Конец карьеры: забвение жуткого «василиска» (драма из бестиария)
Кого жалко больше всего в древней мифологии… так эту жуткую тварь, прозванную «василиском». Уж сколько людских страхов, суеверий, поверий и легенд она в себе собрала, трудно перечислить. Но в итоге… выродилась, стерлась, потускнела, измельчала до полной неузнаваемости в новые времена. Стала самой неудачной фантазией памяти рода человеческого. Как говорят маститые фольклористы — это почти единственный в истории случай, когда мифологическое существо вершины бестиария стало забытым дохленьким суеверием.
Так происходит всегда, если идеальный и абсолютный вымысел не имеет возможности эволюционировать в верованиях и религиях. Роковой тупик, порожденный совершенством. Держа в ужасе человечество до самого позднего Ренессанса, василиски оказались невостребованными тварями для мифологии новых времен, от них отвернулись поэтическая литература и эпос.
Самая страшная тварь.
Очень впечатляет образ василиска в изложении Плиния Старшего (22-79 гг. н.э.). Воин, возжелавший славы демоноборца, пронзил копьем эту тварь… и пал с коня мертвым. Потому что яд василиска проник в тело через древко копья. Марк Анней Лукан (39-65 гг. н.э.) живописует историю более прагматичного героя. Тот в идентичном эпизоде спас себе жизнь мгновенной хирургией: поразив мечом василиска, немедленно отсек себе руку, чтобы отрава не успела поразить организм.
Люций Элий Стило Преклоний, за два века до вышеупомянутых авторов, тоже хорошо знал повадки гада. Поместил его в бесплодные пустыни, рассказывал как хорошо знакомом существе:
«Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».
Можно задать первый (почти) научный вопрос: почему оборотни, морские нимфы, драконы, подземные змееподобные бестии — существуют на всех континентах, обладая сходным набором свойств и магических возможностей? А мы препарируем очень «локальную фантазию», порождение животного ужаса европцев. Парализующих только их. Откуда василиск появился — известно. Из ливийских пустынь, был очень зловредной змейкой в верованиях кочевников.
Но как воплотился в осязаемый страх древних римлян и греков — загадка. Как вариант, был подсознательным страхом перед непредсказуемостью и опасностью бескрайних жарких песков. Тогда берем в оборот правильное, изначальное название существа. Античные греки называли его Владыкой Пустыни, «басилискосом» (царёк, греч.). Не царём, это важно. До трепетно-уважительного титула василиск не дорос. Но ужас вызывал куда больший, чем все твари мифологии эллинов.
Римляне изредка пользовались словом «регулюс». Это синтаксическая калька с греческого, с явной уничижительной формой произношения. Действительно, покорив весь известный мир античности… многих грозных владык нужно титуловать только «царьками». Тут многое начинает становиться понятным. Если взять в анализ…
Прототип существа.
Не совсем согласен, но большинство специалистов исходным материалом фантазии считают египетскую кобру. Или рогатую гадюку с шлемоносным хамелеоном. Первый вариант более правдоподобен, гадина способна передвигаться в наполовину приподнятом состоянии, зловеще покачивая головой (с частью туловища) над землей. У рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове… но это напоминает корону.
Тогда получается симбиотический образ существа, который биологи безуспешно ищут в Египте. На лбу фараонов и тамошних богов изображалась не просто исчезнувшая змейка с плоской головушкой. Искомый василиск. Гибрид из трех видов, символ вечной жизни и могущества. Убивающий одним взглядом.
Копаем глубже, анализируя страхи человека перед пустыней. Эта территория убивала разумное двуногое существо разными мучительными способами. Тоже вполне подходит под поражающие ТТХ василиска. Целый набор имеем, клубок смертоносных качеств: смертелен взгляд (истребляет все живое, выжигает травы, камни обращает в пыль); прикосновение, дыхание, вой. Логика становится понятна. Такой демон сам создает себе среду обитания, пустыня возникает вокруг него.
