Загадки северных лабиринтов
При слове лабиринт в сознании читающего человека возникает миф о Минотавре, который жил в лабиринте, Тесее, его истребившем, и Ариадне, подарившей Тесею клубок нитей, чтобы не заблудиться. В общепринятом понимании лабиринт – это нечто запутанное, откуда трудно найти выход. Чаще всего его ассоциируют с подземным миром, пещерами. Однако есть на территории Фенноскандии археологические артефакты – лабиринты, заблудиться в которых невозможно, тем не менее, загадок они хранят немало...Под северным каменным лабиринтом понимается некое наземное спиралевидное сооружение, сложенное из валунов малого и среднего размера. Они могут иметь форму круга, элипса, или быть похожими на подкову. Камни уложены в один или в несколько рядов. Диаметры известных лабиринтов достигают от 5 до 20 метров. Несмотря на то, что большая часть древних лабиринтов заросла травой, их и по сей день можно встретить на территории Скандинавских стран (особенно много в Швеции), Финляндии, Ирландии, Великобритании и в Северо-Западных регионах России (Республике Карелия, Мурманской, Архангельской и Ленинградской областях). Есть похожие сооружения и совсем в другой части нашей страны – на Алтае. В данной статье тема рассматривается на материалах исследования лабиринтов российского северо-запада и, в частности, Карелии.
Известные науке сведения о лабиринтах ограничиваются их формальными признаками и описаниями. Они исследованы вдоль и поперек, измерен каждый камень, однако однозначно ответить на вопрос «Что это такое?», для чего создавались и как использовались лабиринты наука пока не может.
Впервые встречены и описаны они были еще в XVI веке: в записях русских дипломатов Г. Б. Васильчикова и С. Г. Звенигородцева есть фраза : «В Варенге, на побоище немецком… выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был тот оклад Вавилоном». С тех пор лабиринты изучались и русскими и зарубежными исследователями, но единого мнения по ним нет. Разномыслие начинается уже с датировки. Кто-то считает, что это археологические памятники 3-5 веков до н.э., а часть ученых относят их к гораздо более позднему времени. Известный карельский исследователь петроглифов Надежда Лобанова в своих многочисленных экспедициях находила лабиринты, которые она относила к эпохе позднего средневековья или раннего нового времени. Возможно ли такое длительное по исторической хронологии существование лабиринтов?
Следующий вопрос, ответ на который пытаются дать ученые, с каким народом связаны эти археологические артефакты? Часто ученые относят их ко времени обитания саамов и считают объектами материальной и духовной культуры этого народа. Однако, уже упомянутая Н. Лобанова находила лабиринты, которые она отнесла к поморской культуре. Отталкиваясь от древнейших, пусть и крайне условных датировок, многие специалисты предполагают, что лабиринты на территории русского севера относятся к протосаамской или досаамской цивилизации. Например, исследователь 1970-х годов, сотрудник Карельского Филиала Академии наук Ю. Титов писал, что «саамы считали, что лабринты строились для божеств-сейдов, связывали их с идолами лопарской земли, приписывая их сооружения историческим или полумифическим личностям». Из этой цитаты ясно, что в понимании данного ученого во времена саамов лабиринты уже существовали. Популярным является мнение, о том, что возможными строителями лабиринтов были носители культуры асбестовой кераминики, предки саамов. Его высказала археолог Нина Гурина, проводившая раскопки вблизи от Кандалакшского и Харловского лабиринтов на территории нынешней Мурманской области.
Упоминания о подобных сооружениях есть также в кельтской мифологии. Повсеместное распространение объектов, напоминающих северные лабиринты не позволяет связать их с тем или иным народом.
Логично задать ещё один вопрос: откуда взялось название Вавилоны? Мы его встретили уже в самом первом описании лабиринтов, значит, так называло их местное население. Какое отношение имеет к этим лабиринтам древний город Вавилон? Скорее всего, никакого. Название происходит, по некоторым версиям, от искаженного слова Аваллон. Это слово пришло из кельтской мифологии, где Аваллон – это остров блаженных, населенный феями. Получается, что лабиринты известны кельтам раньше, чем древнему населению Русского Севера.
Вообще, рукотворные ли северные лабиринты? Карельский инженер, автор современной реконструкции подобного лабиринта в Ботаническом саду под Петрозаводском и исследователь-любитель Ю. Фефилатьев высказывает смелую версию о том, что лабиринты могли не являться делом рук человека. Он предположил, что это могли быть каменные нагромождения, возникшие в результате «табунного поведения оленей в опасной ситуации», когда они убегали от преследования и сбивались в тесный табун округлой формы, отбрасывая камни и образуя таким образом кромки лабиринта. А уже образованные таким образом каменные гряды могли использоваться саамами или поморами в разных целях. Однако, лабиринты существуют отнюдь не только на тех территориях, где обитают олени.
