Рыжов В.А.
В статье «Ян Собеский. Хотинский Лев и спаситель Вены» было рассказано в числе прочего о двухмесячной осаде австрийской столицы османскими войсками Кара Мустафы-паши. Именно здесь многие впервые увидели невысокого и внешне ничем непримечательного юношу.
Волосы у молодого человека были темными, лицо было смуглым, а телосложение — не богатырским. Неудивительно, что во Франции, откуда он прибыл, ему было отказано в приеме на военную службу. Между тем ему суждено было принять участие в 24 битвах, раньше А. В. Суворова провести армию через Альпы и заслужить "титул" "короля учтивых людей". Утверждают, кстати, что именно ему поначалу пытался подражать Суворов, который с детства также не отличался молодецкой статью и крепким здоровьем.
Немецкие нацисты весьма повредили репутации этого французского принца, назвав в его честь добровольческую горно-стрелковую дивизию СС, воевавшую на территории Югославии, и тяжелый крейсер.
А в нашей стране многие о нем знают лишь по роману Ярослава Гашека "Похождения бравого солдата Швейка". Помните песню, которую поют новобранцы?
Обещал монарху в Вене,
Что возьмёт ему Белград,
Перекинет мост понтонный,
И тотчас пойдут колонны
На войну, как на парад".
Многие читатели делают вывод, что речь идёт о какой-то пошлой трактирной песне или вообще пародии, наскоро придуманной чешским писателем. Однако военный марш "Принц Евгений", процитированный Гашеком, до сих пор исполняется армейскими оркестрами не только Австрии, но также Италии (в состав Савойи одно время входили Пьемонт и Генуя, савойской была и последняя правящая династия Италии).
Вероятно, многие уже догадались, что речь в нашей статье пойдет об известном полководце Евгении Савойском. Он не оставил после себя трудов по стратегии и тактике, которые могли бы изучать в военных академиях. И не был военным новатором, в каждом сражении удивлявшим противников неожиданными ходами и схемами. Считают, что главными качествами этого полководца были умелое использование крупных кавалерийских соединений и редкостная интуиция, позволявшая ему в ходе битвы выбрать правильное время и нужное направление главного удара. Кроме того, часто говорят о прекрасной организации разведывательной службы в армиях этого полководца.
Молодые годы Евгения Савойского
Всю свою жизнь Евгений Савойский сражался за Австрию. Родился будущий полководец 18 октября 1663 года в Париже. Являлся французским подданным. Будущий герой был выходцем из высокородной семьи. По отцу (которого звали Эжен Морис) он вел происхождение от герцогов Савойских, а мать его, Олимпия Манчини, была племянницей кардинала Мазарини.
По слухам, в нее был влюблен сам юный Людовик XIV (как и в ее сестру Марию; этот король на "мелочи" внимания не обращал и проблемы в родственных отношениях своих фавориток не видел). Но сестры не выдержали конкуренции с Луизой де Лавальер.
Евгений считался принцем крови, но был младшим сыном в семье. Придворные презрительно называли его "маленьким аббатом", видимо, намекая, что только на карьеру духовного лица этот щуплый и низкорослый юноша и может претендовать.
В общем, рассчитывать ему во Франции было особенно не на что.
Когда его мать получила окончательную "отставку" от Людовика и была удалена от двора, Евгений, которому было отказано в командовании полком, в 1683 году фактически бежал в Австрию. Вероятно, на службе у Габсбургов он рассчитывал на поддержку своего родственника, уже служившего им, — маркграфа Людвига Вильгельма Баденского. В городе Пассау (на границе Австрии и Баварии) Евгению удалось встретиться с императором Леопольдом I, который принял его вполне благосклонно. А затем принц в качестве волонтера отправился в австрийскую армию герцога Карла V Лотарингского. У Людовика XIV с тех пор не раз появится повод пожалеть о том, что он не дал под командование этому "заморышу" хоть какой-нибудь самый "завалящий" полк.
Начало военной карьеры
Как мы помним, турки в это время осаждали Вену, на помощь которой шли войска польского короля Яна Собеского и боевые части некоторых германских курфюрстов.
О событиях 12 сентября 1683 было рассказано в статье «Ян Собеский. Хотинский Лев и спаситель Вены», не будем повторяться. Турки были разбиты и бежали, османский главнокомандующий Кара Мустафа, бросивший знамя Пророка, был казнён в Белграде, а война продолжалась ещё 15 лет.
