На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 475 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Какая же он меченая МРАЗЬКак ломали Советс...
  • Юрий Ильинов
    Пентагон признал, что десятилетиями распространял дезинформацию об НЛО Американские военные признались, что сфабрико...Спутниковые снимк...
  • Юрий Ильинов
    Германия в прямом смысле разваливается Несколько тысяч немецких мостов требуют срочной реконструкции. Также необходи...Катя Лель рассказ...

Вторжение Батыя: крепость «Русь», которой она не являлась...

Вторжение Батыя: крепость «Русь», которой она не являлась...

Источников исторических в теме штурма крепостей Руси — маловато. Но их вполне достаточно, чтобы понять, как именно монголы умудрились почти всю отечественную фортификацию одолеть. Слово «почти» не зря выделено, поскольку доподлинно известно о (минимум) двух орешках, которые оказались не по зубам захватчикам.

Прошлой статьей постарался обобщить тот богатый опыт осадных технологий и средств, который монголы приобрели, начиная с 1209 года. Арсенал приемов был богат: собственный степной, тангутский, уйгурский, киданьский, чжурчжэнский, хорезмийский, булгарский. И вот Русь… Привыкшая встречать Степь в чистом поле, при неравенстве сил — отсиживаться за стенами своих городов.

Но пришел совсем другой враг. Не вольный кочевник. Гордый всадник, не знающий с какой стороны у лопаты штык. Этот степняк ведал, что такое «торсионный тип» катапульты и «порок» с пращей. Метающий стокилограммовые булыганы за двести метров. Так называемые «татары» Батыя, в отличие от половцев и печенегов, имели лучшие средства для взятия городов и укреплений. Мало того, обладали проверенной годами системой их применения.

Осадный корпус, находившийся в распоряжении Субэдея-багатура, был хорошенько обкатан. Представлял из себя дисциплинированную машину из инженерных и артиллерийских подразделений. Им командовали технически грамотные специалисты и командиры, умевшие весь этот арсенал эффективно применять. Думается, они уже скептически кривились, сокрушая города Волжской Булгарии годом ранее.

Когда открылись проходы в ее сердце, была прорвана с трех сторон ландшафтная стратегическая оборона из валов, засек, рек и каналов… Парализована была секторальная оборона, нейтрализованы и разгромлены подвижные конные соединения поддержки.

В течении года осадный корпус, при поддержке кавалерийских туменов Субэдея, взял все деревянные крепости булгар:

«Обратившись к западу, [татары] в течение одного года или немного большего [срока] завладели пятью величайшими языческими царствами: Сасцией, Фулгарией, взяли также 60 весьма укрепленных замков, столь людных, что из одного могло выйти пятьдесят тысяч вооруженных воинов». (Из отчета монаха Юлиана Папе Римскому).

Булгарские и русские крепости

были однотипны. За исключением некоторых главных городов, имели деревянно-земляные типы укреплений. Из камня фортеции были, если не ошибаюсь: в бывшей резиденции Андрея Боголюбского (Боголюбово), Великом Новгороде и Пскове. Да, каменные ворота и какие-то башни стольного града Владимира-на-Клязьме. Остальное же — типичное и многовековое «русское военное зодчество», так научно называется.

Оно было хитроумным, полностью отвечало всем требованиям геополитического расположения Руси. Города и крепостицы ставились на высоких берегах рек. В виде округлого городища с валом и рвом. Ключевые — имели детинец-цитадель в виде башни или мини-крепости. Обязательными были рвы глубиной до 4 метров иногда. Насыпные валы опирались на деревянные срубы и клети, забитые глиной, землей, речной галькой.

Поверх ставились тыны-частоколы. Города обносились бревенчатой срубной стеной. Специальных, фланкирующих боевых башен русские городища не имели. Если были — то тесные, выдвигались вперед максимум на полтора метра. Боевые площадки для стрелков — «заборола», тоже были. Типовые, с брустверами по верху стен.

Устройство таких крепостей было обусловлено примитивными боевыми задачами, которые ставила перед Русью, — Степь. И малолюдные княжеские усобицы. Главное их назначение — спрятать сельское мирное население, при крайней необходимости выдержать первый натиск врага, не оснащенного осадными технологиями и машинами.

Как брали крепости

на Руси с X по XIII век? Любимым методом — «изгоном-изъездом». Внезапным нападением, с задачей овладеть воротами, продержаться до подхода основных сил. Уж какие только трюки, подлости, подкупы и хитрости тут не применялась… Если дело не выгорало, города брали «измором». С применением длительных осад. Летописные же штурмы городов Руси, «взятие на копье» — единичны.

А какое недоумение было... В первом упоминании о метательной машине, в Ипатьевской летописи (1184 г.). Русские знатно удивились, обнаружив у степняков-половцев агрегат, мечущий огненные стрелы. Изготовленный мусульманским мастером («бесурменом»). Орудие представляло собой гигантский самострел, который едва могли натянуть 50 человек.

Что такое осадная машинерия, русские знали. На северах — так точно, европцы показали. Впервые о наших камнеметах говорится при неудачной осаде тевтонского замка Гольм (1206 г.) князем Владимиром Полоцким. Перед самым монгольским нашествием Южная Русь тоже познакомилась арсеналом осадным. В 1234 году Чернигов выдержал тяжелую осаду войск Даниила Галицкого:

«Лют бо бе бой у Чернигова; оже и таран на нь поставша, меташа бо каменем полтора перестрела. А камень — якоже можа-ху 4 мужи силнии подъяти».

