На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Польский политолог: Россия уже напала на Польшу и весь Запад Польша и шире, весь объединенный Запад, уже находятся в...Поехала плакать
  • Юрий Ильинов
    Тут на днях мой драгоценный дитенок существенно провинился и решила я его в качестве наказания временно лишить смартф...Российские военны...
  • Игорь Петров
    Украина: начинает...

Говорят, что когда тот уж чересчур перегибал палку, государь лично колотил его тростью, приговаривая напутствия и поучения

Говорят, что когда тот уж чересчур перегибал палку, государь лично колотил его тростью, приговаривая напутствия и поучения

 

Александр Меншиков: противоречивый соратник Петра Великого

Друг и соратник Петра Великого Александр Меншиков — фигура весьма противоречивая.

С одной стороны, он — фаворит царя, талантливый военачальник, строитель новой столицы: его заслуги перед государством сложно переоценить. С другой, Меншиков — человек редкого корыстолюбия, казнокрад, чьё состояние было одним из самых огромных в империи.

О происхождении светлейшего князя споры между историками идут до сих пор. Сходятся они лишь на том, что родился он в 1673 году. Есть основания, хоть и шаткие, полагать, что отцом Александра Даниловича был конюх или, возможно, пекарь. Есть историческая байка о том, что в юном возрасте Меншиков торговал на улице пирожками.

При жизни князя распространялась совершенно другая легенда: якобы родом он был из литовских дворян. Отец его поступил на службу к царю Алексею Михайловичу, а мать происходила из известного купеческого рода. Однако, скорее всего, сам Меншиков, уже будучи приближен к Петру, нанял людей, чтобы они составили ему соответствующее генеалогическое древо.

Версию «с пирожками» опровергает А.С. Пушкин. В черновиках к «Истории Петра» он записал:

«... Меншиков происходил от дворян белорусских. Он отыскивал около Орши своё родовое имение. Никогда не был он лакеем и не продавал подовых пирогов. Это шутка бояр, принятая историками за истину».

Тем не менее профессор Н.Павленко склонен верить свидетельствам современников:

«Меншиков, даже если он был сыном служащего и купчихи, ребёнком вполне мог продавать где-то пироги. В Москве этот рассказ жил долгие годы. Его надёжность засвидетельствована многими людьми — в том числе известными дипломатами».

Косвенным подтверждением незнатного происхождения может служить и неграмотность Александра Даниловича. Несколько раз историки пытались доказать его образованность, но, к сожалению, не сохранилось ни одного документа, который бы написал лично князь. Все бумаги от его имени, в том числе и письма к жене, написаны секретарями — Меншиков лишь ставил на них свою подпись.

О неграмотности светлейшего свидетельствовали иностранцы, царский изобретатель-механик А.К. Нартов, и с ними соглашались крупнейшие учёные, в том числе один из лучших специалистов по петровской эпохе С.М. Соловьёв, исследовавший огромный архив документов.

Автор монографий, библиограф и источниковед С.П. Луппов утверждает:

«За многолетнюю работу в архивах над фондами Петровского времени нам не удалось видеть ни одного документа, написанного Меншиковым, а приходилось встречать только бумаги, написанные другими лицами и только подписанные неуверенной рукой Меншикова».

Тем не менее всё это он возмещал талантами, находчивостью и смекалкой. 14-летнего подростка приметил Франц Лефорт и взял к себе, а уже там его увидел Пётр I и забрал себе денщиком. Меншиков быстро завоевал расположение царя, его дружбу и стал доверенным лицом. Пётр мог поручить ему любое дело.

И Александр Данилович брался за всё. Он сопровождал государя в путешествиях по России, в «Великом посольстве» в Европу, в военных походах, где проявлял недюжинный талант полководца, за что был отмечен высокими званиями и наградами.

А ещё Меншиков обладал удивительным даром веселить вспыльчивого царя и гасить его гнев. Об одном таком случае рассказывали современники: как-то Пётр сильно разгневался на Меншикова и пригрозил, что отправит торговать пирожками, как когда-то. Князь сорвался с места, выбежал на улицу и вернулся к государю с пакетом пирожков. От гнева царя не осталось и следа.

