Джентльмены удачи с волжских берегов
Разбойники на Руси водились всегда. «Из-за острова на стрежень на простор речной волны» выплывали лихие ребятки-грабители, из чьих нестройных рядов вышли такие знаменитые исторические личности, как покоритель Сибири Ермак Тимофеевич и борец за народное дело Степан Разин.
В народе о разбойниках-пиратах слагали песни и легенды. Историки считали их то жуткими злодеями, то русскими «робин-гудами», и до сих пор будоражат воображения таинственные слова «сарынь на кичку» (сброд – на корму) и «дуван дуванить» (делить добычу). По сей день хранят пиратские тайны озеро Ватажка и лесной кордон «Братки», где разбойники коротали зиму, чтобы не достали их по льду царские стражники, а археологи упорно ищут зарытые ими несметные клады на горных волжских берегах.
Первые сведения об организованном частными лицами водном разбое на Волге и Каспийском море связаны с появлением ушкуйников. Изначально их ватаги собирались в Великом Новгороде и совершали торгово-разбойничьи экспедиции по Волге и Каме. Основную их массу составляла местная голытьба и бродяги из Смоленска, Москвы и Твери, руководимые опытными новгородскими воеводами.
Особенно разгулялись ушкуйники во второй половине XIV века, когда Золотая Орда пребывала в кризисе – «великом замятии». Они нападали на татарские отряды и дружины продавшихся хану князей, с равным успехом грабя и русские селения, и богатые караваны, независимо от национальной и религиозной принадлежности, и небольшие купеческие суда, зачастую побеждая целые ордынские и русские рати. Дмитрий Донской даже грозил Новгороду войной за проделки ушкуйников. Богатые же новгородские купцы втихомолку снабжали их оружием и деньгами, получая щедрую долю захваченной добычи.
Ушкуйники. Новгородская вольница / С.М. Зейденберг
Первый крупный пиратский поход состоялся в 1360 году, когда лихие отряды прошли с боями по Волге и Каме и, взяв штурмом татарский город Джукетау, отправились «пропивать зипуны» в Кострому. Татары взвыли, и перетрусившие русские князья выдали им перепившихся ушкуйников. Протрезвев, те незамедлительно отомстили предателям, сожгли Нижний Новгород, а Кострому стали грабить каждый раз, проплывая мимо.
В 1366 году пираты во главе с новгородским воеводой Александром Абакумовичем прогулялись по Средней Волге, нанеся Орде немалый урон. И полетела очередная татарская жалоба московскому князю. Хитрые новгородские бояре тут же «отмазались»: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но купцов твоих не трогали, били только басурман». В том же году 150 ушкуйников, возглавляемые боярами Василием, Ефимом и Александром, снова пронеслись по Волге, грабя купеческие караваны, татар, армян, арабов, и «прибыли в Новгород все в здравии».
Хотя классический пират находится в состоянии войны со всем миром, ушкуйники, грабя всех подряд, татар убивали, а русских чаще всего отпускали с миром. Летопись повествует о походе двух тысяч ушкуйников на 70-ти лодках под предводительством атаманов Смолянина и Прокопия, разбивших пятитысячную рать костромского воеводы Плещеева. Многострадальную Кострому они в очередной раз разорили, попутно присовокупив к ней Нижний Новгород и «многих христиан в полон поведоша с женами и детьми».
Потом ушкуйники пошли по Каме, потроша всех подряд, изрядно пощипали Вятку и волжских булгар, мусульманских подданных Золотой Орды, и «полон христианский попрадаша бесерменам (продав басурманам)», направились вниз по Волге к Каспию. Но удача изменила им (не торгуй своими!) – русские пираты были разгромлены войском астраханского хана Салчея. После этого ушкуйничество постепенно сошло на нет. Последним был рейд 250-ти пиратов воеводы Анфала по Волге и Каме.
С 1360 по 1375 год состоялось восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых набегов. Это был уничтожающий смерч для Орды. Могущественные правители улусов просили пощады и откупались, унижаясь и боясь пиратов, как ни одного русского князя, и осаждая Москву просьбами «Уймите ушкуйников!» За два десятилетия ушкуйники уничтожили больше татар, чем на поле Куликовом, ударив по торговой мощи Золотой Орды и перекрыв самый выгодный канал снабжения державы рабами и товарами.
