Эксперимент доктора Барбе: как был распят Христос
По заданию окружения папы Римского, французский хирург Барбе в 1931 году начал работу по изучению подлинности «туринской плащаницы». Для этого он прибивал к кресту нередко ещё живых людей (но чаще мёртвых, всего – не менее 14 человек).
Его американский коллега Цугибе доказал на живых людях тщетность опытов Барбе.
Об этих экспериментах пишет американская писательница Мэри Роуч в книге «Stiff: The Curious Lives of Human Cadavers»...
В 1931 году католический священник отец Армельяк - эмиссар папы Римского Пия XI, пришел к лучшим французским анатомам за советом. В портфеле была серия увеличенных фотографий Туринской плащаницы — льняного покрывала, в которое, как считают верующие, был завернут Иисус после снятия с креста. Аутентичность плащаницы тогда, как и сейчас, была под сомнением, поэтому церковники обратились к учёным с просьбой установить, соответствуют ли следы на плащанице анатомии и физиологии реального человека.
Доктор Пьер Барбе, достаточно известный хирург, пригласил отца Армельяка в свой кабинет в госпитале Сен-Жозеф и без промедления предложил для этой работы свою кандидатуру. В своей книге «Врач на Голгофе: Крестные страдания Господа нашего Исуса Христа глазами хирурга» (A Doctor at Calvary: The Passion of Our Lord Jesus Christ as Described by a Surgeon) он вспоминал следующее. «Я сказал, что имею большой опыт работы в области анатомии, которую преподавал длительное время. Тринадцать летя жил в непосредственном контакте с мёртвыми телами». Но в конечном выборы эмиссара папы Римского сыграла свою роль и набожность хирурга Барбе.
Через некоторое время после появления отца Армельяка доктора можно было застать в лаборатории за следующим занятием: он вбивал гвозди в ладони и стопы невысокого мертвого человека (одного из тех невостребованных мертвецов, которых передавали для изучения анатомии в парижскую анатомическую лабораторию), а затем распинал его на кресте собственного изготовления.
Барбе сосредоточил свое внимание на двух длинных «кровавых пятнах», исходящих из «отпечатка» оборотной стороны правой ладони. Два пятна выходили из одной точки, но дальше расходились под разными углами. Первый след, как он пишет, «косо идёт внутрь и вверх и достигает локтевого сгиба. Другой поток, более тонкий и извилистый, поднимается до локтя».
Барбе решил, что два потока возникли в результате того, что Исус пытался изменить положение своего тела: он приподнимался, а потом вновь провисал на руках. При этом струйки крови из раны от гвоздя могли течь двумя разными путями — в зависимости от положения тела. По версии Барбе, Христос делал это по той причине, что подвешенным за руки людям становится трудно выдыхать воздух, поэтому, двигаясь, он пытался избавиться от удушья. Затем, через какое-то время начинали болеть его раны на ногах, и он вновь оседал.
В подтверждение своей идеи Барбе приводил воспоминания о пытках, практиковавшихся в период Первой мировой войны, когда жертв подвешивали за руки, связанные вместе над головой. «Подвешивание за руки вызывало множество разного рода спазмов и судорог, — писал Барбе. — В конечном итоге затрагивались и дыхательные мышцы, и нарушалась выдыхательная функция. Приговорённый к смерти не мог освободить лёгкие и умирал от удушья».
Барбе использовал предполагаемые следы крови на плащанице для описания двух возможных позиций Исуса на кресте. По его расчётам, когда тело провисало, вытянутые руки образовывали со столбом креста угол 65 градусов. Когда тело поднималось, угол составлял 70 градусов. Барбе попытался проверить это с помощью одного из невостребованных трупов, доставленных в анатомическую лабораторию из одного городского госпиталя.
Барбе привез тело к себе в лабораторию и распял его на самодельном кресте. Затем он поставил крест в вертикальное положение и измерил угол, образующийся при полном провисании тела. Угол составил точно 65 градусов. Поскольку труп нельзя было заставить приподняться повыше, величина второго угла осталась непроверенной.
