У знаменитого ювелира Форсангера дрожали руки. Такого не случалось никогда! Ведь он — лучший гранильщик алмазов. Недаром фирма аукционного дома «Кристис» пригласила именно его для работы со старинным камнем «Глаз идола», который нужно переогранить — тогда на предстоящем аукционе можно будет продать его вдвое дороже.
*Смерть ювелира*
Форсангер вздохнул: чего он страшится? Камень, конечно, абсолютно чистой воды, но не особо велик — чуть больше 70 карат. Да и огранен не по правилам — в форме какого-то сплющенного треугольника. А новая огранка придаст ему совершенную форму.
Ювелир решительно закрепил алмаз в отверстие металлической трубки и поднёс к гранильному диску. Сверкнул Луч, будто из камня вырвалась молния…
На другой день газеты вышли с кричащими заголовками: «Загадочная смерть ювелира», «Камень-убийца», «Алмаз, который не дал прикоснуться к себе!».
Уильям Кристи потерял сон. Теперь, после смерти ювелира, продать камень практически невозможно. Никто уже и не вспомнит, что у «Глаза идола» была совершенно иная история. Его нашёл в конце 16-м века в знаменитых алмазных копях Голконды некий молодой старатель. За это ему разрешили жениться на любимой девушке. С тех пор и стали говорить, что алмаз — камень влюблённых.
Правда, другая версия гласила, что алмаз попал в Европу из старинного индийского храма, где был вставлен в глаз местного идола — отсюда и странное название. Но и по этой легенде выходило: раз алмаз был только одним глазом, он всегда будет стремиться найти свою пару, а значит, и сыщет половинку для владельца.
Словом, обе легенды были хороши для предстоящего аукциона. Одно плохо: камень неправильно огранён. После загадочной смерти Форсангера Уильям Кристи обращался ко многим ювелирам, но ни один не взялся за работу — раз камень не поддался руке опытного мастера, значит, не желал этого. Как будто алмаз знал, что после огранки потеряет силу. Ну а тот, кто пойдёт наперекор его воле, потеряет мастерство. Словом, ювелиры оказались суеверными…
Что ж, пришлось с ними согласиться — лучше потерять в деньгах, чем в репутации. Уильям просто поручил одному второразрядному ювелиру прикрепить алмаз на золотую цепочку, отделанную бриллиантами, и 14 июля 1865 года выставил «Глаз идола» на продажу.
*Призрак из зеркала*
Кто бы мог подумать, что этот сплющенный алмаз произведёт фурор?! Сама королева Виктория пожелала на него взглянуть. Поднесла камень к груди и подошла к зеркалу. Хоть и королева, но — женщина!… Взглянула долгим взглядом и вдруг отбросила алмаз. Только и выдавила: «Ах!» — и покинула выставочный зал. Уже на другой день из верных источников Кристи узнал, что королеве привиделся в зеркале её покойный супруг, принц-консорт Альберт. И хотя Виктория души в нём не чаяла, но зеркального призрака перепугалась до смерти. А появление его приписала странному алмазу. И «Глаз идола» не купила.
Алмаз достался наследнику турецкого султана, будущему правителю Абдул-Хамиду II. И купил он его стайной надеждой. Дело в том, что за два года до этого умерла его любимая юная жена. И вот теперь одна надежда на волшебный камень. Говорят же, что он находит возлюбленную для своего хозяина. А Абдул-Хамиду никакой другой возлюбленной было не нужно, кроме утерянной супруги.
Юноша подошёл к зеркалу. Повертел алмаз и так, и эдак. Ничего особенного. Может, нужно заниматься этой магией, когда темно? Принц три ночи провёл перед зеркалом с алмазом в руках — опять безрезультатно. Но когда заснул, увидел любимую, и та позвала мужа. Утром слуги обнаружили повелителя на пороге фамильного склепа. Как принц попал туда, никто не понял, но сам он, очнувшись, пришёл в ужас. Любимая позвала его — и он пришёл…
В страхе принц приказал запрятать зловещий алмаз подальше в хранилище драгоценностей. Но пришло время, и Абдул-Хамида свергли с престола. Тогда понадобились деньги, пришлось продать старинные драгоценности, а с ними и «Глаз идола».
*Явление алхимика*
До середины 20-го века алмаз странствовал по свету, а в 1946 году перекочевал в Америку к миллионерше Мей Бонфилс Стентон. Она заплатила за «Глаз идола» невероятную по тем временам цену — 675 тысяч долларов и увезла в роскошное поместье Белмор близ Лейквуда. Там у Мей Стентон был огромный дворец, который она приказала построить по образцу Трианона, любимого дворца королевы Марии-Антуанетты. Правда, место, на котором возвели дворец, вся округа обходила стороной. Говорили, в прошлом веке здесь стоял дом какого-то чародея-алхимика.
Он то ли искал эликсир бессмертия, то ли варил яды. Словом, перепуганные насмерть соседи подпустили ему красного петуха, и незадачливый чародей сгорел заживо.