На Руси разбойничали не только местные пираты. В 1374 году генуэзец Лукино Тарио с соратниками, на лодке пройдя из Кафы (Феодосия) через Черное и Азовское моря, поднялся по Дону до Волги и через Хаджи-Тархан вошел в Каспий. Но наши ребята не лыком шиты – на обратном пути он был сам ограблен волжскими «братками». Похожие экспедиции с опаской совершали и венецианцы.
В 1468 году на караван послов шаха Ширвана ко двору Ивана III и торговые суда русских купцов напали разбойники в устье Волги. Иноземцев почему-то не тронули, а у своих отобрали два судна и все имущество. Среди купцов был и новгородец Афанасий Никитин, который, будучи разоренным, с горя пошел «за три моря» и обессмертил свое имя. Выходит, именно русских пиратов купец-первопроходец должен благодарить за продвижение в далекую Индию.
Ушкуйники обладали первоклассным вооружением: кольчугами или байранами (боданами), композитными панцирями (бехтерцами), где в кольчугу были вплетены стальные пластины, копьями, мечами, луками и арбалетами со стальными стрелами – болтами.
Их суда – плоскодонные парусно-весельные лодки назывались ушкуи (от слова «ошкуй» – медведь, потому что носы лодок были вырезаны в форме медвежьей морды). Они подразделялись на морские («насады») и речные, грузоподъемностью 4-4,5 тонны. Благодаря малой осадке – всего 0,5 метра, соотношению длины и ширины – 5:1, они могли развивать относительно большую скорость – около 12 узлов.
Пиратские традиции продолжились в деяниях русских и украинских казаков. Само слово «казак» – тюркское и означает «свободный, беглец, изгнанник», словом, искатель приключений. Появилось казачество на южных степных окраинах Руси и Украины, смежных с бассейнами Волги, Днепра, Дона, Урала, Каспийского, Азовского и Черного морей. Строя свои поселения на больших островах, казаки продолжили традиции ушкуйников, и на воде казацкие струги были неуловимы.
Главным театром разбойных действий стали Волга и Каспий, ведь русское государство во второй половине XVI века только овладело Поволжьем, и власть в регионе была очень непрочной. Казаки грабили и царские суда, и посольские, и купеческие, обирали русских, ногаев, персов, бухарцев, хивинцев. В мае 1572 года под их горячую руку попали даже «британскоподданные». 150 казаков напали на английский корабль, возвращающийся из Ирана, близ устья Волги. Англичане убили и ранили одну треть нападавших, но были взяты на абордаж, ограблены и отпущены на все четыре стороны.
Казаки-разбойники делали свои струги так: выбирали стоящее близ воды дерево, чаще всего липу, валили ее, обтесывали, выдалбливали ствол и по бокам прибивали длинные доски, устанавливая от 6 до 20 загребных весел и одно рулевое. При ширине в 2-3 и длине 10-20 метров осадка не превышала 1 метра, но на струге при этом размещались 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием.
Многое в истории казачьего пиратства связано с именем Ермака. Сольвычегодская летопись сообщает: «Казаки разгромили на Волге царские суда и ограбили послов кизилбашских (персидских)», после чего царь послал воевод и «многие казаки были повешены, а остальные аки волки разбегошася, 500 побегоша вверх по Волге, вместе с атаманом Ермаком и разбиши казну государеву, оружие и порох».
Ермак Тимофеевич
Народные песни о подвигах Ермака Тимофеевича на пиратском поприще дополнены красочными записками иностранцев: голландец Витсен пишет о том, как «Ермак отправился с шайкой на грабеж и разбил царские струги», а англичанин Перри – как будущий покоритель Сибири «овладел стругами на Волге, разбойничал на Каме и пустился в Каспийское море». Так же как Морган, Дрейк и Рейли, Ермак Тимофеевич был обласкан царями, получил от Ивана Грозного титул «Князя Сибири» и символически закончил жизнь, утонув в водах Иртыша.
Ермак Тимофеевич / В. Копейко
Еще более противоречива фигура волевого, умного, смелого и крайне вероломного казака Степана Разина. Три года пробыв рабом-гребцом на османских боевых галерах, он бежал и с 1667 года во главе ватаги донских казаков пошел «гулять на сине море», чтобы «добыть казны, сколько надобно».
