На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Совет глав правительств СНГ выделил средства на создание объединённой системы ПВО Страны, входящие в Содружество нез...Сегодня в России ...
  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...

Мифы вокруг Ивана Грозного: массовый террор и развал страны…

Исторические напёрстки

Мифы вокруг Ивана Грозного: массовый террор и развал страны…

Мифы вокруг Ивана Грозного: массовый террор и развал страны…

Фактов много сегодня в анализ возьмем, но разом явно не управимся. Многое сказать нужно. Чего не коснись в деяниях Ивана IV Васильевича (в отечественном и заморском исполнении) — сплошная мешанина фактов и нелепиц.

В очень любопытных толкованиях. Такое впечатление: даже серьёзных историков сносит в кювет беспамятства и пренебрежения законами своей науки. Стоит лишь написать заветное слово «Грозный» в своих трудах. Удивляться нечему. Чем незаурядней правитель — тем больше к его могиле наносят лжи и домыслов.

Самый первый миф. Само прозвание «Грозный». Якобы данное из-за нечеловеческой жестокости государя. Неверный ответ. Грозным сначала звали деда нашего героя, Ивана III-го. Заслужил сей эпитет в очень раннем возрасте (12 лет от роду), когда с дружинами московскими пытался избавить Русь от страшного лиха в 1452 году.

Гонял по Вологодчине паскудника и подлеца Дмитрия Шемяку (это который вошёл в народную память «шемякиными судами», полной несправедливостью). Прозвание было положительным: «грозный» для врагов и узурпаторов. Улыбнемся и пытаемся угадать, кого пытался описать врунишка Карамзин:

«Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова; что просители боялись итти ко трону; что вельможи трепетали и на пирах во дворце не смели шепнуть слова, ни тронуться с места, когда Государь, утомлённый беседою, разгорячённый вином, дремал по целым часам за обедом; все сидели в глубоком молчании, ожидая нового приказа веселить его и веселиться.
Самые знатные чиновники, светские и духовные, не освобождались от ужасной торговой казни; так, всенародно секли кнутом Ухтомского князя, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудовского за подложную грамоту, сочинённую ими на землю умершего брата Иоаннова…».

Это эпизод из жизнеописания Иоанна Грозного. Дата — 1491 год. То есть, речь о деде Ивана IV Васильевича. Иване III-ем. Он в либеральном сознании не стал психопатом, жестоким тираном, садистом и палачом. А вот внуку перепало. Пока младенцев не откушает христианских, кровушкой свежей не запьет — в спальню ни ногой. Точнее — в гарем. Или содомитские грехи творить с Федькой Басмановым.

Новгород в крови.

Торговый агент-англичанин Джером Горсей уверял европскую общественность: кровожадный Иван Грозный зверски убил в Новгороде 700 тысяч человек. Однако, там 30 тысяч населения не было. Довезли, наверное. Собачьи головы и мётлы у сёдел опричников… Тоже не будем останавливаться. Брехня. Опричники носили на поясе лишь символ «метлы против измены». Шерстяную кисть.

1563 год. Иван IV Васильевич читает донос старицкого дьяка Савлука. Узнает о «великих изменных делах» своего двоюродного брата, князя Владимира Старицкого. В заговор вовлечена мать именитого аристократа, влиятельная княгиня Ефросинья. Назначено следствие. Еще не известны его результаты, но в Литву бежит князь Андрей Курбский.

Второе лицо государства, близкий друг Ивана Грозного и рода Старицких — тоже. Сцепка событий… умирает родной брат царя, Юрий Васильевич. Придворные шепотки пошли: Владимир Старицкий стоит вплотную к трону.

Царь проводит кадровую смену в управлении государством, удаляя от рычагов власти ближников Владимира Андреевича. Обменивает его удел на другой, лишает кузена права жить в Кремле. Составляет новое завещание, лишая Старицкого права быть главным регентом. В опекунском совете оставляет. Очень «кровавый террор», в ответ на реальную угрозу заговора. В 1566 году Грозный простит братца, прирежет земель, позволит построить в Кремле собственный дворец.

В 1567 году Владимир Старицкий кается в прежнем злом умысле. С Боярской Думой выносит обвинительный приговор Федорову-Челяднину и остальным своим тайным сообщникам. Однако в конце лета вскрывается такое кубло заговорщиков… Иван Грозный в страхе обращается даже к Елизавете Английской. С просьбой «политического убежища» на берегах Темзы. Казна отправляется на север, срочно начинаются строиться суда для возможного морского перехода.

