“... ведь в каждом человеке, в ком есть Душа, а человек не может быть без Души, в нем есть Личность, а Личность, как я уже говорил, повторюсь, - это есть часть Духа Святого, почему она идентифицирует себя как Личность…” из программы с участием Данилова И.М. : “ЕДИНЕНИЕ”. | |
“.
.. Дух присутствует в этом мире, и всё живое потому и живое, что есть Дух, убери Дух — и исчезнет всё. Значит, часть Мира Духовного присутствует здесь, но она присутствует как движение…” из программы с участием Данилова И.М. : «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ.ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ» | |
"Дух дышит где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рождённым от Духа", – Евангелие от Иоанна. | |
(“Касыда о Вине” суфийский поэт-мистик Абу ибн аль-Фарид) |
СИМВОЛ ДЕРЕВА В МИФАХ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Давайте попробуем представить, что такое Дух, что такое Мир Духовный, что значит человек как духовное существо. Ведь каждый из нас чувствует и понимает, что он не просто так родился в этом мире и что в нём есть что-то не материальное, то, что выше потребностей тела и желаний сознания, нечто светлое и чистое, нечто возвышенное и стремящееся к Глубинному, непознанному, иному, невидимому привычным глазом. Это и есть то, что называется духовной составляющей человека - личностью. Ведь само понятие Дух подразумевает под собой то, что не материально, то, что противопоставляется ограниченному, временному и смертному то, что обладает свойствами бесконечности и вечности. Ещё есть одно представление, которое присутствует во всех истинных духовных учениях и религиях прошлого и настоящего, это ЕДИНЕНИЕ. Везде в той или иной форме говорится о том, что Мир Духовный это Единение. В Мире Духовном отсутствует двойственность и разделенность, присущая миру материальному. Это представление о большой и дружной семье Мира Духовного.
Попробовали представить эти два понятия - Дух и единство Мира Духовного? Достаточно сложно это сделать с помощью нашего сознания, правда? Практически невозможно передать и описать свойства вечного и бесконечного с помощью временного и ограниченного инструмента, которым является наше сознание. К слову, подробнее о нём можно узнать в передаче "От атеиста к святости"...
Так вот к чему я хочу подвести вышесказанное, к тому, как тяжело и с помощью каких примеров, приходилось в древности передавать Знания о Духовной природе человека и о Мире Духовном. И здесь в помощь пророкам и людям Знания приходилось пользоваться сравнениями и ассоциациями на примерах явлений из окружающей жизни людей прошлого.
А теперь практическая задача - найти подходящий образ для описания единой, огромной, духовной семьи, которая постоянно растёт и пополняется всё новыми членами семьи и не имеет ни начала, ни конца? Попробовали? Не знаю как Вам, но мне на ум приходит только один ассоциативный пример из окружающего мира - дерево. Да именно дерево, берущее начало своих корней под землёй и бесконечно простирающееся в высь, своей кроной. Где каждая веточка, каждый листик по своему уникален, но одновременно, есть частью и един со всем огромным деревом.
Почти у каждого народа на планете есть упоминания о неком Священном дереве или Мировом дереве, также как и сюжеты где дерево играет определённую роль в священных ритуалах того или иного народа.
В контексте же нашей темы, а именно, сотворение человека в мифах и легендах народов России, попробуем найти интересные упоминания где дерево обладает особыми качествами или каким-то образом связано с происхождением человека.
Из книги “АллатРа”:
Ригден: Безусловно, это так. Животное начало убаюкивает Личность различными иллюзиями, окутывая её сознание густой, туманной пеленой материального бытия. Рассеять этот туман может только личный духовный рост человека, когда он, благодаря приобретённому опыту, начинает понимать, что такое настоящая реальность. Образно процесс духовного роста человека, его самоконтроль и самосовершенствование можно сравнить с созданием условий для роста семени дерева, посаженного в землю. Семя, как часть некогда созревшего в атмосферной среде (небе) плода, есть условно Душа, а земля — это есть внешние земные условия для Души, то есть наши мысли и деяния в материальном мире. Какие мы создадим себе условия (устроим ли засуху, заморозим,допустим переувлажнение почвы или создадим нормальные условия для роста семени), скажем так, для своего духовного развития, таков и получим результат. Ведь, если не следить за семенем, оно может погибнуть, и не будет дерева и плодов от дерева. А если ухаживать за семенем, то оно имеет шанс прорасти из земли, прорваться в сферу воздуха, где уже будет испытывать воздействие совершенно иной среды, отличной от земли. Но при этом оно ещё будет сохранять свои корни в земле, продолжая ощущать её влияние, но уже не так, как раньше, а в новом своём качестве. Другими словами, при жизни человека в трёхмерном измерении Личность имеет возможность духовно развиться и достичь слияния с Душой, а значит, уйти в Вечность. Конечно, «семя», «земля», «дерево», «небо», «познание», «развитие» — это всё слова из человеческих ассоциаций, поскольку, как ты верно заметила, на практике, когда человек реально начинает проникать и познавать иной мир, он понимает гораздо большее, чем можно выразить в словах.