Стенька Разин / В.И. Суриков, 1910 год
Недалеко от Царицына он разграбил богатый караван русских купцов, а охрана и сопротивлявшиеся были «порубаны и повешены». Пополнив войско за счет освобожденных ссыльных и пленных стрельцов, Разин «пошел гулять по Яику и Волге». Разгромил несколько отрядов правительственных войск и отправился в знаменитый Каспийский поход, нападая с моря на дагестанские и персидские поселения.
Стенька Разин на Волге / Э. Лиснер, 1930-е годы
Встретившись с большим шахским войском, изрядно потрепанная разинская вольница начала проситься к хану «в холопы». Пока персы раздумывали, разбитные разинские ребятки загуляли, напились, набезобразничали и тем самым сильно «достали» жителей города Решта, снесших с плеч 400 буйных головушек.
Атаман Стенька Разин и персидская княжна
Протрезвев, мстительные разбойники сожгли несколько персидских городов, а в 1669 году разгромили персидский флот, причем из 50-ти кораблей шаха спаслось лишь три, а в плену оказались сын и дочь командующего. Далее, как в песне: «и за борт ее (дочку персидского флотоводца) бросает в набежавшую волну».
Степан Разин бросает персидскую царевну в Волгу
Добыча оказалась столь богата, что даже паруса на казачьих стругах были из шелка. Довольные пираты «били челом» царю и принесли ему в дар знамена, пушки, часть пленных и даже символ власти – бунчук. А в награду получили «милостивую грамоту» – амнистию, которая тут же вышла государю боком. В 1670 году буйный Стенька на 80-ти стругах, с артиллерией и конными повстанцами пошел по Волге на Москву. Потом, правда, его разношерстное войско было разбито у Симбирска, а на Дону его выдали властям. Разбойника, как и положено по закону, казнили.
Казнь Степана Разина / В.Н. Пчелин, 1928 год
С волжскими ватажниками боролись, правда, без особого успеха, все русские цари. Пиратов подвешивали за вбитый под ребра железный крюк, а мертвые тела в назидание сплавляли на плотах вниз по реке. Великий романист Александр Дюма, путешествуя по России, побывал в казанском анатомическом театре, где ему показывали скелеты казненных волжских разбойников.
Плот с казненными разбойниками на Волге
Самым известным среди романтиков с большой речной дороги был Галаня, подлинное имя которого – Галактион Григорьев, коренной нижегородец из села Саблукова. Выросши, парень сколотил банду и хаживал в «помещичьи усадьбы псалмы петь», а на большой дороге «с купцов пошлину собирал». Богатый монастырь хитроумный разбойник взял, переодев подельников в женское платье. Не обошлось и без пыток: монахов «жгли на венике», прознавая, где спрятана казна.
При Петре I поручик Мавринский арестовал атамана, но Галаня бежал с каторги, несмотря на вырванные ноздри и клеймо вора. Он оказался неплохим стратегом, свив разбойничье гнездо на 90-метровой горе между двумя глубокими оврагами, построив с тыла вал, а с мыса получив прекрасный обзор, и взять его нельзя было ни с тыла, ни с реки, ни с флангов. И начались дерзкие разбои под Балахной, Городцом и Хмелевской, пока атаман не умер от элементарной простуды. Хоронили его по-царски, доверху наполнив ладью с телом золотом и зарыв в секретном месте.
Петр I пытался бороться с пиратами, понимая, что никакого войска не хватит справиться с татями, которые в любой момент прикинутся мирными рыбаками. В указе от 18 июля 1722 года приказал «бурлакам хранить хозяйское добро», справедливо подозревая последних в пособничестве разбойникам. Елизавета пошла дальше – послала войска. Одно из донесений гласит: «Состоялся бой, 27 человек убито и потоплено, у разбойников же погиб есаул и пятеро с ним, взять живьем никак не удалось, бо у них есть и пушки».
Павел I создал военные патрули на особых легких военных судах – гардкоутах, рассредоточив их от Царицына до Астрахани, далее — до Казани и вверх по Волге. Но «царевы стражи» сами быстро превратились в разбойников.
При Александре I на берегах Волги скопилось 200 тысяч «бродяжьего люда», которые могли заниматься разбоем. Царь раздал оружие купцам, взял на учет все лодки прибрежного населения, которые были маркированы цветом и знаками по «месту приписки», а также учредил для гардкоутных рот денежное вознаграждение «за каждую пойманную пиратскую лодку».
