Чем опасны проклятия мумий? Разбираемся на примере Тутанхамона
В сентябре этого года археологи наткнулись на древний погребальный колодец в Саккаре. Сперва оттуда извлекли 13 саркофагов, а затем еще 46. Их возраст переваливает за две с половиной тысячи лет. В начале октября Министерство по делам туризма и древностей Египта провело их публичное открытие.
Естественно ,интернет сразу же наполнился опасениями: мол, 2020 и так уже отличился, и оживший сюжет фильмов «Мумия» - не лучшее его продолжение. Историки к этим советам не прислушались, саркофаги вскрыли (вы можете посмотреть, как это было), но ни о каких оживших мертвецах мы так и не услышали. Отвратительные мужики разбираются, откуда взялись суеверия, и подтвердились ли они в реальной жизни хоть раз. Спойлер: да, но не совсем...
Гробницы грабили еще во времена строительства пирамид
Первым явлением древнеегипетских проклятий принято считать раскопки гробницы Тутанхамона. Тогда произошел ряд подозрительно роковых совпадений. К ним мы еще вернемся. На самом деле все началось еще при строительстве пирамид. Цари и знать Древнего Египта оставляли предупреждения тем, кто захочет лишить их загробного богатства. Не все из этих угроз обещали кару небесную, вытекшие глаза и скарабеев под кожей. Многие из них выглядели безобидно. Надпись на гробнице в Нижней Нубии гласила, что тот, кто поведет себя плохо, обязательно станет несчастным. Табличка из Национального музея Шотландии, датированная 1295-1069 годами до нашей эры — пример еще более забавный. На ней написано пожелание, чтобы вошедший искал свое место, а не тревожил других в их усыпальницах.
Столь «грозные» послания не останавливали грабителей даже во времена фараонов. В 1905 году американский исследователь Теодор Дэвис отыскал гробницу прародителей Тутанхамона. После ее тщательного изучения он обнаружил, что саркофаги вскрыли почти сразу после захоронения. Вандал настолько отчаянно жаждал драгоценностей, что буквально разрывал ткань ногтями. Что же говорить о более поздних эпохах.
Для людей XIX века эти таблички, если их вообще могли прочитать, имели не большее значение, чем детские сказки. Поэтому расхитители не гнушались ворошить трупы, если считали, что в них таятся золотые украшения. Такая судьба постигла усыпальницу Фараона Иниотефа. Воры обнаружили ее в 1827 году. На голове мумии они нашли серебряную диадему, которая сейчас хранится в Национальном музее древностей Голландии. Решив, что внутри есть чем поживиться, они разворошили тело самой мумии.
Именно сказки, пускай и не совсем детские, положили начало тем суевериям о древних проклятиях, которые заставляют нас сегодня, пускай и не вполне серьезно, опасаться мертвецов в саркофагах. Одну из таких написал сэр Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса. Его рассказ «Номер 249», опубликованный в 1892 году, повествует о восставшей мумии, которая подобно серийному убийце начинает крошить профессоров Оксфордского университета. Он же спустя 31 год саркастически прокомментировал загадочную смерть графа Карнарвона, которая последовала за открытием гробницы Тутанхамона. В его интерпретации аристократа убил злой элементаль, созданный для охраны саркофага. А ведь именно эта смерть послужила прочным фундаментом для предрассудков. Вернее все то, что ее окружало и продолжает окружать до сих пор
«Месть» Тутанхамона
Прежде чем рассказать о том, как великий археолог Говард Картер вместе со своим спонсором — пятым графом Карнарвоном совершили свое главное открытие, стоит сказать пару слов о самом Тутанхамоне. Этот молодой царь правил недолго и застал сложный для Египта период перемен и смуты. Сперва его предшественник враждовал со жрецами из-за верховного бога, а после скорой кончины самого Тутанхамона его супруга тщетно пыталась удержать власть в своих руках. Тутанхамон остался в истории как передаточное звено. О нем вскоре забыли, но эта безвестность по иронии судьбы сохранила его для потомков лучше всех манускриптов и барельефов. Сейчас его имя стало почти нарицательным, а о проклятии, которое якобы вышло из его могилы, говорят до сих пор.
