На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 437 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    ЕС призвал Россию отменить решение по активам Ariston и BSH Hausgerate БРЮССЕЛЬ, 27 апр — РИА Новости. Европейский со...Арестович допусти...
  • Юрий Ильинов
    Где коммунисты? "Документ датируется 17 апреля 2024 года. Его авторы Гастон Ньевас (Gaston Nievas) и Алиса Содано (Al...Международные инв...
  • Юрий Ded
    Ох и брехуны эти новоявленные коммунисты . Пусть почитают хотя бы блумберг - рупор капитализма . Все кап страны за ис...Международные инв...

Восточная Пруссия. Немецкие подвижные войска накануне войны

https://topwar

Восточная Пруссия. Немецкие подвижные войска накануне войны


В статье использованы следующие сокращения: АК – армейский корпус, ап – артиллерийский полк, ВО – военный округ, ГШ – Генеральный штаб, ЗапОВО – Западный особый ВО, КА — Красная Армия, КОВО – Киевский особый ВО, мд (мп) – моторизованная дивизия (полк), мк – моторизованный корпус, пд (пп) – пехотная дивизия (полк), ПрибОВО – Прибалтийский особый ВО, РМ – разведывательные материалы, РО – разведотдел ВО, РУ — Разведуправление ГШ КА, ск (сд) – стрелковый корпус (дивизия), ТГр –

 танковая группа, тд (тп, тб) – танковая дивизия (полк, батальон).


В предыдущей части говорилось, что вместо реальных группировок войск противника в Восточной Пруссии и в северной части Генерал-губернаторства разведка «обнаружила» огромную группировку в Южной Польше, в Словакии, в Прикарпатской Украине и в Румынии. По данным разведки, к вечеру 22 июня в составе этой группировки было до 94-98 немецких дивизий, из которых 26 были моторизованными и танковыми.



В конце мая разведка «точно» знала о двадцати одной танковой и моторизованной дивизии, которые были сосредоточены на территории Восточной Пруссии и бывшей Польши. Фактически в это время в Восточной Пруссии находились две тд и еще одна тд прибыла на территорию бывшей Польши в район города Познани.

Ранее были рассмотрены места дислокации частей, которые относились к подвижным войскам. Совпадений между фактическим расположением войск противника и РМ нет. Из всех мест дислокации танковых частей, которые перечислены в разведсводке от 31.5.41, только один 21-й тп (г. Летцен) оказался вблизи фактического места дислокации 1-й тд. Однако Летцен не входил в состав территории района сосредоточения этой дивизии. 21-й тп в составе 20-й тд находился в это время в Германии (г. Ордруф). О тп разведчики могли узнать из разговоров местных жителей или если увидели военнослужащих в танковой форме со знаками 21-го полка.


20-я тд могла начать передислокацию на территорию Восточной Пруссии только после 16 июня. Вечером 19 июня до половины 20-й тд находится вблизи Летцена, но сам город в район сосредоточения дивизии снова не попадает. Поэтому можно утверждать, что все обнаруженные места дислокации 21 танковой и моторизованной дивизии являются ошибками нашей разведки или результатом немецкой дезинформации.

Было показано, что, по данным разведки, до 19 июня (включительно) передислоцировано к границе 5-7 немецких дивизий. По данным РУ за 20 и 21 июня, количество появившихся у границы дивизий составило 22-24. Однако эти новые 22-24 дивизии просто не существовали в тех районах, где их обнаружила разведка… Выходит, что в июне 1941 года разведка не смогла зафиксировать передислокацию свыше 30 немецких дивизий, подавляющее число которых составляли танковые и моторизованные дивизии.

Обнаруженная разведкой перевозка 5-7 немецких дивизий до 19 июня даже является оценкой сверху. Из указанного количества дивизий 4-5 (из них две мд и две тд) прибыли на территорию Восточной Пруссии. По мнению автора, это количество является завышенным. В соответствии со сводкой РУ от 31.5.41, в Восточной Пруссии находилось 23-24 дивизии, в т.ч. 18-19 пд, 3 мд и 5 тп (всего 2 тд).

