Поклонение духовному и материальному приводит к разрушению
Утром просыпаюсь с ощущением неопределенной тяжести в душе. Начинаю ее анализировать и останавливаюсь на двух причинах. Первая — это поддержка свыше в виде перетряски и разрушения привычных человеческих связей и привязанностей. Вчера диктовал главу, где касался своих проблем по здоровью. Похоже, я откровенно не готов к новой информации. Я закончил диктовать главу и подумал, что, может быть, надо сделать перерыв и продолжить уже осенью, а с другой стороны, осталось всего несколько дней до Пасхи. Настрой на любовь очищает душу. Кто знает, что со мной произойдет, если я попытаюсь в другое время. Пару дней назад у меня стало болеть сухожилие на левой ноге, причем ни с того ни с сего. Значит, тему судьбы и гордыни преодолеть я не могу.
Вчера вечером я узнал, что ограблен мой гараж. Украли колеса для автомашины и надувную лодку. Я автоматически перевожу это событие на свой «жаргон». Колеса у автомашины связаны с судьбой, а надувная лодка, которую я недавно купил для летнего отдыха, — это тема будущего и идеалов.
Главное — правильно к этому отнестись, хотя бы с юмором. Только пожаловался, что слабоват для серьезных тем, за которые взялся, — и тут же пришла поддержка в виде обворованного гаража. Что интересно, воры могли бы раскурочить замок, сорвать его и уйти. Однако они действовали аккуратно и даже попытались закрыть замок. Значит, дела мои не так уж плохи. Действительно, что Бог ни делает, все к лучшему. Но это понимаешь, только когда до тебя доходит, что главная забота должна быть о душе, а не о теле. Состояние нашей души неизмеримо важнее, чем состояние тела. Естественно, Творец в первую очередь заботится о нашей душе.
Вторая причина смутного состояния — это впечатление от спектакля, который я видел пару дней назад. Речь идет о постановке гоголевского «Ревизора».
Для того чтобы поставить спектакль, нужно почувствовать и понять, о чем говорится в пьесе. Все события, сцены, диалоги должны сжаться в точку, вернуться в то зерно, из которого они вышли. Любое произведение искусства рождается из образа первичного зерна. Этот чувственный образ может иметь любую плотность информации. Любое событие во вселенной повторяет весь ее цикл. Любовь рождает время, пространство и материю. Потом они должны, развиваясь, объединяться, сжиматься и снова возвращаться в любовь.
Почему лучшие произведения создаются в молодости? Потому что в это время энергия любви гораздо выше. Если драматург исходит не из чувства, а из рассуждений, и создает пьесу на основе своих мыслей и идей, она будет мертвой и бездарной. Первый импульс — это всегда любовь и энергия, а затем уже разворачиваются сюжет, детали, идеи и мысли. Режиссер должен совершить обратный процесс — весь материальный и духовный мир вернуть в любовь. Катарсис, который должен возникать после хорошего спектакля, означает победу любви.
Какая же любовь может быть в «Ревизоре»? Проворовавшиеся чиновники попались на удочку к заезжему жулику. Совершенно глупо и по-детски наивно. Потом поняли, что сами себя обманули. Но режиссер решил сделать новаторскую постановку. Все события он представил как репортаж из сумасшедшего дома. У зрителей ощущение, что все участники спектакля немного сошли с ума. Наверное, режиссер уверен, что Россия — это филиал сумасшедшего дома. Но если главная проблема России — дураки и дороги, то это тоже кому-нибудь нужно. В любом внешнем хаосе всегда должна проглядывать скрытая логика.
Я ушел с этого спектакля после первого действия. Талантливые актеры и слабая постановка. Конфликта в спектакле не было, а значит, не было энергии. Актеры бегали по сцене и периодически дико вскрикивали. Вероятно, это должно было подчеркивать атмосферу абсурдности происходящего. Один из главных признаков плохого спектакля — это неожиданные крики и оглушительные звуки, чтобы зритель не заснул. С первых мгновений было понятно, что спектакль слабый. Когда разговаривают два человека, пространство между ними должно пружинить. У каждого свои интересы и каждый хочет их реализовать. Из группы мелких конфликтов вырастает более крупный. И есть главный конфликт спектакля — борьба двух энергий, который должен завершиться их соединением через любовь.
Я пытаюсь представить себе, какой должна была быть эта постановка. Почему Гоголь назвал свое главное произведение «Мертвые души»? Это был портрет современной ему России, значит, он видел, что у российского общества есть проблемы с душой. Значит, он чувствовал тенденцию вырождения, так же как и остальные талантливые поэты и писатели. Пытаясь познать мир, талант выходит на тончайшие планы бытия и воспринимает проблемы общества как свои собственные. Если общество болеет и умирает, то первыми должны умирать люди талантливые. Уничтожение советской интеллигенции в 1920—1930-е годы, по- видимому, было глубоко закономерно. Талантливый поэт или писатель берет грехи общества на себя. И если он не может их преодолеть и умирает, в какой-то степени это приговор всему обществу.
