3+1
Как отмечал в своей книге «Бесконечность и вечность вселенной» Г. А. Курсанов, принято считать, что человек – трехмерное существо. У него есть длина, ширина и высота. И живут люди в таком же трехмерном пространстве. Для того, чтобы представить двухмерный мир, ученые чаще всего предлагают вообразить плоское существо, имеющее лишь длину и ширину и способное передвигаться и видеть только то, что находится вдоль плоскости. Если человек из трехмерного мира возьмет у «плоскатиков» какой-нибудь предмет и перенесет его в третье измерение, то «плоскатикам» покажется, что этот предмет дематериализуется, исчезает.
Впрочем, академик Исай Давыдов в издании «Запрограммированное развитие всего мира» пишет о том, что даже те 3 измерения, в которых существует человек, характеризуют исключительно физическое пространство. Четвертым же измерением является время, которое нельзя включить в пространство в его обычном понимании. Для него требуется пространство совсем иного рода, которое называют пространством-временем. К тому же время, по крайней мере пока, невозможно увидеть или почувствовать. Именно поэтому некоторые эксперты считают, что люди живут в 3,5-мерном мире. Как бы то ни было, все 4 измерения объединены в единое целое и неразрывно связаны между собой.
Невидимые измерения
Между тем большинство ученых уверены в том, что измерений гораздо больше четырех. Так почему же человек их не видит? Как утверждает Лиза Рэндалл в своей книге «Достучаться до небес: Научный взгляд на устройство Вселенной» со ссылкой на физика Оскара Клейна, человеческое восприятие слишком ограничено, а потому некоторые измерения, которые очень малы, неразличимы для людей. В качестве яркого примера Рэндалл приводит человека, идущего по канату, который видит свой путь одномерным. А вот крохотный муравей на точно таком же канате способен двигаться в двух измерениях. Предположительно, пространство изогнуто или скручено, что позволяет иным измерениям «прятаться».
В сборнике «Происхождение Вселенной» (главный редактор Элисон Джордж) упоминается о М-теории, которая развивает теорию струн и предполагает, что на самом деле люди живут в 11-мерной Вселенной. Сторонники теории придерживаются мнения о том, что 4 основные измерения большие и почти плоские, как писал Стивен Хокинг, поэтому человек с ними отлично знаком, но остальные 7 измерений так туго скручены, что попросту выпадают из поля зрения. Однако если человек не видит время, это вовсе не означает, что его не существует. Аналогичным образом дела обстоят и с «дополнительными» измерениями.
Мир, которого не ожидали
Неожиданно «доказательства» существования 11 измерений ученые обнаружили в человеческом мозге. В 2015 году швейцарским нейробиологам, которые объединились в исследовательскую группу, получившую название Blue Brain, удалось полностью реконструировать мозг, а точнее неокортес (новую кору) с помощью суперкомпьютера. Модель была создана с помощью алгебраической топологии, то есть раздела математики, описывающего свойства объектов и пространств независимо от изменения их формы. Глава научной группы Генри Маркама из института EPFL, оглашая результаты проделанной работы, заявил о том, что члены команды «увидели мир, который они никогда не ожидали увидеть».
Как известно, в мозгу человека около 86 миллиардов нейронов, которые образуют сеть во всевозможных направлениях, формируя сознание. Так вот швейцарцы обнаружили, что процесс обработки информации похож на строительство башен из кубиков. Мозг, откликаясь на стимулы, создает, а затем все более усложняет башни. Математик Ран Леви, участник Blue Brain, описал это так: «Все начинается с одномерных палочек, затем мозг переключается на доски (2D), после приступает к кубам (3D), постепенно переходя к более сложной геометрии с 4D, 5D и т. д.». По словам ученых, в мозге человека находятся объекты, размеры которых соответствуют 7 измерениям, а некоторые экземпляры «живут» и в 11-мерном мире.
18 месяцев в сумерках: определен самый тяжелый год в жизни человечества
Ученые выяснили, что 536 год нашей эры был для человечества невероятно тяжелым, когда всю Евразию накрыл загадочный туман.
Историк Майкл Маккормик, возглавивший работу над проектом «Наука человеческого прошлого», считает, что этот год был хуже чумы 1349 года, погубившей половину жителей Европы или смертельной эпидемии гриппа в 1918 году, в результате которой умерло около 100 миллионов человек.
В результате проведенной работы, группа ученых выявила самый тяжелый год в истории жизни человечества. Византийский историк Прокопий Кесарийский уверен, что в 536 году страны Европы, Среднего Востока и Азии накрыла густая сумеречная пелена, которая 18 месяцев закрывала собой солнечный свет.
