На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    CNN: Россия пытается захватить Центральную Африку ускоренными темпами Страны Африки одна за другой избавляются от пе...Саммит Центральна...
  • Юрий Ильинов
    Произошло то, чего опасались: украинские атаки на российские НПЗ бумерангом ударили по США Совсем недавно Белый дом ...Судьба Волжской Б...

Колумб открыл Америку? Точно?

Литература и история

Колумб открыл Америку? Точно?

Конечно, нет. Как обычно, официальному событию предшествовало множество неофициальных, записей о которых просто не сохранилось.

Колумб открыл Америку? Точно?

Уже довольно давно известно, что викинги пересекали Атлантику задолго до того, как ставленник Изабеллы Испанской начал исследовать берега Нового Света. Эти сведения были почерпнуты из народных сказаний северян. К сожалению, опираться на них в научных изысканиях и делать какие-то точные выводы невозможно, так как на протяжении веков их передавали из уст в уста, меняя при пересказах и сохраняя лишь самую суть. Много позже они были записаны и дошли до наших дней. Вот только никаких дат, ни какой конкретики там нет и быть не может.

Колумб открыл Америку? Точно?

Недавно ученые совершили прорыв. Им удалось найти самое раннее свидетельство пребывания викингов в Канаде, а точнее - на острове Ньюфаундленд, куда они, вероятно, прибыли из Гренландии, заселенной Эриком Рыжим в 987 году. Артефакты, ставшие материальными доказательствами того, что европейцы знали об Америке гораздо раньше, чем думали сами, относятся к 1021 году. Это срубленные деревья со следами обработки с помощью металлических инструментов. Известно, что индейцы, населявшие Северную Америку в то время, не имели в своем хозяйстве ничего подобного.

О том, как удалось установить год, когда деревья были срублены и использованы для нужд викингов, рассказал специалист Гронингенского университета Майкл Ди. Найденные при раскопках три куска дерева подвергли исследованию на биогеохронологический маркер. Под этим сложным термином подразумевают изотопный след, оставленный солнечной бурей. Она, как известно точно, произошла в 992 году. Во всех трех образцах маркер располагается на расстояние двадцати девяти колец от наружного края. Каждое круг символизирует год. Осталось лишь провести простейшее математическое вычисление, сложив две цифры.

Поселение северян, откуда были изъяты важные артефакты, называется Л’Анс-о-Медоуз.

Колумб открыл Америку? Точно?

На данный момент невозможно сказать наверняка, обнаружили ли археологи вещи, оставшиеся с первого визита европейцев в Северную Америку, или викинги доплывали туда раньше. Также нет никаких свидетельств того, что мореходы вступали в контакт с местным населением. Более того, не получится определить ни количество "туристов", ни сроки их пребывания на другом континенте, хотя принято считать, что на постоянной основе по ту строну Атлантики они не жили, лишь появлялись время от времени. Но как часто?

Да, вопросов еще много и едва ли ответы будут в ближайшее время. Однако исследовательские работы продолжаются, и постепенно прошлое открывает тайны современникам, упорным в своем желании знать.

-

Современные лошади: откуда произошли, зачем разводились

Грациозные, красивые, сильные, выносливые лошади издревле были рядом с человеком, помогали ему путешествовать, покорять новые земли, вести домашнее хозяйство. Они служили для работы и развлечения, были необходимы крестьянам для дела и богатеям для статуса. Но когда и где появились предки современных коней?

Современные лошади: откуда произошли, зачем разводились

Этот вопрос долгое время занимал умы ученых. Все, что было известно - одомашнивание произошло в период от шести до четырех тысяч лет назад на территории Евразии. Среди наиболее вероятных регионов назывались Сибирь, Пиренейский полуостров, Анатолия, Северный Казахстан. Сегодня, благодаря исследованию, проведенному под руководством профессора Людовика Орландо из Тулузы, есть точный ответ о месте и времени происхождения предков современных лошадей. В работе участвовала группа из ста шестидесяти двух ученых со всего мира, в том числе историки и археологи из России. Результаты своих трудов они опубликовали в журнале Nature.

Согласно сделанному заявлению, родина знакомых нам коней - Волго-Донской регион. Примерно четыре тысячи двести лет назад жители Понто-Каспийской степи, которая простирается от Черного Моря до Урала, совершили прорыв. Они сумели приручить и с помощью селекции вывести лошадь, которая в скором времени вытеснила все другие виды с территории Евразии. Отбор велся всего по двум показателям, о чем свидетельствуют генетические анализы. Нужна была сила позвоночника и покорность. Таким образом, кони, которых разводили, например в Северном Казахстане и в ряде других регионов за некоторое время до этого, оказались неконкурентоспособными, так как не обладали нужными качествами.

