Друзья

10 353 подписчика

Свежие комментарии

  • Ирина Чернова
    Древние магию выкладывали в мегалиты⚠️🔮🌀🌌Ольянтайтамбо: дв...
  • Юрий Ильинов
    Уникальная аварийная посадка на Соколе. Невероятная история о посадке прямо на московской улице. Этот случай произоше...Раскрыта загадка ...
  • Юрий Ильинов
    Беспредельность ч.2, 614 Насыщение пространства настолько важно, что нужно придать самое главное значение качеству на...Ольянтайтамбо: дв...

Железная маска, кто ты?

Железная маска, кто ты?

Железная маска, кто ты?

 

Личность человека, скрывавшегося в своё время под «железной» маской, уже более трёх веков будоражит сознание историков и писателей, кинорежиссёров и художников. Александр Дюма не раз в своём творчестве обращался к этой теме, ему вторили Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Артюр Бернед.

В кино благородного пленника Бастилии изображали Жан-Франсуа Порон (в фильме «Железная маска», где постаревшего Д'Артаньяна играет Жан Маре), Ричард Чемберлен («Человек в железной маске»), Дмитрий Харатьян («Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»). Даже аниматоры не отказались от такой выигрышной темы, сняв одну из серий «Утиных историй» как пародию на творчество Дюма.

Спустя ровно два века после того, как человек в железной маске оказался в тюрьме, в 1869 году, были насчитаны 52 исследовательских работы, посвящённых загадочному узнику. И это без учёта художественной литературы. В наше время количество таких работ, как и гипотез, значительно увеличилось. Попробуем и мы разобраться в этой истории.

Что известно более-менее достоверно? В 1669 году в крепости-тюрьме Пиньероль появился заключённый, на лице которого всё время была маска.

Причём, заметьте, не железная — а бархатная, чёрная, с железными застёжками. Это уже фантазии литераторов сделали её полностью железной. С узником обращались очень почтительно, а его привычки — тонкое бельё, изысканные кушанья, любовь к музыке — выдавали в нём аристократа.

Комендантом крепости был Сен-Марс, которого вскоре переводят на остров Святой Маргариты. Вместе с собой он забирает одного-единственного пленника — того самого, в чёрной бархатной маске. Он же следует за Сен-Марсом и в Бастилию, оба оказываются там в 1698 году.

Сначала Железной маске выделяют отдельное помещение, но потом к нему подселяют сначала «колдуна» Тирмона, а потом обличителя власти де Рокорвиля. Вероятно, их рассказы и легли в основу слухов о таинственном человеке в маске.

Следует отметить, что сам Железная маска никогда и никому не рассказывал о том, кто он и за какое преступление осуждён. Во всяком случае, исторических данных об этом нет. В Бастилии этот странный пленник пробыл до самой смерти в 1703 году.

Кем же на самом деле был этот таинственный заключённый, одним из первых отвечает Вольтер. «Век Людовика XIV» он написал почти полвека спустя и предположил, что человеком в маске мог оказаться брат-близнец короля. По каким-то причинам возникло мнение, что Анна Австрийская родила не одного наследника, а сразу двух. И чтобы избежать в будущем борьбы за трон — ведь король-то должен быть один, — второго ребёнка решили удалить из дворца. И лучшего места, чем тюрьма, не нашли.

Гипотеза выглядит логичной: и аристократические привычки, и маска, позволяющая скрыть сходство с Людовиком. Она получила широкое распространение, в том числе описана и у Дюма в «Виконте де Бражелоне», а затем и растиражирована в кино.

Считается, что Железную маску похоронили под именем Марчиолли, и это наталкивает исследователей ещё на одну версию. В те годы действительно жил некий Эрколь Маттиоли, выдававший себя при французском дворе за испанского министра. В историю он вошёл как шпион, за что его и упекли в Бастилию. Правда, смысла в маске в данном случае нет.

Наиболее подтверждаемая версия — суперинтендант финансов Фуке. Он был сказочно богат, причём достаток его наживался далеко не всегда честными путями. Кроме того, Фуке, скорее всего, знал слишком много королевских тайн, поэтому, когда попал в немилость, оказался в тюрьме. На воле у него осталось много товарищей, и в случае его смерти они могли обнародовать нечто, опасное для короля. И чтобы замаскировать смерть суперинтенданта, или его убийство, совершенно постороннему человеку надели маску, выдавая его таким образом за Николя Фуке — живого и здорового.