Народность Нивхи:
По нивхской легенде, напр. Первые люди произошли от деревьев. Нивхи родились от сока, капавшего из лиственницы, поэтому у них и лица темные, как кора этого дерева, ороки - от сока березы, айны - от сока ели.
У лиственницы сквозь кору пробилась смола (сок). Скопившись, она стала стекать по стволу. Едва смола коснулась земли — появился нивх. Нивх произошел от лиственницы, потому он краснокожий, как лиственница. Оригар (так нивхи называют ороков, небольшое (около 300 человек) тунгусо-маньчжурское племя, пришедшее на Сахалин в недавнем, прошлом) произошел от пихты, потому он белотелый. К’уги (нивхское название айнов, проживавших ранее на Сахалине) произошел от ели.
Народность Бесермяне:
По бесермянской космологии и антропогенезу, жизнь зародилась от огромной одинокой ели. Люди — это семена, высыпавшиеся из шишек этой ели. Раз в год (праздник называется корбан, что созвучно с мусульманским курбан-байрам) мужчины деревни или общины приносят в жертву родовой ели молодого бычка. Потом вся община или деревня шумно поедает это мясо, сваренное в котлах на открытых кострах.
Народность Мордва:
Иной древний миф сохранился в мордовском предании о первом человеке. Рассказывают, что когда Бог ходил по земле, где-то существовал некий чудесный пенек, напоминавший человека, но не имевший ни рук, ни ног, ни глаз. Так и стоял он тридцать лет, пока Бог не обратил на него внимания. Творец попросил у пня воды, но тот ответил, что не может дать Богу напиться — ведь он не умеет ходить, и у него нет рук. Тогда Бог велел ему встать. Тут пенек зашевелился, у него выросли руки и ноги, он протер глаза — и те стали видеть.
Читателя уже не должно удивлять это происхождение человека из пня: вспомним, что в виде коряги плавал в водах первичного океана сам Вяйнямёйнен; в карельских рунах из расколовшегося пня появились два брата, Каллерво и Унтамо. Более того, само наличие пня в мифе о происхождении человека свидетельствует о том, что мир уже пребывал в культурном состоянии — ведь дерево нужно было срубить, а рубили деревья для будущей распашки. Многие мифы повествуют о людях, сделанных из дерева наподобие Буратино; в удмуртской сказке бездетный старик хочет сделать себе сына из полена, чтобы тот пахал и кормил своего творца. С точно такой же целью сотворил первого человека и Бог мордовского мифа.
Народы Поволжья:
Мировое дерево известно у всех народов Поволжья. Оно имеет трехъярусное членение: корни уходят в подземный мир предков, средняя часть олицетворяет живущих на земле, а ветки простираются в мир покровителей, которые почитаются Верховным богом (Шкай), связывая мир предков и покровителей, объединяя земной, небесный и подземный миры.
В мордовском фольклоре в качестве Мирового дерева (Ине чувто) выступают могучий дуб (эчкетумо (э), тума (м), береза (килей (э), келу (м) или яблоня (умарина (э), марлю (м). Однако чаще всего упоминается дуб, олицетворяющий силу, твердость, мужское начало, он - наиболее распространенный объект поклонения. На его ветках собираются боги, чтобы решать самые важные вопросы, касающиеся судеб людей и вселенной. Во многих селах священными деревьями считались одновременно липа и дуб, в них имелись даже целые священные рощи.
Народность Айны:
В айнском фольклоре не только обычный человек был сотворен из дерева. В одинаковой мере это распространялось и на некоторые божества. В одном из преданий (ойна), записанных Н.А. Невским, рассказывается, как бог котанкарракамуй после приведения в порядок созданной им земли и вознесения на небо забыл на месте своей работы вспомогательное орудие - мотыгу из вяза. Забытая мотыга пустила корни и со временем стала красивым вязом. В это время из-за моря в созданную страну прилетел пернатый бог па коркамуй <...> Перед тем, как отправиться дальше, он некоторое время отдыхал на вязе, выросшем из мотыги верховного божества, после чего дерево забеременело. Родившийся сын был Аинураккур.
