На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Будущее Сирии после переворота После победы радикальных исламистов в Сирии очевидно одно: в том виде, в котором стра...NYT: предвыборная...

Юго-Западная Русь: география, древнейшая история, источники информации

arturpraetor

 

Юго-Западная Русь: география, древнейшая история, источники информации


Карта с прародиной славян и их расселением в Раннее Средневековье. Волынь находится как раз посередине этой предполагаемой прародины


Галицко-Волынское княжество на просторах Интернета является своеобразным парадоксом. О нем написано не так много, как о других частях Руси, серьезное изучение его истории началось относительно недавно, а до того были лишь короткие, эпизодические исследования, которые в лучшем случае поверхностно охватывали историю этого региона времен Средневековья. При этом отношение к самому сочетанию слов «Галиция» и «Волынь» у многих людей заведомо предвзято и, как правило, достигает крайностей: от больших восторгов до большого пренебрежения, при том, что и те, кто выражает восторг, и те, кто выражает пренебрежение, обычно знают по теме чуть больше чем ничего. Так, в сети можно встретить «достоверную информацию» о том, что государство Романовичей было униатским и именно из него пошла греко-католическая церковь. Зачем тогда понадобилась Брестская уния 1596 года – вопрос в таком случае риторический…. И таких моментов масса.

Однако причина для подобного имеется, и достаточно весомая – простой истории Юго-Западной Руси до ее включения в состав короны Польши, по сути, нет. До сих пор на свет не появился какой-то достаточно подробный, но в то же время простой и понятный свод информации, а все материалы, которые могут пролить свет на этот вопрос, или требуется сначала найти, или же они попросту пока недоступны и остаются неизвестными. Не упрощает дело и два других фактора. Первым является относительная труднодоступность действительно качественных исторических источников – их надо искать целенаправленно, случайная встреча практически исключена. Второй фактор сводится к очень сложному временами историческому процессу, единого описания которого в разных источниках попросту нет. К примеру, уже при написании текущего цикла мне пришлось столкнуться с четырьмя (как минимум) описаниями того, что происходило после смерти Романа Мстиславича в Галиче. Похожие в общем, они отличались в деталях и последовательности мелких событий, в результате чего для формирования какой-то целостной и понятной картины пришлось идти на допущения и некоторые упрощения, чтобы все стало понятно обычному читателю.

Именно для восполнения пробела по части общей истории Юго-Западной Руси и решено было написать цикл статей по истории Галицко-Волынской земли в широком понимании – от давних времен и до поглощения ее Литвой и Польшей. Рассказано все будет как можно более просто и понятно, но в то же время без опускания важных и интересных деталей. И начнется рассказ издалека, еще с середины I тысячелетия, а именно с интересующих нас деталей, которые могут дополнить понимание того, что творилось в этом регионе до Рюриковичей…

Если мир – театр, то какова же сцена?


Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль
В. Шекспир


Если следовать словам великого британского поэта и драматурга, то можно сказать, что и история мира вообще, и история Галиции и Волыни в частности, являются одним большим представлением. В таком случае те или иные территории превращаются в сцены, на которых и разворачивается основное действо. Потому уместно будет перед тем, как перейти к людям и их поступкам, вкратце описать территорию, на которой будет разворачиваться основное действо. Так будет проще понять, в каких условиях происходили события, их природу и основу.

Согласно самой популярной и вероятной теории о прародине славян, предки всех современных славянских народов некогда проживали в междуречье Вислы и Днепра. Северной границей этой прародины, как правило, называют современные белорусские болота, а южной – рубеж между степью и лесостепью. Галиция и Волынь находятся примерно посередине этой территории, т.е. определенно принадлежат к прародине славян. Это сразу предопределяет ряд важных условий, которые нужно помнить в дальнейшем: славяне, а, точнее, отдельные их племена на этой территории обитали очень долгое время, заселяли ее, развивали, осваивали, выстраивали сложные экономические отношения между различными городищами, и т.д. Кроме того, географически этот регион был ближе к Западной Европе, чем остальная Русь, и потому быстрее воспринимал многие веяния и технологии. В то же время рядом все еще была Степь, и потому княжество оставалось открытым для влияния с Востока.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в каком-то плане развитие этих территорий могло опережать, к примеру, развитие многих других регионов Руси, которые были заселены славянами позднее, или же испытывали значительное внешнее давление, как это было с полянами в районе современного Киева. Кроме того, география определяла достаточно высокую защиту от сторонних крупных вторжений. С Запада регион прикрывался долгое время непроходимыми лесами, и только по Западному Бугу поляки могли попасть в волынские земли. С севера находились труднопроходимые полесские болота, с юга – Карпаты, выступавшие естественной границей между Венгрией и Русью. Лишь с востока территории были достаточно открыты для больших вторжений из степи или Поднепровья, но и там существовал своеобразный буфер в виде племен болоховцев, которые вплоть до прекращения своего существования имели свое мнение по поводу того, кто правит их землей, и сопротивлялись господству Рюриковичей (или, по крайней мере, Рюриковичей из других княжеств).

