В группе «Друзья!» немало поэтов, и некоторые, как выяснилось в ходе обсуждения одной из тем, не считают Пушкина большой величиной: «Есть гораздо более великие поэты - Жуковский, Есенин, Лермонтов... А Пушкин - раскрученный бренд…».
Я примерно так же считала в первые годы после окончания школы. Но потом мое мнение стало изменяться. Тому несколько причин, и одна из них необычная: мне довелось увидеть уникальные «пушкинские уроки»!
В нашем городском ТЮЗе каждую весну проходит традиционный Всероссийский фестиваль молодежных театров под названием «Калужские театральные каникулы», куда съезжаются творческие коллективы не менее 20- 25 городов. Один из них был посвящен Пушкину: почти все, привезенные на фестиваль спектакли, были поставлены по его произведениям. Вот и получилась серия пушкинских уроков, которые оказались удивительно эффективными! Именно тогда я открыла для себя что-то новое и очень важное. Да разве только я? Так же считают и юные журналисты, ученики городской школы дополнительного образования молодежи, которые на каждом фестивале организуют работу пресс-центра (ежедневно выходит фестивальная газета «Кулиска»), поэтому должны смотреть все спектакли.
Приступал пресс-центр к такой работе с опаской: Пушкин, стараниями школы, вознесен на пьедестал, к числу любимых поэтов не относится, подростки же ищут в театре живых эмоций, хотят размышлять о себе, о своих проблемах. Но опасения быстро отступили: юные актеры сумели так основательно стереть с облика поэта музейную пыль, что журналистам хватило и азарта работы, и споров, и открытий… Случилось чудо, о котором стоит рассказать. Чтобы не быть голословной, предлагаю группе «Друзья!»
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ С НАТУРЫ
* * *
Озорство Пушкина, с которым написан «Граф Нулин», предстало в спектакле театра «Диалог» (г. Губаха Пермской области) не как абстрактная «особенность творческой манеры гения», а как совершенно реальное озорство, присущее и нам с вами. Персонажи перенеслись в наше время через толщу двухсот лет: они узнаваемы в любом своем проявлении! Актеры не классику играют – они наслаждаются настоящим, «сегодняшним» юмором, который с восторгом открывают для себя в каждом слове текста, в возможности с блеском построить выразительные, полные тонкой и доброй иронии мизансцены…
Как смешно и одновременно трогательно Наталья Павловна прислушивается к далекому звону бубенцов, какие шекспировские страсти выражает ее лицо при одной только мысли о том, что в уединении усадьбы может появиться ГОСТЬ! Ее глаза открываются «больше, чем их есть» (меткое выражение одного из искусствоведов). Что это для нас – старина, «хрестоматия»? Но мы смеемся не над провинциальной дворянкой – мы над собой смеемся! Какая разница, от чего замирать: от звона бубенцов или звонка телефона? От чего «вешать нос» - оттого, что экипаж проехал мимо, или что к телефону позвали сестру? Пушкин настолько тонкий психолог, что все узнаваемо и сейчас, только мы, в отличие от него, потеряли способность ЗАМЕЧАТЬ эти тонкости своей душевной жизни, мы схватываем все более крупно и грубо.
Театр возвращает нам утерянную способность видеть: в спектакле как бы лупа наведена на людей. И оказывается, что следить за обыденным поведением друг друга не менее интересно, чем за «крутым сюжетом» по телеку, если делать это с пушкинским лукавством и озорством…
* * *
Спектакль «Пиковая дама» (театр «Зеркало», г. Калининград) имеет совершенно другую стилистику. И это тоже – живой Пушкин.
Спектакль идет всего час, но театру удается сказать все то, что заложено в трехчасовой опере! Помогает блестяще найденный прием: собирательный образ Карт. На сцене эффектно застыли черно-красные фигуры, воротники-стойки показывают масть карты. Это не просто олицетворение порока, страсти к игре, к деньгам, это нечто большее – олицетворение темных мистических сил.