Гоголь чувствовал, как утрата обществом веры в Бога взращивает семена дьяволизма, как поклонение сознанию подталкивает к жестокости и шизофрении. В большинстве спектаклей, поставленных по гоголевскому «Ревизору», градоначальник и его окружение показаны круглыми дураками. На самом деле это абсурд. Представьте себе мэра современного города. Он должен не только контролировать сложный городской организм, но и постоянно бороться за свое выживание, чтобы его не убили, не подсидели, не оклеветали. Он должен просчитывать действия конкурентов и упреждать их, быть в тесном контакте с карательными, исполнительными и законодательными органами. Слабого мэра в лучшем случае быстро сместят или подомнут под себя бандиты, в худшем — он попадет в тюрьму или его убьют. И не надо думать, что 150 лет назад было совсем по-другому. Так что поверить, что городом мог управлять дурак, очень трудно.
Откуда же тогда глупость? Здесь раскрывается совершенно другой механизм. Россия XIX века начала поклоняться сознанию, просвещению и светлому будущему, а значит, обречена была прийти к воровству. Человек, поклоняющийся сознанию, духовности, идеалам, нормально развивается, пока он верит в Бога и увеличивает любовь в душе. Если же вера уходит, а сознание продолжает развиваться, тут же начинается дьяволизм. Этот патологический процесс может привести к сумасшествию, полной деградации души, физическим заболеваниям, бесплодию. Часто человек, чувствуя гибельность такого направления, пытается уравновесить себя поклонением материальному и совершает безнравственные поступки.
В молодости я жил будущим. Мне было противно находиться в этом несовершенном мире. Я хотел переселиться в чистый, прекрасный и совершенный мир. В настоящем такого мира не было. Тогда я нарисовал его себе в будущем и стремился туда всей душой. Все мое счастье, а значит, и любовь, я из настоящего перевел в будущее. Но постепенно я стал замечать, что начинаю сходить с ума. Тогда я уехал из Сочи, где работал экскурсоводом, в Питер и пошел работать на стройку. Я чувствовал, что мне надо как-то заземлиться, нужно меньше думать и больше работать руками, жить чувствами, физически работать и оставить в покое голову. Вскоре я заметил, что на душе стало теплее.
Все эмоции в конечном счете определяются направлением, в котором ты движешься. Намерение — это структурированная энергия. Неверное направление рано или поздно деформирует чувства. Поклоняющийся сознанию для собственного выживания переходит к поклонению материальному, дальше он становится жадным. А жадный не бывает мудрым.
Россия оплодотворила весь мир своим искусством. Может быть, повышенное устремление к духовности и слабость веры и привели к поголовному воровству и пьянству? Может быть. Но общество времен Гоголя явно утратило цель и смысл жизни. В таких случаях на первое место выходят инстинкты и слабеет нравственность. Таким и было общество того времени. Может быть, внешне это было не так заметно, но Гоголь видел вещи, незаметные для обычного человека.
В чем главный конфликт пьесы «Ревизор»? С одной стороны, огромное государство, мощная империя, успешные победы в войнах, с другой — внутри, в самой глубине, потеря ориентации и нарастающая программа самоуничтожения. Даже очень сильный, физически развитый человек может оказаться трусом и спасовать перед гораздо более слабым противником.
Войска полководца Суворова побеждали противника, имевшего численное превосходство не в два или три, а в десять раз, за счет единства и силы духа. Суворов заставлял солдат молиться, называл их своими братьями, постоянно тренировал их, укрепляя боевой дух. Трусы, мародеры и воры во время войны безжалостно уничтожались. В мирное же время они быстро захватывали посты и вытесняли конкурентов.
Выживает то государство, в котором нравственным и порядочным быть выгодно. Там, где человек, соблюдающий заповеди и верующий в Бога, поддерживается и защищается государством, есть перспектива и есть будущее. Если народ перестает уважать нравственные законы и следовать им, постепенно утрачивается уважение и к административным и уголовным законам.
Недавно я смотрел фильм «Венецианский купец» по пьесе Шекспира. Один из главных героев там произносит гениальную фразу: «Как бы все ни возмущались, закон должен быть выполнен» и добавляет: «Неуважение закона опасно для республики».
Когда я был в Японии, мне задали интересный вопрос: почему европейцы живут понятием вины, а японцы — понятием стыда? Я объяснил это следующим образом. Стыдливость присуща коллективному сознанию. Если я сделал что-то плохое, то общество будет относиться ко мне враждебно. Чувство стыда гораздо глубже, чем чувство вины. Вина — это ответственность перед законом. Если на суде я доказал свою невиновность, то общество не может иметь ко мне претензий.
При индивидуалистическом сознании мнение общества человека мало интересует. Он боится только закона, но при этом знает, что представителей закона можно обмануть или подкупить. Однако никакой закон не сможет помочь человеку стать нравственным и любящим.
Понятие нравственной ответственности перед обществом имеет гораздо большие возможности. Высшие возможности имеет нравственная ответственность перед Творцом, понимание того, что Бога подкупить и обмануть нельзя, осознание того, что все твои мысли, чувства и поступки незримо фиксируются в твоей душе, в ее тонких энергиях. Наше подсознание несет в себе абсолютно всю информацию, которая продолжает оказывать на нас влияние.