К 1922 году Говард Картер и граф Карнарвон уже 16 лет вели совместные раскопки в Долине царей. Ничего значимого они за это время не открыли и уже отчаялись что-либо найти. Картер уже планировал свернуть раскопки, как вдруг наткнулся на лестницу, ведущую под землю. Ее раскапывали методично и не спеша, хотя вернувшийся азарт подстегивал искателей с новой силой. Вот как сам Картер описывал первые впечатления:
«Сначала я ничего не видел. Горячий воздух, выходящий из комнаты, трепал и задувал пламя свечи, но вскоре мои глаза привыкли к темноте, и сквозь туман медленно проявились силуэты предметов: странные животные, статуи и золото — везде блестело золото».
Еще больший восторг охватил археологов, когда они обнаружили саркофаг за ложной стеной. Именно там хранилась знаменитая золотая маска фараона, которая сегодня известна по всему миру.
Все эти находки привлекли внимание прессы. Множество журналистов съехалось в Египет, чтобы урвать малейшую подробность о неразграбленной гробнице. Существует байка, что Картер сам пустил слух о проклятии, надеясь тем самым отбить желание журналистов охотиться за сенсацией. Тем не менее, через несколько месяцев слухи о проклятии обрели вполне реальное воплощение.
Пятого апреля 1923 года Джордж Эдвард Стэнхоуп Молино Герберт, 5-й граф Карнарвон, скончался. По официальной версии он умер вследствие заражения крови, которое произошло, когда он брился. По неофициальной — его настигло проклятье мумии. Естественно, второй вариант невозможно доказать, хотя сторонники и пытаются, даже приводя новые аргументы.
В то время как аристократ умирал в отеле Каира, в его фамильной резиденции, замке Хайклер, погас свет. Более того, есть версия, что в этот же самый момент там умерла и его любимая собака. Остается только догадываться, так ли все произошло на самом деле.
Еще более странной кажется смерть американского бизнесмена Джорджа Джей Гулда. В том же 23-ем году он посетил Египет и хотел лично осмотреть знаменитую гробницу. По зловещему стечению обстоятельств вскоре после этого он подхватил пневмонию и скончался.
Третьей жертвой считают египетского принца Али Камель Фахми Бея. В начале июля 1923 года он прибыл вместе с недавно обрученной Маргаритой Алиберт в Лондон. Там они весело проводили время, хотя и постоянно скандалили. В одну из таких полуночных ссор Маргарита взяла пистолет и выстрелила принцу в спину, а затем довершила дело двумя выстрелами в шею и голову. Как убийство связано с мумией Тутанхамона, неизвестно, но, видимо, так проклятие добирается даже до высших чинов Египта.
По мнению сторонников этой теории, кара может передаваться вместе с артефактами. Так проклятие настигло Сэра Брюса Ингхэма. Он был хорошим другом Говарда Картера, и тот подарил ему пресс-папье из мумифицированной руки с браслетом. На том было написано «Пусть проклят будет тот, кто сдвинет мое тело». После этого дом Ингхэма сгорел дотла, а когда его пытались восстановить, постройку снесло наводнением.
Не менее ужасной оказалась судьба археолога Хью Эвелин-Уайта, тоже посетившего гробницу вскоре после открытия. Он не участвовал в раскопках, но из-за профессионального интереса не мог обойти находку стороной. Спустя два года историк повесился у себя дома в Лидсе. Легенда гласит, что перед смертью он оставил послание, написанное кровью: «Я пал жертвой проклятия, которое вынудило меня исчезнуть».