Но все-таки большинство ученых склоняется к версии, что это рукотворные постройки. А вот для чего они создавались? Каково их предназначение? На эти вопросы тоже нет однозначного ответа. Многие исследователи считают их ритуальными сооружениями и связывают с погребальными обрядами. Крупный археолог А. Я. Брюсов, изучавший лабиринты Беломорья, считал их знаками над местами погребения, своего рода «надгробными памятниками». Есть версия (ее придерживался в том числе историк М. Н. Виноградов), что ходы лабиринта и его каменные стены могли считаться своего рода препятствием для душ умерших людей, чтобы они не могли вернуться к живым, или наоборот, чтобы живые не могли побеспокоить души умерших. Иными словами, это «врата в загробный мир». И первая, и вторая версия сводятся, в конечном счете, к культу мертвых, который был сильно развит у древних людей. В культурах нескольких северных народов с образом лабиринта связаны хороводные ритуальные танцы. Например, «танец юных дев» у шведов. Отсюда проистекает толкование лабиринта, как места для проведения празднеств и торжеств. Высказывалось также предположение, что лабиринты были ристалищем.
Есть и другие более практичные, «мирские» версии. Например, часть ученых выдвигают гиппотезу «промыслового назначения» лабиринтов. Чаще всего эти археологические памятники находят по берегам морей, что наталкивает на мысли об обрядовом назначении лабиринтов, и связывают эти обряды с магией рыболовного и морского промысла. Для древнего человека удачный промысел – это гарантия сытой жизни. У саамов в древности покровителем морского промысла был человек-рыба Аккрува. Может быть, каменные лабиринты – это построенные для него святилища – жертвенники? Есть мнения, что это своего рода «первобытные чертежи» рыболовецких ловушек: бумаги и карандашей еще не было в бытовании, вот люди и использовали подручные материалы, чтобы изготовить «макет рыболовецкой ловушки».
Спиралевидные сооружения встречаются не только на севере, они разбросаны по всему миру. Наверное, образ спирали нес информацию, значение которой скрыто от ученых. Там, где нет единого научного мнения, возникают домыслы, легенды, небылицы. Закончу цитатой из книги А. Попова «Древние тайны Карелии или Гиперборейская традиция Карелии», изданной в Москве в 2008 г. : «Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них давным-давно утрачено, ключ к расшифровке потерян…». Загадки северных лабиринтов еще будут разгадывать...
12 фотографий с леденящей душу историей
Посмотрите на эти фотографии, не читая подписей под ними. Что вы видите? Счастливые дети, яркие клоуны, странные скелеты и школьные фотографии. Кажется, снимки как снимки. Но каждый из них имеет свою предысторию — жуткую и шокирующую. Теперь посмотрите и почитайте, что скрывает за собой каждая из этих фотографий.
1. Удар молнии
Две секунды спустя после того, как Мэри МакКуикен сфотографировала своих братьев — Майкла и Шона — на вершине скалы Моро в Национальном парке «Секвойя», штат Калифорния, в них ударила молния. Из всех троих, путешествующих по штату Сьерра-Невада в августе 1975 года, в живых остался лишь Майкл (на фото справа).
2. Джон Леннон и его убийца
На этом снимке, сделанном 8 декабря 1980 года, Джон Леннон дает автограф Марку Дэвиду Чепмену, человеку, который убьет его менее, чем через шесть часов. Изначально Чепмен был фанатом «Битлз», но после стал религиозным фанатиком и отвернулся от любимой группы, рассвирепев от слов Джона, что «Битлз» стали «популярнее Иисуса».
Когда Леннон вышел из своей квартиры, направляясь в студию звукозаписи, Чепмен остановил его и попросил автограф. Ни о чем не подозревающий музыкант подписал пластинку и отправился по своим делам. Несколько часов спустя, когда Леннон вернулся из студии, Чепмен, увидев его, крикнул вслед: «Эй, мистер Леннон!», после чего выстрелил в него пять раз. Чепмен остался на месте преступления — когда прибыла полиция, он сидел на асфальте и безмятежно читал «Над пропастью во ржи».
