Владимир Комаров: история космонавта, который предчувствовал свою гибель
Военное детство
Владимир Комаров, летчик-космонавт №7, дважды Герой Советского Союза, командир первого в мире экипажа советского космического корабля, стал первым человеком, побывавшим в космосе дважды. И первым человеком, погибшим во время полета в космос...
Родился Владимир 16 марта 1927 года в Москве, когда началась вoйна, ему было всего 14 лет, но, как и многие его ровесники, мальчик рвался на фронт. В 1943 году Владимир поступает в 1-ю Московскую спецшколу ВВС. Окончил ее будущий космонавт в июле 1945 года, к этому времени в стране уже был мир... После Борисоглебского и Батайского военных училищ в 1949 году Комаров был направлен на службу летчиком-истребителем в 42-ю истребительную авиационную дивизию ВВС Северо-Кавказского военного округа в Грозном. Он тогда еще не знал, что там его ждет судьба...
Нашел жену по фотографии
Именно в Грозном Владимир встретил свою будущую жену. Знакомство было заочным: молодой человек впервые увидел Валентину на снимке, выставленном в витрине фотоателье. Студентка пединститута снялась в новом белом пальто, которое ей подарили родители. Фотографу самому настолько понравился этот снимок, что он выставил его как рекламу своих услуг. Владимир увидел снимок и — «пропал». Это сейчас все просто — понравилась девушка в соцсетях, написали ей, и понеслось... А тогда найти прекрасную незнакомку было нелегко.
Выяснилось, что в Комарове до этого дремал настоящий детектив. Он, что называется, «пошел по следу». Добыл у фотографа необходимый минимум информации, узнал, где Валентина учится, и стал «патрулировать» центральную улицу Ленина, пока не встретил «девушку в белом». Настойчивый молодой человек добился взаимности, они стали встречаться. Каждый раз влюбленный летчик носил Валентине вместо цветов дефицитные тогда шоколадки. Ну какая девушка не растает? Они быстро поняли, что созданы друг для друга, и поженились через полгода после первого свидания. В браке у них родились сын Евгений и дочь Ирина.
Строил космические корабли
В 1959 году, закончив Военно-воздушную академию имени Жуковского, Владимир пошел работать авиационным инженером в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. Занимался испытаниями истребителей и летательных аппаратов. Участвовал в создании дизайна для будущих космических кораблей «Восход» и «Восток». Он еще не знал тогда, что ему предстоит лететь в космос на одном из таких кораблей
Прибывшая в институт комиссия предложила Владимиру принять участие в секретной космической программе. Комаров согласился. 7 марта 1960 года его признали годным и зачислили в войсковую часть 26266. Позже эта часть станет известной, как Центр подготовки космонавтов. Так Владимир Комаров стал самым старшим из 20 человек, вошедших в первый отряд советских космонавтов — ВВС № 1. На тот момент ему исполнилось 33 года.
Пики на кардиограмме
Был у Комарова момент, когда под вопросом оказалась вся его карьера космонавта. Во время тренировки на центрифуге электрокардиограмма зафиксировала «неполадки» в работе сердца. Врачи на полгода запретили Комарову перегрузки и парашютные прыжки. Чтобы доказать всем и себе, что здоров, Владимир поехал в военно-медицинскую академию в Ленинград. Его обследовали и выдали заключение: подобные «пики» на кардиограмме бывают при больших нагрузках у людей с тренированным сердцем. В итоге Комаров вернулся в строй. Его настойчивость помогла и здесь.
«Никогда бы не поверил»
Свой первый космический полет Владимир Комаров совершил 12-13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход-1». Это был наш первый корабль с экипажем из трех человек. Никита Хрущев поставил перед главным конструктором ракетно-космических систем Сергеем Королевым задачу модернизировать одноместный «Восток» так, чтобы в него поместились три космонавта. Так «Восток» стал «Восходом», а для экономии места в тесной кабине пришлось отказаться от скафандров (экипаж летел в легких тренировочных комбинезонах) и катапульт. Также впервые была применена система мягкой посадки.
Кроме командира Владимира Комарова, в экипаж вошли инженер Константин Феоктистов и врач Борис Егоров. Исторический полет длился 24 часа 17 минут 3 секунды, за это время корабль совершил 16 витков вокруг Земли. После чего благополучно приземлился.
Есть свидетели, которые говорили, что Сергей Королев, получив доклад о посадке, сказал: «Неужели все кончено, и экипаж вернулся из космоса без царапин? Никогда бы никому не поверил, что из "Востока" можно сделать "Восход" и трем космонавтам слетать на нем в космос». Самое удивительное — пока «Восход-1» был на орбите, в стране поменялся генеральный секретарь. Космонавты, улетавшие при Никите Хрущеве, докладывали о своем успехе Леониду Брежневу.
