Зачем на самом деле Константин разрешил христианство?
Сегодня принято считать, что прекращение гонений на христиан, после издания императором Константином Миланского эдикта в 313 году, было частью большого плана по перекатыванию империи в христианство. Известно нам это из трудов Евсевия Кесарийского и Лактанция - придворных историков Константина, исповедовавших христианство.
Но что если в реальности у Константина, да и его потомков, не было плана непременно перекреститься, и подобная точка зрения лишь выдавание христианскими историками желаемого за действительное? Сейчас объясню о чём я...
В 313 году император Константин, в будущем Великий, принимает Миланский эдикт о веротерпимости, который прекращает гонения на христиан, открывая тем возможность к свободному исповеданию веры. Причины для этого довольно просты — империя с огромным трудом только только выбралась из череды непрестанных гражданских войн, растянувшейся на столетие, и стабильность была нужна как воздух. На Рейне всё сильнее ощущалось давление германцев, на востоке молодое персидское государство Сасанидов покусывало Империю, на Дунае было неспокойно из-за готов, на Кавказе из-за кочевников. В таких условиях у Империи просто не было больше внутренних ресурсов для подавления секты христиан, к этому моменту достигшей небывалого расцвета не в последнюю очередь из-за апокалиптичности картины кризиса Империи. И вот Константин принимает решение договориться с христианами, которые последовательно находились не только в религиозной, но и в политической оппозиции Империи. Вместе с разрешением исповедовать свой культ, Константин поступает так же, как римляне поступали с любым другим культом — его систематизируют, чтобы встроить в имперскую религиозную систему.
Тут стоит отметить, что римляне на протяжении сотен лет поступали так со всеми встреченными культами, за исключением разве что иудейского, хотя и там были определённые тонкости. Каждый новый имперский культ получал вместо со свободой его вероисповедания чёткую структуру, удобную для администрирования, и набор прав и обязанностей по отношению к Империи. Но в отличии от других культов, христианство изначально имело высокую роль "авторитетов общины", т.е. уже изначально имело иерархичность. И когда Империя начала встраивать их в свою систему, христиане буквально за несколько лет создали разветвлённую иерархичную систему управления собственными общинами, разбросанными по всей империи. Не будь Империи, христиане не смогли бы так быстро создать столь привычную нам систему управления, которая по историческим меркам возникла вообще мгновенно. И к этому, как мне кажется, были не готовы ни Империя, ни другие культы.
В то же время Константин и его потомки последовательно проводили политику обезжиривания религии — Империи нужны были деньги, и поэтому их выкачивали из религиозных культов, в большей степени языческих, конечно, так как они аккумулировали за столетия безумное количество богатств. Христианские историки воспринимали это как тактику ослабления языческих культов, но мне кажется, что это не так. Ибо "разграблять" (с точки зрения служителей культа) или изымать богатства храмов было обычной практикой в античности - если храм не хочет отдать золото сам, то его заберут воины. Законы Константина давали ему право изымать золото, право сакральное, так как законы Империи одобрены богами. Сопротивление этим законам со стороны ряда крупных храмов привело лишь к их разрушению, в чём сказалась вся слабость языческой организации - каждый храм был сам по себе, защищаемый лишь коллегией понтификов в Риме, главным из которых был Император. То есть сопротивление воле императора было сопротивление воле формального главы твоего культа.