Такая картина довольно схожа с представлениями других этносов дальневосточного региона о происхождении людей от деревьев, что также нашло отражение в фольклоре.
Мифы обскихугров:
У Нуми-Торума, как и у многих высших богов в мифах финно-угорских народов, была семья, участвовавшая в творении. Сестра и жена высшего бога, Йоли-Торум-шань («Мать нижнего мира — Земли»), посоветовала богу создать людей — ведь Земля была уже укреплена на поверхности океана. По велению Нуми-Торума, их сын Полум-Торум вырезал первых людей из прочной лиственницы, но Куль-отыр подговорил бога поменять их на глиняных, слепленных злым духом. В них богиня земли вдохнула души, которые передал ей отец Корс-Торум, обитатель самого верхнего мира .
В другом мифе сам Нуми-Торум сотворил людей. Сначала он хотел сделать их из лиственничных стволов, но у него получились великаны менквы, убежавшие в лес после того, как Нуми-Торум вдохнул в них жизнь. Не понравились богу и существа, созданные из сердцевин лиственничных стволов, оплетенных корнями — бог уничтожил собственное творение. Наконец из тальника, обмазанного глиной, бог создал настоящих людей.
Народы Сибири и Дальнего востока:
Божество, которое должно было сотворить человека, послало к верховному богу своего помощника - выдру с целью получить инструкции по некоторым неясным вопросам, в частности, из какого материала делать человека. Забывчивая выдра, как повествует устная традиция, перепутала все сказанное ей небесным владыкой, передав творцу человека, что люди должны быть не из камня, как это было задумано, а из дерева. По другому преданию, человек был сделан из земли, но позвоночник его - из ивы, а волосы - из мокричника.
Народность Кеты:
Бангрэхып — Сын земли живет. Он от земли рожденный, у него ни отца, ни матери нет. Ему для средней части чума человек нужен.
Сын земли раздумывает: «Откуда же мне женщина достанется?» Сыну земли слово пришло:
— Ильгет, тебе в течение семи суток надо на восток кланяться.
Сын земли у своего чума перед стволом священной пихты стоял и в течение шести суток все время кланялся. На седьмое утро, когда заря стала заниматься, латунная лодка около него приземлилась. Внутри сидела женщина, на голове ожерелье, на лице латунные звезды блестят, вся как звезда горит.
Цитаты по героическому эпосу «Олонхо» (из фильма Родина Олонхо: ):
Человечество - единое дерево, а народы - ветви этого дерева. Одни меньше, другие больше. Но каждая ветвь - самобытна и драгоценна. У всех нас одно небо и одна земля, из которой черпаем мы силы. У нас единый корень. Если его надрубить, то погибнут все ветви.
Человек не может жить только земными заботами. Он сердцем и умом должен быть связан с духовным миром, с космосом. Человек должен быть как дерево - корнями глубоко быть связанными с землей, ветвями охватить окружающей простор, а верхушкой всегда устремляться ввысь к небу.
Думаю, всем известна игра, родом из детства, под названием «Испорченный телефон», где один игрок по цепочке шепотом передаёт другому сказанное слово, а следующий передаёт дальше то, что ему удалось услышать или различить. В конце цепочки, последний игрок озвучивает то, что услышал, а ведущий озвучивает изначально сказанное слово.
Как правило, получаются совершенно разные по смыслу и часто даже по произношению слова, что вызывает смех и веселье у участников. Хорошая, замечательная игра, которая очень хорошо показывает свойство нашего сознания додумывать неизвестное и перекручивать понятое. Таким образом, каждый человек, будучи носителем каких-либо знаний и опыта в тоже время является их искажателем и преобразователем через своё сознание.
Сознание - это инструмент для коммуникации и взаимодействия с материальным миром, этот инструмент своенравный и требует умения в обращении с ним. Кому данная тема интересна, её можно досконально изучить, ознакомившись с книгой «АллатРа» (или же посмотреть "Сознание и Личность"), я же приведу небольшой отрывок, который непосредственным образом касается нашей темы:
«Анастасия: Вы как-то упоминали, что уже гораздо позже, когда общество стало склоняться в сторону материального мышления, простое начали заменять сложным. Знаки и символы стали усложнять дополнительным толкованием, причём от ума.
Ригден: Это действительно так. Когда вследствие каких-либо причин (природных стихий, эпидемий и так далее) прерывалась передача духовных Знаний или происходила их модернизация от человеческого ума среди народов, то последующие поколения их уже не понимали. Люди трактовали эту информацию от своего ума, в прямом смысле с позиции имеющегося у них бытового опыта. Это ещё один момент, который способствовал последующему искажению и ошибочному толкованию знаков.