Несмотря на познания осадного дела других народов, к монгольскому нашествию Русь не обладала самым главным: систематическими навыками по применению технологий успешного штурма укреплений. Тем более — эффективному противодействию им. Если бы князья и города всерьез опасались штурмов — в обязательном порядке внесли бы изменения в «русское военное зодчество».

Свои тесные башенки для дюжины лучников — расширили бы, выдвинули на несколько метров вперед, обложили крепким камнем. Снарядили аркбаллистами и камнеметами. Это всё нужно, чтобы противодействовать тяжелым машинам осаждающих. С их эффективной дистанцией обстрела 150-200 метров. Тоже не проблема для монголов, но уже за 5-6 дней такой орешек не разгрызть. Слишком много земли придется перелопатить, инженерно подбираясь к таким укреплениям. Мёрзлой земли…

Как брались города русские монголами?

По-всякому. Часть пала — дипломатическими методами. Сами распахивали ворота. Кто уж там договаривался — церковный клир, золото купцов, клятвы на крови монголов или предатели, не суть. Дело десятое. Но главный аргумент русских гарнизонов — конные стремительные вылазки, поддержанные доспешной пехотой, — с первой же зимы 1237 года моментально перестали работать.

Только подойдя к Рязани, получив два отказа сдаться, монголы поставили вокруг крепости частоколы. Назначение их понятны, надеюсь.

«Тогда же иноплеменники поганые осадили Рязань и острогом оградили её».

То же самое произошло и у Торжка:

«Пришли беззаконные, и осадили Торжок, и окружили тыном весь, как иные города брали».

Еще во время окружения города частоколами (время-время!), трудолюбивый осадный корпус монгол выполнял попутно несколько операций: собирались осадные машины, инженерно готовились участки штурмов. Ров, ловушки и «волчьи ямы» — засыпать. Щиты для стрелков и баллист — связать, сколотить, поднять. Под прикрытие арбалетов и луков — начать расшатывать и колупать вал. Обустраивать площадки для малых метательных машин.

Тут возможно два способа: срезать часть вала, укрепляя окопы и площадки отражающими брустверами. Камни и бревна сверху ловить. Либо, как это было применено при штурме Владимира — насыпью «приметов». Созданием искусственного «топографического гребня» на уровне крепостной стены.

Неудачное расположение стрелковых башен русских «военных зодчих» не позволяло сосредоточить огонь на местах работ с нескольких сторон. Они, скорее всего, уже пылали в первые же часы осады. Подожженные китайской и хорезмийской пиротехникой. А чтобы народу не было скучно внутри укреплений — дюжину кувшинов с «нафтом» в день… вполне себе могли монголы позволить. Деревянному городу много не надо, чтобы панику «пожарную» поддерживать.

Да… еще. Большие «требюшеты» можно ставить не боясь. Ни один русский лук на дистанцию в 200 метров не стреляет. От малочисленных стрелометов достаточно защитить прислугу обычными бревнами, собранными в срубы-стены.

Вот как бы и всё. Дальше дело техники, дни штурма наступают. С нескольких направлений сразу, день и ночь, вахтовым методом. Тяжелая и бескровная работа. Расшатать и расщепить срубы крепостных стен камнями — не такое уж сложное дело, боеприпасы катапульт не колются о камень стен, часть скатывается обратно. «Заборола» стрелков снесены или горят. Вылазки массовые невозможны — всё перекрыто частоколами. Напротив ворот аркбаллисты и тройные наряды арбалетчиков с лучниками.

Подробно всё описано на примере штурма Владимира:

«Приступиша ко граду со все страны и начяша бити пороки по граду и внутри града, и сыпашася камение велие издалече… выбиша стену у Златых врат, такоже и от Лыбеди у Орининых врат и у Медяных, такоже от Клязмы, у Воложьских врат, и прочее весь град разбиша, и внутрь камением насыпаша».

Трудности осадные

на Руси у непобедимых монголов тоже возникали, не нужно думать: всё щелкалось, как семечки. Да, крупные города брались, причем довольно быстро. Рязань отбивалась 6 дней, а Владимир — столько же. А вот Киев двумя годами позже стоял долго. Неспроста. Очень удачно расположен, на нескольких крутых холмах, горах фактически. Фортификация тоже была впечатляющей.

Особой крови при его осаде проливать не нужно. А вот пот — это «за здрасьте». Осадный корпус монгол трижды небо проклял, пока все инженерные работы до конца довёл. Подтащив на нужные дистанции «пороки» свои. Второй фактор долгой обороны — достаточное число опытных защитников. Явно осведомленных об успешных штурмах на Северо-Восточной Руси. Принявших дополнительные оборонительные меры.

Осада Киева, по темпам Батыева нашествия, — была затяжной. Аж целый месяц топтались. Хотя по меркам войны средневековой — это почти мгновенный захват. Штурмовать город пришлось монголам. Дважды.

«Постави же Батыи порокы городу подле врат Лядьскых… пороком же бес престани бьющим день и нощь, выбиша стены и возиидоша горожаны на избыть стены и ту беаше видити лом копеиный и щет скепание, стрелы омрачиша свет».

Были и другие длительные осады на Руси. С неудачными штурмами. Помимо Киева долго отбивался маленький Торжок (две недели), сидел в осаде двухмесячной Козельск. Заставили умыться кровью Райковец, Шумск, Стожск и Колодяжин, сторожевые небольшие крепостицы. Последний вообще пал только после предательства:

«Приде к городу Колодяжну и постави порока 12 и не може разбити стены, и начат перемолвливати люди. Они же послушавше злого света его, передашася и сами избити быша».