Что так напугало царя? Новгородский помещик Петр Волынский, вращающийся при дворе Старицких сообщает: царский повар должен отравить Грозного, сам князь Владимир берёт под контроль Москву. Он аккурат возвращался из военного похода во главе верного войска. Дружины вырезают опричные отряды (не втянутые в заговор), малолетний наследник отправляется вслед за папашей в обитель Господа. Боярская Дума радостно вопит: «Володьку на царство!», дело сделано. Потом наступает неминуемый период «раздачи слонов».

В заговор вовлечены: польский король, литовский гетман, бояре и опричники, почти вся знать и духовенство Новгорода. Намечался раздел России. Князь Владимир Старицкий забирал русский трон, Польше отходили Псков и Новгород. С получением тамошними боярами — «европских» вольностей польских магнатов и шляхты. Среди главных пауков названы близкие к Грозному советники: Вяземский, Басманов, Фуников, дьяк Висковатый.

Собравшись с духом, справившись со страхом… Иван Васильевич в конце сентября 1569 года вызывает Владимира Старицкого в Москву. После продолжительного приёма в царских хоромах, на подгибающихся ногах кузен покидает Кремль. Пишет завещание, умирает на следующий день, заговор обезглавлен. Наступает затишье. Упавшее знамя измены подхватывает новгородский архиепископ Пимен.

Грозный рывком бросается к Новгороду сразу после Нового года, 2 января 1570 года передовые разъезды опричников начинают окружать округу бунташного города заставами. 6-7 января туда въезжает Грозный с личной охраной. Арестованы все бояре и знатные горожане, поставившие свои подписи под договором с королем Сигизмундом. Попутно собрали монахов и священников, обвинённых в ереси «жидовствующих», идеологическом знамени новгородского заговора. Суд и казни.

Внимание. По самому широкому допущению, по церковным документам и личным записям царя — число казнённых заговорщиков определяется в 1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи душ, насчитывает другой список. Посланный Иваном Грозным для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь.

Вопрос: это много или мало? Для 30-титысячного Новгорода… наверное, много. А для искоренения прямого предательства и перехода под польскую корону огромных земель северо-востока России? Или… правы те, кто пишет о пяти тысячах разорённых новгородских дворах (из 6 тыс. имевшихся), о 10 тысячах трупов 1570 года, извлечённых из братской могилы близ Рождественского храма. О запустении Новгородских земель к концу XVI века…

Не стоит. Факты лучше использовать будем. В 1569-1571 годах Россию душила «чёрной смертью» эпидемия чумы. Сильнее всех пострадали западные и северо-западные районы, Новгород — особенно. По обобщённым данным, всё Царство Московское потеряло около 300 тысяч подданных. В самой Москве (документально на 1569 год) умирало по 600 человек в день порой.

Ах… вот откуда цифра вылезла. Именно столько же казнил ежедневно в Новгороде распоясавшийся зверюга Грозный. Якобы. Остыньте. Цифры жертв московской чумы легли в основу мифа о «новгородской резне». Новгород не обезлюдел. Ни от чумы, не от террора. Заработали миграционные механизмы, о них в конце статьи подробнее.

Страшный террор.

По данным (не опровергнутым) историка Руслана Скрынникова, копавшим документальную эпоху Грозного несколько десятков лет: «массовый террор» за период правления Ивана IV Васильевича… составил 3-4 тысяч казненных. По решениям судов, в полном соответствии с законом. При обилии заговоров, которые документально подтверждены и были раскрыты, — подозрительное вегетарианство. Учитывая нравы эпохи.

В 1566-1567 годах царю доставляют перехваченные письма польского короля и от литовского гетмана ко многим аристократам Московии. Конюшему Челяднин-Федорову в том числе, фактическому предводителю Боярской Думы. Князю Ивану Куракину-Булгачову, трём князям Ростовским, князю Бельскому и некоторым другим боярам. Все они имеют доступ к важным государственным делам самого высшего уровня.

Только Бельский не вступает с Сигизмундом в переписку. Показывает царю письмо с щедрыми посулами поляка за измену. Остальные молчок. Составляют заговор, хотят посадить на трон князя Владимира Старицкого. Осенью 1567 года царь вынужден остановить поход на Литву, изгоном бежать обратно в Москву. Вскрылась измена в самом войске: заговорщики собирались окружить ставку Грозного своими верными дружинами, перебить опричников, выдать Грозного полякам.

