Она появилась на свет в семье барона Николя Понсардена в 1777 году в городе Реймсе. Отец был богат – он занимался производством тканей, и потому дал девочке прекрасное образование и, разумеется, титул. В 21 год Николь отдали замуж за торговца шерстью Франсуа Клико. Это был знатный мужчина, унаследовавший дело от отца, но отличавшийся излишней мечтательностью.
Бульдожья хватка
Вместо того, чтобы заниматься шерстью, приносившей прибыль, он сосредоточил свои усилия на небольшом производстве вин. Молодая жена во всем ему помогала, но брак продлился недолго – через шесть лет Франсуа умер при странных обстоятельствах. Поговаривали, что он страдал перепадами настроения и свел счеты с жизнью.
Несмотря на это печальное событие, молодая вдова не собиралась унывать: от мужа у нее остался их ребенок и небольшая империя – фамильный замок, подземные винные склады протяженностью в 24 километра и поля виноградников. Унывать она не стала, а дала себе слово продолжить дело мужа и сделать его вино лучшим на свете.
Ее деловым качествам удивлялись, а хватку называли «бульдожьей». В те годы ведение женщиной бизнеса было настоящей экзотикой. Жители Реймса шептались у нее за спиной. Но она не обращала на них абсолютно никакого внимания. Ее вино должно было стать лучшим – и точка! Первое, что она сделала – это окружила себя знающими специалистами, которые помогли изучить ей виноделие «от» и «до». Прошла обучение у лучшего винодела Жерома Александра Фурно. Она интересовалась всем – свойствами почвы, удобрениями, борьбой с вредителями и болезнями винограда, сохранением его лучших сортов. Она досконально изучила сам процесс виноделия и не упустила из вида продажи, изучая спрос, популярность вкусов и принимая во внимание претензии покупателей.
Замуж она больше так и не вышла, а виноделие стало смыслом ее жизни. Все важные этапы работ она контролировала лично, тщательно записывая свои наблюдения. Не было ничего, что могло бы ускользнуть от внимания этой молодой и очень энергичной особы. В виноделии не было мелочей. Она писала целые трактаты о смешивании вин, выведении новых сортов винограда и форме бутылок.
Первым инвестором ее винного бизнеса стал свекр, Филипп Клико, он вложил в предприятие 30 тысяч франков. Еще 80 тысяч франков вложили сама вдова Клико и винодел Фурно.
Первая в своем деле
В те времена главной проблемой изготовителей шампанских вин был мутный осадок на дне каждой бутылки; кроме того, стоило открыть бутылку с шампанским, как оно моментально выдыхалось. Если верить легендам, именно мадам Клико придумала, как решить эту проблему. Она изобрела два процесса – ремюаж и дегоржаж. Первый процесс позволяет переместить осадок на пробку, а второй – аккуратно удалить его, сохранив пузырьки углекислого газа в шампанском.
Для ремюажа были созданы столы, где в специальных пюпитрах на два-три месяца горлышками вниз под углом в 45 градусов устанавливались бутылки с шампанским. Периодически их аккуратно переворачивали, и постепенно весь осадок сводился на пробку. Вино становилось кристально-чистым.
Но и это еще не все. Иногда виноделы лишались внушительной части вина из-за того, что углекислый газ выбивал пробку из бутылок. Именно мадам Клико придумала мюзле – обмотку вокруг пробки, которая удерживала ее на месте. По легенде она однажды извлекла из своего корсета нить и замотала ее вокруг норовившей вылететь пробки. Вскоре этот прием широко разошелся среди виноделов. А вот процесс ремюажа вдове удавалось скрывать от конкурентов значительно дольше. Секрет был раскрыт только через 10 лет, когда слава о винах Клико уже ушла далеко за пределы Франции.
В 1810 году мадам Клико зарегистрировала особый сорт винтажного шампанского, выдержка которого составляла не меньше трех лет. Это было дорогое вино со сложным, насыщенным вкусом, его производили только из самых лучших сортов винограда в самые благоприятные для созревания винограда годы. Разумеется, год от года отличался и повторить вкус вина почти никогда не удавалось – оно было уникальным. Но судьба благоволила предпринимательнице – на следующий год урожай винограда был удивительно удачным. Некоторые считали, что причиной этого стала комета, появившаяся в этом году над Парижем. В честь кометы вино 1811 года было названо Comet Vintage.