Потенциал этой территории был чрезвычайно велик. В эпоху аграрных экономик именно земледелие определяло уровень благосостояния местного населения – и для его быстрого развития тут складывались все условия. Реки на северо-восточных склонах Карпат в то время были полноводны, земля давала хорошие урожаи, леса были полны дичью. Судя по всему, эти территории уже к моменту присоединения к государству Владимира Великого были достаточно густо заселены, и потому экономически они представляли лакомый кусочек. В грядущие годы здесь бурно развивались все аспекты экономической деятельности, но в первую очередь – животноводство, пчеловодство и садоводство, о которых сохранилось наибольшее число упоминаний. Впрочем, периодические упоминания есть и о других хозяйственных делах и промыслах: литейном и ювелирном делах, выращивании пшеницы, гончарстве, и т.д. Достаточно быстрый рост городов в этом регионе способствовал развитию ремесел, в результате чего в летописях весьма активно упоминаются мастера различных специальностей.

Уже в начале XIII века экспорт бараньих шкур исчислялся тысячами, а местное коневодство, которое велось преимущественно наемными представителями степных народов, обеспечивало не только нужды войска, но и солидную прибыль от продажи лошадей соседям. Кроме того, на территории Галицкой земли были сосредоточены богатые залежи соли, которая добывалась и развозилась как по Руси, так и на запад, в ближнее заграничье. Наконец, через Галич проходил важный торговый путь с Балтики на Черное море, шедший по Висле на юг, а затем переходивший на судоходный в то время Днестр, на берегах которого и стоял город Галич. Даже когда угас Путь из варяг в греки, эта ветвь Янтарного пути продолжала существовать и приносить тем, кто ее контролировал, большие прибыли. Наконец, в Юго-Западную Русь раньше прочих ее территорий пришло трехпольное земледелие, значительно повышавшее эффективность сельского хозяйства – судя по всему, его переняли из Польши где-то между серединами XII и XIII века, в то время как в Новгородском и Московском государствах оно появилось лишь в XV веке. Все это позволяет говорить о том, что Галиция и Волынь в Средневековье были весьма богатыми регионами, обладание которыми сулило немалые выгоды, что неизбежно порождало как постоянные конфликты за обладание этой землей, так и обеспечивало значительный потенциал гипотетического государства, которое могло возникнуть в Юго-Западной Руси.

А каковы актеры?


Социальное развитие Юго-Западной Руси повторяло то, что происходило у восточных славян в целом, но с некоторыми отличиями, которые приближали Галицию и Волынь к Новгородской земле – еще одному региону, где славяне обитали достаточно давно, и успели не только заметно развиться в плане освоения территории, но и в плане прогресса общества. Первоначально, конечно же, все начиналось с родоплеменного строя. Каждый род, как правило, основывал городище и возделывал определенную территорию земли, а со временем роды-городища стали объединяться в более или менее постоянные племенные союзы. Из числа общинников еще до объединения Руси выделилась знать – «лепшие», «лучшие» люди, самые богатые и влиятельные представители местного общества. Первое время они были поистине гласом народа, и отстаивали исключительно интересы общины, так как собственное богатство и положение знати сильно зависело от воли народного собрания, веча. Вече могло как наделить знатного человека властью и богатством, так и лишить всего и изгнать за какие-либо проступки. Это длительное время предопределяло сохранение целостности общины, отсутствие в ней ярко выраженного антагонизма, в результате чего общинники по важным вопросам выступали единым фронтом, будь то представители знати, или же рядовые горожане или вольные крестьяне. Позднее, уже во времена Руси, представители местной знати станут именоваться боярами, и по мере накопления влияния и благосостояния все же станут понемногу отделяться от общины, временами используя ее в своих целях, а временами и вовсе входя с ней в противостояние.

