На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 457 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Еще об итогах нового акта Решение главы государства в очередной раз позволило заинтересованным сторонам «и рыбку съе...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    Владимир Путин укрепил рубль и снизил цены на газ в Европе Доллар «притоплен» ниже психологической отметки в 100 рубл...Запад и Турция сд...
  • Юрий Ильинов
    США задействовали B-52 для ударов по террористам в Сирии Подразделения Центрального командования Вооруженных сил США...Запад и Турция сд...

Здесь живёт Киик-Адам

Здесь живёт Киик-Адам
Это произошло 22 июля прошлого года около часа ночи местного времени в урочище Киш-Каинды. Сотрудница заповедника Аксу-Джабаглы (Западный Тянь-Шань) с группой школьников возвращалась в «научный домик» - избушку, где отдыхают работники заповедника и егеря во время полевых исследований. Внезапно перед ребятами словно выплыла из темноты высокая женщина (впоследствии они утверждали, что рост ее был не менее 180 сантиметров), посмотрела на них, в лунном свете блеснула седоватыми волосами и исчезла. Все в панике бросились к избе, закричав от страха...

Об этом событии нам рассказали еще в деревне Николаевке Чимкент­ской области, где находится управле­ние заповедника. Мы там пробыли два дня и слышали, как по ночам отчаянно выли собаки. Местные жители были сильно озадачены. Не ина­че, говорили они, какой-то крупный звеоь спускается с наступлением тем­ноты с гор. Однако что за зверь, ни­кто сказать не мог. Но утверждали, что ни волк, ни медведь такой пани­ки у собак не вызвал бы.

Район Аксу-Джабаглы — глухой, неприступный, здесь много веков бытуют легенды о диких волосатых лю­дях — киик-адамах. О встречах с ни­ми рассказывают очевидцы и сейчас. Вот почему наша экспедиция летом прошлого года отправилась в запо­ведник Аксу-Джабаглы.

Один из самых сложных вопросов в такой экспедиции — подбор участни­ков. Это только кажется, что стоит бросить клич, и от желающих ло­вить «снежного человека» не будет отбоя. Когда доходит до дела, серь­езной подготовки к трудному и рис­кованному походу — количество участников тает на глазах. В конце концов в нашей группе наметилась твердая семерка. Руководитель экс­педиции — председатель Волжского клуба туристов Глеб Исаенков. С ним — Павел Казаченок, по профес­сии юрист, Ольга Иофкова — химик,

Любовь Квасникова — инструктор Волжского горкома партии, а также ленинградцы — Андрей Кузнецов, врач-патологоанатом (врач экспедиции) и кандидат в мастера спорта по альпинизму, и техник Владимир Ива­нов. Ну а я, заместитель руководите­ля экспедиции по научной работе, представляю Ленинградский государ­ственный университет и объединение «Криптобиология», которое занима­ется изучением редких биологиче­ских объектов и явлений. Подготов­кой экспедиции занимались сотруд­ники нескольких научных учрежде­ний Ленинграда. Это была экспеди­ция, при подготовке которой использовались методы прикладной мате­матики и расчеты производились с помощью компьютеров.

И вот теперь мы карабкаемся по едва приметной, постоянно исчезаю­щей в зарослях горной тропе. Туда, где высоко в горах, в долине реки Ак­су, и находится сердце заповедника. За плечами у каждого сорокакило­граммовый рюкзак, а идти порой приходится по осыпям, крутым откосам. На самых сложных участках забива­ем в скальные породы крючья, стра­хуемся веревками. Вскоре добираем­ся и до заснеженных горных скло­нов, движение наше замедляется — тут надо быть особенно осторожным, можно провалиться в запорошенные снегом трещины. Не хватает возду­ха — высота уже 4 тысячи метров.

Здесь живёт Киик-Адам
Поразительно, но, оказывается, и на таких высотах прямо по снегу полза­ют семиточечные божьи коровки. Чем только они здесь питаются? Во всяком случае, ни одной тли — их ос­новной пищи — мы не видели.

Наконец преодолеваем аксайский перевал и спускаемся в долину реки Аксу, к Голубому озеру, мы — пер­вые, кто проник в эти места с начала года. Узкий каньон расширяется, об­разуя небольшую котловину, испещ­ренную бурными ручьями, над кото­рыми щетинятся невысокие густые ивовые заросли. Бредя по колено в студеной воде, продираемся сквозь густые заросли. На берегу озера раз­биваем базовый лагерь. Тянет искупаться в прозрачной воде, но темпе­ратура ее плюс восемь градусов. Ту­чами набрасываются на нас слепни. После ужина захожу в палатку к Глебу Исаенкову.

