Ольга Нагорная. Картины Древняя Русь
Те, кто интересуются славянской культурой и просто русской живописью, наверняка знакомы с такой художницей, как Ольга Нагорная или, наверняка, видели её рисунки и картины на различных веб-ресурсах.
Ольга Нагорная — художница из Оренбурга, родилась 1 августа 1970 года.
В своём творчестве она изображает древнюю Русь дохристианского времени. Всегда интересно посмотреть на то, как видят родную историю такие талантливые люди, как этот автор. Древнерусские князья, волхвы, языческие обряды, мифические существа, битвы и многое другое. Всё, что вызывает интерес у О.Нагорной воплощается на холсте. Многие отмечают её особый талант в рисовании лошадей. Кажется, что художница видит в этих удивительных животных нечто большее чем обычный человек. Она понимает их и может изобразить не просто с удивительной точностью, но и выразить эмоции, что испытывает лошадь в бою и под седлом своего хозяина.
Тихий вечер
Бабье лето
В зимнем лесу
В кузнице
В ожидании
Валхалла
Возвращение из похода
Воин вольный
Воин с топором
Волхов
Вторжение
Девушка с коровой
Древляне
Единение
Камни севера
Клятва
Колдунья
Кукушка
Легенда
Логово
Мужчина и женщина
Одежды Земли
Сон перед боем
Русские традиции: прялка
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего была сделана прялка. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.
Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, – яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в ХIХ в. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Еще одна очень интересная роспись архангельского края – мезенская. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.
Ничто так не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа «Кого люблю того дарю», советы, поучения: » Пряди, прялку береги, за отца бога моли». Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди нелиениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Нитки пряли из льна, овечей шерсти.
Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному — престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.
Обычное Славянское училище. Миропонимание, Мировоззрение Славян
Урок 1 — г.Орел, 8 ноября 2018 г. Проводит Ярослав Ориевич Ливень(Сергей Александрович Клушин) Тема урока: Яснение Правды Славян. Применение правил в нашей жизни
Травяные талисманы на Руси
В древности люди придавали большое значение растениям и травам. Растения для людей были священны и им поклонялись. У разных народов сложилось множество мифов, легенд и историй, посвященное травам, цветам и деревьям. Некоторые растения и деревья стали символами, талисманами и оберегами. Им приписывалась магическая сила, способная очищать от зла пространство вокруг себя и притягивать добро.
В Сибири и на Севере, например, у каждого шамана было своё «колдовское» дерево. Жизнь колдуна была тесно связано с деревом. Если погибало дерево, то погибал и шаман.
Каждое растение обладает аурой, которое может по-разному воздействовать на людей, места и вещи. Мудрецы древности всегда связывали астрологию с растениями. Считалось, что каждый вид растений принадлежит к определённому зодиакальному созвездию и планете-управителю и что каждое растение является посредником между Солнцем (богом) и Землей (человеком), помогая людям впитывать радость от солнца и избавляться от скверны. Позже ученые подтвердили, что многие растения обладают большим биоэнергетическим воздействием и способны влиять на человека, а их лечебные свойства исцеляют от различных болезней.
Со зверобоем черт не страшен. Зверобой очень сильное растение. Применяется, как защитное средство, для снятия порчи, бесплодия. Защищает от любой магии, если собран правильно. Возможно употребление прямо противоположное. Защищает от злых чар.
Врагом всех колдунов считается зверобой, собранный на Ивана Купалу. Если утром сплести с него венок и плясать в нем у костра весь вечер, то на все 365 дней в году человек будет защищен от порчи. Ни черт, ни колдун не имеют власти над тем, кто носит на себе веточку зверобоя. Засушенный стебелек, подвешенный над дверью или спрятанный под порог, не позволит нечистой силе войти в дом.
Если сплести и носить пояс из зверобоя, он примет на себя всё зло, а если бросить пояс 1 ноября (День Всех Святых) в огонь, всё накопленное на поясе зло вернётся к тому, кто его наслал.
В Германии бытовал еще и такой обычай: ранним утром Иванова дня мужчины плели из зверобоя кушаки, а ночью сжигали их на костре. От этого к ним приходила большая и постоянная мужская сила.
• Шиповник дарит благополучие. В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие. Если ты часто терпишь поражения, то шиповник тебе поможет.