А Данилов и Кременец монголы даже не пытались штурмовать. Как и все выше перечисленные крепости — они стояли на очень крутых холмах или горах, склоны под 50 градусов были политы водой и заледенели. Монголы:

«Видив же Кремянець и град Данилов, яко невозможно прияти ему, и отъиде от них».

Причина? Самые тяжелые камнеметы не способны были забрасывать камни от подошвы таких круч до ворот. Времени на сложные инженерные работы требовалось много. Прибарахлиться внутри было откровенно нечем, военной ценности для разгромленной Южной Руси крепостицы уже не представляли. Почесали в затылке монгольские инженеры, огласили сроки подготовки штурма…

И пошла Орда дальше, оставив несколько блокирующих отрядов подле этих «орешков». Вот что значит правильное использование особенностей местности. И когда монголы не способны действовать по своему осадному шаблону. Не имеют десятков тысяч рук дармового «хашара», чтобы ландшафты менять.

Славой бессмертной покрыли себя защитники сторожевых крепостей Райковец, Изяславль, Ярополч. Вряд ли долго, но до последнего бойца стояли. Археологи плакали, вскрыв картину полного истребления:

«Повсюду… скелеты непогребенных людей с перерубленными руками и ногами, с железными наконечниками стрел, воткнувшимися в кости. … вся площадь городища покрыта сотнями человеческих скелетов».

Козельск.

Боюсь быть обвиненным в малой толике патриотизма, но… Козельск был взят за три дня. Хоть просидел в осаде семь недель. Дело так было с этим «злым городом». Сперва монгольский отряд «изгона» совершил тактическую ошибку. Явно переоценил свои силы, полез на неподготовленный штурм. Умылся кровью.

Крепость очень удобная для обороны, стоит на крутом холме. Во время неудачного штурма там погиб кто-то из зятей чингизидов, летописи они известны как «сыны темничи». Вот за это нужно было наказывать. Монголы обложили город, вполне возможно — огребли в нескольких вылазках гарнизона.

Когда подошел вместе с Бату-ханом осадный корпус, инженерная подготовка и уничтожение Козельска заняли три дня. Беспримерный героизм 4 тысяч жителей — не подвергаю сомнению. Что бились храбро и до последнего — верю. А вот потери монголов в 4 тысячи павших нукеров — подвергну крепкому сомнению. Уж извините. Там было две-три сотни ратников (больше даже теоретически не могло быть). Берутся такие «орешки» только неимоверной грязной работой. Землекопов и инженеров. Воины на почти готовое приходят. В пылающий, полностью раздавленный городок. Где найти не израненного и не обожженного защитника — еще тот труд.

Знаменитый монгольский «хашар» на Руси не был замечен. Летописи непременно бы вой до небес подняли, случись такое. Про «восстание» русских пленных во время обороны Торжка даже не пишите в комментариях. Знаком с этой фантасмагорической темой, ага. Чушь полная.

Так почему русского «хашара» не было? Версий несколько готов выдвинуть. Обосную собственную точку зрения отдельной статьей, но некоторые вводные готов дать. Для интересного (надеюсь) толковища в комментариях.

  • Социальное устройство Руси XIII века не могло поставить такое количество «простолюдинов и черни», понимающей иерархию феодального общества с тотальным принуждением и подавлением личности, целых сословий. Народ на Руси был полностью и бесповоротно свободный (экономические факторы зависимости — незначительны).

Князья со своими дружинами разрешения пока у городов спрашивали, можно ли тут пожить. Выгонялись за злоупотребления, по приговору народного веча. «Социальный договор» был пока равновесен на Руси, особенно на северо-востоке. Как заставить лично свободного человека (за несколько дней) стать податливой и дисциплинированной плотью «хашара» — расскажите, очень интересно. Таких в одном месте собирать … больше трех опасно.

  • Зимой, в снежной бескрайней лесостепи (или подобии тайги), облавы и загоны пленников — трудновыполнимая задача. Отнимает уйму времени, личного состава, лютый головняк для логистов. Плотностью населения эта проблема называется. Плюсуем малочисленность городов. Их резня в случае сопротивления. Сдавшиеся трогать, оттуда народец силком гнать? Нельзя, слово ханское дадено нерушимое. Оттудова продукты возят, фураж лошадкам, раненых выхаживают. Нарушишь раз слово — лови народно-освободительное в полный рост. Со всеми партизанскими прелестями зимнего леса.
  • Избирательность штурмов и осад. Тут тоже геополитический расклад торчит, как шерсть из драного тулупа. Монголы пришли не завоевывать. А принудить к федеративному союзу. Дать шанс верхушке русского общества (князьям и церкви) — наконец поставить вольный народец Руси под спуд законов «правильного феодального общества». Получить провинцию пограничную. Боевитую и сильную. Но покорную. Где каждый знает свой шесток, платит кучу налогов и не чирикает про права вольного человека. Получилось, кстати. Пусть не сразу. Через большую кровь, чем во время нашествия Бату-хана.

Есть еще ряд очевидных факторов, надеюсь почитать в комментариях.

Выводы.

