Cтихи я начала писать 20 лет назад, прозу – еще раньше. Но прозу люблю меньше. Как говорится: «Унижусь до смиренной прозы…»
Училась в классе с филологическим уклоном, мечтала стать журналистом. Но – не сложилось. Закончив школу и опасаясь, что не смогу поступить на столь престижное отделение ВУЗа – а тогда без денег делать там было нечего – я разработала сложный стратегический план: легко поступила в педагогический колледж, на отделение ПМНО (начальные классы), после окончания которого можно было быть принятым на 2 курс пед.
И опять «Но». Когда я училась на 3 курсе колледжа, к нам пришел директор одной из школ и предложил вместо преддипломной практики сразу начать работать в школе.
После небольшого собеседования меня приняли. И вот, пока мои однокурсницы готовили домашнее задание, я, помимо него, строчила поурочные планы, проверяла тетрадки, готовилась к занятиям…
Сдала выпускные экзамены и поняла, что в моей жизни образовалась пустота. Мне не хватало бешеной гонки, когда нужно все успеть, и сделать это добросовестно. В моих сутках появилось огромное количество лишних часов, и тогда…
Дело в том, что я – певица. Занятию вокалом и музыкой я посвятила тоже немало лет, причем не хористка, а солистка. И я прошла кастинг на студию звукозаписи. Особо не засветилась, зато приобрела редкую профессию – саунддизайнер. Работала «голосом» на местной радиостанции, озвучивала рекламу, писала раскадровку для видеороликов.
Пришлось уволиться из школы.
Потом – влюбилась, и мой, тогда гражданский, муж запретил мне эту тусовочную жизнь. Он был прав. Семья и шоу-бизнес – полярные понятия.
Засела дома, от скуки стала сочинять и записывать песни, благо муж создал мне для этого все условия, потом заскучала еще больше, овладела новой специальностью – в стоматологии техник по керамике, чем и занимаюсь по сию пору.
Теперь подробнее о стихах. Я никогда не вымучиваю их: они просто выливаются из меня и ложатся на бумагу. Каждый раз складывается впечатление, что мои эмоции собираются во мне, а когда доходят до края, просто льются в виде поэтических образов.
Но, для того, чтобы эмоции собирались, я должна быть несчастной и неудовлетворенной.
Поэтому, чтобы моя жизнь была более полной, я всегда стараюсь «держать себя в тонусе»: ищу новых людей, становлюсь для них психологом и по совместительству, жилеткой, много читаю, ну и периодически выясняю отношения с мужем.
И все время помню о том, как мы писали стихи с отцом… Прав Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». Тоненький ручеек литературного творчества заструился где-то в глубинах моего сознания скорее всего потому, что к этому незаметно меня вел отец. Его роль в моей жизни трудно переоценить…
Родилась я в Алматы, 32 года назад, и была единственной девочкой в семье (остальные – мальчики, даже троюродные), поэтому росла жутко избалованная и всеми любимая. Опасность такой ситуации, отец, видимо, очень хорошо понимал и каждую свободную минуту он посвящал мне, причем это не сводилось к совместному просмотру телевизора, что так часто бывает в семьях. Мой отец - творческая личность, а тогда, проявляя чудеса выдумки и изобретательности, вкус к творчеству он передавал и мне. Например:
Он играл в футбол, я сидела на трибуне, болела за его команду.
Он, занимаясь домашними делами, включал проигрыватель, и мы вместе оглушительно пели, что раздражало мать, у которой абсолютный слух.
Он для меня в любой момент детства был не отцом, а другом, союзником и товарищем.
Мы ходили в горы за грибами; на 8 марта вставали в 5 утра, чтобы успеть до пробуждения мамы раздобыть подснежники (не купить, собрать – в горах!); зимой лепили из снега, нет не снеговиков, – то собаку, то сфинкса… всего не упомнишь. Отец водил меня парк, в зоопарк, каждый вечер мы подолгу выгуливали собаку и разговаривали… На каждое мое почему или «а как» он находил понятный мне ответ.
А еще мы писали. Сейчас, оглядываясь на детство, могу сказать, что отец, не получив педагогического образования (инженер-конструктор на заводе Кирова), по отношению к детям стал талантливым педагогом по призванию.
Как мы писали сочинения! Допустим, дается тема: «Цвета осени».
Что может написать 9-10 летний ребенок на это? И тогда в игру вступал мой отец:
– Что для тебя осень?
