Елена Зевелёва, профессор МГРИ
Ты помнишь ОМСБОН, однокурсник?
Мой отец, Александр Зевелёв, – фронтовик, с фотографией которого мы с внуком прошли в рядах «Бессмертного полка» по Красной площади. Дело в том, что Красная площадь — это то самое историческое место, откуда сразу после исторического парада 7 ноября 1941 года мой отец ушел оборонять Москву от приближавшихся к ней фашистских войск.
Ушёл вместе со своими друзьями сокурсниками-мифлийцами (Московского института философии, литературы и истории), так же, как студентами МГРИ, ставшими его однополчанами. До начала войны он был студентом. В самые первые дни Великой Отечественной войны он вместе с другими студентами их вуза вступил добровольно в ряды Советской Армии, чтобы воевать с немецко-фашистскими захватчиками.
Отец воевал вместе со своими сокурсниками, студентами МГРИ и слушателями других престижных московских вузов в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН). Вначале бригада обороняла подступы к столице, а вскоре, в том же 1941 году, была направлена в тыл врага, на территорию оккупированной фашистами Белоруссии. Они сражались в партизанском отряде под командованием знаменитого советского разведчика, Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Медведева.
Эта Особая бригада, в которой воевал мой отец, сначала рядовым, а затем младшим лейтенантом, была сформирована из студентов-добровольцев московских вузов. Организаторами ОМСБОН выступили Наркомат внутренних дел и ЦК ВЛКСМ. 22 августа 1941 года эта группа партизан-добровольцев перешла линию фронта и оказалась на оккупированной территории.
Отряд действовал на Брянщине, а также на территории Гомельской, Смоленской, Орловской, Могилевской областей и совершил более 50 боевых операций. Отряду в тылу противника с сентября 1941 по январь 1942 года удалось создать, организовать, укрепить и активизировать работу вооруженных групп и в ряде других районов.
При этом в брянских лесах отцу и его боевым товарищам удалось заложить основу для создания целого партизанского края. Со временем на них, как на важнейший плацдарм в тылу врага, возлагались новые специальные задачи, которые входили в планы Верховного Главнокомандования.
В Москве сегодня есть улицы, носящие имена Дмитрия Медведева, Лазаря Поперника, Бориса Галушкина, Николая Кузнецова... Эти те люди, которые вместе с моим отцом воевали в тылу врага и были героями ОМСБОНа.
ОМСБОН, эта поистине легендарная бригада, состояла из двух полков. Первый был сформирован в основном из бойцов-интернационалистов, представителей многих стран. Второй в основном из московских студентов ИФЛИ, МГРИ и спортсменов. В этом полку как раз и сражался легендарный советский разведчик Николай Иванович Кузнецов. Вместе с ним воевал и мой отец.
Среди бойцов ОМСБОН как я знаю, были выдающиеся советские поэты С.Гудзенко, Ю.Левитанский, В.Кардин, спортсмены — студенты института имени Лесгафта — К.А.Мадий, семикратный чемпион СССР по боксу, Н.Ф.Королев, девятикратный чемпион СССР по боксу, заслуженный мастер спорта СССР, С.С.Щербаков, десятикратный чемпион СССР и мира по боксу, В.Н.Трошкин, пятикратный чемпион СССР по легкой атлетике и многие, многие другие.
В этой прославленной бригаде сражались студенты таких московских институтов, как МГРИ, МАИ, Первый медицинский, МГУ и других. Более 30 омсбоновцам было присвоено звание Героев Советского Союза, а многие из них стали также Героями Социалистического Труда, сотни — орденоносцами…
В результате действий студентов-партизан в тылу врага было взорвано 3 железнодорожных и 7 шоссейных мостов, уничтожено 9 самолетов врага, в 13 местах разрушено железнодорожное полотно, пущено под откос 3 военных эшелона связи, выведены из строя 6 заводов, выполнявших военные заказы, уничтожены 2 генерала, 30 офицеров, более 400 гитлеровских солдат. Справедливое возмездие постигло 50 предателей Родины.