Спустя поколения развитие общественного строя привело к формированию своеобразной вертикали власти, завязанной на населенные пункты. Наименьшими таковыми, не обладавшими собственной политической волей, выступали села и городища, которые формировали сельские общины и в целом сохраняли признаки родоплеменного общества. Немного выше стояли пригороды с их общинами – крупные населенные пункты, по меркам своего времени – полноценные города. Несмотря на достаточно высокую степень развития, большое (опять же по меркам времени) население и достаточно активное развитие ремесленного производства, они все еще оставались зависимыми, хоть уже и имели свое устоявшееся боярство. Над этими пригородами стоял главный город, он же стольный град, где, как правило, сидел князь, и чье боярство являлось «высшей государственной элитой». Крупнейшими подобными городами на юго-западе были Галич и Владимир-Волынский, причем оба были основаны уже при Рюриковичах. Чуть меньшими были гораздо более старые Червен и Перемышль, которые сформировали вокруг себя сеть пригородов и сельских общин еще до прихода Рюриковичей. Со временем их пригороды могли окрепнуть и сами стать городами – к примеру, тот же Галич сам первоначально был лишь пригородом Перемышля. Все это формировало структуру, напоминающую древнегреческие города-государства, о чем не единожды упоминают современные историки, с оговоркой, конечно, что сходство лишь самое общее. Такая структура встречалась практически на всей территории Руси времен Средневековья, но на Юго-Западе достигла, пожалуй, наибольшего своего развития.

Отличие Галицко-Волынской земли от большинства территорий Руси (за исключением опять же Новгорода) состояло в том, что местное боярство к моменту создания единого государства уже развивалось в течение многих поколений, глубоко пустило корни, и было намного более сильным, чем, к примеру, в Киеве, Смоленске или еще где-то. Кроме того, уже был запущен процесс разложения до того единой общины – что сельской, что городской. Бояре постепенно набирали богатства и силы, достигнув той отметки, когда они уже могли свободно манипулировать настроением общины, а то и вовсе бороться с ней. Примерно с конца XII века уже сложились все условия для существования бояр и общины раздельно, признаки чего стали встречаться все чаще и чаще, особенно на фоне бурной политической истории этого региона. В Новгороде схожий процесс привел к ослаблению роли князя и формированию республики, определенные тенденции к тому же существовали и в Галиче. Сила местного боярства вместе с развитием его амбиций привели к столкновению с интересами общин и князей из числа Рюриковичей, что раз за разом приводило к обострениям и проблемам. А если добавить к этому еще и идущую среди самих Рюриковичей усобицу – получалась совершенно невообразимая политическая каша, достойная лучших сезонов «Игры престолов». На столь великолепной и богато декорированной сцене представление просто обязано было превратиться в столь впечатляющее действо, что суровый реал с лихвой обогнал бы по интересу любые выдумки современных авторов. Впрочем, обо всем по порядку….

Об антах, готах, Боже и остальных



На территории Волыни и близ нее до формирования единой Руси жило большое количество различных племен. О некоторых из них известно мало, о других – больше. В целом, информации не особо много, но кое-какие выводы из нее можно сделать. В первую очередь эта информация связана с племенами дулебов, бужан и волынян, которые проживали на территории нынешних Галиции и Волыни с IV по X века нашей эры. Одни историки описывают их как разные племена, которые приходили на смену друг другу, а другие склоняются к тому, что все три названия принадлежат одному и тому же племени, возможно разным его частям, или же в разное время. Существовали также меньшие племена, игравшие определенную роль в истории региона: болоховцы, червяне, уличи, тиверцы; некоторые территории будущего Галицко-Волынского княжества населяли также древляне, дреговичи и белые хорваты. Тем не менее, самыми многочисленными в любой момент времени оставались бужане (волыняне), с ними же связаны два наиболее интересных эпизода из истории Юго-Западной Руси времен Раннего Средневековья.