Строя новую столицу, Санкт-Петербург, Меншиков обзавёлся множеством предприятий, которые приносили ему баснословный доход. Однако не брезговал при этом и мелочью из казны, не упуская ни единой возможности. Историки обнаружили интересный документ, согласно которому из средств на содержание царя Меншиков приобрёл Петру два парика за десять рублей, себе же — целых восемь за 62 рубля!

О казнокрадстве светлейшего князя знали все, в том числе и Пётр. Говорят, что когда тот уж чересчур перегибал палку, государь лично колотил его тростью, приговаривая напутствия и поучения. А потом прощал своего лучшего друга, и уже вечером они вместе гуляли где-нибудь в кабаке.

После смерти Петра Меншиков на время правления Екатерины упрочил своё положение, но уже при внуке великого царя Петре II оказался в опале, был сослан в Сибирь и лишён всех титулов и имущества.

 

«Каждый обсуждает моё искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить».

 

Клод Моне: в погоне за впечатлением

Глядя на картины Клода Моне, ощущаешь радость жизни, трепет лёгкого ветерка, единение человека с окружающим миром. Своей работой художник создаёт впечатление. Именно так. Это впечатление и стало основой нового направления в живописи, дало ему название — импрессионизм.

Будущий художник появился на свет в семье бакалейщика, и его отец мечтал, чтобы сын продолжил семейное дело. Однако единственное, чем Клод по-настоящему был увлечён, — изобразительное искусство. Причём поначалу мальчик рисовал в основном карикатуры. В школе он учился посредственно, а вот своими художествами снискал себе известность среди местного населения.

Отец сердился и не одобрял занятия мальчика, уверенный в том, что профессия художника ненадёжна в плане постоянного дохода. А вот тётка, занимавшаяся воспитанием Клода после смерти его матери, поддержала увлечение племянника.

Подростком Моне познакомился с Эженом Буденом, который предпочитал писать на пленэре, что было в ту пору редкостью, и получил от художника несколько полезных уроков, после которых чётко осознал, что живопись — его призвание. Как и Буден, Клод полюбил рисовать на природе, уверенный, что только так может получиться чистый и свежий образ.

Материально зависимый от отца, Моне еле сводит концы с концами, поэтому с радостью воспринимает военную службу: его отправляют в Алжир, где юного художника потрясают местные пейзажи. По воспоминаниям Моне, это время принесло «открытие новых красок и световых эффектов» и значительно повлияло на формирование художественного стиля, восприятия и манеры изображения.

В Северной Африке он прослужил почти два года, когда внезапно тяжело заболел и вынужден был вернуться домой. Поправившись, Моне знакомится с ещё одним художником, Йоханом Йонкиндом, который также преподаёт Клоду несколько уроков мастерства.

Отец, вероятно, смирившись с тем, что сын никогда не станет бакалейщиком, решает помогать Клоду в его занятиях, и молодой человек отправляется в Париж, где некоторое время проводит в мастерской Глейра. Этот период сближает Моне с Ренуаром и Сислеем, которые вскоре становятся его друзьями.

Творчество Эдуара Мане, в частности, его картина «Завтрак на траве», оказывает сильное влияние на Клода. Он ввязывается в полемику по поводу этой работы, понимая, что Мане несёт с собой обновление живописи, и признаёт его лидером молодых художников, которых через некоторое время назовут импрессионистами.

Под влиянием Мане Моне пишет свой «Завтрак на траве». Оригинал, к сожалению, не сохранился, но его уменьшенная копия даёт представление о полотне. Сюжет вполне обычен: группа нарядных людей на опушке леса. Однако манера исполнения совершенно отличается от академической. Здесь нет плавного перехода от света к тени, нет чётких контуров, а есть лишь световые пятна, будто смазанные лёгким движением воздуха. Картина не выглядит гладкой, она становится фактурной.

