На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 458 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Самый сильный телепат СССР: Феномен Вольфа Мессинга https://rutube.ru/video/65c0609734b2c09c2a26f9a89bb496ac/ Самый с...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Как происходящее повлияет на Россию? Падение режима Асада и изменившийся расклад сил на Ближнем Востоке, скорее всег...NYT: предвыборная...
  • Юрий Ильинов
    Будущее Сирии после переворота После победы радикальных исламистов в Сирии очевидно одно: в том виде, в котором стра...NYT: предвыборная...

Мифы Куликовской битвы. Мамай: появление «злого гения»

Исторические напёрстки

Мифы Куликовской битвы. Мамай: появление «злого гения»

Мифы Куликовской битвы. Мамай: появление «злого гения»

Наконец-то, самые преданные Читатели канала дождались давно обещанного цикла статей. Назову его «Мифы Куликовской битвы». Потому что правды исторической в этом «судьбоносном эпизоде», который мы изучаем в учебниках, … простите, ни на понюх табаку.

Что в самой битве, что в её антураже. В предпосылках, ходе, последствиях. Начиная с первых слов «Сказания о Мамаевом побоище», начинается историческая неправда:

«…Пришли же послы к царю Мамаю от Ольгерда Литовского и от Олега Рязанского…».

Про послов отдельный разговор будет. А вот назначать Мамая — «царём», то есть Великом Ханом Золотой Орды… это очень грязная игра летописцев. Подмена понятий. Навет и клевета. Попытка что-то важное скрыть, лживым заменить. Так думаю. Вот не торопясь, займёмся наукой.

Первое действующее лицо

всей этой истории — Мамай. Писано про этого сурового мужчину немало (и скудно), поэтому остановимся максимально подробно. В какой год родился этот честолюбец и гениальный авантюрист — неизвестно. Но где-то в Диком Поле, может и в Крыму. Был наполовину половец-кыпчак, наполовину — … тут тоже вопросы. Из титульной нации — «монголов». То есть, центрально-азиатских тюрок.

По отцу: далекий потомок хана Акопы из рода «кият», по матери — из рода какого-то золотоордынского темника Мамая. Здесь копать вообще бесполезно, кем достославная ханум была — беспросветный мрак. Лишь в устных татарских преданиях сохранился «Плач по Мамаю матери Кара-Улёк». Но всё говорит о том, что Кара-Улёк была матерью киргизского эпического героя Манаса. И «Плач…» стоит правильно называть «по Манасу», а не «Мамаю».

Есть и другая версия, самая «правдивая». Украинкой она была. А Мамай — им же. Потому что, остался в малороссийском популярном фольклоре «лыцарем и казаком». Или Мамоном, тут всяко толкуют. Был обязательно православным, русским тысяцким, поднявшим мятеж против тирана и деспота Дмитрия Донского. Который «Украину» XIV века хотел захватить. Есть даже портреты Мамая (чуть ли не прижизненные) — на лубках.

Теперь папой Мамая подробно займемся, там много открытий чудных. Происхождение Мамая из славного рода «кият» упоминается тремя источниками. Все они очень поздние, XVI-XVII веков. Утемиш-хаджи (хивинский историк середины XVI века) указывает в сочинении «Чингиз-наме»:

«Кыйат Мамай забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым…».

В это же примерно время составлено «Подлинное родослове Глинских князей» (потомки Мамая), где назначено так:

«И тако от Черкутлуева царства роду Кияты родословятца и имянуются царьского рода даже и до Мамая царя».

Третье упоминание можно найти в татарском сочинении конца XVII века «Дэфтэрэ Чынгыз-намэ» неизвестного автора. Мамай вскользь упоминается в перечислении знатных представителей рода киятов.

Есть подозрение, что три внешне независимых источника «кормились» от какого-то одного. Но не доказано. Поэтому, стоит признать их единодушие верным и исторически правильным. Назначить Мамая отпрыском рода (в монгольской традиции — «кости») «кият». Это о-го-го, вроде бы! Но не очень…, в династических традициях Монгольской Империи. К роду «кият» принадлежали первые ханы монголов, аж сам Чингис-хан с потомками. Но есть… нюансы.

Кияты

(без сопровождающих этнонимов) — это потомки Мунгэду-Кияна, старшего брата Есугей-багатура, который папа Чингисхана. Рашид ад-Дин так расклад дает:

«Многие кияты, которые ныне находятся в стране Дешт-и Кипчак, происходят из его рода, его двоюродных братьев по отцу и родичей».