И, наконец, версия абсурдная, но с изюминкой. Железная маска — это русский царь Пётр I. Во время «Великого посольства» монарх как раз путешествовал по Европе. Из России уехал православный царь-батюшка, а вернулся европеец в басурманском платье и все патриархальные традиции на корню изничтожил.

То есть, понимаете: нашего царя посадили в Бастилию и маску нацепили, а в Россию заслали такого же, но с замыслами, вероятно, по уничтожению страны. Что же получается, не сработало?

К истории загадочного пленника обращались многие. И все, основываясь на одних и тех же фактах, выдвигали разные версии. Но до сих пор тайна Железной маски не разгадана и всё так же будоражит умы.

 

Император Лев Философ: четыре жены и Вещий Олег

Железная маска, кто ты?

 

Этот византийский император был натурой творческой, отличным политиком и дипломатом, грамотным законником и реформатором. Он регламентировал отношения между государством и ремесленниками, создал свод законов, не боялся поставить на место зарвавшуюся знать.

При этом он обладал изящным слогом и достаточно много творил: около сотни его новелл посвящены жизни страны и граждан, военный трактат «Тактика Льва» считался одним из лучших в своё время.

Императора Льва VI прозвали Философом, или Мудрым. Однако в историю он затесался не столько своими деяниями, сколько перипетиями личной жизни и конфликтом с официальной церковью. Хотя, наверное, его можно понять.

Сын Василия I Македонянина и отец Константина Багрянородного, Лев VI родился в 866 году. Однако императором по праву наследования мог и не стать. Его отец подозревал жену в неверности и очень холодно относился к отпрыску, хотя официально и признавал. Однажды на охоте Василий даже намеревался убить Льва, но его с трудом удержали.

Когда подошло время, Василий женил сына на красивой и набожной девице Феофано.

Любому императору нужен наследник, Феофано же видела себя лишь в служении Богу. Поэтому вскоре у Льва появилась женщина на стороне, узнав о которой Василий сильно его поколотил, Зою же, так звали любовницу, велел выдать замуж.

Когда же Лев стал полноправным императором, первым делом он перезахоронил останки своего предполагаемого отца, а патриарха, поставленного Василием, низложил. С нелюбимой Феофано он прожил десять лет: после смерти её причислили к лику святых. А Лев тут же женился на Зое, муж которой тоже очень удачно почил, но не прожил с ней и года — новоиспечённая императрица умерла.

В третий раз он женился на Евдокии, но Льву патологически не везло: жена скончалась сразу после родов, а следом и новорождённый мальчик. Василевс вновь остался без наследника, а четвёртый брак — не по закону церкви.

Тем не менее он приближает к себе вторую Зою, хотя церковь этим возмущена и на венчание разрешения не даёт.

Император поначалу пытается действовать мягко — мольбами и уговорами, но единственное, на что соглашается патриарх — крестить долгожданного наследника, Константина. Венчать же Льва и Зою он отказывается.

Василевс* понял, что миром он ничего не добьётся, низложил патриарха и отправил в ссылку. Новый глава церкви сразу же признал брак законным, оправдывая свои действия тем, что в предыдущих у Льва не родился наследник.

Интересный факт из жизни Льва VI связан с Русью. Дело в том, что василевс правил Византией в то же время, что и великий князь Киевский Олег — тот, который Вещий, и тот, что прибил щит на врата Царьграда.

В византийских летописях информации об этой войне нет, так что, говорят историки, это, скорее всего, легенда. А вот торговый договор Лев и Олег заключали. При этом впервые в документах Русь упоминается как государство, а не как отдельные купцы, приходящие с севера.

 

Преподобный Макарий Оптинский: слово как оружие, слово как лекарство

Железная маска, кто ты?