- С чего начнем? — спрашиваю, хотя программа исследований и экс­периментов разработана еще в Ленин­граде. Однако на месте необходимо все уточнить и конкретизировать. Решаем, что из базового лагеря не­большими группами по два-три чело­века будем обследовать близлежащие места, гроты, пещеры. Однако глав­ный вопрос — наблюдение за мест­ностью с наступлением темноты, ког­да пробуждаются ночные животные и, возможно, появится знаменитый киик-адам. Для этого вечерами на близлежащих горных вершинах бу­дут дежурить с биноклями наблю­датели.

- В первое дежурство пойдем и мы с тобой,— говорю Глебу.— Про­ведем первый эксперимент — наблю­дения в условиях экранизации элек­тромагнитного излучения нашего мозга...

Я напоминаю. Этот эксперимент и раньше планировалось провести од­ним из первых. Суть его такова.

Известный советский ученый Бер­нард Кажинский (в фантастическом романе А. Беляева «Властелин мира» он выведен под фамилией Качинский) установил, что электромагнит­ные волны длиной два миллиметра, излучаемые головным мозгом, несут информацию, которая может улавли­ваться другими людьми и животны­ми. Возможно, именно эти волны и являются основой явления телепа­тии, способность к которой у живот­ных вроде бы выражена в значитель­ной степени. Значит, и у «снежного человека». Хотя надежд на успех это­го эксперимента, честно говоря, ма­ло — в основе его слишком много непроверенных гипотез. И все же гото­вим мелкоячеистые медные и сталь­ные сетки, покрывала из японской металлизированной пленки. Темнеет, и две группы отправляются в горы. В нашей — Глеб Исаенков, Павел Казаченок и я. Выбираем укромные места на склоне у ближайшей вер­шины и прячемся за валунами, оброс­шими кустарником. Набрасываем на головы сетки и замираем, прислуши­ваясь к ночным звукам и шорохам. Я время от времени поднимаю к гла­зам бинокль — местность вокруг изу­чена еще днем. Мерещится всякое, состояние ожидания встречи с неиз­вестным существом не сравнимо ни с чем.

Нередко искателей «снежного че­ловека» представляют как людей, мягко говоря, странных, безнадеж­ных фантазеров и романтиков, которые, как поется в известной песне, «едут за туманом». Однако проблема эта вовсе не сводится к альтернати­ве — удастся поймать или нет. Она намного серьезнее. Изучение законо­мерностей появления человека на Земле и его развития — важнейшая задача биологии, истории, социоло­гии. «Снежный человек», или йети, или троглодит,— он ведь необходи­мое эволюционное звено в цепи био­логических видов, приведших к формированию Человека мыслящего, к возникновению социальной формы движения материи. Без понимания того, что представляет собой «снеж­ный человек», мы не сможем понять историю собственного развития, эво­люцию Homo sapiens...

Ночные наши бдения оказались безрезультатными. Возвращаемся в лагерь. Правда, спать мне совершенно не хочется. И тут выясняется, что такое же бодрое состояние и у моих товарищей, а Казаченок вдруг заявляет:

- Странная штука, но когда я там надел на голову сетку, то буквально через несколько минут почувствовал себя намного лучше.

- Это как? — не понял я.

- Трудно сразу разобраться, но голова как бы стала чистой, в мыс­лях появилась легкость, да и общее состояние...— Павел смущенно по­жал плечами.

А ведь и у меня в начале дежурст­ва промелькнула подобная мысль, вспомнил я. О прекрасном самочув­ствии, легкости. Правда, не в такой, может, степени, но подобное ощуще­ние испытал и я. Как позже выяснилось, нечто похожее произошло и с некоторыми другими нашими товари­щами. Этот факт заслужил внимания и осмысления, и я его записал под­робно в дневник экспедиции.

Все же отправляемся спать, так как завтра нам предстоит начать еще один научный эксперимент, на который мы возлагаем большие надежды. Хотя в основе его лежат идеи не такие уж и новые.

В жизни млекопитающих, как и представителей других классов животных, большое значение имеют сиг­нальные биологические вещества — феромоны. Они выделяются с потом, мочой... Этим самым животные не только выводят из организма отра­ботанные продукты жизнедеятель­ности, но и метят территорию свои­ми феромонами. Чтобы привлечь «снежного человека» — сам себя обнаружит,— мы и решили использо­вать феромоны приматов. Своеобраз­ные метки с феромонами я развеши­вал на следующий день в соответ­ствии с теми правилами, по которым животные метят свою территорию,— помещал на самые заметные места, огораживая определенную площадь, но чтобы вокруг находилась почва, где могли бы отпечататься следы су­щества, если оно появится.