Именно под стенами Вены на храбрость молодого принца, сражавшегося в отряде курфюрста Баварского Макса II Эмануэля, обратил внимание Карл Лотарингский. В 1684 году Евгений был ранен при неудачной осаде Буды, но город все же пал в 1686 году, и во второй раз наш герой пришел к нему уже в звании генерала.
Во время боевой кампании 1687 года Евгений Савойский уже командовал австрийской конницей. Его кавалеристы сыграли большую роль в победном сражении 12 августа, в котором османы были разбиты у Надьхаршани. Заслуги французского принца были оценены по достоинству; император дал ему звание фельдмаршала-лейтенанта, король Испании наградил орденом Золотого Руна, герцог Савойский Виктор Амедей II расщедрился на два аббатства в Пьемонте (любопытно, знал ли он, что при французском дворе молодого Евгения презрительно называли "маленьким аббатом"?).
От турок была освобождена Трансильвания, а осенью 1688 года был взят Белград. В том же году Евгений Савойский вновь был тяжело ранен, что говорит о том, что был он настоящим боевым генералом и за спины подчинённых не прятался.
Полководец Евгений Савойский
Между тем у имперцев нарастала напряжённость в отношениях с Францией. В 1690 году Евгений был назначен командовать австрийскими войсками в Италии. Столь высоким назначением он, вероятно, был обязан смерти уже известного нам генералиссимуса Карла Лотарингского, который умер как раз в этом году. Иначе пост главнокомандующего войсками в Италии достался бы именно ему. А другие армии отправились тогда на Рейн и в Южные Нидерланды.
В Италии Евгений соединился с герцогом Савойи Виктором-Амадеем. Тот, видимо, считал себя главным в этом тандеме, потому что вопреки советам родственника вступил с французами в бой при Стаффарде, потерпел поражение и от полного поражения спасён как раз своим союзником.
В Италии Евгений Савойский находился до 1696 года. Ситуация для империи тогда складывалась крайне неудачно: наряду с новой войной против Франции продолжалась война с Турцией, многие союзники австрийцев вышли из коалиции, в том числе Бавария и Савойя. И в октябре 1693 году армия Евгения потерпела поражение в битве при Ла Марсалье.
Гораздо успешнее он действовал против турок, когда в 1697 году сменил на посту командующего Саксонского курфюрста Августа Сильного, в 1696 г. избранного королем Польши.
11 сентября турецкая армия была застигнута войсками Евгения Савойского при переправе через Тису у небольшого города Зента. Решительно атаковав вражескую пехоту, которая оказалась без поддержки конницы и артиллерии, он полностью разбил ее. Потери османов достигали 25 тысяч человек, погиб великий визирь Мехмед Алмас, а султан Мустафа II, оставив свой гарем, бежал в Темешвар (Тимишоару).
После известия об этой победе Людовик XIV решился на подписание мирного договора, который был заключен в Рисвике 30 октября 1697 года.
А 26 января 1699 г. был подписан Карловацкий договор с Турцией, по условиям которого Габсбурги получили Венгрию, Трансильванию (за исключением Темешвара) и часть Славонии. Но промежуток между войнами оказался тогда недолгим.
Война за испанское наследство
1 ноября 1700 г., не оставив прямого наследника, скончался испанский король Карл II. Вообще-то, ранее он объявил своим наследником сына баварского курфюрста, Иосифа Фердинанда, но, когда тот умер в 1699 г., Карл II почему-то завещание не переписал. Теперь на трон Испании претендовали его племянник эрцгерцог Австрийский Карл (в будущем император Карл VI) и внучатый племянник Филипп Анжуйский (который в итоге и станет королем).
7 марта 1701 г. в Гааге Священная Римская империя германской нации, Англия и Соединенные провинции Нидерландов подписали союзный договор и объявили войну Франции Людовика XIV. Так началась знаменитая Война за испанское наследство. Имперскую армию возглавил Евгений Савойский, соединенную армию "морских держав" — Джон Черчилль, первый герцог Мальборо.