В чем была особенность русского общества? Как и Япония, Россия жила общинным, коллективным сознанием и мировоззрением. Понятия веры в Бога и стыда закладывали почву для мощной культуры. Реформы Петра I принесли не только экономическое процветание — власть окончательно подмяла под себя Церковь и сделала ее государственным институтом. Стало разрушаться общинное сознание, и понятие стыда ослабло. Формировавшаяся же в течение сотен лет европейская культура с ее неукоснительным выполнением законов не могла быть в полной мере воспринята русским обществом. Чувство вины и подчинение закону выработать не успели, а стыд утратили. И души поэтому стали омертвевать. В принципе то же происходит сейчас с современным западным обществом. Петр Iускорил не только процесс развития страны, но и процесс ее духовного разложения. И этот процесс видели и чувствовали русские писатели.
Главный конфликт пьесы «Ревизор» в том, что умные, волевые и энергичные люди одновременно являлись духовно слабыми, потерявшими внутренний путь. Своими страхами, угодничеством и пресмыкательством перед силой они из молодого жуликоватого пустозвона создали грозного ревизора. По сути, он был пустышкой, но с прекрасной интуицией. Он, как увеличительное стекло, проявил все слабости и недостатки провинциальных чиновников. Они сами себя обманули.
Если человек поклоняется духовному и материальному, к любви он придет только тогда, когда рухнет его зыбкое счастье. Значит, главной сценой, кульминационным моментом такого спектакля должна быть потеря денег и разрушение привычной картины мира. Развенчание ложных ценностей, пути, приводящего к душевному убожеству, подталкивает человека к катарсису и озарению.
=0=0=
Чем выше значимость жизни по сравнению с любовью, тем больше агрессии вы испытываете
Меня опять отвлекает стук в дверь. Входит следующая пациентка.
— Я вам расскажу о том, что со мной было, — начинает она. — Врачи признали болезнь неизлечимой и честно сказали, что шансов выжить нет. В этот момент мне принесли вашу первую книгу. Я прочитала ее и изменилась. Через 3 дня была другим человеком, попросила привезти мне самые красивые вещи. Я вступила в другую жизнь. А через неделю меня осматривал мой врач. «Если бы я сам 10 дней назад не осматривал ваш кишечник, я бы в это никогда не поверил, — сказал он мне. — У вас кишечник был как решето, а сейчас на нем нет ни малейшей язвочки. — Он пожал плечами. — Вы здоровы, можете уходить».
Я хотела бы узнать, как мое состояние сейчас? — спросила женщина.
— У вас состояние хорошее, — говорю я ей после диагностики, — проблемы остались у вашей дочери. У нее по-прежнему концентрация на высших чувствах больше, чем на чувстве любви. От любви нельзя закрываться ничем: ни деньгами, ни благополучием, ни способностями, ни талантом, ни своей жизнью. Ваша дочь очень незаурядна внутри, ее талант начинает заслонять любовь. Он становится важнее, и состояние души становится состоянием вашего тела, так что работы у вас много, идите и продолжайте.
Следующая пациентка молода и красива собой.
— У меня недавно родился ребенок, — сказала она. — И после этого меня бросил муж. Вы не могли бы объяснить, в чем дело.
— Могу, — отвечаю я. — Для вас слишком много значит ваша красота, ваше благополучие и ваши желания. Намного больше, чем любовь. Вы не можете быть беззащитны. Чем выше значимость жизни по сравнению с любовью, тем больше агрессии вы испытываете. Вы с детства накопили изрядную порцию претензий к мужчинам, правильно пройти испытание до зачатия ребенка вы не смогли. Но поскольку ребенок — это увеличительное стекло родителей, программа уничтожения мужчин у него больше вашей. Сейчас эта программа убивает его отца. Потом она будет убивать его самого. Говоря простым языком, раньше вы потихонечку убивали вашего мужа, а после рождения ребенка вы стали делать это вдвоем. Шансы на выживание вашего мужа резко упали, а он должен выжить, поэтому он ушел от вас.
— Так что мне делать?
— Вы книги читали?
— Да, все шесть.
— Видеокассеты смотрели?
— Да, в том числе последние.
— Вот и прекрасно, — говорю я, — а теперь идите и работайте.
Она выходит, и в комнате появляется супружеская пара.
— Мы у вас третий раз на приеме, — начинает молодая женщина. — Когда мы пришли в первый раз, мужа реально могли убить. У нас были большие долги. Сейчас с мужем все нормально, долги мы отдали. Недавно купили квартиру и делаем в ней ремонт, но у меня опять появилось ощущение опасности.
— Это ощущение связано с вашими детьми, — объясняю я. — Один из них по-прежнему неблагополучный. Чтобы он выжил, ему нужна любовь, а в вас человеческое счастье начинает опять все заслонять. Человеческое счастье связано с продолжением, защитой и укреплением жизни. Один из главных символов защищенности — свой дом, своя квартира. После ее приобретения у вас пошел резкий подсознательный рывок, и опять не в сторону любви, а в сторону жизни и защиты. Если в результате может погибнуть ваш ребенок, то его могут спасти либо потеря вашей квартиры, либо здоровья, либо потеря вашей жизни.
— Подскажите, пожалуйста, что нам делать?
