На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине В китайском мирном плане по урегулированию конфликта на ...Кошмарный сценари...
  • Юрий Ильинов
    «Поговорили с русскими откровенно и без обиняков»: глава МИД Индии заявляет об участии в переговорах о мире Нью-Дели ...Кошмарный сценари...
  • Юрий Ильинов
    День войск национальной гвардии России Ежегодно 27 марта свой профессиональный праздник отмечают военнослужащие и гра...МИ-6 и мигранты: ...

Фридрих Ницше: неклассическая философия

Фридрих Ницше: неклассическая философия

 

Ницше знают все. Вернее, так: все думают, что знают философию Ницше. Но, зайди о ней разговор, многие начинают оперировать небольшим набором клише, якобы доказывающим превосходство философа над остальными. Более продвинутые называют его романтиком и утопистом. Но большинство всё же склоняется к тому, что философия Ницше – бред душевнобольного человека.

А между тем он – философ и писатель, оказавший огромное влияние на культуру двадцатого века. Он бунтарь, первым попытавшийся переосмыслить моральные ценности, но это не значит – отказаться от них.

 

Его афоризм «Бог умер!» – не вызов Создателю, а вызов обществу, которое своим меркантилизмом и потребительством похоронило Бога. Ницше – эпоха, предвестник катастроф, которые потрясут мир в следующем веке…

Однако душевная болезнь на самом деле присутствовала. Медики до сих пор спорят о точном диагнозе, но то, что последние десять лет жизни философ провёл в психозе, перешедшем в деменцию, вопросов у них не вызывает.

…Своего первенца лютеранский священник назвал Фридрихом Вильгельмом – в честь короля. Затем родилась дочь Элизабет, а спустя два года – ещё один сын, Йозеф. На Фридриха отец возлагал большие надежды, много с ним занимался, в частности, музыкой. Когда старшему сыну было всего лишь пять лет, отец упал с лестницы, ударился головой и вскоре умер. Медики уверены, что причиной смерти стало размягчение мозга, что по наследству не передаётся, однако причиной падения, возможно, была начинающая прогрессировать болезнь мозга.

На эту мысль наталкивают несколько случаев в семействе. Так, сам Фридрих, его сестра и отец с детства страдали мигренями. Две тётки по материнской линии страдали психическими расстройствами, одна из них даже покончила с собой. Дядя находился на излечении в психиатрической клинике, где и умер. Так что психическое заболевание Ницше было обусловлено, скорее всего, наследственностью.

 

Смерть отца не стала последней трагедией – вслед за ним в мир иной отправился маленький Йозеф. Для Фридриха это стало ударом ещё и потому, что накануне ему приснился сон, в котором отец забирает годовалого братика к себе в могилу.

Чтобы избавиться от тягостных воспоминаний, мать вместе с детьми переезжает в другой город, где Фридрих идёт в народную школу. Замкнутому близорукому мальчику сложно среди сверстников, они не принимают его, называя «маленьким пастором». Так что одиночество и отчуждённость, проявившиеся и в жизни, и в философии Ницше, зародились ещё в детстве и сохранились навсегда.

При этом знания он усваивал легко, любил поэзию и музыку, особенно Моцарта, Гайдна и Баха. Позже, уже в Лейпцигском университете, Ницше познакомится с Рихардом Вагнером, который на некоторое время займёт место отца в жизни Фридриха. Однако взаимные обиды их разведут, и тогда на опустевшее место рядом с философом встанет «сверхчеловек» – плод воображения Ницше.

Этот индивидуум, потеснивший Бога, вовсе не аморален. Наоборот, это результат самосовершенствования, переход к новым ценностям, отторжение мнимой морали с её условностями.

Идеи философа критиковали уже его современники. Однако, как мы знаем, некоторые потомки взяли их на вооружение, правда, в сильно искажённом виде. Речь идёт о Гитлере, объявившем Ницше идеологом Третьего Рейха. Но к этому приложила руку родная сестра Фридриха, которая была последовательной антисемиткой. Так что изначально философия Ницше ничего общего с фашизмом не имеет.

