На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Друзья

10 456 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ed
    Фраза " личное решение" многое говорит об оперативных талантах остальных старших офицеров. Респект и уважуха  Апты Ал...Курская дуга, 31 ...
  • Юрий Ильинов
    Освобождение Шахтерского и Ясной Поляны, тяжелые бои под Курском. Ситуация на фронтах СВО к 1 ноября ВС РФ на южнодо...Курская дуга, 31 ...
  • Юрий Ильинов
    Запад настроен договориться на «ничью» в украинском конфликте – Лукашенко Президент Белоруссии высказался относитель...Нефть или БРИКС к...

Кбаль Спеан. Долина тысячи лингамов в Камбодже

https://artsgtu

Кбальспеан, Кбаль Спеан  — вырезанные на камнях русла реки Кбаль Спиен божества. Относится к ангкорскому периоду. Расположен на юго-западных склонах горного массива Кулен, в Камбодже, 25 км от главного комплекса Ангкор-Ват. Другие известные названия: «Долина тысячи Линг», «Тропа к реке Кбаль Спиен».

Кбаль Спеан

Кбаль Спеан

 

Лингам, также часто — линга — в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме, как поклонение лингаму (символу Шивы) и женскому символу «йони» (символу шакти (женской стороны) Шивы в различных её проявлениях — Парвати, Кали и других)

В качестве ритуальной скульптуры представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной, обычно поднимающийся из йони — основания в виде круга, реже в виде квадрата. По сторонам цилиндра могут быть изображены скульптурные образы богов.

Считается, что образ «линга-йони-мурти» символизирует собою неделимое единство мужского (Шива) и женского (шакти Шивы) начал, от соединения которых исходит жизнь

Божества как бы появляются из воды, символизирующей жидкий первичный хаос, из которого благодаря божественному провидению и вмешательства возникли все формы жизни.

Кхмерское искусство — Вишну отдыхает

Кхмерское искусство — Вишну отдыхает

 

3 основных мотива каменных резных фигурок, когда-то вырезанных отшельниками: несметные числа линг, которые покрывают поверхность скалы; линга в йогини и различные индусские мифологические мотивы, включая описания богов и животных.

Как полагали кхмеры, линги оплодотворяли и очищали воду Восточного Барая и орошали собою рисовые поля.

«Долина тысячи Линг» создавалась на протяжении полутора веков, за столетие до строительства гигантского храмового комплекса Ангкор-Ват, посвящённого индуистскому богу Вишну. Сооружение Кбаль Спеан было начато Королем Сурьяварманом I и закончено королем Удаядитьяварманом II.

На склонах горного массива Кулен протекает река Кбаль Спеан, с апреля по октябрь это место не выделяется ничем особенным, полноводная река наполнена влагой дождей. С момента прекращения сезона муссонов река преображается. В ноябре, когда уровень реки заметно падает, из воды на участке протяженностью 300 метров по руслу реки начинают появляться каменные резные фигурки индуистских богов — всего 1000 фигурок — линг — по количеству имен бога Шивы.

Лингамы

Лингамы

 

Фигурки индуистских богов почти два века вырезали из песчаника кхмеры — индуистские монахи-отшельники, упорству и трудолюбию которых можно только позавидовать. Вырезав 1000 линг, монахи создали подводный храм бога Шивы. Кхмеры верили, что божества, появляющиеся из воды, очищают и оплодотворяют воду реки, которую местные жители используют для орошения рисовых полей.

 

Работа была проведена колоссальная

Работа была проведена колоссальная

 

Ученые утверждают, что подводный храм Кбаль Спеан можно отнести к ангкорскому периоду, который охватывает 7 веков. Он начался в 802 году, когда Джаяварман II объявил себя королем-богом на горе Кулен и окончился в 1432 году, когда тайцы захватили Ангкор.

 

Кбаль Спеан

А этот участок находится чуть дальше. Надо пройти по течению реки

 

Впервые фигурки индуистских богов были замечены французским этнографом Жаном Боулбетом в конце 60-х годов прошлого века. Долгое время ученые не имели возможности исследовать «Долину тысячи линг» из-за гражданской войны в Камбодже. Храм Кбаль Спеан был недоступен для туристов до конца прошлого века, поскольку дороги к нему были заминированы, и посещать подводный храм было небезопасно.

 

Лакшми

Лакшми

 

В наше время многие исследователи объясняют появление индуистских божеств из воды реки Кбаль Спеан, как напоминание о первичном жидком хаосе, благодаря которому появилась на Земле жизнь.

 

Лингайони в виде мандалы

Лингайони в виде мандалы

 

В «Ригведе» часто упоминается сюжет о победе Индры (бога-воителя) над Вритрой (демоном хаоса). Этот космогонический миф задает всю структуру ведийской религии.