Идея Барбе заключала в себе противоречие анатомического характера. В те периоды, когда ноги Исуса ослабевали и он провисал на руках, гвозди должны были прорвать тело на ладонях. Барбе задался вопросом, не был ли Христос прибит к кресту не за ладони, а за запястья. Он решил провести эксперимент.
В этот раз, вместо того чтобы распять на кресте новое тело, он распял только что ампутированную руку. Барбе писал:
«Имея только что ампутированную по середину предплечья руку крепкого мужчины, я вбил в середину ладони гранёный гвоздь толщиной около одного сантиметра (гвозди Крестных страданий). Я аккуратно подвесил к локтю груз весом около 35 кг (половина веса тела средней комплекции мужчины ростом около 180 см). Спустя десять минут разрывы на руках удлинились. Затем я слегка качнул всю систему и увидел, что гвоздь внезапно ускорил свой путь в пространстве между головками пястных костей, разрывая кожу. Второе легкое встряхивание привело к разрыву оставшейся кожи».
В последующие недели Барбе использовал еще 12 ампутированных рук, пытаясь найти подходящее место на человеческом запястье, в которое можно было бы забить толстый гвоздь.
Наконец молоток Барбе нашел путь, который, как считал доктор, был точным местом прохождения гвоздя: так называемое пространство Дестота — щель размером с горошину между костями запястья. «В каждом случае, — писал Барбе, — острие само выбирает направление движения, как будто входит в воронку, и находит своё место». Как будто вмешательство свыше позволяет гвоздю найти свой путь. И эта точка находится абсолютно точно в том месте, где на плащанице виден отпечаток гвоздя. В том месте, о котором ни один человек на свете не имел представления…»
За три года эксперимента Барбе использовал 14 трупов и более 25 ампутированных рук и ног. Католическая церковь на основе выводов Барбе пришла к выводу, что «Туринская плащаница» - подлинный объект. Но эта вера папского двора прожила недолго.
В США появляется Фредерик Цугибе.
Цугибе — мрачный патологоанатом из Рокленда, штат Нью-Йорк, который проводит свое свободное время за изучением распятия и опровержением выводов Барбе.
Цугибе никто не давал задания доказать подлинность «Туринской плащаницы». Научная сторона распятия заинтересовала его пятьдесят лет назад, когда он изучал биологию, и кто-то предложил ему прочесть статью о медицинских аспектах распятия Христа. Физиологические доказательства в той статье показались ему неубедительными. «Так я заинтересовался этой темой и написал курсовую работу».
«Туринская плащаница», окажись она подлинной, могла бы стать для него источником информации о физиологической стороне распятия. «А затем я познакомился с работами Барбе. Вот это здорово, подумал я. Должно быть, действительно умный парень — двойной кровавый след». Цугибе начал проводить собственные исследования. Одна за другой теории Барбе разваливались на куски.
Подобно Барбе, Цугибе сколотил крест, который на протяжении сорока лет находился в его гараже в пригороде Нью-Йорка. Цугибе не использовал трупы, он привлекал к работе живых добровольцев, в общей сложности более 300 человек. Для своего первого исследования он собрал около 100 добровольцев из местной религиозной группы третьего ордена францисканцев. Сколько нужно заплатить человеку за то, чтобы его распять? Ничего. «Они сами готовы были заплатить мне, — писал Цугибе. — Каждый из них хотел быть распятым, чтобы испытать, что это такое». Цугибе использовал кожаные ремни, а не гвозди. Однако иногда Цугибе звонили люди, искавшие полного правдоподобия и просившие их живыми приколотить к кресту.
Первое, на что обратил внимание Цугибе, когда начал распинать людей на своем кресте, это то, что никто из них не задыхался, оставаясь на кресте даже на протяжении 45 минут. Он скептически относился к теории Барбе об удушье и к его рассказу о подвергавшихся пыткам людях, руки которых были подняты прямо над головой, а не разведены в сторону. Кроме того, он не заметил, чтобы висевшие на кресте люди пытались приподняться. Когда же он просил их это сделать, оказывалось, что это невозможно. «Абсолютно невозможно приподнять самого себя из этого положения, когда ноги прикреплены к кресту». Более того, двойной кровавый след был на внешней стороне руки, прижатой к кресту. Если бы Исус двигался вверх и вниз, сочившаяся из раны кровь размазывалась бы по руке, а не расщеплялась на два четко различимых потока.