В тот год температура в летний период упала до 1,5-2,5 градусов Цельсия, что было рекордом за прошедшие 2300 лет. Холода погубили посевы, и население стало массово вымирать от голода и холода. В Китае в те времена прошли сильнейшие снегопады.
Согласно ирландским хроникам, неурожаи преследовали человечество до 539 года, а спустя еще два года бубонная чума разразилась в Римской империи. Вполне возможно, что эта эпидемия могла быть следствием прошедшей ранее экологической катастрофы. К сожалению, историки не указали (или не выяснили), сколько примерно людей пострадало от этого страшного катаклизма, вероятно, это были сотни миллионов.
В результате длительных исследований, ученые, наконец, установили причину этой загадочной пелены. Были исследованы образцы льда, взятые из шведского ледника, и выяснилось, что в 536 году в Исландии произошло мощнейшее извержение вулкана, выброшенный пепел которого накрыл все Евразию. Затем, в 540 и 547 годах произошли еще два извержения, которые на следующие сто лет обрушили экономику Европы.
Сказка наяву: женские украшения народов Дагестана
Женские украшения Дагестана несут не только эстетическую, но и магическую нагрузку. Значительный пласт в ювелирном искусстве Дагестана составляют женские украшения южной части республики, стилистически обусловленные влиянием культур стран Переднего и Ближнего Востока. Украшения южного Дагестана отсылают в те далекие времена, когда народы Аккада заселяли Кавказ, поэтому их элементы напоминают каббалистику. Аварские украшения напротив имеют скифские солярную символику.
На символику украшений значительную роль оказал ислам. Процесс исламизации Дагестана, начавшийся в Х в., шел сложными путями, и долгое время не имел успеха. Упорное сопротивление горцев новой религии проявлялось как в формах прямого неповиновения, в результате чего ряд горных дагестанских районов обратился в новое вероучение лишь к концу XIV в., а Кубачи – в XV в., так и в стойком сохранении многих языческих и христианских пережитков в мировоззрении дагестанских народов.
Отражением этой сложной плюралистической духовной структуры и служит длительное сохранение и воспроизводство в традиционных женских украшениях принципов и норм архаической культуры.
Поскольку большинство сохранившихся изделий создано в XIX – начале ХХ в. (более ранние памятники почти не сохранились), то по ним трудно проследить пути усвоения дагестанскими мастерами внешних влияний.
Головные уборы
Наиболее архаичным головным убором, сохранившаяся до сих пор у горных народов, в частности у андийцев, являестя рогатая чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Исследователи находят сходство андийской, ботлихской чухты с отдельными головными утрами («кичкой» и «сороками») русских, украинских, белорусских женщин.
У народов Южного Дагестана, бежтинцев, лачек и агулок, у лезгинок бытовало весьма своеобразное свадебное головное украшение – «къукъем» – и группа вещей, стилистически связанных с ним.
По форме оно напоминает стрельчатую арку, какие в древности украшали восточную архитектуру. Техника позолоты была не характерна для традиционных архаичных дагестанских изделий. Дело в том, что еще издревле дагестанцы считали золото металлом с негативной энергетикой, способной приносить беды и несчастья, металлом, который могли использовать в колдовстве.
Девушки носили «кукем» поверх платка. Центральная пластина располагалась на темени, а цепочки, обвивающие голову женщины, крепились сзади с помощью крючков. Изделие, представленное в экспозиции музея, украшено синими, зелеными и красными стеклами в форме шатра с острым верхом. Подвески свободно спадают на лоб и изящно обрамляют голову. На центральной части пластины расположился узор из крючков и спиралей, сделанных из проволоки.
Также среди декоративных элементов встречаются разноцветные вставки из стекла и мелкие подвески в виде «огурцов». В искусстве Ирана доисламского периода они символизировали язычки пламени — один из сакральных атрибутов в зороастризме, древнейшем религиозном учении Востока.
Обилие мелких подвесок создавало очень яркий образ девушки в праздничном костюме, которая должна была поразить всех окружающих богатством и роскошью.
Аварские женщины носили много серебряных украшений: кольца, пояса, серьги, браслеты, а серебряными монетами обшивали наряды. Интересно, что аварские женщины предпочитали золоту серебро и в их украшениях золото раньше не встречалось.
Украшения головных уборов аварок содержат стилизованное изображение коней или орнамента, близкого к скифским культурам.
В аварском селе Ругуджа Гунибского района костюм невесты состоит из платьев, покрывала и черного шелкового платка с богатой бахромой, вышитого золотом с неповторяющимися рисунками.