Первый относится еще к концу IV века нашей эры. Историк Иордан, рассказывая о войне остготов с антами, упоминает о вожде Боже, который одержал ряд побед над готами, но в конце концов его войска разбили, а сам он с сыновьями и 70 старейшинами попал в плен. Всех их распяли по приказу короля остготов Витимира, который и одержал над Божем победу. Самого Божа современные историки приписывают к племени бужан, что не помешало ему возглавить войско Антского союза и потерпеть поражение на территории Левобережья Днепра. При весьма коротком упоминании и отсутствии многочисленных деталей из этого эпизода уже можно сделать определенный вывод. Анты в общем и бужане в частности уже к 375 году зашли достаточно далеко в процессе разложения первобытного общества, раз у них образовалась и военная знать (кем, несомненно, были упомянутые старейшины), и имелся собственный вождь. Для славян тех времен это был признак весьма высокой степени развития.

Второй эпизод хронологически определить сложно, но датировать его можно не позднее начала IX века. Арабский географ Аль-Масуди писал о неких племенах «валинана» и «дулиби» (волынян и дулебов), которыми некогда правил царь Маджак. Если отбросить возможные преувеличения и ошибки, сделанные из-за незнания местных реалий, то из текста можно составить вполне определенную и логичную картину былых по отношению к автору времен. Волыняне были одним из коренных славянских племен, из которого некогда вышли все остальные, что хорошо стыкуется с теорией о прародине славян. Во времена вождя (царя) Маджака, они правили всеми славянами, но вскоре прочие племена окрепли, начались усобицы, и мощный племенной союз рассыпался. Насколько подобная картина соответствует истине – вопрос риторический, так как и времена уж больно давние, и эффект испорченного телефона никто не отменял, да и имя «Маджак» для славян, мягко говоря, нехарактерно. Тем не менее, на пустом месте такая история, скорее всего, не могла возникнуть, а потому можно сделать очередной вывод о том, что уже с давних времен территорию Волыни населяли высокоразвитые славянские племена, которые имели то или иное влияние на окружающие их территории. При достаточно серьезных допущениях можно даже предположить, что времена «царя Маджака» как-то связаны с Антским союзом, в который явно входили волыняне-бужане, и которые могли играть в нем значительную, а то и ведущую роль.

Однако это все лишь предположения и достаточно шаткая информация из источников, которые не носят характер истины в последней инстанции. На этом разговоры уровня «одна бабка сказала» о Юго-Западной Руси можно закончить, окончательно представив себе, что там происходило до X века нашей эры и какие территории затем вошли в состав Руси. Потому, после краткого ознакомления о преданиях старины глубокой, можно переключиться на более близкие времена, о которых известно гораздо больше, – период объединения восточнославянских земель под началом династии Рюриковичей.

К слову об источниках


Обычно в подобных циклах список источников дается или под каждой статьей, или в самом конце. Однако, предвидя неоднозначную реакцию со стороны непосвященных в тему читателей, я публикую список источников, на котором основывается текущий цикл, в самом начале, в первом материале, дабы дать понять, что все описания и логические построения основываются не на пустом месте.

Вообще, как уже было сказано выше, весь цикл является лишь попыткой свести все воедино и дать самую общую, но целостную картину истории развития Юго-Западной Руси в средние века, и потому каждый человек, возжелавший больше подробностей, сможет смело ознакомиться с ними, изучив материалы из текущего списка. Несмотря на то, что здесь приведены названия на русском, значительная часть из указанных материалов написана на украинском языке, а среди историков числятся россияне, украинцы, белорусы, поляки и один казах. Также стоит заметить, что в разных трудах может приводиться абсолютно противоположная точка зрения на один и тот же вопрос, потому желающим детальнее изучить тему придется самим думать и выбирать, какая версия для них более правдоподобна. Я же буду составлять описание исторических событий из своего анализа и вытекающих из него выводов.

Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община.
Купчинский О. Акты и документы Галицко-Волынского княжества XII — первой половины XIV веков.
Майоров А. В. Был ли Даниил Галицкий участником битвы на Лейте?
Волошук М. М. Венгерское присутствие в Галиции в 1214-1219 годах.
Стефанович П. С. Верность в отношениях князя и дружины в XII-XIII веках.
Майоров А. В. Из истории внешней политики Галицко-Волынской Руси времен Романа Мстиславича.
Домбровский Д. Галицко-Волынская летопись о смерти короля Германии Филиппа Швабского и судьбах св. Елизаветы Венгерской.
Фроянов И. Я. Галицко-Волынская Русь: между Византией, монголами и Римом (достижения и проблемы новейшей историографии).
Крипьякевич И. Галицко-Волынское княжество.
Галицко-Волынская летопись.
Майоров А. В. Даниил Галицкий и Крестовый поход в Пруссию.
Майоров А. В. Даниил Галицкий и Фридрих Воинственный: русско-австрийские отношения в середине XIII в.
Майоров А. В. Даниил Галицкий и начало формирования культа св. Даниила Столпника у Рюриковичей.
Майоров А. В. Дочь византийского императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси: княгиня и монахиня.
Котляр Н. Ф. Идейно-политическое кредо Галицко-Волынского свода.
Толочко А. П. Известен ли год рождения Даниила Романовича Галицкого?
Домбровский Д. К вопросу о датах рождения Даниила и Василька Романовичей (заметки к статье А. П. Толочко).
Толочко А. П. Как звали вторую жену Романа Мстиславича?
Котляр Н. Ф. Княжеский двор в Галиче в XII веке.
Котляр Н. Ф. Двор галицких Романовичей (XIII век).
Войтович Л. В. Князь Лев Данилович – полководец и политик.
Мартынюк А. В. Князь Ростислав в битве на реке Лейте. «Русский эпизод» австрийской истории.
Толочко А. П. Конституционный проект Романа Мстиславича 1203 года: попытка историографического исследования.
Майоров А. В. Монгольское завоевание Волыни и Галичины: спорные и нерешенные вопросы.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Насильственный постриг княжеской семьи в Киеве: от интерпретации обстоятельств к реконструкции причин.
Котляр Н. Ф. О возможной природе нетрадиционности структуры и формы Галицко-Волынской летописи.
Войтович Л. В. О некоторых проблемах изучения Галицко-Волынской Руси времен Романа Мстиславича и Даниила Романовича (заметки о новейшей историографии).
Иванова Е. Е. К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого.
Стефанович П. С. Отношения князя и знати в Галицком и Волынском княжествах в конце XII столетия.
Майоров А. В. Первая уния Руси с Римом.
Моисеев Д. А. О полевых укреплениях русского войска в XII-XV столетиях: острова, валы, рвы, город, твердь, столпие, острог, товар.
Юрасов М. К. Политика Арпадов по отношению к Руси после провала авантюры Бориса Калмановича.
Толочко А. П. Принимал ли Роман Мстиславич посольство папы Иннокентия III в 1204 году?
Лукин П. В. Существовало ли в древней Руси народное ополчение? Некоторые сравнительно-исторические наблюдение.
Томенчук Б. П. Четыре княжьих двора летописного Галича: итоги археологических исследований дворцовых комплексов (1991-2012 гг.).
Чебаненко С. Б. Казнь князей Игоревичей в Галиче: правовой и ритуальный аспекты событий.
Войтович Л. В. Реформы армии князьями Даниилом Романовичем и Львом Даниловичем в середине XIII века.
Войтович Л. В. Военная деятельность князя Даниила Романовича в контексте военного развития Центральной и Восточной Европы XIII столетия.
Грушевский М. С. История Украины-Руси.
Сабитов Ж. О численности монгольской армии в Западном походе.
Материалы, находящиеся в свободном доступе в Интернете, и многое другое.

Волынская земля в X—XI веках


Карта Руси на указанное в статье время. Волынью в указанный период можно называть всю территорию Юго-Запада со столицей в городе Владимире


Юго-Западная Русь долгое время оставалась вне границ государства Рюриковичей. Так, когда Олег собирался в свой набег на Константинополь, к нему примкнул ряд местных племен, включая хорватов, дулебов и тиверцев, но на правах союзников, а не зависимых данников. Более того, пока в Киеве правили Игорь и Ольга, на западе продолжали развиваться свои отношения и появились первые прообразы местных княжеств, во главе которых стояло боярство из крупных городов. В первую очередь это касалось Червенских городов, которые к началу X века оформились в первое государственное образование, стоявшее выше обычного племенного союза. Параллельно с этим шел процесс формирования отдельных градов с пригородами в рамках иных племенных союзов. Киев мог лишь довольствоваться новостями об этих процессах, так как имел немало иных интересов, а путь на запад закрывали деревляне, которые яростно сопротивлялись подчинению княжеской власти.