Она сама, лично нарисовала желтую эмблему, отличавшую бутылки с ее вином от бутылок конкурентов. Легенда гласит, что случилось это после того, как она вошла в винную лавку и не смогла найти взглядом свое вино. Вернувшись домой, она велела подать краски и бумагу и через двое суток эмблема была готова.
В 1818 году вдова создала еще одно вино, которое ее прославило, – розовое шампанское (Rose d’assemblage). Она просто смешала свое шампанское с красным вином Бузи, собственного же приготовления. До этого розовое шампанское просто подкрашивали соком ягод.
Поставщик двора
Первые партии шампанского от мадам Клико попали в Российскую империю в 1806 году. Шампанское разошлось моментально – богатые русские дворяне по достоинству оценили вкус изысканных вин. Одну бутылку продавали по 12 рублей. В те годы это была цена съема квартиры с прислугой и отоплением. Услышав о такой цене, вдова необычно оживилась и воскликнула: «Какая приятная весть!» Поговаривали, что вино следующего года отправилось в Санкт-Петербург почти целиком.
Однако вскоре в жизнь деловой вдовы вторглась политика. В том же 1806 году между Парижем и Санкт-Петербургом началась очередная война, а Лондон выслал свои корабли к берегам Франции, чтобы блокировать порты. Над бизнесом нависла нешуточная угроза, однако вдова не унывала. Вплоть до 1809 года поставка французского вина в Санкт-Петербург продолжалась сухопутным путем – через Любек. Чтобы миновать границы, приходилось платить высокие таможенные пошлины, а иногда и подкупать чиновников.
В 1809 году поставки все же прекратились помощники мадам Клико боялись ехать в Россию, опасаясь, что их могут арестовать как французских шпионов.
Поэтому нечего удивляться, что мадам Клико с воодушевлением восприняла весть о поражении Наполеона. То, что было трагедией для французского императора, ей было только на руку. Она первой, минуя преграды торгового эмбарго со стороны Российской империи, сумела начать ввоз в страну шампанского и окончательно покорила русский двор.
Первая партия вина отправилась на восток через месяц после отречения Наполеона. Клико нашла какого-то контрабандиста из Руана, который согласился доставить партию вина в 20 тысяч бутылок в Кенигсберг, а оттуда его на каком-то утлом суденышке доставили в Санкт-Петербург работники мадам. А когда границы открыли – в Россию отправились еще 20 тысяч бутылок.
Качество и роскошь
Знавшие мадам Клико люди говорили, что она не отличалась веселым нравом или легкостью характера. Характер у нее был, скорее, мужской. Она прожила 88 лет, в старости сохранила разум и до последнего дня руководила своей винной империей. Ее неуживчивый характер проявился в завещании – она завещала бизнес одному из своих управляющих, обойдя родню.
Возможно, именно благодаря этому империю удалось сохранить. Она процветает и по сей день. Вино, которое изготавливается на винодельнях Клико, поставляется в 110 стран мира. Эта марка давно стала эквивалентом качества и роскоши. Сами французы гордятся вином от мадам Клико. Они бережно хранят память о ней и считают, что настоящим французом может быть лишь тот, кто на Рождество обязательно откупоривает бутылочку шампанского «Вдова Клико».
Портрет этой удивительной женщины сейчас красуется на самом лучшем и дорогом вине, которое производится на винодельнях Клико, – шампанском Grande Dame. Его выдержка составляет больше 10 лет, а процессы ремюажа до сих пор осуществляются вручную. Это дань уважения основательнице бренда.
Элитная школа оказалась рассадником насильников
Самая элитная школа в Калифорнии — Thacher School города Охай — оказалась рассадником насильников, которые орудовали там на протяжении нескольких десятилетий. Об этом пишет The New York Post. Лосанджелесская юридическая фирма Munger, Tolles & Olson подготовила отчет после того, как в 2020 году против школы начали выдвигать обвинения.
