна быть никак не менее 3-4 метров. А если учесть и форму пропила, то получается, что ширина полотна пилы должна быть что-то около полуметра (щель уходит в глубину на расстояние более 30 см), и иметь клиновидную форму. В итоге: просто-таки неимоверные нагрузки на режущий инструмент!..
Рядом там же – небольшой “столик” из известняка, в который вставлен диск из алебастра. Очень нетривиальная конструкция, одна часть которой как бы в масштабе повторяет другую…
Много саркофагов, где надписи нанесены поверх старых повреждений (а ведь датируются саркофаги именно по надписям), что указывает на более древнее происхождение самих “коробок”. На первом снимке: верхний ряд надписи идет по повреждению, которое даже не выравнивали перед нанесением иероглифов. На втором снимке: на округлой крышке видна каверна. Каверна подшлифована перед нанесением надписи, но достаточно небрежно. Третий снимок: на заднем плане – гранитный саркофаг больше человеческого роста, поврежденные части поверхности которого оштукатурены под цвет запыленного гранита. Надпись с именем какой-то принцессы заходит и на оштукатуренные места, что опять же говорит о повторном использовании гораздо более древней коробки (гранит перед нанесением штукатурки подвергся эрозии на весьма значительной площади).
Статуя из известняка с характерным отложением соли. Считается статуей Аменемхета III, “присвоенной” Псусеннесом I. На первом снимке (к сожалению, не очень четком): соль откладывалась на уже изготовленную статую. На правом бедре часть отложений скололась (более светлое пятно) и обнажился известняк. На втором снимке: трон с правой стороны статуи. Здесь уже более четко видно, что надпись нанесена уже поверх (!!!) солевых отложений. Причем местами отложения соли доходят до 2 миллиметров толщиной.
Занятная “коробочка” из гранита где-то метр на метр. Верхняя плоскость выполнена весьма небрежно. Но боковые грани сливаются в единые кривые при взгляде на них сбоку. Профилированная поверхность выполнена весьма и весьма точно. Глаз отклонений не видит.
Бумеранги из коллекции Тутанхамона (два нижних стенда). Для сравнения сверху – два натуральных австралийских бумеранга. У проходящего мимо англоязычного гида удалось подслушать такую байку: увидел тут недавно эти стенды любитель бумерангов из Австралии и сказал, что несколько из них могут выполнять сугубо ритуальную роль, но большинство – вполне функциональны и выполнены профессионально… Вот так.
Еще одна коллекция бумерангов (в другом зале и из другой эпохи).
Знаменитая Саккарская коллекция:
Нечто, похожее на наши CD-диски и по форме, и по размерам. Материал самый разный, но из меди всего пара штук, и те – не качественные. Остальное – из разных пород камня. Диски чуть увеличиваются по толщине к центру (кромка 1-1,5 мм). Очень симметрично. С явно центрированным аккуратным отверстием в центре. Теоретически, могли бы выполнять роль небольших дисковых пил. Но во-первых, здесь больше бы подошло не круглое, а квадратное отверстие (чтобы не проскакивал стержень, на который мог бы одеваться такой диск для вращения). И во-вторых, эффективность такой “фрезы” на скорости, достижимой при ручном приводе, чрезвычайно низка. Гораздо более целесообразно было бы использование таких дисков в качестве фрезы при машинном приводе (при большой скорости вращения).
На стенде с дисками есть фотография, на которой зафиксирован момент их находки. Там они лежат рядом с… деревянными стрелами.
Пара полупрозрачных тарелок, которые кажутся отштампованными из пластмассы (белые части – гипс реставраторов).
Знаменитая “лопасть”, снятая для пополнения интернетной коллекции ее снимков.
Тор (или бублик), разрезанный вдоль. Материал – аспидный сланец. Диаметр порядка 30 см. На внутреннем радиусе в одном месте видны остатки какого-то “лепестка” (не приклеенного, а составляющего с полутором единое целое!!!). Что это была за конструкция, и зачем была нужна – загадка…
На фоне полубублика, конечно, меркнет тарелка рядом. А зря…
Сосуды-“лампочки”. К сожалению, на снимках не видно, что выполнены эти каменные емкости (размером всего 5-6 см) с такой точностью, что их стенки эквидистантны (т.е. имеют везде одинаковую толщину), что видно при визуальном осмотре разбитых сосудов. Просто поразительное мастерство исполнения!.. Каким инструментом можно было добиться такого результата – не понятно.
Четыре чаши в одной – монолитная алебастровая конструкция.
Два “воздуховода” (именно на это больше всего похожи эти емкости из алебастра, имеющие, правда, сплошное дно). К сожалению, снимки получились не очень удачные, и практически не видно, что внутренние углы между внешним цилиндром и “крестом”, как и на самом “кресе” – просто идеальные.
Другие сосуды из Саккарской коллекции. Можно заметить высочайшее качество исполнения не только сугубо по визуальным оценкам: даже те, у которых минимальная площадь опоры, стоят совершенно ровно, т.е. прекрасно сбалансированы. Вся Саккарская коллекция датируется историками периодом I-II династий. (А. Скляров)
Видеопоздравление с Новым 2021 годом от команды ЛАИ
С Новым годом, друзья!
Некромантион: как сейчас выглядит спуск в Аид
Некромантион или Оракул мертвых находится более чем в 400 км от Афин, в 100 км от Албании недалёко от реки Ахерон. В начале XVI века в эту местность начинают приходить микенцы с Пелопоннеса.
Некоторые исследователи полагают, что Гомер ссылается именно на это место, упоминая историю про спуск Одиссея в Аид. И уже то, что описание этого места имеется в "Одиссее", говорит о его глубокой древности.
Археологи датируют комплекс эллинистической эпохой, а точнее концом IV – началом III вв. до н.э. Известно, что эллинистический период в целом отличался рациональностью и бурным развитием науки и это место не было исключением. Многие античные авторы отрицали появление духов и, как показали раскопки совсем не напрасно – археологами были найдены механизмы, которые использовались для поднятия изображений духов с потолка. Такие же механизмы в то время использовались и в театре.
Комплекс целиком и полностью сделан из полигональной кладки без применения раствора. Она здесь буквально повсюду. Блоки очень точно подогнаны друг к другу. Некоторые места даже напоминают Саксайуаман в Перу. Есть здесь даже кладка, вписанная в скальное основание. На одном из камней мы нашли даже пропил от машинного инструмента. Но пропил этот имеет современный характер. Чтобы красиво уложить камни на место, археологи просто отрезали небольшой кусочек блока. На фото ниже место пропила обведено.
Камни в среднем не более метра в диаметре, вырублены из известняка, а перемычки над входом не цельные, а сложены из нескольких небольших блоков. В целом впечатление от комплекса следующее – очень качественная ручная работа.
Подземная часть комплекса была вырезана в скале. Перекрытие поддерживается 15 арками из мягких пород известняка.
Церковь датируется началом XVIII века.
Святилище было сожжено римлянами в 167 году до н.э.
Египет: величайшая тайна нашей планеты
ebfd02900cf07fc8979eac04f1bef801801b6efc9820xWEBx7408x1632382527
Свежие комментарии