Дальше задача усложняется. Придумав себе мифического врага, человечество всегда находит отнюдь не мифические средства борьбы с ним, доступные. В случае с василиском нужно иметь при себе ручную ласку-хорька. Тут понятно, рацион убийцы ползучих гадов, устойчивость к ядам — достаточное обоснование. Ясна героика милого животного, вступающего на равных в бой с василиском. Но абсолютна непонятно роль… петуха. Никаких убедительных (для того времени) объяснений боязни василиском птичьего горлодрания не находится.
Значит-таки, змей? Таким василиска знает Аристотель, «ливийского гада» описывает Гелиодор, Клавдий Элиан (римский софист, почитатель всего греческого) так называет человека, от которого нужно держаться подальше. Соблюдая дистанцию, не встречаясь взглядом. Но… Ни один из этих великих писателей не дает описания страшной твари. Нет подробного художественного портрета, хоть убейся.
Пустоты мир страхов не терпит. В народных поверьях василиск главенствует, доминирует. Храмы древнего Рима увешаны клочками его шкур: это отпугивает змей, скорпионов, прочую ползучую нечисть. Достаточно протереть серебро пеплом правильно кремированного василиска — оно тут же превратится в золото. Это очень надолго задержалось в исторической памяти. Средневековые алхимики сделали изображение василиска главным в своей символике, пытаясь расколоть тайны трансформации химических элементов. Верили!
Чуть не помер…
Удивительное дело, но василиск пережил длительную полосу забвения. Так и сдох бы в тьме веков безвременья, если не одна христианская «ошибка». Совершенно случайно наш герой попал в Священное Писание. Его «хозяин» опознан и найден — это Иероним Блаженный, автор Вульгаты (латинского перевода Библии — с греческого). Тут «василиск» был дважды помянут в «Книге Исайи».
Не найдя ничего адекватного в своих словарях, Иероним древнееврейское название непонятной «змеи» произвольно перевел как «василиск». В современных синодальных переводах недоразумение устранено, система работает хоть как-то. Но в Средние Века оспаривать существование гадины… было богохульством
Ладно, бог с ней, с «Вульгатой». На самой заре средневековья василиска вообще потеряли, переведя в разряд «мифов и легенд». Потому что места не нашли ливийскому монстру в «Физиологе». Энциклопедии живых существ, которые пополняли бестиарии робких и суеверных христиан.
Но тварь (моё почтение!) выжила. Оставаясь временно в тени, василиск смог переформатировать облик. Явиться миру вообще неузнаваемым существом. Согласно запросам невежественного христианского общества. Тут можно хохотать в полную глотку, поскольку дарвиновская борьба видов — в полный рост. В таком смысле: противостояние античных выдумок, естественный отбор, изменение наследственных признаков. Именно так всё и было.
На заре средневековья филогенезу (истории развития) василиска угрожала опасность. Падение Рима, освоение германцами новых владений, страшная сшибка христианства с исламом… Запад и Восток оказались отрезаны от привычного раньше общения друг с другом. Африка вообще превращалась в неведомый континент, прибежище сказок и вымышленных тварей. Царек Пустыни становился второстепенным персонажем мутных легенд кочевников, европцы переставали понимать о чем идет речь. Даже попадая в пустыни, путешественники не описывали самого факта существования василиска. Но случилось новое чудо. Монстра «одомашнили».
Возрождение.
Как часто бывает в мифологии, когда люди берутся перетряхивать пыльные чуланы суеверий — на авансцену гордо вышел… петух. Тот самый антагонист василиска в античных представлениях ливийцев и египтян. Европцы их взяли и «скрестили». Хотя нет… без кавычек стоит писать — скрестили. Физически. Парадокс железной логики непоследовательности это называется. Так работает стальной капкан невежественного разума.