Самая страшная смерть настигла сводного брата графа Карнарвона — Обри Герберта. Он всю жизнь страдал от недуга, который постепенно лишал его зрения. Когда бедолага почти ослеп, доктор посоветовал ему вырвать зубы. Якобы гниль, копившаяся в них, болезненно влияла на глаза. Бывший военный прислушался к совету, и дошло до того, что ему вырвали все зубы. Во время этой болезненной процедуры произошло заражение крови, и Герберт умер. Это случилось в Лондоне 26 сентября 1923 года, спустя почти шесть месяцев после смерти самого графа Карнарвона.
На имени Обри Герберта список не заканчивается. Его можно было бы продолжать еще долго, приводя в пример и сгоревшие дома, и умерших домашних животных, и несчастные случаи. Однако наша цель — не составить перечень потерпевших, а понять, откуда взялось поверье и стоит ли за ним реальная угроза.
Никакого проклятия нет - это доказано
Не может же вся эта череда несчастий быть простым совпадением. Очевидно, что в ней есть закономерность. Да и откуда бы взяться стереотипу, у которого нет реального воплощения? Если вы так подумали, то попали в ловушку иллюзорной корреляции. Ее разрушением занимались многие скептики и ученые. Один из них Джеймс Рэнди, написавший книгу «Энциклопедия притязаний, мошенничеств и мистификаций оккультизма и сверхъестественного» (An Encyclopedia of Claims, Frauds, and Hoaxes of the Occult and Supernatural). В ней он подсчитал среднюю продолжительность жизни тех, кто посещал гробницу Тутанхамона. Она составила примерно 23 года.
Похожее исследование провели сотрудники Университета Монаша в Австралии. По их подсчетам, 25 человек, подвергшихся проклятию, доживали в среднем до 70 лет. Дочь графа Карнарвона умерла в 1980 году, спустя 57 лет после открытия гробницы. Сам Говард Картер скончался в 1939 году от лимфомы Ходжкина. Ему было 64 года.
Теперь уже глупо поддаваться суеверию, когда есть несколько работ, статистически опровергающих существование какого бы то ни было проклятия. Захи Хавасс — известный египетский археолог — тоже с иронией относился к расхожему предрассудку, когда решил провести компьютерную томографию мумии Тутанхамона. Он объясняет, что скрыл от прессы эту поездку, как раз из-за глупого ажиотажа, который мог ее окружить. Свою историю он опубликовал в прошлом году, и она идеально подходит для того, чтобы завершить рассказ о проклятии мумий.
По дороге к гробнице ему позвонила сестра и сообщила, что умер ее муж. Уже на месте ему поступил другой звонок, от секретаря бывшего министра культуры Египта Фарука Хосни. Тот рассказал, что у Хосни случился сердечный приступ, и его госпитализировали. Как раз перед проведением эксперимента сгустились тучи и долину накрыла сильнейшая гроза. Японские журналисты, знавшие о поездке и прибывшие заснять ее, тут же собрали вещи и уехали прочь, крича о проклятии Тутанхамона. Когда наконец мумию поместили в томограф, тот перестал работать.
После этого рассказа статья Хавасса завершается важной мыслью: «На мой взгляд, это лишь череда совпадений… Нет никакого проклятия Тутанхамона».
А.Евглевский
=0=0=
Мистические надписи в средневековом склепе
В современном Судане на восточном берегу Нила находятся развалины Старой Донголы — древнего процветающего города средневековой Нубии. 900 лет назад Старая Донгола была столицей христианского царства Мукурра (Макурия), которое жило в добрососедских отношениях с северными соседями, исповедовавшими ислам.
В 1993 году археологами польской миссии во время раскопок христианского монастыря в Старой Донголе было обнаружено 14 погребений, принадлежащих мужчинам в возрасте старше сорока лет. Несколько обследованных учеными склепов представляли собой часть погребального комплекса, построенного в XII веке.
Внутри каждого из склепов находилось несколько природных мумий, некоторые из которых были завернуты в плохо сохранившийся текстиль. Тем не менее удалось определить, что мужчины были одеты в льняную одежду простого покроя и у некоторых из них были на теле кресты.
