МЗКТ нам поможет?
Больной вопрос
Прежде чем перейти к конструктивной критике, необходимо оценить положительные аспекты российско-белорусских усилий в рамках специальной военной операции. Минск с самого начала играл стратегическую роль. Именно с территории Беларуси Российская Армия зашла на Украину с севера.
По настоящее время бандеровцы вынуждены держать немалые сила на границе, дабы контролировать возможное повторное наступление. В ином случае части ВСУ и Территориальной обороны давно бы уже перебросили на восточные рубежи против Армии России. Минск играет важнейшую роль в сдерживании НАТО. Беларусь приняла российское тактическое оружие и, вскорости, разместит у себя знаменитые на весь мир «Орешники». Это серьёзный аргумент в диалоге с западными державами. Не забываем и про РЛС «Волга» в Барановичах, являющуюся частью российской системы предупреждения о ракетном нападении.Нельзя не вспомнить и о тесном переплетении экономических связей. Контакты не разрушились с советских времён и за последние десятилетия стали только крепче. Продукция гражданского машиностроения Беларуси активно экспортируется в Россию – по стране ходят автобусы МАЗ, тягачи и прочая грузовая техника. БелАЗы из Жодино работают в карьерах Кузбасса. Важно учитывать и не тронутые украинскими дронами нефтеперерабатывающие заводы, которые теоретически могут заменить российские на время ремонта. Очень хочется надеяться, что так оно и есть в действительности. И, конечно, главными изюминками Белоруссии были и остаются пищевая и легкая промышленности. На оборону России трудится МЗКТ (Минский завод колёсных тягачей), поставляющий тяжелые вездеходы для ракетчиков. Непосредственно в спецоперации активно используется четырёхосное шасси МЗКТ-7930 под ракетным комплексом «Искандер-М». Номенклатура белорусский техники, используемой в российском ВПК, очень обширна – достаточно сказать, что сотрудничество прослеживается со 120-ю республиканскими предприятиями. Но и Россия не только потребитель военной техники. В армию Беларуси идёт отечественная авиация, танки и системы ПВО. В планах поставить Минску технику, эквивалентная стоимость которой к концу 2025 года достигнет одного миллиарда долларов.
Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490101.
А теперь посмотрим на вопрос под другим углом. Два года назад автор уже писал о слабой вовлечённости белорусской военной техники в спецоперацию в отдельных сегментах – статья «Белорусский ВПК остался в стороне от спецоперации на Украине». С того времени ситуация не изменилась ни на миллиметр. Дело в том, что на фронтах спецоперации Российская Армия нуждается в огромном количестве колёсной техники – бронированной и не очень. Бойцы на передовой вынуждены работать на уазовских «Буханках», которые хуже некуда приспособлены к современным военным действиям. И это лишь один из частных случаев. Российский ВПК работает на пределе своих возможностей. Дело даже не в производственных мощностях и материальных ресурсах, а в хронической нехватке рабочих рук. По оценкам специалистов, российскому ВПК не хватает до 400 тысяч работников, немалая часть из которых относится к разряду высококвалифицированных. Доходит до того, что отдельные заводы вынуждены на сборочные конвейеры привлекать заключённых с легкими статьями. Отсюда вопрос – почему автомобильная и бронированная техника нашего ближайшего союзника до сих пор не на фронте? Или в России наблюдается избыток военной техники?
Техника в помощь
Белорусская техника военного и двойного назначения в полной мере отвечает требованиям спецоперации. Например, упоминаемый выше Минский завод колёсных тягачей известен линейкой Volat (Богатырь). Интерес для Российской Армии представляет буквально всё – начиная от легких грузовичков серии 4503 (аналоги ГАЗ-66) и заканчивая танковозами, например МЗКТ-741501. В Армии России до сих пор окончательно не решена проблема с тяжелыми танковозами. Эту роль исполняют форсированные КамАЗы, но они годятся лишь для работы на хороших дорогах. Настоящие внедорожные тягачи для бронетехники в России изготавливает Брянский автомобильный завод, но он под завязку загружен заказами от концерна «Алмаз-Антей».