Итак, чем можно объяснить этот двойной след на плащанице? Цугибе считает, что он появился после того, как тело Христа сняли с креста и обмыли. При обмывании образовавшийся сгусток крови был смыт, и небольшое количество крови вновь вытекло из раны и расщепилось на два ручейка, встретив на своем пути возвышение шиловидного отростка — выпуклость на запястье со стороны мизинца. Цугибе вспомнил, что видел такой кровавый след на руке человека, которого ранили из пистолета. Он проверил свою теорию, обмыв высохшую кровь с раны недавно привезенного в его лабораторию трупа, чтобы посмотреть, не вытечет ли еще небольшое количество крови. «Через несколько минут, — пишет он в статье в журнале Sindon, посвящённой изучению «Туринской плащаницы», — появился тонкий ручеек крови».
Затем Цугибе обратил внимание на грубую ошибку, допущенную Барбе при описании пространства Дестота, которое вовсе не расположено «точно в том месте, где на плащанице виден отпечаток гвоздя». Рана на обратной стороне руки, отпечатавшаяся на Туринской плащанице, располагается на запястье на стороне большого пальца, но в любом учебнике по анатомии можно прочесть, что пространство Дестота находится на запястье ближе к мизинцу, и именно в это место на запястьях своих трупов Барбе вбивал гвозди.
По теории Цугибе гвоздь вошел в ладонь Иисуса под углом и вышел с обратной стороны около запястья.
Теория Барбе была разрушена, и, следовательно, вновь была поставлена под сомнение подлинность «Туринской плащаницы». Но Цугибе не только не винил Барбе в том, что тот не в полной мере соблюдал «чистоту эксперимента». Напротив, в работе своего французского коллеги он видел положительное начало – использование трупов не только для выемки из них органов.
«Если и есть трупы, претендующие на звание святых, то это не Сполдинг Грей на кресте (американский актёр и писатель, мистифицировавший свою смерть), а именно эти полумёртвые люди с отключившимся мозгом и пока еще бьющимся сердцем — ежедневно поступающие в госпитали доноры человеческих органов» писал Цугибе
Причина этих строк американского врача: Барбе предпочитал брать для прибития к кресту людей в состоянии клинической смерти (пока у них не нарушено кровообращение – это повлияло бы на «чистоту эксперимента») и как минимум в 3-4 случаях – ещё живых, но неизлечимых раковых больных, отказавшихся бороться за жизнь.
=0=0=
Три НЛО над Мельбурном выстраивали фигуры в 2013 году
Видео снято 2 сентября 2013 года недалеко от города Мельбурн (Melbourne), Австралия (Australia). Съёмка велась поздно вечером, недалеко от побережья. В небе двигались три объекта, создавая фигуры, появляясь и исчезая. Через 1 минуту и 42 секунды после начала видео на одной из опор электропередач возникает сноп искр. Что это — короткое замыкание или воздействие НЛО — не понятно.
Месть египетских фараонов: правда или вымысел
О Египте и его сокровищах давно спорят ученые и археологи. Некоторые слагают настоящие легенды о пирамидах, Сфинксе и фараонах. Другие объясняют чудеса света с помощью физики и стараются обосновать их "чудо" с помощью науки.
Но одной из самых распространённых загадок Египта является "проклятье фараонов". Давайте разберемся, существует ли оно на самом деле или это удачно придуманный миф?
Загадочные смерти
Многие исследователи гробниц и просто люди, жаждущие найти в пирамидах сокровища, умирали при странных и трагических обстоятельствах.