Согласно документу «Дислокация германских частей…» от 31.5.41, в Восточной Пруссии находилось 15 штабов пд, 3 штаба мд, 63 пп, 12 мп, 22 ап, 5 тп, 6 тб и 11 пехотных батальонов. Кроме этих войск, по непроверенным данным, в городе Шилутэ находилась 161-я мд, которая по РМ от 17 и 21 июня находилась в том же городе. Группировку противника в Восточной Пруссии на 31 мая можно оценить в 28-28,5 дивизий (21 пд, 4 мд, до 3-3,5 тд), а по данным разведки на 19 июня там же находилось 28 дивизий. Если такая оценка допустима, то разведка зафиксировала с конца мая и до 19 июня перемещение всего 2-3 пд (одной в ЗапОВО и 1-2 – в КОВО).

Данные разведки о подвижных войсках противника в Восточной Пруссии


Карты оперативного отдела ГШ сухопутных войск вермахта с обстановкой на вечер 16 июня и 19 июня 1941 года были размещены на английском сайте и в последствии появились и на российских сайтах. Дислокация немецких войск на вечер 16 июня теоретически могла до конца дня 17 июня попасть в РО штаба ПрибОВО. Ниже на фрагменте карты нанесены РМ, которые приведены в сводке РО ПрибОВО на 17 число.


Видно, что фактические места дислокации танковых и моторизованных частей противника не совпадают с данными разведки. 21-й тп все также числится недалеко от района сосредоточения 7-й тд.

Напомню, что в случае передислокации частей дивизии ее район на картах отмечается пунктирной линией. Все приведенные на карте районы сосредоточения соединений обведены сплошной линией, т.е. они по состоянию на вечер 16 июня никуда не перемещаются. Следовательно, даже 17-18 июня РМ являются недостоверными. Сравним между собой РМ, которые поступили 31 мая и накануне войны.


В РМ упоминается о многочисленных тб. Накануне войны у нашей западной границы находилось всего три отдельных тб: 100-й (в составе 47-го мк 2-й ТГр), 101-й (в 39-м мк 3-й ТГр) и 102-й в составе 1-й ТГр. Поэтому в Восточной Пруссии мог находиться только один тб.

Из представленных в таблице данных видно, что группировка противника состоит из 3-х штабов мд и до 18 полков. Накануне войны все 3 штаба мд не изменили своего местоположения. Передислоцировались или исчезли до 28% полков (два тп, два мп и два тб).

Таким образом, более 70% от мифической группировки, «обнаруженной» разведкой в конце мая, осталась в тех же местах перед началом войны. Если наша разведка наблюдала за данными соединениями, то она не могла заметить начало их выхода к границе из-за того, что эти пустышки никуда не должны были перемещаться…

Дислокация немецких войск на территории Восточной Пруссии


Ниже на рисунке приведены фрагменты карт с дислокацией подвижных войск на 16 и 19 июня.


На 16 июня на территории Восточной Пруссии находятся: 1-я, 6-я, 7-я, 12-я, половина 19-й тд, дивизия СС «Мертвая голова», 3-я, 14-я, 18-я, 20-я и 36-я мд. 19-го июня к ним добавились 8-я и половина 20-й тд.

К вечеру 19 июня соединения 4-й ТГр переместились в сторону советско-германской границы. 8-я тд начало свое сосредоточение у границы за пехотными соединениями. Дивизии 3-й ТГр с 16 по 19 июня в сторону границы не перемещаются. Только закончила сосредоточение 19-я тд и начала передислоцироваться 20-я тд.

Похоже, что неожиданности удара с Сувалкинского выступа немецким командованием уделялось особое внимание, т.к. до 20-го числа подвижные соединения на выступ не подводились. Ниже на рисунке представлена дислокация войск противника на 22 июня.