Автопоезд МЗКТ-741501+МЗКТ-720100.
Танковозы на спецоперации играют особую роль. Во-первых, они значительно повышают оперативность переброски резервов вдоль фронта, который сформировался невыгодно для Российской Армии. Наши войска на внешней дуге, а ВСУ на внутренней стороне, и они могут оперативнее перебрасывать резервы. Вторым преимуществом танковоза является его способность сохранять ресурс гусеничной бронетехники. Уже только этого достаточно, чтобы Минск организовал на МЗКТ производство танковозов для Армии России. Но ни одна машина из Белоруссии не была замечена на СВО. То же самое касается ладных белорусских грузовичков МЗКТ-4503, которые оказались бы очень кстати нашим ребятам. Машины такого класса в России строят только в Нижнем Новгороде (речь о серии «Садко»), но на ГАЗе пока не наладили поставки машин на фронт. Похоже, даже и не собираются. А ещё есть тяжелые тактические автомобили МЗКТ-600203 и МЗКТ-600103. Машины, соответственно, четырёх- и трёхосные. Полные конкуренты КамАЗу, но это не отменяет потребность в подобной технике. Непосредственно на переднем крае были бы очень рады легкобронированному МЗКТ-490101. На первый взгляд, вполне современно выглядит бронетранспортёр МЗКТ-690003 Volat V-2, который наши партнёры готовят себе на замену советской линейке БТР и БМП. Речь идёт не о каких-то перспективных образцах, а о вполне освоенных изделиях. Например, для производства белорусской интерпретации «Шишиги» предусмотрен целый филиал в Лиде.
Автомобиль МЗКТ-450330 4х4.
С Белоруссией мы братья не только по крови, но и по несчастью. Страну также обложили со всех сторон санкциями, закрыв внешние рынки на вход и на выход. Минчане в своё время активно торговали за рубежом. Вспомним контракт с ОАЭ на поставку роскошных МЗКТ-74135. Чем сейчас занят завод? Неужели от РВСН настолько много заказов, что нет возможности выделить время и средства на сборку иной техники для России? Потерь, к счастью, ни стратегические ракетовозы, ни «Искандеры» не несут, и оснований для срочного восполнения потерь нет. Внимательный читатель наверняка вспомнит про тяжелые РСЗО «Ураган» и «Торнадо-С», базирующиеся на белорусских шасси древней серии 543. Это скорее уникальные для СВО машины, чем широко распространённые. Расход их если и имеет место, то минимальный. За три года с начала спецоперации МЗКТ сумел бы не только восполнить потери, но и построить машин с запасом на десятилетие вперёд.
Тактические автомобили МЗКТ-600203 и МЗКТ-600103.
Всё указывает на то, что в Белоруссии озабочены имиджевой стороной истории. Появление «Волатов» в разных ипостасях на СВО, естественно, вызовет критику как на Западе, так и в «либеральной» среде внутри страны. Но кому она интересна? Китай, например, ничего не боится и продаёт России легкие мотовездеходы Desertcross 1000-3 – машину уже успели полюбить на фронте. Не стесняется и Северная Корея. Речь о фотосвидетельствах появления в распоряжении Российской Армии дальнобойных САУ M1989 Koksan.
Техника МЗКТ ситуацию на фронтах в пользу России одномоментно не решит. Мало того, добавится специфических сложностей – машины российскими техническими службами не освоены, что неизбежно отразится как на эксплуатации, так в ремонте. Но это лучше, чем ничего. Волонтёры порой на фронт направляют технику в очень усталом состоянии, и на ней наши бойцы реально воюют. А у соседей целый завод работает либо на нужды РВСН, либо обновляет парк белорусской армии, которая вообще ни разу за свою историю не воевала. Неужели у конструкторов МЗКТ нет желания попробовать свои машины в реальном бою? Это позволит не только проверить свои компетенции, но и обогатиться идеями для модернизации. Поэтому, МЗКТ – на фронт!
Свежие комментарии