3. Семейная фотография 19-го века
Фотография викторианской эпохи, которая относится к жанру постмортем. Что же это такое? Если ничего не объяснить, эти фото не испугают. Разве что можно отметить некоторую странность запечатленных персонажей, но это можно списать на особенности фотографии XIX века, когда выдержка составляла несколько минут, в течение которых надо было сидеть неподвижно. На самом деле люди на фото постмортем — мертвы. К примеру, женщина на фото умерла при родах.
В фотосалонах того времени существовали специальные приспособления для фиксирования трупов. Например, штативы, позволяющее удерживать тело человека в вертикальном положении. Самое впечатляющее — это мертвые с открытыми глазами. Часто покойникам открывали глаза и закапывали в них специальное средство, чтобы слизистая не высыхала и глаза не мутнели. Иногда отрезали веки, иногда на закрытых веках рисовали радужку и зрачки.
4. Клоун Пого
С первого взгляда кажется, что на фотографии обычный клоун. Однако за его маской скрывается серийный убийца и насильник Джон Уэйн Гейси, получивший известность как «убийца-клоун». Джон не только развлекал детишек под именем клоуна Пого, но и вел свой строительный бизнес, вступил в Демократическую партию США, стал казначеем благотворительного общества и занимался общественной деятельностью. Никто не знал, что этот добродушный толстяк уже отсидел срок за сексуальные домогательства в отношении подростков. Пока 11 декабря 1978 года не исчез пятнадцатилетний Роберт Пист, которого последний раз видели в компании Гейси: мать подростка рассказала, что тот пошел устраиваться на работу к Гейси и не вернулся. Полиция получила ордер на обыск дома Гейси. Полицейские, которые спустились в подвал веселого клоуна без противогазов, едва не потеряли сознание из-за запаха множества разлагающихся трупов, обнаруженных там. Полицейские обнаружили тела 29 молодых людей и подростков, которых Гейси насиловал, а затем убивал. Общее число жертв клоуна-маньяка — 33 человека.
Когда Джону было 9 лет, он сам стал жертвой педофила. В зрелости он был известен обществу как примерный семьянин и трудоголик, который кормил семью, работая клоуном на праздниках. О нем снято с десяток фильмов, среди которых «Поймать убийцу» и «Могильщик Гейси». Элис Купер и Мэрилин Мэнсон посвятили ему песни. Джон стал прототипом клоуна Пеннивайза в романе Стивена Кинга «Оно».
5. Школьная фотография
Этот снимок выглядит как обычная школьная фотография, но если посмотреть в верхний левый угол, то можно заметить двух подростков, которые делают вид, что направляют пистолеты на камеру. Это Эрик Харрис и Дилан Клеболд, небезызвестные школьники, устроившие массовое убийство в школе «Колумбайн» (Columbine High School massacre) в 1999 году. Во время бойни они ранили 37 человек (из них 13 — смертельно), а после этого застрелились сами.
6. Самоубийство на мосту
Газетный репортер, который снимал туман, покрывший реку Янцзы в Ухане, рассматривая потом фото, с ужасом обнаружил, что на снимке запечатлен мужчина в момент падения с моста, через несколько секунд за ним прыгнула его девушка. К сожалению, подобные случаи не редкость. Согласно официальным данным, каждые две минуты в Поднебесной кто-то пытается свести счеты с жизнью.
7. Агония Омайры Санчес
13 ноября 1985 года в Колумбии произошло извержение вулкана Невадо-дель-Руис, что повлекло за собой настоящую катастрофу: 25 тысяч человек погибли в результате схода селевых потоков. Тринадцатилетняя Омайра Санчес попала в западню из обломков собственного дома. Спасатели пытались вытащить девочку, но ее ноги были зажаты обломками, и вытащить Омайру не удалось. Девочка более 60 часов провела по горло в воде. Люди, которые находились с ней рядом, говорили, что она плакала и часто молилась. На третью ночь у Омайры начались галлюцинации: она очень беспокоилась о том, что опаздывает в школу. На третьи сутки Омайра Санчес умерла, предположительно, от гангрены или от переохлаждения. За два часа до ее смерти спасатели привезли на место происшествия водяной насос, который, возможно, мог бы помочь спасению девочки. Но он оказался неисправен.