— В первую очередь меняться через любовь, молитву и правильное поведение, потом ограничить себя в жизненных удовольствиях, поддержать себя постом и голоданием. Часть благополучия куда-то отдать, чтобы уменьшить концентрацию на нем. Не спешите делать ремонт. Можете сделать ремонт и не вселяться в квартиру около года. Если есть в квартире какой-то изъян, не спешите его устранить. Счастье — это тяжелая пища, которая с трудом переваривается. Потом у вас еще не сняты прошлые обиды друг к другу, сожаление о прошлом, страх перед будущим.
— Простите, я хочу спросить у вас, — начинает женщина. — Когда я снимаю страхи перед будущим, у меня вдруг неожиданно появляется сильное сексуальное желание — меня это пугает. Я не понимаю, в чем тут дело.
— Наши желания обращены к будущему, — объясняю я. — Чем больше мы концентрируемся на желаниях и делаем их целью, тем больше мы от них начинаем зависеть. Зависимость рождает страх. Начинается зависимость от будущего — появляется страх его потери. Страх перед будущим рождает плохие мысли о других людях. Все это превращается в плохие мысли о себе. Отсутствие веры в себя, пессимизм, уныние превращаются в программу самоуничтожения. Программа самоуничтожения убивает желания. Возникает ощущение бессмысленности жизни. Все желания притупляются. Страх — это отречение от любви, а наше желание рождается любовью. Вы снимаете страхи перед будущим и у вас тут же раскрываются ваши желания, а поскольку в их основе лежит желание продолжить жизнь, то усиливаются и аппетит, и сексуальное влечение. А дальше нужно учиться преодолевать зависимость от этих желаний. Они рождаются из любви и должны обратно возвращаться к любви. Этому помогает молитва, пост, воздержание. Размах желаний становится опасным только тогда, когда он опережает рост любви в душе. Отказывается от счастья тот, кто не может преодолеть зависимость от него. А чтобы преодолеть зависимость, нужно периодически ограничивать свои желания и периодически останавливать их полностью. Представьте: человек не умеет плавать, он боится воды, понимая, что может утонуть, его принцип — отказаться от воды, вода — это смерть, но затем он постепенно входит в воду и учится плавать, и отказ меняется строгими ограничениями, а затем он научился плавать, и вода становится для него удовольствием и дает ему полноту жизни. Также и с нашими желаниями. Сначала индийская философия, буддизм говорят об отречении от желаний и от жизни. Привязанность к этому миру, который является результатом желаний, — это источник болезни, мук и страданий. Нужно отказаться от них, перестать взаимодействовать с ними, тогда будешь счастлив. Затем появляется иудаизм, который допускает человеческое счастье, но со строжайшими правилами и ограничениями — это помогает любви в душе сохраниться и не утонуть в человеческом счастье, а затем появляется Иисус Христос, который говорит, что главное в спасении человеческой души — не строжайшее соблюдение всех инструкций, а путь к любви и Богу, которого мы носим в своей душе. И чем дальше мы развиваемся, тем значимей становится видение Божественного во всем, умение прощать других и себя, жить любовью, приобретать свое Божественное «я».
=0=0=
Наша жизнь — это школа любви. И если уж мы поступили в эту школу, мы должны учиться
Я вспомнил о другом спектакле, поставленном более удачно, но все равно оставившем тяжелый осадок. Он назывался «Свободная любовь». Сюжет пьесы следующий. Юная актриса снимает дешевую квартиру. Она с любопытством осматривается в ней и видит открытую дверь в соседнее помещение.
Заходит туда и знакомится с молодым человеком, обитающим в той квартире. Начинается веселый, непринужденный разговор на самые различные темы. Видно, что он ей нравится.
А потом девушка вдруг удивленно замечает, что сосед стряхивает пепел от сигареты на стол, а не в пепельницу. Выясняется, что он слепой, совершенно слепой. Он ничего не видит, а в помещении ориентируется на ощупь. Между ними завязываются радостные и одновременно мучительные отношения. Молодой человек нравится ей, хотя она видит его слепоту и беспомощность. Выясняется, что деньгами его поддерживает мать, которая живет в другой квартире. Она известная писательница, ее произведения повествуют о том, как слепой мальчик сумел победить свой недуг и многого добиться в жизни. Он совершает подвиги и чудеса несмотря ни на что.
У зрителя возникает внутренний вопрос: какой же должна быть мать, родившая слепого ребенка? Зрение — это сознание. Ненависть слепит глаза. Значит, вероятно, у этой женщины могла быть ненависть к мужу, к окружающему миру или к самой себе. Немногие знают, что постоянное недовольство собой, плохие мысли о своей судьбе в подсознании выглядят как ненависть к себе, своим детям и будущему. Эта ненависть может привести к тяжелым заболеваниям самого человека, его детей и внуков. Ненависть свойственна гипертрофированному сознанию. Глупый не будет ненавидеть. Чем умнее и сильнее человек, тем скорее может вспыхнуть у него в душе ненависть при крахе его главного богатства, то есть сознания.
Когда по ходу действия на сцене появляется мать молодого человека, понимаешь, что есть связь между ее внутренним состоянием и здоровьем ее сына. У нее нет мужа. Это вполне понятно, потому что она не умеет уступать и подчиняться. Эту женщину отличает непрерывное ощущение своей правоты. Она до сих пор возмущена тем, что сын не захотел жить рядом с ней, вышел из-под ее контроля, перестал ей подчиняться. Она крайне этим раздражена.