Фрагмент картины "Завтрак на траве". Клод Моне. Написана им в 1866 году. Меньшая версия картины находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Фрагмент картины "Завтрак на траве". Клод Моне. Написана им в 1866 году. Меньшая версия картины находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

 

Найдя новый метода изображения, Моне совершенствует его от картины к картине. Он показывает игру солнечных лучей, колышущуюся гладь воды, пёстро одетых людей — всё то, что видит вокруг.

Начало 70-х годов позапрошлого века смело можно назвать самым продуктивным периодом художника. В это время он пишет «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинок», «Поле маков у Аржантёя», «Впечатление. Восход солнца», а затем демонстрирует на выставке, названной по последней картине. Именно она и даёт в итоге название этому направлению живописи — импрессионизм (от франц. impression — впечатление).

«Впечатление. Восход солнца» Картина, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм». Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара.

 

Значительное место в творчестве Моне занимает Сена и её мосты. Впечатлённый красотой реки, Клод мастерит лодку и путешествует на ней по водной глади, воспроизводя увиденное в картинах.

Клод Моне, фотография Надара, 1899.
Клод Моне, фотография Надара, 1899.

 

Перемены в личной жизни — рождение детей, смерть жены, нищета, второй брак — приводят и к изменениям в манере письма, в сюжетах, в цветовой гамме. Появляются серии работ, где одно и то же место запечатлено в разное время суток и при разной погоде — таким образом Моне передаёт разницу в освещении, как бы «растягивая» картину во времени.

Сегодня исследователи пытаются разложить по полочкам полотна художника. Сам же он говорил: «Каждый обсуждает моё искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить».

Сад Моне в Жаверни. Возможно именно этот вид послужил источником вдохновения для создания знаменитых "Нимфей".
Сад Моне в Жаверни. Возможно именно этот вид послужил источником вдохновения для создания знаменитых "Нимфей".

 

«Нимфеи» (фр. Nymphéas) — цикл из приблизительно 250 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, выполненных в технике масляной живописи. Картины, изображающие кувшинки различных цветов усадьбы Моне в Живерни, составляли главный предмет творческих усилий художника в последние тридцать лет его жизни.
Склонность Моне к созданию серий картин, объединённых общей темой и перспективой, стала проявляться с 1877 года. Другими известными циклами картин Моне являются:
1877г. серия "Вокзал Сен-Лазар" написано 12 полотен. Вокзал является первой серией картин Моне.
1889 г.,серия «Долина Грёз»,10 картин, позже выставленных в галерее Жоржа Пети.
1889 по 1891 год. серия «Стога», написано 22 картины.
1892 г. серия "Тополя" написано 11 картин.
1895 г. серия "Руанский собор" написано 30 картин.
1900 г. серия "Нимфеи, пейзажи воды" написано 25 панно.
1904 г. серия "Лондон" написано 38 видов.
1903-1908 г создана вторая серия "Нимфей" из 48 полотен, выставленных в 1909 году.
1912 г. серия "Венеция" - 28 картин.

Рождественский пост от древности до наших дней

 

Ещё полтора века назад религия была неотъемлемой частью жизни русского человека. Затем, после Октябрьской революции, начались десятилетия безбожия, когда ходить в церковь, молиться, соблюдать посты или отмечать церковные праздники стало не просто не принято, а опасно.

В начале 90-х, когда Союз распался и страна вступила в новую эру своего развития, взоры многих вновь устремились к небесам, а люди нашли дорогу к храму. Однако лишь некоторые из них вернулись к вере целиком и следуют всем догматам.


За прошедшие годы появилось немало атеистов. Но ещё больше среди современников скептиков, которые, с одной стороны, соглашаются с доктриной существования высших сил, но с другой – не готовы идти на жертвы и соблюдать запреты во имя религии.

Они отказываются признавать истинный смысл постов, которые задумывались как очищение, борьба с грехами и плотскими желаниями. Кто-то относится к ним как к банальной диете, даже не разбираясь, что действительно можно, а чего нельзя делать в священное время. Кто-то добавляет себе острых ощущений на последующие праздники, ведь после ограничений любые излишества вдвойне приятны.