Часто историки попадаются на эту удочку, однозначно относя род золотоордынских киятов (и Мамая) — к прямым потомками Мунгэду-Кияна. Но Рашид ад-Дина стоит читать внимательно. Он говорит, что эти кияты (Дешт-и Кыпчака) происходили не только «из его рода», но от «двоюродных братьев и родичей», в том числе. Так что, седьмая вода на киселе может получиться. В Степи таких — каждый второй мелкий бек.

Зайдем с другого фланга. Историк из Хивы Утемиш-хаджи дает очень интересную подсказку, связывая золотоордынских киятов — с Крымом. Хотя всегда полянкой для рода кият была восточная часть Улуса Джучи, сибирская. На момент Великой Замятни и становления нашего «злого гения» она называлась «Синей Ордой». Как семья Мамая оказалась связана с курортным полуостровом тогда?

Глубоко погружённому в тему Читателю сообщу: не нагружайте комментарии версиями Григорьева, Трепавлова, Мустакимова, полным цитированием Исхакова и Измайлова. Аффтар знаком с ними. Очень интересно, временами обоснованно даже. Но полноценную проверку источниками ничто не выдерживает. Имя «Мамай» слишком распространено, чтобы на основании только его поминания в деловых или купеческих документах делать однозначные выводы.

Свое убеждение таково: к роду «киятов» принадлежал кто-то, очень сильно помогавший Великому хану Золотой Орды Тохте взять под контроль Крым. Когда там взбунтовался беклярбек Ногай. Дело было в 1299 году. Или же… кто-то перебежавший от Ногая из знаковых эмиров. Затем этот «кто-то» стал первым правителем Крымского «тюмена» из рода «кият».

Скорее всего, его звали Тулук-Тимуром. Потому что, в середине 1330-х годов с ним встречался известный арабский путешественник Ибн Баттута. Он сообщил: «с крымскими киятами отправился к ханскому двору на Итиле». Путешественник снабдил нас подробностями. С каким почётом, радостью и почтением встречали по всей Золотой Орде Тулук-Тимура. Наместники и простой люд. Значит, фигурой был очень значимой, первый любимец Хана, не менее…

Последнее упоминание о Тулук-Тимуре в источниках датируется 1338 годом. И скорее всего, он положил начало целой династии крымских наместников. Как обязательный атрибут управления Улусом — главных сановников Ставки Золотой Орды. Сын Тулук-Тимура, Кутлуг-Тимур в 1358-1359 годах по прежнему правит Крымом. В 1359 году «ведомость» ханши Тайдулы его супруга Чолак и дети «вознаграждены ханской милостью». Без него, он уже слишком быстро помер.

Вот и получаем вполне половинчатую версию, никаких «точно» и «именно так оно и есть». Тулук-Тимур является (очень может быть) бывшим наместником великого Узбек-хана в Синей Орде, ушедшим в Крым помогать в междоусобице Тохты и Ногая. Его сын Алибек вполне мог быть отцом Мамая. Только так можно объяснить феномен, почему далекие и восточные «кияты»… вдруг так прочно обосновались на курортах Крыма.

Становление

«злого гения» полностью туманно. О детстве и юности ничего не известно. Родился не то в 1320-ом, может годом позже или раньше. Пока в науке главенствует версия, что в середине 1990-х годов Старый Крым дал сенсационную находку: в захоронении конца XIV века обнаружено «тело Мамая». Там находятся останки человека пятидесятилетнего возраста.

При рождении Мамай получил мусульманское имя — Мухаммад. Или «Султан-Мухаммад». Хотя путь трансформации арабского Мухаммада в тюркского Мамая трудно объяснить… но пусть будет. Некоторые источники бают, что приобрёл прозвище «Кичиг» (малый, маленький) из-за невеликого росточка. Могилка в Старом Крыму тоже согласно кивнет: там лежит человек 150-ти см. Но очень развитый физически, просто мини-богатырь.

Есть описание внешности Мамая послом литовского князя Ягайлы, относящееся к 1380-му году. Аккурат перед Куликовской битвой:

«Царь Мамай… и ростом средний человек, и разумом не слишком крепок, и в речи непамятлив, а горд весьма».