 

Калужская область богата православными святынями. Но жемчужиной её по праву считается Оптина пустынь. Монастырь, основанный в четырнадцатом веке, в девятнадцатом стал местом паломничества русской интеллигенции, где даже самые образованные и просвещённые люди могли заполнить душевную пустоту спасительными беседами. Основу же высокой духовности и учёности монашествующей братии заложил иеросхимонах Макарий, который и сам был духовником многих литераторов и мыслителей.

Михаил был старшим из пятерых детей в дворянской семье Николая и Елизаветы Ивановых. Родился он в Орловской губернии, рос спокойным, любящим книги мальчиком и выделялся на фоне остальных детей. Получив образование в школе, Михаил устроился на работу в казначействе, неплохо продвинулся по карьерной лестнице, а со смертью отца вышел в отставку и поселился в родном имении — сельце Щепятине.

Неподалёку от поместья располагалась Площанская Богородицкая пустынь, куда в 1810 году Михаил и отправился на богомолье. Там состоялась знаковая встреча со старцем Афанасием, который в свою очередь был учеником Паисия (Величковского), позже прославленного в лике святых. Побеседовав со старцем, Михаил уже не вернулся в мир.

Вслед за своим учителем Афанасий переводил труды святых отцов Церкви и приобщил к этому Михаила, принявшего постриг с именем Макарий. Почти двадцать лет он провёл здесь, пока не перешёл в Оптину пустынь.

Тут его наставником стал иеросхимонах Лев, который ещё при жизни обрёл дар прозорливости и совершал во множестве чудеса. Макарий полностью доверился преподобному и всякое дело начинал с его благословения.

Господь дал Макарию много даров, наиболее яркими из которых были кротость и смирение. Однако дар рассуждения, убеждения и слова оказался решающим не только в его судьбе, но и в жизни тех, кто приходил к нему за советом. Макарий умел находить нужные слова, чтобы неверующий обретал веру.

Именно с его деятельности началось сближение Оптиной пустыни и русской интеллигенции. Здесь Макарий продолжал работу по переводу и изданию святоотеческой литературы. А помогали ему в публикации философ И.В. Киреевский и его супруга. Они жили поблизости от пустыни и иногда приходили туда. Душеспасительные беседы с Макарием привели к тому, что они всё чаще бывали в монастыре и стали духовными чадами старца.

Читая рукописи преподобного Паисия, супруги сожалели, что столь ценные духовные мысли недоступны всем прихожанам, и предложили издать его жизнеописание и поучения. Так о старцах из Оптиной пустыни стали узнавать и другие деятели науки и искусства. На исповедь и за советом к преподобному Макарию приезжали Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, А.С. Хомяков и многие другие.

Но святой Макарий не только переводил, но и писал собственные поучения — письма, адресованные своим ученикам и чадам, которые являлись для них, по сути, духовным путеводителем по жизни. В них он неспешно и обстоятельно даёт ценные советы и указания, излагая это ярким и сочным живым языком. Практически каждое из таких писем можно назвать отдельным произведением.

Среди адресатов преподобного — духовные лица, впоследствии причисленные к лику святых, Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), литераторы Н.В. Гоголь и С.П. Шевырев и другие. Литературный дар Макария, его глубокое знание духовной жизни, понимание культуры и общественно-политической обстановки делают письма преподобного не только душеполезным чтением, но и предметом научного изучения.

 

Рождество Пресвятой Богородицы: лестница в Небеса

Железная маска, кто ты?

 

В ветхозаветной книге Бытия описывается странное видение Иакову таинственной лестницы, которая соединяет землю с небесами. Церковь этот образ трактует однозначно: лестница символизирует Богородицу, через Которую Господь сошёл на землю ради спасения всех людей.

В Евангелии немного говорится о Деве Марии — описаны лишь главнейшие события её жизни, и то кратко. Однако прочие подробности позволяет узнать церковное предание, включающее древние сказания, исторические сочинения на церковные темы, тексты церковных служб. Поэтому кое-что о жизни Богородицы, в частности, о её рождении, известно.

Иоаким происходил из рода царя Давида, Анна, его супруга, — из рода первосвященника Аарона, старшего брата Моисея. Они жили праведно, соблюдали все заповеди, две трети своих доходов раздавая нуждающимся и жертвуя на храм, однако оставались бездетными. Шло время, Иоаким и Анна уже были немолоды, а радости в их жизни всё не случалось. Соседи косо посматривали на них, ведь отсутствие детей у иудеев считалось наказанием за грехи. Дошло даже до того, что однажды священники в Иерусалимском храме отказались принимать у Иоакима жертву в честь большого праздника. Его прогнали, обвиняя в страшных грехах.

