Вирус «Шестой» добрался до Швеции
Это рисунок новой концепции Saab. Для своего следующего поколения истребителей-беспилотников компания Saab надеется использовать «общую ДНК» для разработки семейства боевых самолётов будущего с экипажем и без него.
Шведская оборонная компания Saab представила концепции потенциального пилотируемого (вариант беспилотного тоже включен в программу) истребителя нового поколения и серии дронов, предназначенных для работы вместе с ним.
Шведы решили идти своим путем (как они обычно это делают) и не присоединяться к союзам, хотя, надо сказать, в любом из них они были бы желанными участниками.
Концепции будущего были представлены Питером Нильссоном из Saab, руководителем отдела перспективных программ компании. Скриншоты из демонстрации попали в Интернет и стали предметом обсуждений..
Самое интересное, что на кадрах показано общее представление об «экосистеме» будущего боевого самолёта с несколькими взаимосвязанными системами, как с экипажем, так и без него.
На этом очень раннем этапе все показанные концепции следует рассматривать как предварительные, но они могут отражать или не отражать конструктивные особенности, которые Saab уже учитывает при разработке истребителей нового поколения для ВВС Швеции.
Экран ноутбука с изображением концептуального самолёта Saab F-серии
Система представлена под названием Saab F-series и подзаголовком «Один и тот же мозг в разных телах». Слева направо:
- перспективный истребитель с экипажем;
- дозвуковая беспилотная платформа весом не более пяти тонн;
- существующий многоцелевой истребитель Gripen E с экипажем;
- сверхзвуковая беспилотная платформа весом более пяти тонн;
- дозвуковая беспилотная платформа весом менее одной тонны.
Из них Gripen E, который находится на вооружении и производится как в Швеции, так и в Бразилии, уже хорошо известен.
Saab Gripen E
Предлагаемый преемник в серии, Saab F, представлен как пилотируемый истребитель будущего, который, по-видимому, рассчитан на высокую скорость, а также на низкую заметность. Он имеет обтекаемую конфигурацию крыла и корпуса с заметным изгибом, проходящим по стреловидным передним кромкам, что придаёт ему некоторое сходство с истребителем Saab Draken времён холодной войны с характерным двойным треугольным крылом. Стреловидные крылья укорочены, а фюзеляж, по-видимому, оптимизирован по площади для эффективных полетов на сверхзвуке.
Некоторые из тех же особенностей, что и у концепции будущего истребителя с экипажем, в частности, общая форма крыла и корпуса, а также укороченные крылья, присутствуют в сверхзвуковой беспилотной платформе, хотя она показана несколько меньших размеров и без каких-либо хвостовых стабилизаторов.
Два вида сверхзвуковой беспилотной платформы серии F
На других изображениях сверхзвуковой беспилотной платформы уровень детализации выше: по обеим сторонам фюзеляжа расположены малозаметные воздухозаборники, а над местом, где должен быть двигатель, видна выпуклость, назначение которой не сразу понятно. Вид беспилотника снизу указывает на наличие приличных по размерам хранилищ для топлива и внутренних отсеков для вооружений, хотя детали оружейного отсека четко не видны.
Ещё один вид сверхзвуковой беспилотной платформы в серии F
В описании сверхзвуковой беспилотной платформы говорится, что она оснащена тем же двигателем General Electric F414 с форсажем, что и Gripen F, а также некоторыми общими системами авионики и транспортного средства. С другой стороны, малозаметный планер, цифровые системы управления, системы связи, датчики и технологии искусственного интеллекта — всё это новое.
Двигатель F414, используемый в Gripen, а также в F/A-18E/F Super Hornet и других боевых машинах.
Что касается более лёгкой дозвуковой беспилотной платформы, то внешне она гораздо ближе к «типичному» истребителю пятого поколения с экипажем (например, F-35 производства США или китайскому J-35). У неё относительно небольшие треугольные крылья и вертикальные стабилизаторы, наклоненные наружу.