Фирма опросила более 120 бывших учеников, их родителей, нынешних или бывших преподавателей и сотрудников школы. Помимо того что некоторые учителя «переходили границы» в общении со студентами, один из них насиловал свою 16-летнюю ученицу. После серии издевательств, которые девушка пережила в 1980-х годах, школа не принесла никаких извинений: напротив, помощник директора только спросил, понравилось ли ей.
«Во время первого года учебы [этот преподаватель] становился все более жесток. Он бил меня, часто просто швырял меня так, что я теряла сознание», — рассказала потерпевшая. По ее словам, время обучения казалось ей безнадежным. Многие из тех, кого подозревают в изнасилованиях, уже не работают в школе. Хотя им до сих пор не были предъявлены обвинения, местные власти задумываются о том, чтобы открыть дело.
В конце мая на территории школы-интерната в Камлупсе (Канада) было найдено 215 останков тел. Некоторым погибшим детям было по три года. По словам главы общины города Розанны Казимир, захоронение никогда не документировалось администрацией школы. Ожидается, что предварительные выводы о причинах произошедшего могут быть готовы к середине июня. Школа-интернат для индейцев Камлупс действовала с 1890 по 1978 год и была обязательной для посещения детьми индейцев.
Сикхи — таинственные воины из Индии, которым нет равных
Сикхи – члены обособленной этнической общины, религия которых – «сикхизм» – рожденная в государстве Индия, отличается от индуизма и мусульманства, хотя и создана на основе этих двух конфессий.
Сикхи – кто это
Сикхизм – вероисповедание, рожденное в Индии в XV в. В своей основе оно проповедует миролюбие, равенство между людьми и любовь к единому Богу.
Сикхи в Индии до сих пор свято чтут основы учения, но внешние обстоятельства, вынуждавшие их на протяжении веков защищать свою свободу с оружием в руках, сделали общину сильной, сплоченной и высокопрофессиональной военной организацией.
Трудолюбие, целеустремленность и дисциплинированность, которые воспитываются в сикхах с малолетства, дают хорошие результаты в более позднем возрасте. Если сикх занимается сельским хозяйством, то он является одним их лучших фермеров; если он работает на производстве, то его компания процветает.
Но наиболее престижным занятием для сикха-мужчины является военное дело. И здесь они среди лучших: при численности всего 2% от общего населения страны они занимают более 20% офицерских должностей в индийской армии.
Сикхи-женщины – хранительницы домашнего очага, матери и жены, ждущие возвращения своего воина. Все члены общины носят имена, данные при крещении, которые они не называют при знакомстве с иноверцами, пользуясь вымышленными. А вот фамилии у всех одинаковые: у мужчин – Сингх (лев); у женщин – Каур (львица).
Исторические сведения
Географы и политологи иногда называют Индию субконтинентом, имея в виду не только почти миллиардную численность населения, но и огромное количество национальностей, религий и рас народов, проживающих здесь. Все это с давних времен приводило к постоянно возникающим конфликтам, часто военным. Особенно жестким было противостояние между индуистами и мусульманами.
Позднее британские колонизаторы разделили территорию по принципу вероисповедания, образовав два государства – Индию и Пакистан, что несколько смягчило агрессивные настроения сторон. Но еще до этого шага индийская провинция Пенджаб являлась разделяющей полосой между непримиримыми воюющими сторонами.
Именно здесь в 1469 г., в небольшой деревушке Талаванди родился будущий основоположник сикхизма. Помогая отцу, сборщику налогов, Нанак Дэва выучил несколько языков и мог свободно общаться с людьми разных верований. В 30 лет он оставил дом и семью и ушел бродить по миру.
Обойдя пешком всю Индию, побывав в соседних странах, посетив многие святые места, он вернулся в Пенджаб. Его целью стало создание новой религии, которая бы не разделяла, а объединяла людей.
Великий Нанак, создавая сикхизм, заявил, что вести человеческую душу к Богу должен один человек – духовный учитель (гуру). На него возлагалась важнейшая задача учения – научить людей быть честными, добрыми, порядочными, с огромным чувством долга.