Фотограф Франк Фурнье, который сделал этот снимок, рассказывал, что он мог только «показать должным образом мужество, страдания и достоинство девочки». Общество поспешило назвать фотографа «стервятником», на что он возразил следующее: «Я чувствовал, что эта история была важной для моего репортажа, и я очень счастлив, что есть такая реакция, было бы хуже, если бы люди не переживали об этом…»
8. Бланш Монье
Француженка Бланш Монье провела 25 лет в заточении в собственной комнате — без света, обнаженная, полуголодная, среди собственных экскрементов и в компании крыс, с которыми узница делилась хлебом. Этот снимок был сделан в 1901 году, когда полиция, получив анонимное письмо, провела обыск в доме родителей Бланш и обнаружила узницу. Как оказалось, совсем юную Бланш наказали родители — они заперли ее в комнате, чтобы она не связала свою жизнь с мужчиной из другого социального круга. Бланш Монье освободили, когда ей исполнилось 49. Она была страшно истощена и повредилась рассудком. И, хотя ее физическое здоровье со временем восстановилось, психика Бланш так никогда и не пришла в норму. Бывший возлюбленный Бланш, из-за которого она и оказалась в заточении, умер за 16 лет до ее освобождения. Мать Бланш Монье посадили в тюрьму, где она вскоре скончалась от сердечной недостаточности.
9. Террористический акт в Оме
Эта фотография отца и дочери была сделана 15 августа 1998 года в Северной Ирландии, за считанные минуты до того, как красная машина, набитая взрывчаткой, сдетонирует, унеся с собой жизни 29 человек и ранив около 220. Этот теракт, ответственность за который взяла на себя террористическая организация Подлинная Ирландская республиканская армия, был самым смертоносным за все время конфликта в Северной Ирландии, который занял более 30 лет. Фотографию обнаружили на камере, которую вытащили из-под завалов. Запечатленные на ней мужчина с дочкой чудом выжили.
10. Смертельное селфи
17-летняя российская школьница Ксения Игнатьева сделала селфи на мосту в Санкт-Петербурге на 10-метровой высоте в попытке произвести впечатление на своих друзей. Однако, добравшись до самой высокой точки моста, девочка оступилась, потеряла равновесие и схватилась за кабель, который был под напряжением. Удар тока сбросил ее с моста, где тело Ксении обнаружили полицейские.
11. Девочка рисует
Эту маленькую девочку зовут Тереза, ее имя написано в верхнем углу доски. Фотография сделана не в школе, а в детском доме в Польше, в 1948 году. Тереза нарисовала дом. Именно таким, в виде мотка колючей проволоки, представляла себе дом девочка, выросшая в концентрационном лагере.
12. Девочка и стервятник
Эта фотография, облетевшая весь мир, была сделана в 1993 году в Судане во время массового голода. Фотограф Кевин Картер, сделавший этот снимок, получил за него Пулитцеровскую премию, а сама фотография, купленная и опубликованная журналом «New York Times», шокировала общество. Фото выглядит так, словно стервятник вот-вот нападет на умирающего ребенка. На самом же деле родители девочки в этот момент были заняты разгрузкой гуманитарной помощи с самолета и ненадолго оставили девочку одну, а истощенная малышка пыталась по мере сил их догнать, в это время поблизости и сел стервятник. Фотограф медленно, чтобы не спугнуть птицу, приблизился и сделал серию снимков с расстояния около 10 метров, а затем прогнал птицу. В действительности стервятник не представлял серьезной угрозы для ребенка. Два фотографа из Испании, Хосе Мария Луис Арензана и Луис Давилла, в это же время сняли похожие снимки совсем неподалеку и рассказали, что стервятников вокруг было необычайно много, а дети были настолько истощены, что птицы слетались к ним, как только дети переставали двигаться, но не нападали на живых: «Так что вы берёте телеобъектив и снимаете ребёнка на фоне стервятника. И хотя в действительности от одного до другого может быть 20 метров, на снимке будет казаться, что стервятник вот-вот начнёт клевать ребёнка».
Тем не менее пресса не оставила Кевина Картера в покое. Вот что о нем написала газета «St. Petersburg Times»:
Человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник.
Через три месяца после вручения Пулитцеровской премии Кевин Картер покончил с собой. Он приклеил к выхлопной трубе своего пикапа гибкий шланг, протянул его в салон и оставил двигатель включенным. Перед тем как отравиться угарным газом, Кевин написал предсмертную записку, отрывок из которой звучит так:
Меня преследуют яркие воспоминания об убийствах и трупах, и злобе, и боли… Картины голодающих или раненых детей, психов, у которых пальцы на курках чешутся. Многие из них — полицейские. Или же палачи…
Премьер Эстонии ответил на инициативу оппозиции войти в состав России
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас прокомментировал предложение оппозиционных депутатов вынести на референдум вопрос о целесообразности вхождения страны в состав России.