Ответом же на заголовок готов сказать: срединная Русь, в фортификационном своем развитии — крепко отстала от Востока и Запада. Не сталкивалась с планомерными «глухими» осадами, инженерными войсками, артиллерией. Таким многолюдьем трудоспособным под стенами своих городов. Русь позволила протаскивать монголам громоздкие инженерные парки машин через свои земли беспрепятственно, не вела «национальной» тотальной войны (эпизод с Евпатием Коловратом, если и был — тому подтверждение). Те крепостицы, что могли стать непреодолимой стеной, были малочисленны и скудны гарнизонами (сотня ратников максимум). Блокировались легко, угрозы нашествию не представляли. Привычная русская тактика поддержки осажденных городов извне — была пресечена монголами на корню. Кого разгромили в чистом поле, остальные князья — затаились, перекинулись, сбежали. Не пришли на помощь. Вот и весь рупь ... до медной копейки.

 -

Осадный корпус монголов перед вторжением на Русь…

Материала много, без предисловий долгих поскачем. Итак, в течении почти двух недель канал подробно знакомил взыскательного Читателя с развитием и становлением осадного дела у монголов Чингисхана. Наивысшей точки оно достигло… думаю, в Хорезме. Всё, что лучшее могла придумать и предложить Евразия, — адепты «ходьбы к крайнему морю» получили. Мало того — как-то чудесно освоили, грамотно распорядились. Машинерия всех типов (китайская и мусульманская), технологии осад — были в распоряжении специального рода войск. Осадного корпуса.

Что из себя представляла армия в момент смерти Чингисхана (1227 г.) — пожалуйста, даю свою версию. Корпуса лучшей кавалерии Великой Степи, воинское сословие многих народов и племен. Были разделенные на тумены, прекрасно экипированы и мотивированы. О социальном и этническом составе поговорим отдельно. Там много интересного найдут для себя любители хромосом, ниспровергатели нашествия и прочие альтернативщики. Терпение, амигос.

Но эти чудо-кавалеристы имели один существенный изъян — они не умели (и не хотели) брать крепости. Невместно гордому воину махать лопатой, подтаскивать камни, рыть подкопы и колупать стены вручную. Их тактический уровень в осадном ремесле — небольшие укрепленные военные лагеря, «изгоны», быстрые захваты спящих мирных городов. В больших штурмах можно красиво въехать в проломы, прикрыть меткими стрелами копошащихся саперов-инженеров, немного пешком прогуляться до выломанных ворот. В городских сшибках удаль и мастерство продемонстрировать. Стихия родная кавалериста — чистое поле, маневр, стойкость и хитрость.

Поэтому для успешного покорения государств Чингисхан завел специальный род войск. Не меньшим числом, чем его любимые степные рыцари. Осадный корпус и инженерные части были многочисленными, специализированными, обладали высочайшей дисциплиной. Было за что поработать и повоевать бывшему простолюдину. Пробиться (через несколько ступеней) на верхушку социальной пирамиды сословного общества Средневековья.

Эти части, по большей части, могли представлять собой интернациональную солянку из населения оседлых народов-государств. С критериями отбора — сообразительность, физическая сила и выносливость. Обучаемость и полное подчинение командному составу. Этажом выше располагались регулярные воинские подразделения — технические части.

Это уже грамотные «умники-инженеры» всех направлений, мастера, катапультеры, обслуга другой сложной машинерии, понтонеры и моряки. Тоже компот из самых разных наций — от уйгуров до мусульман. И… глупо считать, что выходцы из монгольских племен там не присутствовали. Тангутская кампания показала, что дарлекин и нирун так же оказались способными к обучению осадному сложному делу. На всех уровнях, вплоть до высших командных должностей.

Соратник Чингисхана — монгол Аньмухай — тому хороший пример. Именно он первым стал просвещать Великого Хана о пользе и необходимости камнеметных частей, создания на их основе регулярного осадного войска. Своё детище получил в полное распоряжение, развил и поставил на поток обучение обслуги именно этого рода войск. Золотую пайцзу на шею заслужил. Под закат жизни стал главнокомандующим всеми камнеметчиками Империи. Получил титул «учитель военного искусства». Обладал правом распоряжаться корпусами самых видных военачальников монгол во время осад. Когда умер, оставил после себя сына Тэмутара. В той же должности он продолжил дело отца.

Как результат, в сжатые сроки (за десятилетие) военное государство монголов получило широчайшую линейку инженерных и артиллерийских частей. Мало того, монголы хорошо вникли в профессию. Их контроль за десятками тысяч личного интернационального состава был налажен эффективно.

Откуда все

это аффтор взял? Не выдумал. На основании одного любопытного факта и кучи поддерживающих описаний. В китайской хронике «Юань Ши» есть показательный эпизод. Читаем в понятной обработке:

«Сюэ Талахай… носил на поясе пайцзу с тигриной головой в качестве главнокомандующего над войском из камнеметчиков и моряков, а также мастерами из всех иноземных народов, с правом полномочно вести дела».

Сюэ Талахай — чжурчжень по национальности, добровольно перешел на сторону Чингисхана, привел 300 человек инженеров и камнеметчиков. Великий полководец, если хотите, — маршал Монгольской Империи, главнокомандующий всем инженерно-осадным парком машин и флота. В его ведении находились мастера и ремесленники (не китайцы, особо оговорено было) для поддержания в исправном состоянии парка машин тысяч укреплений: от предгорий Кавказа — до восточного участка Великой Китайской Стены. Участвовал во всех походах Чингисхана и его преемника Угэдея. Чтобы совсем было понятно — обладал сей муж пайцзой с тигриной головой.

На ней писано: «Указ пожалованного Небом императора Чингиса. Должен вести дела по усмотрению!». Не «может» — «должен». Ее имели только несколько сановников самого высокого ранга (Субэдей, Елюй Чуцай) и члены семьи Великого Хана. Неповиновение приказу обладателя этой золотой дощечки — неминуемая смерть, в любой должности. Вот и думаем, каким статусом пользовались инженерные войска Империи...