Относиться к такому описанию не советую серьёзно. Потому что оно процитировано смешным (с научной точки зрения) произведением из жанра «альтернативной истории». «Сказанием о Мамаевом побоище». С учётом того, как этот «разумом не очень крепкий, в речи непамятливый» человек за двадцать лет стал фигурой №1 на западе Улуса Джучи. Постоянно демонстрировал недюжинные смелость, решительность, ум и амбиции. Простачки в горниле Великой Замятни не выживали.

Работаем с источниками. В «Дэфэрэ Чингиз-намэ» молодой Мамай упомянут среди самых приближенных эмиров хана Джанибека. Такие персонажи обычно носили титул специальный — «шах-заде». Означал он максимально близкое родство к правящему ханскому роду. В принципе, сходится. Кияты были именно таким родом. Есть интересное упоминание в «Маджму ат-таварих» («Собрание историй») среднеазиатского историка XVI века Ахсикенти. Там Мамай назван… «Шамай». Может быть, это означает: «Шах (заде) Мамай».

Дед Мамая (если это точно Тулук-Тимур) недолго правил крымским «тюменом», умер где-то в 1358 году. Преемником стал Кутлуг-Тимур. Явно пожилой гражданин был, поскольку тоже отправился на Небесные пастбища годом позже. Дальше события в Золотой Орде понеслись вскачь… Замаячила страшная...

Великая Замятня.

4 шабана 758 года хиджры (22 июля 1357 года) умирает «добрый хан Джанибек», ему наследует старший сын Бердибек. При очень странных обстоятельствах. Персы в своих документах говорят: Джанибек после успешного похода на Азербайджан опасно заболел (1356 г.), быстро скончался. Старшего сына при дворе в тот момент не было, наследником его не успели назначить.

Другая версия, очень популярная в публицистике такова: Бердибек самовольно покинул земли Азербайджана, куда его назначили наместником. С непонятными мотивами объявился с Ставке, поссорился с отцом и… удавил его подушкой. Версия вполне жизнеспособна. Потому что традиционной и легитимной передачи власти не состоялось. Бердибек тут же устраивает резню: отправляет на тот свет дюжину царевичей-джучидов, потомков Хана Узбека. По династическому праву — наиболее опасных конкурентов на Белый Войлок хана.

Золотая Орда встала на дыбы. Многие родственники хана и влиятельные эмиры зароптали, не одобрили действия Бердибека. Ключевые посты наместников в Улусе освободились. Но назначать туда своих «соратников по убийству» царевичей — очень рискованно. Кровную месть никто не отменял. Новый Хан принимает соломоново решение. Поближе к себе, в Ставке — рассаживает (по не очень высоким должностям) соратников, замаравших себя кровь «золотого рода». Они должны пристально присматривать за сановниками бывшего Хана, которых террор обошел стороной.

Род Мамая (кияты) получает сильный удар. В 1359 году умирает Кутлуг-Тимур. Практически в это же время в Синей Орде убит другой влиятельный «кият» — его племянник Джир-Кутлуг. На политической арене Орды остаются два молодых и неопытных представителей рода: Тенгиз-Буга и Мамай. Вряд ли способные составить конкуренцию опытным политикам из других могущественных родов.

Юноша Тенгиз-Буга смог удержаться на посту наместника «левого крыла» Синей Орды, все-таки третье поколение «кияты» тут властвовали. И слишком удалённые земли от Сарая, мало кого интересующие. Мамаю же пришлось впервые испытать горечь унижения. Беклярбек Могул-Буга, не без интриг ханши Тайдулы, назначает новым наместником (даругой) Крыма — Кутлуг-Буга. Это соперничающий всегда с «киятами» род «кунграт».

Мамай, имевший куда больше прав на крымский «тюмен», выразил своё отношение к дворцовым интригам резко, дерзко, открытым бунтом. Хивинец Утемиш-хаджи пишет:

«В его (хана Бердибека) время было много смут. Кыйат Мамай забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым…».

То есть, Мамай покинул Ставку, собрал верных ему людей и кочевья «киятов». Направился наводить «правильный династический порядок» в Солхате (Старый Крым, резиденция наместников). Во времена Узбек-Хана или даже Джанибека это рассматривалось как тяжкое преступление. Дерзкий эмир мог поплатиться головой, что чаще всего случалось. Но Мамаю сошло с рук. Видимо раздрай в Орде шёл полным ходом, Бердибек явно не пользовался никаким авторитетом. Риск был очень велик, но Мамай впервые показал свою политическую хватку и чутье.