Современные лошади: откуда произошли, зачем разводились

Примечательно, что лошадей первоначально использовали не для хозяйства, как считали некоторые ученые. Они были нужны для передвижения, что позволило более эффективно колонизировать новые земли. Долгое время владеть конями являлось прерогативой богатых, которые занимались верховой ездой и устраивали многочисленны развлечений с участием животных. Иметь коня считалось статусным и доказывало привилегированное положение в обществе.

Одомашнивание этого грациозного зверя изменило жизнь человечества, направив его историю по новому пути. Узнать, как происходил этот процесс и с чего все начиналось, очень важно для понимания мотивов, образа жизни и целей наших далеких предков.

-

Бородатая женщина, жареный лебедь и жизнь Босха после смерти

Ох, уж это прошлое - сплошная тайна за семью печатями. А так хочется их сорвать и проникнуть в заветный ящик Пандоры, в котором хранятся истории о великих людях и их деяниях.

Бородатая женщина, жареный лебедь и жизнь Босха после смерти

Довольно загадочной личностью в глазах современников является художник Иероним Босх, автор картин "Распятая мученица", "Сад земных желаний" и других. О его судьбе известно очень мало. А когда ученым удается установить хоть что-то, они так радуются, что в газетах появляются заголовки в стиле таблоидов. То Босх кормил Брейгеля после собственной смерти... То бородатая женщина не выпускала его из Хертогенбоса... То свои друзьям по религиозному обществу он преподнес жареного лебедя... То еще что, от чего волосы на голове встают дыбом, а фантазия отправляется в полет. Но стоит открыть такие статьи, как становится ясно, что громкие названия скрывают весьма прозаические и логичные факты. Какие? Давайте разберемся.

Начнем с бородатой женщины. Чтобы понять, в чем "соль" истории, нужно вспомнить о том, что великий художник никогда не покидал родного города, по названию которого взял себе фамилию. Некоторые исследователи полагают, что он мог также бывать в Утрехте и, возможно, в Южных Нидерландах. Но это не точно, потому что реальных доказательств нет. И тут историки выдвинули неожиданную гипотезу. Босх не просто путешествовал по стране, но наведывался в Северную Италию! Такие выводы они сделали, проанализировав картину "Распятая мученица". В образе женщины эксперты узнали святую Юлиану, которой поклоняются итальянцы в этих регионах. Она была распята за веру. Увы, гипотеза не выдержала проверки. На лице мученицы нашли следы бороды. Это говорит о том, что Босх рисовал не итальянскую Юлиану, а Либерату, популярную среди голландцев. Эта женщина тоже была распята. Причиной стало нежелание по воле отца заключить выгодный брак с королем из числа язычников. Красавица молилась Христу о том, чтобы у нее на лице появилась растительность, способная отпугнуть придирчивого жениха, что и произошло. Вот и получилось, что бородатая женщина и правда заперла Босха в родном городе, но не в прямом смысле, а лишь разрушив фантазии современных теоретиков, предполагавших, будто писатель вдохновлялся итальянской культурой во время своих странствий. Оказалось, что вдохновение он черпал, не выезжая за пределы Хертогенбоса.

Бородатая женщина, жареный лебедь и жизнь Босха после смерти

История с жареными лебедями тоже не такая интригующая на практике, как звучало в заголовках некоторых журналов. Своим товарищам по Братству Богоматери Босх действиельно преподнес как-то жареного лебедя, видимо, в честь своего дня рождения, о котором, впрочем, упоминаний не сохранилось, только о подношении. Подобные сообщества были очень популярны в то время в Нидерландах. Братств существовало великое множество. Люди приходили туда, чтобы побеседовать на теологические темы, а заодно обсудить насущные проблемы. У каждого такого Братства имелись свои традиции. Босх входил в то, где обязательно во время встреч ели жареного лебедя. Его члены даже именовали себя "лебедиными братьями". Так что, подарок художника не был экзотикой, а служил всего лишь данью имевшемуся обычаю. Кстати, Братство Богоматери было одним из древнейших в стране и сформировалось примерно за полтора столетия до рождения живописца. Босх занимал в нем одну из верховных позиций.