Самый главный вопрос,

которым мучает Читатель комментарии под любой статьей, касающейся военного дела монголов. Куда и зачем нукеры Чингисхана угоняли многие тысячи пленных мастеров и ремесленников? Где эти наукограды и мегаполисы промышленные в Степи? Ответ простецкий: они поступали в распоряжение Сюэ Талахая. Распределялись по бесчисленным городам, крепостям, замкам и даже полевым туменам.

С наказом собирать, строить, восстанавливать осадные парки поверженных городов и сдавшихся крепостей. Откуда сначала выгребалось для нужд войны всё подчистую. Чтобы восстановить это расходное снаряжение, наладить его производство потоком — нужна была целая военно-техническая отрасль.

Мастеровым пришлось (под началом опытных инженеров) строить машины, обучать прислугу, становиться технической службой при артиллеристах-камнеметчиках. Зарабатывать «билет домой» честной службой. Это называется специализация и разделение труда. Давняя китайская придумка. Создание специальных артиллерийских подразделений, на основе армейских военно-технических формирований. В Китае это было строжайше регламентировано, к примеру.

С обязательными и длительными смотрами в специализированных лагерях (с участием Императоров, кстати). С четким разделением на «мастеров» и собственно — «артиллеристов». Первые отвечали бедовой головушкой за качество изделия. Военный командир орудия — за правильную эксплуатацию и уровень подготовки личного состава. Было прописано правилами той же империи Сун. Подхвачено киданями и чжурчжэнами. А когда появились государственные мануфактуры по массовому производству осадного и полевого парка машин, процесс стандартизировали. Во всех мелочах.

Каждый элемент стрелометов-катапульт имел клеймо мастера, как гарантию качества. Детали могли привозить куда угодно, хоть в чисто поле. Они попадали в руки специально обученного расчета, каждый имел свое воинское звание. Благодаря этому, функции части артиллеристов (пао-шоу, ну-шоу) ограничивались только сборкой орудий на местах сражений и стрельбой из них.

Остальной технический «головняк» солдатам был не нужен. В стихотворной форме заучивались правила эксплуатации, в такой высокой поэтической форме проводились сборки-разборки машинерии. Таблицы стрельбы прочно сидели в башке командиров расчетов простыми, легко запоминающимися четверостишиями. Почитайте воинские трактаты китайцев, узнайте у востоковедов, насколько большинство из них поэтичны. Про маньчжурскую династию, где все древние воинские Уставы восстановлены были в стихах … как-нибудь расскажу.

Чтобы проводить текущие и сложные регламентные работы, в каждом полку осадных машин были собственные мастера. Как военные, так и гражданские по найму или мобилизации. И это… XI век. Как думаете, монголы эту практику себе не взяли в оборот? Судя по их успехам — еще как. Даже творчески доработали пытливым умом.

Стандартные и стереотипные осады.

Вот что начали демонстрировать осадные корпуса Чингисхана и Угэдея. И остальных чингизидов. Что стало обязательным элементом? Постараться как можно стремительнее упасть на головы защитников, взять крепости «изгоном». Этому должна предшествовать тщательная разведка (стратегическая и тактическая), сложная система кавалерийских «завес». Чтобы не предупредили горожан истошным криком беглецы из какой-нибудь деревни. Часто срабатывало. Даже в Европах.

Второе. Обезопасить свой осадный корпус от вылазок гарнизона. Монголы, не то начитались античной военной литературы времен древнего Рима. Не то лиха хлебнули с частыми прорывами кипчаков и хорезмийской конницы из осажденных городов и крепостей. Но завели такое обязательное правило в уставах. Строительство частокола или высокого вала для плотной блокады стен и укреплений. Ан-Насави, очевидец хорезмийских событий, так это описывает:

«Крепость была хорошо защищена… Татары окружили ее и, как обычно при осаде подобных крепостей, возвели вокруг нее стену».

Дальше читаем, уже про осаду крепости Илал:

«Крепость Илал находилась в осаде в течение четырех месяцев. Вокруг нее татары возвели стены и устроили в них ворота, которые запирались ночью и открывались днем. Таков их обычай при осаде неприступных крепостей».

Один из пяти монгольских главнокомандующих «камнеметчиками» (осадными корпусами), знаменитый Урянхатай, в китайской Хронике «Юань ши» действует так же, за тысячи миль от Хорезма:

«Урянхатай отдельными частями войска вошел в Чаханьчжан, заблокировал бай-мань (племя горцев, — авт.) в одном месте, установив частоколы».

Сей трюк, помимо явного военного назначения, имел мощное психологическое воздействие на гарнизоны и обитателей городов. И был очень хитрым. Сначала отправлялись послы. Самого низкого ранга, иногда их роль выполняли простые сотники. Предлагали сдаться. Если город или крепость отказывали в таком счастье захватчикам — через несколько дней к городу подходила кавалерия. Сплошными завесами окружала город, начинала сгонять сотнями и тысячами «хашар» из мирного люда:

«На укрепленные замки монголы не нападают, а сначала опустошают всю страну и грабят народ. Только потом они гонят захваченных пленных осаждать собственные крепости».

Под стенами появляется обсервационный корпус. Молча и деловито обустраивает лагерь, начинает демонстративно проводить подготовительные мероприятия. Конница постоянно сгоняет «хашар», темпы работ кратно возрастают. Опять отправляются послы: «Что надумали?». Если ответ отрицательный, решения могут приниматься разные. Осада длительная или штурм с масштабной предварительной подготовкой.