А есть те, кто предпочитает и вовсе игнорировать посты, объясняя их историческое появление не стремлением к святости, а как банальную борьбу с вечным голодом и дефицитом продуктов питания. Мол, недаром ведь самые длинные воздержания длиной в сорок дней выпадают на предрождественские и предмасленичные дни, то есть на зиму и начало весны.


Между тем хотелось бы разобраться в исторической подоплёке ограничений, накладываемых на людей в определённые периоды, на примере последнего в году Рождественского поста. Праздник Рождества Христова впервые стали отмечать в апостольские времена. Уже в пятом веке нашей эры были сделаны первые из дошедших до наших дней упоминания не только о самом торжестве, но и о необходимости очищения перед ним.

Лев Великий, чьи записи внимательно изучили специалисты, объяснял это необходимостью принести жертву Богу за плоды, которые он подарил людям. Изначально пост длился всего около семи дней, хотя некоторые народы соблюдали его дольше. То есть строгих предписаний не существовало. В 1166 году появилась первая настоятельная рекомендация соблюдать пост на протяжении сорока дней.

Это случилось при константинопольском патриархе Луке. Примерно в то же время в записях антиохийского патриарха Вальсамона было выдвинуто утверждение, что отсутствие рекомендаций не отменяет значимость поста, который нужно блюсти, начиная с 15 ноября и вплоть до 24 декабря. Именно таких сроков сегодня придерживаются католики.

Православные из-за перехода на другой календарь сместили эти даты. Рождественский пост у нас продолжается с 28 ноября по 6 января.


Его суть заключается в том, чтобы человек встретил Сына Божьего с чистыми сердцем, душой и телом. А добиться этого можно исключительно покаянием, молитвой и постом. То есть пора прекратить воспринимать пост как ограничение в еде и вредных привычках с целью хоть недолгое время вести здоровый образ жизни или похудеть.

Не было и мысли у наших предков о сохранении продовольственных припасов, используя в этих целях религию (по крайней мере, ни одного запротоколированного доказательства данной теории найти не удастся). Игнорировать пост верующему человеку также не рекомендуется, ибо любая вера строится на догматах, ритуалах, правилах. А очищение с помощью постов перед значимыми церковными событиями – одно из главнейших предписаний в нашей религии.


Впрочем, в XXI веке никто не обязывает граждан голодать и есть на протяжении полутора месяцев исключительно одобренные священниками продукты, тем паче, что на период поста выпадает главный светский праздник – Новый год. Решение должно быть исключительно добровольным, базироваться только на понимании сути своих действий и искреннем стремлении получить очищение. Ибо неискренность или лицемерие в подобных вопросах – тот же грех.

Вот только возникает вопрос, почему в России частенько церковные каноны соблюдались не так вдохновенно и единодушно, как в других государствах? Отчего христианские традиции так сильно смешались с языческими, что исподволь изменились?

Как целая страна, населённая исключительно верующими гражданами, в одночасье после революции отказалась от своих убеждений? Возможно, ответ на эти вопросы стоит искать в истории, вернувшись в прошлое к моменту Крещения Руси и событиям, последовавшим за ним.


О встрече язычества и христианства, а также о духовных процессах, происходивших в сознании людей той эпохи, на страницах книги, написанной в жанре исторического фэнтези, «Приключения Евангелины», расск
азывает Любовь Черенкова. По сюжету две девушки, одна из языческой среды, другая из христианской, ищут себя, Бога и счастье на просторах мира, кишащего опасностями.

Что им удастся отыскать, отправившись в путь познания истины из разных психоэмоциональных точек и по разным причинам?  

 

Первая мировая война застала Колчака на Балтике и проявила его военные таланты

 

Александр Васильевич Колчак. Полярный

Самая драматичная страница в истории любой страны — гражданская война. Самая драматичная страница Гражданской войны в России — история Колчака. Адмирал, Верховный правитель России после свержения монархии, он стал известен ещё и историей своей любви. Но если бы не революция, знали бы мы сейчас Александра Васильевича как выдающегося учёного-океанографа и полярного исследователя.