Пожалуй, самая распространённая концепция дизайна — это недорогая дозвуковая беспилотная платформа с широким цилиндрическим, возможно, слегка сплюснутым фюзеляжем и умеренно стреловидным крылом. У неё также, по-видимому, есть наклоненные наружу вертикальные стабилизаторы, но они прямые, а не стреловидные.
В целом вся концепция чем-то напоминает дозвуковую крылатую ракету, хотя и с более длинным размахом крыльев. Вес этой модели менее одной тонны также делает его более похожим на крылатую ракету или на дистанционно управляемый беспилотник-камикадзе, а по сути — универсальное средство, нечто среднее между ракетой и беспилотником. При таком небольшом весе малобюджетную дозвуковую беспилотную платформу потенциально можно запускать с пилотируемого истребителя будущего или… беспилотной платформы размером с истребитель.
Что касается относительных размеров, то нет никаких указаний на то, что эти изображения выполнены в масштабе, а указанные весовые категории оставляют много места для вариаций, особенно для сверхзвуковой беспилотной платформы.
Также стоит сравнить концепции будущего истребителя с экипажем и сверхзвуковой беспилотной платформы с моделью сверхзвукового малозаметного дрона Loyal Wingman, разработанной компанией Saab. Но эта конструкция достойна отдельного рассмотрения, поскольку реально довольно перспективная.
Saab Loyal Wingman в аэродинамической трубе L-2000 в Королевской высшей технической школе Швеции в Стокгольме
Достаточно сказать, что модель, испытанная в аэродинамической трубе, имеет схожую с этими двумя концепциями конфигурацию крыла и корпуса, особенно скруглённые передние кромки и наклонные наружу вертикальные стабилизаторы. У неё также укороченные стреловидные крылья, хотя они более сложные, с заметными пилообразными законцовками и, по-видимому, относительно большими поверхностями управления. Стоит отметить, что образ модели, созданной для испытаний в аэродинамической трубе, подразумевает, что она обязательно будет иметь более детализированные элементы, в том числе отсеки для оружия, и будет ближе к форме летного прототипа, в то время как концепции Saab F-серии пока имеют гораздо более общий вид.
Модель в аэродинамической трубе с одним открытым отсеком для оружия
Однако внешний вид F-серии сам по себе интересен и отражает меняющиеся планы Saab в отношении программы Future Combat Air System (FCAS).
Как ни странно, номенклатура FCAS также используется конкурирующими британскими и европейскими разработчиками, а в перспективе – союзниками по будущим воздушным боям, и во всех этих инициативах в центре внимания находится пилотируемый истребитель, а также ряд вспомогательных дронов и других передовых технологий. Компания Saab ранее участвовала в британской программе FCAS, но затем вышла из неё, но кто сказал, что наработки, сделанные в рамках этой программы, не ушли в Швецию?
Концептуальное изображение пилотируемого истребителя Tempest, который является частью британской программы FCAS
Одной из примечательных особенностей Saab FCAS является намерение использовать общие компоненты для нескольких пилотируемых и беспилотных платформ. Особенно интересно то, что Gripen E, не являющийся малозаметным, и малозаметная сверхзвуковая беспилотная платформа смогут иметь общие компоненты. В целом, такая философия должна помочь снизить затраты, ускорить разработку и уменьшить нагрузку на техническое обслуживание и логистику после ввода таких систем в эксплуатацию. Сказать, что это разумный и логичный план – это ничего не сказать, но подводных камней здесь очень много.
Судя по схеме всей системы, Saab считает, что дроны играют ключевую роль в инициативе FCAS, что, возможно, не так очевидно в случае с конкурирующими британскими и общеевропейскими программами, где пилотируемые истребители — на данный момент — занимают центральное место.
Примеры оценки вычислительной гидродинамики для более ранней конфигурации Saab Loyal Wingman. Эта модель также, по-видимому, имеет более незаметный выхлоп.
