Цивилизация Гипербореи: карлики-рудокопы и «чудь белоглазая»
Главный источник сведений о легендарной Гиперборее — карта фламандского картографа и географа XVI в. Герарда Меркатора, изданная в 1535 г. его сыном Рудольфом. Долгое время считалось… на гравюрах, наряду с реальными континентами и островами, нанесена мифическая древнегреческая Гиперборея. Уже тогда многие «морские волки» Англии и Голландии скептически кривили обветренные рожи: если и есть такое, то обозначение весьма условно. Не проверишь… льды кругом, на дальних подступах.
Сам Меркатор не называет полярный континент Гипербореей, ни тем более — Арктидой. В центре «полярного континента» обозначена «черная скала». В описании карты повествуется следующее:
«Океан между четырьмя островами врывается четырьмя проливами, по которым устремляется к Северному полюсу и там поглощается землей...».
Изложение не вполне соответствует тому, что изображено на карте. Полярный континент состоит из четырех частей. Или островов. От которых в сторону Евразии и Америки разбегаются дельты рек. О реке с устьем в Новой Земле говорится:
«Здесь река имеет пять рукавов, и вследствие узости и быстроты течения никогда не замерзает».
Река, устье которой повернуто к Гренландии, описана так:
«Здесь река разделяется на три русла и каждый год остается подо льдом три месяца».
Небывало лаконична информация о самих островах. Остров, обращенный к Гренландии, «самый лучший и самый здоровый на всем севере». Про тамошнее население — молчок. Ближайший к европцам остров никак не описан, но там живут:
«пигмеи, их рост около 4 футов и они называют жителей Гренландии скрелингерами».
На третьем острове, в северной его части «живут барги». О последнем, четвертом клочке суши — нет информации. Как об картографическом источнике, откуда Меркатор это всё выкопал. Удивительно (хотя нет, это склонность извечная к мистике), но карта подпитывает нездоровую фантазию сторонников существования Гипербореи. В мире от болезни почти избавились, но «диванная Россия» настойчиво продолжает примерять на себя венец прародины человечества, показывая озорную козу лопухнувшимся с Арктидой древним украм.
Маленькие человечки.
Именно этим займемся сегодня. Поскольку ваш покорный слуга вырос на дюжине сказок об «уральской белоглазой чуди», подземном, нелюдимом и странном народе. Куда более интересно было слушать, чем произведения Бажова. Рассказывали такие сказки все: тунгусы и марийцы, станичные деды и редкие в наших краях ненцы. Так и вырос… на фольклоре. Который, как говорят, — историческая память народа, ага.
Вполне может быть, даже Карамзин сухо заметил: «не только в Скандинавии, но и в России финны и чудь славились волшебством». Этот вывод был сделан историком на тьме сообщений древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях. Рассадником магии были финно-угорские народы, по большей части. Жавшиеся по Северам.
Да, такое было. Скажу больше, финские народы уточняли источники «волшебства». Их чародеи, по легендам, учились у подземных духов-карликов. А сами «карлики» давным-давно жили в в пещерах или под землёй. Древнейшие обитатели Севера, лапландцы (саамы, лопь, лопари) называли по-фински их — «огненноглазые haltia», по-лопарски — «сайвок». Из-за этой загадочной нечисти лапландцы стали кочевым народом, а когда-то жили оседло.
По легендам: когда в жилищах из оленьих шкур слышно, как под землёй забеспокоились подземные духи, собирай манатки, беги на все четыре стороны. Поскольку жилище закрыло вход в подземные обиталища этих маленьких существ. Если не уберешься вовремя, поймаешь много неприятностей.
Многие сказания Беломорья, Приладожья, Приуралья об ушедшей в землю «чуди белоглазой» — чуть не самые популярные. Местами действия часто бывают древние городища, крепостицы-фактории, могилы, урочища и пещеры. Новгородцы крестили «чудью» вообще все северные народы, аборигенов-инородцев, десятки народностей и этносов. Концов не найти, откуда именно пошли эти предания сказочные.