"Независимость и суверенитет Эстонии вечны и неотчуждаемы. Будучи премьер-министром Эстонской Республики, я ясно и четко осуждаю совершенно безответственное предложение депутатов Рийгикогу от Партии реформ Антса Лаанеотса, Урмаса Круузе и Юри Яансона вынести на референдум идею или вопрос "Стало бы лучше жить в Эстонской Республике, если бы Эстонская Республика входила в состав России?" — написал политик в Facebook.
Россия-чемпион Европы по футболу. Уроки патриотизма от бездомных
Российских болельщиков уже, мягко говоря, передергивает от словосочетания «сборная России по футболу». После того цирка, который устроила наша молодежь в Дании, после «триумфального» шествия нашей главной команды по отборочному циклу к Чемпионату мира 2006 года…. Даже такое знаменательное событие, как привоз (впервые за всю историю) Кубка мира по футболу, воспринимался как издевательство. Но, на днях пришло известие о том, что сборная России выиграла чемпионат Европы по футболу…. Это не очередная глумливая шутка над чувствами российских любителей футбола – это ПРАВДА!
Этот чемпионат прошел с 18 по 20 ноября 2005 года в польском городе Тжев под Гданьском. В нем участвовали восемь команд. Финальный матч Россия-Польша завершился со счетом 4:0. Наши в финале вынесли с поля хозяев чемпионата!
Вся загвоздка в том, что участвовали в нем команды, составленные из бездомных игроков, или, как у нас принято говорить – бомжей.
По правилам, участвовать в подобных соревнованиях имеют право бездомные, беженцы, гастарбайтеры, а также лица, лечащиеся от алкогольной или наркотической зависимости (алкоголизм и наркомания всегда были и причинами, и спутниками бездомности).
Участвовать в тренировках могут все желающие бездомные, а решение о включении игроков в состав российской сборной принимали тренер команды, врач и официальные представители оргкомитета в России. Один из футболистов живет в ночлежке, один - в реабилитационном центре, четыре других игрока - так называемые "нелегалы".
В турнире принимали участие команды из Германии, Голландии, Дании и других стран. Чемпионат мира по уличному футболу среди бездомных организовала Международная сеть уличных газет при поддержке ООH и УЕФА, которая выделяет на призовой фонд по 1 млн швейцарских франков каждый год. Отмечу, что российская сборная уже третий год участвует в подобных соревнованиях.
В 2003 году на чемпионате мира в Граце она была тринадцатой среди восемнадцати команд, в 2004 году на чемпионате мира в Гетеборге – пятой среди двадцати шести, в 2005 году на чемпионате мира в Эдинбурге – двенадцатой среди двадцати семи.
В 2004 году, на чемпионате мира, Семеро россиян из Санкт-Петербурга, Новгородской области и Сибири, выиграв в заключительной встрече у самих англичан 5:4, заняли пятое место. Подобный результат, особенно после прошлогоднего 13-го места, несомненно, является крупным успехом. Однако задача привезти в Россию кубок чемпионата, которую ставили перед собой наши бомжи, оказалась невыполненной. Но, обещание выступить достойнее главной национальной сборной, которая на только прошедшем тогда чемпионате Европы заняла лишь одиннадцатое место среди 16 участников, бездомные футболисты России сдержали.
«Бомжи - это совсем не обязательно те, кто копается в помойках, - заявил по окончании турнира играющий тренер россиян Аркадий Тюрин (по совместительству главный редактор уличного журнала "Путь домой"). - Во всяком случае теперь, мне кажется, мы доказали, что патриотизма у нас гораздо больше, чем у многих отечественных профессионалов».
Согласно задумке организаторов подобных чемпионатов, спорт должен стать средством возвращения обездоленных людей в общество, обретения самоуважения.
Всеобщая любовь к такому виду спорта, как футбол, стала мощным инструментом разрушения социальных границ.Участие бездомных в футбольных чемпионатах приводит к значительным переменам в их жизни. Так, из 141 участника чемпионата мира 2003 года 31 нашел себе после этого постоянную работу, 49 решительно поменяли условия жизни и 12 заключили договоры с футбольными командами как игроки или тренеры. Из 9 безработных футболистов, игравших в российской команде в 2003-2005 годах в настоящее время не имеет работы только один.
По итогам чемпионата можно сказать только одно: «Браво, ребята!». И, если честно, то не очень верится, что эти люди, которые лишены самого необходимого в жизни, будут, представляя Россию, закатывать, на поле истерики. Да, и просто «отбывать номера» не поле они не станут…. Им нечего терять, но им есть куда стремиться. Так, может нашим футбольным звездам стоит поучиться мужеству и самоотверженности в битвах за страну, у бездомных.
Свежие комментарии