Карты постоянно на сцене, у них много функций: читают текст от автора, выполняют роли посетителей казино, прислуги и приживалок в доме Графини, посыльных с письмами… Но главное – эти мистические силы управляют персонажами, играют их жизнями… И снова исчезает расстояние в 200 лет, и снова Пушкин жив и близок нам, потому что самый нерв наш задевает. Мы следим за спектаклем, нутром воспринимая эту зловещую музыку и отточенную пластику соблазнительных, но дьявольских фигур. К НАМ тянутся их руки, мечущиеся в выразительной пантомиме, к каждому из нас!
* * *
- Ужас! Кошмар какой-то! – причитала старенькая учительница литературы. – Они издеваются над Пушкиным!!!
А зал то и дело взрывался хохотом и аплодисментами. Шел спектакль «Как уберечься от Пиковой дамы» (театр «Предел», г. Скопин Рязанской области). И не просто спектакль, а домашний. Именно так он был и заявлен. И действительно, казалось, что мама и сын, дурачась, устроили мини-импровизацию. Для своих.
С первых минут мне вспомнились повести Юрия Тынянова о Пушкине. Пожалуй, только этот писатель осмелился показать юного поэта таким: веселым заводным мальчишкой, юмористом и пересмешником. Наверное, в каждом классе есть такой ученик – беда и ужас учителей. От его шуток и эпиграмм класс взрывается хохотом, так же, как сейчас зал…
Спектакль делился на три части. Первая – «Иронические стишки». Вот вроде бы и не происходит ничего на сцене. Просто мальчик читает стихи Пушкина. А зал (где сидят, в основном, старшеклассники, которых Пушкиным в школе буквально-таки отравили) то слушает, затаив дыхание, то самозабвенно аплодирует. Стихи о любви, о первой, непонятной, полной «запретных» желаний. Они очень зрелые, «взрослые». Но я только сейчас поняла, сколько в них детского, открыто-беззащитного и в то же время мальчишески-озорного. Так написал их тринадцатилетний Пушкин. Так читает их сейчас его ровесник Илюшка Дель.
(Отступление для группы «Друзья!»: большая часть любовной лирики написана Пушкиным именно в 13 – 15 лет. И, утверждая, что слава поэта во многом создана "раскруткой" его имени, прикиньте-ка: по плечу ли такое нынешним мальчишкам этого возраста?)
Вторая часть началась с краткого пересказа сюжета «Пиковой дамы». Причем Илюша пересказывал его именно так, как современные подростки пересказывают все книги и фильмы. Строго соблюдая интонации и лексику. И донельзя упростив содержание. Зал тихо стонал от смеха… Понимая при этом, что "над собой смеемся": Илюша пародировал не Пушкина, конечно, а нерадивых школяров, его небрежно изучающих.
В третьей части мы снова вернулись к интереснейшей личности Пушкина и смогли почувствовать его живым реальным человеком. Увидели, как нежно и трогательно заботится он о своих близких, как суеверно пугается собственных страшных фантазий, навеянных метелью по дороге в Болдино. Стихотворения «Буря мглою небо кроет» и «Бесы» звучали, перекрывая друг друга, накладываясь одно на другое. Получился некий «винегрет». Такой же, наверное, «винегрет» из Пушкинских стихов царит в голове у каждого школьника… Но… Из переклички именно этих стихов рождается ощущение дороги в темную вьюжную ночь. Человек то ужасается размаху стихии, увидев в ней нечто сверхъестественное, и начинает бояться за своих близких, то успокаивается, пригревшись в карете…
А когда Илюша-Пушкин яростно чертил в воздухе строчки очередного рождающегося в душе стихотворения, я вдруг поняла, что стихи были для Пушкина способом познания мира, познания себя. Что он действительно не мог не писать, как мы не можем не думать. Что строчки, рождаясь в голове, требовали выхода. Простые мысли? Но в школе на уроках литературы они мне почему-то в голову не приходили…
* * *
А теперь немного о том, что не вошло в пушкинские уроки ТЮЗа, но без чего невозможно оценить значение «запиаренного» Пушкина для русской литературы и для всех нас.