Русские предания
по теме имеют несколько «слоёв», самый толстый — о чуди, «ушедшей в землю». Она называлась «действительная чудь» или «загадочная». Пришла откуда-то с Севера. Когда пошла настойчивая и постоянная русская колонизация, то «чудь в землю ушла, под землёй пропала». Везде оставив после себя сопки и курганы. Всё точь-в-точь, как в сагах об обиталищах «сидов». Волшебных холмов ирландцев, населенных подземным народом карликов-лепреконов.
С курганами чуди связаны многие новгородские и ладожские легенды. Они светятся синим пламенем, из них доносятся звуки — вопли, завывания, постукивания, гул. В некоторых околоцерковных сказаниях говорится, что чудь пользовалась подземными ходами:
«Когда слух о святых Пахомии Конском и Антонии Сийском достиг чуди, то они убоялись и убежали в непроходимые леса. В лесах они понаделали себе, особенно в песчаном грунте, подземных ходов».
Описания чуди подозрительно непротиворечивы. Небольшого роста и «белоглазая», бельмастая… Большие белки глаз? Есть уточнения, это «был народ краснокожий». Спасаясь от мечей новгородцев и ушкуйников, малорослый народ перебрался на Новую Землю, «за Дышащее море». Умеет становиться полу-невидимым, «уходить в камень», оборачиваться лесным зверем. О том, что рыбаки видели «белоглазую чудь» на Новой Земле ещё «лет пятьдесят назад», говорит газета, напечатанная аж… в 1969 году.
Легенды о карликах есть у народа коми. Маленьких человечков здесь называют «чудь-дез», чуды. Они могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее. Зыряне знают Железного Свёкра (Корт-Айка), который пришел с новгородчины, но русским не был. Учил аборигенов ковать железо, но не преуспел.
Ученики от него в ужасе разбегались, когда у наковальни тот увлекался слишком. Тогда меркли солнце и луна, день превращался в ночь. Подробностей о росте Корт-Айка мало, противоречивы. То величайший из великанов, то могучий чародей. А чародеи у зырян — всё те же карлики подземных миров. Мог и обратиться… раз волшебник. Хоть в великана, ага.
Русские предания Урала и Сибири, которые лично застал, говорят: до прихода русских тут жила «чудь белоглазая». Занималась добычей золота и серебра в Урал-Камне. Верю, поскольку старые («до-строгановские») рудники золотые, серебряные и медные, называли «чудскими копями». По совету своих «вещих шаманов», их владельцы (перед приходом русских) зарылись в землю вместе со своими сокровищами, ушли в «чудские могилы-курганы».
По другим рассказам, князья западной уральской чуди прокопали подземные ходы. Там исчезли с домочадцами и золотишком. Но иногда выходят на божий свет, деревенские алкаши подтверждают и сегодня такое… Информация древняя, популярная.
«У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землёй людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший их страну раньше их и который после их прихода ушёл в землю и живёт ещё там». (академик Лепехин)
Ненцы
верят, что в их землях раньше жили «сииртя». Маленького роста люди, исчезнувшие по причине… многолюдства самих ненцев. «Насквозь в землю ушли». Здесь что-то проверить можно, поскольку ненецкие сказки очень подробны, многое там понятно. Их предки (народы самодийской языковой группы) начали освоение Западной Сибири восемь тысячелетий назад.
По дороге на Север встречали в самое разное время: с энцами («манту»), тунгусами («тунгос»), хантами и манси («хаби»), селькупами («тасым-хапи»), нганасанами («тавы») и … загадочным малорослым народом «сииртя». Если с первыми народностями нет вопросов, они реальны. То вот «сииртя» — непонятный этнос.
«Сииртя — это такой белый, как известь, человек, Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет».
