Евгений Даманцев
Израильский JDAM-ER в распоряжении наших специалистов. Тель-Авив кичится, а Москва собирает бонусы
Во-первых, как мы уже отмечали в нашем предыдущем материале, поражение зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1» малозаметными БПЛА-камикадзе «SkyStriker» ни под каким соусом нельзя рассматривать в качестве из ряда вон выходящего события, поскольку та интенсивность удара и то количество задействованного ЦАХАЛом высокоточного оружия, которые наблюдались в ночь на 21 января, уже изначально предусматривали задействование командованием войск ПВО САР эшелонированного противоракетного зонтика, где такие средства ПВО дальнего рубежа, как зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Э» и С-300ПМУ-2, должны были частично сократить наряд из нескольких десятков атакующих ракет «Делила», УАБ и «СкайСтрайкеров», оставляя трём-четырём батареям «Панцирей» лишь 20—30 единиц ВТО. В нашей же ситуации командование войск ПВО САР, по-видимому, не только не располагало «трёхсотками» в южных мухафазах САР, но и отказалось от применения комплексов «Бук-М2Э» для сокрытия позиций и экономии дорогостоящих ЗУР 9М317. Логично, что вся тяжесть работы по перехвату 50—60 израильских средств воздушного нападения была возложена лишь на плечи «Панцирей».
Во-вторых, выведение из строя РЛС ДРЛО JY-27A не является критической потерей для обороноспособности южного зонально-объектового района ПВО Сирии, поскольку данный радар, работающий в метровом VHF-диапазоне волн, был предназначен преимущественно для дальнего обнаружения стратегической разведывательной и тактической авиации ВВС Израиля и ОВВС коалиции, оперирующей на средних и больших высотах над Средиземным морем, Иорданией и Ираком, в то время как обнаружение сверхмалозаметных планирующих УАБ GBU-39/B и низковысотных тактических ракет «Делила» в спектр его задач не входило. Вывод из этого напрашивается один: любые хвалебные оды израильскому ракетно-бомбовому вооружению в сегодняшней ситуации выеденного яйца не стоят, подтверждением чего является уничтожение более чем 30 атакующих дронов, «умных бомб» и ракет.
Куда более важная информация появилась в нашем распоряжении утром 22 января благодаря оперативной работе сирийского военного эксперта и новостника под псевдонимом Qalaat Al Mudiq, который опубликовал на своей «Твиттер»-страничке небезынтересные фотографии корпуса от приобретённой оборонным ведомством Израиля 1000-фунтовой американской свободнопадающей авиабомбы Mk 83, а также специализированного комплекта управления и увеличения дальности действия, превращающего обычную бомбу в высокоточную планирующую УАБ с радиусом действия (относа) более 75 км от точки сброса с узлов подвески носителя. Некоторые обозреватели ввиду неосведомлённости усмотрели в данном комплекте «израильский БПЛА». В реальности же речь идёт о продвинутой израильской планирующей авиабомбе «Spice-1000» со 100-километровой дальностью, базовым компонентом которой как раз и является бомба Mk 83. Комплект для придания бомбе несущих качеств и управления представлен механизмом развёртывания крыла и машинками поворота хвостовых аэродинамических рулей.
Но наиболее пикантным моментом является то, что при перехвате этого изделия комплексом «Панцирь-С1» в районе сирийского города Катана (во время последнего ночного рейда израильских ВВС) сектор разлёта осколков от осколочно-стержневой БЧ зенитной ракеты 57Э6Е «окатил» лишь левое крыло комплекта (видно на фотографии). В итоге в целости и сохранности остались: редуктор раскрытия крыльев, хвостовой модуль с плоскостями аэродинамических рулей и некоторой элементной базой БРЭО (возможно, GPS-модулем, инерциальной навигационной системой, а также устройством синхронизации с шиной данных стандарта MIL-STD-1553B/1760).
Особый интерес для специалистов Центрального НИИ ВВКО России в этом оборудовании могут представлять диаграмма направленности антенны GPS, а также чувствительность приёмного устройства, на основании чего можно будет облегчить выработку мер противодействия «Spice-1000» на маршевом участке траектории с помощью комплексов радиоэлектронного противодействия L-диапазона. Ещё большее значение имеет ознакомление с диапазонами и режимами работы широкоугольных телевизионных и инфракрасных датчиков оптико-электронной головки самонаведения «Spice-1000», поскольку данная УАБ не использует телеметрических каналов передачи видеоизображения на борт самолёта-носителя; а это значит, что получить подобную информацию с помощью средств радиоэлектронной/радиотехнической разведки не представляется возможным.