– Лето кончилось, 1 сентября. Желтые листья. Прохладно. Скоро зима.
– Стоп. Теперь подробнее. Какое лето кончилось? Грустно это или хорошо? Почему ты решила, что оно закончилось? (и прочие вопросы, пробуждающие умение наблюдать).
В итоге получалось примерно следующее…
«Сегодня я шла по улице и увидела, что на деревьях появляются желтые листья. И по утрам уже не жарко, а скорее прохладно. И воздух пахнет не плавленым асфальтом, а горечью листьев, которые готовы облететь, умирая, с деревьев, которые готовятся к зиме. Осень…»
Дальше цитировать не буду, добавлю только, что пример взят из жизни, из конкретного сочинения, написанного мною в 3 классе. И я до сих пор чувствую ту боль умирающих листьев, то томление природы, готовящейся уснуть до весны…
Еще мы писали стихи. Отец обладает прекрасным чувством ритма, рифмы, размера стихотворения и научил этому меня. Мы вместе писали поздравительные спичи на дни рождения бабушек, иногда занимались свободным творчеством. Вот одно из первых стихотворений:
Прошли года, ушли в преданья
Шаманы, ведьмы, колдуны.
Народ постиг пределы знанья
Великой и неверующей страны.
Но вот пришло иное время,
И входит в моду заговор:
Шаман Чумак с экрана лечит,
Выносит хворям приговор.
И вот нам кажется, а если…
У лукоморья дуб стоит,
И кот поет кому-то песни…
Русалка на ветвях сидит…
(1990 год, мне 12 лет)
Так что стихи я пишу уже давно. Без творчества жизнь себе не представляю. Так же, как и мой отец. А творчески можно делать все: воспитывать дочь, моделировать зубы, сочинять или петь песни, и главное – выплескивать все накопившиеся эмоции, все впечатления от жизни в свободно льющихся стихах…
Это из моих ранних стихотворений. Его, кажется, включили в сборник стихов по детской литературе.
Котенок.
Тебе скоро годик будет,
Белый мой котенок…
Солнышко тебя разбудит,
Проведет спросонок
По ушам твоим и спинке
Теплою рукою.
Будешь ты, как на картинке,
Освещен весною.
Повернись к теплу и свету
Чуткими глазами.
Ты такой смешной и сонный -
Прядаешь ушами…
А это – позже…
Имя твое.
Имя твое в дуновении ветра,
В песенке птиц, в лепесточках цветка,
В море холодном и бешенно-злом.
Имя твое – во всем живом…
Кажется мне, что оно – над волною.
Имя твое пропиталось морем,
Имя шепчу, добавляя «со мною».
В нем жизни радость и горечь соли…
Имя твое мне шептали ручьи,
Имя твое мне приснилось ночью,
Ты не проси меня все повторить:
Все я сказала тебе в этих строчках.
И еще одно…
* * *
Посмотри на меня, милый, нежно.
Обними меня, я так хочу.
Будет пусть хоть одна надежда,
Пусть я в пропасть с тобой улечу…
Я люблю, я на все готова,
Я хочу, ты прижмись ко мне,
И одежды спадут, как оковы,
И увижу я рай на земле..
Ты не бойся, все будет просто.
Делай все, что захочешь, со мной.
А лишь в небе погаснут звезды,
Я тебя отпущу домой…
А это из последних стихотворений.
* * *
Я не знаю, что со мной случилось,
Мне, наверно, это не понять.
Только знаешь, мне вчера приснилось,
Будто научилась я летать.
Я летела молча над землею.
Ночь. И только звезды смотрят вслед.
Замирает сердце тихой болью -
Но во сне туда дороги нет.
И вначале, помню, было тихо,
Лунный свет струился с серых крыш.
Руки я раскинула - вдруг Вихрь!
Как подхватит, как перевернет!
Силы нет... Ты только зубы стиснешь
И летишь. Вперед летишь! Вперед.
Почему такая перемена -
То погода - тишь да благодать,
То вдруг буря? Почему, не знаю,
Мне, наверно, это не понять.
Я влюбилась... Потому, быть может,
Я и научилася летать.
И какое счастье - быть, как птица,
Пролетать в беспечной синеве...
Пусть во сне. Пусть это только снится -
Этим я обязана тебе.
Может статься, ты меня не любишь, -
Но спасибо я хочу сказать.
"Не за что", - ты скажешь. И забудешь.
"Просто научил тебя летать"...
Свежие комментарии