Как рабочий вариант, пока все работы подготовительные не были окончены, монголы пробовали выманить гарнизон в поле. Древняя, как сам мир, уловка срабатывала. В Китае, Хорезме, Венгрии. Так был обескровлен гарнизон Самарканда в 1220 году. Ибн ал-Асир это описывал:

«Сразились с ними пешие (защитники) вне города; татары не переставали отступать, а жители городские преследовали, надеясь одолеть их. Но неверные успели устроить им засаду, выступили против них и стали между ними и между городом … Поял их меч со всех сторон, и не уцелел ни один из них, а погибли … как говорят, семьдесят тысяч» .

Если это не вразумляло — осажденные города окружались частоколами и защитными валами. Тоже непростая инженерная штука, особенно в исполнении монголов. Во время вылазок, накинув петли и веревки на такие частоколы… по сорок человек не могли их даже расшатать. Не то, чтобы уронить.

Когда осажденные запечатаны плотно, первые вылазки отбиты — появлялись новые послы. Уже высокого ранга, с улыбочками, четкими условиями капитуляции. С сожалением в голосе:… «Ну что, бедолаги… говорить будем? Или к предкам всерьез намерены отправится?».

Чаще всего…города открывали ворота. В крепостях было достаточно учёных и опытных людей, чтобы самым отбитым милитаристам прояснить назначение работ осаждающей стороны, время их завершения, невозможность им противостоять. Горькая участь взятых штурмом городов была известна повсеместно, тоже висела дамокловым мечом на слабодушными. Так что… как там современник событий говорил: «Большинство крепостей татары брали не мечом, а лестью». От выкупа тоже ни разу не отказывались, само собой.

Ну а самые упрямые

Их ждала незавидная участь. Можно посчитать по пальцам, сколько крепостей выдержали осады, отбили все штурмы. Подавляющее большинство крепостей монголы брали. Все источники это фиксируют: армии чингизидов обладали самым разнообразным, собственным осадным парком. Имели опыт в применении различных осадных технологий против хорошо укреплённых крепостей. Даже против считавшихся неприступными веками.

Личный состав был самой высокой выучки и технической грамотности. С каждым новым павшим государством осадный корпус пополнялся новыми спецами. Как итог, перед вторжением на Русь, Субедей-багатур имел за плечами боевой опыт четверти века. Непрерывной войны, сотни взятых городов, свыше семисот покоренных народов и племен. Отточенную лучшими умами Евразии — практическую технологию быстрой и эффективной осады. И в декабре 1237 году, разорив непокорный Булгар, — тумены монгол выкатились под стены воинственной и упрямой Рязани.

 -

Евпатий Коловрат. 11 января — сегодня его День! (обзор научных и фантастический данных)

Мало исторических дат помню полностью. Если с годом события зачастую полный порядок, то вот «число-месяц»… Мозг отказывается фиксировать напрочь. Явно не больше сотни вращается во внутричерепной оперативке. Но «11 января 1238 г.», почти три десятка лет — местечко в личном календаре почетное занимает, ага.

Потому как дружка армейского Глебушки днюха сегодня. С позывным «Рязань». Взят он был — в честь подвига былинного богатыря Евпатия Коловрата, похороненного именно в этот день 1238 года в Рязанском соборе. Тогда лично узнал столь точную дату, подивился глубокому историческому обоснованию. Товарищ капитан — с праздником, вечером в скайпе рюмашку обязательно опрокинем! За тебя, и за богатыря русского обязательно.

А теперь наука.

Писано-придумано о Евпатии всяко и много — не разгрести. Особенно после фантасмагоричного боевика отечественного… прям прорвало тырнеты, всяк отметиться в теме посчитал нужным. Отскребать будем этой статьей правду от кривды.

Итак, первоисточник исторический известен. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Он единственный, всё остальное — поздние сообщения, вписки и копипаст летописный, иной раз с изменениями серьезными. Пробежимся кратенько по содержанию, если кто не знает вдруг.

«Повесть» рассказывает о приходе «безбожного царя Батыя» на русскую землю. Разбив свои станы на реке Воронеж, захватчик отправляет посольство рязанскому князю с требованием дани. Тот обращается за помощью к Великому Владимирскому коллеге, созывает местный княжий совет, отправляет посольство к Батыю. С богатыми дарами.

В логово татар едет сын великого князя Юрия Ингваревича — Федор. Батый, прослышав о красоте его жены, требует ее себе в шатер для всяких непристойных упражнений. Само собой, диалог заканчивается казнью Федора, супруга князя Евпраксия бросается с сыном Иваном с высокого храма, узнав о горькой участи любимого.

Великий князь Юрий собирает рать и бьется с Батыем у границ рязанского княжества. Перебив несчетно полков татарских, потеряв Давида Муромского и казненного Олега Ингоревича «Красного», — уступает. Батый разоряет рязанскую землю, уходит во владимирские леса. На еще горячее пепелище стольного града возвращается наш герой, Евпатий Коловрат. Он отсутствовал в битвах по причине посольской миссии в Чернигов.

Собрав дружину в тысячу семьсот человек, настигает и нападает на татар. «Рубил их нещадно», что даже мечи притупились, и «брали русские воины татарские мечи и секли их нещадно». Захватчики берут в плен пятерых израненных русских ратников, Батый узнает от них имя храброго вожака рязанцев. Потом Евпатию удалось победить Христовлура, шурина самого Батыя, великого воина. Но и сам герой погибает, сраженный из камнеметных орудий. Завершается «Повесть…» рассказом о Ингваре Ингоревиче, вернувшимся из Чернигова в Рязанскую землю. И похвалой роду рязанских князей, с описанием восстановления Рязани.