 

Информация округов о немецких подвижных войсках накануне войны


Обнаружила ли разведка выход подвижных войск противника на исходные позиции к границе?

21 июня в ПрибОВО был подготовлен документ «Сведения штаба ПрибОВО о группировке сил и средств немецких войск в восточной Пруссии к 18 часам 21.6.41 г.».


В документе отсутствует какая-либо информация о скором начале войны на рассвете 22 июня. За 10 часов до войны РО не обладает сведениями о местах сосредоточения и направлениях ударов мк 3-й и 4-й ТГр. Руководству округа и разведке даже неизвестно о наличии на территории Восточной Пруссии этих корпусов и групп. В документе все «обнаруженные» танковые части размазаны вдоль всей границы: «6,9 танка на 1 километр фронта». Руководство ПрибОВО в 19-50 ознакомилось с этим документом, который не мог вызывать у них особых опасений. Ниже на рисунке приведено наличие дивизий и полков по участкам в соответствии с указанным выше документом.


Из рисунка видно, что за 10 часов до начала войны в подготовленном документе РО штаба ПрибОВО отсутствуют танковые дивизии на Сувалкинском выступе. Даже в резервах (в Летценской группировке) имеется всего один тп. Вероятно, это тот же 21-й тп.

Более сильная группировка подвижных войск находится в окрестностях Тильзита: тд, тп и свыше двух мд. Однако чуть позже готовится сводка РО, согласно которой в Тильзите продолжают находиться до одной мд и части 20-й тд. Части 20-й тд размещаются по достаточно большой территории. Например, один из тб дивизии находится в городе Шилутэ.

Через два часа в РО ПрибОВО готовится новый документ, в котором вновь не содержится ничего тревожного:

Выводы:
1. Продолжается сосредоточение немецких войск к государственной границе.
2. Общая группировка войск продолжает оставаться в прежних районах.
3. Требуется установить:
— достоверность дислокации в Кенигсберг штаба 3-го армейского корпуса, штаба 1-й армии (нашими данными в течение продолжительного времени отмечался штаб 18-й армии; данных о его убытии не поступало);
— продолжают ли оставаться части, не указанные в этой сводке, ранее нами отмечаемые (наша разведсводка №15 [сводка РО ПрибОВО от 18.6.41. – Прим. авт.])…



Ничего тревожного не содержится и в документе РО штаба ЗапОВО от 21.6.41 (по данным на 20 июня):

Вывод:
1. Подтверждаются ранее поступившие данные об интенсивных перебросках немецких войск к границам СССР, главным образом в районы Сувалки и Седлец.
2. Данные о передислокации штаба Восточной группы в Отвоцк и о 18 и 38-й тд требуют дополнительной проверки.
3. За последние дни в армии наблюдаются многочисленные случаи дезертирства и невыполнения приказов, но армия в целом представляет из себя мощный оплот германского фашизма. Отборные части армии верят, что они будут побеждать и в новых войнах…



Об «удручающем положении» в германской армии и ранее поступали сообщения от разведки, которые весьма похожи на еще одно направлении немецкой дезинформации.

…16 мая в Константинув (6 км сев. Варшавы) за дезертирство расстреляно 5 офицеров, 7 подофицеров и 39 солдат. Отмечается массовое дезертирство во всей армии…
…Многие солдаты приграничных гарнизонов говорят: «Как только большевики закричат ура, то мы штык в землю и цурик нахаузе»…



Выдвижение 3-й танковой группы


20 июня начинают выдвигаться войска 3-й ТГр на Сувалкинский выступ. Выдвижение этих войск не было обнаружено разведкой 20 и 21 июня. Об этом свидетельствуют записи начальника штаба 3-й армии ЗапОВО А.К. Кондратьева:

 