Первое упоминание о крупном западном походе касается времен правления Святослава Игоревича. Сведения о военных действиях весьма смутны, неизвестно даже, с кем на самом деле воевал Святослав: с волынянами, поляками или кем-то еще. Также неизвестен результат этих походов. Даже если волынян и удалось подчинить, то власть над ними продлилась недолго, и вскоре после смерти Святослава поляки уже без труда подчинили Червенские города, не встречая особого сопротивления. Скорее всего, после смерти князя все недавно присоединенные территории на западе вновь отделились от государства Рюриковичей, что и облегчило задачу западным соседям. Не исключено, что в это время волыняне действовали заодно с поляками, сопротивляясь подчинению Рюриковичам.

Основательно юго-западным вопросом занялся лишь князь Владимир Великий, совершивший в 981 году большой поход на Волынь. Именно с этого момента документально подтверждается установление власти Руси над племенами волынян, дулебов и прочих. Помимо этого, у поляков удалось отбить обратно западные окраины, включая два крупнейших города — Перемышль и Червен. На этом, впрочем, он не остановился, и, по упоминанию летописцев, зашел так глубоко, как не ходил более в земли польские ни один из русских князей (что, впрочем, спорно). Действовал Владимир Красно Солнышко основательно, жестко, из-за чего поляки при его правлении более не посягали на западные границы Руси.

Не менее основательной была работа по интеграции приобретенных территорий в Русь. Земли волынян, червян и прочих были объединены в одно княжество, и править ими сел сын Владимира – Борис, потом Всеволод. Была построена новая столица – город Владимир, который быстро превзошел все старые города и фактически стал доминировать над ними. В 992 году в этом же городе было основано епископство. Формировались новая администрация и новое боярство, лояльное Рюриковичам. На западной границе появились новые поселения и укрепления, которые должны были остановить вторжение, если бы поляки решились вновь начать войну. В достаточно короткий срок была создана такая система, которая быстро и решительно привязала регион к единой Руси – в дальнейшем местные элиты неразрывно связывали свое будущее с Рюриковичами и Русью, и лишь иногда представители старого боярства пытались делать ставку на иноземных правителей.

Начало усобиц


Пограничный статус Червенских городов вместе с Перемышлем, а также позднее вхождение их в состав государства Рюриковичей привели к тому, что на долгое время эта часть Юго-Западной Руси оказалась спорной территорией. На нее постоянно претендовали поляки, которые не упускали возможности забрать Червен и Перемышль себе. После смерти Владимира Великого, в связи с начавшейся на Руси усобицей, появилась очередная такая возможность. Воспользовавшись просьбой о помощи князя Святополка Владимировича, который претендовал на верховную власть на Руси, войну начал князь Польши Болеслав I Храбрый. В бою под городом Волынью в 1018 году он разбил войско русичей и присоединил Червенские города к своему государству. Вернуть их удалось лишь после двух больших походов в 1030 и 1031 годах, когда Ярослав Мудрый уже плотно обосновался в Киеве в качестве великого князя Руси, и решил самые насущные проблемы. После этого великий князь установил хорошие отношения с поляками, и на какое-то время они забыли о своих претензиях на западное пограничье государства Рюриковичей.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году князем Волыни стал один из его младших сыновей, Игорь Ярославич. Он был частью «триумвирата Ярославичей», который некоторое время стабильно правил Русью, пользовался доверием братьев, и в целом был самым обычным князем. Никаких особо значимых событий в его правление на Волыни не произошло, приписываемые польским историком Яном Длугошем польские симпатии Игоря остались недоказуемыми.

В 1057 году на смену Игорю Ярославичу пришел новый Рюрикович, Ростислав Владимирович. К тому моменту он уже был человеком особенным, с особой историей. Его отец, Владимир Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого, умер до того, как стал великим князем Киевским, и потому Ростислав стал первым в истории Руси князем-изгоем, т.е. осиротевшим князем, которому отец не успел передать свой удел в наследство. Тем не менее, лествица полностью не исключила его из линии наследования тех или иных княжеств, в результате чего ему удалось получить в свое правление сначала Ростов, а затем Волынь.

Несмотря на то, что Волынское княжество на тот момент было достаточно большим и богатым, внук Ярослава Мудрого считал свое положение слишком шатким и бесперспективным, потому в 1064 году покинул княжеский стол во Владимире-Волынском и отправился в Тмутаракань. Там ему удалось выгнать двоюродного брата, Глеба Святославича. Тот, впрочем, не смирился с потерей и отбил город – но лишь затем, чтобы сразу же его вновь потерять. Основательно укрепив свои позиции в Тмутаракани, Ростислав принялся облагать данью ближайшие города и племена, усиливая центральную власть. Это очень не понравилось херсонесским грекам, в результате чего в 1067 году Ростислав был отравлен подосланным ромейским военачальником, успев пробыть местным князем всего 3 года.

