Тайны ХХ века
Дед Хабар - кто такой покровитель кладоискателей
Кладоискательство - одно из древнейших занятий человечества. Дело это и увлекательное, и прибыльное - пара удачных находок может принести любителю приключений довольно солидное состояние. Вот только отыскать серьёзный клад ох как непросто, и везение в его поисках напрямую зависит от некого деда Хабара.
Современные охотники за сокровищами называют его не иначе как своим богом.
Дух земли, или Родственник гнома
О земляном дедушке, или кладовнике (Хабаром его прозвали современные искатели раритетов), сложено немало преданий. Испокон веков наши предки делили клады на несколько категорий. Так, среди них встречались заговорённые, которые человек может получить при определённых условиях; заклятые — охраняемые нечистой силой, привязанной заклятьем к сокровищу; и оборотные, предназначенные одному конкретному счастливчику. Но зарыто в земле немало и «чистых» кладов, не связанных никакими условиями со своими прежними владельцами. За ними-то и присматривает бородатый Хабар.
Вот только даже опытные поисковики не могут дать точный ответ на вопрос, кто же такой этот загадочный кладовник. Сегодня некоторые исследователи считают, что Хабар — это старинный славянский дух, который на протяжении веков живёт в земных недрах и заведует скрытыми там сокровищами. Любители же западного фольклора называют бога копателей родственником европейских гномов и лепреконов. И правда, у нашего «соотечественника» много общих черт с иностранными «коллегами». Ведь он и злато стережёт, как и зарубежные карлики, и обликом с ними схож, и от людей в подземных пещерах прячется.
А вот эзотерики совсем недавно выдвинули свою версию происхождения бога кладоискателей. По их мнению, Хабар является одним из последних представителей загадочного народа чудь. Упоминания об этом низкорослом народце, обладавшем определёнными магическими способностями, сегодня сохранились разве что в легендах. Предания гласят, что чудины (чучки) проживали много веков назад на огромной территории, простиравшейся от Балтийского моря до Уральских гор. Селились они в необычных полуподземных городах, где без устали трудились от зари до зари.
Слыли эти карлики искусными кузнецами и рудокопами, хранившими в своих закромах немалые богатства, которые тщательно прятали от людских глаз. Но несколько столетий назад чудины по непонятным причинам навсегда ушли под землю. При этом они тщательно скрыли все ходы, ведущие к их новому месту жительства. Однако не исключено, что кто-то из маленьких мастеров время от времени появляется на поверхности «по долгу службы» — дабы проверить, всё ли в порядке с сокровищами, что были спрятаны чудинами в надёжных тайниках.
Поговори с дедушкой!
Если верить многочисленным рассказам копателей о встречах с дедом Хабаром, то это божество довольно трудно отличить от обычного человека — типичного жителя российской глубинки. Очевидцы описывают его как невысокого старичка с длинной седой бородой. Ростом он чуть выше полутора метров, одет в простую, но чистую и добротную одежду. Обычно этот дед появляется перед копателем, промышляющим в одиночку в опустевших или полузаброшенных деревнях. Подойдя к охотнику за сокровищами, старик заводит с ним разговор на самые обычные темы: о погоде, о видах на урожай… Если поисковик приветливо поговорит с дедушкой и терпеливо выслушает все его долгие глубокомысленные рассуждения, Хабар непременно укажет ему место, где скрыта интересная и дорогостоящая вещица. Так случилось несколько лет назад: копатель, часами тщётно обследовавший окрестности села в Рязанской области, после разговора с «местным жителем» нашёл кошелёк с монетами, отчеканенными во времена Анны Иоанновны.
Ну а если искатель кладов, приняв земляного дедушку за скучающего деревенского мужичка, откажется вести с ним беседу, будет груб, то проблемы ему обеспечены. В лучшем случае он вернётся домой без находок и «хабара», в худшем — будет плутать в забытых богом местах очень долго.
«Тебе конфетки — мне монетки!»
Но появляется дед Хабар довольно редко, и немногие копатели рассчитывают на личную встречу с ним. Однако опытные охотники за сокровищами перед началом поиска стараются добиться расположения своего бога, дабы заручиться его поддержкой.
Причём способы задабривания земляного старца очень просты, ведь он, как и многие пожилые люди, любит проявление уважения и внимания. Считается, что если поисковик мысленно поговорит с Хабаром, обратится к нему почтительно и попросит его помощи, удачная находка ему обеспечена.