Но и это не остановило русских пиратов, которые продолжали успешно грабить на водах, закапывая потом в землю «на черный день» добытые сокровища. Уже в наши дни в поселке Сява нашли котел с золотом атамана Сени, а в Дедовом болоте – такой же котел атамана Василия Рощина. На дне озера Круглого, говорят, до сих пор покоятся бочки с золотом атаманов Махона и Котюра, а где-то в болотах – драгоценная добыча атаманов Курносова, Рузавина, Фоки и Бармы.
Карта кладов волжских разбойников
- На Лялиных горах близ Варнавина, возможно, захоронены награбленные разбойником Лялей (сподвижником Степана Разина) сокровища. В одно из ближайших озер была опущена бочка с золотом.
- Пониже Балахны, где в Волгу впадают две речки, некогда стоял стан разбойниц Уляшки и Парашки. Предания говорят, что по этим рекам много кладов с награбленным добром зарыто.
- Пониже Работок на Татинском острове может быть схоронен клад атамана Зари.
- По Казанскому шоссе, сразу же за поселком Афонино, есть гора, называемая Романихой. Говорят, что в древние времена на этой горе жил разбойник Роман. Вполне возможно, что там есть спрятанные сокровища.
- Возле деревни Панзелк, в лесу есть огромный гранитный валун. Легенда говорит, что под ним сам Степан Разин зарыл неисчислимые богатства. Камень не дает делать подкоп. Попытки извлечь клад до сих пор ни к чему не привели.
- Близ села Верховского находится Соловецкое озеро. Когда-то на его берегах жили разбойники, грабившие купеческие обозы, возвращавшиеся из-за Ветлуги. По берегам озера закопано большое количество награбленного добра.
- За рекой Сурой в районе Курмыша есть Рельское озеро. Разинцы утопили в нем захваченное золото.
- Недалеко от поселка Сява, за деревней Прялкой, есть место, которое именуется Сениной раменью. Некогда там обитал атаман Сеня. В озере Круглом прятал он награбленные сокровища.
- У села Верхняя Верея на Дедовом болоте спрятаны сокровища атамана Василия Рощина. Говорят, что одному счастливчику удалось вырыть котел с золотыми монетами.
- В овраге Часовенном между селами Алтунином и Дьяковом Вачского района схоронил свои сокровища атаман Махон.
- У села Давыдково Сосновского района атаман Котюр опустил в озеро шесть бочек с золотом.
- Недалеко от Выксы, в сторону Оки, расположен поселок Тамболес. Там по берегам озера Колодивого жила шайка разбойника Василия Рощина. В глубоких местах озера Рощин прятал золото. До сих пор там лежат клады атамана.
- У села Троицкого на реке Ветлуге есть утес, который зовется Бабья гора. В стародавние времена там промышляла разбоем атаманша Степанида. Вполне возможно, что в тех местах есть зарытые сокровища.
- В селе Фокино на Волге издавна поговаривают о кладах атамана Фоки. Но точного места, где они спрятаны, никто не знает.
- Близ села Хахалы есть много озер с названиями Ватага, Падка, Кривое озеро, Ватажка, Омут Большой, Омут Малый. Там был кордон, который назывался Братки. Говорят, что во всех тех местах скрыты клады.
- Между реками Дорогучей и Першей находятся два камня, похожих один на коня, другой, поменьше, — на жеребенка. Промеж тех камней некогда были казацкие зимницы. Там и клады зарыты. Много схороненных кладов по берегам озер Нестиары, Култай, Пекшеяр.
- Вблизи Васильсурска в лесу Хмелевской слободки спрятаны неисчислимые сокровища разбойника Галани – Галактиона Григорьева. Умер он там же и был похоронен в ладье, доверху засыпанной золотом.
- В оврагах и прибрежных лесах села Бармино на Волге могут хорониться сокровища разбойника Бармы.
- Разбойник Илья Рузавин использовал для потайных мест приречные долины Пьяны и верховья Алатыря.
- За рекой Алатырь у сел Михайловка и Печи зарыты несметные сокровища Степана Разина. Поиски их шли долгие годы. Однажды они чуть было не завершились успехом, но клад не дался. Поиски сокровищ вел местный помещик Василий Васильевич Яшеров. По «кладовым записям» значится более 40 кладов, зарытых разинскими разбойниками в Арзамасском и Лукояновском уездах.