Во главе этого кубла предателей был Челяднин-Федоров. Есть отчёт для польского короля, шпионы доложили:

«Много знатных лиц, приблизительно 30 человек... письменно обязались, что предали бы великого князя вместе с его опричниками в руки Вашего Королевского Величества, если бы только Ваше Королевское Величество двинулись на страну».

Судила изменников Боярская Дума, доказательств было выше маковок Кремля. Все обвиняемые признали свою вину (конечно же, после страшных пыток, как немец Штаден горевал). Неправда, для высшей аристократии такой способ дознания применялся в исключительных, редчайших случаях. Казнили, по решению Думы: Челяднина-Федорова, Ивана Куракина-Булгачова и князей Ростовских. Князь Иван Куракин, второй по знатности и статусу заговорщик — был взят духовенством на поруки.

А в 1577 году его всё-таки обезглавили. Этот фрукт миновал плаху, замаравшись по уши в заговоре Старицкого. Должен был принимать самое непосредственное участие в захвате Грозного и передаче его полякам. Отцы духовные вымолили прощение изменнику, взяли на поруки. Князя назначили воеводой города Вендена, 10 лет там грех измены отмаливал.

Но когда его осадили поляки, Куракин ушел в лютый запой, раздавая одно приказание… зеленее другого. Растерявшиеся воеводы город не отстояли. Грозный сказал в ярости: «…доколе?», отдал поганца под суд. Приговор князю утверждала… опять же — Боярская Дума. После долгой волокиты и челобитных Ивану Васильевичу о помиловании поганца.

Не буду тратить место, лишь один забавный факт: историки ещё в конце XIX века громко хохотали. Извлекая на божий свет церковные и государственные документы, где большинство «казнённых и умученных» бояр из западных источников — живее всех живых. Заказывают молебны и поминовения, детей крестят, занимают важные посты в управлении Московией. Хотя десятилетиями должны сидеть на колах и гнить безголовыми в безвестных могилках.

Сравнительный анализ.

Благодарен Читателям, которые предлагали заняться счислением жертв той эпохи. В разных странах. «Злодейства» оценить. Подобную идею в исторической науке настойчиво продвигал английский историк и философ Коллингвуд. Борясь с альтернативно одарёнными крикунами и шарлатанами из прессы, любой факт использующих вне контекста эпохи:

«Личность любого мало-мальски значимого исторического деятеля следует рассматривать непременно с учётом времени, в котором он жил и работал, а также конкретных исторических условий».

Царствование Генриха VIII (на троне с 1509 года). В Британии казнено 72 тысячи человек (2,5% населения страны) «за бродяжничество и попрошайничество», а при королеве Елизавете — почти 90 тысяч… без мелочи. Началась индустриальная эпоха островного королевства, эра «огораживаний». Земли свободных арендаторов требовалось превратить в пастбища для рунных овец, поднять суконную промышленность.

Казнили без суда и следствия, перекрестки страны были перекрыты стражей. Если при себе не было бумаг местного шерифа о праве владения землей или договора аренды — вешали прямо на месте. Политика такая государственная: виселица или мануфактура городская с грошовой оплатой труда. Цивилизация-с…

В 1525 году, Германия, крестьянские восстания охватили огромные территории. Казнено более 100 тысяч человек. Земли обезлюдели, страшный голод унёс жизни ещё большего числа людей. С 1547 по 1584 год в Нидерландах, принадлежавших испанской короне, — вспыхивает война за независимость. Короли Карл V и Филипп II отправили на тот свет прямым террором, казнями и пытками не менее 100 тысяч душ. Все они были ещё и прокляты, как «страшные еретики».

Французский король Карл IX лично взял в руки сталь, 23 августа 1572 года принял участие в Варфоломеевской Ночи. С вечера и до рассвета в Париже было убито более трёх тысяч гугенотов. Без суда и следствия. Иван Грозный одолел эту цифру за все своё полувековое правление едва-едва. А за две недели после Варфоломеевской резни Франция потеряла казнёнными и убитыми — свыше 30 тысяч протестантов. Две недели…

Выводы.