Сам он, ещё будучи «при памяти», отказался быть гостем на свадьбе Элизабет и Бернхарда Фёрстера, идеолога антисемитизма. В письме сестре он отметил:

«"Германство" вызывает мало энтузиазма, но ещё меньше у меня желания печься о чистоте этой "великолепной расы"».

Первые проявления болезни выражаются у Ницше в расстройстве речи и походки. Затем нарушается почерк, появляются ошибки. Но именно в этот период философ создаёт шесть произведений, среди которых «Сумерки идолов». Всё чаще он высказывает идеи величия, а в автобиографии вообще называет себя потомком аристократов.

 

Труды Ницше не похожи на классическую философию его предшественников и по сей день вызывают споры, не поддаваясь однозначной трактовке. Однако нельзя не отмечать их образный язык, поэтические вставки, которые придают художественность произведениям, и великолепный авторский стиль.

Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше получают неоднозначные интерпретации, вызывая много разногласий.
Родился: 15 октября 1844 г., Рёккен, Саксония, Пруссия
Умер: 25 августа 1900 г. (55 лет), Веймар, Саксен-Веймар-Эйзенах, Германская империя
Родители: Карл Людвиг Ницше, Франциска Ницше
Чем известен: сверхчеловек, «Бог умер», цикличность, перспективистский субъективизм, ресентимент

 

Савва Мамонтов: бизнесмен с душой художника

 

Пожалуй, ни одна биография людей науки и искусства конца девятнадцатого века не обходится без упоминания имени Саввы Мамонтова.

Русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых. Учился на юридическом факультете Московского университета. Азы предпринимательской деятельности осваивал в Закаспийском торговом товариществе, Шахруде, Милане. В 1869 году, получив по наследству от отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, акции принадлежавшей ему железнодорожной компании, начал активно заниматься железнодорожным строительством. Пик предпринимательской деятельности Саввы Мамонтова пришёлся на последнее десятилетие XIX века, когда он начал осуществлять Северный железнодорожный проект. В 1897 году было закончено строительство дороги Москва - Архангельск...
Родился: 15 октября 1841 г., Ялуторовск
Умер: 6 апреля 1918 г. (76 лет), Москва
Родители: Иван Фёдорович Мамонтов, Вера Владимировна Сапожникова
Дети: Александра Мамонтова, Вера Саввична Мамонтова, Всеволод Саввич Мамонтов, Мамонтов Андрей, Сергей Мамонтов

Он – меценат и благотворитель, в усадьбе у которого часто собирались художники, писатели, поэты, учёные. Некоторые подолгу жили в Абрамцеве и творили свои бессмертные произведения. Но откуда у Мамонтова были средства на содержание творцов? И почему у него однажды возникло такое желание?

Савва родился в Тобольской губернии в богатой купеческой семье. Род Мамонтовых был известен уже давно: один из их предков, Кондратий, работал приказчиком у какого-то дворянина, а его потомки оказались людьми предприимчивыми и занялись торговлей. Причём весьма успешно. Иван Фёдорович, отец Саввы, был уже купцом первой гильдии и, соответственно, обладал немалым капиталом.

Савва Мамонтов в детстве. Фото с сайта udivim.net
Савва Мамонтов в детстве. 

 

Иван Фёдорович занимался прибыльным в России делом – торговал алкоголем, причём имел право делать это по собственным ценам. Вскоре после рождения Саввы семья перебралась в Москву, где глава семейства расширил свой бизнес. А кроме того, помимо виноторговли занялся нефтью и строительством железных дорог, которые в ту пору начали активно развиваться.

Для любого купца того времени главным было умение правильно считать, поэтому своим детям они давали в основном домашнее образование. Иван Фёдорович же к образованию относился серьёзно, и все его дети учились в гимназиях и вузах.

Савва особым рвением в учёбе не отличался. Он с трудом окончил гимназию, также туго поступил на юридический факультет, где экзамен за него сдавал посторонний человек – и в ту пору деньги решали очень многое. Лекции он практически не посещал, а вот театральный кружок стал его постоянным пристанищем. Здесь он познакомился с драматургом Островским и с известным в будущем актёром и режиссёром Федотовым.