Иоаким сильно опечалился, однако не стал роптать на Бога, а удалился в пустыню, где паслись его стада, и стал горячо молиться, прося Господа послать им долгожданное чадо. И вдруг ему явился ангел, который сообщил благую весть. В это же время Анна была у себя в саду и тоже просила о чуде. Перед нею также возник ангел, возвестив, что у них вскоре родится дочь. Оба супруга направились в Иерусалим, где встретились у Золотых ворот и рассказали друг другу произошедшее с ними.

А затем в положенный срок у Иоакима и Анны действительно родилась дочь, Которую назвали Марией. Родители так обрадовались рождению чада, что пообещали посвятить дочь Богу.

Впервые о празднике Рождества Пресвятой Богородицы, который сегодня мы празднуем 21 сентября, упоминается у святого архиепископа Константинопольского Прокла, жившего в пятом веке. Этот праздник с древних времён известен не только в православии, но и в других ветвях христианства. Считается, что официально его утвердил Византийский император Маврикий.

В народе с этим днём связано много традиций и обрядов. В деревнях это время называли Госпожинки, и было оно приурочено к сбору урожая. Чем обильнее он был, тем масштабнее устраивали праздники, на которые собирали всех родственников. В тех же селениях, где были храмы, посвящённые Рождеству Пресвятой Богородицы, проходили ещё и ярмарки с разнообразными гуляньями.

 

Стивен Кинг. Анализируя себя...

Железная маска, кто ты?

 

Удивительное дело: сколько, оказывается, единомышленников у Стивена Кинга по всему миру! Его книги, наверное, и миллионными тиражами не посчитаешь, а экранизации произведений — уже само собой разумеющееся явление. Но что одного человека заставляет сочинять ужасные ужастики, а других — с упоением их читать? Ответ, скорее всего, как всегда в таких случаях, искать нужно в далёком прошлом объекта.

Развод родителей, болезненность, впечатлительность маленького Стивена привели к тому, что рос он достаточно беспомощным и боящимся зачастую несуществующих вещей. Так, например ему снились кошмары, где умирал кто-то из близких или он сам, причём мучительно, или случалось то, что в реальности невозможно.

Все свои страхи и переживания мальчик старался сохранить в своей памяти и в какой-то момент почувствовал, что ему нравятся эти эмоции. «Мне нравилось чувство страха, нравилось ощущение полной потери контроля над чувствами», — позже признавался писатель.

Однако обуздывать чувства всё-таки следовало, и для Кинга единственным способом, который действовал, оказалось проговаривание страха, точнее, написание истории о нём.

Его первый рассказ назывался «Мистер Хитрый Кролик» и возник после очень болезненного лечения фарингита, когда Стивену трижды делали прокол барабанной перепонки. Тогда-то мама и предложила мальчику написать рассказ, чтобы хоть как-то отвлечь ребёнка от боли. Герои рассказа Кролик и его друзья-зверушки помогали малышам, попавшим в беду. Но это была только проба пера. Следующие произведения «короля ужаса» уже не будут столь добрыми — он найдёт сундук своей тётушки с фантастикой и страшилками и поймёт, о чём именно хочет писать.

Мама подарила ему печатную машинку, и теперь из комнаты Стивена постоянно доносился её треск.

В студенческие годы Кинг познакомился с Табитой Спрюс, которая писала стихи. Послушав их, Стивен понял, что нашёл человека, мыслящего так же нестандартно, как и он. Они до сих пор вместе, у пары трое детей и четверо внуков.

И именно Табите и сам Кинг, и поклонники его творчества должны быть обязаны. Ведь она спасла основательно подсевшего на запрещённые препараты писателя — спасла не только для себя и детей, но и для мира.

Долгое время рукописи Кинга не находили своего издателя. Но однажды Табита обнаружила черновики романа «Кэрри» — автор посчитал его неудачным. Супруга настояла, чтобы Стивен его завершил и отправил в издательство. Публикация навсегда изменила их жизнь: последовали романы «Сияние», «Ярость», «Безнадёга», «Стрелок», «Бегущий человек»...