Анастасия: Да, как ни крути, всё начинается с материального крена сознания человека. А если в обществе происходит утрата или искажение сути и смысла исконных Знаний вследствие вмешательства Животного разума, то данный материальный крен будет только усугубляться в сознании будущих поколений...»
Интересные упоминания об особых свойствах дерева Вяз (ильм, берест):
На Руси считалось, что ветви Вяза приносят не только удачу, но и дарят отвагу и силу верному путнику в дальней дороге.
В Христианстве Вяз символизирует достоинство и является священным деревом. Его высота и широко раскинутые ветви олицетворяют источник силы и опору, какой является Святое Писание для верующих.
Известно, свойство древесины вяза сопротивляться гниению при постоянной сырости.
Для многих народов это крепкое дерево семейства ильмовых было символом матери и рождения, перехода в новую жизнь, а также упоминалось о происхождении первых людей от ясеня и вяза.
П.С.:
Из книги «АллатРа»:
«Ригден: Я уже говорил, но всё-таки сформулирую в общих чертах итог ранее сказанного. Учитывая наличие в разных культурах знаков, символов, тех или иных духовных зёрен, любой человек может сделать выводы, что Знания, как таковые, были во все времена. Более того, они есть и сейчас. И если человек истинно желает Духовного, он может их найти».
Lada
Спасибо большое за интересный материал!
Происхождение человека от дерева вроде бы сказочно (как Буратино), но имеет под собой намного больше оснований, чем с глины или грязи, на мой взгляд.
Так как, дерево - символ связующий три мира:подземный мир (корни), мир обитания или Ойкумену (ствол) и высший мир- воздух, духовный (крона). В этом ассоциация духовного развития человека.
Мировое древо, как древо познания исконной истины, древо Единства миров, также символизирует единство всей материи, общий состав и круговорот химических элементов.
Ближе к материальному человеку: древо мира, народа, рода (генеалогическое древо)
Само тело человека подобно дереву, особенно его основа-позвоночник
А что такое позвоночник? Вы посмотрите в анатомии на картину его нервных сплетений – это же «древо жизни», которое своей кроной уходит в головной мозг, а корнями связано с каждым из органов человека. Образно говоря, это «древо жизни» «питает» весь организм здоровьем.
«Сэнсэй. Исконный Шамбалы» А. Новых
В скандинавской мифологии из тела Имира (великана, первого живого существа) Боги создают мир, Иггдраси́ль
— Мировое дерево (дерево жизни) — исполинский ясень (или тис), а из деревьев тела людей. Получается такой круговорот творения материи.
Иггдраси́ль
Скандинавские мифы
Боги устраивают из тела Имира землю. Решили боги, что Имир после смерти должен послужить им, как прежде все служили ему. Взяли и бросили его останки в самую глубь Мировой бездны. И там, в этой глуби, сделали землю: из плоти (мягких частей тела) — равнины и долы, из волос — лес, из костей — скалы, из зубов — разные валуны и камни.
Любовно огладили они Землю снаружи — стала она округлая. И такая получилась ладная, красивая, нежная, что старший из богов - Один - сразу ее полюбил.
Аск и Эмбла. Достроили братья-боги Митгард и решили посмотреть на него со стороны моря-океана. Полюбовались своей работой, да так и пошли берегом. Идут, рассуждают, из чего же лучше всего людей сделать. И видят, растут два стройных, зеленых дерева: одно — побольше и помощней, другое — потоньше, потрепетней. «Вот из них-то мы и сделаем мужчину и женщину», — хором сказали братья, — и пусть обликом они будут схожи с нами; мы будем их защищать, с ними дружить, научим всему, что нужно знать на земле».
Младший из богов сделал два туловища, потом головы, глаза, уши, рты, раскрасил щеки румянцем, согрел кожу теплом; старший вдохнул в них жизнь и душу; средний научил ходить и думать. Ветрено и холодно было на берегу — дали им одежду. И назвали мужчину Аском-Ясенем, а женщину Эмблой-Ивой, чтобы помнили они, из чего сотворили их боги. Привели Аска и Эмблу в Митгард и сказали: «Здесь и живите». Зажили люди; пошли дети, и скоро вся Срединная страна была заселена. С тех пор при случае стали называть мужчину «Ясенем», «Кленом», «Крепким деревом», а женщину «Ивой», «Рощицей», «Дарительницей».
Свежие комментарии