В руках историков.

В обороте «Повесть о разорении Рязани Батыем» появилась благодаря Карамзину. Стала популярна в обществе, на нее постоянно стали ссылаться историки и исследователи, обращать внимание талантливые люди: писатели и поэты. Начинается всё в 1808 году, когда Державин пишет трагедию «Евпраксия», на ее основе создаются немалым числом песни, поэмы, рассказы и повести. В XX веке на этот сюжет написал стихотворение Есенин. Современная литература наиболее талантливо использовала образ русского героя в исполнении писателей Яна и Ряховского. Ну и само собой, любой школяр это имя знает, учебники истории рассказывают.

В научной среде шло другое толковище, спор о подлинности «Повести…» и реальности существования героев. Если кратко сказать о результате этих упражнений — ничего конкретного не предложу. Время создания великого и эпического труда — плясало. От исследователя к исследователю. Комарович и Кузьмин склонялись к датировке XVI век написания. Лихачев утверждал: это был конец XIII — начало XIV века. Если полистаем вузовские учебники — именно эта дата считается признанной академической наукой.

Это большая ошибка. Как уже часто случалось, патриотическая логика мышления не берет в анализ вроде бы «несущественные неточности». Она понятна. Какие сомнения в древнем появлении «Повести…»? Никаких. Тем более в такой щепетильной и болезненной теме, как монгольское нашествие. Легендарный памятник очень эмоционален, талантлив, снабжен многими завораживающими подробностями, которыми «твиттерные летописи» нас не балуют. От некоторых эпизодов кровь стынет, другими — восхищаешься искренне.

Поверхностный анализ, к тому же, наводит на вполне логичное умозаключение. Более поздние памятники древнерусской литературы: «Задонщина», «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» — имеют схожие строки текста, очевидно заимствованные из «Повести...». Значит авторами XIV-XV веков был известен этот труд. Может так. Но бывает иначе.

Проверка историчностью фактов.

Тут все грустно в «Повести…». Начинается с того, что автор не знает имен «младших» рязанский князей. Не указывает степень их родства, обязательный атрибут средневековой литературы и повествования. Князья Давид Муромский, Всеволод Пронский и Михаил Всеволодович не могли биться с татарами в 1237 году, они умерли до нашествия Батыя. Последний вообще назначен — как восстановивший после татар город Пронск. Олег Ингоревич «Красный» — не брат рязанского князя Юрия, его племянник. Не пал «под ножами татарскими». Эта страшная судьба постигла его сына Романа, через 33 года. Живехонек оказался рязанский епископ, не погиб внутри города — съехал предусмотрительно перед приходом татар.

Вопиющие ошибки автора заметны в назначении родоначальников рязанской княжей династии. Им названы: Святослав Ольгович и Игорь Святославич. Хотя в действительности — это Ярослав Святославич, изгнанный из Чернигова Всеволодом Ольговичем. А первый самостоятельный правитель княжества — Глеб Ростиславович, его внук. Использование титула «великий князь» применительно к Юрию Ингоревичу — тоже странно. Рязанские князья стали величаться «великими» только к концу XIV века. Оставляю за скобками фантастическую численность «дружины» Евпатия Коловрата в 1700 человек. Столько Киевский столоначальник не имел. Если только ополчение…

Литературная и филологическая экспертиза

«Повести…» очень научна и скучна будет, ограничусь только понятными широкой аудитории выводами.

  • Сходство фрагментов текста «Повести о разорении Рязани Батыем» с другими литературными памятниками конца XIV-XV века можно объяснить двояко. Во-первых, не исключено использование «штампов» в передаче определенных событий. Связь может работать в обе стороны: как с «Повести…» списать могли, так и наоборот.
  • Авторы «Задонщины» и «Повести…» не пользовались сочинениями друг друга. А вот «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву» — имеет текстуальные совпадения. Какой из памятников древнее — тоже сказать нельзя. А вот «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» послужило основой для некоторых фрагментов «Повести о разорении…». Подсчет дат включения всех этих произведений в летописный свод 1448 года прямо говорит: наш документ писан с использованием двух выше помянутых. К ним плюсуется и повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками в 1453 году.

Более сложная научная экспертиза, изучавшая «литературные конвои» «Повести…» в различных Сводах и Летописях, их датировки, описываемые события, комплексную хронологическую расстановку, позволяет утверждать: древнейшая редакция «Повести о разорении Рязани Батыем» написана после 1526 года. Но до 1530-го. Этот факт сразу ставит под сомнение уникальность подробностей, так глубоко берущих за душу читателя «Повести о разорении Рязани Батыем».

Хотя всё это просматривалось и ранее. Многие указывали на очевидные психологические моменты. Например, наполненный трагизмом пафос памятника прочно стоит на уверенности автора — в безусловной конечной победе над татарами. Такого в представлении книжника первых лет монгольского ига не могло быть в принципе. Это же касается многословности, церковной назидательности произведения. Так в XIII никто не писал, другие приемы в ходу были. А вот в XV-XVI веках, то да… Особенно перед падением Казани. Когда в ожидании этого великого события «Повесть…» и появилась.