Кроме того, кладовник не отказывается и от предложенного ему угощения. Поэтому копатели нередко во время обеда выливают на землю немного водки и тут же рядом зарывают бутерброд — на закуску. Причём сопровождается это подношение специальным заговором, коих сегодня немало сложено в среде копателей. Но бытует мнение, что Хабар вовсе не любитель крепких напитков, а предпочитает… сладости. Потому задабривать его следует конфетами и сахаром. Подтверждением этому служит такой случай.
Один охотник за сокровищами, обследовавший некую старую заброшенную деревушку, за целый день так и не нашёл ничего ценного. Тогда он, вспомнив байки о деде Хабаре, решился на своего рода эксперимент: закопал в землю несколько кусочков сахара и, обратившись к кладовнику, пожаловался тому на замучившее его невезение и попросил старичка о помощи. И буквально через несколько минут удача улыбнулась охотнику за сокровищами — он нашёл массивный старинный перстень с рубином.
Также опытные искатели рассказывают, что дед Хабар очень любит, когда его просят «поменять валюту». То есть перед началом поиска в земле выкапывается небольшая ямка, куда кладут немного современной мелочи или бумажную купюру. Считается, что, заручившись подаренными активами, бог копателей непременно обменяет их на дорогие монеты прошлых веков. И это неспроста! Ведь через двести-триста лет рубли и копейки нашего времени тоже станут ценным раритетом, которым дед Хабар будет обмениваться с кладоискателями будущего.
Простые правила
Многие охотники за сокровищами называют деда Хабара в сущности добрым старичком, готовым откликнуться на каждый призыв о помощи. Но поддержкой его могут заручиться только те поисковики, что соблюдают правила, которые устанавливались на протяжении долгого времени.
Так, искатели сокровищ не должны оставлять после себя мусор, ссориться при дележе добычи и, конечно, отзываться неуважительно о своём потустороннем покровителе. Нарушителей же этих правил земляной старец наказывает лишением удачи на долгий срок, и бедолагам вряд ли после этого удастся задобрить его конфетами или даже дорогим коньяком. А потому подчас приходится незадачливому поисковику, помянувшему в сердцах дедушку недобрым словом, несколько сезонов подряд бродить по полям и лесам с пустой хабарницей (сумкой для находок) и выслушивать насмешки своих коллег.
Кроме того, известно, что земляной старец любит порою и подшутить над кладоискателями, о чём свидетельствует такая история. Однажды у некоего охотника за сокровищами во время работы сломалась лопата, купленная в очень дорогом специализированном магазине. Естественно, сей досадный курьёз вызвал у хозяина испорченного инструмента всплеск негативных эмоций, сопровождавшийся потоком крепких русских выражений. Не исключено, что тогда под горячую руку попал и земляной дедушка, который спустя некоторое время преподнёс бедолаге довольно оригинальный подарок. Вскоре, откликнувшись на призывный звук своего металлоискателя, охотник за раритетами извлёк на свет божий крепкую совковую лопату, изготовленную в эпоху развитого социализма. И хотя добытый инструмент вполне годился для работы, копать им матерщиннику было нечего! Дед Хабар «дисквалифицировал» несдержанного на язык поисковика на долгое время.
=0=0=
Подземный город Деринкую
На территории Турции в Каппадокии насчитывается около 50-ти подземных городов, и город Деринкую (в переводе с турецкого — «Глубокий колодец») — один из них. Некоторые из них уже полностью исследованы, некоторые начали исследовать, следующие — ждут своей очереди. Деринкую самый известный и самый исследованный из этой группы подземных городов древности.
Достигая глубины около 55 м (8 ярусов), в древние времена город мог приютить до 20 тысяч человек вместе с продовольствием и домашним скотом. Площадь города точно не установлена — от 2,5 км² до 4 км². Учёные полагают, что ныне исследовано лишь 10—15 % всей территории города. Предполагается, что город может имеет 20 этажей, удалось исследовать лишь 8 из них.
Подземный город Деринкую был выдолблен в мягком туфе — типичной для Каппадокии вулканической породе. По поводу его происхождения до сих пор ведутся споры: по утверждению Министерства культуры Турции, город был основан в VIII—VII веках до н. э. переселившимися сюда фригийскими племенами. По другой версии, Деринкую был построен ещё раньше, в 1900—1200 годах до н.э., когда эти земли населяли хетты. До прихода хеттов на этой территории жили хатты — народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии (нынешняя Турция) в период 2500—2000/1700 годов до н.э. в эпоху раннего и среднего бронзового века. Название страны и народа позднее унаследовали покорившие их хетты, которые относились к другой языковой семье. Царство Хатти до захвата и ассимиляции коренных племён хеттами просуществовало тысячу лет, так что, скорее всего, подземные города были построены ранее населявшими эти места хаттами.