С «сииртя» ненцы встретились на северном побережье Ямала. Странно как-то встретились. Более ранний фольклор пестрит противостояниями и даже войнами с другими племенами. А тут… ничего, только постоянный страх и удивление. Карлики-сииртя неуловимы, чем-то опасны небывало. Но на рожон не лезут, предпочитают становиться невидимками и исчезать. Чтобы через какое-то время «уйти в сопки», под землю. Там они провели какое-то время еще, ночами выгоняя на пастбища «земляных оленей», мамонтов.
Предания настолько живучи, что впечатались в названиях многих рек, сопок, урочищ. «Сииртя» из легенд очень богаты: только им известны самые обильные залежи серебра, меди, железа, свинца и олова. Они их добывают подземными методами, в своих огромных гротах греются перед синим неугасимым огнём.
Этнографы и фольклористы мертвой хваткой вцепились в ненцев в свое время. Разобрали по буквицам все легенды и сказки. Установили: там просматриваются два пласта «воспоминаний». Первый рассказывает о древнем населении тундры (юкагирах, скорее всего). Второй — о еще более древнем народе, очень похожем на «белоглазую чудь». Реальность многих сказаний настолько яркая, привязана к конкретным геолокациям… что в существование «сииртя» действительно поверили. Пытаются отыскать по сей день археологические следы.
Другие подземные карлики.
О, мировой фольклор ими под завязку набит. Предания о загадочных существах подземного мира особенно популярны у северных народов Еуропы. Сценарий их пропажи тоже одинаков: как приходят люди, те «уходят под землю». Само собой, диванные гиперборейцы это связывают… правильно, с наличием некой цивилизации, освоившей все побережья северных морей и Ледовитого Океана. В принципе, возразить нечего...
Самые древние кельты-ирландцы хранили образы «Туату де Даннан» (племена Богини Дану». Пришли те откуда-то с Севера, их родина для смертных недостижима. Владели пришельцы магией и чарами, появились после неизвестного катаклизма, «из дымных облаков». Поголовно были низкорослыми мудрецами, вечно молодыми, правили с помощью волшебства и наук. «Туату де Даннан» были изгнаны другим морским неведомым народом, последние из них ушли в подземный мир, «под счастливые холмы, чтобы жить вечно».
Британских острова тоже битком набиты подземными карликами, фольклористы не поймут никак, где германские корни легенд, где — кельтские. А что осталось от пиктов, про которых вообще толком не известно. Помимо этих якобы пиктских сказаний, легенды о карликах распространены по всей Британии. В Уэльсе популярны предания о гномах и эльфах — иногда их называют «чёрными» и «белыми» карликами. Если в Ирландию карлики явились как переселенцы, то скандинавы с ними, судя по всему жили бок о бок тысячелетиями, ага.
Карлики (древнеисландское «dvergar») были созданы богами «из Бримира крови и кости Блаина». Кто такие Бримир и Блаин — голову ученые сломали. Но появились «из камня земли, пришли через топь на поле песчаное». Само собой, жили под землёй, слыли несравненными мастерами в искусстве обращения с огнём и металлом, изготовлении волшебных вещей. Ковали оружие для богов.
Карлики скандинавских саг наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды. Одни — мирные и людей не трогают, другие — жуть как злобны (черные гномы). Лесные карлики — полные нейтралы. Неуклюжие, лохматые, в звериных шкурах, заняты сбором лекарственных растений, большие знатоки крепких медов и настоек, иногда исцеляют людей.
Эпос германцев не трогаю, он крайне полиморфен, образы древних легенд там сложно нащупать. Из достойного внимания только саги о нибелунгах. Это северные карлики (альбы), хранители горных сокровищ. Постепенно древний смысл имени этих существ, обитавших в подземном царстве, был утрачен. Авторами «Песни о Нибелунгах» был полностью искажен. Там они предстают могучими воинами.