На этапе становления новой религии Нанак Дэва возложил эту миссию на себя. «Ученик» по-пенджабски – «сикх», что и определило название учения.
Преемником Нанака стал гуру Амар Дас, который сплотил организацию, гуру Рам Дас начал строить город Амритсар в Пенджабе. Он был поставлен на берегу священного пруда, в центре которого, на острове стоит Золотой храм. Здесь находилась резиденция всех следующих гуру, здесь же происходили самые важные события сикхской истории.
Долгие годы сан гуру передавался по наследству, и только десятый гуру, Гобинд Сингх, почитаемый также глубоко, как и создатель учения, изменил это правило. Он прервал процесс наследования и отдал власть самой общине – хальсе. Со временем здесь было создано «государство в государстве», имеющее свои законы, вождей, армию.
Гобинд СингхДо середины XIX в. это была сильная и процветающая община, удачно отражающая нападения иноверцев на свою территорию.
Первые крупные поражения сикхи понесли от колонизаторов. Британцы дважды одержав значительные победы в сражениях, разделили свои колонии на Индию и Пакистан, уменьшили, но не прекратили этим конфликт между мусульманами и синкхами. В борьбе за свою свободу община вызвала неудовольствие властей, которое перешло в 1984 г. в открытое столкновение.
Премьер-министр Индии направила войска к Золотому храму в Амритсаре, который стал крепостью синкхов. Акт мести – убийство Индиры Ганди собственными телохранителями-синкхами – вызвал новые погромы и гибель людей с обеих сторон.
Индира ГандиНесмотря на кровопролитную историю, ныне сикхи одни из самых миролюбивых людей. Члены этой религиозной общины занимают государственные посты. Они есть и в правительстве страны, и в ее армии. Но в соответствии с давними традициями они носят небольшие, уже символические кинжалы, тюрбаны, куда их предки в походах прятали деньги и документы, и с оптимизмом смотрят в будущее.
Расселение и численность
Сикхи в Индии проживают в основном по-прежнему в провинции Пенджаб, хотя отдельные группы расселены и в других районах страны. По последней переписи их насчитывается чуть больше 20 миллионов человек.
Конечно, сикхи живут и в других странах: США, Канаде, Великобритании. Здесь числятся самые крупные этнические группы сикхов: от 400 до 700 тыс. человек. Все они выходцы из Пенджаба. Всего в мире их – более 25 млн. человек.
Социальная структура
Сикхизм – религия, которая не признает неравенства людей. Именно так происходит в храме. Но за его пределами сикхи вынуждены считаться с окружающей их действительностью, то есть с кастовым разделением населения Индии.
Сикхи входят в этническую группу джатов, эта каста имеет культуру, которая прослеживается до древних времен. Сегодня эта группа является наиболее процветающей политической силой в Пенджабе.
Особенно кастовое различие соблюдается в выборе супруги или супруга. Предпочтение, безусловно, отдается сикхам. Семьи этого народа небольшие и крепкие: разводы запрещены верой, большинство браков моногамные.
Сикхи считаются сельской кастой, чуть меньше половины проживающих в Пенджабе заняты в сельскохозяйственном производстве. Благодаря их трудолюбию и требовательности к себе, результат у таких фермеров в 3 раза превышает урожайность других хозяйств.
Основы учения
За многие годы основные положения религии, написанные Великим Гуру, почти не изменились. Они лишь дополнялись его последователями, образуя свод правил жизни сикхов.
Для верующих являются непреложными следующие основы учения:
- Бог един, и он одинаков для людей разных религий.
- Бог – Творец мира, он все сущее, все идеи сознания, все чувства. Постичь его человеку невозможно, в него нужно просто верить.
- Поклоняться Творцу можно посредством молитв и медитации. Только с сильной и безоговорочной верой в Бога можно совершать эти ритуалы.
- Человек всегда свободен в своем выборе, он волен совершать поступки по своему усмотрению. Однако только добрые и бескорыстные дела приближают его к Богу.