Вход в подземелье находится в одноэтажном доме в селении Деринкую, расположенном на плоскогорье высотой 1355 м над уровнем моря. Все залы и туннели достаточно хорошо освещаются и вентилируются. Температура внутри колеблется от 13 до 15 °C. Для связи между этажами во многих местах в полу небольшие отверстия.
Подземелье Деринкую представляет собой сложную разветвлённую систему комнат, залов, тоннелей и колодцев, расходящихся вниз (перекрыты решетками), вверх и в стороны. На первом уровне находились конюшни, давильный пресс для винограда и массивный свод. Глубже размещались жилые помещения, кухня и церковь. На втором ярусе находится уникальное для подземных городов помещение, отличительная черта Деринкую, — большой зал со сводчатым потолком. На третьем и четвёртом ярусах располагались оружейные склады. По лестнице между ними можно попасть в церковь крестообразной формы размерами 20 × 9 м. Далее вниз ведёт узкий тоннель (высота потолка 160—170 см), по бокам которого расположены пустые камеры. При спуске вниз потолки становятся всё ниже, а проходы — всё уже. На нижнем восьмом этаже находится просторный зал, возможно, предназначавшийся для собраний.
Вертикальные вентиляционные шахты (всего их 52) внизу доходят до грунтовых вод и ранее служили одновременно колодцами. Город славится очень сложной системой вентиляции и водоснабжения, что поразительно для столь раннего исторического периода. До 1962 года население посёлка Деринкую удовлетворяло потребность в воде из этих колодцев. Чтобы избежать отравления воды во время нашествия врагов, выходные отверстия некоторых колодцев тщательно закрывались и маскировались. Помимо этого были и специальные вентиляционные шахты, искусно спрятанные в скалах. Часто под колодцы маскировались потайные ходы, которых на данный момент обнаружено около 600 штук.
Город строился таким образом, чтобы его было невозможно захватить. Были предусмотрены все меры предосторожности: в случае опасности город закрывался изнутри с помощью больших каменных дверей, ими можно было перекрыть доступ к отдельным комнатам или даже к целым этажам. Каждая дверь представляет собой большой каменный диск высотой 1-1,5 м, толщиной 30-35 см и массой 200—500 кг.
Двери открывались с помощью находящихся внутри них отверстий, причём только с внутренней стороны и усилиями минимум двух человек. Эти отверстия могли также выполнять роль дверных глазков. Вероятно, город строился таким образом именно в расчёте на то, чтобы в его устройстве хорошо ориентировались только его жители, а враги, напротив, моментально терялись.
По поводу того, жили ли люди под землёй постоянно или периодически, нет единого мнения. По одной версии, жители Деринкую выходили на поверхность только для возделывания полей, по другой — они жили в наземном селении и прятались под землю только во время набегов. В последнем случае — они быстро ликвидировали признаки жизни на поверхности и уходили под землю, чтобы скрываться там на протяжении нескольких недель.
Есть упоминания о подземных сооружениях Каппадокии в исторических хрониках. Самый древний известный письменный источник о подземных городах датируется концом IV столетия до нашей эры — это «Анабазис» древнегреческого писателя и историка Ксенофонта (ок. 427— ок. 355 гг. до н. э). В этой книге рассказывается о расположении на ночлег эллинов в подземных городах.
В ней, в частности, сообщается: « В населенных местах дома построены под землей. Вход в домах был узким, как горло колодца. Однако внутренние помещения были довольно просторными. Животных тоже содержали в вырезанных подземельных пристанищах, для них были сооружены специальные дороги. Дома незаметны, если не знаете входа, но люди входили в эти пристанища по лестнице. Внутри содержали овец, козлят, ягнят, коров, птиц. Местные жители в глиняных сосудах делали пиво из ячменя и жители в колодцах делали вино».
Специалист по археологии из Лос-Анджелеса Рауль Сальдивар, который живёт и работает в Невшехире утверждает: «И христиане, и фригийцы уже нашли эти помещения пустыми. В 2008 г. провели радиоуглеродный анализ. Он показал, что мегаполисы вырублены в скалах примерно 5 тыс. лет назад. Отдельные кельи использовались в качестве банков, там хранили тонны золота. Раскопки подняли на поверхность сотни костей домашних животных, но ни одного скелета местного жителя».
Эти утверждения древнегреческих авторов и современных ученых подтверждают ранее высказанное предположение, что подземные города Каппадокии существовали в I тысячелетии до н. э. (VI-IV вв. до н. э.). С учетом находок обсидиановых орудий труда, хеттских письмен, предметов хеттской и дохеттской эпох и результатов радиоуглеродного анализа время их строительства может быть отнесено как ко II-III, так и (по результатам исследования Неолита Центральной Турции) к VII-VIII тысячелетиям до н. э., и даже к более ранним, палеолитическим, временам.