Если сказать совсем упрощённо: Грозный сам виноват (отчасти) в формировании образа душегуба. Искренне удивляясь тому потоку грязи, который обрушился на него после начала войн с Польшей и Литвой. Английскому послу он с обидой заявляет:

«Меня осуждают за границей, что я страшное злодеяние учинил в Новгороде... А велико ли было милосердие короля Людовика XI, обратившего в пепел и тление свои города Льеж и Аррас? Измену жестоко наказал он. И датский владыка Христиан многие тысячи людей извёл за измену».

С упорством, достойным лучшего применения, постоянно кается и возводит на себя напраслину, чернит свою «темную душу». Пишет игумену Кирилло-Белозерского монастыря:

«Увы, мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох, мне, скверному! Я, пёс смердящий, вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе...»

Таких «покаянных эпизодов» десятки. Само собой, когда такое попадает в руки иностранцев — слухами, в анализ историкам последующих эпох — документами… Действительно, можно подумать самые мерзкие вещи. Если из контекста эпохи вырвать. Времена были страшные, Реформация. Католики с цепи сорвались, тысячами штампуя смертные приговоры еретикам.

А благочестивый митрополит Московский Филипп прилюдно отказывает в благословении Грозному. Несмотря на небывалое покаяние того. Трижды царь униженно просил главного попа простить «кровь пролитую христианскую». Вегетарианцы с высокими моральными принципами, вот как это называется. Лжецы-постники. Запад этого не понимал? Ещё как понимал, оттого ещё больше в злобе заходился. По колено в крови барахтаясь.

Эти самые иноземцы, извалявшие имя Грозного царя, сами же раскрывают ложь. В своих сочинениях несказанно удивляясь порядкам Московии Ивана Васильевича. Тут оказывается… за воровство не вешают, иной раз даже кнутом не правят. А в Англии украденные шесть пенсов — стопроцентная гарантия петли. Кружка дрянного эля, дюжина яичек.

Россия при Грозном обезлюдела? Знакомое утверждение. С которым полностью и бесповоротно согласен. Только не вся Россия, а её некоторая часть. Это забывают «исследователи» сообщить. Разрядные книги, церковные записи, документы налоговые прямо говорят: во многих землях наблюдается «спад рождаемости, резкое снижение численности посадских людей и крестьян», конец цитаты. Раз в графе «умершие» не числятся… правильно, опричники казнили от лютости своей. По приказу Грозного...

Господа, Писцовые книги Казани и Свияжска 60-х годов не пробовали читать? Очень в хорошей сохранности документы. Там перечень переселенцев — на несколько дюжин томов. Народ валом валил из «верховых городов»: Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля, Вологды, Вятки, Пскова». Селились в Казани слободами и улицами. Дюжина удельных князей, «с людишками и скотиной», заехали на ПМЖ. Из Ярославских, Ростовских, Стародубских, Суздальских... Рюриковичей.

В Казанской земле новые города появляются: Свияжск, Лаишев, Мокшанск, Тетюши. Волга покрывается десятками крепостей и городов. Между Нижним Новгородом и Казанью построены Козьмодемьянск, Чебоксары, Кокшайск. Для контроля и закрепления среднего и нижнего течения Волги — Самара, Саратов, Царицын. Чтобы держать в узде башкир — Уфа. Белгород, Воронеж, Оскол, Ливны, Кромы — расширены и укреплены. Тот же древний Курск втрое разросся при Грозном:

«...населиша их разными людми казаками и стрельцами и жительными многими людьми».

Продолжать можно очень долго, Читатели из самых разных мест подтвердят: сотни окраинных населенных пунктов появились или получили толчок к развитию именно в период правления Ивана IV Васильевича. Основано 155 городов и крепостей. Сколько острожков и деревень заложено — никто не считал. А теперь гонг и вопрос: откуда все это людское благополучие взялось?

Понятное дело — из коренных русских земель. Вот вам прямое сокращение населения Московии. Чуму не забудьте и постоянные войны. Колонизация земель по Волге и Дону, вот как это называется. Не народу стало меньше, земли — больше. За 51 год правления Грозного… территория Руси выросла вдвое. До 5,4 млн. кв. км. Стала держава самой крупной по территории в Европах.