Загадочные смерти берут начало в первой половине прошлого столетия — тогда, через полгода после вскрытия усыпальницы Тутанхамона один из ученых Джордж Карнарвон скончался. Его уход из жизни посчитали очень странным, и именно тогда появились первые слухи о существовании наказания фараонов. СМИ писали о том, что перед входом в гробницу Тутанхамона, археологи натыкались на специальную табличку, гласившую, что любого, кто потревожит сон фараона, ждет страшная смерть.
Однако, товарищи погибшего археолога не подтвердили информацию из газет. По их версии, за один день до смерти Карнарвона укусило насекомое, и именно его яд убил ученого.
Тем не менее, на этом история смертей не закончилась. Американец Мэйс, работавший в той же команде археологов, тоже в скором времени ушел из жизни. Перед смертью он много говорил о странном состоянии полного опустошения. Мэйс был одним из активных участников экспедиции, он занимался вскрытием стен гробницы.
В очень небольшой промежуток времени погибло много людей, связанных с этим проектом. Даже обычные туристы, приехавшие смотреть на уже вскрытую усыпальницу фараона, к сожалению, очень скоро умерли. Ими стали бизнесмен Вульф и ученый Говард Картер (хотя этот археолог ушел из жизни только через 16 лет после вскрытия саркофага, его смерть также считают возмездием древних правителей Египта).
Итак, кара фараонов — миф или реальность?
Известный писатель Артур Конан Дойл охотно верил в страшную легенду. Он много говорил о проклятье, а его мнение активно обсуждалось в газетах. Тогда один исследователь, занимавшийся медициной, решил найти научное объяснение таинственным смертям.
Он выяснил, что
почти все пирамиды изначально были заражены вирусом, который приводит к воспалению легких.
Возможно, именно он был причиной заболеваний посетителей. А недобросовестное лечение и жаркий климат Египта обострили болезнь и привели к скорой смерти бедных ученых.
=0=0=
Тайна железного человека
Боевые шагающие машины появились на страницах фантастических произведений сравнительно поздно - в середине XIX века, когда паровые и электрические механизмы прочно вошли в жизнь и уже не ассоциировались с чем-то невероятным.
Однако мимо шагающих гигантов не смог пройти Жюль Верн, в 1880-м воплотивший на страницах «Парового дома» огромных паровых слонов, а в 1897-м посадивший злобных марсиан на треножники.
Механизмы прерий
В конце XIX века на страницах литературных журналов весьма часто можно было встретить самых настоящих паровых людей - эдаких оживших Железных дровосеков. Первый подобный персонаж появился в старой доброй Англии, которая в те времена лидировала в торгово-промышленной сфере. Поэтому появление парового человека органично вплелось в жизнь литературных героев.
К этому изобретению Джонни вели повороты судьбы: мальчик, получивший в результате родовой травмы горб, рос весьма замкнутым. Его отец, блестящий конструктор, автор множества патентов, умер рано, но Джонни унаследовал его талант и часами мастерил самодвижущиеся игрушечные повозки, корабли и паровозы.
Когда изобретатель вышел из подросткового возраста и игрушки, пусть и самоходные, ему наскучили, мать внезапно предложила Джонни создать полноценного... человека, приводимого в движение силой пара. Брейнерд с энтузиазмом взялся за дело, и спустя много лет железный человек наконец был готов.
Вот как изобретение описывается в романе: «Этот могучий исполин был приблизительно трехметрового роста, ни одна лошадь не могла сравниться с ним: гигант с легкостью тянул фургон с пятерыми пассажирами. Там, где обычные люди носят шляпу, у Парового человека была труба дымохода, откуда валил густой черный дым.
У механического человека все, даже лицо, было сделано из железа, а тело его было окрашено в черный цвет. Экстраординарный механизм имел пару как бы испуганных глаз и огромный усмехающийся рот. В носу у него имелось приспособление, подобное свистку паровоза, через которое выходил пар. Там, где у человека находится грудь, у него был паровой котел с дверцей для подбрасывания поленьев.
Две его руки держали поршни, а подошвы массивных длинных ног, дабы предотвратить скольжение, покрывали острые шипы. В ранце на спине у него были клапаны, а на шее - вожжи, с помощью которых водитель управлял Паровым человеком, в то время как слева шел шнур, для контроля над свистком в носу. При благоприятных обстоятельствах Паровой человек был способен развивать очень высокую скорость».