При этом Константин, и тут это делалось точно сознательно, действительно благоволил христианству, давая привилегии и дотации на строительство храмов. Но опять же действовал он чисто в римской традиции: с одной стороны — вывести христиан из подполья и дать накопить жирок, чтобы потом налогами этот жирок снимать. А с другой стороны - задобрить христианскую общину, сделать её максимально лояльной и видимой, чтобы они больше не прятались по крысиным норам, невидимые для государева ока. И это удалось. Константин сделал всё, чтобы христиане стали надёжной частью империи. Даже выступление арбитром внутрихристианских споров полностью укладывается в эту схему — император, как Великий Понтифик, должен был решать спорные вопросы веры. Просто у языческих культов такие вопросы редко выходили на уровень империи из-за уже упомянутой большой автономии каждого из центров культа друг от друга, которые предпочитали решать все противоречия сами. А вот для христиан, существующих в рамках жёстко-иерархичной системы, такой арбитр был просто необходим. Вот императоры и взяли на себя эту роль. А уже потом христиане так плотно войдут в имперскую систему госуправления, что принятие христианства как главной государственной религии станет неизбежным. И причина этого именно в организованности христианства — чёткая иерархичная структура гораздо лучше способна мобилизовывать своих сторонников и оказывать систематическое давление. Там, где язычники выступали разобщённо, христиане могли выступить единым фронтом, и это, в конце концов, и решило исход противостояния. Там, где язычники апеллировали к древним традициям, христиане апеллировали к Императору. И это было тем ультимативным преимуществом, что позволило христианам взломать Империю изнутри. Христианская церковь, будучи плоть от плоти Империи, дополняла её, компенсируя многие слабости.
Константин, даруя веротерпимость Империи, возможно, даже и не предполагал, что всего 60 лет спустя Империя и христианская церковь сольются в экстазе любви и обожания. Просто так вышло, случайно. Пока другие культы пытались жить как прежде, христиане быстро заняли все пустующие ниши в имперском управлении. А 60 лет спустя император Феодосий I своими законами просто констатирует уже свершившееся — христианство станет неотъемлемой частью системы управления Империи. Проигравшие же борьбу культы, во имя безопасности и процветания Империи, должны были уйти, так как религия, ставшая частью госаппарата, не могла сосуществовать с другими религиями. Всё просто. Это не христиане такие алчные до власти были, а просто так работает империя. Ведь, в сущности, в религиозной борьбе, как и в любой другой войне, побеждает лучшая организация, а вовсе не фанатизм.Автор: В.Герасименко
-ö-ö-
Армия шаромыжников
В июне 1812 года неудержимый шестисоттысячный вал наполеоновских полчищ перехлестнул границы Российской империи, под орудийный гром и ружейный грохот докатился до самой Москвы, затопил Первопрестольную, а уже осенью мутным потоком отхлынул прочь.
Назад, за пределы тогдашней России, в декабре того же года вытек лишь жалкий ручеек из сорока тысяч оборванцев — все, что осталось от некогда Великой армии. Что же произошло с остальными солдатами французского императора?
Боевые потери французов составили около двухсот тысяч солдат и офицеров. Это те, что пали в боях, замерзли, утонули, умерли от голода и болезней или просто сгинули на российских просторах. Еще примерно сто тридцать тысяч, в основном из числа войск союзных монархий, дезертировали. И порядка двухсот тысяч попали в русский плен.
Судьбы пленных комбатантов сложились по-разному. Тех, кто угодил в руки партизан или казаков, как правило, ожидала неминуемая смерть. Французов, захваченных во время боев с армией, расселяли по всей стране. При этом, старших офицеров отвозили в Петербург, а остальных распределяли по крестьянским дворам. Зачастую конвоировавшие их казаки продавали наполеоновских солдат богатым крестьянам и помещикам в качестве рабочей силы.
Случалось, помещики просто записывали пленных в свои крепостные. И далеко не всем из них удалось впоследствии получить свободу и вернуться на родину. Но немалое число французов в поисках еды и ночлега еще долго продолжало скитаться по русским деревням и селам. Прося подаяние, они обращались к жителям: «Cher ami» (дорогой друг), за что их и прозвали «шаромыжниками». Слово это дожило до наших времен.
Летом 1813 года правительственным циркуляром пленным было дозволено принять временное или вечное российское подданство и в течение двух месяцев определиться с родом занятий и сословием. Желающих оказалось много — около шестидесяти тысяч. Кто-то записался в мастеровые, кто-то в рабочие на казенных мануфактурах, иные — в крестьянское сословие, некоторые пошли в камердинеры, гувернеры и учителя.