Подготовка ко второму полёту
Корабль из серии «Союз», на котором должен был полететь во второй раз Владимир Комаров, создавали в ответ лунной программе США. После того, как в январе 1966 года на операционном столе умер Сергей Королев, работа над программой шла очень тяжело. Три беспилотных пуска «Союзов» прошли частично или полностью неудачно, однако советские власти приняли решение о пилотируемом запуске — шла, так называемая, «лунная гонка».
Лететь в космос должны были сразу два корабля, которым нужно было состыковаться на орбите. «Союз-1» должен был стартовать 23 апреля 1967 года, «Союз-2» — 24 апреля. Владимиру Комарову предстояло лететь на первом корабле. И, как инженер, а также, как самый опытный космонавт в отряде, он понимал, на что идет...
90 процентов неудачи
Перед полетом космонавт навещал больного коллегу в больнице, позже жена этого коллеги рассказала Валентине Комаровой о произошедшем там разговоре. Владимир поделился с другом: «Процентов на девяносто полет будет неудачным».
За 40 дней до гибели Владимир Комаров широко отпраздновал свой 40-летний юбилей, хоть это и не принято — считается плохой приметой. Он отмечал юбилей три дня: с родственниками, коллегами, друзьями. Валентина все три дня ведрами жарила цыплят табака. Гости все приходили и приходили... Владимир Комаров, словно прощался со всеми...
Роковой полёт
«Союз-1» стартовал с Байконура 23 апреля 1967 года. Дублером Владимира Комарова был Юрий Гагарин. Он поднялся вместе с ним на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания, и крикнул, дождавшись, когда закроется люк: «До скорой встречи»!
Вначале все шло по плану, но как только корабль вышел на орбиту, нештатные ситуации пошли одна за другой. Вначале не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, из-за чего «Союз» начал испытывать дефицит электроэнергии. Владимир Комаров получил приказ возвращаться на Землю. Но возникла новая проблема — отказ датчиков ионной ориентации.
Владимир Комаров сделал невозможное — «Союз-1» начал спуск с орбиты. Все, кто в этот момент был в Центре управления полетами, захлопали в ладоши, ожидая скорой встречи с космонавтом. К сожалению — рано. На высоте 7 км отказала парашютная система. Аппарат «Союза-1» врезался в землю со скоростью около 50 метров в секунду. В баках аппарата было около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которые взорвались от удара на землю... Выжить у космонавта не было ни одного шанса...
Валентина Комарова так и не вышла замуж после смерти Владимира. Она рассказывала своей дочери, что постоянно ощущает незримое присутствие погибшего мужа. Они очень любили друг друга... Перед полетом Владимир Комаров слушал песню Пахмутовой и Добронравова «Нежность». Помните эти строчки? «Опустела без тебя земля, как мне несколько часов прожить...»
ß
Как будет работать интернет на Луне: готовимся к масштабной эмиграции в космос
Едва придя к власти, администрация бывшего президента США Дональда Трампа объявила об очередном развороте космической программы страны и анонсировала амбициозную программу по возвращению людей на Луну – теперь уже навсегда. Ожидалось, что триумфальные полеты станут эффектным финалом второго президентского срока Трампа, однако история пошла другим путем. После победы демократов во главе с Джо Байденом лунная программа NASA стала пробуксовывать. Но прежние планы далеко не оставлены, и до конца 2020-х США совместно с партнерами готовят несколько беспилотных и пилотируемых экспедиций, а также развертывание окололунной станции Lunar Gateway.
Свои миссии к Луне планируют Россия, Китай и другие страны: всего до 2030 г. туда должны отправиться почти сто кораблей и аппаратов. Разумеется, что далеко не все из них будут реализованы, но это лишь задержит почти неизбежный финал: строительство обитаемой базы и постоянное присутствие людей на естественном спутнике Земли. Задача непростая: персоналу потребуется надежное и комфортное укрытие, и все положенные блага цивилизации. Связь среди них занимает далеко не последнее место.
Флотилия «Андромеда»
В прошлом участники миссий Apollo обходились обычной радиолинией, но на новом уровне освоения Луны этого уже недостаточно. Такая связь требует прямой видимости и недоступна на обратной стороне спутника, в окрестностях полюсов и просто в тех участках поверхности, где Землю заслоняет скала или вал ударного кратера. Вдобавок, для этого необходимы мощные передатчики с усилителями и большими антеннами, способные непосредственно коммуницировать со станциями на Земле. Для организации полноценной системы связи нужны другие решения.