Наш паровоз, вперед беги!
Впрочем, эту самую высокую скорость (30 миль, то есть около 48 километров, в час) негде было развивать: на проселочных дорогах повозка, ведомая Паровым человеком, быстро осталась бы без колес. Даже мощеные дороги представляли для нее серьезную угрозу.
Само устройство парового котла диктовало необходимость постоянно питать его топливом - дровами, которые, естественно, нужно было возить с собой либо каким-то образом находить по дороге. Проблема с водой стояла менее остро, но тем не менее в 1875 году изобретатель к своему детищу охладел и продал патент на механизм Фрэнку Риду-старшему, который и занялся его улучшением.
Успешно применив все наработки предшественника, Фрэнк всего за год построил машину, названную им Steam Man Mark II. Человек и, так сказать, паровоз стал выше (3,65 метра), получил фары вместо глаз, усиленную поршневую систему и более легкие сплавы в конструкции, что позволило развивать скорость до 50 миль (около 80 километров) в час.
Также «водителю» уже не надо было шуровать кочергой и очищать топку от золы - та сама вываливалась через специальные каналы в ногах машины.Однако над «паровыми людьми», видимо, витал какой-то рок - спустя некоторое время он надоел и Фрэнку Риду- старшему, который бросил все силы на конструирование электрических созданий.
Достать Steam Man Mark II из чулана Фрэнку пришлось лишь один раз: по слухам, в феврале 1876 года он при большом скоплении народа устроил гонки между своим железным бегуном и еще одним, Steam Man Mark III (судя по всему, конструкции собственного сына). Однако какая из моделей выиграла соревнование, не уточнялось.
Робот Первой мировой
27 ноября 1862 года стало еще одной поворотной страницей в судьбе существующих пока лишь на страницах романов «паровых людей». В этот день в Чикаго родился вполне реальный человек - будущий изобретатель подобной машины Арчи Кемпион. Как следует из его жизнеописания, смерть мужа сестры на войне (судя по всему, Гражданской) так травмировала мальчика, что он решил изобрести средство, которое позволило бы остановить любые вооруженные конфликты в мире. И вскоре ему представилась такая возможность.
В 1878 году Арчи устроился на работу в Чикагскую телефонную компанию и принялся, как губка, впитывать научно- технические знания. Спустя пять лет он уже имел множество патентов на различные технические приспособления: от створчатых трубопроводов до многоступенчатых электрических систем.
Некоторые из них нашли применение на гиганте «Вестингауз Электрик», и вскоре молодой человек благодаря регулярным отчислениям стал миллионером. Это наконец-то дало Арчи возможность приступить к работе над пресловутым средством предотвращения войн - в 1888 году он построил под Чикаго лабораторию. Средством в итоге оказался терминатор в стиле стимпанк - человекоподобный Boilerplate (от англ. boiler plate - «котельный лист», «толстолистовое железо»).
Кемпион создал его к Всемирной Колумбовской выставке в 1893 году, однако успехом на ней механизм почему-то не пользовался и год спустя с неясными целями отправился на паруснике в... Антарктиду. Однако до пингвинов судно не добралось, затертое льдами, поэтому робот возвратился на континент и наконец-то дождался того, для чего он и был создан, - испаноамериканской войны 1898 года. Изобретатель лично обратился к президенту Теодору Рузвельту с просьбой зачислить механического человека в армию добровольцем, что и было сделано.
Правда, войну участием в ней Boilerplate остановить не удалось, но он вышел из нее невредимым и в 1916 году принял участие в поимке мексиканского повстанца Панчо Вильи, во время которой попал... в плен. Вот как описывает этот эпизод очевидец Модесто Наварес: «Вдруг кто-то крикнул, что к северу от города захвачен в плен американский солдат. Его вели к гостинице, где разместился Панчо Вилья.
