На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Президент ФРГ готов одобрить проведение досрочных выборов в Бундестаг в случае объявления правительству Шольца вотума...Израиль обречен н...
  • Юрий Ильинов
    Политический кризис в Германии набирает обороты: уже три министра отправлены в отставку, коалиция Шольца рушится Пре...Израиль обречен н...
  • Виктор Илюшин
    7 ноября отмечал и буду отмечать и помнить, это для меня праздник!День Октябрьской ...

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах

Вячеслав Шпаковский

 

Еще одна картинка из учебника истории Древнего мира для 5 класса. Очень хорошо показано, что, хотя многие из присутствующих на агоре и вырядились в белое, цветных одежд по крайней мере столько же. То есть толпу древних греков ну никак нельзя представлять в виде людей, задрапированных в белые плащи

 

 

...и снимет льняные одежды, которые надевал, входя во святилище...
Левит 16:23

 

Культура одежды. В прошлый раз мы говорили об одеждах Древнего Египта. Выяснилось, что там и одежд-то особых не было: и цари, и рабы носили юбки, различавшиеся разве что качеством ткани. И очень похожие одежды были на Крите. Но только для мужчин. Женская мода критян была очень оригинальной и так до конца и не понятой.

На фресках и статуэтках вы видим женщин, одетых в странный и более нигде не встречавшийся наряд: юбку до пола, которая, видимо, состояла из нескольких юбок, надетых одна на другую, короткий, изысканной формы передничек, жилет с короткими рукавами, зашнурованный на животе. Грудь обнажена. Сложные прически украшают головы затейливо одетых критянок, некоторые на голове носят тиары. А вот одежда спортсменок, которых мы видим на фресках, изображающих игры с быком, очень проста: все та же набедренная повязка и ничего сверху.

 

Древний Крит и Греция: женщины-статуэтки и воины в красных плащах

 

Знаменитая критская «Богиня со змеями». Высота 34,3 см. Фаянс. Ок. 1600 г. до н.э. Статуэтка из Археологического музея в Ираклионе


Находки археологов говорят о том, что критяне и критянки любили украшения и умели их изготавливать. Использовалось золото, но и бусы и подвески из цветного стекла тоже были в ходу. А еще критянки обожали духи, всевозможные ароматические эссенции и притирания, о чем говорят найденные на Крите и на соседнем Кипре стеклянные сосуды для косметических средств.

 

Золотые бусы, серьги, подвески, перстень и браслеты из золота и стекла. Археологический музей Ираклиона

 

 

Свернувшиеся кошки. Археологический музей Ираклиона

 

 

Прекрасная подвеска очень тонкой работы. Археологический музей Ираклиона


Ну а потом пришли дорийцы и всю эту прекрасную моду испортили. Наступила эпоха континентальной Греции, где моды были уже совершенно другими. Прежде всего это было связано с используемыми тканями. Основной тканью у греков была шерсть, и только затем уже шел лен. Шелка и хлопчатобумажные ткани поступали в Грецию только с Востока. Греки любили орнаментированные ткани, но ткали лишь примитивные орнаменты: пальметты, меандр, «бусы», «бегущая волна». Ткань обычно окрашивалась. В ходу были охристые цвета различных оттенков, красный, синий, коричневый. Пурпурная краска, добывавшаяся из раковин-пурпурниц, была очень дорогой. Белые одежды тоже украшали, обычно вышитой каймой.

 

Неокл, правитель Горгиппи. Оригинал в музее им. Пушкина, а эта копия на месте находки – в музее г. Анапы, под которым древняя Горгиппия и лежит. Одет, как и положено древнему греку, причем человеку свободному и не обремененному трудом. И прическа тоже соответствующая…


Сама одежда была очень простой. Нижней одеждой был хитон из куска ткани, сложенной пополам с отверстием для головы. Накинул, подпоясался, и ты одет. Мог быть хитон и из двух кусков ткани. Тогда его скрепляли на плечах при помощи пряжек-фибул. Рукава если и были, то короткие. Хитон-экзомий был коротким, до середины бедер, и являлся одеждой воинов, ремесленников и рабов. Чаще всего скрепляли его только лишь на одном плече, на левом. Тут все так просто, что и показывать ничего не нужно, а вот такую одежду, как гиматий, мы рассмотрим более подробно, и поможет нам в этом древнегреческая керамика.

 

Мальчик, опирающийся на палку. Одет в гиматий. Терракотовый фрагмент килика. Вторая четверть V в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Свободный грек закутывался в гиматий (плащ из шерстяной ткани длиной более четырех метров), когда выходил на улицу. Простые граждане заматывались так, чтобы хотя бы одну руку оставить свободной, но философы и ораторы прятали под ним обе руки: мол, не руками себе хлеб добываем! Учили носить гиматий с детства, потому что красиво его на себя намотать было нелегко, хотя состоятельным гражданам одеваться помогали рабы.