После ухода Ростислава Владимировича с Волыни о местных князьях информации нет на протяжении долгих 14 лет. Похоже, что власть на местах перехватили община и боярство Владимира-Волынского, а само княжество фактически подчинялось воле киевского князя посредством какого-либо наместника. Проблема заключалась в том, что как раз в это время разгорелась борьба за Киев между Рюриковичами. Началось все в 1068 году, когда восставшая община Киева заставила великого князя Изяслава Ярославича покинуть город. Тот вернулся в следующем году, получив поддержку польского князя Болеслава II Смелого, и смог вернуть себе Киев – лишь затем, чтобы в 1073 году вновь его потерять. В 1077 году Изяслав вновь вернул себе столицу, но уже через год умер. На Волыни эта борьба сказалась косвенно, но достаточно неприятно: после кампании 1069 года польские войска расположились на постое в различных городах и селах Южной и Юго-Западной Руси. Это вызвало возмущение и убийства польских воинов, после чего Болеслав был вынужден вывести войска. Впрочем, в крупных пограничных городах, включая Перемышль, он оставил свои гарнизоны, фактически сохранив контроль над теми территориями, которые поляки считали своими. В 1078 году во Владимире-Волынском вновь появился свой князь – Ярополк Изяславич, сын Изяслава Ярославича.

Сила и воля общины


Волынская земля в X—XI веках

Весь XI век оказался весьма важным для развития Волыни. На тот момент в составе Руси это была единая условная административная единица, благодаря чему значительно усилились связи всех ее территорий, и у местного боярства появились зачатки осознания себя как части чего-то единого. Активно развивались также связи с Киевом, что имело под собой две основы. Первая из них была экономической – торговля со столицей Руси привела к бурному развитию благосостояния региона. Вторая причина была военной – самостоятельно волынское боярство еще не могло помериться силами с централизованным польским государством, в результате чего приходилось выбирать, под чьей властью находиться. Порядки государства Рюриковичей на тот момент оказались значительно выгоднее, и потому выбор был осуществлен в пользу Киева, в то время как с поляками отношения постепенно ухудшались. В менталитете местных жителей со временем закрепилось осознание себя не как отдельного племени, а как русских людей. В то же время проявились первые признаки будущего буйства политической жизни: по мере развития экономики Волыни боярство накапливало в своих руках все больше богатств и тем быстрее стало отделяться от общин, формируя самостоятельное сословие, местную аристократию, обладающую своими амбициями и взглядами на будущее городов.

С началом усобиц и развертыванием дробления уделов на Руси значительное место стала занимать община. Когда верховные правители, т.е. князья, могли меняться едва ли не ежегодно, да еще и постоянно были заняты войнами друг с другом, требовался какой-то механизм самоуправления городов, пригородов и сельских поселений. Таковым механизмом стала община, которая заиграла новыми красками. С одной стороны, она уже была пережитком родоплеменного строя, но с другой – в сложившихся условиях она приобрела новую форму и даже с учетом прогрессирующего расслоения общества стала выступать крупной политической силой. Из-за особенностей постоянно меняющейся верховной власти на Руси, вызванной усобицами и законами о наследовании, стала создаваться уникальная система управления городами и уделами, фактически не связанная с фигурами князей, живущая отдельно от них.

Рюриковичи во главе княжества могли меняться один за другим, но сам стольный град вместе с подчиненными пригородами и селами оставались постоянной величиной, что выдвигало их роль вперед и почти приравнивало к самим Рюриковичам. На вече, сходе всех свободных общинников, решались важные вопросы касательно жизни общины; по решению вече город мог предоставить поддержку князю, или же, наоборот, лишить его любой помощи от города. Сам князь был вынужден активно играть в политику, пытаясь завоевать симпатии этой самой общины. Отдельно стояли бояре, которые как раз в этот период начинают постепенно отделяться от общины де-факто, увеличивая свою состоятельность и влияние. На деле, впрочем, идти прямо против воли общины для бояр все еще остается занятием слишком опасным, чреватым серьезными потерями, и потому им тоже приходится лавировать и склонять симпатии общинников в свою пользу.

