На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Почему египетские обелисками мечтали завладеть во всём мире

Культурология

 

Почему египетские обелисками мечтали завладеть во всём мире
В период между царствованиями Августа и Феодосия I многочисленные египетские обелиски были вывезены в Европу. Эти древние монолиты производили неизгладимое впечатление практически на любого завоевателя. Но в Древнем Риме их значение имело многогранный характер, а также олицетворяло имперскую власть.
Когда римляне захватили Александрию в 30 году до нашей эры, они были под впечатлением от величия египетских памятников. И самопровозглашённый император Август, недолго думая, утвердил своё правление, мгновенно присвоив себе выдающийся символ власти - египетские обелиски...

Полотно с текстом и обелисками, III-I...
Полотно с текстом и обелисками, III-I века до нашей эры
Почему египетские обелисками мечтали завладеть во всём мире
В 10 году до нашей эры Август вывез два обелиска из Гелиополиса, Города Солнца, и перевёз их в Рим на лодке, приложив титанические усилия. Его достижения в этом смелом начинании создали прецедент, которому будут подражать многие последующие императоры. И ещё долго после падения Рима мировые сверхдержавы, такие как Великобритания, Франция и Соединённые Штаты, также последуют этому примеру. Именно по этой причине на сегодняшний день за рубежом египетских обелисков больше, чем в Египте.
Первые два обелиска в Риме были установлены в самых заметных местах. Один был помещён в Солярий Августа в Марсовом городке. Он служил гномоном гигантских солнечных часов. Вокруг его основания были установлены знаки зодиака, обозначающие месяцы года. И он был расположен таким образом, чтобы его тень освещала день рождения Августа, осеннее равноденствие.

Обелиск, 88-89 г. н. э., Рим
Обелиск, 88-89 г. н. э., Рим

Это означало, что Август, стоя у руля новой Римской империи, присвоил себе тысячи лет египетской истории. Любой посетитель, взглянувший на обелиск в Марсовом городке, понимал, что пресловутая эстафета передавалась от одной великой цивилизации к другой.
Полезность обелиска как горолога также была важна. Как отметил доцент кафедры классики Грант Паркер, «полномочия по измерению времени могут быть показателем государственной власти». Это означало, что началась новая римская эра.

Карнак, Колоссы, 1870 год
Карнак, Колоссы, 1870 год

Другой обелиск, ныне расположенный на площади Пьяцца дель Пополо, первоначально был установлен в центре Большого цирка Древнего Рима. Этот стадион был главным городским местом проведения публичных игр и гонок на колесницах. Шесть других были перевезены в Рим более поздними императорами, и пять были построены там.
Самый высокий из них в настоящее время стоит перед базиликой Святого Иоанна Латеранского в Риме. Это один из двух обелисков, которые Константин Великий хотел вывезти из Египта перед смертью. Он сделал то, на что Август не осмелился из страха перед святотатством: Константин приказал сорвать самый высокий в мире обелиск с его освященного места в центре храма солнца и увезти в Александрию.

Бюст императора Августа
Бюст императора Августа

Как первый христианский император, он не разделял почтения Августа к богу солнца. В новой, монотеистической Римской империи египетский обелиск выродился в статус предмета новшества. Его обладание стало не более чем символом государственной гордости. Однако Константин умер прежде, чем смог организовать путешествие обелиска по Средиземному морю.
С равным презрением к язычеству его сын и преемник Констанций II посмертно выполнил волю Константина. Он приказал перевезти обелиск из Александрии в Рим, где он возвышался над обелиском Августа на вершине Большого цирка.

Римский храмовый комплекс с египетски...
Римский храмовый комплекс с египетскими обелисками, Жан-Клод Гольвин

По мере того, как менялась аудитория, изменялось и значение объекта. Древний Рим IV века нашей эры, быстро христианизирующийся при доме Константина, больше не рассматривал египетские памятники с суевериями цезаря Августа.
Если египетские обелиски в целом олицетворяли власть и присвоение наследия римлянам, остаётся вопрос о том, что задумали их первоначальные создатели. Плиний Старший в своих записях рассказывает, что некий царь Месфрес заказал первый из этих монолитов в Ранний династический период Египта. Символически он почитал бога солнца. Однако его функция состояла в том, чтобы разделить день на две половины своей тенью.