Современная наука еще не до конца открыла все тайны создания этого чуда архитектуры, и о методах, которыми пользовались древние зодчие на протяжении столетий или тысячелетий, зачастую приходится догадываться.
=0=0=
Сырецкий концентрационный лагерь, один из филиалов нацистского концлагеря Заксенхаузен, был расположен на северо-западной окраине Киева, на месте бывших летних лагерей киевского гарнизона. Сырецкий концлагерь был местом, где содержались обреченные на смерть военнопленные, коммунисты, подпольщики, партизаны, евреи, которых нацистам удалось разыскать после массовых расстрелов 29–30 сентября 1941 г., те, кто уклонялся от принудительных работ в Германии, т.е. все, кто считались «врагами третьего рейха». В 1943 г. заключенные концлагеря были привлечены к работам по сокрытию следов преступлений нацистов в Бабьем Яру.
Представляем на ваш суд конспект рассказа бывшего заключенного Сырецкого концлагеря Л. Островского, который хранится в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины.
Из материалов Комиссии по составлению хроники Великой Отечественной войны [1944 г.] (Авторские орфография и пунктуация сохранены — прим. редакции)
«В лагере находилось около 1500 тыс. человек. Подъем в 5 час. Были выделены сотники. За малейшее нарушение избиение 25 палок как система. Основные пытки: сажали человека на дерево и спиливали, если он не убился, его живым закапывали или добивали палкой 200–300.
Устройство проволочное заграждение пропущено током. Три круга высота 3,5 метра. Уйти было тяжело. 3 парня (по 18 лет) сделали подкоп под проволокой, им удалось сбежать. После этого прекратили работу, построили всех и предупредили за попытку каждого к побегу будет расстреляно 10 чел. Немец Радомский, н-к лагеря, выбрал 30 чел. т.е. десятый выходи. 28 расстреляли. Лагерь выстроили в две шеренги. Все 28 чел. расстояние между ними 3 м и команда ложись лицом вниз потом заходили 4 немца и стреляли разрывными пулями…
16 ав. 1943 г.
Выбрали 100 чел. большинство из молодежи способных к работе под конвоем офицерского состава повели в тупик Бабьего Яра.
После этого начали выводить по направление неизвестно. Думали на расстрел.
По выходе зашли в тупик мы и увидели, что каждого в отдельности одевали в кандалы. Все 100 чел. закованы в цепи. Велели всем раздеться до пояса, завели в третий тупик, дали лопаты и скомандовали копать яму, кто не мог, того избивали палками. Что копали все не знали. Копали 5 дней, пока дошли до трупов, которые были расстреляны в 1941 году. Здесь стало ясно, что немцы хотят сжечь следы своих злодеяний. Здесь работали. 4 раза в день проверяли наличие цепей. Каждый день были убитые, которых не хоронили, а ложили отдельно. На место убитых присылали новых.
После раскопок начали строить печи. Из еврейского кладбища взяли памятники привозили в Бабий Яр. Печи строили таким образом, ложили квадрат 15–20 метров, потом рельсы. Потом слой дров, слой трупов и сверху поливали нефтью и так ложили до 2500 человек в одну печь.
Те которые не могли работать, их избивали и убивали, а на их место присылали новых.
В сентябре 1943 г. каждый день привозили в душегубке по 500–600 в день, большинство молодежь, девушки, детей грудных. Немцы заставляли выбрасывать из душегубок и бросать в огонь и последних. Которые напитавшись воздуху поднимались, их расстреливали и бросали на огонь.
В это время было слышно о том, что Армия на левом берегу Днепра, думали об ускорении побега.
28 сентября по окончании работы заставили строить новую печь, но трупов в Яру не было.
Эта печь была предназначена для числа работающих.
28 сен. в 3 часа ночи открыли ключом замок, открыли дверь и начали бежать по команде побег, по убегающим открыли огонь из автоматов и пулеметов. Бежать начали в Яр, немцы осветили Яр ракетами и открыли огонь, но часовые не видели цели.
Бежали в россыпь. Я с тремя товарищами повернули на Серецком кирпичном заводе. За нами уже гналась машина. По дороге увидели женщину, кот. знала, что мы убежали, она указала место, где спрятаться. Все спрятались в печь кирпичного завода.
Женщина с мужем носили раз в день картофель. В печи лежали две недели без выхода.