Беклярбек и ханский зять.

Вот он, звёздный час нашего героя. Ситуация была такая: Великий Хан Бердибек угодил в страшную ловушку. Придя к власти при очень подозрительных обстоятельствах, устроив резню джучидов колена Узбек-Хана — он нажил чрезмерное количество врагов. Практически сразу после его воцарения возмущённые эмиры подняли мятеж: выдвинули нового претендента на ханский шатер — царевича Кульну. В этот же момент покидает незадачливого Бердибека и Мамай. Минус целый тумен для нового хана.

Ситуацию в ханской Ставке просчитали верно. Бердибек смещает с поста беклярбека отцовского назначенца Могул-Бугу. Отдаёт Мамаю Крым и предлагает должность попавшего в опалу «премьер-министра». Риск молодого «кията» оправдан, в 1359 году бунтарь стал первым в роду, кто добился самого высоко административного поста в монгольском государстве.

Бердибек-Хану предстояло решить другой вопрос, не менее важный: как такое назначение объяснить Степи. Чтобы столь фантастическое возвышение Мамая выглядело в глазах более знатных эмиров — приемлемым хотя бы. Да и мятежника привязать покрепче к себе. Наглый и строптивый «кият» получает в жены дочь Великого Хана. История не сохранила её имени, она всегда упоминается просто, как «Ханум», ханская дочь. Однако очень правдоподобна версия, что звали супругу Мамая — Тулунбек-ханум. Это будет единственная женщина, когда либо занимавшая ханский войлок Золотой Орды. Но это другая история…

Помимо титула беклярбека Мамай после свадьбы получает другой статусный титул: право именоваться «гургеном» (ханским зятем). Это кочует от исследования к исследованию… Хотя нет ни одного источника исторического, где этот (обязательный в этикете Степи) титул упоминался бы. Тут можно «напёрстки» уже двинуть. Предположить, что никакой свадьбы с дочерью хана не было. Эпизод впоследствии приписали. Потомки Мамая, желая подчеркнуть своё высокое происхождение. Обосновать его назначение первым лицом Золотой Орды.

Но может быть иначе. «Гургенов» в Степи было пруд пруди… А вот «беклярбеков» — по пальцам одной руки счесть. Мамай мог равнодушно отнестись к родству с «золотым ханским родом». Вообще не употреблял титул впоследствии. Это можно утверждать по сходному историческому событию. Так и не найдено в документах титулование «гургеном»… временщика Едигея, женатого на дочери неудачника Тохтамыша.

Он тоже довольствовался скромным статусом «беклярбека». Не считая нужным подчеркивать, что является зятем Великого Хана. Обесценился сам институт Потомков Чингизхана, ой, обесценился… Так думаю.

Первый шаг

во власть состоялся. Огорошил же Золотую Орду, так огорошил. Неожиданное возвышение Мамая зафиксировали многие источники соседей Орды. Львовский летописец под 1359 годом сообщает:

«Прииде посолъ на Москву отъ царя Мамая от Ахмиявды».

Понятно, что «царя» приписали позже. В духе государственной политики, так сказать. Беклярбеков так не титуловали на Руси, чаще ограничиваясь просто «татарином», реже — с указанием имени. Но что послов Мамай мог посылать — это правда. Должность позволяла. Но исключительно вассалам Улуса, международная арена была вотчиной только Великого Хана.

Приметили взлет Мамая арабы. Читая египетского сановника и учёного начала XV века Ибн Халдуна, узнаем: Мамай в царствование Бердибека «управлял всеми делами». Но другой арабский энциклопедист начала XV века ал-Калкашанди почему-то сомневается. Считает, что Мамай не занимал высочайший пост беклярбека:

«Если бы он находился на такой же ступени, на которой был Йилбога в земле Египетской (окольничий султана, премьер-министр), то это значило бы, что он (Мамай) был старшим эмиром хана, а если это так, то как же ему писали с меньшим почетом, чем улусным эмирам».

Вот это номер. Но объяснить сомнения энциклопедиста-историка можно. Он скорее всего видел документы в архивах, которые относились к более раннему периоду жизни Мамая. До 1359-го года. Когда тот был одним из приближенных эмиров при Ханах Джанибеке и Бердибеке. Само собой, египетские канцелярии не могли титуловать киятского эмира как-то иначе.