Есть у шиповника такое свойство — перерабатывать отрицательную энергию в положительную, поэтому издавна его высаживали около окон дома. Запах шиповника во время цветения очень полезен, он наполняет нас чистой энергией.
Даже аромат засушенных цветков продуваемых вентилятором, может вернуть бодрость и здоровый внешний вид, если принимать такие воздушные ванны ежедневно в течение 15-30 минут.
• Аир обладает защитными свойствами. Пучки свежих листьев под подушкой защищают спящего от астральных нападений и кошмаров. Подвешенные на окнах и над дверьми, защищают от магического вторжения.
• Греки считали, что аконит вырос из пены, падавшей изо рта Цербера. Растущий в саду, защищает территорию. Клубень, носимый в мешочке на груди, приносит удачу.
• Берёза, покровительница женщин и девушек, считается хранительницей домашнего очага. Очищающие свойства, поэтому используется для создания магической метелки, а так же на березу сводят некоторые болезни. Лист, собранный в майское полнолуние, обладает большой целительной силой.
• Боярышник оберегает от нечистой силы.
• Бузина обладает целительной силой.
• Считалось, что в буке таится дух времени.
• Вербена используется для предсказаний, в любовной магии, в магических ритуалах на увеличение благосостояния, обладает большой целительной силой, защищает. Употребление весьма обширно. Одна из основных магических трав.
• Вяз символизирует знания.
• Девясил используется в целительстве, любовной и защитной магии.
• Дуб — священное дерево, наделяет силой. Друиды считали деревом мудрости, или науки.
• Ель — как и дуб, священное дерево, символ долголетия и здоровья.
• Ива используется в лозоходстве, а так же защищает от кошмаров и мороков. убережёт от сглаза и колдовства.
• Иван-да-Марья — сохраняет любовь и преданность.
• Камнеломка — магическая разрыв-трава славянской мифологии.
• Кедр даёт крепость духа и выносливость.
• Клевер — символ удачи и успеха.
• Крапива считается целебной. Используется в любовной магии для отворотов и приворотов.Снимает порчу, защищает от недоброй энергии и колдовства. При ношении на себе дает храбрость, придает неустрашимость.
• Крушина в магии используется для снятия заклятий и заговоров.
• Одолень-трава. Под этим названием в некоторых местностях России знают белую и желтую кувшинки, или их еще называют белой и желтой лилией. Считается, что растение обладает волшебными свойствами и что оно охраняет дом от нечистой силы и помогает преодолевать житейские трудности.
• Кувшинка, лилия водяная (белая). Корень носить на шее — для привлечения любви.
• Липа — в магии. В народе существовало поверье, что дерево липы оберегало от молнии. И человек, находящийся под липой во время дождя, не должен бояться ни грома, ни молнии. так как до сих пор не было случая, что-бы под липой кого-либо убило.
Липа — самое светлое, сердечное дерево. Считается, что липа сплачивает семью. А липовый чай оказывает даже привораживающее действие, првда, подействует оно на собственного мужа или жену. Им нельзя пользоваться в корыстных целях, с темными мыслями разрушать семью. Плохой приметой на Руси считалось, если липа, посаженная возле дома, засохнет — из семьи уйдет благополучие, дом лишится оберега.
• Ольха — одно из 13 священных деревьев, используемых в колдовстве. Оно связано с периодом весеннего равнодействия — временем равновесия и гармонии
• Орешник используется в лозоходстве. Орех — символ победы, его часто используют для борьбы с кем-либо.
• Осина ничего хорошего не принесёт, всегда имела дурную славу.
• Осот растёт на болоте, считался покровителем злых духов.
• Папоротник применяется в целительстве, для наведения мороков, для создания талисманов. Папоротник, носимый на голом теле, оберегает от колдовства и злых духов. Хранит дом от молнии, а поле — от града. Это талисман высшего счастья, дает удачу во всех предприятиях, игре и любви. Отгоняет кошмары, отстраняет молнию, град, чертей и чары. Даже один стебелек, носимый с собой, приносит счастье в игре.