У табасаран нагрудное украшение выполнено в виде рядов монет.регами и нашивками, монетами, кораллами, бирюзой, жемчугом, бусинами «баламутами». Эти элементы защищают невесту от сглаза.
В аварских поселениях на севере Азербайджана получил распространение своеобразный чепец – «думча», теменная часть которого обшивалась рядами цепочек, заканчивавшихся колечками и свободно свисавших по бокам. За ними следовали ряды пришиваемых вплотную друг к другу серебряных трубочек.
Головные украшения у лезгин и табасаран почти не употреблялись, лишь иногда край чохто обшивался монетами. Лезгинки почти не носили височные и нашивные на платья украшения. Вырез бытовавшего здесь отрезного, шитого в талию платья – «валчаг» – часто украшался монетами.
Височные подвески
Височные подвески считаются одной из самых древних форм украшений, в частности они бытовали у всех славянских племен, а также дославянских финно-угорских племен. У аварцев и даргинцев распространены были так называемые «шумящие» кольца: ободок кольца обрамляли короткими подвесками, монетами, полыми (пустыми внутри) шариками, которые при движении издавали звук. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее.
Часто горянки носили и более массивные подвески. Как правило, такого рода вещи выполняли функцию оберегов. Дагестанцы были уверены, что серебро защищает хозяйку от дурного глаза и наговоров.
Височные подвески такого типа женщина надевала только в праздничные дни. Если же на ней видели лишь одну подвеску, это означало, что она недавно стала вдовой.
В основе орнамента лежит образ мифологического древа жизни — оно ассоциировалось у местных жителей с достатком и процветанием. На вершине растения или же на его ветвях по обе стороны от ствола обычно помещались фигурки птичек — петушков с зернышками в клювах. Эта птица относится к одним из самых древних символов Дагестана. Считалось, что она должна оберегать женщину. Интересно, что тот же мотив встречается и у мерян. Иногда вместо птички древо венчал полумесяц со звездой.
Пояса
Стилистически к этой группе предметов примыкают поясные пряжки, широко распространенный здесь вид женского украшения, совершенно отсутствующий в группе вещей внутренних районов Нагорного Дагестана, где носили свободные платья или подпоясывали их матерчатыми кушаками. Даже на единственном бытовавшем там типе металлического кахибского пояса простая пряжка, является элементом поздним, первоначально же он закреплялся при помощи кольца и шнура.
Один из двух распространенных типов пряжки – туту имел средние размеры. Пряжки второго типа охватывали примерно две трети талии женщины и крепились к галуну при помощи специальных бляшек-запонок. Такая пряжка была подвижна и составлялась из трех-четырех частей, неразъемно соединенных шарнирами. Соединения прикрывались круглыми декоративными деталями.
Пояса, декорированные металлическими украшениями и пряжками, носили главным образом лезгины. Но иногда они встречались и у их соседей: даргинцев и лакцев, южных аварцев и других.
В XIX веке лезгинские женщины в качестве верхней одежды носили валчаг — приталенное платье из бархата или сатина, которое надевалось поверх нижней рубахи. К валчагу обязательно прилагался роскошный серебряный пояс «камари». Все детали пояса имели символическое значение.
Обратите внимание на идентичность композиции на бляшке пояса на верхней фото и на фото под текстом. 1-ый уровень: 24 крупных камня или 12 камней и 12 выступов соотносятся с 12 месяцами или 24 часами в сутках; 2-ой уровень: 25 лепестков, в каждом из которых треугольник, состоящий из 15 точек, всего 375 точек (почти число дней в году, только с упором на магию пятерки); 3-ий уровень — 14 лепестков, в каждом из которых по 2 круга, всего 28 точек, то есть лунный цикл. И в завершении композиции выступ с одним черным камнем. Таким образом, пояс символизирует солнечно-лунный календарь и числовую магию с такими числами как 4, 6, 5, 7.
Для лезгинского пояса характерны широкая пряжка с круглой центральной частью, скрывающей крючок, с помощью которого пряжка застегивается, и большие боковые крылья, расширяющиеся к краям. Центр круглой части украшается крупным шатрообразным элементом, декорированным либо чернью и гравировкой, либо филигранью.
Тяжелые и массивные, насыщенные деталями пояса этого типа крепко обхватывают талию, стремясь не столько подчеркнуть тонкость стана хозяйки, столько своими пышными формами определить главный акцент в декоре костюма.
Они привлекают взгляд, выделяют центр, которому соподчиняются верхняя и нижняя, никогда не украшаемая часть валчага, шитого обычно из толстых тканей что делало само платье тяжелым и плотным. Таким образом, пояс становится основным элементом в художественном образе костюма.
