Масада: грамотное решение археологов
Один из главных памятников истории древнего израильского государства – последний оплот израильтян, восставших против Римской империи.
На вершине одной из скал Иудейской пустыни, поднимающейся на 450 метров над Мёртвым морем, в 25 году до н. э. царь Ирод I Великий, потомок идумеев, принявших иудаизм, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода постройки 37-31 годов до н.э.
Прекрасный сравнительный образец реальных строительных технологий иродианского периода – рваный камень на растворе и штукатурка. Хотя Масада была и “на задворках” государства при Ироде, но и остальные постройки в других местах мало отличаются от местных по использованным технологиям.
Частично реставрирован. Граница реставрации отмечена полосой черной краски: ниже – оригинальная кладка, выше – реконструкция (очень грамотное решение археологов). (А. Скляров)
Дмитрий Павлов: скрывали ли фараоны настоящих строителей пирамид
Гиза: изрезанный базальтовый пол возле Великой пирамиды
2 пирамида (пирамида Хафра)
Несколько снимков внутри пирамиды для коллекции…
Пол храма возле Великой пирамиды
Более внимательный анализ следов распиловки на базальтовых блоках пола выявляет нередкое отклонение обработанных поверхностей от ровных плоскостей.
Алексей Тесленко заметил, что в целом ряде случаев следы аналогичны тем, которые оставляет на древесине пила “Дружба”. В современной промышленности применяются аналогичные тросовые пилы: прочный стальной трос с алмазными насадками.
Но насколько правомерно говорить об использовании здесь именно такого инструмента – сказать сложно: нередки и следы, которые похожи на следы от обычных плоских и/или дисковых пил.
Общее ощущение: следы носят зачастую случайный характер, а сама распиловка проводилась довольно небрежно. Мастера имели весьма совершенный инструмент, позволявший довольно легко обрабатывать черный базальт, но цели добиваться идеальных поверхностей не ставили. (А. Скляров)
Кесария: одно из исторических свидетельств существования Понтия Пилата
В середине III века до н.э. финикийцы основали возле местной гавани небольшое поселение, названное ими Башней Стратона. В 96 году до н. э. город был захвачена царем Иудеи Александром Яннаем, а затем римским генералом Помпеем в 63 году до н.э.
В 31 году до н.э. римский император Август передал поселение иудейскому царю Ироду Великому, который к 10 году до н.э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город.
Этот город, названный Иродом Кесарией в честь кесаря Августа, стал административным центром Римской прокуратуры в Иудее, а также основной базой римских легионов. После падения и разрушения Иерусалима Кесария стала столицей Палестины.
Затем была Византия и крестоносцы (которые смогли восстановить всего четверть от построек Ирода). Ныне основная часть портовых сооружений иродианского периода “съедена” морем.
Иосиф Флавий, написавший о строительстве порта Иродом Великим, упоминает о том, что в основание пирсов бросались каменные блоки 30х10х9 футов (около 300 тонн).
Однако Флавий жил почти на сотню лет позже Ирода, и довольно многие историки ему не доверяют. В результате масштабных подводных исследований появилась современная версия, что Ирод использовал вовсе не каменные блоки, а с помощью специальной оснастки изготавливал их из бетона.
Нашей темы не просматривается.
Одно из свидетельств того, что Понтий Пилат был реальной исторической фигурой, – надпись с его именем. (А. Скляров)
Саркофаг Псусеннеса: фараоны использовали более древние артефакты
Пирамиды майя: тайна причин постройки
На противоположной от Египта стороне земного шара тоже много пирамид. Создание большинства из них приписываются культуре майя – цивилизации, взлет которой пришелся на вторую половину первого тысячелетия нашей эры.
Одним из первых крупных городов майя считается Тикаль, расположенный на территории современной Гватемалы и имеющий (как и многие другие города майя) сразу несколько пирамид. Две самые большие пирамиды (высотой 38 метров и 44 метра) располагаются с противоположных сторон центральной площади и как бы «смотрят» друг на друга. В Тикале обнаружено еще семь площадей с такими же парами пирамид, но только меньшего размера.
Пирамиды майя очень сильно отличаются от своих египетских «сестер».