Ил-114: самый «народный» самолет изменит авиаперевозки в России
Гномы и титаны
За громогласными заявлениями о новом пассажирском самолете МС-21 и мечтах об огромном транспортнике Ил-106 мы стали забывать о еще одном весьма важном проекте отечественного самолетостроения. Речь идет про пассажирский турбовинтовой самолет для местных авиалиний Ил-114. Вновь говорить о нем заставил материал Дмитрия Козлова «Создание Ил-114-300 получило новый сильный импульс», опубликованный недавно в издании «АвиаПорт». Специалист разобрал планируемый ход работ над новой машиной: нужно сказать, довольно детально. Впрочем, лучше обо всем по порядку.
Сам по себе проект, в отличие от Sukhoi Superjet 100 и МС-21 при всем желании нельзя назвать новым, что и стало одной из причин относительно невысокого к нему интереса со стороны СМИ. Самолет начали разрабатывать еще в конце 80-х, а первый полет он совершил 29 марта 1990 года. Серийно его хотели производить в Узбекистане, на Ташкентском авиационном производственном объединении. Предприятие произвело несколько десятков машин, однако неопределенности политического характера застопорили дальнейший выпуск.
Пожалуй, еще большую роль сыграл очень ограниченный интерес к машине со стороны российских заказчиков. И не только их. Больше всего машин эксплуатировала государственная авиакомпания Uzbekistan Airways — шесть самолетов. Но в мае прошлого года коммерческая эксплуатация была завершена. На этом бы история самолета могла фактически завершиться, если бы не озвученные выше планы руководства РФ дать стране новые отечественные «крылья».
Летно-технические характеристики Ил-114:
Экипаж: два человека
Длина: 26,877 м
Размах крыла: 30,00 м
Пассажировместимость: 64 человека
Грузоподъемность: 6500 кг
Масса пустого: 13 700 кг
Максимальная взлётная масса: 23 500 кг
Силовая установка: два газотурбинных двигателя ТВ7-117
Максимальная скорость: 685 км/ч
Крейсерская скорость: 625 км/ч
Практическая дальность: 6500 км
Новая жизнь
Из материала «АвиаПорта» следует, что не последнюю роль в перерождении машины сыграл глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, прямо заявивший на проходившем в сентябре прошлого года заседании президиума Госсовета, что к 2022 году все якутские Ан-24 спишут. Последний разработали в далекие 60-е, но даже в 2000-е годы он оставался основным самолетом местных авиалиний. Причина такой популярности крылась в крайней неприхотливости машины: она могла садиться на очень маленькие аэродромы и малоподготовленный для посадки грунт. Всего построили 1367 таких машин.
В общем, разработчик новой машины в лице ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» ощутил кардинальное изменение интереса к самолёту со стороны регионов. Начались переговоры с потенциальными заказчиками, озвучены планы продемонстрировать самолет на МАКС-2019. Может быть, свою роль сыграло назначение в 2017 году генеральным директором Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина Алексея Рогозина — сына нынешнего главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Стоит, впрочем, сказать, что не все идеи Рогозина младшего признаны удачными. Так, например, эксперты почти единогласно раскритиковали озвученную им концепцию «самолетного» возврата первой ступени перспективной российской ракеты-носителя. Они указывали как на техническую тупиковость схемы, так и на отсутствие у компании «Ил» нужного опыта.
Однако все это «беллетристика». Что же мы имеем по факту? «АвиаПорт» сообщил о «твердом контракте» на поставку 50 самолетов Ил-114-300 для Государственной транспортной лизинговой компании. Впрочем, его только должны подписать — предположительно, в первой половине 2019 года. Чтобы сделать это, компания должна получить бюджетные средства, ассигнованные на поддержку продвижения Ил-114.
Получается картина, которую мы и ранее видели, только в случае с тем же Sukhoi Superjet 100. Когда государство само у себя закупает машины, согласно ранее достигнутым договоренностям. Напомним, что «Ильюшин» входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, более 90% акций которой принадлежит государству в лице Росимущества.