Возведение обелиска Константина в Рим...
Возведение обелиска Константина в Риме, Жан-Клод Гольвин

Более поздние фараоны воздвигали обелиски, возможно, в равной степени из-за преданности богам и мирских амбиций. С ними было связано чувство престижа. Часть этого престижа заключалась в фактическом движении монолитов. Египетские обелиски всегда были высечены из одного камня, что делало их транспортировку особенно сложной. Они были в основном добыты в окрестностях Асуана и часто состояли из розового гранита или песчаника.
Царица Хатшепсут заказала два особенно больших обелиска во время своего правления. В своём собственном проявлении силы она продемонстрировала их вдоль Нила, прежде чем установить в Карнаке. Это представление о том, что гигантские усилия, необходимые для транспортировки египетских обелисков, придавали им повышенное чувство престижа и удивления, также было фактором в Древнем Риме. Возможно, даже более того, поскольку теперь их отправляли не только вниз по Нилу, но и через море.

Большой цирк во времена Констанция II...
Большой цирк во времена Констанция II, Жан-Клод Гольвин

Труд, необходимый для того, чтобы погрузить египетский обелиск на речное судно в Асуане и доставить его в другой египетский город, был огромным. Но это предприятие было лёгкой работой по сравнению с тем, с чем пришлось столкнуться римлянам. Обелиски нужно было спустить, погрузить, перевезти из Нила через Средиземное море в Тибр, а затем снова установить на месте в Риме - и всё это без разрушения или повреждения камня.
Римский историк Аммиан Марцеллин описывает морские суда, которые были изготовлены на заказ для этой задачи: они были неизвестного доселе размера и должны были управляться тремя сотнями гребцов на каждом. Эти корабли прибыли в порт Александрии, чтобы принять монолиты, после того как их подняли вверх по Нилу на небольших лодках. Оттуда они пересекли море.

Деталь бога солнца Ра, характеризующа...
Деталь бога солнца Ра, характеризующаяся головой сокола, поддерживающей солнечный диск

Достигнув безопасного места в порту Остия, другие корабли, специально построенные для плавания по Тибру, получили монолиты. И совсем неудивительно, что подобное повергло в благоговейный трепет толпы провинциальных зрителей. Даже после успешной доставки и возведения обелисков к судам, которые их перевозили, относились почти с одинаковым восхищением.
У Калигулы был один корабль, участвовавший в транспортировке его египетского обелиска, который сегодня является центральной частью Ватикана и некоторое время выставлялся в Неаполитанском заливе. К сожалению, он стал жертвой одного из многих печально известных пожаров, которые опустошили итальянские города в тот период.

Недостроенный обелиск, Асуан, Египет
Недостроенный обелиск, Асуан, Египет

Каждый египетский обелиск опирается на основание. И хотя на них, безусловно, менее интересно смотреть, у баз часто есть более интересная история. Иногда они так же просты, как надпись, подробно описывающая процесс транспортировки эгейского памятника на латыни. Так было в случае с первоначальным основанием Латеранского обелиска Констанция, который до сих пор находится в руинах Большого цирка.
В других случаях они были написаны таким образом, что их смысл был намеренно неразличим. Египетский обелиск, который в настоящее время стоит на площади Пьяцца Навона, является примером этого. Он был заказан Домицианом для изготовления в Египте, который дал чёткое указание, чтобы древко и основание были исписаны среднеегипетскими иероглифами. Иероглифы на древке провозглашают римского императора «живым образом Ра».

Корабль Калигулы в порту, Жан-Клод Го...
Корабль Калигулы в порту, Жан-Клод Гольвин

Поскольку мало кто из римлян был знаком с эпиграфикой Среднего Египта, ясно, что Домициан не хотел, чтобы это было понято. Но, скорее, присвоив древнюю письменность Египта, он удвоил власть Рима над ней. И в недвусмысленных выражениях эти монолиты помазали Древний Рим как наследие Египта.
Также стоит отметить, что Домициан мог легко получить обелиск аналогичной работы, высеченный в Италии — на самом деле, у других императоров это было. Его непосредственный ввод в эксплуатацию работ в Египте является доказательством того, что стоимость объекта была увеличена за счёт транспортировки из этой страны.

Детали картушей Домициана
Детали картушей Домициана

Римляне, возможно, были первыми, кто приобрёл египетские обелиски, но они не были последними. Можно сказать, что действия Цезаря Августа ещё в 10 году до н. э. вызвали эффект снежного кома. Не только римские императоры, но и французские короли и американские миллиардеры приобретали их в более поздней истории.
В 1800-х годах Королевству Франция была подарена пара египетских обелисков, которые когда-то стояли перед Луксорским храмом к тому времени паши Мухаммеда Али. Французы были мировой сверхдержавой того времени, и Али намеревался этим жестом ужесточить франко-египетские отношения.