Юноша и мужчина, одетые в гиматии. Килик, ок. 480–470 до н.э.


Этот же килик. Боковая поверхность. Очевидно, здесь изображены спортсмены и их наставники


Чтобы получить вот такие красивые складки, в ткань зашивали кусочки свинца. Терракотовый фрагмент килика, 490–480 до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Плащ-хламис носили всадники. Скрепляли концы его фибулой на правом плече. Обувь могла быть очень простой (сандалии-иподиматы, состоявшие из подошвы и прикрепленных к ней ремней) и очень сложной и богатой: такими, например, были сапоги с открытыми носами (эндромиды), с красивой шнуровкой спереди и кожаными голенищами сзади. Кожу могли золотить, и даже расшивать жемчугом.


Лодыжка с сандалией, терракота. Южная Италия, вторая половина IV в. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Теперь о прическах. В моде у греков была умеренная бородатость у мужчин, гладкие щеки у юношей, а самым красивым цветом волос считался белокурый. Спартанцы носили длинные волосы, которые тщательно расчесывали. Головные уборы носили, но редко. В основном в путешествиях. Тогда надевали войлочные шляпы. Опять же спартанцы носили высокие шапки – пилии, по форме которых у их воинов затем появился шлем. Эти шлемы стали таким же символом Лакедемона, как и кроваво-красная туника — эксомида, которую спартанцы начали со временем носить полностью, отказавшись от доспехов для торса и бедер, которые раньше использовали, как и бронзовые напалечники на ноги. А еще спартанцы отметились в истории своими красными плащами, их нередко так и называли: воины в кроваво-красных плащах. Но мобильность и выучка оказались для них значимее, чем индивидуальная защита. Шлемы и щиты – это они посчитали достаточным!


Кадр из кинофильма «З00 спартанцев» 1962 г. Фильм несколько сказочный, но вот костюмы в нем показаны очень верно


Терракотовый краснофигурный кратер (сосуд для смешивания вина и воды), ок. 430 г. до н.э. На нем всадники в плащах-хламисах и сапожках-эндромидах

Что до женщин, то их нижней одеждой был хитон, также сколотый фибулами на плечах и задрапированный вокруг тела. Ткань – шерсть или лен. Цвета – самые разные. Дорийские хитоны были широкие. Ионийские – узкие. Девушки опоясывали его на поясе, замужние женщины под грудью. При этом и те, и другие могли носить его с напуском, выправив его через пояс. Хитон мог украшаться вышивкой и орнаментом по нижнему и краю, и тем не менее выходить в нем из дому было неприлично. Поверх хитона вне дома надевали пеплос. Ткань для пеплоса была шириной 1,5 м, а длиной 3-4 м. Опять-таки цвет ее мог быть самым разным, но ткань пурпурного цвета, от голубого до темно-фиолетового, была самой дорогой. Носили плащи, подобные мужским, а также легкие газовые шарфы-калиптры. Обувь была похожа на мужскую и не имела каблуков.


Женщина с ойнохойей (др.-греч.«кувшин для вина» — древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера) в хитоне с напуском. Краснофигурный лекиф. Аттика. Около 420 г. до н.э. Национальный археологический музей Афин


Женщина, жонглирующая шариками. Краснофигурный лекиф, 2-я четверть V в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Как и у мужчин, именно светлые, в особенности «золотые», волосы считались самыми красивыми. Их стягивали в узел на затылки – коримбос, или напротив, спускали на лоб так, чтобы он не был высоким (два пальца, не больше!), и локонами спускали на плечи.


Женщина с завитыми волосами. Скифос (древнегреческая керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками) из Танагры. Конец V в. до н. э. Национальный археологический музей Афин


Терракотовая голова женщины, Тарент, конец IV в. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ну и, конечно, гречанки носили множество украшений и не жалели косметических средств. Они белили и румянили лицо, сурьмили брови, красили ресницы, накладывали тени на веки, подкрашивала губы ягодным соком, смешанным с жиром. А уж духами душили даже одежду. Причем хранились духи в изящных керамических сосудах – лекифах, часто подлинных произведениях искусства. Сегодня они украшают экспозиции самых известных музеев мира, а тогда были чуть ли не в каждом доме свободной гречанки. В моде были также зонтики от солнца (не складывающиеся!) и вееры в виде древесного листа. Из украшений сами популярными были золотые браслеты на предплечье в виде свернувшейся змейки, часто с рубинами в глазах.


Западный фронтон храма Афины с острова Эгина. Пять центральных фигур (т. н. эгинеты). Фигура Афины Паллады, облаченной в пеплос с накидкой на плечах, 505-500 гг. до н.э. Фигуры были обнаружены в 1811 году, а в 1813 году приобретены Людвигом I Баварским для Глиптотеки в Мюнхене


Реконструкция западного фронтона

Тем не менее, несмотря на обилие украшений, костюм греческой женщины всегда был зрительно очень простым и не содержал в себе никаких излишеств.

Картина дня

наверх