- Все люди для сикхов равны независимо от рас, национальностей, религий, положения в обществе: все люди – братья. Сикхизм также проповедует равенство между мужчиной и женщиной.
Согласно религии сикхов человеческая душа существует всегда: на какое-то время она воплощается в человеческом теле, а после смерти возвращается к Творцу. Так может происходить многократно. В этом учении нет рая и ада, понятие греха и воздаяние за него. Поэтому сикхи не совершают постов, не дают обетов, не искупают грехов – все это не оказывает влияния на последующую жизнь души.
Главными святынями сикхов являются Золотой храм в Амритсаре и священная книга Ади Грантх.
Священная книга сикхов
В начале XVII в., завершив строительство Золотого храма (с белоснежными стенами и позолоченной крышей), гуру Арджун приступил к составлению сборника молитв.
Над священной книгой с ним вместе работали поэты, которые собирали и обрабатывали гимны и проповеди, написанные предшественниками Арджуна. Были добавлены стихи индийских бхактов (богословов) – индусов и мусульман. Книгу назвали «Ади Грантх» и определили для хранения в алтарь Золотого храма.
В последующие годы священное писание пополнялось гимнами последующих гуру. Десятый, последний гуру сикхов, Гобинд Сингх, проводя свои реформы, объявил Ади Грантх своим преемником, то есть «Вечным Гуру». Все верующие выказывают ей почтение и уважение, как своему учителю.
Гимны провозглашают равенство людей, отрицают предрассудки и суеверия. В ней содержится 3384 стиха. Во время молитвы гимны исполняются под музыку.
Моральные нормы
Сикхизм – это любовь к людям, живущим на земле.
Сикх должен быть хорошим человеком, искать и хранить в себе любовь, веру, дорожить своей свободой, уважать свободу других. Нельзя совершать правильные поступки ради выгоды, Бог одобряет только искренние добрые деяния.
Вера в Бога, в правильность созданному им миру у сикхов безгранична. Творец создал всех равными и свободными, этому, согласно вере, надо следовать всегда. Нельзя манипулировать людьми, нельзя принуждать к чему-либо – это ущемление богоданной свободы каждого.
Сикхи Индии осуждают 5 пороков и ценят 5 достоинств:
Пороки | Достоинства |
Эгоизм, подавление чьей-либо свободы;Покорность перед чужой волей;
Жадность; Гнев; Похоть. | Сострадание;Любовь;
Честность; Смирение; Умеренность. |
Ритуалы
Сикхи до сегодняшнего дня тщательно исполняют ритуалы, которые были внесены в сикхизм их учителями.
Совместная молитва
Особое место в сикхской культуре занимает совместная молитва. Моление по установленным великим гуру Нанаком правилам может проводить любой сикх. Данная традиция была заведена для предотвращения появления в общине священников, претендующих на власть.
Кстати, этот ритуал разрешено проводить и женщине, так как равенство распространяется на всех членов касты. Во время богослужения может быть чтение гимнов (киртан) или молитва с проповедью (ардас).
Сикхи в ИндииУтренняя (на рассвете) совместная молитва в храме – одна из самых святых и почитаемых в сикхской религии. Благодарение Бога за спокойную ночь, приветствие нового дня и просьба к Творцу благословить предстоящие дела происходят во время раннего киртана, что в переводе означает «прославление».
Во время молитвы читаются начальные гимны священной книги Ади Грантх, после чего распространяется «освященная пища» («карах прасад»).
После общей молитвы служения в храме не прекращаются. Обычно по расписанию намечено 5 полных богослужений в день (число 5 в сикхизме священно). Хотя бы одна молитва содержит проповедь.
Медитация
Для обретения спокойствия и умиротворения в душе сикхи слушают и исполняют традиционную сикхскую музыку. Классическими считаются семь шабадов, при исполнении которых слушающие входят в медитативное состояние. Они отрешаются от реальности, впадая в ритм песен.
Особенности посвящения в общину
Главной религиозной церемонией в жизни каждого сикха, безусловно, является его посвящение в сикхизм («пахул»).