Прежде всего, пирамиды майя все ступенчатые. У них нет гладких наклонных граней. Даже если и попадается что-то подобное, то все равно на пирамидах майя имеется лестница, ведущая к вершине.
Во-вторых, на вершинах майянских пирамид имеются дополнительные сооружения, которые считаются храмами.
В-третьих, пирамиды майя не считаются захоронениями правителей. Историки полагают, что основным элементом пирамид майя являлись именно храмы на вершине, где приносились жертвы местным божествам.
В-четвертых, угол наклона граней пирамид майя существенно больше египетских аналогов.
И в-пятых, майянские пирамиды существенно уступают египетским по технологии строительства. Здесь нет огромных блоков. Нет (за редчайшим исключением) сколь-нибудь сложных внутренних конструкций. Существенно проще и само «тело» пирамид, сложенных из камней, щебенки и глины.
Вполне естественно, что в результате конструкционных отличий майянские пирамиды в целом сохранились значительно хуже главных египетских пирамид. В момент их обнаружения многие из них имели сильно разрушенное состояние, а те, что продолжают обнаруживаться до сих пор, больше похожи на поросшие деревьями и кустарниками холмы, нежели на искусственные сооружения.
Туристический бизнес диктует свое. И археологи, занимаясь исследованием майянских пирамид, вынуждены выступать и в роли реставраторов. В результате то, что сейчас можно видеть на древних памятниках, открытым для посещения туристов, во многом просто отстроено заново.
Пожалуй, одним из подобных показательных примеров является знаменитый комплекс Чичен-Ица. С грустью можно только констатировать: археологи и реставраторы проделали большую работу – ныне тут самый настоящий «Диснейленд». Разобрать, где древние сооружения, а где современная реконструкция – практически невозможно. И тем более невозможно понять, где майя строили заново, а где лишь ремонтировали что-то, возможно, доставшееся им по наследству от более ранних культур…
Главная пирамида комплекса Чичен-Ица имеет по 91 ступеньке на лестнице, имеющейся на каждой их всех четырех граней. Если посчитать верхнюю площадку за еще одну «ступеньку», то общее количество ступеней на пирамиде окажется равным 365 – количеству полных дней в году. По мнению историков, это якобы указывает на развитое астрономическое знание древних майя. Но в чем именно здесь «достижение» майя – не ясно: продолжительность солнечного года в 365 дней была известна очень многим народам с давних времен.
На территории комплекса Чичен-Ица есть еще несколько сооружений пирамидальной формы. Они меньше по размерам, а выстроены по аналогичным технологиям. И сомневаться в возможности их строительства именно индейцами майя нет никаких оснований…
Одна из наиболее странных пирамид майя – «пирамида волшебника» – находится в другом крупном центре Юкатана, в Ушмале. Иногда ее еще называют «пирамидой карлика». Эти оба названия проистекают из древних преданий, согласно которым она была построена карликом (в одном варианте изложения легенды), волшебником (в другом варианте) или карликом, который обладал магическими способностями (в третьем варианте). И во всех случаях речь идет о том, что эта «пирамида» была создана всего за одну ночь…
Не известно, кому пришло в голову назвать эту конструкцию высотой в 38 метров «пирамидой». У нее нет четких граней и ребер. В основании это нечто типа неправильного овала. С пирамидой ее объединяет разве что сужение к вершине, которое – с учетом также овальных промежуточных сечений – точнее было бы назвать конусообразным. Складывается впечатление, что тот, кто назвал ее «пирамидой», крайне безалаберно относился к урокам геометрии в школе…
Хотя «пирамида волшебника» в Ушмале разочаровывает даже не столько не формой, сколько изобилием следов многочисленных достроек и переделок, совершенных не только недавно, но и явно задолго до современных археологов. Недаром одно из названий Ушмаля – «Трижды построенный».
Если и есть какая-то тайна в майянских пирамидах, так это тайна причин их сооружения. Зачем майя понадобилось сооружать пирамиды в таком количестве – совершенно не ясно. Но списывать все на культово-религиозное рвение этой во многом еще загадочной для нас культуры, наверное, будет тоже неправильным… (А. Скляров)
Свежие комментарии