Выводы
не буду делать, итак всё понятно. Из каких именно древних инстинктов и страхов родились «обитатели подземных миров». Древние жители Северной Европы, арктического Севера сталкивались с загадочным маленьким народом? Ага. Обладая вышеперечисленными магическими и технологическими преимуществами… те не оставили не единого следа. Кроме корявых мегалитов и каких-то потусторонних мест силы. Не смешите.
Теперь к географам стародавних времен. Да, они были убеждены в существовании крупных островов или даже материка в Северном Ледовитом океане. Меркатор это, как мог, отобразил на своей карте. Все может быть. Вон, трезвый (наверное) русский землепроходец Михаил Стадухин (1646 г.) подал якутскому воеводе Василию Пушкину «сказку»: к северу от устьев Оби, Енисея, Яны и Колымы в океане лежит «большая земля»:
«Камень, в море пояс, со снежными горами, падями, кручами и реками знатными».
Что именно за земля… никто не знает. А карлики… Это генетический материал, заложенный в нас. Пигмеи вам в анализ. Как под воздействием неблагоприятной среды рост в популяции может меняться. От маленького — до гигантского. В Еуропе сперва считали «карликами» — лопарей и ненцев. Ганзейские купцы привозили из Новгорода байки русских: по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи, «ростом не выше 3-летнего мальчика».
Финны называли лопарей «пигмеями севера». В XVI веке ненцев-самоедов изображали карликами. Когда убедились в обратном — поселили «пигмеев» еще дальше на Север, почти Крайний. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого (1567 г.) к северу от Норвегии нарисована Scriclinia. Страна карликов-скриклингов с надписью: «Hie Habitant Pygmei vulgo Scriclinger dicti»:
«Здесь обитают пигмеи, проще говоря, скриклинги».
Могли быть? По рассказам — косяками ходили карлики по миру. Но косточек не оставили. Хотя есть версия… Каких-то странных людей, «заклёпанных в скале» и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные собирать пушную дань «за Камень». Решение найдено! Вслед за фольклором нужно скалы колупать… товарищи гиперборейцы.
-
Волхвы древней Руси — не жрецы, не колдуны. Кто тогда?
Прежде чем мерить верстами Русь: от Киева, через Новгород да на остров Рюген прыгать… закопаемся в более дремучие времена. Нового Завета. Вспомним времена правления царя Ирода, которого крайне недолюбливал народец. Его трон под закат жизни еще больше зашатался, когда неких три волхва возвестили о скором приходе Мессии. Не погружаюсь в доказательную базу, сообщу: волхвы, пришедшие с дарами (власти, божественности, посмертного подношения) к семье Иисуса — не были правоверным иудеям. Они находились вне системы.
Волхвами на Востоке называли ученых людей, наблюдавшими за звездами и дававшие по ним предсказания. Но не были астрономами, ближе находились в народном понимании — к колдунам и магам. По ночному небу толковали важные события в жизни людей и государства, чаще оставаясь непонятными никому язычниками.
У славян
было полным полно сельских знахарей и знахарок, колдунов и ворожей. Они существовали веками, лечили людей и скотину, заговаривали от болезней, насылали порчу или благословение в делах, возились с травами и зверушками, предсказывали будущее. Еще в XVII веке их гуртом называли волхвами. Но это, скорее всего, ошибка.
Есть любопытная близость двух слов у западных славян: «knez» — волхв, жрец и «knize» — князь. От корня «кънъ» (основа) выводится. Думается, сначала оба слова говорили об одном человеке — главе рода. Который у первых славян должен был исполнять двойную функцию: быть главой семьи и главным исполнителем обрядов. Позже понятие разъехалось по двум социальным группам. Князь отвечает за мирское, волхв бдит за потусторонним. Кстати, до самого XIX века жениха и невесту во время сельских свадеб называли «князем со княгинюшкой». Это такой реликт прошлого, еще языческого. Обозначение главы житейских дел в семье, в роду.