• Полынь. Если во время путешествия держать ее в руке — не утомишься, а чтобы не чувствовать усталости при ходьбе — вымыть ноги отваром полыни или положить в обувь. Если носить его в обуви, то человек становится неутомимым и быстрым на ходу. Носимая на себе, охраняет от молнии, порчи, злых духов и эпилепсии. Будет благополучное путешествие, если носить на себе полынь и вербену вместе.
• Примула — символизирует дорогу.
• Просвирник используется в целительстве.
• Репейник — растение, обладающее способностью насылать порчу.
• Рябина используется в защитной магии. Ягоды защищают от недобрых духов, злого колдовства. Древесина используется для создания жезлов.
• Сон-трава используется в практике сновидения, для предсказаний.
• Шалфей применяется в качестве окуривания для очищения. Используется в смесях для талисманов на удачу, благополучие. Может быть использован для наведения мороков, создания иллюзий.
• Чистотел — трава победы.
• Хмель. Если сделать подушечку из цветков хмеля и класть под подушку — не будет бессонницы.
• Мелисса. Если носить на себе, то будешь любезный для всех и восстановишь силы.
• Считается, что от колдовства могут защитить: ячмень, чеснок, лук, рябина, берёза, самшит, бузина.
• Раскроют экстрасенсорные способности, разовьют «третий глаз»: ромашка и орхидея.
Информация заложенная в рукоделии
О вязанье бабушка вообще потрясающие вещи рассказывала!
Например, что существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-вѢдуньи.
Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы.
Прялась пряжа (тоже разными способами), это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время.
Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий.
Причём для «передачи» чаще использовалась, скажем, так, — линейная вязка.
А для сохранения (летописания), поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка.
В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию.
Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги.
В «Линейной вязке» плотность информации была тоже очень высокой.
По сути дела узлы (вязы) это как бы трёхмерные иероглифы.
Вязы существовали, как бы, основные (корневые), их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы (подвязки).
Были и специальные (технические) вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые «регистры» считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка, ещё какие то, всё не помню.
Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение.
И вообще вязка осуществлялась с помощью родового «Устя».
Усть – этакая палка длинной в локоть и толщиной с руку, она полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Я его сам лично держал в руках с разрешения бабули.
Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу.
Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками (перстками) и знаками, а так же в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие (4 штуки с фалангу большого пальца).
Усть у бабули был по её словам из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена.
У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта. Родовой Усть, хранят как святыню, обернув в материю.
Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями.
С его помощью не только «вяжут» разговор (т.е. записывают, наматывают на усть «нить повествования»), но и «завязывают» боли, или душевные муки.
Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи.
Кстати можно и беду сотворить такой методой…
С помощью Устя и нити можно даже буквально «Вымотать» у человека душу.
Связанное на Усте послание, за тем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат.
Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть («мотал на ус (Усть)») себе от него.
А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»!
Многие старцы, тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали.
И ещё, бабуля утверждала что царь (король на её картах) в руках держит не что иное как Усть и клубок!
Которые являются своего рода грамотой, документом, заверяющим народ, что сей князь посажен править с благославления ВѢдающих людей и принадлежит белому (славянскому) роду!
Это объяснение истинной природы символов власти — Скипетра и Державы, для меня вообще удивительны, такой версии я нигде больше не слышал!
И говорила, что вообще письменность простого люда произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи.
То есть узлы, если их обмакнуть в краску и прижать к той же бересте, отпечатаются узором, и из этих узоров, как раз, и был составлен тот древний «алфавит», от которого пошла через много тысяч лет глаголица. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.
Так что лично для меня такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной.
фильм Мудрость и истинные знания от Волхвов древней Руси ПРАВДА ЖИЗНИ Иван Царевич
Традиционная русская культура. Одежда
В этой статье поговорим о традиционных русских нарядах.
В былые времена одним из назначений одежды было предохранение человека от неблагоприятных воздействий внешней среды. Раньше одежду называли одёжа. Считалось, что прясть нить должны только женские руки, так как само прядение является сокровенным действом, подобно родам, и поэтому только женщина может брать в руки кудель, которую готовит для нее мужчина. Ткачеством, кроем, шитьем, вышивкой занимались, в основном, женщины и девушки в зимнее время года. Мужчины тоже должны были уметь это делать, и на Руси всегда были мужчины ткачи.