Хорошо это или плохо — другой вопрос. Детально рассматривать его мы сейчас не будем. Однако совершенно очевидно, что сейчас российское авиастроение не сможет выжить без постоянной поддержки со стороны государства. В мировом масштабе оно попросту неконкурентоспособно, за исключением, пожалуй, очень узкого рынка боевых самолетов и вертолетов. Остальные аспекты проекта, в целом, характерны для любого нового типа авиационной техники: долгие испытания и доработки. В том, что перед нами будет не советский Ил-114, сомневаться не приходится. Известно, что для первого из Ил-114 используют новые двигатели ТВ7-117СТ-01, новое бортовое оборудование, системы и комплексы. Из неизменного — система управления машиной, гидросистема и ряд других систем и подсистем. В любом случае, каждый из новых бортовых комплексов придется доводить много лет. И на все это нужны деньги.
Самые большие риски видятся в случае с двигателями. Напомним, что отечественные ТВ7-117С имели очень большие недостатки: низкая надежность, малый ресурс, общая «сырость» изделия. Именно поэтому узбекские Ил-114 снабдили американскими Pratt & Whitney. Что же будет в случае с ТВ7-117СТ-01 — сказать тяжело. Однако стоит отметить общий тренд — переход постсоветского авиастроения на западные двигатели. Это можно видеть как в случае с Россией, так и в случае с Украиной. Причина данного явления тоже понятна: даже советские двигатели для гражданской авиации сильно уступали лучшим западным образцам. Так что оснований верить в «чудо» сейчас мало.
Напомним, что и Sukhoi Superjet 100, и МС-21 используют европейские и американские двигатели. У «Суперджета» это созданный на базе французского CFM International CFM56 «российско-французский» SaM146. В случае с главной надеждой отечественной авиации — МС-21 — все куда интересней. Специально для него в России создают новый ПД-14, который хотят установить на «половину из первых 630 серийных МС-21». Но, во-первых, эти 600 серийных машин нужно для начала построить: напомним, что сейчас заказано чуть более 270. А, во-вторых, российские специалисты уже сейчас прямо признают, что установка двигателя ПД-14 может привести к росту цены эксплуатации крылатой машины.
С дугой стороны, требования к силовой установке для самолетов местных авиалиний не столь высоки, как в случае с крупными авиалайнерами, рассчитанными для эксплуатации по всему миру. Поэтому чисто гипотетически новый Ил-114 может увидеть родные «движки». В заключение хочется сказать, что Ил-114 видится важным и нужным самолетом, который действительно может изменить внутрироссийские авиаперевозки в лучшую сторону. А вот как получится на практике — покажет время.
Сатановский о беспорядках Венесуэлы: США выучили уроки Сталина
Российский политолог, экономист, президент Института Ближнего Востока и востоковед Евгений Сатановский прокомментировал беспорядки в Венесуэле аналогией с ситуацией на Украине.
По словам эксперта, ему нравится идея, что на Украине должен находиться пророссийский политик. Такая концепция особенно актуальна после действий США на «своем заднем дворе» - в Венесуэле. Сегодня американцы демонстрируют хорошее усвоение уроков Сталина советских времен.
В Венесуэле Вашингтон делает то же самое, что делал Иосиф Сталин во времена управления СССР. Тогда в Советском Союзе популярна была идея рассаживать пророссийских глав в другие государства. Например, в Финляндии хотели посадить Куусинена, есть даже одноименная улица. У Высоцкого же не зря есть замечательная песня о том, что в Туркмении каждый второй – Аятолла и даже Хомейни, отметил эксперт в программе «Полный Контакт».
Сатановский с сожалением заметил, что в России нет кадров, чтобы хватило пророссийских политиков на все 193 страны. Эксперт также не поддержал идею передаче Венесуэлы известному российскому политику Анатолию Чубайсу. По мнению политолога, благодаря своим деловым качествам, талантам и жесткости он будет более эффективен на Украине. Быстро и качественно наведет порядок в Киеве и наладит хорошие отношения с США.
БУРЯТЫ
Где в России самые лучшие лучники? В Бурятии, ведь лук для бурята – национальное оружие. Где находится Байкал, самое глубокое озеро в мире? В Бурятии. А где находится самая длинная улица в мире длиной в 17 км? В Бурятии, в деревне Бичура (этот факт зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса). А ещё буряты считают, что на их родине самые красивые степи и самая красивая радуга.
В России проживает почти 500 тыс.бурят, и не только в Бурятии, но и в примыкающих Иркутской и Читинской областях. В составе Забайкальского края есть Агинский бурятский округ. Там проживают агинские буряты – несколько обособленные в этнографическом плане от остальных бурят.
Буряты – ближайшие родственники монгол. Ощущение этнокультурного родства с монголами буряты не теряли никогда. Сегодня, когда между Россией и Монголией действует безвизовый режим, буряты и монголы ездят друг к другу в гости. В бурятских городах можно увидеть рекламные вывески на монгольском языке и машины с монгольскими номерами.