Доподлинной и подробной литературы в вопросе до-христианских верований и ритуалов славян у нас нет, остается только реконструкциями пользоваться, фольклор лопатить и понимать по скупым летописным известиям: волхвы обладали очень большим влиянием. Если могли поднимать против князей и Церкви города и целые регионы. Чем они владели, каким таким знанием? По аналогии с европскими коллегами-жрецами: они помнили традиции предков, укоряли реформаторов в отступничестве от «отчего».
Вряд ли на такое способны были деревенские колдуны и знахари. Волхвы еще в I тысячелетии до нашей эры были главными действующими лицами на общеплеменных «соборах и толпах». Важные события отмечали сложными по сценарию языческими ритуалами. Наизусть знали комплексы обрядов, имели очень дорогой реквизит. Чтобы стать кастой избранных и неподсудных жрецов им не хватило совсем немного. Это можно понять, как волхвы стали значимой политической и общественной силой на острове Рюген, собрав железной рукой воедино немало славянских племен Поморья.
Если помните, католики-миссионеры XI-XII века оставили подробное описание общеславянского святилища верховного бога тех земель Свентовита. Каменный четырехликий идол стоял в деревянном храме города Аркон. Должно быть, выглядело это впечатляюще. Выше человеческого роста, со священным рогом в правой руке, в окружении неугасимого пламени алтарей. Рядом находилась божественная амуниция: седло и узда, огромный меч и щит, знамя-станица. В отдельном помещении был белоснежный конь Свентовита, предназначенный для гаданий.
По словам хрониста Гельмольда, арконские волхвы (гадатели и предсказатели) были главными среди своих коллег, другие святилища в округе ставились «полубогам». В знак особого почета славяне всех племен Поморья присылали в Аркону богатые подношения. Не по доброй воле, это было обязательством. Саксон Грамматик говорит об иерархии: был на острове главный Волхв. Ему одному дозволялось носить длинные волосы. Он владел обширными поместьями и дружиной из трех сотен всадников. Верховному Волхву принадлежали все награбленные в набегах и войнах драгоценности.
Остров Рюген был каким-то исключением? Да, так оно и было. Понятно, что в славянском родоплеменном обществе волхвы обязательно принадлежали к знати. Это люди, принимающие решения. Разработка и совершенствование системы обрядов, тексты ритуалов и песен, формулы обращения к богам. Судя по разнобою у племен славян их верований, процесс был творческим. Вековая традиция поклонения божествам постоянно развивалась, проводились даже смелые эксперименты. Но только святилище в Асконе смогло выстроить жесткую иерархию подчинения. Другим славянским и финно-угорским волхвам этого не удалось.
Функции волхвов.
Тут немного поможет археология, хотя толкование ее крайне путаное. В первую очередь, волхвы следили за славянскими календарями. Судя по их сложности и высокой астрономической точности — процесс наблюдения велся сотнями лет, постоянно и внимательно. Пахарь и воин на такой системный труд не способен, как и знахарь деревенский.
Уже в IV веке до нашей эры на священных календарных кувшинах отмечались даты «священной воды», четыре периода дождей. Были точные сроки появления первых ростков (1-2 мая), начала и окончания жатвы, важные праздники. Ярилин день (4 нюня), день летнего солнцестояния (24 июня — Иван Купала). Был в календарях День Перуна (20 июля), какие-то предшествующие ему особые приготовления.
Для фиксации наблюденного использовалась особая знаковая система «черт и резов». О ней говорил черноризец Храбр, писавший в X веке:
«Прежде убо словене не имеxу къниг, но чрьтами и резами чьтяху и гадааху погани сущее».
Волхвы, знающие «волшебные» заклятия от засухи, производящие точные расчеты сезонов дождей, были для темного народа особой кастой. С кучей дополнительных магических опций: умели превращаться в животных, повелевать облаками, устраивать затмение луны или солнца. Серапион Владимирский писал об их способности заговаривать обильные урожаи. Но и проколы бывали знатные, в другой раз расскажу.