Актриса прекрасно справляется со своей ролью. Она четко выстраивает эмоции своего персонажа. С первых же минут появления на сцене матери, пришедшей к своему сыну, чувствуешь какую-то странность, что-то непонятное, что трудно описать словами. Неожиданно осознаешь, в чем дело. Любви у этой женщины нет. Сострадания не ощущается, привычных ласковых, заботливых и утешительных слов нет. Виден комплекс и подсознательный стыд за то, что ее сын инвалид. Вероятно, и книги-то она писала для преодоления этого комплекса. В первую очередь она хочет состояться как умный, волевой и успешный человек, а ее ребенок — это жертва, на которой она обкатывает свои устремления.
Противоположностью матери является молодая актриса. Она ведет себя подчеркнуто безнравственно и вызывающе. Писательница живет строгими канонами правоты, порядочности и нравственности. При виде молодой разнузданной девчонки у нее сразу же возникает отторжение. И вот они остаются наедине, между ними должна состояться дуэль. И выясняется, что главная задача матери — защитить своего сына от любви. Любовь приносит страдания — мать это четко понимает. Для нее счастье — это исполнение целей и желаний, это отсутствие боли и бед. Любовь, которая соседствует с болью и потерей, должна быть отброшена. А молодая женщина пытается отстоять право на боль и страдание.
По мере того как смотришь спектакль, начинаешь понимать, что две женщины представляют собой две стороны одного и того же процесса. Старшая поклоняется духовному счастью, младшая — материальному. Поклонение материальному развращает. Молодая женщина готова сожительствовать с неприятным ей режиссером. Это ее шанс улучшить карьеру. Она с легкостью готова к любым сексуальным приключениям. Она поклоняется телу и своим желаниям.
Рано или поздно все это отзовется проблемами с семьей и детьми. Но преодолеть зависимость от материального ей легче, чем умудренной опытом писательнице победить свою духовность.
Для той поклонение идеям, воле, сознанию наглухо закрывает путь к любви. И этот подсознательный дьяволизм продолжает увечить душу писательницы. Рано или поздно происходит то, что должно произойти. Легкомысленная артистка объявляет о том, что она уходит из квартиры и переезжает жить к режиссеру. Он ставит безнравственные спектакли, он толстый и некрасивый, но при этом он добродушный парень и может помочь в жизни. Так девушка крушит свои идеалы и принципы ради материального благополучия. И все же она оказывается ближе к любви, чем принципиальная писательница. Однако в конце концов девушка уходит, и несчастный молодой человек остается с матерью.
Он сломлен, ему нужна хотя бы капля душевного тепла. Он просит мать помочь и согласен вернуться к ней. И вот здесь происходит нечто странное. Женщина сухо и буднично говорит: «Я должна подумать». На первый взгляд это совершенно нелогично, ведь она сама постоянно требовала, чтобы он вернулся домой. Почему же сейчас она не проявляет ни малейшего сострадания и хочет его растоптать? Через некоторое время приходит понимание. Писательница живет не любовью, а самоутверждением, повышением своего статуса. Она топчет своего сына и унижает его, чтобы насладиться своей победой и подчеркнуть его зависимость. В этот момент она по-настоящему счастлива, поскольку она победила.
И вот эта мертвая душа уходит, а ее сын остается в одиночестве. В его душе отчаяние и уныние. Он не понимает, что любовь никогда не бывает несчастной, что боль и потеря не убивают любовь, а очищают ее от зависимости и привязанности. Он на ощупь открывает воду в ванной. Затем ложится в нее и режет себе вены. Концовка для спектакля мрачноватая.
И вдруг неожиданно появляется юная артистка. Она подбегает к нему, отбрасывает нож в сторону, а затем они вместе радуются жизни и любви.
Хеппи-энд состоялся, но в него не веришь. Зрителю бросили кость, чтобы он не очень грустил. Победила не любовь, а случайность. Возвращение юной женщины должно было выглядеть закономерным. Любовь должна притянуть к себе любовь. Подобное притягивает подобное. Мы любим человека за то, что он умеет любить. Депрессивных, обидчивых, унывающих, жадных на чувства не любят. Возможно сострадание, но оно перейдет в любовь, лишь если разовьется ответный импульс. Видишь, что актриса вернулась только для того, чтобы утешить героя, но потом она уйдет, с ним она не останется.
Я задал себе вопрос: почему? Потом понял: любовь — это цель, а человек — средство. Если человек обижает, уходит или умирает, любовь должна уходить к Богу, это чувство неприкосновенно и может только увеличиваться. Поверить, что молодая женщина вернется, можно было бы только в одном случае: если бы зритель видел, как, невзирая на боль и проблемы, в душе молодого человека растет чувство любви. Это чувство становится ценностью, которую у него никто не отнимет — ни мать, ни ветреная знакомая.
Если бы зритель увидел, как он пытается сохранить, удержать это чувство и отбрасывает взятый нож, то возвращение любимой женщины было бы наградой, а не спасением. Да, в жизни бывает и спасение, но это спасение все равно будет наградой за хотя бы подсознательно правильно выбранный путь.