Нагрудные украшенияежтинцы
Этот четко фиксируемый композиционный принцип расположения украшений в одежде противоположен сплошному заполнению серебром платья женщин внутренних районов Нагорного Дагестана, где одно и тоже украшение могло использоваться и как нагрудное, и как поясное.
Не меньший интерес представляют нагрудные украшения рутулок и цахурок с гексаграммами, пентаграммами, напоминающее аккадское древо жизни. В этих украшениях много пентаграмм и гексограмм.
Табасаранские нагрудники из серебряных монет интересны тем, число монет может нести символическое значение, но это нуждается в дополнительном исследовании.
У кубачинцев и бытовало также специальное нагрудное украшение — тавка.
У лачек нагрудные украшения продолжались серией украшений до самого низа платья
В подготовке материала выражаю признательность Хайбулаевой Ирине, заведующей экспозиционно-выставочным отделом ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул ».
Как искусственный шестой палец меняет работу мозга человека
Протезирование было придумало, чтобы облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями. Но что будет, если протезы использовать, чтобы расширить привычные человеческие возможности? Этим вопросом задалась студентка британского колледжа и разработала модель шестого пальца.
Управлять ногами
Дани Клод придумала протез для обычных людей. Шестой палец надевается на ладонь с внешней стороны ниже мизинца. Протез приводится в движение с помощью тросов и моторов, скрытых в браслете на запястье. В конструкции предусмотрена беспроводная передача данных. Сенсоры протеза прилепляются к обуви.
Конструкция несложная, легко печатается на 3Д-принтереПрактическое применение пальца — расширение потенциала кисти при игре на гитаре, возможность нести больше вещей в одной руке. Ученые выступили в поддержку изобретения. Некоторые специалисты считают, что шестой палец способен изменить традиционное представление о протезировании.
Для изучения и улучшения разработки было проведено исследование в лондонском колледже. Во время экспериментов учёные рассматривали, как шестой палец влияет на мозг человека.
Отталкиваемся от гипотезы
Основанием для эксперимента послужила известная гипотеза о том, что изменение кисти с появлением большого пальца, перпендикулярно отставленного от других, позволило человечеству подняться на другую ступень эволюции. Большой палец отвечает за хватательные движения, которые впоследствии сделали доступным применение первобытных орудий труда.
Практическое применение пальцаДля проведения опытов протез изготовили при помощи 3Д-принтера. Управление протезом осуществляется через беспроводные датчики. Для проведения эксперимента было приглашено двадцать добровольцев. Создательница аппарата также приняла в нем участие.
Что с результатами
Протез выдавался испытуемым на весь период эксперимента. Участники не только в лабораторных условиях пользовались им, но и забирали домой, чтобы посмотреть, как он им помогает в обычной жизни. Во время опытов палец участвовал в захватных действиях. Так, с его помощью удерживалось нескольких мячей. Эксперименты по функциональным особенностям прошли успешно. В это же время ученые проводили диагностику работы головного мозга у участников эксперимента.
Практическое применение пальцаНейробиологи были сильно удивлены результатами. Оказалось, что адаптация мозга прошла довольно быстро. В нескольких отделах головного мозга была зафиксирована активация новых отделов, но вскоре мозг стал воспринимать протез как что-то естественное.
Кто отец?
Появление наследника всегда вызывает неподдельный интерес у его родителей и, конечно, у близких родственников и друзей семьи. Но на этом круг замыкается — больше новорождённый по большому счету никого не волнует. Совсем другое дело, когда речь идёт о наследнике престола. Вот тут заинтересованных в процессе родов и его благополучном (или нет) завершении оказывается гораздо больше, чем в какой-либо рядовой семье.
Например, в 1778 году, когда по Версалю разнёсся слух, что королева Франции Мария Антуанетта вот-вот разрешится от бремени, в комнату, где лежала роженица, набилось ни много ни мало — двести человек! Вы только представьте: при столь интимном процессе — толпа зрителей. Стояли на стульях, сидели на шкафах, лишь бы увидеть все в подробностях. Королева, говорят, даже сознание потеряла, причём не от боли (роды ещё не начались), а от невообразимой духоты и испарений двух сотен тел. И ведь их не разогнать было, каждый хотел убедиться, что, во-первых, будет наследник, а не наследница, во-вторых, что его не подменят, не сглазят, не зарежут и не похитят… Короче говоря, у каждого нашёлся повод присутствовать при таинстве. Тем более что ходили слухи о мужской неспособности супруга Марии Антуанетты короля Людовика XVI, и весь двор гадал — кто же счастливый отец?