Немалую роль в авторитете волхвов играло «чародейство», способность проводить магические действия с водой, отварами из трав в специальных емкостях — «чарах». Известны «заздравные круговые чары», рассчитанные на сотню пирующих, наподобие «кубка-чары» черниговского князя Владимира Давыдовича (с пожеланиями добра и здоровья). Иногда пользы эти посудины не приносили, «чародейство» было понятием отравлений.
«… исходят … чаровници по лугам и болотам … ищуще смертные травы».
Немаловажный функционал волхвов касался «коби» — гаданиях о судьбе по полету птиц или внутренностям животных. Фольклористы бьются о немалый пласт «гадательных обрядов». Но продвинулись мало. Скорее всего, это были сложные, необычные ритуальные танцы или затейливые узоры хождений по рисованным на земле магическим символам. Совершенно точно именно оттуда вышло слово «кобениться» — совершать необычные телодвижения.
Вотчиной волхвов тысячелетиями было понятие «хранилышкы». Это археология подробно изучила. Изготовление магических предметов, талисманов и оберегов. В глазах церковников сие ремесло стояло рядом с чаровничеством и волшебством. Не буду подробно останавливаться на полу-разгаданных сложных космологических композициях, хорошо известных науке по зооморфным и антропоморфным фибулам V-VII веков и амулетам.
Знаки Земли и Солнца, птицы и змеи (с неизменным Ящером) — это не фантазии искусных мастеров. А точное воспроизведение картины Мира. Именно она толковалась, обобщалась, воплощалась в конкретные образы многими поколениями волхвов-мастеров. Фибулы (филактерии) были предназначены не для эстетики. Это были охранительные предметы, защищавшие владельца от невидимых вредоносных навий, прочей нечисти.
Вот почему вплоть до XIX века кузнецы считались «пособниками нечисти», якшающимися с этой силой. Все виды работ с металлом (в языческие времена) были связаны с множеством обрядов, поверий и мифов. Это еще от скифов могло (через ряд промежуточных этапов) к славянам попасть. Поскольку получилась интересная калька: образ волка, обращающегося в человека-кузнеца («волкодлака»).
Из исконно-славянского можно вспомнить мастера Кузмодемьяна. Как его звали в языческие времена, не ведаю. Но позже, составив из двух христианских имен (Кузьмы и Демьяна) словесный конструкт, народ назначил этого кузнеца волшебником. То плуг в 40 пудов изготовит, то людей земледелию научит. Мифический кузнец восточных славян всегда побеждает страшного Змея, пропахивает на нем гигантские борозды («Змиевы валы»). Из умений волхвов выросли поверья про «свадебного кузнеца», изготовителя колец для молодоженов, гаранта и покровителя крепкого брака.
Коварные…
Так могли называть эту касту мастеров-волхвов. Если высшие или старшие их коллеги гоняли облака и гадали о будущем, то кузнецы имели узкую специализацию, закрытый для непосвященных цех. От глагола «ковать» (работать с металлами) получилось слово «коварство». Усилиями церковников оно стало нарицательным, но в языческое время означало более достойные качества: мудрость, умение. Замысловатость может быть, тому есть греческие соответствия: panourgos — мудрый; mechanikoi — умелые.
«Корень премудрости, кому открылся, и коварство (премудрости), кто уразуме».
Именно эти «коварные кузнецы» столь долго изготавливали (даже во времена христианства) искусные языческие и полуязыческие «змеевики», о самом знаменитом из них, Владимира Мономаха — можно почитать здесь. Вряд ли обычный золотых дел мастер XI-XIII веков мог знать в совершенстве древнюю символику. Тем более весь ее огромный спектр: от деревенских простеньких амулетов мелким духам — до великолепных и сложных украшений с оберегами всего пантеона божеств славян. Отдельная песня — это «гривная утварь» знатных женщин, Великих княгинь.