Как правило, присягнувшие изменяли фамилии на местный манер, и через поколение потомки их уже считали себя русскими. Любопытно, что немалое число пленных записались в казачье сословие. Принимали их с большой охотой — Российской империи требовались опытные воины для охраны рубежей.
Архивы хранят множество сведений о казаках-французах в составе Оренбургского, Терского и Кубанского казачьих войск. Сохранились следы французского присутствия и в топонимике. Об этом, например, свидетельствуют названия сел Арси, Париж и Кассель в Челябинской области.
Французский историк Жан Тюлар писал:
Когда отступавшие оставили Смоленск, температура падала до минус двадцати, а порой и до минус тридцати градусов. Короткие зимние дни озаряли длинную вереницу людей, с головы до пят обмотанных тряпьем. Они плелись, оставляя в снегу трупы, орудия и повозки. Но куда страшней было попасть в руки казаков Платова, непрерывно атаковавших колонну.
Мужики покупали французских пленных, чтобы сварить их в котле или посадить на кол. Французский солдат стоил два рубля.
Судьбы отдельных французских комбатантов столь удивительны, что вполне достойны авантюрного романа. Некий фурьер (кавалерийский унтер-офицер) Жорж Депре попал в плен под Малоярославцем. Сам по себе Депре ничем особенным от прочих своих соотечественников не отличался. Разве тем, что был невероятно дурен собой.
Говорят, в полку беднягу Жоржа прозвали даже «Бессмертный» на том основании, что кончик его носа загибался почти вплотную ко рту, так что последний выдох счастливца обязан был по законам физики опять возвратиться через ноздри в легкие, и потому процесс жизни становился нескончаемым.
В России французу довелось испробовать и сменить множество профессий. Среди них и такие экзотические, как поэт-импровизатор, акушер, банщик, карточный шулер, лошадиный барышник, итальянский тенор и ревизор Святейшего синода. Обо всех его приключениях рассказать в одной статье невозможно, упомянем лишь о некоторых.
Как-то Депре придумал заделаться адептом белой магии. Благо, от дяди своего — марсельского фокусника еще в детстве он усвоил несколько нехитрых приемов. И вот весной 1820 года в Москве появились афиши о предстоящем выступлении профессора белой магии Ивана Августовича Депре.
Представление включало в себя давний фокус обезглавливания живого человека, при этом в афишках заявлялось, что «господа медики и химики, а равно все желающие будут приглашены на сцену для освидетельствования трупа и удостоверения неподдельности крови, истекающей из отрубленной головы».
Все бы хорошо, но бедняга Депре не учел дикости простых московских обывателей. В назначенный день театр оказался набит битком. Однако едва началось обещанное обезглавливание, как вся публика хлынула на сцену. Ловкач умолял дать ему возможность закончить фокус, обязуясь разъяснить, как он его совершает, но ничто не помогало.
На голову его посыпались брань и обвинения в злонамеренном обмане и безбожном оббирании честной публики. Ей, видите ли, хотелось, чтобы иллюзионист взаправду потешил ее зрелищем гильотинирования. Да чтобы крови было побольше.
Потрясенный «профессор белой магии» пытался вразумить москвичей, говоря, что нельзя же ему в самом деле отрубить голову живому человеку. Ведь за это ссылают в Сибирь на каторгу. Но публика оставалась неумолима, и неудавшемуся фокуснику пришлось спешно ретироваться из театра, а в скором времени спасаться бегством из Первопрестольной, поскольку в полицию поступил донос на «жестокосердого разбойника-француза, проводящего кошмарные опыты над живыми людьми».
Впоследствии Жорж Депре прибился к разбойничьей шайке, промышлявшей в лесах под Ярославлем, затем был пойман, бит кнутом и сослан на вечную каторгу. Но по дороге, когда каторжан переправляли через какую-то сибирскую реку, несмотря на кандалы, Депре спрыгнул с парома. Далее сведения разнятся: по показаниям конвоиров, он утоп, а со слов других каторжан — благополучно достиг берега и скрылся в тайге. Если последнее верно, то Депре вполне оправдал свое старое воинское прозвище.
