На реактивной тяге: как в СССР хотели модернизировать бронетехнику
По одной из задумок советских инженеров, танк с ракетами, установленными на бортах корпуса, должен был превратиться в совершенно неуязвимую боевую машину, обеспечивая движение наземных войск даже в самых непроходимых условиях. Для этого на основной танк советской армии образца середины 1950-х годов — Т-55 — установили всего навсего ракетные движки от зенитной ракетной системы «Стрела-2» (примерно по восемь с каждой стороны и еще четыре на корме).
Бездорожье для танков серьезное препятствие, в чем прекрасно убедились немецкие танкисты во время Второй мировой войны. В таких условиях ракетные двигатели дают необходимый импульс с невероятным ускорением, чем уже вовсю пользуются в авиации: система JATO (Jet Assisted Take Off) применяет ракеты для моментального ускорения самолетов до скорости взлета или для их быстрой остановки. Это в теории должно было решить одним махом сразу тучу проблем езды бронетехники в распутицу, которая постоянно вязла в раскисшем грунте. Ракетные двигатели обеспечивали направленное движение, запросто двигая машину весом более 40 тонн вперед даже по самой непролазной грязи.
Теория красивая, на практике же все оказалось иначе. Инновационная модернизация танка не предполагала даже малейшего управления боевой машиной во время работы ракетных ускорителей: ни рулить, ни регулировать дальность хода системы не представлялось возможным. Выставили танк в необходимом направлении, нажали «вкл», и только держись! Но это не все. Существовала большая опасность того, что во время боя ракеты могли повредиться, что не обещало ничего хорошего: либо взрыв, либо внеочередной запуск сразу всех ракет. Система так и не была введена в эксплуатацию, в том числе из-за сложностей, связанных с управлением ракетами, и по причине чересчур высокой цены доработки.
Другая не менее безбашенная идея — установка в верхней части ПТ-76 (плавающий танк) двух авиационных двигателей от Як-40 АИ-25 разработки запорожского КБ «Прогресс» массой по 380 кг и тягой в 1 500 кг/с каждый. С такой силовой установкой амфибия, которую прозвали «макет015» запросто взбиралась на крутой подъем, гоняла по пересеченке и в теории могла оперативно выйти на боевой рубеж или выйти из под артиллерийского огня. Идея куда более практичная, чем с ракетными движками, но все так же сложно реализуемая и экономически не обоснованная. Плюс здоровенная надстройка на крыше сводила к минимуму огневой потенциал ПТ-76 и делала его более уязвимым.
Несмотря на то, что подобной техникой вовсю занимался целый особый отдел, ни один, ни другой проект не пошел дальше концептов. Недостатки этих машин оказались фатальными, да и модернизация влетала в копеечку. Но это не значит, что инженеры после неудачных испытаний забросили все идеи «в стол». Приобретенный опыт лег в основу танка Т-80 — боевой машины с единой газотурбинной силовой установкой мощностью в 1000 л.с. Этот танк тоже не лишен недостатков: он прожорливый, сложный в эксплуатации и дорогой. Но и достоинства у него имеются: оперативная готовность при экстремально низких температурах занимает всего три минуты, лучшие показатели на бездорожье в сравнении с дизельными собратьями.
Новейший российский танк отстрелялся по цели и попал на видео
Экспортный вариант Т-90МС разработчики относят к классу высокоточного оружия, оснащенного новейшей системой управления огнем. В нем используются цифровые технологии, комплекс стабилизационных прицелов командира и наводчика, повышена кучность стрельбы и живучесть 125-мм пушки. В боекомплект входят управляемая ракета и осколочно-фугасный снаряд с программируемым взрывателем для дистанционного подрыва.
Т-90МС также оснащен новой модульной динамической защитой третьего поколения, которая помогает бронемашине защищаться от современных противотанковых установок. Двигатель и трансмиссия в нем контролируются электронным комплексом водителя, при этом боевая масса не превышает 50 тонн. Как сообщает пресс-служба УВЗ, Т-90МС – это не очередная модернизация Т-90, а новая перспективная боевая машина, о чем говорит название российской версии танка «Прорыв».
Как видит цель танк «Армата»
«Глаз» представляет из себя пусковой контейнер-ракетницу, запускаемый из нее компактный наблюдательный аппарат, а также принимающее оборудование. С помощью порохового заряда специальная капсула выстреливается в сторону исследуемой области на высоту до 300 метров. В наивысшей точке траектории раскрывается парашют и зонд начинает непрерывно передавать изображение высокого разрешения на оборудование оператора.
Приемником сигнала может стать широкий спектр компьютерной техники, поддерживающей стандарт связи Wi-Fi 802.11n. Для начала работы достаточно установить специальное программное обеспечение. Контейнер-ракетница может быть выполнен в носимом варианте, либо смонтирован в кассете для размещения на бронетехнике. В последнем варианте с семью пусковыми установками в одной кассете комплекс «Глаз» был продемонстрирован на выставке MILEX 2019. Его принимающая часть была установлена на поворотном шарнире в кабине экипажа танка.
Т-14 «Армата" — перспективный российский основной боевой танк, находящийся в разработке, как минимум с 2009 года. На проект боевой машины возлагаются большие надежды — он должен стать самой высокотехнологичной боевой единицей танковых войск. В 2017 году стартовало серийное производство и одновременно с этим началась процедура военной приемки, однако на этом доработка и совершенствование "Арматы" не заканчивается. Например, для экипажа разрабатываются такие удобства, как голосовой помощник и полноценный туалет.
Тест: угадайте, чей это танк — свой или противника?
Японский танк Type-10 в действии: видео
Созданный Mitsubishi Heavy Industries для JGSDF основной танк Type-10 вооружён 120-мм гладкоствольной пушкой L44, 7,62-мм пулемётом Type 64 и 12,7-мм пулемётом M2 HB. Корпус бронемашины защищён модульной керамической композитной броней, а с помощью установки дополнительных элементов можно гибко менять уровень защиты танка.
Type-10 оснащается 4-тактным 8-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1200 л.с. с водяным охлаждением, который позволяет развивать максимальную скорость 70 км/ч. Танк начали разрабатывать в 2002 году, а на вооружение японской армии его приняли в 2012 году.
Основной особенностью Type-10 называют технологию C4I, которая позволяет интегрировать бронемашину в общую сеть из других танков, а также пехоты, что даёт возможность обмениваться экипажам и солдатам информацией о ситуации на поле боя, а командованию выстраивать на основе этих данных тактику по ведению боевых действий.
На 2020 году, согласно программе бюджета вооружённых сил Японии, JGSDF намерена получить ещё как минимум 12 образцов нового танка.
Свежие комментарии