Эпоха Грозного — небывалый рост числа казаков. В 1521 году Дон был безлюден, за полвека превратился в очень шумное местечко. В 1574 году казаки столь самостоятельны и многолюдны, что замахиваются на захват Азова, сверх-укрепленной крепости. Нельзя понять: это вольные людишки разбойные? Или «люди государевы»? Очень изящно спрятанные под личиной иррегулярных войск. Во избежание дипломатических проблем.

По «росписи» Ивана Грозного об охране «украины государства» со стороны Дикого Поля — сторожевым постам было велено: «не оседати с конь», запрещено «сварити каша» два раза на одном месте:

«в коем месте кто полдневал, и в том месте не ночевати».

Иван IV Васильевич — основатель родных аффтару погранвойск. 16 февраля 1571 года был принят «Устав сторожевой и пограничной службы».Сколько нужно людей, чтобы закрыть в несколько раз увеличившиеся границы России? Это не просто мужики оружные, бобыли да голь перекатная. Семьи целые, деревни и села, крепостицы и остроги по всем «украинам». Обезлюдела Русь… верю.

-

Японцы отказались от национальной самоидентификации…

Японцы отказались от национальной самоидентификации…

Немного философии ядовитой сегодня, если позволите. На родном историческом форуме намедни спор любопытный разгорелся, чуть не до драки. Пришлось стороны судить, вборзе карать, ретивым на сутки «темную» баном выписывать. Началось всё пустячком. Кто-то не очень сообразительный (и новенький) сообщил преподавателям самых разных вузов и историкам… Мол, «японцы помешаны на собственной истории».

Знают даже имя первого обитателя раннего палеолита (ещё на Алтае от медведей улепетывающего). Бережно хранят исторические традиции и т.д. … Короче, общий стереотипный набор непритязательного обитателя Дзена. На самом деле же… японец становится японцем (в смысле самоидентификации) только в одном случае: если получил образование за пределами родных Островов. Очень удивляется при этом. Такой вот парадокс.

Что вам показывают телеканалы научно-популярные да блоги тематические — сплошь лубок и величайшая редкость в повседневной жизни японца. Кимоно, катана, саке, сакура, Фудзияма и т.д. … Народ, если честно, живёт в полной незнанке собственной истории. Или в очень узком коридоре полутемном. Предрассудков и мифов. Товарищи учат уму-разуму японских студентов дюжину лет. Мнение сложили определённое, с прекрасной и корректной социологической выборкой.

Опасный поворот.

Так было не всегда. Первый удар историческая память целого народа получила в 1945 году, после известных оккупационных событий. Второй, более чувствительный, — уже в 80-ые годы прошлого века, как промышленный рывок Островов приземлили заокеанские «партнёры». Началась чудовищная по масштабам урбанизация. Причины глубинные, называются просто: понятийный разрыв поколений.

Большая часть молодежи страной не гордится, «стесняется своего милитаристского и кровавого прошлого». Старшие поколения непреклонны и непоколебимы. В диалог не вступают с таким молодняком, предпочитая больше грязную ругань. Японские серьёзные (не жёлтые) издания… это что-то. Клерикализм, махровая реакция, милитаризм, национализм оголтелый и вопли: «всё пропало, страну прос…пали!». Аргументировано излагают, кстати.

Сейчас наблюдается уродливое явление. Уразумев незавидное положение на мировой политической карте, сообразив — из-под веника можно выползти, американцы прикроют в случае чего… Япония стала стремительно портить отношения с Россией, Китаем и Южной Кореей. Делая всё на грани шизофрении. Публично раскаиваясь и плача о «неправильном историческом выборе» ХХ века.

Если угодно, правый националистический уклон доминирует в активном гражданском обществе. Немногочисленном. Но организованном. Это не касается качества, глубины, дотошности исторического образования. Никак. Идёт движение по дискриминации иностранцев, разделению по национальному признаку. Жажда какого-то реванша.

Первый признак: быть большой беде. Налицо «потеря самоидентификации». Кто не знает своей истории, живёт в мифах по самые брови, утратил независимость фактическую — тому прямая дорожка во времена Третьего Рейха. С перевоспитанием всех и каждого, диктатурой лютой и замером циркулями черепушек. Если вегетарианцы-либералы, не приведи Аматерасу, свою партию политическую продуют. По приведению японцев в «семью народов».

Национальное историческое образование Японии — это поверхностная пародия. Не смешная совсем (как на Украине, к примеру). Паника царит немалая в думающих кругах. Ведь выбор сделан неверный, глобалистический. Идол для власти — международные стандарты образования. Все обязаны знать в совершенстве английский. Должны перейти на единые тесты (знакомо?) при поступлении во все учебные заведения. Даже в государственные структуры.