Наша жизнь — это школа любви. И если уж мы поступили в эту школу, мы должны учиться. А в спектакле сиюминутное сострадание просто спасло человека от трагедии и смерти. Что называется, повезло. Закономерным представляется распад, разложение и потеря внутренней энергии. Чувство любви в пьесе закономерным не ощущается. После спектакля я посмотрел поле актеров и увидел у всех, особенно у главного героя, программу самоуничтожения. То есть после такого спектакля через некоторое время можно заболеть. Внутреннее чувство безысходности в нем не преодолено. Эту пьесу, кажется, написала женщина, американка. Она совершенно точно описала психологическое состояние героев. Но, вероятно, она не увидела выхода из сложившейся ситуации. Судя по всему, этого выхода не увидел и режиссер. После этого спектакля я несколько дней носил в себе чувство сожаления и неверия в будущее. Однако спектакль все-таки произвел сильное впечатление, может быть, потому, что достаточно наглядно была показана опасность духовности, утерявшей любовь. Самым духовным и самым талантливым существом на свете является дьявол. Может быть, тяжелое чувство после спектакля тоже воспитывает и подталкивает нас к любви. Кто знает? Со временем нужно будет опять вернуться к этому вопросу.
После спектакля всем актерам дарили цветы и даже плюшевые игрушки. Очень обаятельный актер, исполнявший роль режиссера-новатора, получив вместе с цветами плюшевого мишку, начал его укачивать и приложил палец к губам. Мол, тише, не мешайте ему спать! А вот актрисе, сыгравшей роль жестокой матери, никто цветов не подарил. К сожалению, большинство зрителей отождествляют актера с ролью, им сыгранной. То ли от нашей неразвитости, то ли от того, что театр не показывает главного конфликта. А суть в том, что актер и его персонаж должны быть едиными и отделенными друг от друга одновременно. Чем резче ощущается граница между личностью актера и персонажа, чем сильнее борьба этих противоположностей, тем легче зрителям ощутить чувство любви и благодарности. Тогда театр становится настоящим лекарством для души человека.
=0=0=
Зависимость рождает агрессию. Агрессия рождает болезнь
После приема нужно заняться восстановительными процедурами. Я раньше думал, что после написания книг и приведения себя в порядок прием будет для меня не работой, а праздником. Ничего подобного. Приходит совершенно подготовленный человек, лишних вопросов не задает, разговор длится 2-3 минуты, а я, приняв несколько таких человек, потом долго отхожу. Оказалось, что энергия все равно тратится на подстраховку, помощь при глубинных собственных изменениях пациента, похоже, есть еще одна причина. Я всегда очень хотел помочь пациенту спасти жизнь, выправить судьбу, и эта многолетняя концентрация сейчас оборачивается серьезными проблемами. Подсознание в момент приема по инерции идет не к любви, а к жизни и благополучию. Значит, неизбежно проблемы пациента будут переходить ко мне. И вряд ли жизнь мне даст столько очищающих ситуаций, сколько проблем я беру на себя. Кроме сокращения приема и пересмотра прошлого, нужно что-то делать в настоящем. Если идет общая потеря энергии из-за неправильного подсознательного восприятия мира, какой-то орган должен взять на себя блокировку энергетического тока. У меня такую роль сейчас выполняют почки. И любые нарушения в первую очередь бьют по ним. Несколько дней назад опять появился дискомфорт, и я стал высматривать его причины. Это была очередная загадка.
Некоторое время я вел одного пациента. Это было для меня интересно, потому что вопрос касался не здоровья, а карьеры и благополучия. Он был спортсменом. Мы поработали, результаты оказались даже лучше ожидаемых, а затем я почувствовал, что я все сильнее пытаюсь выровнять его судьбу, улучшить его результаты. Почему-то ориентация на внешнее благополучие стала перевешивать, наверно, я слишком часто об этом думал. Все, что он не дорабатывал и ленился, доделывал я, постоянно теребя и заставляя работать. Определенный нами срок закончился, и прекратилось наше сотрудничество. А вот потом началось самое интересное. У него пошли неудачи, и тут же вспыхнуло недовольство собой, которое он не мог преодолеть. А психолога, который бы запретил ему заниматься самоедством, рядом уже не было, но его программа самоуничтожения почему-то в первую очередь ударила по мне, и почки начали болеть у меня. Какое-то время я ничего не мог понять. Почему я должен отвечать за его ошибки? И вот я вспоминаю все детали нашего сотрудничества, пытаясь найти причину. Стоп. Интересный момент. Как-то в разговоре он сказал: «У меня от вас появляется зависимость. Как же я буду приводить себя в порядок, когда мы расстанемся?» — «Зависимость появляется у того, кто ленится», — ответил я ему. Если человек реально меняется, опираясь на любовь в своей душе, ему учитель нужен только как первый толчок. Я вспоминаю этот разговор, пытаясь в нем найти корни моих проблем, и, похоже, начинаю понимать. Как обычно, я легко видел и понимал проблемы пациентов, а сам в то же время делал те же ошибки. Я слишком добросовестно относился к работе. Все, к чему мы серьезно относимся, порождает в нас зависимость.