У меня была возможность убедиться лично, что более странного солдата я никогда не видел в своей жизни. Этот американец не был человеком вообще, поскольку он был полностью сделан из металла, а ростом превосходил всех солдат на целую голову. На плечах у него было закреплено одеяло, чтобы на расстоянии он выглядел так же, как обычный крестьянин.
Позже я узнал, что часовые пытались остановить металлическую фигуру огнем из винтовки, но пули были для этого гиганта подобны москитам. Вместо принятия ответных мер против нападавших этот солдат просто попросил отвести его к лидеру». Пропал Boilerplate, как и полагается герою: в 1918 году он ушел в немецкий тыл с секретным заданием и не вернулся. С тех пор механического гиганта никто не видел...
=0=0=
Северная война: шведские драбанты – гвардейцы короля
Драбанты были телохранителями шведских королей. Они прославились своей отчаянной храбростью при Густаве Адольфе и Карле XII.
Королевство Швеция: последняя дружина
Слово «драбант» или «трабант», корень которого восходит к латинскому, происходит из немецкого языка и означает «спутник», «приверженец». В Средние века трабантами называли почётную свиту монарха, выполнявшую функции телохранителей. В Новое время в европейских армиях драбанты состояли в качестве охраны при полководцах и старших офицерах, а более остальных прославились шведские драбанты — особый кавалерийский отряд, созданный для охраны особы короля и прославившийся своими подвигами на поле боя. В Швеции драбанты, задачей которых было «сопровождать высокую особу во всех церемониях и походах, стоять на страже у его изголовья…», появились в самом начале правления короля Густава I Васы в 1523 году. Много натерпевшись от датского короля Кристиана II, стремившегося объединить под своей властью три скандинавские монархии, Густав — в память о своих верных спутниках-дворянах — учредил специальное подразделение, призванное защищать особу короля. Первоначально драбантов насчитывалось всего 64 человека, при Карле IX, сыне основателя династии, их стало 200.
Первоначально драбантом мог стать только шведский дворянин. Хотя со временем принадлежность привилегированному сословию перестала быть обязательным условием, отбор в лейб-гвардию был исключительно строгим. Кандидат должен был быть изрядного роста — от 175 до 200 сантиметров, быть протестантом, знать грамоту, великолепно владеть палашом (позже — шпагой) и пистолетом, а также обязательно подтвердить свою безупречную репутацию и верность короне не менее чем двумя письменными рекомендациями от командиров. Офицеры, которым отдавалось предпочтение при зачислении в драбантские роты, мечтали служить в лейб-гвардии на рядовых должностях, немало среди гвардейцев было людей с университетским образованием, ещё больше — с родословной, уходящей вглубь веков. Впрочем, ни то ни другое не было гарантией зачисления в гвардию — отобранные кандидаты лично представлялись королю, который и решал их судьбу. Король знал каждого из своих драбантов и лично вёл их в бой во время сражения.
Гибель Густава Адольфа.
Рядовой лейб-драбант приравнивался к ротмистру (капитану) кавалерии, капрал — к подполковнику, капитан-лейтенант — к генерал-майору, так что служба в гвардии открывала отличные перспективы продвижения по карьерной лестнице в армии, но найти драбанта, согласного променять жизнь бок о бок с монархом на лагерную рутину, было решительно невозможно. Вооружение и мундир гвардейцев были под стать им самим. Знаменитые «драбантские шпаги» с золочёным эфесом, клинки которых достигали 96 см, изготавливались по особому образцу и подгонялись индивидуально. Кирасы (до 1702 года), два пистолета и карабин (до 1700 года) также были самого высокого качества. Цвет мундира был традиционным — синий с жёлтым, однако отличался обилием золотого тиснения, великолепием отделки и даже материалом. Ещё пышнее выглядел комплект обмундирования, в котором драбанты выходили во время официальных приёмов и придворных церемоний. Однако всё это не должно составить ложного впечатления о лейб-гвардейцах как о дворцовой страже, выполнявшей исключительно показательно-караульные функции: за время существования корпуса драбанты сотни раз отличились на поле боя, неоднократно спасая своего командира от верной смерти.
