А. Дюма. Три мушкетера»
Военное дело на рубеже эпох. Удивительное дело — жизнь и судьба человека. Как-то писал о том, что с детства напевал «Черная мордашка», не зная, что это гимн итальянских фашистов, и что судьбой мне предопределено не только это узнать, но и написать об этом статью на «ВО»! Но самое, пожалуй, удивительное событие случилось 28-ого ноября, и… сижу вот сейчас пишу о нем и не перестаю ему удивляться. А было так, что в далеком советском детстве меня привели в наш пензенский краеведческий музей и он на всю оставшуюся жизнь поразил меня в самое сердце. И чего там только не было: огромный скелет мамонта и лишь ненамного меньший – шерстистого носорога. Подсвеченные диорамы с видами протерозойской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр. Трицератопс и тиранозавр, пещерные люди забивают камнями пещерного медведя… Солдат Суворова в полный рост! Пушка на колесах! Макет крепости Пенза в момент основания в 1663 году! Маузер в кобуре, немецкий автомат «Штурмгевер». Словом, ходить по нему можно было долго, а экспонатов в нем было ну просто очень много. Тем более для маленького мальчика.
Но хорошо помню, что особое впечатление на меня произвели «западноевропейский мушкет XVII» и «кремневый пистолет», с большим колесиком сбоку справа. Украшен он был минимальным образом и потому выглядел особенно внушительно.
Ну а потом в этом музее стала работать моя жена, и я там буквально дневал и ночевал. Сделал им для экспозиции модели кораблей, на которых служили пензенцы: «Потемкин», «Аврора», «Олег» и «Очаков», танк Т-34 «Пензенский комсомолец», который был куплен понятно на чьи деньги, и первый советский танк «М»… «до кучи». Работал и в их архиве, и в библиотеке, перешерстил все журналы «Советская археология», все журналы «Великая война», всю «Ниву»… Словом, то было замечательное время. Вот только пистолет тот и «мушкет» как раз тогда убрали в запасник и подержать их в руках мне не удалось, да я, честно, и не стремился.
И вот прошли годы, да что там годы – десятилетия! На «ВО» стали выходить мои материалы по оружию минувших эпох. Удалось полюбоваться на те же колесцовые пистолеты (а они ближе к рыцарским временам, нежели ударно-кремневые, с французским батарейным замком!) в музеях Дрездена, Вены, Парижа, Венеции и тут, буквально на днях, я вспомнил, что ведь есть же оружие «с колесиком» и у нас, в нашем Пензенском краеведческом музее. Помня, с какой неохотой на мои просьбы там реагировали в последние годы, я, честно говоря, шел туда с некоторой опаской. Но оказалось, что руководство там сменилось и встретили меня там, можно сказать, просто душевно. Принесли и ружье, и пистолет и обеспечили возможность для фотосъемки.
Было очень странно держать в руках колесцовый пистолет кирасира с длинным стволом и без мушки, то есть явно XVI века, когда из них в одетого в доспехи противника стреляли чуть ли не в упор, почему мушка ему и не требовалась. Но еще более удивительным было рассматривать аркебузу. Никакой это был не мушкет, естественно, а легкая аркебуза калибром всего лишь 12 мм. Прежде всего стало очевидно, что это не боевое оружие. Гравированные узоры на стволе, на замочной доске. К тому же колесцо на нем было потайным, а на боевом оружии такого никогда не делали. И калибр слишком уж мал, такой пулей всадника, одетого в доспехи, не убить. Да и не всякого зверя такой пулей убьешь. Кроме того, спусковой механизм скорее всего был оснащен шнеллером. Во всяком случае вряд ли то, что обнаружилось внутри спусковой скобы, могло быть чем-то еще… Правда, пружины спусковых крючков и на пистолете, и на аркебузе отсутствовали и «пощелкать» мне не удалось. Тут уж, видно, «компетентные органы» постарались. Оружие же ведь, а то как же… Но все остальное действовало исправно, то есть курок можно было открыть и закрыть и также отлично действовала крышка запального отверстия. И судя по конструкции аналогов и их внешнему виду, она могла относиться либо к концу XVI, либо к началу XVII века. Ну, а использоваться… как целевое оружие, для развлекательной стрельбы в цель! И если сейчас специально для такой стрельбы выпускают десятки разновидностей AR-15, то почему бы нечто подобного не производить и для любителей пострелять в то далекое время?!