Ну и… Мамай слишком недолго пробыл беклярбеком при хане Бердибеке. Вполне может быть, даже не успев вступить в дипломатическую переписку с Александрией. Потому что события летели очень стремительно, не до политесов ему было.

В том же 1359 году Бердибек скоропостижно покинул бренный мир. То ли умер своей смертью, то ли был убит вместе с «кровавыми соратниками» по резне царевичей-джучидов. Никоновская летопись сообщает:

«Того же лета во Орде убиенъ бысть царь Бердибекъ, сын Чянибековъ, внукъ Азбяковъ, и з доброхотомъ своимъ окааннымъ Товлубеемъ, князем темнымъ и силнымъ, и со иными советники его…».

Ибн Халдун, арабский средневековый историк, тоже нечто подобное говорит. В любом случае, естественными ли были причины или кто помог… но смерть 30-тилетнего цветущего вояки-хана ещё больше толкнула Золотую Орду в смуту Великой Замятни. Погибель была подозрительной, Степь полнилась различными слухами.

Золотую Орду опять залихорадило. Все знали: со смертью хана все ключевые государственные деятели, чаще всего, лишались своих постов. Новый Великий Хан (особенно в мусульманской модели правления) мог не считаться с Советом Рода, не проводить курултай. А по своему усмотрению подтверждать или дезавуировать любые административные назначения предшественников.

К власти пришёл царевич Кульна, знамя победившей оппозиции к Бердибеку. Мамаю и прочим сановникам покойного хана не приходилось рассчитывать на его милость. И опять… в том же 1359 году молодой честолюбец Мамай, в один день взлетевший к вершинам власти… был низвергнут. С трудом сохранив статус придворного эмира («князя ордынского»). Оставалось только выжидать… Но это другая история.

ß

Как древние цивилизации ядерные бомбы сбрасывали…

Как древние цивилизации ядерные бомбы сбрасывали…

Опять будем альтернативщиков препарировать и потрошить безжалостно. Много времени это не займёт, поскольку эпизод крайне прост по своей сути. Является настолько откровенной ложью, фальшивкой и «уткой»... просто за гранью всякого приличия. Фи, такими быть! Как с придыханием томным вам сообщат бесчисленные статьи на тему города «Мохенджо-Даро»:

«Много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро (Холм Мертвых) в Индии. В 1922 году индийский археолог Банарджи раскопал на одном острове великой реки Инд древние руины. Их уничтожил, по всем признакам, взрыв с температурой эпицентра в 1500 градусов Цельсия».

Пока сбавим обороты холодного разума, пройдёмся взвешенно по вопросу. Да, город такой был найден. Гипотезы археологов о причинах гибели Мохенджо-Даро выдвигались самые разные. Сначала спокойно рассматривался вопрос естественного упадка культуры так называемой хараппской цивилизации. Возможно, его сгубило катастрофическое наводнение или смертоносная эпидемия, никто не отменял нашествие воинственных и жестоких завоевателей…

Но нет… Согласно индийским древним легендам, была некая до-арийская цивилизация. Создавшая свою могущественную Империю почти 4 тысячи лет до нашей эры. Но её разрушило некое мощное оружие. В 1979 году англичанин Дэвид Девенпорт (исследователь культуры Древней Индии) с итальянцем Этторе Винченти потрясли мир «открытием». Они провели анализ произведения под названием «Рамаяна».

Справка.

Это древнеиндийский эпос на санскрите, наверное — один из самых популярных в фольклоре. Авторство текста — «коллектив авторов», явно под сотню-другую. Произведение создавалось примерно с VII по IV век до нашей эры. С точки литературоведов — является ярким образцом «вложенной повести», когда основной сюжет подкрепляется множеством других тем, даже не имеющих отношения к главному повествованию.
Самым известным рассказчиком «Рамаяны» является легендарный мудрец Вальмики, действующее лицо эпоса. Произведение состоит из семи книг и 500 песен, разбито на 24 тысячи стихов.

Так вот, два «исследователя» Девенпорт и Винченти, проведя анализ «Рамаяны», обнародовали громкую версию. Город Мохенджо-Даро, относящийся к древнейшей цивилизации в бассейне реки Инд (как и ряд соседних городов), — был уничтожен в результате мощного взрыва, очень напоминающего ядерный. Хиросима и Нагасаки за четыре тысяч лет до проекта «Манхеттен»!