А вот совершенно иная история. Офицер Антуан де Ламот происходил из древнего рыцарского рода, известного со времен Первого крестового похода. После пленения он принял российское подданство и поселился в Георгиевске, главном городе Терского войска, где был причислен к казачьему сословию как дворянин.
В 1827 году у него родился сын Виктор Антуанович Деламот, также избравший военную стезю. Начав службу в конной артиллерии, Виктор Деламот поучаствовал в походах на Арал и Каспий, подобно своим предкам-крестоносцам воевал против мусульман в Сербии, Болгарии и Туркестане.
Алексей, правнук наполеоновского офицера, следуя семейной традиции, поступил на службу в лейб-драгунский полк в Петербурге. После революции, подобно многим другим эмигрантам, оказался в Париже, где через восемь лет и скончался. Парижем начали, им же и закончили через 100 лет — се ля ви.
-ö-ö-
Кем были Сарматы и откуда они появились (ВИДЕО)
Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, писал о сарматах: «У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». Кем же были эти неутомимые всадники?
Великая Степь — родина и кормилица сарматов
Этно-культурная общность сарматов находится в тени своих более знаменитых «коллег» — скифов, готов и гуннов, хотя их история и деяния были не менее, а подчас и более значимы. Потомками сарматов считали поляков и русских, а современники писали, что «им доставляет удовольствие опасность и войны». Так как же пришельцы с приуральских степей сумели не только потеснить соседей, но и вызывали ужас даже у самих римлян?
Территории сарматских племён в период расцвета их могущества раскинулись от Средней Азии до Балкан, а некоторые из них и вовсе оказались в Галлии, Испании и даже Британии — территориях бесконечно далёких от их прародины. При этом стоит сказать, что сами сармато-аланы не были единым народом, а составляли несколько этносов, объединённых особенностями языка, духовной и материальной культурой и типом хозяйствования.
Большинство сарматов были кочевниками-скотоводами: «Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» — писал один римский географ I века. Важную роль в жизни сарматов, как и многих других кочевых народов, играла лошадь, что предопределило доминирующее положение кавалерии в военной организации степняков, отличавшуюся, однако, важными особенностями.
Карта расселения сарматской общности.
Ранние сарматы или савроматы как общность сформировались ещё в VII веке до н. э., однако период возрастания их могущества относится к эпохе Александра Великого — конец IV — начало III века до н. э. и связан с одной стороны с очередным витком Великого Переселения народов, а с другой — с периодом упадка Великой Скифии. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, столь пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала. Скифы оказались заперты в Крыму, а сарматы стали хозяевами Великой Степи.
Появление новых племён в Причерноморье тут же почувствовали на себе не только скифы, но и балканские племена и эллинистические владыки. Степняки совершали регулярные рейды за Дунай и на Кавказ, тревожа границы не только Фракии и Боспора, но даже самого Понтийского царства. Так Митридат VI Евпатор был вынужден уделять особое внимание «сарматскому вопросу» одновременно отражая набеги кочевников и нанося превентивные удары и вербуя их на свою сторону. Именно в качестве наёмников и союзников понтийского владыки сарматы впервые встретились с грозными римскими легионами.
Переселение народов: с Урала на Балканы
При всём этом воспринимать сарматов как некий политический монолит было бы совершенно неверно. Аланы, роксоланы, аорсы, уруги, языги и другие племена вели между собой постоянную борьбу за лучшие пастбища и кочевья, за контроль над торговыми и водными путями, за власть и доминирование в сарматском мире. Неудивительно, что в такой атмосфере постоянной военной опасности и боеготовности кочевникам удалось выработать и довести до совершенства нюансы стратегии и военного искусства степных народов и стать настоящей бедой для римлян на Дунае.
«Нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд» — справедливо, пусть и несколько высокомерно писал Тацит. И если в I веке н. э. главными врагами Рима на Балканах были даки, то в следующем столетии их место занимают сарматы, особенно языги и аланы.
Поединок сарматов.