Младший Мамонтов увлёкся современной литературой и левыми идеями, а учёбу совсем забросил, что не могло не сердить отца. В качестве воспитательной меры Иван Фёдорович отправил сына-«мажора» на Каспий, где тот должен был набраться ума и опыта. Более года Савва провёл в Баку и Персии, где вполне успешно вёл дела. А вернувшись в Москву, слёг с болезнью.

Чтобы поправить здоровье сына, Иван Фёдорович послал его на лечение в Милан. И Савва вновь воспылал чувствами к театру, да к тому же встретил юную и прекрасную Елизавету Сапожникову, так же, как и он увлечённую искусством. Впоследствии именно она станет создательницей уюта, гостеприимной хозяйкой Абрамцева. Мамонтов-старший не возражал против невесты сына и на свадьбу подарил им двухэтажный дом.

После смерти Ивана Фёдоровича три брата продолжили его дело. Савва занялся железнодорожным строительством, в чём неплохо преуспел. В это же время он приобретает усадьбу Абрамцево.

Усадьба Абрамцево Фото с сайта kelohouse.ru
Усадьба Абрамцево 

 

Вместе с семьёй Савва Иванович часто путешествует по Италии, и в одной из таких поездок Мамонтовы знакомятся со скульптором М. Антакольским. Они помогают ему организовать выставку за границей – и это становится началом нового направления в деятельности Саввы Ивановича Мамонтова.

Абрамцево оказывается центром культурной жизни всей России. В гостях у Мамонтовых бывают Тургенев и Гоголь, Тютчев и Щепкин, Репин и Нестеров, Коровин и Левитан, Костомаров и Шаляпин…

"... У Мамонтова была удивительная способность работать на народе и делать несколько дел одновременно. И теперь он руководил всей работой и в то же время писал пьесу, шутил с молодежью, диктовал деловые бумаги и телеграммы по своим сложным железнодорожным делам, которых он был инициатор и руководитель..." (В своих дневниках вспоминает К. С. Станиславский)
Фото с сайта artchive.ru

Однако несколько ошибок предпринимателя привели к печальному итогу – он разорился. От потрясения Савва Иванович уже не оправился. Жизнь он доживал у дочери и умер после долгой болезни.

Литература:
Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель / О. И. Арзуманова, А. Г. Кузнецова, Т. Н. Макарова, В. А. Невский. — Издание 2-е, исправленное. — М.: Изобразительное искусство, 1989. — 256 с. — ISBN 5-85200-008-6.
Сидорова М. М. «Великий мечтатель»: судьба и дела С. И. Мамонтова // Управление: вызовы и стратегии в XXI веке: [сборник] / Отв. ред. Л. Б. Логунова. — М.: КДУ, 2007. — Т. 11. — С. 166—176. — 280 с. — (Ученые труды факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. Выпуск 6). — ISBN 978‑5-98227‑506‑6.

Алексей Кольцов: в погоне за мечтой

 

Поэзия Алексея Кольцова глубоко проникнута народными мотивами. И по форме, и по содержанию она очень напоминает русский фольклор. Её сюжеты характерны именно для устного народного творчества: изображение крестьянской жизни, семейные неурядицы, молодецкая удаль и любовные мотивы.

Но это и неудивительно. В своих произведениях Алексей Васильевич описывал то, что видел сам, что его окружало с детства. Родился он в семье воронежского прасола — оптового скупщика скота и прочей сельскохозяйственной продукции, а также леса и земель. Василий Петрович был человеком жёстким и весьма предприимчивым. Мать, Прасковья Ивановна, наоборот, была доброй, но при этом абсолютно безграмотной. Её роль заключалась в ведении хозяйства и воспитании нескольких детей.

Алексей был старшим из братьев, а потому отец рассчитывал, что именно он будет продолжателем его дела. Поэтому обучал Алексея грамоте сначала дома, а затем отдал в уездное училище. Но там мальчик пробыл недолго: Василий Петрович решил, что полученных знаний Алексею уже достаточно, чтобы заниматься делами.