Знаю я и ещё одну историю, связанную с моим отцом. Это на их счету, его и его однополчан-студентов, ставшее легендарным покушение, точнее, ликвидация Вильгельма фон Кубе, гауляйтера Белоруссии, личного друга Гитлера. А одной из главных исполнительниц этого акта возмездия, совершённого 22 сентября 1943 года вместе с Еленой Мазанник и Марией Осиповой была студентка Минского мединститута, партизанка-омсбоновка Надежда Троян.
Ей, как и её боевым подругам-девчонкам, было присвоено звание Героя Советского Союза. Надежда Троян стала после войны доктором наук, профессором, проректором Первого Московского мединститута.
Что касается моего отца, то он был тяжело ранен в конце 1943 года, его эвакуировали в глубокий тыл в Среднюю Азию, в военный госпиталь в Ташкенте, где достаточно долго находился на лечении. Прикованный к больничной койке, он мужественно продолжал и экстерном завершил учебу на историческом факультете университета.
Там он и дождался Великой Победы. В дальнейшем он стал известным в стране ученым-историком, доктором исторических наук, профессором. К сожалению, он не дожил до нынешнего юбилея Великой Победы. Добавлю, что все эти факты вошли в написанный мной вместе с мужем историко-приключенческий роман «Последнее сражение московского мстителя», который в ближайшее время выйдет в свет.
От первого мгновения до последнего
А вот ещё поистине исторический снимок. Он сделан 4 мая 1945 года на фоне сгоревшего Рейхстага. На нем руководители отдела контрразведки «Смерш» прославленной в боях Великой Отечественной 3-й Гвардейской армии Первого Украинского фронта, среди которых и отец моего мужа, Павел Сапсай, тогда еще совсем молодой гвардии майор.
Здесь он стоит вторым слева, выглядывая из-за своих однополчан. Он сражался с фашистами с самого первого дня войны, 22 июня 1941 года, до самого последнего. То есть до Дня Победы — 9 Мая 1945 года.
К этому могу добавить, что 3-я Гвардейская армия, в которой воевал отец мужа, в апреле и мае принимала участие в завершавшей войну Берлинской операции, а затем победоносно вступила в Берлин, дойдя до самого Рейхстага. Как раз там и был сделан этот исторический фотоснимок.
На этом снимке, на первом плане стоит мальчик в форме гвардии ефрейтора. Я его хорошо знаю и много о нем слышала. Это «сын полка», восьмилетний Алик, родителей которого расстреляли в Белоруссии фашисты. Вскоре после войны его усыновил также запечатленный на этом фото стоящий в первом ряду гвардии генерал-майор Зарелуа Владимир Евктимович, фамилию которого носит Алик. Александр Владимирович Зарелуа — доктор математических наук, профессор.
Известно и то, что 3-я Гвардейская армия приняла участие в Пражской операции, освободив перед этим превращённый союзниками в руины немецкий Дрезден. Ранним утром 9 мая передовые части их армии вступили в Прагу. Освобождение Праги от немецко-фашистских захватчиков и считается официально Днём окончания войны – Днём нашей Великой Победы.
Добавлю ещё вот что: исторический снимок у сгоревшего Рейхстага неоднократно демонстрировался во многих документальных и художественных фильмах, посвященных Великой Отечественной войне. Этот снимок вошел и в 18-ю серию «Взятие Берлина» исторической двадцатисерийной киноленты знаменитого режиссера Романа Кармена с ведущим Бертом Ланкастером «Великая Отечественная, или Неизвестная война». Её уже многие годы регулярно транслируют по всем каналам ТВ в День Победы.
В заключение остаётся напомнить и то, что, участвуя в Великой Отечественной, наши родители получили немало боевых наград. Так, мой отец был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной войны» 1-й и 2-й степени, «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими.
А отец моего мужа — дважды орденами Красной Звезды, дважды Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими государственными наградами Советского Союза.
Свежие комментарии