Пьяцца Навона, Гаспар ван Виттель, 16...
Пьяцца Навона, Гаспар ван Виттель, 1699 год

На то, чтобы доставить монолит в Париж, ушло более двух лет и два с половиной миллиона долларов. Французская баржа «Ле Луксор» отправилась из Александрии в Тулон в 1832 году после того, как целый год находилась в ловушке в Египте, ожидая разлива Нила. Затем она отправилась из Тулона через Гибралтарский пролив и вверх по Атлантике, наконец, пришвартовавшись в Шербуре.
В следующем столетии египетское правительство объявило о наличии двух александрийских обелисков при условии, что те, кому они адресованы, их получат. Один достался британцам. Другой был предложен американцам. Когда Уильям Генри «Билли» Вандербильт услышал об этой возможности, то ухватился за неё. Он пообещал любую сумму денег, чтобы доставить оставшийся обелиск обратно в Нью-Йорк. В своих письмах, в которых велись переговоры о сделке, Уильям очень по-римски относился к приобретению монолита: он сказал что-то в том смысле, что если бы у Парижа и Лондона было по одному, Нью-Йорку тоже понадобился бы один. Почти два тысячелетия спустя обладание египетским обелиском всё ещё считалось великим узаконителем империй.

Луксорский обелиск
Луксорский обелиск

Предложение было принято. Обелиск отправился в Северную Америку в долгое и довольно странное путешествие, о чём подробно сообщает «Нью-Йорк Таймс». Он был возведён в Центральном парке в январе 1881 года. Сегодня он стоит за Художественным музеем Метрополитен и известен под своим прозвищем «Игла Клеопатры». Это последний египетский обелиск, который когда-либо будет жить в постоянном изгнании со своей родины.

Игла Клеопатры, которая в конце концо...
Игла Клеопатры, которая в конце концов была перенесена в Нью-Йорк, стояла в Александрии, Фрэнсис Фрит, около 1870 года

Вероятно, к лучшему, что Арабская Республика Египет наконец положила конец тому, что начал Древний Рим. Никакие египетские памятники, обелиски или что-либо другое, обнаруженные на египетской земле, отныне не могут покидать египетскую землю.
-

Летучий голландец заметили в Финском заливе

 

Жители Санкт-Петербурга заметили и сфотографировали в Финском заливе явление, из-за которого кажется, будто плывущее вдалеке судно парит над водой. Снимок «летучего голландца» опубликовано в одной из местных групп во «ВКонтакте». «Ловите немного магии с Финского залива», — написал автор поста. «Копперфильд и рядом не стоял», — пошутил он из пользователей в комментариях. «Фонтанка» объяснила, что явление, из-за которого судно как будто воспарило, называется фантом дальнего видения.

Летучий голландец заметили в Финском заливе

Оно может создавать различные типы миражей и появляется в тех случаях, когда над холодным воздухом возникает прослойка теплого. Поскольку холодный воздух более плотный, то он преломляет свет и визуально меняет расположение предметов. Ранее с похожим оптическим обманом столкнулся житель Шотландии, который также опубликовал плывущий над водой корабль. По его словам, обман зрения произошел из-за похожих цветов неба и моря. Так, киль корабля был не виден из-за низко лежащих облаков. Они и создали иллюзию парения корабля в воздухе — облака отражало море, а сам он находился в безоблачной местности.

-

Ученые нашли древнейшие упоминания о волшебнике Мерлине

Обнаруженные в Великобритании фрагменты средневековых рукописей, содержащие истории о волшебнике Мерлине, были идентифицированы специалистами из университетов Бристоля и Дарема как одни из самых ранних упоминаний этого персонажа легенд о короле Артуре. Об этом сообщается в пресс-релизе Бристольского университета.

Британским ученым удалось также выяснить, как изучаемые ими рукописные фрагменты оказались в Бристоле, сравнить текст с уже известными версиями той же легенды, и, наконец, воспользовавшись новейшими технологиями многоспектральной визуализации, они смогли определить тип использованных чернил и прочитать поврежденные участки текста, невидимые невооруженным глазом.

Семь фрагментов пергамента были случайно обнаружены в начале 2019 года Майклом Ричардсоном из Бристольского университета. Они были вклеены в переплеты четырех книжных томов, опубликованных в 1494–1502 годы и хранящихся в коллекции редких книг Центральной библиотеки Бристоля. Фрагменты, датируемые началом XIII века, содержат отрывки из анонимных старофранцузских рукописных списков, известных как цикл «Вульгата», или цикл «Ланселот-Грааль».