Уже вечером нас ожидал сюрприз. Павел Казаченок первым обратил внимание на необычный след — ок­руглый с четырьмя короткими паль­цами. Но когда он сказал об этом мне, я засомневался. У «снежного человека» след вытянут, а стопа име­ет пять пальцев. Однако Павел на­стаивал, чтобы я взглянул. И вот спус­тя несколько минут я уже ползал на коленях по земле, забыв обо всем. Среди скального грунта на песчаной проплешине ясно отпечатался след огромного кулака, похожий на го- риллий. Я ткнул кулаком в песок рядом — отпечаток получился раза в полтора меньше. Других странных следов вокруг не было, да и на камнях, окружающих песчаное пятныш­ко, их просто не могло остаться.

«Снежный человек» ;— существо, безусловно, прямоходящее. Но иногда, трогаясь резко , с места или идя по крутому склону, он может перехо­дить и на четыре опоры. Потом по­добные следы мы находили на Тянь- Шане неоднократно.

А ночью из двух пар обуви зага­дочно исчезли шнурки. Поиски ниче­го не дали. Я не утерпел и после завтрака пошел бродить вокруг на­шего лагеря, когда на мелком щебне вдруг заметил свежий след огромной босой ноги. Камушки даже образова­ли перемычку между большим и ука­зательным пальцами. Новость взбудо­ражила всех. В лагере остались Па­вел Казаченок и Люба Квасникова, остальные двинулись вниз по Аксу. Подыскиваем место для временной нашей стоянки и два дня развешива­ем метки, обшариваем гроты, даже самые неприступные, куда можно до­браться лишь по веревке, вбивая в скалы титановые крючья. Однако воз­вращаемся в лагерь ни с чем, даже не подозревая, что в это время снова повезло Павлу Казаченку. Он встре­чает нас, нетерпеливо и взволнован­но прохаживаясь у палаток. Оказыва­ется, ночью Павел проснулся от зву­ка тяжелых шагов, потом почувство­вал резкий запах давно немытого те­ла. Через некоторое время шаги на­чали удаляться и вскоре затихли. Вы­лезти ночью из палатки он не решил­ся.

Выходит, перехитрил нас киик- адам. Но в том, что он ходит где-то поблизости, мы сомневаемся все меньше.

Неожиданно на следующий день к нам пожаловали гости — егеря заповедника, пять человек. Они прошли в долину Аксу верхом впервые в этом году. Но не успели спешиться, как возбужденно заговорили все разом. «Вот там,— шумели они,— два здо­ровенных следа босых ног. Сколько лет ходим по горам, таких никогда не видели. Никак вы, ребята, киик- адама приманили...» Торопливо идем вслед за егерями. Точно! Рядом с феромоновыми метками обнаружива­ем сперва два следа, а затем и цепоч­ку их. Длина ступни — 33 сантимет­ра, шаг — 110. Отпечатки настолько четкие, что не остается никаких со­мнений в их подлинности. По глубине следа вес гиганта никак не меньше 250 килограммов. Фотографируем, обмеряем отпечатки, с самого четко­го делаем гипсовый слепок. Тут уж невооруженным глазом заметно, что от следа современного человека этот отличается и размерами, и тем, что сильнее выражена его средняя часть, то есть низок свод стопы. Как у людей, страдающих плоскостопием, но для этого существа норма. Он ведь весит раза в три больше, поэтому и нужно увеличивать опору, снижая свод. У современного человека силь­нее выражен скос носка от большого пальца к мизинцу. У киик-адама пальцы находятся почти на одной ли­нии, чем достигается надежность упо­ра носка о грунт при движении.

Теперь по утрам мы тщательно ис­следуем районы, где вывесили метки. Днем обшариваем долину, поднима­емся в горы и обыскиваем гроты, в которых могло бы спрятаться чело­векоподобное существо. На закате надеваем сетки, вооружаемся би­ноклями и пытаемся засечь в горах хоть какое-то движение. Несколько дней усилия тратим впустую — все тихо. И вот...

9 августа засиживаемся на склоне горы до часу ночи, но не выдерживаем и идем спать. Сказывается на­пряжение нескольких дней. К тому же, если днем до тридцати градусов жары, то ночью температура падает до плюс пяти. В палатке пока согре­ешься и заснешь, зубами налязгаешь­ся. Может, от холода Павел Казаченок и проснулся утром в половине седьмого. Но, проснувшись, услышал, как шуршит гравий под чьими-то тя­желыми шагами. Ему понадобилось несколько секунд, чтобы вылезти из спальника и выскочить из палатки в предрассветный сумрак. И тут же из ивняка раздается громкий крик, и кто-то, ломая кусты, ринулся прочь от лагеря.