Девочки и мальчики, достигшие юношеского возраста и способные здраво оценить предстоящий шаг, приглашаются в храм, где участвуют в торжественной процедуре в присутствии родителей, родственников, друзей и других членов общины. Сознательность и ответственность этого шага должна быть безоговорочной.
Обычно в общину вступают дети родителей-сикхов, но и представители других религий, по завещанию сикхских гуру, могут принять участие в церемонии. На практике этого почти никогда не происходит, так как сикхская община превратилась со временем в замкнутую кастовую структуру.
Церемония была введена десятым гуру Гобинд Сингхом, который и утвердил образование общины («хальсу»). До сих пор она проводится так же, как это совершал гуру.
Избираются почетные представители общины из наиболее уважаемых людей для приведения процедуры посвящения. Их должно быть 5! Они, как и посвящаемые, должны быть подготовлены к обряду соответствующим образом (молитвы, омовение, чистые одежды).
Перед священной книгой Ади Грантх молодым людям объясняют принципы жизни в хальсе и спрашивают их согласие следовать им. После этого начинают читать молитву, а 5 посвящающих готовят священный напиток из воды, взятой в пруду у Золотого храма, и сладостей. Напиток перемешивается в сосуде мечом.
Непосредственно посвящение производится с каждым претендентом, которого вызывают вперед и по 5 раз:
- дают выпить священную воду из пригоршни;
- читают молитву;
- брызгают водой в лицо и глаза;
- омывают голову.
Посвященные после обряда получают все права члена общины, то есть могут ходить на молитвы, посещать святыни, вступать в брак и отчислять десятую часть дохода на общие нужды.
Сикхизм предусматривает возможность повторного посвящения тех, кто выбыл из общины по какой-либо причине. Если это требует искупления, то человек после раскаяния вновь принимается в хальсу.
Обряды наречения имени, бракосочетания и погребения
Сикхи со времен создания учения ставят семейную жизнь в основу своего бытия. Служение Богу и добросовестное выполнение будничных дел было завещано первым Великим гуру.
Простота верования и бытия этого народа Индии не предусматривала наличие каких-либо специальных обрядов. Но присутствие у всех живущих на Земле ритуалов, проводимых в важнейших, ключевых моментах жизни, подтолкнуло третьего гуру Амар Даса Сингха к введению некоторых церемоний в сикхизм.
При рождении ребенка сразу же проводится ритуал, который предрекает ему сладкую жизнь в будущем – в рот младенца с кончика меча капают каплю меда. Через несколько дней проводится церемония наречения новорожденного. В храме в присутствии общины проходит торжественный молебен, наугад открывается священная книга, и по первой букве первого слова начинается выбор имени.
Имена предлагают все присутствующие на церемонии, оно может быть индуистским, европейским, мусульманским – любым. Выбор за родителями. Фамилии малышей известны, они такие же, как у всех сикхов. После обряда следует угощение всех присутствующих.
Сикхи в Индии добились, чтобы в 1909 г. был принят специальный закон, который легализовал браки, совершенные по-сикхски. По закону в браки не вступают родственники, по традиции к невесте засылаются сваты. Всех сватов встречают с уважением и угощением, а в случае принятия предложения жениху отправляют в подарок сласти и кинжал («кирпан»). Придание за невестой не дается.
В назначенный день в храме собираются члены общины и читают молитву и специальный свадебный гимн, сочиненный гуру Рам Дасом, об обязанностях молодых в новой жизни. Невеста, взявшись на шарф избранника, обходит за ним вокруг книги Ади Грантх, из которой читаются гимны. После угощения молодая жена переходит в дом мужа.
Сикхские обычаи позволяют овдовевшей женщине выйти замуж повторно. Великие гуру не одобряли индуистский обычай самосожжения вдов.
Ранее смерть сикха в постели считалась неприемлемой. Достойным был лишь конец жизни в бою. Сегодня у постели умирающего, по возможности, собираются все близкие. Плач, причитания, сожаления, другие эмоции в сикхизме запрещены. Люди молятся за душу дорогого человека, которая уходит к Творцу, но вернется на землю.