 

Кбаль Спеан

Скульптуры не только на дне реки, но и на камнях

 

«Ригведа» — собрание религиозных гимнов на ведийском языке, входящее в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как «Веды» — первый известный памятник индийской литературы. «Ригведа» была составлена, около 1700—1100 годов до н. э. и является одним из древнейших индо-иранских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире.

 

Линги повсюду

Линги повсюду!

 

 

Известный голландский учёный-индолог Францискус Бернардус Якобус Кёйпер трактует космогонический миф следующим образом:

 

В начале не было ничего, кроме первичных вод хаоса, по которым плавал холм, содержащий в себе всё Мироздание. Основным свойством этого холма была инертность, поэтому он и назывался вритра («сопротивление»). Индра пронзил первичный холм насквозь, сделав его неподвижным и обозначив, таким образом, Центр. Из расколотого холма вырывается жизнь в виде двух сил — воды и огня, а сам холм разрастается и становится землёй.

 

Кбаль Спеан полноводен в сезон дождей

Кбаль Спеан полноводен в сезон дождей

 

Вторая часть космогонического деяния Индры заключается в том, что он разъединил небо и землю, выступив в роли космического столба или Мирового древа. Старые боги, асуры, остаются в подземном мире, в котором сохраняются воды хаоса. В верхнем, небесном мире им на смену приходят молодые боги — дэвы.

Таким образом, творение мира заключается в разделении первичного хаоса на противоположности. Центральное положение между дэвами и асурами сохранял бог Вишну

 

Кбаль Спеан

 

 

Интересные факты о Кбаль Спеан

Кбаль Спеан – это магический источник воды для кхмеров. Вода – первичный хаос. И из нее вдруг появляются лики божеств. Вода течет, прыгает, и вдруг видишь чудо – вырезанную на дне реки или на берегу фигуру. Лингов здесь действительно целая тысяча. А лингайони образуют мандалу.
Вишну отдыхает на змее Ананте, рядом с ним Лакшми. Вишну плывет по космическим водам между исчезновением и появлением вселенных. При возрождении жизни из пупка Вишну появляется лотос, и Брахма, бог сотворения, начинает творить. Именно эта космогония воспроизведена отшельниками в русле ручья Кбаль Спеан.

Проходят века, а индуистские божества, появляясь каждый год из вод реки Кбаль Спеан, напоминают о первичном хаосе, из которого, согласно Ведизму, возникли все формы жизни на Земле.

 

Водопад

Водопад

 

 

 

Как добраться до Кбаль Спеан

 

GPS координаты 13° 42′ 30.1″ N, 104° 1′ 32.1″ E
13.708361, 104.025583

Как добраться От дороги отходит тропа, треккинг по которой длиной 1,5 км в гору займет около 40 минут в одну сторону

 

Мост у которого начинается трек к долине тысячи линг

Мост у которого начинается трек к долине тысячи линг

 

Восхождение к реке тысяче лингамов обычно занимает минут 40, а тропа длиной в 2 км. Хотя этот треккинг по джунглям Камбоджи не сложный, идти придется в горку. Но какое время года, какой сезон в Камбодже лучше выбрать для посещения Кбаль Спеан? Погода в Камбодже не самая привычная для европейский жителей, и потому лучше тщательно выбрать время для посещения страны.

 

Деревья обвивают камни как храмы Ангкора

Деревья обвивают камни как храмы Ангкора

 

В жаркий сезон с февраля по май – треккинг по реке Кбаль Спеан не сложный. Почва сухая и нет никаких препятствий, кроме жары. Надо не забыть о запасе воды, которую стоит взять с собой. А вот на вершине воды почти нет. Соответственно не увидишь и той магии, которая может перенести туриста в древние времена. Но с другой стороны, под водой не все скульптуры можно увидеть. А в жаркий сезон все как на ладони. И практически никого нет.

В сезон дождей с мая по ноябрь – нужно проявлять осторожность. Почва здесь грунтовая, после дождя дорога размыта. Хорошая новость в том, что теперь в самых сложных местах установлены деревянные лестницы, а прежде надо было карабкаться по мокрым камням, что рискованно без должной физической подготовки. Но теперь камбоджийцы исправили этот недостаток. Еще одна хорошая новость – по пути стоят беседки, где можно отдохнуть, попить воды, подкрепиться, если есть в этом необходимость.

Высокий сезон с ноября по январь – самое лучшее время для посещения. Тропа не размыта, а вода в источнике есть. Однако и толпы туристов тоже будут с вами на горе. Хотя это не такое популярное место по сравнению с храмами Ангкора. Но с развитием туризма в Китае и Корее, все больше путешественников прибывают из этих стран по одиночке и в организованных турах, что, конечно, сказывается на атмосфере.

 

Кбаль Спеан

Кбаль Спеан — одна из самых недооцененных достопримечательностей Сием Рипа

Картина дня

наверх