К сожалению, инфраструктурная обустроенность КПП на границе, что с нашей, что с монгольской стороны, оставляет желать лучшего. Автор сих строк, въезжая в Монголию через российскую Кяхту в 2015 г., был удручён отсутствием цивилизованного гостиничного обслуживания в городе и плачевным состоянием Музея российско-монгольской дружбы. Музей представлял собой старенький маленький домик со скромной вывеской, но внутри него хранились достойные внимания ценные экспонаты.
Буряты – словно посредники между монголами и русскими. С появлением более положительных оценок роли монголов в истории Руси буряты, как одно из древних монгольских племён, тоже иначе смотрят на свою древнюю историю.
Действительно, в сравнении с западными завоевателями, принуждавшими русских к отречению от православия, монголы интересовались только материальной добычей, оставляя захваченным народам их богов. В историю России навсегда вошёл правнук Чингисхана, христианский святой Пётр Ордынский. Наверняка, он был не единственным монголом, принявшим православие.
Современные буряты – буддисты и христиане. Первых, конечно, больше. Бурятский буддизм дал России немало известных имён. Каждому буряту известно имя ламы Даши-Доржо Итигелова. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг.он, будучи настоятелем Янгажинского дацана, проявлял молитвенную заботу о душах погибших воинов. В те годы буряты могли быть причислены к казачьему сословию, сам Итигелов был выходцем из казаков, и, вероятно, казаки-буряты участвовали в сражениях русско-японской войны.
В Первую мировую Итигелов организовывает сбор денежных средств в помощь фронту. В госпитали по его распоряжению были отправлены буддистские монахи. За заслуги перед Россией лама Итигелов был отмечен орденом Святой Анны II степени.
Личным врачом царской семьи Николая II был Жамсаран Бадмаев (в крещении Пётр), из агинских бурят. Бадмаев был не только искусным лекарем, но и дальновидным политиком. Англичане через Индию постепенно подбирались к Тибету и, далее, к границам Российской империи. Бадмаев считал, что нейтрализовать эту опасность можно продвижением России на восток, к Монголии, Китаю и Тибету.
Буряты, вообще, всегда отличались высоким уровнем патриотизма. Узнав в 1812 г.о нападении Наполеона на Россию, они просились на фронт. В годы Великой Отечественной войны проявил себя молодой снайпер-охотник Радна Аюшеев. Подсчитано, что десять самых результативных снайперов-бурят уничтожили свыше 2 тыс.фашистских оккупантов.
Самый зрелищный бурятский праздник – Сурхарбаан. Это народный спортивный праздник, своеобразная местная олимпиада, когда мужчины состязаются в скачках, стрельбе из лука и национальной бурятской борьбе бухэ-барилдаан.
Благодаря таким традициям буряты всегда считались отличными борцами, стрелками и наездникам. Константин Рокоссовский вспоминал, что в 1920 г.при формировании кавалерийских отрядов желающих среди бурят было так много, что некоторых приходилось отсылать домой.
Другой отличительной чертой бурятского народа является трепетное отношение к природе. Потому Байкал и сохранялся так долго нетронутым, что его оберегали буряты. Врожденное чувство экологической культуры позволяло бурятам жить в гармонии с окружающей средой. Бурятские традиции сурово осуждали тех, кто наносит природе вред, ибо считалось, что, тем самым, нарушается сбалансированная взаимосвязь человека и горнего мира.
Есть у бурятской культуры и проблемы. Самая главная и распространённая в наш век глобализации – падение численности людей, владеющих родным языком. Хотя бурятский язык представлен и на телевидении, и на радио, и в печати, многие молодые буряты предпочитают общаться со сверстниками по-русски.
Это влияет и на стиль празднования бурятского Наадама. В Монголии Наадам выглядит как безусловно монгольский праздник, в Бурятии не всё так однозначно. Особенно, если празднество проходит в городе. Вместо национальных одежд участники состязаний могут появиться в современных «шмотках», а ход праздника копирует обыкновенные светские состязания, с разминкой в стиле американской аэробики и т.д.
Такова реальность: маленьким культурам приходится прилагать усилия для самосохранения, и не всегда эти усилия увенчиваются успехом. Но нельзя сказать, что у бурятской культуры нет будущего. Будущее у неё есть, пока есть бурятский народ – главный выразитель этой культуры и носитель её созидательных начал.
Свежие комментарии