Зависимость рождает агрессию. Агрессия рождает болезнь. Я заставлял его работать над собой, видя, что подкрадывается проблема. Звонил сам, это создавало у него иллюзию повышенной защищенности. Действительно усиливалась зависимость от меня. Ему нужны были периодические неудачи как лекарство. А я его этого лекарства лишил. Было постоянное улучшение результатов, и сбоев практически не было. Он настолько привык к успеху, что нынешние неудачи стали разваливать его, а виноват-то в этом был я. Надо же, а ведь я сам недавно объяснял ему: научись халтурить, но так, чтобы этого никто не понял. Полмесяца даешь результат, напрягая свою волю, желание, всю свою энергию, а потом внутренне отказывайся от этого направления, делай все красиво, эффектно, но внутри сачкуй. Если мышца постоянно напряжена, она атрофируется.
Я помню, как я диагностировал одного бизнесмена. Способный, блестящая голова, работает безупречно. Смотрю будущее, а там через несколько лет реальная смерть. Будет какой-то серьезный провал, связанный с работой. И принять его он никак не сможет.
— Ваша работа начинает убивать вас, — объяснял я ему. — Вы от нее все больше зависите. И эта зависимость растет, и малейшая неприятность по работе дает вам все большую травму.
— Но не бросать же мне работу, — сказал он мне.
— Если вы не измените своего отношения к работе, вас судьба заставит бросить ее. Либо вы невольно, непредсказуемо начнете создавать себе проблемы, либо вас заставит уйти с работы болезнь или смерть. Первое, что вам нужно научиться делать, — никогда серьезно не относиться к работе. Серьезно можно относиться только к любви и Богу. От всего остального нужно периодически отказываться. Никогда не делайте всего на 100%. Делайте на 95%. Результат будет тот же, а зависимости не будет. Жизнь — это синусоида, побыли какое-то время в человеческом счастье, потом на какое-то время откажитесь от него.
=0=0=
Что означает фраза "любовь к Богу"?
Здравствуйте, Сергей Николаевич!
Мы с мамой работаем над собой в усиленном режиме.
Месяца два назад, когда я была в храме, после долгого разговора с Богом я ощутила невероятные чувства к Нему. Любовь шла потоком вверх, каждое слово усиливало это чувство. Такого я никогда не испытывала. В тот момент я была готова расстаться с Землей, все стало малозначимым. Господь заполнил все. Я плакала от счастья. Это чувство длилось два дня.
Через неделю я снова молилась в храме и вдруг испытала агрессию к иконам. Мне казалось, что вместо Иисуса изображен бес. Не знаю, что́ вызвало эту агрессию.
После этого дети стали сильно болеть. Муж стал пить и гулять, не ночует дома по два дня. Я с ужасом поняла, что не могу сохранить любовь, если он мне изменит. Детям стал сниться покойный дед. Дочка во сне увидела, что потерялась, а потом дед привез ее домой.
Мне жутковато от всего этого. Пожалуйста, помогите разобраться: что со мной происходит? Заранее спасибо.
Чем мощнее двигатель машины и чем выше скорость, с которой вы едете на ней, тем более умелым водителем нужно быть. Отношение к Богу должно быть правильным, иначе могут появиться серьезные проблемы.
Мы привыкли считать, что Бог где-то там, на небесах, или вообще за пределами этого мира. Но это не совсем так. Бог един. Он Творец всего, Он источник всего. Бог – везде и всюду. Весь этот мир и мы, люди, – это Его проявленная часть.
В первую очередь за пределами нашего мира находится загробной мир. Что такое так называемые другие миры – мы не знаем, а в загробном мире наши души бывали. Когда наша любовь к Богу направлена только за пределы нашего мира, нарушается принцип единобожия. По сути дела, это поклонение загробному миру.
Поклонение загробному миру – это отказ от жизни в нашем мире, а это уже программа самоуничтожения в ее классическом варианте. Потому и агрессия к иконам появилась, и неприятности начались.
Любовь к Богу – это не любовь к человеку, которая проявляется как влечение и отдача энергии. Любовь к Богу – это добродушие к окружающему миру, это чувство благодарности, это улучшение характера, это увеличение инерции любви в душе.
«Царствие Божие внутрь вас есть» – это означает, что Бог в первую очередь находится в нашей душе, только очень глубоко. Для раскрытия Его присутствия надо прилагать усилия – преодолевать привязанность, агрессивность и сохранять любовь, что бы ни случилось.
Когда мы считаем, что Бог только «где-то там», то есть в загробном мире, тогда любовь и поклонение Богу превращаются в отдачу энергии, которая направляется на укрепление связей с загробным миром. Это приводит к раскрытию сверхспособностей. У человека неподготовленного резко растет гордыня, – ведь у него начинают исполняться желания. В результате вместо увеличения любви усиливается поклонение духовности.
Я не раз рассказывал историю: женщина молилась Богу, а ей при этом хотелось ругаться матом и дулю небу показывать. Я продиагностировал ее, и оказалось, что во время молитвы она вместо Бога устремлялась к духовности и, соответственно, у нее в душе усиливались демонические тенденции.
Наше восприятие Бога и отношение к Нему формируют наше восприятие мира, наши характер и судьбу, а также определяют, как мы мыслим и как себя ведем.
=0=0=
Неуважение к родителям - результат привязанности к этому миру
Казалось бы, какой пустяк – неуважение к родителям. А ведь это четкий показатель гордыни. Дело в том, что наши родители первичны для нас, а сами мы вторичны. Когда ребенок ставит себя выше своих родителей, презирает и осуждает их, происходит процесс, подобный тому, как ангел, ставший дьяволом, пытался возвыситься над Богом. Второе звено стремится доминировать над первым, часть пытается поставить себя выше Целого. Это ведет к торжеству инстинкта самосохранения, а потом непомерная гордыня толкает человека к жадности, зависти, лжи, похотливости, воровству, убийству.