Будущий герой книг и фильмов принадлежал к достаточно старинному роду, многие представители которого были людьми служивыми. Отец Александра участвовал в Крымской войне, а после опубликовал об этом периоде воспоминания. Сам Александр Колчак после обучения в морском кадетском корпусе четыре года провёл на Тихоокеанском флоте. Вице-адмирал Г.Ф. Цывинский, под командованием которого служил Колчак, отмечал необычайные способности и таланты молодого офицера, его отменную память, знание иностранных языков и истории.

Бороздя Тихий океан, Колчак узнаёт о готовящейся экспедиции в Арктику и мечтает в неё попасть, тем более что руководит ею адмирал Макаров, который читал курсантам лекции. Встретившись со Степаном Осиповичем Макаровым, Александр просился в поход, однако в этот раз не сложилось, и он вновь отправляется на Дальний Восток.

И вот Александра Васильевича достигает весть о новой экспедиции под руководством исследователя Э.В. Толля, целью которой являются изучение Арктики и поиск легендарной Земли Санникова. И в эту экспедицию Колчак попадает.

Но прежде чем отправиться в неизведанные дали, Колчаку предстоит работа в магнитной лаборатории и поездка в Норвегию — к Фритьофу Нансену, у которого Александр Васильевич стажируется. В итоге столь тщательная подготовка позволила русскому исследователю по уточнённым данным исправить карту полуострова Челюскина, которую до этого сделали норвежцы. Здесь же Колчак исследовал льды и измерял глубины. Эдуард Васильевич Толль весьма высоко отзывался об офицере:

«Станции начинались всегда гидрологическими работами, которыми заведовал лейтенант А.В. Колчак. Эта научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью учёного».

Своей мечтой о Земле Санникова Толль заразил и Колчака. Зимуя на Таймыре, они отправляются во льды на собачьих упряжках. В полуторамесячном путешествии Колчак проявил себя отлично и в результате удостоился того, что один из открытых в Карском море островов Толль назвал его именем.

Уже весной Эдуард Васильевич вновь отправился на север, но уже без Колчака. В назначенное время его группа не вернулась, и Александр Васильевич организовал спасательную экспедицию: на шлюпках и собаках он отправился по намеченному группой маршруту, однако обнаруженные нетронутые склады с провизией убедили исследователей, что Толль погиб.

Вернувшись на большую землю, Колчак узнаёт о начале войны с Японией. Не медля, он отправляется в Порт-Артур, где командует обороной и оказывается в плену. По возвращении в Россию его ожидает награда — золотая сабля, инкрустированная надписью «За храбрость».

В Петербурге начинается активная научная деятельность — данные Полярной экспедиции нужно систематизировать и описать. В результате появляются труды, ставшие основой для изучения морских льдов.

Огромный опыт даёт возможность Александру Васильевичу стать руководителем Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Её итогом стали проложенный Северный морской путь и открытие Земли Императора Николая II. За огромный вклад в исследование Арктики его прозвали Колчаком-Полярным.

Первая мировая война застала Колчака на Балтике и проявила его военные таланты. Он создаёт системы минных полей, которые препятствуют германским подлодкам. Стратегический талант Александра Васильевича оценён званием вице-адмирала и переводом на черноморский флот командующим. Там он и встречает революцию.

Черноморские моряки держались дольше балтийских, но красная пропаганда увлекла и их. Не желая принимать в этой возне участия, Колчак адмиральскую саблю бросил в Чёрное море, сняв с себя полномочия командующего...

Жить ему остаётся чуть больше двух лет, но это уже совсем другая история.

 

Говорят, старик Тиберий не гнушался оргий, и его верные слуги похищали для него красивых юношей и девушек по всей империи...