До Пушкина стихи полагалось писать «высоким штилем»: тяжеловесные по размеру строчки с обилием торжественных (парадных) старославянских слов и архаизмов. Попробуйте-ка почитать оды Державина! Пушкин «сломал» эту традицию, впервые в истории русского стихосложения доказав, что любые, даже самые возвышенные чувства можно выразить обычным разговорным языком, используя «простенькие» по размеру конструкции. И что нет тем, «низких» для поэта. Через много лет эту же мысль выразила Анна Ахматова, воскликнув: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!».
Анне легко было это утверждать, потому что до нее был Пушкин, вдохновенно писавший о том, как Ларина «солила на зиму грибы, служанок била, осердясь…» Обычный язык, обычная жизнь… Но она, уйдя далеко в прошлое, до сих пор стоит перед нами, как кадры яркого кинофильма. Мы ВИДИМ кабинет Онегина, девичью светелку Татьяны Лариной… Мы видим очень много реалий пушкинской эпохи, потому что настолько просто и выразительно он нарисовал это нам в своих стихах.
А сами стихи будто и не очень-то интересны… Так может показаться, если забыть о том, что существует понятие «прозрачности» текста: слова как бы исчезают – читая стихи, вы их «не видите» (потому и «красот» слога не замечаете). Словесная ткань становится подобной прозрачной морской воде, которой тоже вроде бы и «нет», зато видны все камушки, водоросли, мельчайшие детали дна… Сквозь «прозрачные» стихи видна жизнь – мельчайшие детали быта той эпохи, тончайшие нюансы движений души…
И это – «высший пилотаж» для поэта, а вовсе не слабость его стихов. Я потому и рассказала о театральных «пушкинских уроках», что юные актеры великолепно преподали нам эту правду о поэте…
Разумеется, что у каждого человека есть свой любимый поэт. И почти всегда это – не Пушкин. Но дорогу к современной технике поэзии (200 лет уже не стареющей!) всем им открыл именно он, так просто и смело совершивший революцию в стихосложении, да и в мастерстве создания прозы – тоже…
Татьяна Груздева (Александрова)
Добавлено: 11 сентября 09, 17:32
ВЗЯЛ ИНТЕРВЬЮ. А ЧТО ДАЛ?
«Поверьте, что чаще в своем одиночестве человек виновен сам, как это не прискорбно. Выходите в народ, общайтесь, заводите знакомства и друзей и, возможно, не не будет так одиноко!». Эти слова я взяла из комментария к теме «Одиночество», которую создала Юлия: группа, наверное, еще не закончила ее обсуждать. Мой ответ, надеюсь, придется кстати, но он слишком велик, поэтому потребовал отдельной дополнительной темы.
Легко сказать: «Общайтесь!». А если человек потому и одинок, что не умеет заводить знакомства и превращать их в дружбу? Попадаются на его жизненном пути люди (как без этого?), но долговременные отношения с ними не складываются, почему-то «мимоходом» все получается…
В юности и у меня была такая беда. Даже странно, что при своей патологической застенчивости я выбрала профессию журналиста. Казалось, что это как раз для меня: сиди себе в тишине кабинета и пиши… Это детское представление о профессии, конечно же, сразу «лопнуло», едва на журфаке началась практическая работа.
На первых порах я вся тряслась, словно «овечий хвост», перед дверями, которые нужно было открыть, чтобы войти в какое-то учреждение и поговорить там с людьми, получить у них информацию, взять интервью… Тишина комнаты, в которой пишешь – это заключительный этап работы. А сначала – общение с людьми, сбор фактов, разведка тем и проблем… Один раз перед этим «трясешься» до обморока, второй, третий… Сколько можно? Заболеешь ведь не на шутку! Нужно бросать институт либо учиться легкому и простому общению с людьми, даже с теми, которых впервые видишь.