Шум будит и меня. Я выскакиваю из палатки, вижу Павла, напряжен­но всматривающегося в заросли, и бе­гу к меткам. То, что именно феромоны привлекли его, я не сомневался ни на секунду. Так оно и оказалось. Две метки разодраны на узкие ленты, они разбросаны по земле. Ивовые прутья довольно гибкие и прочные, но ветви, к которым были привязаны метки, сломаны одним рывком. Ветки оборваны так, как это делает обезья­на, захотевшая полакомиться древес­ной корой. И не когтями, не зубами, а именно руками. Причем очень силь­ными. Мы тоже попытались сломать ивовую ветку, но нам это удается лишь обеими руками, и с немалыми усилиями.

Рядом с разодранными метками об­наруживаю и след ноги, очень похожий на тот, который мы видели рань­ше. Неожиданно я вздрагиваю, ощу­тив на себе чей-то пристальный взгляд. На мгновение сковывает страх, окативший меня всего горячей волной. Затаив дыхание, медленно оглядываюсь — вроде никого. Но ис­пытывать судьбу не стоит, и я воз­вращаюсь к взбудораженным ребя­там. Через минуту мы все выходим на поиски. И почти сразу обнаружи­ваем цепочку огромных следов. По ней и пытаемся восстановить утрен­ние события.

Киик-адам, привлеченный феромо­нами, подобрался к метке, сорвал ее вместе с веткой и разодрал на ленты, бросил. Подошел к следующей и сде­лал то же самое. Затем осторожно двинулся к лагерю. Зачем? Из любо­пытства? Приблизившись к палаткам, он остановился перед веревкой, на которой сушилась наша одежда. По­следний след свой существо оставило в трех метрах от палатки Казаченка. Услышав в ней шум, бросился прочь, но не убежал, а спрятался в кустах. А когда увидел человека, то оттолк­нулся от земли кулаком и скрылся либо в перелеске, либо ушел по скло­ну горы.

Однако сам приход киик-адама к лагерю и характеризует его именно как примата. Такое любопытство мо­жет проявить только человек или обезьяна, но почти никогда медведь, волк или барс.

В 30-х годах советский ученый про­фессор Г. Ф. Гаузе открыл закон, согласно которому в одной экологической нише не могут сосуществовать два близкородственных вида. Меж­ду ними и происходит самая напря­женная борьба за существование, а не внутри самого вида.

Следы, зарегистрированные в США, отли...
Следы, зарегистрированные в США, отличаются от тянь- шаньского не больше, чем отличаются отпечатки ног двух особей одного вида

По утвержде­нию профессора Б. Ф. Поршнева, «снежный человек» отделился от ос­новного ствола эволюции человече­ского рода примерно 50 тысяч лет назад. Тогда и началась борьба, кото­рая могла привести либо к уничтоже­нию одного из видов, либо к растал­киванию их в разные экологические ниши. И чем сильнее возникали раз­личия между ними, тем больше было шансов обоим выжить. Поэтому каж­дая случайная встреча вызывала у обоих сторон подсознательное жела­ние уйти. Так выработался и закре­пился на генном уровне страх перед обликом нашего сородича, столь же иррациональный, как страх перед темнотой. И образ этого существа со­ответствует нашему подсознательно­му представлению о страшном, хотя на сегодняшний день никакой реальной опасности для нас он не несет. Мы превратились в нечто противопо­ложное по отношению друг к другу. И чем больше мы становились людь­ми, тем больше он становился зверем, хотя и сохранившим в облике много человеческого. Там, где много людей, там нет и не может быть трог­лодитов. И наоборот, живут они там, где практически не бывает челове­ка,— высоко в горах, в тайге, в тунд­ре. Мы остались активными днем, он ведет сугубо ночной образ жизни. Так мы разошлись в пространстве и во времени. Отсюда понятно, поче­му мы так редко встречаемся...

Подсознательный страх перед киик-адамом не обошел и участников нашей экспедиции. После случивше­гося некоторые покинули лагерь. А мы продолжали непрерывные дежур­ства с фото- и кинокамерами. Рядом с феромоновыми метками мы оставля­ли теперь сахар и сухофрукты. Но усилия наши были напрасными, удача оставила нас. Да и наивно, наверное, было ожидать ее. Существо выясни­ло, что его просто водят за нос, и, обиженное, скрылось подальше от опасных соблазнов.