«…Когда наступило утро, Рама, взяв небесный корабль, приготовился взлететь. Тот корабль был большим и прекрасно украшенным, двухэтажным, со многими комнатами и окнами. Корабль издал мелодичный звук перед тем, как взмыть в заоблачные выси». (Эпос «Рамаяна»)

Вот главный литературный аргумент. Так же были найдены другие тексты на санскрите, где есть упоминания о летательных аппаратах «богов» — виманах, оснащённых (судя по описаниям) оружием из «Звёздных войн».

Что ещё покушать

заносят в некритично устроенные мозги читателей многочисленные любители войн «Гипербореи с Лемурией»? Глубокий анализ, который традиционные версии «официальной науки» распыляет на атомы. Упадок культуры на помойку! Это процесс медленный, а «всё в Мохенджо-Даро говорит о том, что катастрофа наступила внезапно».

Гипотеза о наводнении тоже отметается, несмотря на факт нахождения города на острове посреди полноводной реки. Но… в руинах «не найдено следов разгула водной стихии». Ну и самое вкусненькое:

«есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах и почти мгновенной гибели жителей. Что подтверждается расположением скелетов».

Пандемия «сверх КОВИДа» тоже не подходит, так быстро зараза не может убить. Нашествие захватчиков, бают альтернативщики, не катит: на скелетах нет следов холодного оружия.

Адепты «ядерной гипотезы» говорят: среди руин разбросаны спекшиеся куски глины и минералов. Анализ образцов, проведённый в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, дал данные, что оплавление произошло при температуре 1400-1500 градусов. То есть, температуры шастали в городе на момент гибели — как в кузнечном горне.

Так же в Мохенджо-Даро есть следы гигантского взрыва. Если острым взглядом любителя мегалитов «посмотреть» на разрушенные здания, заметна хорошо очерченная область «ударной волны». От эпицентра — в стороны. Где все строения сметены неведомым могучим шквалом. Дальше к периферии степень разрушения падает. Постройки окраины в неплохом состоянии. Ну точно… калька с разрушений Хиросимы и Нагасаки!

Ответ опять же стали искать в древних текстах. Нашли, конечно. В индийском эпосе «Махабхарата» сказано: был некий взрыв, который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма и вода начала кипеть, а рыбы обуглились». Девенпорт с озорным итальянцем были уверены, что речь идет о реальном историческом событии… Гипотеза получила неимоверное количество адептов, даже в России смелые люди научного мира её поддержали. Особенно… всякие специалисты по физике взрыва (не буду озвучивать фамилии).

Разбор полетов

долго не проводился, потому что идея владения ядерным оружием в столь лохматые времена — даже в самом милосердном дурдоме рассматривалась как повод к принудительной и немедленной госпитализации.

Никто из альтернативщиков не вникал в вопрос: что такое хараппская цивилизация Инда. Что из себя представляет археологический объект Мохенджо-Даро, в частности. Вранье начинается в каждой публикации на эту тему. Когда сообщают: Мохенджо-Даро был открыт в 1922 году Банарджи. Не так всё было.

Нашел город в 1911 году археолог Бхандаркар. А Банарджи лишь посетил руины через десять лет, проведя очень поверхностные разведочные работы. Тут же сказав: это очень-очень-очень древние руины. Хотя его коллега десять лет назад утверждал совсем обратное, не найдя там никакой великой древности.

Дальше. Знаменитое название «Холм Мертвых» (Mohenjo-Daro, Мохенджо-Даро). Это никакой не санскрит, тем более его диалект (у литературных языков нет диалектов и наречий). Такое название город получил с языка «синдхи». Очень популярны вот такие артефакты, так называемые на некоторых ресурсах «глиняные печати с пиктографическими надписями». Опять мимо. Хараппская письменность к пиктографии не имеет никакого отношения. Даже с иероглифической рядом не стояла. Это просто схематические знаки.

Есть ещё одна «сенсационная находка». «Буддийская ступа» Мохенджо-Даро. С обоснованием: мол, жители города молились своим богам, пора пересматривать истоки буддизма.

«Ступа» действительно присутствует. Правда, построена она около 200 годов до н.э. на вершине холма, который скрывал более древние руины. К хараппской эпохе она никакого отношения не имеет. В реконструкцию города внесена «задним числом», аккуратно вырезана из холма. Во времена тысячелетней давности её близко не стояло.