Бородатая женщина, жареный лебедь и жизнь Босха после смерти

И Брейгеля, который родился через пару десятков лет после гибели Босха, знаменитый художник тоже кормил, прям как написали журналисты. Конечно, он не вставал из могилы и не приносил ему ужин. Все было куда прозаичнее. Юный Брейгель любил живопись своего земляка и часто ему подражал. Обратившись к коммерсанту Иерониму Коку, молодой человек хотел продать свои работы, но узнал горькую правду. Творения никому неизвестного мастера никто не станет покупать. А вот что-то попроще, например, популярные в те годы маленькие картинки, расходятся как пирожки, и авторство значения не имеет. Брейгель, который нуждался в деньгах, внял совету. Он стал делать рисунки с яркими, динамичными сюжетами. Продавались они, и правда, замечательно. Не сразу молодой человек узнал, что предприимчивый Кок обманывает и его, и покупателей. Как выяснилось, торговец выдавал работы начинающего художника за шедевры Босха. И ему верили!

Вот такие интересные факты удалось собрать ученым о судьбе Босха, а уже журналисты преподнесли их так, что читателям осталось лишь гадать, какие такие почти детективные тайны скрывались в биографии великого художника.

-

По следам шедевра: "Снегурочка" Васнецова

Есть картины, одного взгляда на которые достаточно, чтобы пройти сквозь волшебный портал в дивный мир, изображенный художником. К таким относится одна из самых известный работ Виктора Михайловича Васнецова, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Она называется "Снегурочка" и, без сомнения, знакома всем почитателям классической живописи. Сказочное полотно буквально проникнуто зимним, праздничным настроением. На холсте запечатлена особая магия, навевающая мысли о чудесах.

По следам шедевра: "Снегурочка" Васнецова

История шедевра началась в 1881 году. В качестве заказчика выступил меценат Савва Мамонтов. Моделью стала одна из его дочерей - Сашенька, чей образ вдохновил Васнецова. Однако, перед живописцем стояла задача более глубокая и сложная, нежели запечатлеть красоту девушки на фоне заснеженных пейзажей. Он должен был сделать декорации для домашней постановки пьесы "Снегурочка" по произведению Александра Николаевича Островского. Также Васнецову вменялось в обязанности продумать костюмы. В оригинальном сюжете пьесы переплелись сказочные мотивы и истории реальных людей из языческого прошлого страны, которые поклонялись богу Яриле. Это сочетание и предстояло воплотить на холсте Виктору Михайловичу.

Всего было сделано четыре декорации. Но самым любимым образом автора стала Снегурочка. Он решил продолжить эту работу и занимался ей вплоть до 1899 года. Выбрав для своего шедевра холодную цветовую гамму, живописец использовал преимущественно белый, серый и голубой тона, смешивая краски в разных пропорциях. Девушка, стоящая посреди ночного леса под темным куполом небес, подсвечивается снегом не Луной или звездами, лежащим у нее под ногами снегом. Это очень необычно, ново и создает ту самую атмосферу волшебства, загадку, что пленяет зрителей.

По следам шедевра: "Снегурочка" Васнецова

И Снегурочка, и Сашенька Мамонтова материализовали представления Виктора Михайловича о "чистой заснеженной России", которая была мила его сердцу. Чтобы воспроизвести колорит и подчеркнуть символизм, художник прибег как к традиционно сказочным представлениям о неведомой стране мечты, так и к личным знаниям о деревенской жизни с ее нюансами. Васнецов сумел объединить в своем творении фольклорные и языческие мотивы пьесы Островского, а заодно сочетать образы старины и дух современной ему эпохи.

Критики и ценители живописи всегда тепло отзывались о "Снегурочке". Современники считали, что нет другого художника для этой удивительной картины. А Игорь Эммануилович Грабарь сказал, что невозможно превзойти "чутье русского духа", которое Виктор Михайлович продемонстрировал, работая над своим шедевром. К тому времени полотно уже давно висело в Третьяковке, а от момента создания легендарного изображения прошло пятьдесят лет.

-

Плагиат и классики: кто у кого "списывал"

Сегодня очень много говорят об авторском праве. То и дело в мире происходят громкие судебные процессы, в ходе которых писатели обвиняют друг друга в плагиате. Не всегда судьи решают дела так, чтобы все остались довольны. И правда, довольно трудно определить, кто у кого что "списал" и в каком объеме. И вообще, что следует считать плагиатом: копирование текстов и их отрывков без изменений, использование сюжетных ходов, употребление имен героев или...?