Нильссон говорит о планах по созданию дронов, которые «будут служить только в качестве ложных целей и сбиваться противником, но могут помочь вам выполнить вашу миссию». Это указывает на концепцию дронов, которые можно использовать повторно — они должны быть достаточно дешёвыми, чтобы их можно было терять во время операций с высоким риском, но при этом достаточно функциональными, чтобы быть полезными для таких операций.
Это особенно примечательно, поскольку ВВС США сейчас отходят от этой идеи, а дроны с ограниченным сроком службы всё чаще уступают место планам по достижению «доступной массовости», что указывает на предпочтение дронам с многократно увеличенными боевыми возможностями, которые обеспечивают хороший баланс между доступностью/стоимостью и возможностями, но в ущерб многократному применению.
Были представлены некоторые другие подробности шведской программы FCAS, в том числе планы по замене Gripen в течение следующих 25 лет — примерно к 2050 году. Таким образом, шведская программа FCAS рассчитана на более длительный срок, чем британская и общеевропейская программы, в рамках которых планируется, что пилотируемый истребитель станет частью «системы систем» где-то между 2030 и 2040 годами.
Очевидно, что F-серия — лишь один из вариантов, которые Saab рассматривает в рамках работы над преемником Gripen. Шведы не стремятся к спешке в этом вопросе, хотя, судя по сообщениям их прессы, война с Россией может стать неизбежной и произойти в ближайшее время. Но давайте обсудим это в заключение.
Согласно отчёту SVT, решение о том, как будет выглядеть шведская программа FCAS, необходимо будет принять «в течение следующих нескольких лет». Интересно, что в том же отчёте отмечается, что разработка этих платформ компанией Saab — лишь одно из возможных решений. В противном случае Швеции пришлось бы приобрести готовое решение или, что более вероятно, присоединиться к британской инициативе FCAS или даже к общеевропейской.
В этом нет ничего удивительного, ведь европейцы создали немало достойных самолётов, но именно шведы ценят свою независимость. Хотя двигатели у них не свои…
Однако Швеция стремится сохранить финансовую стабильность программы FCAS, даже если не удастся получить экспортные заказы. Это кажется невероятным, учитывая затраты на разработку малозаметной боевой авиационной платформы и дополнительных пилотируемых и беспилотных платформ.
Опыт Saab с Gripen показывает, что, несмотря на возможности продукта, добиться экспортных продаж непросто, особенно в условиях конкуренции с американскими производителями.
То, что сегодня шведы работают над оружием завтра, — это вполне нормально, и в таком аспекте они не повторят ошибок тех, кто потратил деньги на не совсем качественные самолеты. Свое — оно, знаете, и в Швеции свое.
Но две вещи играют против Швеции в целом и Saab в частности. Первая – это деньги. С каждым годом они все дешевеют, и создавать столь дорогостоящую вещь, как боевой самолет, становится все сложнее. Вторая – время.
В определенных странах Европы сегодня все чаще говорят о войне с Россией. Ну чем Европа хуже США? США готовится к войне с Китаем, а Европа — с Россией. Польша, правда, подугомонилась, а вот Франция и Германия все еще планируют. Собирается и Швеция. Даже более того, собирается воевать долго и кроваво, так, что правительство поставило в резерв территории под кладбища из расчета на 500 000 человек. Это при всем том, что в Швеции живет 10 миллионов, считая понаприехавших. Но вот 5% населения правительство готово угробить при отражении российской агрессии.
Это, конечно, показатель. Но вот вопрос: а будет ли Россия ждать, пока Швеция построит, испытает и выпустит в должных количествах свои истребители нового поколения с дронами-спутниками? То есть будут ли эти русские ждать 2050 года или начнут раньше?
И вот тут придется всерьез задуматься, а как и чем шведы будут отражать всё то, что полетит со стороны России или с территорий захваченной русскими Германии?
И вот тут в следующем материале мы и поговорим о возможностях, благо сами шведы дали карты в руки, проанализировав свои возможности, точнее, возможности своей авиации.
Свежие комментарии