Именно Джона Черчилля Мальборо многие исследователи считают самым выдающимся полководцем Великобритании за всю ее историю (ведь победу того же Веллингтона при Ватерлоо можно считать в большой степени случайной, и разделил он ее с Блюхером, а Горацио Нельсон был флотоводцем). Многие полагают также, что по военным талантам Джон Черчилль превосходил Евгения Савойского (считая их полководцами разного типа). Мальборо они называют военачальником, близким к великим полководцам Нового времени, Евгения Савойского — полководцем, словно пришедшим из рыцарских времён. Столь разные люди сумели стать друзьями, не ревновали к чужой славе и до смерти сохраняли добрые отношения.
Интересно, что племянник этого первого Мальборо — оказавшийся в эмиграции Джеймс Фитцджеймс, первый герцог Берви, незаконнорожденный сын короля Якова II Стюарта, стал одним из маршалов Людовика XIV и также принимал участие в Войне за испанское наследство. Во Франции он получил титул герцога де Фитц-Джеймс, в Испании стал герцогом де Лирика и Херика. И, конечно, вы знаете или догадались, что одним из далёких потомков Джона является Уинстон Черчилль, который, кстати, написал довольно известный в Великобритании труд "Мальборо, его жизнь и время".
В Северной Италии имперская армия Евгения Савойского одержала победы при Карпи (9 июля) и Ольо (1 сентября), но 15 августа следующего года была разбита под Луццарой. Ситуация в Италии ещё долгое время оставалась неопределенной, но Евгений Савойский покинул ее в январе 1703 года, передав командование Гвидо Штарембергу. Принц же был назначен председателем Гофкригсрата. Эта должность, которую он получил благодаря хорошим отношениям с будущим императором Иосифом, тогда римским королем, стала вершиной его карьеры.
А Джон Черчилль в 1702-1703 гг. очень успешно действовал в Голландии. Однако его инициативу постоянно сковывали власти и парламент этой страны, не позволяя реализовать интересные планы по вторжению во Францию.
Первая крупная совместная битва союзных войск Евгения Савойского и герцога Мальборо состоялась 13 августа 1704 года.
Сражение при Хохштедте (Бленхайме), которое стало возможным благодаря согласованному движению их армий к Баварии (из Северной Италии и Голландии соответственно) закончилось разгромом франко-баварских войск, в числе пленных (которых насчитали около 11 тысяч человек) оказался и французский маршал Таллар. Также были захвачены 150 артиллерийских орудий.
Поскольку французская армия в те времена считалась в Европе образцовой и служила примером для всеобщего подражания, это сражение произвело большое впечатление в Европе. Герцогу Мальборо император Леопольд I тогда пожаловал титул имперского графа с поместьем Миндельхайм, а парламент Англии — манор Вудсток и миллион фунтов стерлингов.
5 мая 1705 г. умер Леопольд I. Сменивший его на троне Иосиф I был давним покровителем Евгения Савойского, которому он поспешил вручить звания имперского генералиссимуса и имперского фельдмаршала. Евгений получил также и большую свободу действий. В 1705 году он перевел свою армию через Альпы и начал новую кампанию в Северной Италии, где его союзником снова стал правитель Савойи Виктор Амадей. Своими действиями Евгений в том числе надеялся облегчить положение Мальборо, который в 1705 году действовал не так удачно и даже потерпел несколько поражений в битвах с французским маршалом Вилларом.
В течение нескольких месяцев были захвачены Миланское герцогство, Пьемонт и Савойя, у у Турина была разбита осаждавшая его армия герцога Орлеанского. В конце октября пал Милан. Так осенью 1706 года была завершена итальянская военная кампания.
А тем временем пришли известия о победе Мальборо в битве у Рамильи, состоявшейся в мае того же года. Эту победу Джона Черчилля считают одной из самых блестящих в его послужном списке, но досталась она ему непросто: прорвавшиеся было французские кавалеристы изрубили часть его свиты, под самим герцогом была убита лошадь.
Весной 1708 г. Евгений Савойский прибыл в Нидерланды.
11 июля в битве при Ауденаарде на реке Шельда он и Джон Черчилль разбили армию герцога Бургундского.
В 1709 году положение Франции было близко к критическому. Отправляя против союзников свою последнюю армию, Людовик XIV поставил перед ее командующим, маршалом Вилларом, задачу: не вступая в генеральное сражение, удерживать наступающих как можно дольше. Евгений Савойский и Джон Черчилль Мальборо уже заняли Лилль и Турне, впереди была только одна большая крепость — Монс, перед которой находилась деревня Мальплаке. Здесь, укрепив свои позиции, и расположил свои войска Виллар: 95 тысяч французов против 110 тысяч союзников.