С тех пор, говорят, душа его неприкаянно бродит по окрестностям. Чушь, конечно, но с прислугой в поместье проблема, хотя Мей и готова платить огромное жалованье. На свои прихоти хозяйка средств не жалеет. Дворец отделала каррарским мрамором и обставила антикварной мебелью. Сама теперь спит на подлинной золочёной кровати французской королевы, сидит на стульях эпохи рококо и любуется эротическими полотнами Ватто и Буше. И что?
Одна. Всегда одна. С мужем давно разошлась. Ни друзей, ни подруг нет. А ведь ей за сорок! Сколько ни накладывай косметики, возраст не спрячешь. И можно хоть сто раз повторять: «XX век не существует! Я живу не в своё время! Мой мужчина жил в прошлом…». Всё равно любви-то хочется в настоящем.
Мей вздохнула. Неужели ей нечем развеяться? Она ведь купила новую игрушку — «Глаз идола», который её просто заворожил. Миссис Стентон подошла к старинному венецианскому зеркалу и защёлкнула застёжку. «Глаз идола» сверкнул, и у Мей закружилась голова, как в первый раз, когда она увидела этот загадочный камень влюблённых. Впрочем, о каких влюблённых речь? Мей одна в спальне. Только она и «Глаз идола» отражаются в старом венецианском стекле. Мей прищурилась — и вдруг боковым зрением увидела за спиной чью-то смутную тень…
С тех пор уклад поместья Белмор изменился. Хозяйка приказала сшить себе платья на манер прошлого века, обустроила химическую лабораторию, где просиживала, запершись, часами. Соседи начали в страхе шептаться, что миссис Стентон, как и алхимик сто лет назад, то ли эликсир молодости варит, то ли яды. От таких предположений гостей в Белморе становилось все меньше, а потом они вообще перестали появляться. Но Мей этого и не замечала. Теперь она днём и ночью носила странный алмаз, а по вечерам, выходя в большую залу своего Трианона, облачалась в бальное платье и запирала двери. И всегда теперь говорила «мы»: «Мы хотели бы получить к обеду коньяк и шартрез», «Мы утомлены и посидим в будуаре».
Молодые слуги крутили у виска — видно, от одиночества миссис сошла с ума. Но старики вздыхали и крестились, перешептываясь о том, что к хозяйке приходит дух того самого чародея, что жил на этой земле ещё в прошлом веке. Правда, никто из прислуги таинственного гостя не видел, но все знали, что госпожа постоянно гладит свои ужасный алмаз и смотрится в зеркало. Кого-то же она там видит?
*Оригинальный подарок*
15 лет длилось таинственное затворничество Мей Бонфилс Стентон в своём роскошном белморском Трианоне, до самой её смерти. А в 1962 году коллекция Мей пошла с аукциона. Оказалось, что «Глаз идола» почти вдвое потерял в цене. «Всего» за 375000 долларов его приобрёл известный чикагский ювелир Гарри Левинсон. В то время он искал оригинальный подарок для обожаемой женушки Мэрилин. Пресса тут же окрестила Левинсона «влюблённым ювелиром», растиражировав супружеские фотографии четы и бриллианта в придачу. Сама Мэрилин от столь огромного и романтичного камня поначалу пришла в восторг. Но оказалось, что носить его тяжело в прямом смысле слова — вес камня пригибал к земле, дыхание останавливалось, и всегда смешливая миссис Левинсон начинала ловить ртом воздух, как рыба, выброшенная на жаркий песок. И потому через пару лет она начала подбивать мужа продать «этот ужасно претенциозный камень и купить чего-нибудь попроще».
В 1967 году мистер Левинсон выставил алмаз в Бриллиантовом павильоне в Йоханнесбурге и попытался реализовать его через компанию «Де Бирс». Однако ничего не вышло, как и спустя шесть лет на аукционе в Нью-Йорке, — то ли запрашиваемая цена 1100 000 долларов была слишком велика, то ли сам алмаз не желал уходить из семьи «влюблённого ювелира».
*Лондонское хранилище*
И только в 1979 году на «Глаз идола» нашёлся покупатель. Но какой — самый знаменитый лондонский ювелир и коллекционер драгоценностей Лоуренс Графф. О его бриллиантовой коллекции ходили легенды:
Графф соорудил на Албемарль-стрит специальное хранилище, оборудованное по последнему слову техники. Знатоки драгоценностей шептались, что даже появление комара вызывает в этом хранилище бурный вой сирены. Никаких комментариев о своих сокровищах Лоуренс никогда не давал. Но однажды жёлтая пресса напечатала откровения одного из его слуг. Тот рассказывал, что его странный хозяин всегда любовался своими камнями в полном одиночестве. Особой любовью пользовался «Глаз идола».
Графф садился перед зеркальной витриной, на которой покоился загадочный алмаз, и смотрел на него часами. Иногда он произносил одно и то же женское имя, вздыхал и даже вынимал носовой платок. Наверное, это были нелёгкие воспоминания, потому что в 1980-е коллекционер продал «Глаз идола». Правда, покупатель остался неизвестным. С тех пор знатоки алмазов гадают, кто же это был и зачем ему камень влюблённых…
Елена КОРОВИНА
Свежие комментарии