Любопытно, что первоначально римские власти воспринимали сарматов как своего рода противовес или буфер против даков, позволив языгам и роксоланам поселиться на Среднем и Нижнем Дунае. Но уже в конце I века н. э. сарматы совершили целую череду вторжений на территорию Мёзии и Паннонии, часто выступая союзниками и помощниками даков.
В 89 году им удалось разгромить целый легион, так что императору Домициану пришлось даже заключить мир с даками и собравшись с силами атаковать распоясавшихся сарматов. В правление Траяна римляне достигли, пожалуй, вершины своего могущества на Дунае, так что многие сарматские племена, принимавшие участие в набегах и рейдах в Паннонию и Мёзию были вынуждены отказаться от грабежей, под страхом смерти признать покровительство императора и даже поставлять в его армию свои контингенты.
Битва при Адрианополе: решение «сарматского вопроса»
Впрочем, после смерти Траяна Дунайский лимес очень скоро подвергся новым нападениям, достигших такого размаха, что императору Адриану пришлось сначала вести с сарматами кровопролитную войну, а после согласиться на выплату денежных вознаграждений, обеспечивающих мирный настрой сарматской знати. Сменившие языгов и роксоланов аланы стали ещё более свирепыми и непримиримыми врагами Рима.
Маркоманские войны для современников показались ничуть не менее напряжёнными чем Вторая Пуническая или Югуртинская война. Появление на юге Восточной Европы германских племён лангобардов, вандалов и готов заставляло сарматов вновь и вновь обрушиваться на римские земли. Только в конце 170-х годов удалось справиться с напастью и даже отвоевать у сарматов узкую полоску земли на противоположном берегу Дуная. Отныне кочевникам запрещалось селиться ближе 76 стадиев (13,5 км) к реке, разделявшей римские и варварские территории.
Кризис III века привёл к тому, что Дунайский лимес фактически перестал существовать, а языги, роксоланы и аланы вторгались в паннонские и дакийские земли с завидной регулярностью. Только Диоклетиану, Галерию и их преемнику Константину Великому удалось ненадолго утихомирить разбушевавшихся варваров, впрочем, ненадолго. Интересно, что именно в этот период привычные племенные имена и названия исчезают из римских источников, уступая место аркарагантам-господам и лимигантам-рабам.
Это, по мнению некоторых специалистов, было лишь отражением процесса покорения роксоланами своих соседей языгов, однако ни те, ни другие не смогли сдержать наплыва готских орд и были вынуждены сделать выбор в пользу нового покровителя. В 334 году 300 000 сарматов были приняты императором Константином под свою опеку в качестве федератов и расселены по всему Дунайскому лимесу и даже в Италии.
Такое решение явно обозначило упадок военных сил римлян и сыграло с ними в будущем злую шутку. В 374 году сарматы сумели разгромить два римских легиона (вопрос об относительности понятия легион в этот период лучше оставить в стороне) и только личное вмешательство будущего императора Феодосия позволило остановить грабительские набеги.
Сарматы в бою против гунна.
Но звёздный час сарматской конницы пробил четыре года спустя. Тогда, в кампанию 378 года, пришедшие с востока в авангарде гуннских полчищ аланы прорвались за Дунай, где присоединились к войскам остготов и участвовали в сражении при Адрианополе. Именно внезапный удар сомкнутых порядков алано-готской кавалерии решил исход сражения и судьбу всей ойкумены. А сарматские племена бросились расселяться по Империи то в качестве захватчиков, то в качестве союзников-федератов. Так что же делало сарматов столь успешными в боях с самой развитой военной машиной того времени?
Источники
- Аммиан Марцеллин Римская история
- Тацит Анналы
- Белоусов В.В. Военное дело сарматов по данным античной литературной традиции
- Нефёдкин А.К. Военное дело сарматов и аланов
- Скрипкин А.С. Сарматы
- Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов
На Сахалине разлилось 5 тонн нефти
На Сахалине в результате аварии разлилось около пяти тонн нефти. Об этом сообщает Министерство природных ресурсов.