 

Тиберий: император-затворник

Второй римский император из династии Юлиев-Клавдиев. Также великий понтифик, многократный консул, многократный трибун.
Родился: 16 ноября 42 г. до н.э., Рим, Италия, Римская республика
Умер: 16 марта 37 г. (77 лет), Мизено, Италия, Римская империя
В браке с: Юлия Старшая, Випсания Агриппина
Родители: Октавиан Август, Ливия Друзилла, Тиберий Клавдий Нерон Старший
Дети: Друз Младший, Клавдий Нерон
Цитата: Хороший пастух стрижёт овец, а не сдирает с них шкуры.

После смерти Октавиана Августа, основателя Римской империи (до этого была Римская республика), власть перешла его приёмному сыну, 55-летнему Тиберию. По свидетельству древнеримского историка Тацита,

«он был не хуже, а может быть, и лучше многих своих современников... Человек не гениальный, но прекрасный полководец, подозрительный, умный и властолюбивый политик, он был менее оригинален, чем Август, и более консервативен».

Но в истории он о себе оставил весьма противоречивое впечатление.

Тиберий был из рода Клавдиев, его отец, Нерон Старший, в разразившейся гражданской войне оказался противником Октавиана, и когда тот укрепился во власти, вынужден был бежать с семьёй в Грецию. Там у Нерона и его супруги Ливии Друзиллы родился первенец – Тиберий. Однако вскоре им было пожаловано прощение, и они вернулись в Рим.

Согласно легенде, Октавиан, едва взглянув на Ливию, влюбился в неё с первого взгляда. Так что Нерону в спешном порядке пришлось с ней разводиться, впрочем, как и Октавиану Августу со своей женой. Был ли этот брак счастливым, неизвестно, но он продлился до самой смерти императора.

Тиберий поначалу жил с отцом, а после его смерти переехал к матери и отчиму. Воспитывался, как все благородные римляне того времени, в боях и политических спорах. Когда подошло время, он женился на Випсании Агриппине по взаимному чувству, однако долгое время брак был бездетным. Единственный их сын родился лишь спустя семь лет.

Время шло, Октавиан не молодел, а наследника у него не было. Единственным его ребёнком была дочь Юлия. Поэтому, рассчитывая передать власть в надёжные руки, он усыновил Тиберия, а чтобы придать значимости этому факту насильно женил его на своей дочери. Тиберий, нежно привязанный к супруге и ожидающий второго ребёнка, был этим очень раздосадован, однако распоряжению отчима пришлось подчиниться.

Брак с Юлией удачным вообще не был. Ещё при двух предыдущих мужьях она не отличалась верностью, а в этот раз распутничала, не скрываясь. В итоге довела до бешенства не только своего мужа, который скрылся от неё на Родосе, но и отца. От имени Тиберия он дал ей развод, а потом, обвинив в разврате, предательстве и покушении на отца, сослал на маленький остров.

Став императором после смерти Октавиана Августа, Тиберий назвал себя Тиберием Цезарем Августом. Римский консул Дион Кассий дал ему такую характеристику: «Это был человек со многими хорошими и многими плохими качествами, и когда он проявлял хорошие, то, казалось, что в нём нет ничего плохого, и наоборот». Октавиан же, чувствуя жестокость наследника, в своё время говорил:

«Бедный римский народ, в какие медленные челюсти он попадёт».

Тем не менее Тиберий оказался единственным наследником в завещании Августа.

На словах Тиберий не раз сожалел о полученной власти, однако отказаться от неё не сумел.

Поначалу Тиберий проявил себя как «либеральный» политик, по словам Тацита, при нём «ещё сохранялись следы умиравшей свободы». Однако, укрепившись во главе государства, он начинает репрессии – вводит закон «об оскорблении величия». И начинаются многочисленные процессы: карается не только реальная измена, но и слова, направленные против императора.

Но настоящий перелом в сознании Тиберия происходит после убийства его любимого сына. Правитель становится мрачным и подозрительным и лишь ещё больше «закручивает гайки».