А что касается нашей экспедиции, то мы пришли в эти глухие места, овеянные легендами о диких воло­сатых людях, чтобы подтвердить возможность обитания на Тянь-Шане «снежного человека». Но добились большего. Мы теперь можем пред­положить, что киик-адам здесь жи­вет. До последнего времени встречи с ним проходили либо случайно для обеих сторон, либо он сам определял, когда и где выйти на встречу. Мы попытались его вызвать, и нам это удалось. Очевидно, он скорее обезья­на, нежели человек. И живет по тем же законам, что и другие животные. Законы эти можно познать, и такую задачу мы будем решать в последую­щих наших экспедициях.
В.Сапунов

Женщина услышала голос бога и и решила изгнать беса из своего пятилетнего сына

 

Жительница Санкт-Петербурга услышала голос бога и решила изгнать из своего пятилетнего сына беса. Она облила мальчика кипятком, вынесла его на балкон и позвонила матери. Об этом пишет «Фонтанка». По информации издания, ребенок погиб из-за термических ожогов. Когда его бабушка приехала в квартиру, то сразу позвонила в полицию. Сотрудники правоохранительных органов, увидев облившую сына кипятком петербурженку, вызвали психиатров. Женщина постоянно твердила о голосе бога и бесе, которого нужно было изгнать из ребенка.

Женщина услышала голос бога и и решила изгнать беса из своего пятилетнего сына

Издание отмечает, что мать мальчика делала успехи в бизнесе и не была асоциальной. В 2019 году она развелась с мужем, и после того, как тот переехал в Москву, у нее якобы началась депрессия. Возбуждено уголовное дело по статье об убийстве. В 2019 году сообщалось о жительнице Нижнего Новгорода, которая избила сына хоккейной клюшкой и ввела ему инъекцию обезболивающего и димедрола, чтобы изгнать из ребенка бесов. 12-летнего мальчика в синяках обнаружили спустя сутки в отеле. Все это время он провел без еды и воды. Сначала ребенок утверждал, что получил травмы при игре в хоккей, но потом признался, что его избила мать.

 

Что в русском языке осталось от гуннов? И что это значит…

Тема зубодробительная, сходите… чайку плесните себе. Или чего в «напёрсток» покрепче. Куцым умом любителей-историков постараемся понять, кто такие «хунну», прародители самого великого нашествия на цивилизации пост-античного мира. Гуннская империя в европских широтах существовала очень мало времени. Западные исследователи нашли очень мало слов, которые принесли завоеватели Атиллы из Восточной Азии. Поэтому не могут сказать: это была экспансия тюркского мира или… как принято считать — неких монголоидов?

Что осталось после орд гуннов в лексиконе? Несколько имён собственных, среди них — некоторые подозрительно тюркские. Но это не доказательство, потому что такие имена собственные — слова особого рода, у них часто не бывает нормального лексического значения. Строить на них этимологию — категорически не рекомендуется. Византийцы и римляне не очень-то любили общаться с захватчиками, тем более любое кочевое образование в период экспансии — многонационально. Там всегда есть центр и несколько «периферий».

Если брать вторжение Атиллы… было некоторое тюркское ядро, потому что оставило булгар в Европе. Те явно притащили на своем хвосте — венгров, обитателей юго-запада Сибири. То есть, финно-угров. Это доказано вполне определённо. У венгров заимствования в речь делятся на два этапа. Самые древние относятся не к периоду жизни на Дунае, в компании здешних булгар. Часть своей тюркской лексики они получили где-то в другом месте… Где и когда? Среди «хунну-гуннов»? Больше негде было. Венгерских заимствований из пратюркского более чем достаточно.

В глубь веков!

Единственная возможность узнать, какой «национальности» были гунны, тем более их прародители «хунну» — это вернуться в Китай. Который конные багатуры кошмарили несколько веков. Именно там попытаться прочесть что-то. Тем более, хроники Поднебесной располагают рядом слов и понятий, которые приписываются «хунну».

Но есть одна великая проблема. Китайская письменность — иероглифическая. По большому счёту, не имеющая к звуковому облику слова никакого отношения. Иероглиф обозначает смысл. Который меняется почти каждый век, каждую эпоху. Что делают исследователи: берут звучание китайских иероглифов разных эпох, сравнивают с современными (которыми записаны многосложные «хуннские слова»).

Пытаются угадать фонетику (хотя как можно ее угадать или узнать, как слово произносилось десять веков назад?). Реконструируют китайские диалекты. Если слова попадали к корейцам или японцам с вьетнамцами — дело двигается быстрее, там фонетическая запись присутствует.