Над таким проектом Лаборатория реактивного движения (JPL) NASA работает совместно с итальянской аэрокосмической компанией Argotec. Система Andromeda будет использовать флотилию окололунных аппаратов (ими занимаются итальянцы), оснащенных инструментами для организации сети связи (эта часть лежит на плечах JPL). Группировка обеспечит связь между всеми абонентами на Луне, а также послужат передаточным «хабом» для обмена данными с Землей. Кроме того, те же аппараты могут стать основой для организации «лунного GPS», системы навигации для работы людей и роботов на спутнике. Небольшие задержки во времени прихода сигналов от разных аппаратов до антенны, находящейся на поверхности Луны, даст возможность триангулировать ее положение и вычислить координаты.
Расчетные орбиты
По плану, группировка должна включить 24 аппарата, движущихся по четырем орбитам, по шесть спутников на каждой. Наклонение орбит друг относительно друга составит около 57°, перицентры (нижние точки орбиты) их находятся в 720 км над поверхностью Луны, апоцентры (верхние точки) – на высоте 8090 км. Для связи на Земле это были бы средние околоземные орбиты – на таких работает, например, система спутниковой связи OneWeb. И хотя расстояние до спутников будет доходить до тысяч километров, оно останется несравнимо малым в сравнении с дистанцией до Земли и обратно – почти 400 тыс. км в одну сторону. Это резко снижает требования к мощности передатчиков, которыми будут пользоваться люди и роботы на Луне.
Полный оборот будет занимать 12 часов, но, как и любые тела, которые движутся по таким вытянутым эллиптическим орбитам, нижние участки спутники будут проходить намного быстрее, чем верхние. Поэтому плоскости орбит расположены таким образом, чтобы максимально долго оставаться над ключевыми районами будущей активности людей. В итоге лунные полюса (где находятся приличные запасы воды, которые делают их особенно привлекательными для строительства обитаемой базы) будут видимы хотя бы одним спутником не менее 94 процентов времени, и не менее 79 процентов – сразу тремя, что необходимо для навигации. Для сравнения, приэкваториальные области будут покрыты одним спутником 89 процентов времени.
По ту сторону
Разработчики системы Andromeda уделяют особое внимание обратной стороне Луны. Постоянно жить и работать на ней в обозримое время люди вряд ли будут, однако именно там планируется построить мощные астрономические инструменты, которые будут собирать огромные массивы данных, нуждающихся в отправке на Землю для обработки. Радиотелескопы на обратной стороне Луны будут экранированы всей массой спутника от шума, который исходит с Земли, а сравнительно слабая гравитация позволит построить их по-настоящему огромными, чтобы увидеть Вселенную с беспрецедентным разрешением.
Пока что ученые прорабатывают два таких проекта: LCRT (Lunar Crater Radio Telescope, «Радиотелескоп в лунном кратере») и FARSIDE (Farside Array for Radio Science Investigations of the Dark ages and Exoplanets, «Массив на обратной стороне для радиоволновых исследований "темной эпохи" и экзопланет»). LCRT – это километровых размеров антенна, которую можно будет подвесить в «фокусе» 4-километрового кратера, чтобы тот послужил естественным рефлектором для радиоволн. LCRT сможет работать с наиболее длинными волнами, которые на Земле невидимы, поскольку блокируются ионосферой нашей планеты.
FARSIDE проектируется как радиоинтерферометр, то есть массив из множества отдельных антенн, собранных в единую систему высокого разрешения. FARSIDE будет использовать 128 таких антенн, расположенных на пространстве диаметром около 10 км, соединенных с общим центром для питания, хранения и первичной обработки данных. Именно отсюда будет происходить обмен информацией между телескопом и спутниками связи, чтобы те отправили данные дальше, на Землю.
Спутники над спутником
Орбитальная платформа, над которой работают итальянские инженеры из Argotec, сравнительно невелика. Существующий прототип имеет массу 55 кг массы и размеры 44 х 40 х 37 см, без учета развернутых антенн и панелей солнечных батарей. На борту находится созданная в JPL система четырехканальной радиосвязи: один канал в сантиметровом К-диапазоне обеспечивает коммуникации с Землей (100 Мбит/с при отправке со спутника и 30 Мбит при приеме), а остальные предназначены для связи с абонентами внизу, на Луне.
Их работу обеспечивают три антенны: одна выдвигаемая, 50-сантиметровой длины, для общения с Землей в К-диапазоне, и три фиксированные антенны более длинного S-диапазона для обмена данными с Луной. Идет разработка стандартных протоколов, на основе которых спутники будут общаться друг с другом и с абонентами. Однако даже когда флотилия подобных аппаратов развернется над Луной, это будет лишь первое поколение местной связи.
В дальнейшем группировку Andromeda могут дополнить сетью станций и ретрансляторов на поверхности спутника. С их помощью «лунный интернет» сможет перепрыгнуть сразу через несколько ступенек и приблизиться к возможностям 5G, которые только сегодня развертываются на Земле. Такая сеть обеспечит скоростной обмен информацией, дистанционное управление машинами и автономную работу роботов – все то, без чего полноценное освоение Луны вряд ли возможно.
Свежие комментарии