Теперь к самому вкусному, правда от этого выворачивает наизнанку весь мир археологии. В Мохенджо-Даро «не найдено следов наводнения или нападения захватчиков». Это как так… «не найдено»? В 1920-30-х годах тут копали серьезные мужчины с фамилиями Маршалл и Макэй, их отчёты в полной сохранности. После второй мировой рылся очень скрупулезно другой археолог, Дэйлз.

Все они в одну душу заявляют (с подробными схемами): город несколько раз затапливался. Иногда на очень длительные сроки, о чем говорят слои речного песка и гидроразрушения стен из сырцового кирпича. Каждая экспедиция оставила подробные диаграммы стратиграфии, где везде присутствуют три-четыре слоя речных наносов.

Топило город часто и глубоко. Даже теория была устойчивая в 60-ые годы прошлого столетия: упадок Мохенджо-Даро и всей цивилизации хараппской вызван слишком участившимися наводнениями. Альтернативщики ссылаются на некий «Атлас» по археологии 1950-го года.

Дальше читаем.

«В городе обнаружены оплавленные камни, найден выброшенный на 500 метров оплавленный конгломерат, состоящий из спеченного песка».

Ни один журнал археологический такого не помнит. Публикации результатов раскопок Мохенджо-Даро были, зафиксированы в специальных сборниках и монографиях. Оплавленных камней и концентратов с конгломератами в описи находок… попросту нет. Вся эта дрянь постится только на определённых ресурсах, скопирована из крипто-археологических книжек.

Ни в одном отчёте археологическом не говорится про «эпицентр взрыва», ни про замеры (60-80-100 метров) расплавленного и обращённого в стекло — песка. Вообще ничего про «оплавления». Как и про какие-то «тектиты и тринититы» (расплавленное природное стекло и сплав кварца с полевым шпатом). Откуда сие? Где хоть одна фотография от археологов? А не из электронных геологических библиотек с пояснениями: «примерно так они выглядят». Науки не перепутали?

«Среди руин Мохенджо-Даро с радиусом свыше 400-500 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению».

Увы… даже намёка на такое нет в «официальных археологических источниках». Ну полностью отсутствуют! В Мохенджо-Даро были обнаружены следы пожаров. Подробно описаны последствия и разрушения от них. Один из археологов-исследователей, по фамилии Дикшит размышлял: как и почему погиб небольшой «квартал ювелиров в Нижнем Городе». Никаких массовых пожаров там не обнаружил, что добросовестно зарисовал в своих диаграммах. Воздействия огня на постройки и артефакты не нашли и другие археологи, иначе бы обязательно пометили слои угля и пепла.

Выводы

короткими будут. У «официальных учОных» нет свидетельств, что город был разрушен в результате пожара. Ни в 20-ых, ни в 30-ых, ни в 40-ых и 50-ых годах. Вся «ядерно-пожарная» информация полностью выдумана. Кем? Тоже несложно отыскать мерзавца. Это был Дэвид Дэвенпорт. Британский подданный индийского происхождения, который был уличён в громком скандале. Приписывал на визитках титул «лорда».

Именно этот «исследователь» в 1979 году издал в Милане книгу «Atomic Destruction in 2000 B.C.». Только в ней есть информация про «оплавления, кристаллизацию, эпицентры, разрушения ударной волной». С разной степенью дословности только «альтернативные ресурсы» и брошюрная литература его «труд» цитируют.

Но если кто-то из альтернативно одарённых считает, что Дэвенпорт был археологом, — глубоко и горько заблуждается. Он был… любителем-самоучкой по древним индийским священным книгам, очень любил искать инопланетян в «Махабхарате». Ни одной научной публикацией не отметился. Даже научно-публицистической. Начитавшись про «виманов и оружие богов», потолковав с итальянцем Винченти (кстати, просто журналистом), — свято уверовал в ядерное оружие древности.

Нашёл «подтверждение» в каких-то археологических данных. Бают, что Девенпорт якобы возил образцы из Мохенджо-Даро в лаборатории Рима и Пизы… а те, получив кусочки спекшегося стекла, — дали «сенсационный ответ». Но в университетских лабораториях этих городов, профессионально занятых датировками и археологическими артефактами, англичанина не видели. Откуда образцы он взял? В какие именно лаборатории сдал? Что это были конкретно за «тектиты и тринититы»?

Увы, типичная картинка альтернативных «исследователей». Непонятные материалы изучают «учёные» неизвестной лаборатории. Само собой, всё, что нужно, — «доказав». Всем психического крепкого здоровья!

Картина дня

наверх