Многим специалистам ХХ века тоже было очевидно: обилие молитв и призывов встать против «воевателей на веру христианскую», восприятие автором «Повести» противостояния русских и татар, как религиозной борьбы — не свойственно летописной традиции тринадцатого века. Национальный вопрос тогда вообще никак не проявлялся. Был весьма условен в сознании. Половцы — и половцы. Татары — и татары. Просто враги, безбожники и «поганые». Никаких культово-цивилизационных противостояний.

Собираем конструкт.

«Повесть…» была талантливо написана на основании рязанского сказания о Батыевом нашествии Новгородской первой летописи. Дополнена — местной легендой о князе Федоре, рассказом о гибели Олега «Красного», народным преданием об Евпатии Коловрате и плачем Ингваря Ингоревича. Использовались Своды 1448 года, их литературные памятники. А некоторые анахронизмы указывают, что могли включаться дополнительно какие-то отрывки летописные аж XII века.

Что это меняет? Ничего, если честно. Просто любопытство историческое. Жаль конечно, что действительно уникальных подробностей о монгольском нашествии там нет. Но литературоведы в восторге (как и читатели). Красочное описание подвига Евпатия Коловрата имеет, законченную в древнерусской литературе, эпичную запись Сказания о Богатыре.

Более красочной и драматической смерти пожелать Евпатию Коловрату не мог и поздний романист-баталист. Его поражают из осадных камнеметов. Насколько такое реально в полевом сражении — не берусь утверждать. Всяко могло быть. Но поскольку оцениваем пока литературный образ, в его историческом развитии — это пик былинного богатырства. Среди всех подобных образов XV-XVII веков — он наиболее правдоподобный. Что и привело впоследствии к бесполезным поискам реального прототипа.

Нагромождение версий и теорий не буду подробно препарировать. Ничего не найдем. Никого из реально существовавших прототипов. По законам былинного жанра богатыри всегда погибают в полном окружении врагов, обычно без свидетелей. Потому что одни только остаются, чтобы своей смертью подчеркнуть бессмертие общего дела. Но и на фантазийность героя «Повести…» я бы не уповал, как некоторые «ниспровергатели». Хотя слухи всегда приблизительны, но очень редко возникают на пустом месте. Чтобы стать коллективной народной памятью. Особенно во времена, когда мало кто умел читать.

Что видится вполне определенным. Кто-то, может и Евпатий, — был боярином или воеводой. Имел немалый отряд. Вполне мог быть послан в Чернигов. Но не за помощью. А — на помощь... Русь знала о готовящемся вторжение, ожидаемый удар все же … на южном направлении был логичен. Половцы и печенеги крайне редко на Залесье хаживали, с трудом эпизоды припоминаются. Вернувшись, боевитый воевода вполне мог настигнуть осадный корпус монголов (это к вопросу о камнеметах). Погибнуть, немало проредив захватчиков. Даже убив кого-то из знатных вельмож Батыя.

Самое поганое в мифотворчестве —

это упражнения неоязычников в памяти о Богатыре. Эти люди терзают приличную публику утверждениями о язычестве Евпатия. Обязательно указывая на отсутствие имени «Евпатий» в христианских Святцах. На то, что «коловрат» — это славянский языческий символ солнца. Что так биться самоотверженно способны были только свободные вои, Христа не ведавшие. Мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате» немного уделю времени, ага.

Во-первых, если брать самые древние источники — имени «Евпатий» там нет. Есть «Еупатий». Измененное греческое «Ипатий». В тех же источниках оно пишется как «Иупатий». Чаще всего поминалось в связи с Ипатием Гангрским, мучеником. Столь незначительное изменение гласных букв в церковной литературе — не просто обычное дело, считай — массовое. Если сравнивать киевскую и новгородскую традиции летописания — вообще в полный рост.

Вспоминаем заморское имя «Георгий», которое в традиции Руси сразу три варианта получило — Гюрга, Егор и Юрий. Два последних прижились и выжили среди славян. Торжественные похороны под спудом рязанского Собора — вот вам аргумент убойный. Других источников-то нет. И сама «Повесть…» недвусмысленно говорит, описывая эпизод с пленением пяти ратников Евпатия:

«Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата».

Дальше едем. Слово «коловрат». Появилось недавно совсем, описывало восьмилучевую свастику (авторскую) с рисунка польского художника Якубовского 1923 года. Наука не знает никаких «разновидностей свастики» под таким термином. И всяких «громовиков» со «светокругами» — тоже. Это придумки авторов славянского «фэнтези» из 90-ых годов прошлого века. И это не славянский символ. Куда более древний, знакомый абсолютно всем культурам мира. На костях мамонта такое царапали, на минуточку.

Даже в христианстве «свастика» есть. В виде «гамматического креста». Первые христиане в римских катакомбах такое рисовали. Им до X века украшали чаши, Евангелия, оклады, храмы. А почему Евпатия (Ипатия) народ прозвал «Коловратом» в своем рязанском предании — так то не к науке вопросы.

Понятно: слово состоит из двух смысловых составляющих. «Коло» (круг) и «врат» (вращение). Варианты расшифровки общеизвестны — это или «коловрат самострельный» (арбалет с вращательным механизмом взведения). Или — умение владеть двумя мечами, особо искусно ими вращать на показательных выступлениях. В бою бесполезный навык, но для барышень и развития запястий воина, координации — полезный. Так мог получить тоже прозвище Евпатий. Или знатный арбалетчик был, или публику удивлял мастерством мечника. Никакого язычества тут нет.

Вот и всё. Хоть день недели не урочный, а стопочку потяну малую. И вам того же желаю. В память о богатырях земли Русской. Правильная это память, не на пустом месте возникшая.

наверх