Сама по себе община не могла представлять серьезной политической силы, не будь в ее распоряжении какой-либо силы военной. Таковой силой выступало ополчение, которое по своей природе бывало разным. Самым массовым, но и самым худшим было ополчение сельское. Его предпочитали не собирать вовсе или собирать лишь в случае крайней необходимости – как правило, для защиты ближайших городищ или пригородов. Уровень подготовки, вооружения этих ополченцев, само собой, оставался крайне низким, и представлены они были в основном пехотой или легкой конницей. Единственными, кто представлял значительную ценность в войсках из числа сельчан, были лучники, ибо хорошего лучника обучать было долго и сложно, а тут уже имелись хорошо подготовленные стрелки, которые в «мирное» время занимались охотой.

Впрочем, все это было лишь цветочками, а настоящими ягодками были городские полки. Города концентрировали в себе ресурсы со всей округи и потому могли обеспечить достаточно хорошее оснащение своих ополченцев; городам требовалось также бороться за свои права и интересы, потому городской полк старались содержать в лучшем виде; горожане-общинники были напрямую заинтересованы в защите интересов своей общины, да и сама община была достаточно сплоченным формированием, потому воины городского полка, как правило, отличались достаточно высокими (по меркам своего времени) показателями боевого духа и дисциплины. Чаще всего городской полк был представлен пешцами, хорошо вооруженными и защищенными, но была в его составе и собственная конница, представленная мелким боярством. Князь, желая использовать городской полк, должен был получить разрешение на то общины.

Самым знаменитым городским полком было ополчение Новгорода, которое, будучи преимущественно пешим, не раз показывало свою высокую боеспособность и стало одним из факторов, позволивших в дальнейшем этому городу вести самостоятельную. независимую политику. Именно городские полки формировали, пожалуй, единственную боеспособную пехоту на территории Руси, так как вся остальная пехота, представленная родоплеменным или сельским ополчением, не отличалась особой выдержкой и сплоченностью, да и не могла себе позволить столь хорошее оснащение. Исключением могла стать лишь княжеская дружина, но и та предпочитала сражаться в конном строю. По своей организации и потенциалу русские городские полки имели аналоги и в Западной Европе, каковыми можно назвать фламандскую городскую милицию или шотландскую пехоту, которые имели схожую с общиной основу и точно так же могли обильно раздавать «люлей» французским и английским рыцарям. Это примеры уже из XIII—XIV веков, но имеются подобные примеры из античности — фаланги гоплитов, которые также формировались из горожан античных полисов и отличались сплоченностью и способностью крепко стоять против не самого организованного противника. Впрочем, даже с высокой по меркам времени боеспособностью пехота оставалась пехотой и пока еще не могла конкурировать с тяжелой конницей, показывая хорошие результаты лишь в умелых руках и против не самого умного или многочисленного противника.

Если добавить к этому всему еще и бурный экономический рост Руси, который соседствовал с набирающей обороты усобицей, то становится понятной достаточно высокое положение городов. Число сильных городов, обладающих собственными амбициями, постоянно росло, а потому политическая каша того времени становится еще более жирной и наваристой, или, говоря простым языком, ситуация становится сложной, но в то же время интересной. Города были заинтересованы в собственном развитии как за счет внутреннего роста экономики и торговли княжества, так и за счет экспансии. Между городами и общинами существовала постоянная конкуренция: как между градами как высшим звеном удельной иерархии, так и между ними же и пригородами, так как последние сами стремились отделиться и стать самостоятельными городами. В Рюриковичах городские общины видели не только легитимных (результат основательной работы Владимира Великого и Ярослава Мудрого) верховных правителей, но и гарантов отстаивания ее интересов. Мудрый князь стремился всеми силами укреплять и развивать общину своего стольного града, получая взамен лояльность, поддержку городского полка и растущее благосостояние. В то же время стремительно растущее количество Рюриковичей на Руси вкупе с усобицами позволяло при необходимости лишать поддержки нерадивого князя, в результате чего его тут же сменял ближайший по лествице родственник, который мог оказаться значительно лучше. Потому, описывая историю того периода, всегда нужно помнить о сложной политической структуре Руси и о том, что стольные грады далеко не всегда выступали одной лишь разменной монетой в руках князей, слепо подчиняясь каждому новому Рюриковичу, которые могли меняться с ошеломляющей частотой.

Картина дня

наверх