Когда немцы начали гнать людей из Куреневки, люди начали прятаться тоже в печь, потом перешли в канализационную трубу. Так лежали до прихода Красной Армии».
ЦДАГОУ, ф. 7, оп. 10, cпр. 3, арк. 136–139.
Оригинал. Рукопись.
Московский Blackout-2005: жертв и разрушений нет. Пока
Москва парализована крупнейшей техногенной катастрофой. В результате аварий на подстанциях без электричества остались районы Капотни, Марьино, Бирюлево, Чертаново. Выключилось электричество на Ленинском проспекте, Рязанском шоссе, шоссе Энтузиастов, в районе Ордынки.
В до-эдисоновские времена погрузились Орехово-Борисово, Люберцы, Новые Черемушки, Жулебино, Братеево, Перово, Люблино. Не работают лифты, кондиционеры, интернет-провайдеры. Парализовано движение на ряде линий метрополитена. На одном только участке от станции "Серпуховская" до станции "Бульвар Дмитрия Донского" встали 43 состава с 20 000 пассажиров. Идет эвакуация пленников, блокированных в тоннелях. Не работают Калужско-Рижская, Замоскворецкая, Калининская, Бутовская, Люблинская линии. На многих станциях и в переходах нет света.
Нет электричества в 25 городах Подмосковья, в Тульской и Калужской областях. Не подается электричество в больницы и морги. В некоторых из них подключены резервные источники электропитания. К сожалению, не во всех, ведь только в Москве без электричества осталось 15 больниц.
Замер городской транспорт. Не работают светофоры, как следствие на дорогах пробки. Из-за отключения светофоров парализована, в частности, Трифоновская улица - вся. Телефоны ГИБДД хранят молчание в центре, на юго-востоке столицы.
В ряде районов Москвы, например, в Коньково, народ остался без воды (на насосные станции не подается электричество). В городе в массовом порядке закрываются ларьки и магазины. В Южном, Юго-Западном, Юго-Восточном округах нет мобильной связи.
Как уже многократно говорилось, причиной катастрофы стал пожар и взрыв на станции «Чагино» в Капотне. Версия теракта рассматривается скорее для приличия. Причиной названа небывалая для мая жара.
В Москве действительно жарко. Прежний температурный максимум здесь был зафиксирован в 1983 году, до этого – в 1921-м и 1919-м годах. Метеорологи говорят, что в ближайшие сутки Москва и область имеют твердый шанс побить абсолютный температурный рекорд – 31,8 градуса, установленный 29 мая 1891 года, т.е. 114 лет назад. Однако, стоп!
Хочется, пользуясь случаем, обратиться к коллегам-журналистам, которые в эти часы активно тиражируют глупости о том, что причиной катастрофы стала жара. Ребята, очнитесь! В Москве бывает гораздо жарче и ничего – живы. Плохому танцору всегда что-то специфическое мешает. Например, жара…
Сегодняшняя техногенная катастрофа в Москве имеет ряд ярких аналогов в мировой практике. Вот один из последних - 14 августа 2003 года в результате отключения электроэнергии в восьми американских штатах и канадской провинции Онтарио 50 миллионов человек остались без электричества более чем на сутки. ЧП в энергосистеме, получившее название Blackout-2003, привело к остановке более чем 100 электростанций, в том числе 22 атомных реакторов. Экономике двух стран был нанесен ущерб на сумму свыше 6 миллиардов долларов.
Blackout-2003 вспоминает канадский очевидец: «Во всем 23-этажном доме отключилось электричество. Ладно, такое бывает иногда. Тревожно стало, когда через несколько часов все оставалось по-прежнему, это не по-канадски. Первые мысли были, естественно, о терактах, ведь рядом Соединенные Штаты, в 10 часах езды – Нью-Йорк. К счастью, у меня был приемник на батарейках, по нему я услышал объявление об аварии и просьбы премьер-министра провинции к жителям сохранять спокойствие, ведь ничего страшного не происходит». Этот человек живет в Оттаве, городе небольшом и главным образом одноэтажном. Там нет ни московских 12 миллионов жителей, ни московских дорожных пробок, ни московского метро, ни российского «бездорожья и разгильдяйства». Нам здесь остается уповать на милость Божью, сознательность граждан и, если что стрясется, на МЧС.
Главное – сверхцель! - чтобы к ночи все или почти все коммуникации были восстановлены. Чтобы на улицах был свет и относительный порядок. Иначе случится как в Лос-Анджелесе в начале 90-х, когда Blackout стал причиной такого тотального мародерства, о котором до сих пор вспоминают с содроганием.
Свежие комментарии