Первые слова,

слетавшие с языков «хунну», записаны в хрониках государства Хань в доисторическую эпоху. Их можно проверять более поздними историческими источниками после II века нашей эры. Если оставить за скобками имена собственные (которые ничего не скажут о носителе языка), то остаётся немало простых слов. Но стоит быть осторожным. Потому что все они находятся в «пра-тюркском» состоянии, в виде прототипов.

То есть, впоследствии эти слова легли в языки тюркских народов. Особенно заметно это на примере рано отколовшейся булгарской группы языков. Живым из них остался только один — чувашский, как известно. Самые известные понятия: тангры (небо), ронг (ставка), орун (место, трон), кынграк (меч, большой нож). Это есть в современных тюркских языках. Но в китайских памятниках не сохранились.

Зато есть кургак (пояс), катыр (мул и прочие степные животные) — это точно то, что китайцы записывали за хунну. Их кочевнические стоянки — это кошут. Есть этнонимы: кыркызхунгну. Титулы внимательно фиксировали: дагры и даогры. Перевели — как «справедливый» с хуннского. Первая находка! Это вполне доказательная этимология тюркского догры (прямой, правильный, применялось к титулу — дархан).

Другая группа слов в китайских хрониках эпохи Хань — увы. Явно не имеет ничего общего с тюркскими языками будущего. Какой-то пропавший среднеиранский язык. Если совсем научно: дальний родственник хотано-сакского языка, немного известный по письменным памятникам IV -VII веков. Но то, что попало в ханьские транскрипции, куда более древнее.

Вот взять загадочный титул первых государей народов хунну. Сегодня читают и пишут, как шаньюй. Но несколько веков до нашей эры это звучало… танва. Позже стало интерпретироваться, как «дархан». Поскольку значение слова было — «обширный». Путешествие было долгим, попало в пратюркский язык из иранских, через глагол «дарга» (распространяться, расширяться).

Есть красивое и известное слово хатын (госпожа). Или сакское слово — рунде (царский род хунну, из которого следует выбирать властителя, царя). Из иранской локации пришло другое слово, записанное китайцами — канчача (принцесса).

Что произошло с языком «хунну» в новой эре, легко расшифровывается. Это привычные тюркские слова. Недавно даже первый гуннский стишок ученые прочитали, относится к III веку новой эры. Один гуннский царь собрался вразумить другого. Но зашёл сначала к шаману за пророчеством. Китайцы записали это 10-ю иероглифами, двумя стихотворными строками. Привычные тюркские слова получились:

«Если войско выведешь, то этого богатыря, пожалуй, схватишь».

Пратюрки?

Хоть археологи рогом упираются, настаивая на более сложном этногенезе… Лингвисты вот в чем уверены. Пусть не все, но очень значительная часть народов «хунну» (с кем регулярно общались китайцы Хань) говорила на тюркском языке. Если быть точным — пратюркском. Он был таким до распада: на стандартный тюркский и булгарский. Датировки тоже понятны: два века до нашей эры — первые два века новой.

В этом языке много древних иранских заимствований. Они очень интересны. Потому что определяют саму культуру кочевничества. Пратюрки захватили богатейший набор понятий, связанных с молочным скотоводством, названий съедобных и культурных растений. Элементов строительства юрт, обустройства кочевий и титулы родоплеменной знати.

Так что… если быть взвешенным: верхушка хунну (кто имел право и возможность общаться с первыми лицами Китая) — говорила по-тюркски. Но жила в тесном контакте с теми, кто стал называться народом «саки». Иначе откуда всё титулование первых лиц взялось. Очень может быть, «хунну» находились в какой-то зависимости от них.

Государство Хунну (с пратюркским языком) терроризировало окрестности империи Хань очень долго, во II веке до нашей эры припожаловало в ареалы обитания племен обь-иртышского региона и Алтая. Кого они там обложили данью — неизвестно, археологические культуры конкретного представления не дают. Тем более неизвестны языки аборигенов. Но лингвисты спокойны. Они чётко локализуют пратюркские заимствования в группах самодийских языков. На них говорят ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, вымершие камасинцы и маторы.

Например, последняя камасинка умерла в период Великой Отечественной войны ХХ века. Её исчезнувший народ жил территории Хакасии, Тувы и Алтайского края, ассимилировался с живущими там сибирскими тюрками (южные самодийцы). Северные давно ушли на север. Этот распад совершенно точно был вызван появлением «хунну», острым с ними противостоянием. Народный фольклор тоже на этих событиях построен. Хоть аргумент так себе по достоверности.