Из полузабытых легенд древности блажилось: эти два персонажа неимоверно переплетены друг с другом. Враги? Союзники? Неважно… пусть сольются организмами. То была случайная прихоть фантазии. Тем более существовали религиозные каноны, когда змею и птиц втискивали в одно тело. Эллинистический Египет свято верил, например: священные ибисы питаются исключительно змеями.
Настолько могут переусердствовать в диете, что из яиц могут появляться вместо птенцов — змееныши. Ибис обладал другой метафизической особенностью физиологии. Будто бы яйца откладывал… через клюв. Такие легенды тоже подверстали для зоологического анализа суеверным народом. Кто такой ибис — европцам было неведомо. А вот петух, как-то связанный с василиском, — вполне подойдет. Будут мужем и женой, семейкой для производства жутких гибридов.
Смешным кажется объяснение? Не спешите. Человек очень наблюдателен. Метаморфозу биологического феномена, перерождения петуха в курицу — приметил давно. Не мог найти объяснения, толковал мистически. Факт же? Именно он дал пищу для мрачной фантазии о василиске. Сделав его «петушиным отродьем».
В эпоху Возрождения несколько европских петухов стали фигурантами настоящих светских судов. Для поднятия настроения рекомендую подробную статью «Обвиняемый — животное! Как фауну Средних веков судили». Ни одна из птиц не смогла оправдаться, несмотря на усилия адвокатов. Всех приговорили к котлу. За производство (по сатанинскому наущению) василисков.
Начиная с XII века наш монстр стремительно осваивает европские города и веси. Оставаясь смертоносным, как во времена античности… гадина пугает простой люд меньше и меньше. Загадка? Объяснения от фольклористов есть, называется «привыкание». Даже к самому отвратительному и страшному соседу. Поколение за поколением василиск становился все менее страшным, даже в облике сдулся.
Он стал крылатым змеем с петушиной башкой. Вылуплялся из яйца, снесенного петухом (!). Хвост змеиный (иногда — драконий), крылья от горлопана деревенского, как и весь остальной набор: форма глаз, гребень, две лапы со шпорами. Единственное, что осталось нетронутым фантазией народной — мёртвый, убивающий всё живое взгляд.
Смена облика привела к изменениям в терминологии. Нашего монстра стали всё чаще называть «кокатрис». Общее такое слово для всех языков романской группы. Хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» (петух), но это не путало понятия. «Кокатрис» — результат фонетических блужданий латинского слова «коркодилус». Так не рептилию нильскую звали, вообще любое «чудище».
Отец английской поэзии Джефри Чосер пробовал применить слово-гибрид, «василикок». С целью более точного определения монстра. Отмежевать несчастную зверушку от разговорного значения «кокатрис». Уже прочно приклеившегося к гулящим девкам. Тут церковники паслись… вещая на проповедях: лишь один взгляд потаскухи убийственен для добродетели мужчины.
Как спастись?
Средневековые бестиарии глубоко подошли к этому вопросу. Первый гениальный способ избавиться от василиска запатентовал Александр Македонский. Монстр чуть не уничтожил его армию, но сообразительный царь ткнул в морду твари зеркалом. Аспид самоуничтожился собственным взглядом. На такую уловку Персея попалась и Медуза Горгона. Она тут тоже при делах, кстати. В генеалогии василиска принимала непосредственное участие, породив этих змеев каплями своей крови.
Зеркало стало главным оружием в борьбе человека с василисками. В Средние века монстры просто наводнили Еуропы: лютуют ночами вокруг жилищ, отравляют смрадным дыханием колодцы и воздух в шахтах, взглядом убивают домашнюю скотину и заблудившихся путников… Ласки-хорьки, по-прежнему, им героически противостоят. Но не своей ловкостью и самоотверженностью, методы борьбы усложняются. Ласка способна одолеть василиска только после приема внутрь хорошо пережёванных листьев руты. Барельефы ласок (с листочками во рту) украшали колодцы, церковные скамьи, ограды монастырей.