Мне невероятно помогли лекции из курса «Этика журналиста». Этот курс вел у нас преподаватель, который одним словом мог четко выразить сложное понятие. И вот однажды он сказал: «Тему сегодняшнего занятия запишите так: «Взял интервью. А что дал?» Кто может расшифровать суть вопроса?». В аудитории повисла тишина. «Зеленые» новички не знали, что можно дать людям, у которых берешь интервью. Взятку?
Но, конечно, речь в лекции шла совсем не о взятке, а о том, как можно расположить к себе незнакомых людей, снять психологическое напряжение первых минут общения с ними. Лучший способ – рассказать что-то интересное о себе, «раскрыться» перед собеседником. Заранее подготовиться к этому нельзя: все делается на импровизации. Увидел картину на стене, спроси, увлекается ли человек живописью, если да, расскажи о своих любимых художниках. Звучала, когда ты вошел, музыка, попробуй завести разговор о ней, расскажи о своих музыкальных пристрастиях. Вдруг найдутся «точки соприкосновения»? Не нужно жалеть времени на этот подготовительный этап перед интервью, пусть сначала состоится интересный разговор, в котором ты сможешь чем-то обогатить собеседника.
«Прежде всего, забудьте о том, что вы на работе, – говорил преподаватель. – Позвольте себе роскошь от души пообщаться с человеком, «нащупав» сферу его интересов. Неинтересных людей не бывает. Кто-то «загорится», едва разговор зайдет о спорте, а другой – будет в восторге от того, что вы тоже любите рыбалку… Делитесь впечатлениями от ваших путешествий, кулинарными рецептами – всем, что вызывает отклик у собеседника. Пусть радость общения захватит вам обоих. А интервью… Вы его все равно успеете записать в блокнот или даже запомнить (что лучше!) и даже не заметите, как это произойдет…».
После той лекции я перестала стесняться незнакомых людей. Интересов у меня было в жизни много, накопилось уже что-то в душе, и я стала смело делиться этим с людьми. Удивительно, как быстро с тех пор изменилась моя жизнь! Я больше не тряслась при встречах, не беднела и не краснела, я научилась рассказывать о себе. И люди раскрывались сами в ответ на мою откровенность и интерес к ним. Это помогало не только работе: познакомившись с человеком, я потом старалась не терять его из виду. Знакомства, не связанные с профессиональной деятельностью, теперь тоже возникали легко… При удачном «совпадении» с человеком, недалеко было и до дружбы…
Даже некоторые из тех, к кому я приходила по заданию редакции, становились моими личными друзьями – на многие годы. Не говорите только, что та давняя лекция, о которой я рассказала, полезна лишь журналистам. Эти немудреные правила справедливы для каждого человека…
Очень хорошо будет, если в комментариях к этой теме читатели нашего сайта поделятся своими «фирменными» секретами великого искусства располагать к себе людей и закреплять мимолетные знакомства, превращая их в настоящую дружбу. Такие секреты есть у каждого: вспомните!
И еще один совет дал нам тогда преподаватель: «Не жалейте добрых слов для человека! Учитесь говорить комплименты!». И процитировал Булата Окуджаву:
"Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты:
Ведь это все любви счастливые моменты..."
+26
34 комментария
http://mirtesen.ru/people/514662616/videos/290300073485
и на западе есть творцы!!! ура!!!
Привет, Ирина. Знаешь, я могу сказать, что у меня тоже схожая ситуация. До замужества я была заядлой тусовщицей, точнее пока не родилась дочь. Как только появился ребенок стало как то не до друзей. Но меня это не устраивает, я очень нуждаюсь в общении, в новых знакомствах. И хочу тебе тоже сказать, что ты не должна мириться с таким положением, ведь новые знакомства дают нам много нового, интересного. Подумай о завтрашнем дне, ребенок рано или поздно вырастет, создаст свою семью, а муж может уйти, потому что ему будет не интересно, ведь он уже ходит в гости один. И в конце концов ты можешь остаться одинокой оставшись без друзей, без близких. Ведь с помощью общения с хорошими людьми мы можем развиваться, даже элементарно найти работу по рекомендации друга о которой давно мечтали. Я к примеру хочу выйти на работу, и вернутся в прежнее русло, но хотя конечно не будет все как раньше, у меня все таки есть семья, но я постараюсь и тебе желаю того же.