Густав Адольф: революционер, полководец, протестант
В правление Густава Адольфа, одного из самых прославленных монархов в истории Швеции, совершившего переворот в военном деле, драбанты постоянно сопровождают короля во всех его походах и начинаниях: во время похода в Россию и осады Пскова в 1615 году, во время череды войн с Речью Посполитой и, конечно же, в ходе экспедиции в Германию во время Тридцатилетней войны. Реформировав армию в совершенно новом духе, король не обошёл вниманием и своих телохранителей — при нём драбанты стали символом военного дела Швеции. Смелые и отчаянные рубаки, сражавшиеся бок о бок со своим командиром, где бы тот ни находился, они прекрасно зарекомендовали себя в борьбе с одной из самых совершенных военных машин того времени, однако уберечь своего сюзерена не смогли — в ноябре 1632 года при Лютцене «Снежный король» погиб во время кавалерийской атаки в самом начале сражения.
Драбант Карла XII в церемониальном облачении.
Карл XII, отец драбантов
Ещё большую чем при Густаве Адольфе известность драбанты приобрели в правление последнего великого шведского короля — Карла XII. Не понаслышке знакомый с военным делом, любивший и ценивший конницу и своих гвардейцев этот «последний викинг» довёл корпус драбантов до возможного тогда совершенства. При Карле гвардейцы окончательно переходят на бой холодным оружием — пистолеты использовались в крайнем случае в ближнем бою или на постах. Кроме того, король по возможности облегчает снаряжение, отменив кирасы, делает строй тяжёлой конницы ещё тоньше — отныне драбанты и кирасиры сражаются в двухшереножном строю. Спустя годы эта практика будет принята во всех европейских армиях и к началу Наполеоновских войн станет общеупотребительной. Специфическая драбантская шпага требовала от фехтовальщика большого искусства и отличных физических данных, а Карл XII отбирал в гвардию лучших, так что в руках телохранителей эта шпага была смертельным оружием. Для короля его драбанты были большой семьёй, настоящей дружиной: король даже издал специальный указ, запрещавший личному составу корпуса жениться, чтобы ничто не отвлекало его гвардейцев от ратных подвигов. Череда блестящих побед шведского оружия, которой отмечено начало XVIII века, была в том числе заслугой драбантов — гвардейцы участвовали в десятке крупных сражений Северной войны и по праву гордились своими заслугами на поле боя.
Капрал и рядовой корпуса драбантов.
Но вот наступила Полтавская битва, в которой королевские телохранители также приняли участие. К тому моменту число драбантов сократилось до 150, однако это были всё те же отважные и отчаянные рубаки. В день Полтавы гвардейцы атаковали русские позиции в составе правого фланга шведской армии. С королём они купались в лучах славы, с ним же снискали горечь поражения — во время сражения из строя выбыл каждый пятый драбант, а во время бегства Карла XII в Турцию телохранители не раз спасли жизнь своему венценосному командиру, не позволив русским всадникам захватить короля в плен. Под Полтавой закончился золотой век шведской державы, были растоптаны имперские амбиции Карла XII и завершилась славная история королевских спутников. Конечно, драбанты продолжили существовать и после Полтавы. Более того, в 1715 и 1718 году они были реорганизованы, но никогда более не достигали прежних высот. Отчасти преемниками драбантов стали русские кавалергарды, но это уже совсем другая история.
Источники
- Brzezinski R. The Army of Gustavus Adolphus 2: Cavalry London, 1999.
- Höglund L-E The Uniforms of The Swedish Army in the Great Northern War.
- Беспалов А. В. “Последняя дружина викингов” Корпус Лейб-драбантов Карла XII до 27 июня 1709 года.
- Брикс Г. История конницы М., 2001.
- Денисон Д. Т. История кавалерии М., 2014.
- Ефимов С. В. Черные всадники. Из истории западноевропейского рейтарского доспеха середины XVI — первой половины XVII веков.
- Марков М. И. История конницы Том 3 Тверь, 1887.
- Шаменков С. И. Мундир шведских офицеров периода Великой Северной войны // История военного дела: исследования и источники, 2014.
Свежие комментарии