Инцидент произошел на промысловом нефтепроводе. В настоящее время идет ликвидации последствий аварии: участок нефтепровода перекрыт, разлив локализован, ведется сбор нефти.
Фактов загрязнения водных объектов нефтепродуктами пока не зафиксировано. В составе комиссии по выяснению причин и обстоятельств разлива нефти работают инспекторы управления Росприроднадзора по Сахалинской области, сообщают "Вести".
-ö-ö-
Почему русский алфавит поменяли с глаголицы на кириллицу
Немногие знают, что до кириллицы на Руси уже присутствовала своя письменность – глаголица. Данный алфавит был созвучен со старославянским языком. Но, несмотря на это, глаголица была заменена, и до наших дней дошли лишь некоторые документы, созданные с помощью этой письменности.
Почему так произошло? Чем глаголица не устроила наших предков?
История происхождения глаголицы и кириллицы
По поводу того, какая из этих двух письменностей была первой, до сих пор ведутся споры. Но большинство ученых все же склоняются к тому, что кириллица произошла гораздо позднее. На это указывает множество фактов.
Например, некоторые рукописи, созданные с помощью кириллицы, содержат характерные ошибки. Они указывают на то, что текст является копией глаголического. Однако обратных вариантов – чтобы рукопись была переписана с кириллицы на глаголицу, не существует.
Еще одним доказательством являются палимпсесты. Так называются рукописи, в которых предыдущий текст был удален, а на его месте писался новый.
Старую информацию удаляли путем смывания или соскабливания. А делалось это в целях экономии, так как пергамент для создания рукописей был довольно дорогим материалом в средние века.
Таким образом, на данный момент существует множество палимпсестов с кириллическим текстом, под которым обнаружена смытая глаголица. Однако глаголические тексты со смытой кириллицей отсутствуют.
Кроме того, в глаголических рукописях используются более устаревшие слова и выражения. Все это указывает на позднее происхождение кириллицы.
В связи с этим, большинство ученых предполагают, что глаголица была создана в 863 году славянским просветителем Кириллом и его братом Мефодием. А кириллица обязана своим происхождением Клименту Орхидскому, ученику Кирилла. Произошло это примерно в 886-889 годах.
Но почему глаголицу решили заменить кириллицей? С чем это связано?
Почему кириллица?
Одно из возможных объяснений, почему до наших дней глаголица так и не дошла: эта письменность была довольно неудобной, так как содержала множество ненужных элементов, закруглений, штрихов. Для того чтобы вывести один символ, требовалось время и практически мастерство художника.
Кроме того, некоторые славянские народы уже в тот период были знакомы с греческим алфавитом. А именно он, как предполагают, был взят за основу кириллицы. Это поспособствовало принятию более поздней письменности.
Однако в Хорватии глаголица еще долго широко использовалась параллельно с латиницей. И к середине 19 века стала иметь довольно упрощенный вид. Это говорит о том, что у нее был шанс на существование и в наши дни, однако история распорядилась иначе.
-ö-ö-
При задержании застрелен убийца сенегальского студента
В Санкт-Петербурге при задержании застрелен экстремист, подозреваемый в причастности к убийству сенегальского студента.
21-летний Дмитрий Боровиков находился в федеральном розыске по подозрению в создании экстремистской группы "Мэд крауд" и причастности к убийству сенегальца Самбы Лампсара.
"Сотрудниками уголовного розыска была проведена большая работа по определению местонахождения подозреваемого. Долгое время он конспирировался, скрывался в других регионах страны, менял места жительства. В четверг вечером оперативная группа установила, где он находится, и выехала на задержание", - сказали в ГУВД.
При попытке сотрудников милиции задержать Боровикова в Приморском районе у дома по Планерной улице, молодой человек оказал активное сопротивление, сообщает "Интерфакс".
"Выхватил нож и попытался ударить милиционера, которому пришлось применить табельное оружие. Оперативник выстрелил на поражении и Д.Боровиков скончался от огнестрельного ранения в голову", - сказали в ГУВД.
Свежие комментарии