Тело умершего кремируют, устроив место для сожжения где-нибудь в отдалении от поселения, на берегу водоема. Процессия сопровождается молитвами, потом следует поминальная трапеза. Памятников сикхи не ставят, они верят в перерождение души умершего.
Внешний вид
Помимо основ религии гуру определил и то, как должны выглядеть его последователи. До сих пор сикхов можно безошибочно выделить среди прочих людей.
По учению Великого гуру сикх должен иметь при себе предметы, именуемые «5 К»:
- Кеш – 6-метровую чалму, под которую убираются никогда не стриженые волосы. Туда же заправляется и борода, разделенная на две части и завязанная концами на затылке. Некоторые молодые последователи учения в настоящее время отступают от этого когда-то строгого правила – они стригут волосы и носят аккуратные бородки.
- Кангха – гребень, предназначенный для ухода за волосами и используемый также для их закрепления.
- Кирпан – кинжал, без которого сикх не выходит из дома. Оружие прячется в складках верхней одежды или в тюрбане. Раньше он был необходим для защиты свободы, сегодня это, скорее, символ. Женщины-сикхи также носят с собой кинжалы.
- Кара – браслет, который раньше также служил оружием у умелых воинов. Сегодня молодые люди заменяют крепкие стальные браслеты на серебряные и золотые украшения.
- Качла – длинные трусы.
Сикхи сегодня продолжают свято нести свою веру, следуя всем заветам своих десяти учителей. Золотой храм – главную святыню, может посетить любой желающий житель Индии или турист, для которого этот объект является, скорее, архитектурным памятником.
Видео о сикхах
Документальный фильм «Обыкновенная Индия: сикхи»:
Оборотни, карлики, юродивые в исполнении Владимира Фёдорова. Как физик-ядерщик попал в кино?
А ещё гробокопатели, стрелочники, киллеры, инопланетяне, заключённые - и это далеко не полный перечень "интересных" ролей актёра, наиболее прославившегося в образе карлика Черномора в фильме "Руслан и Людмила" (1972). А ещё ранее - в должности физика-ядерщика, подарившего миру 50 научных открытий и изобретений, многие из которых были переведены на разные языки.
Владимир Фёдоров - москвич, 1939 года рождения, с малых лет не испытывавший никаких комплексов по поводу роста и внешности.
С шести лет ребёнок увлёкся радиотехникой. Мама, инженер-конструктор по профессии, способствовала развитию интереса мальчика к устройству радиотехнических средств.
После школы тяга к точным наукам привела любознательного юношу в столичный инженерно-физический институт, где он имел счастье прослушать курс у известного физика И. В. Курчатова. Закончив учёбу в 1964 и получив профессию физика-ядерщика, Владимир стал работать в НИИ биофизики Минздрава СССР, в стенах которого и сделал множество научных открытий.
В возрасте 32 лет попал в поле зрения режиссёра Александра Птушко (его ассистент нашёл Фёдорова в джазовом клубе), который увидел в молодом учёном прекрасный типаж для колдуна в экранизации поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". Фильм был снят в 1972 году.
С этого момента началась его новая жизнь.
Надо сказать, что в качестве актёра Фёдоров был не менее востребован, чем в качестве физика. Рост 130 сантиметров, гибкий ум, нестандартная внешность, врождённый артистизм заставляли режиссёров выстраиваться к нему в очередь со своими приглашениями на экзотические роли шутов, воров, пиратов, колдунов.
Личное
Частная жизнь актёра-физика тоже напоминала захватывающий кинороман, с частыми трагедиями и своей долей радостных событий. Везения в любви поначалу не было, поскольку мужчине нравились исключительно длинноногие блондинки.
Первая интимная близость случилась спонтанно, со случайной женщиной - Владимиру на тот момент было 25. Он обратил внимание на девушку, у которой из причёски выпала консервная банка, заменявшая шиньон, в результате чего рассыпалось головное сооружение.
Через пару лет состоялось первое бракосочетание, но вскоре Владимиру пришлось пережить супружескую измену избранницы, после которой он чуть не свёл счёты с жизнью.