✨А потом наступило время экранизаций. Кинг пишет сценарии и даже иногда снимается в фильмах по собственным произведениям, в эпизодах. Его фильмография не менее внушительна, чем писательский труд. Стало хорошим тоном снимать кино по произведениям «короля ужасов», тем более что тема это нынче востребованная.

Исследователи творчества Стивена Кинга отмечает, что его ужасы — это как состязание «между нормальным и ненормальным, в котором нормальное в финале вновь станет доминирующим».

🤩Король, пусть и ужасов, на то и король, чтобы быть отмеченным различными наградами. У Кинга их предостаточно. Одна из последних (медаль в области искусств), говорит о том, что творчество писателя — не только развлекательное чтиво для любителей пощекотать нервы, но захватывающие истории «с анализом человеческой натуры».

 

Ожегов - человек и словарь

Железная маска, кто ты?

 

В русской филологии достаточно много известных имён. Среди них и С.И. Ожегов, исследователь языка, лексиколог, составитель словарей. Самое знаменитое его творение — «Словарь русского языка». Этот однотомник есть почти в каждом доме, с ним знаком практически любой человек. А вот автора его мало кто знает…

Благообразный облик Ожегова, мягкость, образованность дают представление в целом об интеллигенции начала двадцатого века. А биография его семьи насыщена различными событиями, достойными стать отдельным произведением.

Род Ожеговых ведёт своё начало от крепостных, принадлежавших заводчикам Демидовым и работавших на их уральских заводах. Свидетельство тому — собственно фамилия. «Ожег» — специальная палка, кочерга, которую использовали при производстве металлов. Дед будущего составителя словаря уже был лаборантом на предприятии, что позволило ему дать всем своим детям — а их было четырнадцать! — высшее образование.

Отец Сергея Ивановича, выбравший специальность инженера, работал в бумажной промышленности. Он женился на Александре Фёдоровне, которая родила ему троих сыновей. Все они также были хорошо образованны, но самым знаменитым из всех стал старший — Сергей.

Затем семья переезжает в Петербург, а когда начинается Гражданская война, Сергей добровольно вступает в Красную армию. За бои под Нарвой его награждают знаком «В память освобождения Советской Карелии от белофинских банд». После его перебрасывают на Украину, где он сражается с Врангелем и служит на руководящих должностях в штабе округа.

У него есть прекрасный шанс продолжить военную карьеру и получить соответствующее образование, однако он демобилизуется и занимается филологией. Ещё будучи студентом Ожегов начинает преподавать русский язык. И вскоре Д.Н. Ушаков привлекает его к работе над своим толковым словарём.

Незадолго до войны Сергей Иванович с семьёй перебирается в Москву, где, бродя по улицам и привыкая к столичной жизни, наблюдает живое общение между людьми разного культурного уровня. Наблюдательность и имеющийся опыт наталкивают его на мысль о создании краткого словаря современного языка.

С началом войны Сергей Иванович записывается в народное ополчение. Но он — видный учёный и не подлежит отправке на фронт. Тогда он остаётся в Москве и продолжает работу. В это время в Ленинграде погибают практически все его родные, в живых остаётся лишь пятилетняя племянница. Позже Ожегов найдёт её в приюте и удочерит.

После Победы работа над словарём продолжается. Сергей Иванович совершенствует его с каждым новым изданием — при его жизни их было четыре. Такие успехи в науке позволили ему без защиты получить сначала степень кандидата, а потом и доктора филологии.

Смерть учёного была достаточно внезапной. «Словарь к пьесам А.Н. Островского», который он уже довёл до стадии корректуры, так и не увидел свет. Сергей Иванович задумывал его как справочник к пьесам драматурга: поясняя в словарных статьях всё то, что с точки зрения современности «нуждается в специальных разъяснениях».

Согласно информации портала Грамота.ру, «Словарь к пьесам А.Н. Островского» вышел в свет лишь в 1993 году. Предисловие к нему написал сын лингвиста Сергей Сергеевич Ожегов.

Картина дня

наверх