Даже внутри храмов резные фигурки этих животных имели собственный символизм. Об этом писали богословы. Для человека Священное Писание было теми листочками руты:
«Вкушение мудрости библейских текстов способно одолеть василиска-дьявола».
Само собой, эксплуатация жуткого образа василиска открыла широкий простор для бизнеса. Практической рекомендацией для спасения от мертвящего взгляда стали… прозрачные стеклянные сосуды. Которые нейтрализовали воздействие даже мёртвых глаз чудовища. На излете Средневековья умные фальсификаторы наловчились делать и выгодно торговать «чучелами василиска». Исходным биологическим материалом были морские скаты после творческой реконструкции. «Чучела» до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции, кстати.
Гибель твари…
Гравюры и иллюстрации средневековых книг вывели нашего героя, в конце концов, на самую вершину мрачных фантазий христианства. Он занял подобающее место подле Сатаны. Став одной из четырех ипостасей дьявола. Аспид — это грех, лев — антихрист, дракон — дьявол и василиск — смерть. Тут-то и наступил конец нашей зверушке. Погубило его… собственное совершенство.
Имея самые разные облики, василиск никогда не утрачивал главное свойство: способность убивать взглядом. Всё. Точка. Творческое воображение человека замирало, дальше не за что ухватиться в развитии образа. К василиску нельзя близко подойти, нельзя наблюдать за ним тайком, никаких живых свидетелей он не оставлял. Некому было подпитывать суеверия и будоражить народный ум. Такие условия игры, знаете ли. Нет спасения от василиска. Раз его толком не изучили, не разглядели — то и нельзя приписывать твари сверх того, что уже известно. Катарсис образа. Полная герметичность. Тупик.
Смерть любопытна человеческому воображению только тогда, когда есть шанс повременить. Улизнуть, спрятаться, как-то победить. Даже вступить в борьбу со Старухой, одолеть ее непротиворечивым набором навыков и талантов. А тут такая унылая безнадега… То ли дело… дракон! Почти домашнее и милое животное. Его можно забороть геройскому организму. А василиск… тут без вариантов, смерть неминучая, безальтернативная бездна. Ни обойти, ни объехать. Хоть ты герой, хитрец, маг, ловкач или святой человек. Нет пищи для воображения.
Перед полным забвением… василиска даже пожалели. Во времена Реформации постарались вывести из Слуг Сатаны. Что такое «смертельный взгляд»? Свойство организма, как наличие когтей, хвоста, окраса шерсти. Василиск убивает не по своей злой воле. Это физиологическая особенность. Поэтому… грех великий уподоблять его дьяволу. Это не вина василиска, а страшная его беда! Так, к концу XIX века наш герой проиграл межвидовой бой, скатился до морфологического позора, облика мелкого дракончика.
Авторы легкомысленно стали рисовать ему четыре лапы. Ни один знаменитый художник не обмакнул кисть, не оставил великого полотна с его изображением. Почему? Потому что василиск был мёртв изнутри. Никто не мог зацепиться за его эмоции, проникнуть в характер. Великий Убийца стал добычей орнаменталистов. Вот кто довел до совершенства образ. Даже бесталанный мастер изощрялся, создавая гротескные композиции на стенах соборов, фасадах домов, внутреннем оформлении храмов.
Победа нашего змея торжествовала в геральдике только. Тут василиск стал незыблемым символом грозного могущества, царственности, свирепости, занятий алхимией. Там был нужен лишь внешний вид монстра, форма победила содержание… Мертвая оболочка. Милости прошу, заползай дорогой гад. Вот такая грустная судьба, хоть «напёрсток» опрокидывай за помин змеиной души.