«Мы смогли датировать рукопись, из которой взяты фрагменты, с помощью палеографического (почерковедческого) анализа. Она создана в 1250–1275 годах. А с помощью лингвистического исследования мы смогли определить место ее происхождения — это север или, возможно, северо-восток Франции», — заявила профессор Лия Тетер, президент британского отделения Международного общества короля Артура. Интересно, что бристольские фрагменты содержат небольшие, но важные отличия от ранее известных списков.

Части этого цикла, возможно, использовались сэром Томасом Мэлори (1415-1471) в качестве источника для его Le Morte Darthur (впервые напечатанного в 1485 году Уильямом Кэкстоном), а этот цикл в свою очередь служит основным источником большинства современных пересказов легенды о короле Артуре.

-

У Млечного Пути обнаружили необычный состав межзвездной среды

Млечный путь.Млечный путь.

Международная команда астрофизиков обнаружила, что металличность — содержание элементов тяжелее гелия и водорода — межзвездной среды нашей галактики неоднородна.

Статья ученых об этом необычном свойстве Млечного Пути опубликована в журнале Nature. Процесс нуклеосинтеза в звездах обогащает межзвездную среду — изначально обычно состоящую только из водорода и гелия — атомами более тяжелых элементов. Согласно существующим моделям, межзвездной среде Млечного Пути свойственно равномерное распределение газа, поступившего извне галактики, газа, обогащенного нуклеосинтезом, и пыли, получившейся из конденсации атомов тяжелых элементов.

Исследователи из Женевского университета совместно с коллегами из США, Франции и Чили оценили это соотношение в действительности для атмосферы 25 звезд на основе данных двух телескопов — Hubble и VLT (Very Large Telescope). Для того, чтобы измерить содержание пыли, ученые применили новый метод. «Для того, чтобы учесть общее соотношение газа и пыли, некоторые элементы — такие как железо, цинк, титан, кремний и кислород — наблюдались одновременно. После этого мы могли оценить долю металлов в пыли и добавить ее к имеющимся оценкам для установления общего соотношения», — рассказала ведущий автор исследования Аннализа де Сиа.

Выяснилось, что межзвездная среда не гомогенна. Более того, в некоторых регионах металличность составила только 10 процентов от солнечной. Открытие, подчеркивают ученые, заставит пересмотреть модели эволюции галактик — и Млечного Пути в частности — в которых ранее считалось, что газ в межзвездной среде «перемешивается» равномерно.
-
Церковь на костях
Церковь на костях
Во второй половине XIII века чешский король Отакар II послал аббата одного из католических монастырей в Палестину. Из заграничной командировки священник привез немного земли. Ее он нарыл на Голгофе, где согласно новозаветному преданию распяли Иисуса Христа. Монастырские братья рассеяли землю неподалеку от Кутно-Горы и основали кладбище. С тех пор стали считать, что здешняя земля святая. Подобное убеждение возникло не на пустом месте. Согласно легенде тело здесь начинает разлагаться только на третий день после захоронения. Поэтому многие завещали, чтобы их хоронили именно на кутногорском кладбище. Слава о Святой земле в центре Европы распространилась далеко за пределы страны. Среди погребенных были не только чехи, но и знатные покойники из Германии, Польши, Бельгии.
В 1318 г. в Богемии вспыхнула эпидемия чумы. Родственники везли своих мертвецов, разумеется, в Кутно-Гору, к месту, где монахи когда-то развеяли частичку Палестины. В тот страшный год земля приняла около 30.000 трупов. Само кладбище занимало четыре гектара и было несоизмеримо больше нынешнего. Захоронения не прекратились и после эпидемии. Здесь погребали тела монахов-католиков, которых протестанты резали сотнями.
Со временем кладбище снискало славу места, где покоились мученики и погибшие за веру. Когда некрополь уже не мог вместить новых мертвецов, его упразднили. При этом все кости извлекли из земли. К тому времени построили часовню Всех Святых с подвальной часовней Душевной агонии Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Именно туда и перенесли останки основной массы кутногорских покойников. Кости складывали без всякого порядка и смысла, не заботясь об эстетике и интерьере огромного склепа, в который превратилась нижняя часовня.
Первые попытки упорядочить костяные нагромождения предпринял некий монах, о котором известно только то, что он был полуслепым. Монах разобрал завалы черепов, берцовых, плечевых и тазовых костей, ключиц, предплечий и ребер. Из них он построил 6 пирамид.
Когда окрестные земли перешли к роду Шварценберг, наведением порядка в костехранилище занялся Франтишек Ринт, известный резчик по дереву и страстный поклонник Иеронимуса Босха. В благодарность работодателю Ринт сложил из костей герб Шварценбергов. Один из предков этой фамилии прославился победой над турецкими басурманами. Поэтому австрийский император разрешил представителям рода иметь на гербе отрубленную голову турка, которому выклевывает глаза ворон.
Из необычного материала резчику удалось создать интерьер, который сохранился почти без изменений до наших дней. Орнамент на сводах - из лопаток, позвонков и ключиц. Гигантская люстра - сама по себе полный анатомический атлас - висит на элегантных гирляндах из челюстей. Вместо кудрявых пухлощеких херувимчиков - черепа, черепа и черепа, сплетенные в бесконечные гирлянды. Дарохранительница и потир, стоящие в нишах по обе стороны от престола -из множества каких-то только специалистам ведомых косточек. Посередине - несколько погребальных этажерок-обелисков, чуть ли не единственные некостяные объекты, но и на них аккуратно расставлены черепа с лучевыми костями. Но как ни старались, все тысячи скелетов реализовать не удалось, и сотни непристроенных костей с черепами просто сложили в гигантские аккуратные пирамиды: незатейливо, но впечатляет. А на куполах, вместо крестов, - самый настоящий Jolly Roger!