- На озере Текун жили разбойники. Предание говорит, что там они и богатства награбленные закопали.
- Недалеко от города Ветлуги, разбойник Савва прятал сокровища. Точной топонимической привязки нет, разве что у деревни Ченебечихи есть Саввин бор и Саввина грива. Возможно, там зарыт клад.
- Недалеко от села Яз есть Курносово болото. Называется оно по имени атамана Курносова, который разбойничал в тех местах. Где-то в болоте он прятал награбленные сокровища.
- Недалеко от Навашина по железной дороге расположен поселок Натальино, названный по имени разбойницы, обитавшей в тех местах. Там на Золотой горке зарыты сокровища.
- На речке Вая, что в Шахунском районе, есть село Большая Пристань, где во время Казанского похода переправлялось войско Ивана Грозного. Во время переправы с одного из плотов упал бочонок с золотом. Достать его не удалось.
- В Выксунском районе недалеко от села Чупалейка зарыли клад люди Стеньки Разина. Клад заговорен на неизвлекаемость до конца XX века. Но уже XXI-й.
А уж разинских кладов хватит на всех – стоит только откатить громадный гранитный валун у деревни Пензелек или нырнуть за золотом, утопленным в Рельском озере, или покопаться до посинения в земле русской в поисках 40 кладов, зарытых Стенькой в Арзамасском и Лукояновского уездах и у села Чупалейка.
Празднование "Вербного Воскресения"
За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, отмечается не менее важный день. В память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его Крёстных страданий, мы отмечаем “Вербное Воскресение”.
В субботу Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого Лазаря. Живший со своими сёстрами Марией и Марфой в селении Вифания, Лазарь скончался за четыре дня до прихода Господа Иисуса Христа. Поэтому субботу, предшествующую Вербному воскресению, именуют Лазаревой субботой.
В воскресение Господь въехал в Иерусалим на молодой ослице. Ослицу отвязали близ Иерусалима в ближайшем селении. Путь лежал через Елеонскую гору, с которой открывался чудесный вид на Иерусалим. При въезде в город бесчисленное множество народа вышло встречать Иисуса. Весть о воскрешении Лазаря быстро разошлась из уст в уста.
Под возгласы “Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословлен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Мир на Небеси и слава в Вышних!” люди стелили на дорогу свои одежды, ветви фиников и пальм.
На самом деле торжество является предвестием страдания Спасителя. Всего спустя несколько дней встречавшие Христа люди будут кричать на площади правителю Понтию Пилату “Распни Его! Распни…”
По православной церковной традиции в этот день в храмах верующие, как бы встречая Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках.
Зеленеющие ветви верб (заменяющие в России пальмы и финики) служат знамениями победы над смертью и символом воскресения Христа. Так же верба обозначает и крест, которым господь попрал смерть и даровал верующим жизнь.
Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освещаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.
Следующая неделя после Входа Господня в Иерусалим именуется Страстной седмицей. В эту неделю мы вспоминаем последние деяния Спасителя в его земной жизни, Его Крестную смерть и готовимся к радости Светлого Христова Воскресения.
Последние дни Страстной седмицы самые значимые. В великий четверг мы вспоминаем Причащения Тела и Крови Христа. По этому поводу за каждой Божественной литургией следует причащение хлебом и вином. В ходе службы, которую посещают все истинно верующие, читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа.
Великая Пятница – самый скорбный день церковного года. В пятницу на горе Голгофа было совершено распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь страдал на кресте, искупая человечество Своими страданиями от рабства греха, в коем погрязло человечество, Иисус принял смерть во второй половине дня, с этим связан торжественный вынос плащаницы из алтаря на середину церкви. Верующие после выноса совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.
Великая Суббота – это день воспоминания пребывания тела Господа нашего Иисуса Христа во гробе. Пребывая телом во гробе, душой Своей Господь спустился в ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших людей со времён сотворения мира, даже души праведников. В этот день господь извёл из ада души праведников, освободив их силой своих Крестных страданий. В этот знаменательный день происходит чудесное ежегодное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме. С получением благостного огня огромное стечение верующих передаёт его друг другу. Великая суббота – это время приготовления к встрече Светлого Христово Воскресения. Утром происходит обряд освящения пасхальных куличей, пасох и яиц. По приходу домой верующие разговляются святой пищей.
Свежие комментарии