Женившись второй раз, мечтавший о семейной жизни мужчина дождался наследника. Но ребёнок умер в роддоме. Родившийся позже сын Михаил
был убит забравшимися в дом ворами. Прожив с женой 15 лет, Владимир инициировал развод.
Третья супруга родила двух дочерей, одна из которых карлик. Брак оказался непрочным: Владимир Анатольевич влюбился в свою поклонницу Веру, младше на 35 лет, а жена привела в дом нового ухажёра.
Последние годы
С 2013 года больше не снимался в кино. А в 2016 году перенёс инсульт.
Владимир Фёдоров прожил 82 года и ушёл из жизни совсем недавно - 18 мая 2021 года. На театральных афишах ещё не стёрлось его имя.
Вечная память прекрасному актёру, интересному человеку и талантливому учёному!
Загадочная находка
"Неужели гигантский Кракен притащил девять огромных ихтиозавров обратно в свое логово в триасовую эпоху, где их ископаемые останки находятся сегодня?", - спрашивает профессор Марк Макменамин, палеонтолог из колледжа Маунт-Холиок в Массачусетсе.
Ихтиозавры вида Shonisaurus popularis в среднем составляли от 2 до 4 м были хищными морскими рептилиями, которые плавали в Мировом океане, в то время как динозавры ходили по суше.
По-видимому, эти ихтиозавры - триасовый аналог сегодняшних хищных гигантских кашалотов, питающихся кальмарами, - были беспомощны против еще более крупного и хитрого морского монстра, который охотился на них.
В 2011 году исследователи сообщили об обычном открытии позвонков ихтиозавра морской ящерицы, сохранившихся в слое горных пород в государственном парке Берлин-Ихтиозавр в Неваде.
Когда Макменамин взглянул на окаменелости, он был поражен их странностью. Казалось, что ими разумно манипулируют.
Они были расположены странным образом. Предположительно гигантский осьминог в стиле Кракена, играл со своей едой.
«Стало очень ясно, что там происходит что-то очень странное, - сказал Макменамин. - Это была очень странная конфигурация костей».
Во-первых, разная степень гравировки на костях предполагала, что не все существа были убиты и захоронены одновременно. Также было похоже, что кости были целенаправленно переставлены.
Макменамин выдвинул гипотезу, что девять гигантских окаменелостей ихтиозавров были пойманы и доставлены гигантским головоногим моллюском («триасовый кракен») в его логово, а затем собраны в почти геометрические узоры, некоторые из которых напоминают массивы присосок на щупальцах головоногих.
Подтверждение теории
По словам профессора МакМенамина, расположение костей не могло возникнуть естественным образом и, по-видимому, было результатом нападения гораздо более крупного хищника, например, кальмаров типа Кракен длиной до 30 метров.
Теперь у исследователей есть больше доказательств, подтверждающих их палеонтологическую загадку. Они обнаружили не только второй пример странно расположенных костей, но и окаменелость, которая, похоже, является клювом древнего кальмара или осьминога.
Осьминоги в основном мягкие и плохо окаменелости, за исключением клювов или частей рта.
«Это была огромная удача», - сказал Макменамин, недавно представивший свои выводы на ежегодном собрании Геологического общества Америки.
«На самом деле, это была иголка в стоге сена».
«Гипотеза триасового Кракена выдержала все тесты на сегодняшний день, включая текущий тест вероятности смещения, проведенный здесь, и, таким образом, является ведущим объяснением иначе необъяснимого расположения костей ихтиозавров в Берлинском государственном парке Ихтиозавров в Неваде», - написал профессор Макменамин в своей статье.
Марсоход снял человекоподобную фигуру
На изображениях, сделанных марсоходом Perseverance, изображена человеческая фигура, похороненная в песках Марса, сообщает UFO Sightings Hot Spot. Что-то, должно быть, произошло в прошлом, из-за чего эта похожая на человека фигура осталась под песком.
Марсоход НАСА получил изображения с помощью камеры Right Mastcam-Z 14 апреля 2021 года (SOL 53). На изображениях видны не только человеческие голова, лицо и руки, пальцы, торчащие из песка, но и признаки жизни на Марсе в прошлом.
Свежие комментарии