Перед тем как собрать какую-либо композицию, дизайнер погружал кости в раствор хлорированной гашеной извести. После высыхания они принимали специфический белый цвет. Правда, со временем белые экспонаты пожелтели, и кое-где покрылись автографами посетителей часовни. Смотрители по мере сил пытаются бороться с современными вандалами, но безуспешно. Время от времени памятные надписи появляются даже на люстре, при создании которой Ринт использовал все кости человеческого скелета, начиная с фаланг и заканчивая копчиками.
Но особо будоражат воображение, конечно же, не люстры, а костяные пирамиды. Мастер придал им форму колоколов. В каждом сделано четыре отверстия для вентиляции. Все сооружения увенчаны короной, символом вечной жизни и победы над смертью.
В XVI веке под одной из таких пирамид монахи нашли клад. Его происхождение выяснить так и не удалось. Он взялся как бы ниоткуда. Поэтому братья приписали случайную находку божественному вмешательству. Кутногорский монастырь тогда очень нуждался в деньгах, и 10 тысяч дукатов, сумма совершенно фантастическая, пришлась как раз кстати. Существует поверье, что тот, кто бросит монету на пол перед алтарем, найдет в будущем несметные сокровища. Причем это произойдет случайно и только в том случае, если человек будет испытывать в деньгах крайнюю нужду.
Многие пытались подсчитать число людей, отдавших свои кости на украшение часовни. Однако вряд ли кто-нибудь способен определить точную цифру. Специалисты-антропологи полагают, что здесь собраны останки не менее 40 тысяч человек. Конечно, это во многом просто очень А своеобразное надгробие - такой вот памятник многочисленным смертям, зачастую явно катастрофическим: чуму по костям не очень распознаешь, а вот проломленные, простреленные или изуродованные черепа заметны сразу.
Надо признаться, что трудно найти в мире более яркое произведение, котброе заставляло бы задуматься о быстротечности человеческой жизни и скором судном дне, о бренности всего сущего и грядущем апокалипсисе.
-

Рыболов поймал щуку рекордного размера

 

Департамент природных ресурсов американского штата Миннесота объявил о новом рекорде по ловле щук. Об этом сообщает KSTP-TV. Рекордную рыбу поймал 15-летний Брекен Кобилецки. Это произошло, когда он рыбачил на озере Бассвуд, на севере штата возле канадской границы. По его словам, размер щуки был таким огромным, что ее едва вытащили. «Все случилось за мгновенье, но такое бывает раз в жизни, и я это никогда не забуду», — утверждает он. Рыболов сфотографировался с щукой, измерил ее, а затем отпустил.

Рыболов поймал щуку рекордного размера

Длина рыбы составила 117,48 сантиметра и превзошла прежний рекорд штата. Он принадлежал щуке длиной 115 сантиметров из реки Рейни-Ривер, которую поймали и отпустили в 2018 году. Самую крупную миннесотскую щуку, которая не была отпущена, поймали в озере Бассвуд в 1929 году. Ее вес составлял 20,75 килограмма. Ранее сообщалось, что охотница и рыболов из американского штата Алабама поймала в озере сома голыми руками. 23-летняя Ханна Баррон, одетая лишь в бикини, шорты и специальную обувь, с головой погрузилась под воду и вынырнула уже с огромной рыбой.

Картина дня

наверх