Удивление.

Именно это чувство посещает любого русского, европца, американца с академическим образованием, когда он даже поверхностно сталкивается с японской студенческой молодежью внутри Островов. Оставим за скобками безобразные и смешные культы местного телевизора и интернета, кино и сериалов, комиксов и аниме, моды и образа жизни. Попса… она и в Бердичеве — попса.

В средней школе японцу не рассказывают подробно, кто таков Сётоку Тайси и Токугава Иэясу. Один часок уделяется в программах реформам Тайка. Сёгунат Эдо… это что такое? Мультик если вспомнят с похожим названием — и то хлебушек. Японские образовательные программы по национальной истории бессистемны, знания там — отрывочны и фрагментарны. Самые большие «белые пятна» (пропасти целые) — появление самого государства. Как такового.

Парализующий эпизод, рассказывают многие знающие люди. Всю жизнь лично был уверен — Япония, как страна Ямато… стала считаться таковой после провозглашения Конституции. Легендарных Семнадцати Статей Сётоку Тайси. Этому японцев учили с самых древних времён, вплоть до американского визита. На полностью безоружные и раздавленные капитуляцией Острова в 1945 году. Теперь прежняя история — ложь и провокация, как оказалось.

Японским школярам рассказывают: принц Сётоку Тайси является вымышленной фигурой. В учебники по истории включили обязательный соответствующий раздел. Мол, невозможно установить подлинность персонажа. Его авторство Семнадцати Статей — тем более. Знаменитое изображение принца на старой купюре в 10 000 иен — безосновательно.

Немного истории.

О, какие страсти кипят сейчас в Японии. Наша вяленькая ругань о Рюрике (швед или полаб), Иване Грозном, Петре I, Сталине (тираны или государи вменяемые) — материнская нежная песенка младенцу в люльке.

Сётоку Тайси (574-622 гг.) Это посмертный титул регента Умаядо, понимается в традиции: «принц святых добродетелей». Буддийское такое наречение, запомним. По легендам, сызмальства был погружён в науки. Овладевал скудным на тот момент набором дисциплин: письмом и чтением (китайским), знанием китайской классики и буддийской теологии. Продвижением которой занялся особо рьяно. Моральные ценности учения Будды — вот основа его Семнадцати Статей Конституции. Которая не конституция совсем.

Силой больших батальонов матери, императрицы Суйко, — принц заставил глав знатных родов начать возведение буддийских святилищ. Товарищи даже увлеклись, стараясь превзойти соседей в скорости исполнения повелений. К концу эпохи государыни Суйко Япония могла похвастаться полусотней новеньких храмов, где полезными духовными делами занимались полторы тысячи монахов и монахинь.

Процессом обучения занимались наставники из Кореи преимущественно. Как и учителя принца-регента. Постоянно прибывали многочисленные иммигранты из Китая: живописцы, скульпторы, архитекторы. Сётоку Тайси очень хотел государственности, политической значимости. Но этого можно было добиться, если только ухитриться получить признание Китая. Вещи в себе, как обычно. Для этой страны все, что за собственной границей — варвары. Были северные — кочевники. Японцы считались — восточными.

Китай относился к островному соседу с прохладцей и острым презрением. Чесался иногда от пиратских набегов с островов, общался через губу с тамошними «императорами». Не выбирая выражений:

«Вы, тупые восточные варвары. Живя далеко за морем, вы надменны и вероломны…».

Вот вся дипломатия. Попытки и желания японцев усвоить китайскую культуру, не нарушая собственных традиций, — тоже вызывали ярость на материке. Служили очередным доказательством варварской отсталости. Китайцы (сами ростом чуть выше 150-ти см) японцев называли «карликовыми чертями из-за Восточного моря». А те терпеливо, с юморком предпочитали налаживать равноценные по уважению контакты, писали строго по этикету:

«Сын Неба Страны Восходящего Солнца — Сыну Неба Страны Заходящего Солнца», «Небесный Государь Востока — Небесному Государю Запада».

Обмен посольствами с Китаем династии Тан проходил равнодушно-вежливо. Но желание регента Сётоку Тайси в 604-ом году совершить «китайский прыжок в будущее» оценили в Поднебесной высоко, с большим интересом. Семнадцать Статей показали: Япония превращается в цивилизованную страну.