Из нашего тыла к госгранице подтягиваются новые дивизии. К нам приходит 85 сд с генерал-майором Бандовским. Двигается 17 сд, которуя я 16.6 встречал на марше; тронулась 37 сд из Витебска и Лепеля и штаб 21 ск – из Витибска же.
Что сие все значит???
Да, видимо тучи сгущаются, приближаются серьезные дни!
21.6.41 …Почему же однако нет никаких указаний по линии командования?..
Недавно при моем докладе Павлову я спросил его, что делать с семьями начсостава в случае каких-нибудь осложнений.
Ох, что мне было за этот вопрос!.. «Да знаешь ли ты, что у меня 6 танковых корпусов стоят наготове?! Я запрещаю не только говорить, но и думать об эвакуации!»
«Слушаю», — ответил я, а в голове мысль остается: не слишком ли мы самонадеянны?!.



В записях генерала А.К. Кондратьева нет ни слова о его озабоченности по поводу подхода к границе соединений 3-й ТГр. Наиболее вероятно, что он о них даже не подозревает. После войны генерал А.К. Кондратьев отвечал на вопросы генерал-полковника А.П. Покровского: «…Никаких распоряжений о приведении войск армии в боевую готовность, как мне помнится, получено не было…». Видно, что ответ совпадает с его записями, которые сделаны до начала войны.

Вечером 20 июня обнаружили звуки моторов при выдвижении войск противника на Сувалкинский выступ. В 2-40 21 июня в ГШ направляется шифровка:

Вручить немедленно.
Первое. 20 июня направлении Августов имело место нарушение госграницы германскими самолетами: в 17-41 6 самолетов углубились на 2 км, в 17-43 9 самолетов на 1 1/2 км, в 17-45 10 самолетов были у границы, в то же время 3 самолета углубились нашу территорию на 2 км. Данным погранотряда самолеты имели подвешенными бомбы.
Второе. Докладу командующего 3-й армией проволочные заграждения вдоль границы у дороги Августов, Сейны, бывшие еще днем, к вечеру сняты. В этом районе лесу будто бы слышен шум наземных моторов. Пограничниками усилен наряд. 345-му стрелковому полку (Августов) приказано быть готовности. Климовских


Гул моторов за лесом на территории противника наши пограничники и армейцы слышали, но в ГШ сообщение ушло со словом «будто бы». Вероятно, так поступили, чтобы лишний раз не нервировать наркома обороны и начальника ГШ...

И. Г. Старинов в своих воспоминаниях описывает разговор со своим другом генерал-лейтенантом Н.А. Кличем (начальником артиллерии ЗапОВО) состоявшийся 20 июня: «…Павлов каждый день докладывает в Москву о серьезности положения, а нам отвечают, чтобы не разводили панику и что Сталину все известно…»

Вечером 22 июня в РО штаба ЗапОВО готовится последняя мирная сводка.

Группировка немецкой армии на 21.6.41 определяется:
1. Восточно-прусское направление. В границах справа – Сувалки, Хайльсберг; слева – Шучин, Найденбург: штаб 9-й армии Алленштайн, четыре штаба армейских корпусов – Элк (Лыкк), Летцен, Ортельсбург, Алленштайн; девять штабов пд – Сейны, Брызгел, Сувалки, Олецко (Тройбург, Марграбово), Элк (Лыкк), Арис и в глубине – Алленштайн, Любава (Лебау), Лидзбарк; до двух пд, две мд (данные ПрибОВО), 10 артиллерийских полков (до двух тяжелых артиллерийских полков); предположительно две дивизии «СС», зенитный артиллерийский полк, до четырех кавалерийских полков…


В сводке присутствуют уже знакомые несуществующие 17-я и 37-я мд в Сувалках, а также две дивизии СС. Ранее было показано, что информация о дивизиях СС была получена из слухов в конце мая 1941 года. В ПрибОВО и ЗапОВО до первых дней войны не придавали особого значения этой информации. Продолжение сводки РО ЗапОВО:

5. Основная часть войск находится в 30-километровой полосе от границы. Районе Сувалки, Арис продолжается подтягивание войск и тылов к границе. Артиллерия находится на огневых позициях. В районе Ольшанка (южнее Сувалки) установлена тяжелая и зенитная артиллерия. Там же сосредоточены тяжелые и средние танки.