Кстати, именно тогда французские солдаты, среди которых распространились слухи о смерти Мальборо, сочинили знаменитую песенку "Marlbrough s’en va-t-en guerre" ("Мальбрук в поход собрался"), в которой о смерти этого полководца и рассказывается. Интересно, что ее любил напевать Наполеон Бонапарт, которого в 1812 году с этим самым не вернувшимся из похода Мальбруком в России и стали отождествлять. А переделки этой песни на русский язык тогда носили совершенно неприличный характер, порция оскорблений досталась даже жене Мальбрука, которая в оригинале все никак не хотела верить в его смерть.
Вернёмся в 11 сентября 1709 г., когда состоялось это кровопролитное сражение, в ходе которого Евгений Савойский и Мальборо сумели оттеснить французов и взять Монс. Но потери в их войсках были такими, что Виллар писал своему королю:
Победа Евгения Савойского и Мальборо оказалась бесплодной, вторжение во Францию было сорвано, война продолжалась, и переговоры о мире начались лишь 8 октября 1711 года. В это время Англия уже начала опасаться возрождения империи Карла V (объединявшей австрийские и испанские земли), и потому было принято принципиальное решение о возможности воцарении в Испании Бурбонов при условии раздельного существования этих династий в Испании и Франции.
Герцог Мальборо в то время оказался в незавидном положении: он был обвинен в присвоении государственных средств и смещен со всех постов. В его защиту выступил Евгений Савойский, который 5 августа 1712 г. прибыл в Англию для переговоров и поселился в доме своего друга и союзника.
Уговорить англичан продолжить войну не удалось, и 29 января 1712 г. в Утрехте начались переговоры, завершившиеся 11 апреля 1713 года заключением мира между Францией, с одной стороны, и Англией, Голландией, Португалией, Пруссией и Савойей — с другой. Но Священная Римская империя этот договор не подписала и вплоть до 1714 года Евгений Савойский против своей воли вел боевые действия на Верхнем Рейне и в Нидерландах.
Лишь 6 марта 1714 г. в Раштатте между Империей и Францией был подписан мирный договор (но только в 1725 году император Карл VI официально признал Филиппа V королем Испании).
На этих переговорах Евгений Савойский проявил себя и как умелый дипломат, добавив к европейской полководческой славе лавры миротворца.
Последние годы жизни полководца
В дальнейшем Евгений Савойский неизменно выступал противником Турции, говоря о ней как о "наследственным враге" Священной Римской империи.
Влияние его неуклонно падало, да и сам он уже постепенно отходил от дел, все больше времени посвящая своему дворцу Бельведер, библиотеке (в ней потом насчитали 6731 книгу, 56 рукописных записок известных ученых, 252 ценные рукописи), а также зверинцу и пирам, которые его недоброжелатели называли "лукулловыми".
В последний раз он возглавил австрийскую армию в 1734 году: в ходе битвы при Куистелло была разбита французская армия, которой командовал герцог де Брольи.
Евгений по-прежнему занимал должность председателя Гофкригсрата и был весьма популярен, ещё при жизни став героем некоторых преданий и песен.
Весной 1736 года Евгений Савойский, которому было 73 года, простудился. Заболевание прогрессировало и 21 апреля закончилось смертью.
Карл VI, помимо сообщения о его смерти, оставил в своем дневнике и такую странную запись:
Видимо, императора уже давно тяготило присутствие претендующего на внимание и власть героя былых дней, и его смерть не стала для него трагедией. Он отказался поместить сердце Евгения Савойского рядом с сердцами членов Дома Габсбургов (в церкви Святого Августина). Но дань уважения ему все же отдал, поместив тело для прощания в собор святого Стефана, а потом приказав построить для него отдельный мавзолей.
Дворец Бельведер вместе со зверинцем был выкуплен старшей дочерью Карла VI, будущей императрицей Марией Терезией, а в конце XVIII века ее сын Иосиф II распорядился перенести в него часть императорской коллекции живописи. В 1955 году именно здесь была подписана Декларация независимости Австрии. В настоящее время этот дворцово-парковый комплекс посетить может каждый: здесь находится Австрийская картинная галерея.
Свежие комментарии