Рожденный высокой поэзией и литературой, большую часть жизни проведя в изгнании и забвении деревенских суеверий, — василиск окончательно и бесповоротно ушел из нашего мира. Его никто не помнит, о нем не знают. Даже исследователи древних бестиариев толком не расскажут ничего нового. Никому он неинтересен. Эх…
-
Национальная мистификация: как японцы древность культуры себе придумывают
Бесстрастный исторический факт — многие страны и даже континенты заселены сегодня не коренными жителями этих мест. Самое свеженькое из великих переселений народов — обе Америки. Старый Свет, вольно или невольно, уничтожил почти всех аборигенов, принес свои вредные привычки и культуру. Теперь бульдозером не сдвинешь патриотов, распевающих поутру национальные гимны. Их теперь земля. Новых наций.
Если с Америками всё понятно, то вот с присмиревшими последние 70 лет японцами — непролазный темный лес. Кто такие, откуда появились, что из себя представляли раньше, почему именно такую странную культуру вылепили… Трудности неимоверные для исследователей. Последние полтора века показали, в Стране Восходящего Солнца цветет небывалый, порой уродливый, экзотический и гротескный национализм. Заражено всё общество, сформировав особый комплекс. Националисты яростные почти все: политики, интеллигенция, простой народ… ученые особенно.
Нового не скажу, но знакомцы из научных миров расшибли лбы в попытках пробить стереотипы своих японских коллег. Где «уникальность и самобытность нации» выглядит временами анекдотом. Никто не спорит: нация Островов самобытна, глубока в истории и этногенезе. Но исследовать это не смей, табу. Только «правильный японец» получит полный доступ к архивам, документам, материалам археологических и этнографических экспедиций. «Чужакам» уготована участь ознакомления с отредактированными отчетами в научных журналах. Любые запросы превращаются в изощренную бюрократическую пытку (с поеданием неимоверного числа пудов соли).
Комплекс «национального самобытного величия» появился тут давно, особо культивировался во времена «закрытого государства». Да сама изолированная островная жизнь способствует, чего уж тут. Но на дворе XXI век, а местные гуманитарии по-прежнему отказываются дружить с научной объективностью. Когда дело касается их собственной страны, ее истории. Религия, мифы, священные предания, недосказанность, социальные неписанные запреты с жесткими табу. Но попытаемся циклом статей порыться в этом темном чулане.
Первые люди.
Археологические находки, связанные с древнейшим человеком, найдены при изучении огромного числа (свыше 5 000) палеолитических стоянок на Островах. В основном откапываются ручные каменные орудия труда. Захоронений почти нет, это особенность кислых почв Японских островов, органика тут долго не задерживается. Что-то человеческое только в эпоху неолита можно отыскать, в знаменитой и малопонятной «эпохе Дзёмон». Но и тут тупики, реконструкции скудные останки почти не поддаются, их просто нет в цельном исполнении.
Само собой, путают ученый мир «свидомые японцы». Доморощенные археологи и историки придумали термины и названия периодов, которые никак не соотносятся с принятой на планете классификацией прошлых эпох. Желание даже здесь доказать собственную уникальность и национальную неповторимость, полностью путает и затрудняет идентификацию находок. Дошло до смешного: в примитивных каменных топорах и ножах (это палеолит!) японские археологи углядели некие своеобразные «национальные» черты. На полном серьезе рассуждают о первых зачатках особой японской культуры. Скромно помалкивая о преемственности.
Любые палеолитические стоянки, найденные по всему миру, доказывают обратное: общие черты развития человечества. И человеческой культуры, в целом. Неважно какой материк. Периода палеолита на Японских островах? Никакой там уникальности. Все обнаруженные предметы относятся к истории островов, но не народа. Сами японцы, как историческая общность, сложились гораздо позднее. Очень сложным и своеобразным способом.
Мегалиты Окинавы.
Сразу скажу, не интригуя: будущие японцы пришли на великолепно обустроенные и обжитые острова. Высадившись в процессе долгой миграции, познакомились с айнами. Народом, который был (уже во времена нашей эры) оттеснен далеко на север. К настоящему времени полностью исчез в ассимиляционных процессах. Но неолитический период… извините, дорогие японцы. Вас там близко не было. Можно лишь рассуждать о самих айнах. Или родственных им народах..