Ну, в общем начал я рассматривать приклад, а на нем с правой стороны пенал, закрытый и удерживаемый в таком положении защелкой. Спрашиваю сотрудников: «Открывали?» Нет, говорят, боимся сломать! Ну, а я знал, как такие защелки открываются и куда надо нажимать, чтобы сдвинуть его крышку. Нажал, сдвинул, открыл, а там в углублении пенала несколько комков смятой бумаги. И опять же ну бумага и бумага. Но… именно так должны были выглядеть пули, которые стрелки часто завертывали именно в бумагу, прежде чем проталкивать их в ствол. И когда мы развернули эти комки, в них действительно нашлись пули, отлитые при помощи пулелейки (на них был срез!) из свинца, порядком окислившиеся.
Но самой интересной была одна «бумажка», на которой сохранились надписи на немецком языке со всеми принятыми тогда завитками! То есть никто этот пенал не открывал с того времени, как из этого ружья в последний раз стреляли! Стрелок положил пули в пенал, заранее завернув их в бумажки из тех, что были под руками, чтобы использовать их в качестве пыжей. Часть он использовал – в пенале осталось место, но три пули он не выстрелил и… забыл про то, что они там. А потом… потом прошли века! От ружья потерялся шомпол, ключ-ремонтуар, отвертка, которая должна была быть привязана ремешком к спусковой скобе. Ружье продавали и перепродавали. Его осматривала наша доблестная милиция и… не смогла открыть этот пенал и найти эти пули. Музейные работники, а к ним аркебуза поступила где-то в конце 40-ых годов или из фондов Артиллерийского музея в Ленинграде либо из милицейского конфиската, куда она в свою очередь попала из какой-нибудь помещичьей усадьбы, тоже на этот пенал внимания не обратили… я любовался на нее семилетним мальчишкой, и вот прошло 62 года, и я заполучил наконец-то ее в руки и нашел вещь, которую с того времени никто в руки не брал. Так удивительно. Сейчас вот музейные работники хотят обратиться к лингвистам, специалистам по средненемецкому языку, чтобы попробовать прочитать хотя бы некоторые слова, написанные на этом куске бумаги.
Еще одним маленьким открытием для меня стало устройство самого искропроизводящего колеса. Везде написано, что оно было с насечками. И я воображал, да уверен, что и не я один, а и все, кто не держал колесцовой пистолет в руках, что оно имело поперечную насечку, ну как колесико на современной зажигалке, то есть походило на большую мелкозубчатую шестеренку. А вот и нет! На самом деле на колесе (и у ружья, и у пистолета!) были… продольные канавки, причем довольно глубокие. И были и поперечные насечки, одинарные (!) числом не более шести на все колесо! То есть при повороте колеса при нажатии на спуск оно задевало о пирит всего один только раз и все! Но при этом получался не один сноп искр, а несколько, по числу канавок, вернее выступов между ними с поперечными углублениями. В них попадал пирит, прижимаемый пружиной к колесику и – вот так и получались искры, поджигавшие порох.
Вот так историки и делают свои маленькие открытия и… радуются! Впрочем, в нашем Пензенском краеведческом музее еще много всего интересного, так что настало время написать и о нем…
P. S. Администрация сайта «ВО» и автор выражают благодарность сотрудникам Пензенского краеведческого музея за возможность исследовать имеющиеся в их музее артефакты и провести их фотосъемку.
Свежие комментарии