Изображение: johngibsonis.com

Пусть на эти вопросы отвечают юристы, эксперты в области литературы и сами писатели. Мы же отметим, что плагиат появился не в двадцать первом веке, и в нем нередко обвиняли в том числе известных классиков. Среди тех, кому приписывали "списывание" с чужих работ, Стендаль, Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Александр Дюма, Уильям Шекспир, Александр Волков, Алексей Толстой и многие другие. Согласитесь, компания подобралась именитая.

А вот и несколько примеров интеллектуального воровства, которое совершили классики:

Плагиат и классики: кто у кого "списывал"

1. Кто не читал «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? Многие уверены, что это самая что ни наесть русская сказка с итальянским колоритом. Вот только она является адаптацией истории Карло Коллоди под названием «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы", которую блестяще выполнил Алексей Толстой с посвящением своей будущей супруге. При этом основа сюжета осталась, но большинство событий разошлись. Не украл ли русский классик идею у своего коллеги?

Плагиат и классики: кто у кого "списывал"

2. Еще одна известная история плагиата связана с именем Александра Волкова, подарившего детям "Волшебника изумрудного города". История девочки Элли, ее песика Тотошки, Железного Дровосека, Страшилы и Храброго Льва любима и узнаваема. Но не менее известна и другая история о "Волшебнике из страны Оз", которую написал Лаймен Фрэнк Баум. Причем американская версия была опубликована намного раньше. Волков изучал по этой книге английский, с радостью пересказывал своим детям сказку и однажды решил придумать книгу по мотивам, что и воплотил в жизнь.

Плагиат и классики: кто у кого "списывал"

3. Третий случай не на слуху. Мало кто в курсе, что Александр Дюма "слизал" приключения своих мушкетеров с книги «Мемуары мсье Д’Артаньяна». Они принадлежат перу некоего не слишком популярного среди широкой общественности капитана мушкетеров Гасьена де Куртиля де Сандра. Этот парень был очень дерзким и любил позлословить о власть имущих, за что и поплатился. Однажды он описал интимные подробности жизни королевской семьи и угодил в Бастилию. Он был также весьма отважным и находчивым, а потому сумел сбежать из узилища, обосновался в Нидерландах и там создал основу для будущего шедевра Дюма. кстати, Александра обвиняли в плагиате еще при жизни, но он не обращал внимания, всегда говорил, мол, ничто не ново, все повторяется.

Плагиат и классики: кто у кого "списывал"

4. Уильям Шекспир - еще один любитель позаимствовать чужую мысль и обогатить ее новой формой. Опять же, британский поэт не отрицал очевидного. Его "Отелло", "Ромео и Джульетта" - все придумано не им. Оригинальную историю про ревнивца, удушившего жену, написал Чинтио (Джованни Батисто Джиральди). Она называется "Капитан Моро". Ну а трагедию о подростковой любви Шекспир прочитал у Артура Брука. Выпустив свою пьесу, он даже названия почти не менял: «Трагической истории Ромеуса и Джульетты».

Все приведенные примеры - шедевры, ставшие куда популярнее оригиналов. Спорить трудно - плагиат вышел лучше исходного текста. Но это вовсе не значит, что в данном случае нужно учиться у классиков. Играться с подобными вещами опасно и довольно дорого, особенно, в современном мире. А потому лучше даже не пытаться и придумывать свои собственные истории.

-

Вечная любовь, или объятия длиной в полторы тысячи лет

Возможна ли вечная любовь? Да! - утверждают китайские антропологи.

Недавно в провинции Шаньси в ходе строительства было обнаружено древнее кладбище. Работы приостановили, чтобы начать археологические раскопки, в ходе которых для исследования стало доступно несколько сотен людских захоронений. Среди всех могил внимание ученых привлекла одна могила. В ней было не одно, а сразу два тела, причем переплетенных в тесном объятии.

Дзен наверняка не пропустит статью с фотографией сплетённых скелетов. Поэтому только так...

Проводя исследование зубов, антропологи смогли установить, что одни останки принадлежали мужчине, другие - женщине. На момент смерти ему было примерно от двадцати девяти до тридцати пяти лет. Его рост составлял сто шестьдесят один с половиной сантиметр. Дама была чуть старше - от тридцати пяти до сорока лет, и немного ниже - сто пятьдесят семь сантиметров. Также удалось выяснить, что он пережил не одно ранение, имел перелом руки и пяточные шпоры. Фаланги одного из пальцев кисти не хватало. Единственно проблемой со здоровьем у женщины был кариес. Но он, конечно, не мог привести к смерти.