Думаете, мнение научного мира было в Токио услышано в конце ХХ века, когда фантазийные доклады о собственном этногенезе на конференциях вызывали неприлично громкий смех? Три раза … (тут должно стоять слово-паразит аффтара). Чтобы отбиться от сатиры академического мира… была представлена убойная находка. Давшая пищу для самых безумных гипотез.
В 1995 году у побережья острова Окинава спортсменом-аквалангистом «случайно» было обнаружено нечто странное: огромное сооружение из монолитных каменных блоков. Впоследствии «отыскались» каменная лестница, улицы, дома… Япония торжественно объявила о находке «собственной колыбели», городе Йонагуни. Все разговоры о древних культурах айнов, Китая, Корё — можно нести в топку. Вот она… самая-самая древнючая прото-японская цивилизация, не имеющая аналогов в тихоокеанском регионе.
Научный мир замер в ступоре. Да, на Окинаве (как везде в Азии) есть загадочные здания. Не столь величественные, как «подводный мир японо-атлантов», но вопросы вызывают. Это все соорудили люди палеолита и последовавшей за ним эпохи «Дзёмон», как стали утверждать японцы? Минуточку, но имеются подобные находки на другой оконечности Тихого океана. Откуда что взялось, кто первым и где начал?
Автор смелой гипотезы —
это профессор Масааки Кимура, специалист по морской геологии и сейсмологии из университета Рюкю. Он крайне заинтересовался находкой подводного города, несмотря на скепсис коллег и мирового научного сообщества. Погрузился в морскую пучину, перевел не счесть сколько кислорода в баллонах, дотошно исследовал объект. По результатам экспедиций собрал пресс-конференцию. Огорошил всех научной точкой зрения: это действительно рукотворный город времен неолита, японской культуры Дзёмон. Кимура представил фотографии, схемы, чертежи. Полные выкладки с далеко идущими выводами…
Что такое «город Йонагуни»? Огромный комплекс зданий. Там есть всё, чего душеньке урбаниста угодно. Замки, памятники, жилые кварталы, даже ипподром-стадион. Всё сообщается между собой сложной системой дорог и водных каналов. Неимоверно огромные и массивные каменные блоки — это часть циклопического рукотворного комплекса, который был вырублен в скальной породе. Профессор нашел многочисленные туннели, колодцы, лестницы, террасы и… даже один бассейн.
Само собой, фотки и тезисы Кимуры произвели впечатление на околонаучную медиасферу. Немедленно руины «стали напоминать» мегалитические сооружения в других уголках планеты. За уши подтянули Стоунхендж, фундаменты минойской цивилизации на Крите, пирамиды Египта, Мексики, храмового комплекса Мачу-Пикчу в Перуанских Андах и кучу всего другого. Вплоть до истуканов острова Пасхи. Везде нашли сходные черты…
Диванное воинство инженеров и архитекторов всего мира (а особенно Японии) подключилось. Вывод был незатейлив: технологические особенности сооружений подводного комплекса сходны с конструктивными решениями древних инков. Планировка их городов — «зеркалка» с Йонагуни. Забурлило даже в научных мирах. Опять выполз на божий свет давний спор: кто научил древнейшее население Нового Света таким приемам?
Высокоразвитые культуры майя, инков и ацтеков не могли же сами собой так эволюционировать! Правильно, их научили. Только вектор «прогрессорства» сменился. Не из Двуречья и древнего Египта припожаловали рептилоиды с высшим инженерным образованием. А из окрестностей японской Окинавы. Осталось найти дату «исхода».