Сначала он был при отце мальцом, затем молодцом, а вскоре дорос и до приказчика. Прасольство учило общению с самыми разными людьми, пониманию крестьянской жизни, знанию народных песен и сказаний, а кроме того, безграничной любви к родной природе, где по полям гуляли обширные стада. Всё это нашло живой отклик в душе будущего поэта и стало в дальнейшем основой его творчества.

Две жизни
Две жизни в мире есть.
Одна светла, горит она, как солнце;
В ее очах небесный тихий день;
В сиянии - святая мысль и чувство;
Ее живая сила так роскошно
Звучит свободной и разумной речью.
И это - жизнь земного духа;
Долга она, как божья вечность...
Другая жизнь темна;
В ее очах - земная грусть и ночь;
И спит она сном крепким и мятежным,
Таится мысль в ее цветистых формах,
Но не звучит свободной речью;
Наклоннее во тьме она к молчанью.
И это - жизнь земного праха;
Кратка она, как блеск звезды падучей...
1837 год.

Училище хоть и не дало мальчику особых знаний, но привило любовь к чтению. Однако отец не понимал тягу сына к литературе, поэтому Алексею читать приходилось тайком. Сначала это были сказки и былины, которые он покупал на выдаваемые отцом деньги на лакомства. Затем Кольцов перешёл на романы, которыми его снабжал товарищ, купеческий сын.

Но больше всего юношу поразили стихи И.И. Дмитриева, томик которого он купил на базаре. Алексею показалось, что все эти стихи — песни, поэтому с книгой он убежал в сад и громко их там распевал. И в этот момент ощутил, что тоже хочет писать стихотворения. Его первым творческим опытом стало переложение в стихи истории своего товарища о виденном им сне.

Книготорговец Кашкин, с которым свёл знакомство начинающий поэт, с удовольствием стал ему помогать — давал советы, правил строки и разрешил пользоваться его собственной библиотекой. Здесь Кольцов познакомился с поэзией Ломоносова, Державина, Пушкина, и его ранние произведения похожи на стихи предшественников. Однако уже в них постепенно начинает проявляться самобытный талант Алексея Васильевича.

Вскоре в Воронеже Кольцов получает известность как «поэт-прасол», его стихотворения начинают печатать. С небольшим предисловием, написанным публицистом Н.В. Станкевичем, несколько произведений появляются в «Литературной газете». А через несколько лет выходит единственный прижизненный сборник «Стихотворения Алексея Кольцова».

По делам отца Кольцов часто бывает в Москве и Питере, где знакомится сначала с В.Г. Белинским, который благосклонно оценивает поэзию Алексея Васильевича, а затем и с Жуковским, Одоевским, Пушкиным. Александр Сергеевич публикует в своём «Современнике» кольцовский «Урожай».

 

Поэт подумывает о том, чтобы совсем перебраться в столицу, однако отец настроен категорически против этого. Семейные конфликты в результате сказываются на здоровье Алексея Васильевича. Он заболевает чахоткой, из которой около года не может выкарабкаться, и в итоге умирает в 33 года.

 

За столь короткую жизнь он успел немного. Но его произведения оказали большое влияние на творчество последующих поэтов, в частности, на Н.А. Некрасова, а некоторые из стихов были положены на музыку известными русскими композиторами.

 

Дмитрий Хворостовский: золотой голос мира

 

«В свои 50 я очень многое успел. Даже если вдруг возьму и умру сейчас — сделано достаточно, чтобы оставить след и добрую память о себе. Так что я абсолютно ничего не боюсь», —

в одном из интервью признавался Дмитрий Хворостовский. Знал ли он в тот момент, что слова его окажутся пророческими, а судьба ему подарит ещё лишь пять лет жизни?