Вывод:
1) По имеющимся данным, которые проверяются, основная часть немецкой армии в полосе против ЗапОВО заняла исходное положение.
2) На всех направлениях отмечается подтягивание частей и средств усиления границе.
3) Всеми средствами разведки проверяется расположение войск у границы и глубине…


Разведчики ЗапОВО, единственные из трех округов (ПрибОВО, ЗапОВО и КОВО), решились написать о выходе немецких войск на исходные позиции у границы. Только они были вынуждены вставить в выводы текст перечисления 3. Шифровка ушла в РУ в 15-20 22 июня.

Указанная шифровка не могла что-то исправить, даже если бы она пришла вовремя. Информация РУ не вызывала никаких опасений. Создавалось впечатление, что все находится под контролем… Проблема была в том, что разведка наблюдала за несуществующими частями и дивизиями… Поэтому в Москве не придавали особого внимания опасениям командующего ЗапОВО генерала армии Павлова…

Историк Сергей Леонидович Чекунов писал:

По изучению комплекса документов ясно видно, что Павлов четко выполнял все приказы Генштаба. Никакой отсебятины. Только выполнение приказов…



Документы первого дня войны о танках в Восточной Пруссии


На рисунках ниже представлены отчетные карты (подготовленные после начала войны) штабов Северо-Западного и Западного фронтов с положением сторон 21 июня 1941 года.


Видно, что у границы ПрибОВО отсутствуют ударные группировки 3-й и 4-й ТГр. Это было представлено и в других документах, приведенных выше.

На карте Западного фронта также отсутствует ударная группировка 3-й ТГр на Сувалкинском выступе. Две тд СС сопровождаются подписью «предположительно», т.к. в штабе фронта еще не знают, что в РУ это слова уже убрали из своей сводки относительно этих дивизий.


То, что в Москве не знали о сосредоточении у границы войск 3-й и 4-й ТГр, подтверждают документы, подготовленные ГШ и РУ 22 июня 1941 года.


По информации из округов, поступивших в ГШ утром 22 июня, против Северо-Западного фронта противник ведет наступление «из района Циллкаллен, Сувалки, Гольдап силами 3-4 пд и 500 танков». Поскольку в этой районе по данным разведки имеется один тп, то кто-то «знающий» исправил число «500» на «200». 200 танков – это, по данным разведки, около одного танкового полка. Со стороны Тильзита действует 3-4 пд и невыясненная группа танков, т.е. подвижные группировки в составе танковых и моторизованных дивизий в боевые действия не вводятся…

Против 3-й армии Западного фронта ведет боевые действия неизвестная группировка войск противника.

На 22-00 22 июня информация уточняется: против Северо-Западного фронта действуют 2-3 тд и против 3-й армии Западного фронта – еще одна тд.

Информация в сводке РУ на 20-00 22 июня также основывается на неверных РМ, поступивших до начала войны.


Таким образом, данные разведки, поступившие до начала войны, не позволили вскрыть направления ударов 3-й и 4-й ТГр противника, а также их сосредоточение и выдвижение к границе накануне войны.

Удары двух ТГр из Восточной Пруссии оказались неожиданными как для руководства ПрибОВО и ЗапОВО, так и для руководства КА в Москве. Непонимание ситуации на границе 22 июня руководителями КА должно было привести к их ошибочным действиям по планированию дальнейших операций. Ошибочные действия по планированию операций, в свою очередь, привели к тому, что им пришлось убедить в правильности своих решений Политбюро и товарища Сталина. Впоследствии товарища Сталина военные объявили виновником трагических событий 22 июня.

 

Картина дня

наверх