Самодийцы

взяли от захватчиков названия многих видов рыб, нескольких животных (у них не живших), предметов торговли, название лошади, обуви и оружия, строительные термины. Самый яркий пример: шаманская ложка. Пришла из пратюркского языка («черпак»). А «хунну» его потянули из иранских наречий. «Хан» (царь), близнецы и несколько числительных — тоже. Самодийские слова прошли проверку на возможность уральского происхождения. Но увы, заимствования прослеживаются только пратюркской фонетике. Не нужно писать про «гиперборейцев-ариев», я вас умоляю.

Самодийских заимствований в пратюркском мало, но встречаются. Больше в охотничьем жаргоне. А вот знаменитая «свистящая стрела», которая попала к енисейцам, — это пратюрки принесли. Согдийцы стали её использовать не для передачи сигналов на поле боя или устрашения врагов… а для выпугивания белок из дупла дерева.

Вот и получаем вполне понятную картину. Локализуем пратюрков. Как некий этнос. Его расположение вполне ложится на карту территорий, которые контролировала империя Хунну. Да, они граничили с уграми Оби, поскольку уже в доисторический период там пролегали рыночные маршруты «меховой» части Шелкового пути.

Про отношения тюрков с монголами не рекомендуют лингвисты говорить. Там всё очень сложно. Эти народы были родственны в период праалтайской общности, позже друг от друга не отходили далеко. Обменивались постоянно заимствованиями. В тюркских языках больше очень поздних монгольских слов. У монгол — очень древние пратюркские преобладают. Самое знаменитое слово «пряжка» — это тюрки с удовольствием себе взяли.

Варвары Европ.

Они же — легендарные гунны. О них мы знаем из здешних хроник. Лингвисты тоже, наряду с археологами и историками, попытались определить — кем они были. Аттила — это германское имя (переводится как «батюшка»). Бледа — тоже германское имя. Именословы ничего не дадут, это особый род понятий. Если почитать римлян с византийцами, всю знать гуннов они нарекают именно германскими именами.

Из обычных, «нормальных» слов — только три локализуются, как собственность гуннов. Медос — хмельной напиток, страва — погребальная тризна, комос — просяное пиво. Если первые понятно откуда взялись, это славянские слова, то «комос» — скорее всего сравнение с «кумысом». Не тюркским, который пришел из Восточной Азии. А еще фракийским, записано было в античные времена. Задолго до прихода гуннов.

Вот и тупик образовался. Гуннская империя в европском своём издании просуществовала смехотворно мало. Сразу развалилась после смерти Атиллы. Принесла с собой тьму народов и этносов, названий и племенных имен: оногуры, савиры, аланы, булгары. Последние — это ошметки гуннского государства. Что от них осталось? Этноним, которым назвали государство Волжских Булгар. Всем известную зелёную кожу «булгари» помним, ценимую высоко по всему Востоку. Вот все почти.

Про булгар знаем: жили более или менее в Причерноморье. Контактировали с аланами, раскололись пополам. Одни вверх по Волге ушли, другие на Балканы (по Дунаю) подались. Венгры считают, что произошли от гуннов, намекают на своё главное слово «Хунга».

Хотя венгерский лексикон — это финно-угорский язык. Ближайшие родственники венгров — угры Оби, нынешние ханты и манси. Но при всём этом… если взять словарь корневых единиц венгерского языка, то найдутся более 500 слов тюркского происхождения. А около четырех сотен — славянского. Вот вам и «Хунгария».

Русский мир и гунны.

Как лингвисты утверждают, корни слов всякого самостоятельного языка составляют примерно 2000 единиц. По числу заимствований можно видеть, насколько этот язык имеет чужой корневой состав. Тюркские заимствования в венгерском языке — это столп, один из основных источников. По нему становится понятно, каков был древнебулгарский язык. Тех самых европских «гуннов» Атиллы. Про венгерские слова пусть на тамошнем Дзене рассказывают подробности, нам интересно вот что.

Те несколько заимствований, которые славяне подцепили. Их очень мало, кстати. Именно в старославянский, поздние периоды неинтересны (пока). Просматривают две группы: заимствования в южнославянские языки (пришли в основном с языком религии и культуры). И слова волжских булгар, которые попали по торговому пути — к восточным славянам (многие перекочевали к полякам потом).

Из первой группы самые известные: ковчегтояг — в смысле «посох», клобук — колпак. Колпак — это двойное заимствование, тоже из тюркских языков. Но из других. И совсем в другие времена. Очень возможно, что имя Боян пришло из волжско-булгарского в восточнославянский. Как топоним Хопужское море (Каспийское, от слова хапуг — ворота). Старославянское самчий — дворецкий. Современное болгарское самсур — грубый человек, негодяй.