Неуважение к родителям есть результат привязанности к этому миру. То, что в нынешних странах Запада дети перестали уважать родителей, является вполне закономерным. Общество потребления, культивирующее привязанности человека, неизбежно превращается в общество, где дети не уважают родителей и тяготеют ко лжи, зависти, разврату и, в конечном счете, не только к внутренним нарушениям, но и к внешним преступлениям.
Итак, сначала душа утрачивает любовь к Богу, затем она привязывается к миру, далее она начинает грешить, а после этого человек либо болеет, либо совершает преступление. Раньше болезни, заставляя человека страдать, способствовали уменьшению привязанности и тем самым очищали душу. Современная медицина борется с болезнями, усиливая у людей привязанность, – в результате количество больных и неполноценных детей растет во всем мире с устрашающей быстротой.
Как только я понял, что главная моя проблема – это привязанность души к близким людям и окружающему миру, внутри сразу же стало полегче. Опухоль постепенно спала, и наступило выздоровление.
Получается, что последователи Христа утратили правильную систему координат: сведя все человеческие провинности к грехам тела и духа, они забыли о душе. Они забыли о том, что человеческое «я» постоянно борется с «я» Божественным. О том, что наши инстинкты, связанные с внешней стороной души, все время стремятся затмить наше истинное «я», и для того чтобы преодолеть эту опасность, необходимо непрерывно устремляться к Богу.
Нужно постоянно увеличивать количество любви в душе, иначе привязанность незаметно вытеснит любовь, а потом превратится в вожделение, страсть и жадность. Затем последуют грехи на уровне чувств, далее они начнут проявляться на уровне поведения, а потом грехи превратятся в болезнь или преступление, после чего наступят закономерный распад и смерть.
А ведь понятие привязанности блестяще разъяснено в восточных религиях. В Священных книгах индуизма и буддизма утверждается, что в основе всех бед, несчастий, болезней лежит привязанность к внешнему миру. Правда, победа над привязанностью достигается, в основном, через аскетизм, через отрешенность от мира. Две-три тысячи лет назад это было великолепным средством.
В иудаизме борьба с привязанностью, включая определенный аскетизм, дополняется соблюдением заповедей. В христианстве к этому добавляются два главных аспекта – изменение своего характера и непрерывная любовь к Богу через абсолютное принятие Божественной воли, через ощущение единения с Творцом, через милосердие и сострадание к ближнему, через постоянную отдачу энергии на физическом, духовном и душевном уровнях.
А вот в православии и католичестве тема привязанности попросту исчезла, – ее заменила тема искупительной миссии Иисуса Христа. Зачем каждую долю секунды бороться с искушениями внешнего счастья, с корнями того, что мы называем грехом? Пришел Сын Божий – и искупил все наши грехи, избавив всех нас от первородного греха. Такая логика последователей Христа не имеет никакого отношения к христианству. По сути дела, это логика иудаизма.
Иудеи приносили в жертву голубя, ягненка или быка и верили, что жертвенное животное берет на себя все их грехи и таким образом очищает их и охраняет от будущих болезней и напастей. Тот, кто умел жертвовать, действительно, был здоровее и благополучнее остальных, – но вовсе не потому, что сбрасывал свои грехи и болезни на жертвенных животных.
Механизм очищения, на самом деле, тоньше и глубже. Душа человека, который приносил жертву, отрешалась от привязанностей, от инстинкта самосохранения, и ей оставалось идти только к любви и к Богу. Таким образом, расставаясь с тем, что дорого, причиняя себе душевную боль, человек пробуждал в себе любовь. Ведь жертва-то посвящалась Богу. Усиление в душе любви к Богу и делало человека более здоровым и жизнеспособным.
Однако примитивная, поверхностная человеческая логика предлагала другое объяснение происходящего: жертвенное животное брало на себя все грехи человека, освобождая его от проблем. В соответствии с этой схемой последователи Христа объявили его Агнцем, взявшим на себя грехи всего человечества. Таким образом,получилось, что Бог совершил жертвоприношение –принес в жертву Своего Сына, для того чтобы спасти человечество от грехов.
Но ведь это рассуждение, внешне, казалось бы, вполне логичное, по сути своей является совершенно ложным. Невозможно очистить душу, сбрасывая свои грехи на кого-то другого. Душа очищается, когда мы отрешаемся от привязанностей, принимаем боль от их разрушения, сохраняем любовь в момент потери внешнего счастья.
Преодоление греха происходит не тогда, когда мы пытаемся сбросить свою душевную грязь на кого-то другого. Грех преодолевается, когда мы сохраняем любовь к близкому человеку, который нас предал или обидел, когда мы удерживаем в душе любовь в момент смерти близкого человека, когда мы ежесекундно ощущаем Божественную волю во всем происходящем и понимаем, что любая боль и любые страдания души – это всего-навсего разрушение привязанности к миру и возвращение к Богу. Человеческая любовь страдает, Божественная – оживает и укрепляется.
Свежие комментарии