Кстати, о женщинах. Колдовством и они заведовали. Были ведуньи-ведьмы (от слова «ведать»), «чаровницы», «обавницы», «потворницы», «наузницы». Это низшая ступень иерархии. Были загадочные тетки под прозванием «вълхва» (волхва). Каков был статус в касте — неизвестно. Большинство исследователей выделяют им семейный, домашний религиозный обиход волхования. Гадания, знахарство, лекарское искусство. Церковники их лютой ненавистью… Еще в XVII веке считали «бабами богомерзкими». В летописи под 1071 годом сказано:
«Паче же женами, бесовьская вълшвения бывають; искони бо бес жену прельсти, си же — мужа. Тако и в си роды (в нашем поколении) мъного вълхвують жены чародействъмь и отравою и инеми бесовьскыми къзньми».
Выводы
пора промежуточные делать, другими статьями еще догонимся… Ничего почти науке неизвестно о «жреческом сословии» волхвов, к сожалению. Понятно, что в XI-XIV веках было много людей, причастных к языческим культам славян и их соседей: волхвы, хранильники, волшебники, потворники, гонители облаков, кощунники, чародейки, баяны, ведуны, кудесники, обавницы… и многая-многая еще. Узкая специализация или «на все руки мастера» они были — никто не скажет.
Но волхвы сначала органично вплелись в мир насаждаемого христианства Руси. Археологи раскопали один домик интересный в Новгороде. Там жил волхв, причем довольно уважаемый. Имел среди прочего набора языческих амулетов — восьмиконечный крест на серебряной оправе. Любопытный синкретизм колдуна-знахаря, ага. В любом случае, это не было жреческое сословие с его железной дисциплиной. Также неприемлем взгляд на волхвов, как на прослойку деревенских колдунов, знахарей мелкого пошиба.
Это потом они такими стали, полностью выродившись к XVI-XVII векам. Хотя древнее имя сохранили — «волхвы». Но отрывочные сведения XI века говорят: изначально это была могучая сила, отступившая на окраины славянских земель, способная поднять руку на местную знать («старую чадь»). Или на знатного воеводу Рюриковичей с его железной дружиной.
Почему проиграли? Дело не в грубой воинской силе, думаю. И не любви народа к купаниям с принятием новой веры. Волхвы восточных славян (подобно рюгенским коллегам) не сумели создать организованный культ. Подкрепить его храмовым строительством. Религиозные представления племен были расплывчаты, временами противоречивы, обряды — невыразительны (судя по археологии). Эксперименты Владимира Красно Солнышко это подтверждают. Вполне может быть, он замыслил новым пантеоном создать касту славянских жрецов нового типа. Или объединить служителей культа в одном пантеоне. Не срослось…
Этого было нельзя сделать в принципе. Волхв — не жрец. Он всего лишь гадатель, хранитель многих знаний и умений, живет порой трудом. Жрецы позиционируют себя избранниками богов, действуют по их наущению и воле. Огромная разница. Если статус волхва постоянно нуждался в материальном и метафизическом подтверждении его способностей, остро необходимых обществу… то жрецу это не нужно. Его избирают особые люди, старшие коллеги. Монополисты. С исключительным правом общаться с богами только через их посредничество.
Поэтому волхвы на Руси проиграли. Оказались неспособны поддерживать многочисленные культы, противоречивые, сложные… и очень туманные. Мало разъяснять идеи, помнить старину и следить за птицами и звездами. Чтобы стать несгибаемой теократией, действительно защитить народ — другие премудрости изучать надобно. Утверждать догматы, унифицировать ритуалы, давать простые и отчетливые образы потустороннего, создавать новую или упрощать старую мифологию. Это называется… культивировать религиозные верования, применимые к текущему политическому моменту. Иначе всё на зыбучих песках будет построено.
Свежие комментарии