Дмитрий Александрович родился в Красноярске. Отец его хоть и был технарём, обладал прекрасным музыкальным слухом и вокальными данными, играл на пианино и коллекционировал записи известных певцов. Свои увлечения он старался передавать сыну, так что Дмитрий рос под звуки оперных арий и классической музыки. Но, как выяснилось, отец передал мальчику не только хобби, но и удивительный талант. Уже в четыре года Дмитрий достаточно точно воспроизводит эти арии, а немногим позже под руководством отца начинает осваивать фортепиано.

Преподаватели музыкальной школы видели в юном Хворостовском великого пианиста и настаивали на его обучении в училище искусств. Но он поступил в педагогическое на современные направления музыки. Тогда же Дмитрий попробовал себя и в роли вокалиста, выступая в составе рок-группы.

«В 20 лет через пение я не выражал свою душу, не было ничего у мальчика ни в голове, ни на душе — что там могло быть?», —

вспоминал далёкие годы Хворостовский.

Выучившись на учителя музыки, Дмитрий решил продолжить образование на вокальном отделении института искусств. Здесь под влиянием педагогов он переосмыслил свой путь и ещё студентом начал принимать участие в симфонических концертах, постановках местного оперного театра, а в 1985 году был зачислен в его труппу.

«Я начал петь в опере в 21 год — это уже не юношество, правда? Но я себя переоценивал: хотел исполнять репертуар, который мне тогда был неподвластен, соответственно делал технические ошибки. Но когда я пел, люди плакали уже тогда. Почему — не знаю. Был дар...»

Действительно, дар Дмитрия Александровича жители и гости Красноярска могли оценить в «Иоланте», «Евгении Онегине», «Паяцах», «Пиковой даме». Уникальные способности и амбиции Хворостовского не могли позволить ему остановиться на достигнутом. Он пользуется каждым случаем, чтобы проявить свой талант, оказаться замеченным.

Так, он становится победителем Всесоюзного конкурса им. Глинки, берёт Гран-при Международного конкурса певцов в Тулузе, получает единственный приз в конкурсе «Певец мира» (телеканал ВВС), где ему присваивают титул «Лучший голос».

«Я всегда знал себе цену, понимал, что у меня есть то, чего нет у многих миллионов людей, всегда имел перед собой цели, к которым стремился, которых привык добиваться», —

в этом был весь Дмитрий Хворостовский.

Но цели его не были фантастическими. Он всегда реально оценивал свои возможности. И если в 20 он не стремился покорить весь мир, то в 25 он уже видел его горизонты. Он понимал, что поёт хорошо, лучше даже, чем многие другие. Поэтому когда стали появляться предложения работать за границей, Дмитрий от них не отказывался. Были Ковент-Гарден и Ла Скала, Метрополитен-опера и Баварская государственная опера.

А потом супруга предложила перебраться в Англию. Несмотря на рождение дочери и сына, семейная жизнь не ладилась, Дмитрий пристрастился к алкоголю, однако продолжал активно работать, тем более что проектов было хоть отбавляй.

Фото с сайта forrel29.rssing.com

В Женеве на репетициях «Дон Жуана» его внимание привлекла пианистка Флоранс Илли, которая впоследствии станет второй супругой Хворостовского.

Фото с сайта restsnames.info

Ласково он будет называть её Флошей, удивляясь схожести жены с его бабушкой-сибирячкой. Флоша подарит Дмитрию сына и дочь, однако их идиллия вскоре будет нарушена страшным известием...

Фото с сайта utiliter.ru

Певец часто посещает Россию, даёт здесь концерты, организовывает гастрольные туры, и в какой-то момент партнёры по сцене начинают замечать, что состояние Дмитрия заметно ухудшается: его мучат головокружения, нарушается координация движений, падает зрение. Диагноз оказывается неутешительным — опухоль мозга. К сожалению, лечение результатов не дало: Дмитрий умер в ноябре 2017 года.

Сейчас Флоранс занимается воспитанием детей и живёт памятью о супруге.

«Меня поражала его железная воля. Он стремился сделать как можно больше, и у него всегда было хорошее настроение. Вообще он был боец!», —

делится вдова Дмитрия Хворостовского с журналистами.

Картина дня

наверх