беда ! и один из источников интернет он заменяет нам живое общение. см. смешариков там что то есть про телеграф.... он заменяет нам друзей, родственников. мы все больше отдаляемся друг от друга. тогда когда нуждаемся друг в друге все больше потому что мир вокруг все агрессивней все выше заборы все злей бюрократы все изощренней внутренние органы. я предлагаю вам о продвинутые а давайте общаться через коллективные медитации сеансы Рейки на расстоянии. а почему нет? давайте что то делать!
А сейчас модно вообще общаться по подставными именами и фамилиями.
А с этим никто и не спорит.
Это - совершенно другая тема...
Соотношение времени на общение и времени для развития в одиночестве каждый определяет, исходя из своей индивидуальности.
Но полное одиночество выбирают только отшельники, потому что мы живем не на острове Робинзона Крузо, а принадлежим к определенной цивилизации.
Каждый человек - личность и индивидуальность - главное - найти в нем это интересное. С интересным человеком хочется общаться. А симпатия всегда взаимна.
И вот я подумала. А различаете ли вы, все вы ДРУЗЕЙ, ПРИЯТЕЛЕЙ, ПРОСТО ЗНАКОМЫХ?
Можно ли считать другом человека, с которым зажигаешь на дискотеке, и только... Наверно, можно, но... Я считаю иначе.
Татьяна в своем рассказе начала с того, что говорила просто об ОБЩЕНИИ, и только потом - что многие знакомые стали для нее Друзьями. Я уже как-то писала, в одном комментарии точку зрения своего отца, с которой согласна на все 100:
Настоящий друг - это человек, которому можно позвонить в 3 часа ночи и попросить приехать с топором на сотый или какой-то там километр... И настоящий Друг приедет, и не спросит, зачем топор, и чего тебя туда занесло, на этот какой-то там километр. Много ли у нас было таких друзей лет 10-12 назад?
Еще один взгляд на этот вопрос как-то вычитала у Д.Донцовой в одном из ее романов. Там бабушка Даши Васильевой объясняет своей внучке, почему вон та девочка ей не друг. Мысль такая. Да, конечно, любой бедой, любой неприятностью ты можешь поделиться сней. Она тебе посочувствует, попереживет с тобой... Но когда ты купила себе замечательное платье, которой изумительно на тебе сидело, сказала, что тебе, мол, не идет этот фасон...
Теперь делаем выводы Настоящий друг - это человек, который будет с тобой и радости, и в горести, который твои успехи и поражения будет принимать как свои собственные.
У меня широкий круг общения, много приятелей, с которыми мне интересно проводить время, но кого из них я могу считать своим другом? Далеко не всех.
Для кого из них я буду открыта в любое время суток, забывая о том, что собиралась помыть холодильник, например, и уже вытащила из него все продукты, и теперь помчусь к ней домой, чтобы выслушивать в очередной раз историю, какой Он, извините, козол.
Правильно Татьяна сделала акцент уже в самом названии. "Взял. А что дал?" Помните, что если вы готовы просто общаться, то с вами будут общаться именно просто!
Сначала давайте, причем, как в известном мультфильме, просто так. Не ждите отдачи. Смотрите на все проще.
И определитесь, наконец, в тонкостях Общения и Дружбы.
Согласна с вами Юлия,не каждого из тех с кем общаешься ты назовёшь другом.Правильно говорят Настоящих Друзей очень мало.Как в детской песенке поётся:Друг в беде не бросит,лишнего не спросит,вот,что значит настоящий Верный Друг!А бывает и так:Если друг оказался вдруг , не друг и не враг ,а так...Надеюсь,что с нами такого не случится.Опять повторюсь:Истинная Дружба Построена на Любви и Уважении,а не на корысти и зависти.
Свежие комментарии