Есть очень любопытное путешествие двух слов: халуга и хоругвь. Эти слова пришли из булгарского в старославянский. Но само образование, с начальной «х» — это Алтай, не тюрки. Очень-очень древнее правило образования слов, по сложным законам дыхания.

Есть южнославянский огарь (гончая), восходящее к пратюркскому экер, чувашскому агар. Знакомая многим коврига (из геврек — хлеб), ковер (тюркское кебиз); капь и капище (кэп «образ»); сокачий — «мясник». Восточнославяное вор, древнерусская тволага (тёлка), глагол ваять, слово квар («кор» — вред). Творог, который пришел из пратюркского дорак .

Ватага — из отаг (шатер), бубрек (почка). Древнерусское курелок (вид), верига (цепь), воркоч (коса), бирюк (волк, пратюркское бёрю и булгарское бирег), тьма (пратюркский тюмен)Книга — это тоже булгарское заимствование в славянских языках, но пришло как китаизм каркыга.

Некоторые слова понятны, другие — нет. Обнаруживаются только в булгарском и старославянском: куриг (шафер), гюдегю (зять), пирог — как пратюркский пирогшар — круглый шлем-каска, крагуй — «сокол». Толмач и церковнославянское блехчий — «кузнец». Знающий человек — бельгучи. Белег — «знак», тикор — «зеркало», чигот — «дворянин», бир — «налог» и бирчий — «таможенник». Сигать — «прыгать»…и т.д. Эти слова не имеют славянской этимологии.

Вот так, отряхнув ладони, лингвисты закрыли «гуннский вопрос». Народы легендарные «сюнну-хунну-гунны» — это тюрки. Так правильно говорить. Во всяком случае — доказательно. Осталось правильно осмыслить археологию, вытряхнуть из исторических источников всякий пропагандистский шлак. Тогда вообще картина маслом…

 

Спокойствие! Разработчик "Спутник V" объяснил, почему магнитится место укола

Кадры из видео

Все дело в биотоках.

Руководитель отдела НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Гамалеи Александр Бутенко считает, что причина тому электричество в теле человека.

Это обычное явление. У некоторых людей бывает такая способность — удерживать металлические предметы. Иногда это получается в области лба, могут прикладывать по 10—20 монет, и они держатся прекрасно, —

заявил Бутенко.

Тем временем граждане в соцсетях пересылают друг другу фото и видеоматериалы, показывая, как магнит крепится к месту укола. Для некоторых это становится доказательством, что их зачипировали.

Это тоже пример функционирования электрических воздействий, но представить себе, что какой-то может быть микроэлемент, содержащийся в вакцине, это просто фантазия у людей играет, —

заявил ученый.

Минздрав РК пока ролики не прокомментировал. Однако некоторые наши эксперты, изучавшие вопрос, считают, что все дело в поте, который делает кожу липкой в определенных местах.

https://aitube.kz/video?id=6efc99b9-7066-44d3-add5-1e96d3a4b...

Китай разогрел «искусственное солнце» в 10 раз горячее реального, поставив новый мировой рекорд
Китай разогрел «искусственное солнце» в 10 раз горячее реального, поставив новый мировой рекорд
Китай буквально в течение пары лет стал центром мировой науки. Исследования, которые проводятся в разных странах по всему миру, в одно и то же время ведутся и в Китае. На этот раз китайское «искусственное солнце» поставило новый мировой рекорд. По сообщению государственного информационного агентства «Синьхуа», экспериментальный усовершенствованный сверхпроводящий токамак (Experimental Advanced Superconducting Tokamak) на протяжении 101 секунды удерживал плазму при температуре 120 млн. градусов по Цельсию, а в течение 20 секунд 160 млн. С°!

Предыдущий рекорд 2018 года принадлежит южнокорейскому токамаку и составляет 100 млн. С° на протяжении 20 секунд. Помимо этого, в Китае есть ещё один реактор, HL-2M Tokamak, который в конце прошлого года удерживал плазму, разогретую до 150 млн. С° на протяжении 10 секунд.

Experimental Advanced Superconducting...
Experimental Advanced Superconducting Tokamak

Интересно, что температура в центре Солнца «всего» около 15 млн. С°, то есть в десять раз ниже, чем достигнуто в китайских токамаках.

Следует, правда, отметить, что до создания термоядерного реактора, судя по всему, ещё довольно далеко. Вполне возможно, что принципы устройства установок должны быть пересмотрены.

Картина дня

наверх