Замурованные заживо
Но мы пишем эту статью не ради сплетен о давно умерших людях. Давайте просто озаботимся проблемами несчастных средневековых правительниц.
Доступ уличному свету и свежему воздуху в помещение, где находилась роженица, в последний месяц перед родами оказывался полностью закрыт. Женщина была вынуждена лежать в душной комнате с закрытыми ставнями окнами, ещё и завешенными глухими шторами. Свет давали только лишь нещадно чадящие свечи, а в качестве украшений на стены вешали пыльные гобелены. Пол был засыпан зелёной травой и камышом, которые меняли каждый день — это давало хоть какую-то свежесть. Посещение будущей мамы было строго ограничено. Разговаривать разрешалось только шёпотом.
На гобеленах, украшавших стены спальни, изображались только религиозные сюжеты. Считалось, что любые изображения на мирскую тему могут вызвать у беременной нездоровые видения, что повредит плоду. Зато заунывные песни и молитвы, которые почти непрерывно круглые сутки напролёт пели и читали специальные женщины, должны были, по мнению близких, всячески облегчать страдания.
Русским царицам на сносях было не легче. На протяжении всего периода вынашивания младенца царице следовало дважды в день посещать церковь, регулярно ездить по святым местам и повсюду участвовать в длительных богослужениях. Эти мучения продолжались чуть ли не до самых родов. Так что схватки могли начаться в самый неподходящий момент, где-нибудь в чистом поле на пути между обязательными к посещению монастырями.
Что-то не так…
Как мы с вами понимаем, ещё совсем недавно (а уж тем более в Средневековье) до последнего момента никто не знал, мальчик родится или девочка. Все были уверены, что пол плода можно изменить в течение беременности и даже в последний час перед родами. Для этого существовал целый список довольно странных рекомендаций, начиная с «особенной» позы женщины во время зачатия и заканчивая опять же позой, но уже во время родов.
Где-то до пятого месяца женщина обычно понятия не имела о том, что она беременна. Никто никакие циклы не отслеживал, возможно, их вообще ни с чем не связывали. Только на пятом месяце, когда ребёнок принимался откровенно шевелиться, дама начинала подозревать, что в её организме «что-то не так», и тут же бежала писать завещание — смертность матерей во время родов была необычайно высокой.
Весь процесс беременности был окутан тайной — никаких консультаций, никаких рекомендаций и, разумеется, никаких лекарств.
У жителей Корсики и Испании муж роженицы симулирует схватки, а после рождения ребёнка ложится с ним рядом в постель в женской одежде и принимает поздравления. В это время жена занимается обычной домашней работой.
Это больно!
Официально считалось, что боль, которую женщина терпит во время родов, посылается ей в наказание за грехопадение с библейских времён. А потому облечение этой боли — занятие небогоугодное. Королева Виктория (это уже Англия, XIX век) тоже так считала вплоть до своих первых родов. Но, как только она поняла, что её ждёт, тут же вызвала своего лекаря и потребовала у него любыми способами облегчить её страдания. Тот предложил ей хлороформ, и королеве так это понравилось, что она потом родила ещё восьмерых детей и даже разрешила своим приближённым пользоваться обезболиванием во время родов.
Очищение от скверны
С Средневековье медицина была, как мы понимаем, не на самом высоком уровне. То есть при королевских родах присутствовала та же самая повивальная бабка, что и при родах простой крестьянки. Все, что эта бабка могла сделать, — «защитить» ребёнка от всякого рода злых потусторонних сил. Во всяком случае, именно этим повивальные бабки обычно и занимались. Понятно, что при таких условиях детская смертность была необычайно высокой, независимо от того, в хижине проходили роды или в королевском дворце. К примеру, из двенадцати детей Петра I и Екатерины Алексеевны до зрелого возраста дожили только двое.
В раннем возрасте дети чаще всего умирали от оспы. И вот тут нужно вспомнить добрым словом российскую императрицу Екатерину II, которая в 1768 году ввела в стране оспопрививание, первой сделав прививку себе и своему сыну.
Но вернёмся в Средневековье. Новорождённого забирали и передавали нянькам и кормилицам, а королева-мать ещё месяц с лишним должна была скрываться от всех — приходить в себя, приводить себя в надлежащий вид. Ребёнка крестили, но мама при этом не присутствовала — в процессе восстановления после родов её должен был «очистить от скверны» священник. Только после очищения королева вновь становилась полноценной правительницей.
Кстати, иногда получалось так, что мама своего ребёнка видела потом чуть ли не раз в год, если не реже, и это считалось нормой.
Свежие комментарии