Одна из мумий, по предположению ученых, принадлежит архиепископу Георгию, вероятно, самому авторитетному религиозному деятелю царства. Его эпитафия была найдена неподалеку и говорит о том, что он умер в 1113 году нашей эры в возрасте 82 лет.
Наибольший интерес исследователей вызвал самый южный склеп, на стенах которого были обнаружены многочисленные надписи на греческом и саидском диалекте коптского языка, нанесённые черными чернилами на тонкий слой побелки. Аналогов такого большого количества текстов в одном склепе в Нубии нет.
На каждой из стен присутствует отрывок на греческом языке из Евангелий от Луки, Иоанна, Марка и Матвея, который состоит из первой и последней фразы, что, судя по всему, символически обозначает полный Евангельский текст. Другие тексты были определены учеными как магические заклинания и фрагменты из апокрифических Евангелий, возможно гностического характера. Все эти надписи, вероятно, служили защитой от злых сил «не только гробницы, но в первую очередь тех, кто был внутри неё в самый опасный период между моментом смерти и их явкой перед Божьим престолом».
После последнего погребения вход в склеп был закрыт кладкой из красных кирпичей, связанных раствором. В 2009 году склеп был расконсервирован, очищен от погребений, а надписи скопированы и тщательно изучены. Выяснилось, что автором надписей на греческом и коптском языках был некий Иоанн, который создал хорошо продуманную программу их расположения в склепе. Сам Иоанн охарактеризовал свою программу декорирования склепа как φυλακτήριον – магический амулет с заклинанием.
=0=0=
Летом 41-го мы не только отступали. 19-летний мальчишка из Орла в одиночку дрался с колонной немецких танков. Коле Сиротинину выпало в 19 лет оспорить поговорку «Один в поле не воин». Но он не стал легендой Великой Отечественной, как Александр Матросов или Николай Гастелло.
Летом 1941 года к белорусскому городку Кричеву прорывалась 4-я танковая дивизия Хайнца Гудериана, одного из самых талантливых немецких генералов-танкистов. Части 13-й советской армии отступали. Не отступал только наводчик Николай Сиротинин, который вызвался добровольцем прикрывать отход советских частей.
Утром 17 июля на шоссе показалась колонна немецких танков.
Сироткин занял позицию на холме прямо на колхозном поле. Пушка тонула в высокой ржи, зато ему хорошо видны были шоссе и мост через реку Добрость. Когда головной танк вышел на мост, Коля первым же выстрелом подбил его. Вторым снарядом поджег бронетранспортер, замыкавший колонну.
Два танка попытались стащить головной танк с моста, но тоже были подбиты. Бронированная машина попыталась преодолеть речку Добрость не по мосту. Но увязла в болотистом береге, где и ее нашел очередной снаряд. Коля стрелял и стрелял, вышибая танк за танком...
Танки Гудериана уперлись в Колю Сиротинина, как в Брестскую крепость. Уже горели 11 танков и 6 бронетранспортеров! То, что больше половины из них сжег один Сиротинин, — точно (какие-то достала и артиллерия из-за реки). Почти два часа этого странного боя немцы не могли понять, где окопалась русская батарея. А когда вышли на Колину позицию, у того осталось всего три снаряда. Предлагали сдаться. Коля ответил пальбой по ним из карабина.
Этот последний бой был недолгим...
Обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Хенфельд записал в дневнике: «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости... Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».
— Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей, — вспоминала жительница села Сокольничи Ольга Вержбицкая. — Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами приказал переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину — фатерлянд. Потом из кармана гимнастерки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто да откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб». Я побоялась это сделать... Тогда стоявший в могиле и накрывавший советской плащ-палаткой тело Сиротинина немецкий молодой офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то грубо сказал.
Немцы еще долго после похорон стояли у пушки и могилы посреди колхозного поля, не без восхищения подсчитывая выстрелы и попадания.
Свежие комментарии