Одежда должна оберегать не только от погодных условий (жара, холод, дождь, ветер), острых предметов (сучья в лесу), но также от неблагоприятных энергетических воздействий (сглаза, порчи), то есть быть оберегом. Энергетическое поле человека остается на одежде. В народе знали, что навести порчу можно по одной нити, выдернутой из одежды, поэтому свою одежду никто чужим людям не давал, а также личную посуду (чашку, миску и т.п.).
Одежда должна быть удобна в носке, прочна, она также должна соответствовать роду занятий человека (домашняя, рабочая, воинская, обрядовая и т. д.). Она должна быть ладно скроена, опрятна и красива. Одежда должна радовать душу. «Ра» означает изначальный свет, «дость» — достаточность, т. е. достаточность Света, просветленность.
Одежда подпитывает эфирное тело человека. Белые одежды ведунов светятся, сливаясь с их энергетическим коконом.
В былые времена одежда изготовлялась только из природных материалов: лён, конопля (повседневные рубахи и порты), крапива (лечебные одежды), шерсть, хлопок, шёлк. Для окрашивания нитей и ткани использовались только природные красители (растительные и минеральные). Синтетические материалы искажают биополе человека.
Женщины никогда раньше не носили брюк или штанов. Они носили длинные и широкие («колоколо-подобные») сарафаны, юбки, платья, которые помогали им накапливать необходимую энергию не только для успешного преодоления стрессов, поддержания хорошего настроения, но и для выполнения главной их функции — вынашивания и рождения детей.
По одежде можно определить возраст человека. По сей день существует разделение одежды на детскую, юношескую, взрослую и для пожилых людей. Самый простой крой у детей и старцев. У детей цвета одежды, как правило, яркие, жизнерадостные, а у стариков — спокойные. Самая богатая и веселая одежда — у молодежи и взрослых людей детородного возраста. Самая богатая узорочьем одежда — свадебная, и в первый год у молодой жены, когда она ждет первенца.
У смердов вышивки почти не бывает. Они иногда украшают праздничную одежду простыми узорами — знаками растительности, плодородия, солнца.
У крестьян одежда проста в крое, но добротна, прочна, и декорирована знаками плодородия, земли, стихий природы, силы и жизнерадостности. На их праздничной и обрядовой одежде изображались славянские божества, покровительствующие ремёслам, плодородию и благоденствию.
У воинов — множество перуниц, солнечных и воинских знаков чести.
У знати — тонкая выделка ткани, драгоценные украшения, красочные узоры и большая длина. Большинство княжеской одежды шилось и украшалось княжнами.
У священнослужителей простой покрой одежды, всегда долгополой. Узоры на их одеждах являются знаками определённых божеств, чьими священнослужителями они являются.
У ведунов (отшельников, живущих в пустынях) — скромные, искусные узоры в тон льняной ткани, смысл коих обычным людям не понятен.
Праздничная одежда до сих пор отличается богатством украшений, разноцветьем. Одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, речным жемчугом и драгоценными камнями. Она надевалась в особо торжественных случаях (свадьба, княжеский выезд и пр.)
По одежде определяли, к какой нации принадлежит человек, из какого он рода и в каких краях живет, семейный или нет. По узорам можно было сказать, сколько у него детей, какое у него животное-покровитель или стихия.
Обереги
И в повседневной, и в праздничной одежде учитывалось ее назначение как оберега. При шитье все срезы и швы декорировались узорами так, чтобы не было утечки жизненной силы человека вовне. Например, рубаха закрывала наиболее уязвимые части тела: шею, руки, живот, бёдра. Поэтому покрывали разными узорами-оберегами горловину, плечи, низ рукавов, подол, боковые швы. Эти узоры вышивали вручную, или ткали на станках.
Существовал обрядовый праздник «Чтение узоров», на него собиралась «невестившаяся» молодёжь. Девушки надевали свои лучшие наряды. Юноши приходили в сопровождении знающей женщины, которая объясняла им смысл узоров на девичьих одеждах. Эти объяснения помогали не только правильно выбрать себе невесту-рукодельницу, но и соотнести астрологическую совместимость будущих супругов.
Также были особые одежды для ритуалов. Эти одежды изготавливались каждым по особым правилам, причем, при этом читались молитвы, производились особые ритуалы. Такие одежды всегда были долгополые, их хранили от чужих рук.
Свежие комментарии