Внимательно изучив кости покойных, ученые сделали выводы, что мужчина скончался в результате полученных травм. Женщина не могла умереть своей смертью, так как у нее отсутствовали какие-либо тяжелые болезни. Вероятно, она покончила с собой, чтобы навеки остаться вместе с любимым. Так они пролежали полторы тысячи лет.

Ну, или так)

Согласно заявлениям историков, именно в это время в стране распространилась вера в вечную любовь. Чувства не скрывались. Напротив, их проявления поощрялись. Самоубийство, если его целью было навсегда остаться со своим избранником, не порицались. Это считалось похвальным. Однако, это было редким явлением. На территории Китая никогда прежде не находили подобных могил, в которых вечным сном спали бы двое влюбленных.

Нужно отметить, что люди, которые совершали обряд захоронения, очень трепетно отнеслись к паре. Мужчину и женщину уложили таким образом, чтобы они "спали" в объятиях друг друга. Он подложил левую руку ей под голову и накрыл ее талию правой. Она обняла его одной рукой, а голову положила на плечо, чуть склонив ее вниз. Проводя исследования, современники были очень осторожны и старались действовать наименее инвазивно, чтобы не потревожить людей, которые провели вместе так много времени. Им удалось не разъединить тела.

Вот такая история любви из Китая взволновала умы представителей научного мира и всех, кто внимательно следит за новостями археологии.

-

"Девятый вал" Айвазовского: до, во время и после создания

Все туристы и жители Петербурга, которые когда-либо посещали Русский музей, своими глазами видели шедевр, вышедший из-под пера Ивана Айвазовского под названием "Девятый вал". На огромном полотне изображен шторм, с которым борется горстка людей на корабле. Стихия представлена настолько мощно, что кажется, будто зритель ощущает, как на него летят соленые брызги, а пропитанный йодом и озоном ветер с сокрушительной силой бьет в лицо. Выживут ли смельчаки, вынужденные бросить вызов стихии? Ответа нет. Но надежда остается. Луч солнца, проглядывающий с правой от центра стороны, обещает скорое завершение смертоносной бури.

Предпосылкой для создания картины стал личный опыт, пережитый Айвазовским в 1844 году, за шесть лет до того, как был написан "Девятый вал". Тогда во время путешествия по Бискайскому заливу художник попал в шторм. Корабль, на котором он плыл, едва не пошел ко дну. Ситуация была настолько плоха, что газеты, охочие до сенсаций, успели опубликовать заметки о гибели известного русского живописца. К счастью, судну удалось удержаться на плаву. Через несколько дней, побитое и потрепанное, оно причалило к берегу.

Помимо личных воспоминаний картина хранит в себе распространенное суеверие, бытовавшее в рядах моряков прошлого. Считалось, что одна волна всегда хуже всех остальных. Согласно мнению древних греков, наиболее страшной является третья волна, римляне были с ними не согласны - они боялись десятой. Но большинство народов верили, что нет ничего хуже девятого вала. Айвазовский решил разделить это убеждение, давая название своему произведению.

Мастерская Айвазовского.

Работа над картиной шла в феодосийской мастерской художника. Солнце заглядывало туда только после трех часов дня и очень ненадолго. Поэтому на рисование у него оставался примерно час в день. Некоторые эксперты утверждают, что весь процесс создания картины, не считая работы над эскизами, занял всего три часа. Но, учитывая качество и размеры изображения, это кажется фантастикой.

Как только "Девятый вал" был готов, он отправился на выставку. Впервые его демонстрировали осенью 1850 года на площадке московского училища живописи, ваяния и зодчества. Чтобы погрузиться в атмосферу шторма пришло множество людей. Выстраивались целые очереди. Одним из первых посетителей стал девятнадцатилетний Иван Шишкин. Говорят, он не мог отойти от полотна несколько часов. Критики сравнили работу Айвазовского с брюлловским шедевром "Последний день Помпеи".

Естественно, Павел Третьяков пожелал приобрести картину для своей галереи, но его постигла неудача. Она была куплена самим императором для Эрмитажа, а позже стала выставляться в Русском музее, в фонде которого числится до сих. Временами "Девятый вал" отправляется в заграничные туры для экспозиции в ведущих музеях мира. Однажды она даже побывала в Японии. Пока это самое дальнее странствие, совершенное творением Айвазовского.

Картина дня

наверх