Тиберий покидает Рим, и последние 11 лет его правления проходят в неприступной вилле на острове Капри, где он тщательно разрабатывает планы по уничтожению врагов. Однако, по слухам, занимался он там не только этим.

Говорят, старик Тиберий не гнушался оргий, и его верные слуги похищали для него красивых юношей и девушек по всей империи. Тех же из них, кто оказывался ему неугоден, Тиберий приказывал сбрасывать со скалы. Представить происходившее на вилле поможет картина Генриха Семирадского «Оргия времён Тиберия на острове Капри».

 

Сведения о смерти Тиберия разнятся. Однако Тацит уверен в том, что его задушили. Преемником второго римского императора был провозглашён Калигула.

 

«Свечи... Книги... Дорога... И годы...»

Книжные новинки

Пересматривая современные фильмы и читая бравурные романы, мы привыкли думать, что любовь – это пафосное чувство, которое сопровождается бурными проявлениями страстей, изматывающими драмами и эмоциональными вспышками. Но что, если любовь – нечто совсем иное? Что-то, что более похоже на тихий шёпот в ночи? На признание взглядами? И проявляется не в громких криках и истерических припадках, а в действиях во благо дорогого человека?


Именно такой любовь предстаёт на страницах сборника Натальи Дёминой «Чужие письма», выпущенном в издательстве "Союз писателей":


Не торопись сказать «люблю»,
А замени на «так скучаю»,
Тогда из всех лишь я пойму,
Что эта фраза означает.


Кажется, что между лирическими героями, читателями и автором идёт беседа. Разговор проходит в тишине, возможно, в окружении огоньков свечей, под шёпот ветра за окном, под стук капель дождя по стеклу. В сборнике много лирики, грусти по тому, чему не суждено сбыться, ностальгии, надежды, тепла и доброты, без которой невозможно испытывать глубокие чувства, по-настоящему узнать, в чём сила и слабость любви.

«Свечи... Книги... Дорога... И годы...» мелькают между строчек, раскрывая тайны сердец, рассказывая одну за другой истории, у каждой из которых – свой сюжет, реалистичный или сказочный, с особым, романтически-волшебным колоритом, отсылающим читателя бродить по просторам фантазий в поисках своей мечты, обретая и теряя, храня воспоминания и стараясь забыть. Так, то говоря прямо, без обиняков, то прибегая к помощи метафор, Наталья Дёмина пишет:


Пусть Змей с Танцовщицей, Принцесса одна...
Печальною сказка-то быть не должна!
А может быть, ужасы мне написать?
Непросто о жизни порой рассказать...
О скалы разбились любовь и мечты,
Не будет прощения в сказке, увы.


Те же темы и настроения автор поднимает в прозе. В рассказах она полнее раскрывает вопросы, вскользь поднятые в стихах, и предлагает более подробный анализ жизни и страданий своих персонажей. В каждом из них присутствует драма, без которой не обходится ни один романтический сюжет. И при этом ничего слишком вычурного и пафосного.

Наталья Дёмина предпочитает жизненность и реализм чрезмерным проявлениям эмоций и эпическим терзаниям из модных романов. Но разве стала от этого менее значимой суть любви? Ослабли ли от того её узы?

«С тех пор прошло уже много времени, но она не смогла ни простить, ни забыть... Были в её жизни и другие мужчины, и красивые курортные романы, но ни с кем ей не хотелось ничего большего, чем она решала от них получить...»


Однако не только отношения между мужчиной и женщиной, в представлении писательницы, можно назвать любовью. Это понятие включает в себя намного больше, является куда более целостным и всеобъемлющим в рамках каждой конкретной жизни. Любовь обретает философский смысл, становится основой взаимоотношений между людьми, имеющими друг по отношению к другу разный социальный статус.

Фактически на страницах «Чужих писем» она превращается в связующее звено между всеми сторонами бытия и не может быть представлена чем-то столь узким, как страсть, вспыхнувшая в сердце и угасшая, оставив по себе лишь память да пепелище там, где ранее высились воздушные замки.

Картина дня

наверх