Вкратце, их содержание:

Статья I. Ценность гармонии в обществе, осуждение бездумной приверженности сословным интересам. Конфуцианская доктрина, вне всякого сомнения.

Статья II. Почитание Трёх Сокровищ (не языческих символов императорского дома). Исключительно буддийских: священный закон дхармы и сангха, создание монашеской общины. Сётоку Тайси не запрещает поклоняться прежним богам синто, даже намёком не осуждает культ предков.

Статья III. Толкование китайской теории верховной власти. Строгая иерархия повиновения:

«Государь — Небо; вассалы — земля… Поэтому, если государь изрекает, то вассалы должны внимать».

Статья IV. Развивает концепцию иерархии. Долг нижестоящих — повиновение, долг вышестоящих — соблюдение этикета (сложных церемониалов и кодекс поведения).

«Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления»).

Статья V. Осуждение чревоугодия и жадности тех, кто назначен вершить суд. Самая современная и актуальная статья во все времена, имхо...

Статья VI. Осуждение льстецов и низкопоклонников.

«Льстецы и обманщики — острое орудие для подрыва государства; они остроконечный меч, разящий народ….Подобные люди всегда неверны государю и немилосердны к народу».

Статья VII. Осуждает назначения на государственные должности по праву крови, высоты рода или протекции. Только по личным заслугам.

Статья VIII. Требования к чиновникам, судьям, царедворцам.

«Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости. Даже за весь день трудно их завершить».

Статья IX. Выстраивание доверительных и уважительных отношений между вышестоящими чиновниками и подчинёнными.

Статья X. Недопустимость и осуждение поступков, совершённых в гневе. Неприятие личного суда поступкам другого человека.

И так далее… Рекомендации не только наказывать за провинности, но внимательно относиться к поощрениям. Не облагать народ излишними налогами, не привлекать к общественным работам во времена сельхозработ. Не пренебрегать службой на благо государства, изживать в себе зависть, важные решения принимать коллегиально. Последнее слово оставляя за государем.

Так что, никакая это не Конституция. Законы Сётоку Тайси закрепляли централизацию власти. Для начала VII эти семнадцать коротких статей выглядят революционно. Закон Умаядо (Сётоку Тайси) — моральные и обязательные предписания для высшего класса общества. Японские «Притчи царя Соломона», по сути. Вот и гадай: мысль человеческая самостоятельно развивается или влияние какое было. Это так, евреям для роста национального самосознания мысль.

Результаты

интересные получились. Особенно в свете сегодняшнего либерального угара Японии, отрицания Закона Умаядо. Эти семнадцать статей спасли, как ни парадоксально, — язычество Островов, синтоизм. Культы многочисленных божков уже скатывались в полный упадок, страна погружалась в гражданскую войну. Айны духом воспрянули, тесня «пришельцев» постоянными сильными ударами.

Появление строгих законов этики правящего класса выправило катастрофу. Синтоизм мог спокойно обновляться, ведь жрецы давно уже рассматривали жертвы богам — как зарплату собственную. Шантажируя народ страхом наказания за неисполнения очистительных приношений. Буддийская этика заинтересовала японцев. Подстегнула интерес к овладению грамотностью. Уже очень скоро начались даже богословские диспуты внутри Островов, с материковыми мудрецами Корё и Китая.

Синтоизм вздохнул и старательно стал навёрстывать упущенное и растраченное. Обе религии опирались друг для друга. Так появилась в Японии продуманная система правления кланов, инструкций для государственных чиновников. Строго стиснутая «церемониалом уважения». С назначениями толковых администраторов и военачальников. Не по знатности, но по личным заслугам.

Это помогло Японии выжить. Наметить себе дальнейший путь. Законы Сётоку Тайси были не обрядовым пустым звуком, а морально-философской основой для «новой знати». Да, на почве буддизма. Но национальная религия «синто» не отвергалась. Принцу-регенту даже приписали афоризм:

«Буддизм — это ветви на дереве синто, конфуцианство — листва на этих ветвях».

Идея была благая. Император должен был представлять все кланы, стать «государем всех японцев», с правом регулировать вопросы наследования в самых знатных родах. Автономность которых сильно урезалась. Правитель становился верховным арбитром в извечных клановых разборках. Но это было и раньше в японских традициях. Императорская династия держалась столь долго только по одной причине — она не обладала полнотой военной и политической силы.

Узурпация власти каким-либо кланом противоречила интересам прочих. Это понимали все, выбрав удобную формулу: нужно аккуратно контролировать царствующую семью (связывая себя узами родства с императорским домом). Так всё сложилось. Странно временами. С кровью. Но это был выбор нации, государство полноценное.

Крушение основ.

Теперь Япония этого лишена. Полностью. Не запретом, а изъятиями историческими. Это устроили в Японии либерализаторы, хорьки юродивые. В ходу толерантные идеи «исторического раскаяния». Глубокомысленные примирительные речи. Принц Сётоку, оказывается, написал свои Семнадцать Статей китайскими иероглифами. Потому что… японцы того времени не умели писать, «варварами» были. А что ему было делать? В Юго-Восточной Азии господствовала китайская культура. Хочешь получить лучшее образование — изучай.

Есть более смелая точка зрения: Сётоку Тайси был чистопородным китайцем. Ну конечно же! Потому что Конституция семнадцати статей была написана идеально правильными китайскими иероглифами. Так «восточный варвар» не смог бы научиться… ни в жизнь. Высшей ценностью, определяющей японскую культуру, должна стать гармония:

«Гармония — превыше всего, и всякого поощрения и похвалы достойно пресечение любого неправедного поведения». (выдержка из Статьи I)

О чем это говорит? Правильно, «имперские японцы» погрязли в геноциде против айнов, народов культуры Дзёмон. Сами целиком и полностью являясь «вынужденными иммигрантами из Кореи». Националисты в ярости: их результаты исследований ДНК будоражат. Всю свою историю японцы дистанцировали себя от людей цивилизации Дзёмон и Яёи. А теперь в школах учат детей: «мы суть народы Дзёмон и Яёи. Пригласившие варягов навести порядок в лютом бардаке».

Как речь заходит о праве крови, жди… огромной крови. Японцы густо заквашены на народах материка, ассимилировавших коренное население айнов. Более 10 тысяч лет событию, о чём вообще спор? Материковые поздние «алтайцы» смешались с ранними и транзитными переселенцами из Китая (через земли Кореи). Это такая миграция в несколько тысяч лет, «наслоения». В которой не дано разобраться никогда. Думаете этому учат? Ага… три раза. Вообще ничему не учат. Пустота в учебниках.

Династия императоров Ямато — победа последних пришельцев с материка. «Японцы» зародились именно под их правлением. Как государственно идентифицируемая «японская нация». Конституция Семнадцати Статей снизила возникающие этнические и религиозные противоречия, стала первым документальным Законом общей истории Японии. Государства. Теперь его подвергли лютой ревизии. Забвению.

Выводы.

Японию крепко раскорячило. Одна часть народа цепляется за прошлые традиционные или националистические устои, коряво скукоживаясь вовнутрь. Не принимает на дух иммигрантов. Проблемы в префектурах предпочитая решать своими силами, презрительно смотря на Токио. Которое помешано на глобализации, самоуничижении, раскаянии за имперское прошлое.

Образование стало компромиссным. Ни вашим, ни нашим. Но с обязательным английским. Тестированиями разными, иначе без карьеры прозябать будешь. Вот и валят молодые японцы за границу. Удивляясь, когда им рассказывают исторические факты: кто они такие и «откуда есть пошла земля Японская».

Тревожно, как минимум. Две страны в одной существуют. Одни «японцы» воспитываются только среди японцев. Истово разделяя древнюю культуру, систему мировоззрения. Окружённые не историческими бесстрастными фактами, а легендами и мифами милитаристическими. Там полностью отсутствует понятие «личность». Интересы нации превыше всего и далее по тексту…

Остальные «японцы»… как бы корректнее сказать — шизоидные обитатели глобального супермаркета. Тоже нет понятия «личности». Перемешано всё, вне всякого контекста. Нет точной самоидентификации: «Я — японец!».

А если попросите выразить (связно и понятно) систему ценностей… ответом вам будет удивлённое молчание. Одних. Прищуренные с ненавистью глаза — других. Эх… историю нельзя выкидывать. Переписывать. Её знать нужно, только и всего. Но что-то подозрительно всё напоминает. Как будто не про Японию статья была.

Продолжим, само собой…

Картина дня

наверх