Как оказалось, она не укладывается в современные исторические эпохи эволюции человеческой цивилизации. Исследования Кимуры говорили: скала, в которой город Йонагуни вырублен, ушла под воду не позднее 10 000 лет назад. Куда раньше сроков первых экспериментов египтян с пирамидами. Минойских построек. Про «юные» памятники Мачу-Пикчу и Мезоамерики — вообще не подходите…
Архитекторы комплекса Йонагуни, пока всё человечество пробавлялось с корешка на суслика, ютясь в пещерах… уверенно обрабатывали камень. В слесарке имели неведомые инструменты неимоверной прочности, знали высшую математику и тригонометрию и т.д. … Короче. Пора переписывать историю. Профессор Кимура в своих бесчисленных интервью огорченно вздыхал: да, нужно что-то думать с «ортодоксальной наукой» и ее датировками.
Проверка и вопросы.
Детально комплекс Йонагуни был исследован лишь спустя 12 лет после открытия, в 1997 году. Этим занялся японский промышленник Ясуо Ватанабэ. Человек крайне прогрессивных взглядов, уставший от фантазий миллионных армий адептов Кимуры, профинансировал независимую исследовательскую экспедицию. Возглавил ее известный исследователь древностей, писатель Грэм Хэнкок.
Человек очень благодушно настроенный к идеям «неимоверно древних цивилизаций», но разума не теряющий. В качестве экспертов подтянул: английского геолога Роберта Шоча (профессора Бостонского Университета) и друга-писателя Джона Энтони Уэста, профессиональных фотографов и дайверов. Все этапы работы экспедиции фиксировали съемочные группа британского «Channel 4» и «Discovery Channel».
Вывод был такой: Роберт Шоч посчитал мегалитический комплекс под 27-ми метрами океана… нерукотворным сооружением. Как сказал в отчете экспедиции, «ничего человеческого не обнаружено». Геология исследований показала, что монолит состоит из песчаника. Этот камень имеет свойство растрескиваться вдоль плоскостей. Так, под воздействием сильных морских течений, появились ровные линии, острые углы, поверхность в виде кирпичной кладки.
Причудливость и иррациональность форм «города» вызвана повышенной сейсмической активностью региона. Что полная правда, породы там крошатся неимоверно быстро. Причем под углами 90 и 60 градусов друг к другу. Именно сила тряски и движущейся воды привели к образованию строгих геометрических фигур: прямоугольных ступенек, треугольников и ромбов, каналов и террас. Но допуск участия человека был сделан. Некоторые объекты монумента могли иметь некое рукотворное участие человека. Геологи сказали — это древний карьер или каменоломня просматриваются. Особенно в создании округлых форм, замеченных на сухопутной Окинаве.
Помимо этого научного заключения, были предъявлены находки: просверленные камни с нанесённым символами, примитивные скребки, барельеф быкоподобного животного. В непосредственной близости от монумента под водой была обнаружена пещера, в которой торчали сталактиты (под водой не могут образоваться в принципе). Исследование по «бериллию-10» сказало: имеют возраст около десяти тысяч лет. Вывод — море затопило эту часть суши именно в те сроки, которые назначены ученым миром. Момент подъема уровня Мирового океана (10-15 тысяч лет до нашей эры).
Ничего это не изменило, мифы и предположения роятся до сих пор вокруг «города тихоокеанской культуры Мю». Но скептически настроенные ученые сказали… хорошо. Молитесь на свою неимоверную древнюю прото-японскую и общечеловеческую, пёс с вами. Проверим с другого конца гипотезу. Покажите неолитический и хваленый «период Дзёмон» тех веков. Цивилизация находится в двух шагах от нее ведь. Следы прогрессоров должны были влиять на развитие, правильно?
Дзёмонцы.
А вот с этим начались проблемы. Само собой, «древняя цивилизация», несмотря на любой разрушительности катаклизм, вряд ли могла исчезнуть бесследно. Даже если произошло инопланетное вторжение кровожадных тварей, всегда найдутся следы беглецов. Признаки небывало быстрой ассимиляции с «дикарями».
Древние шумеры, аккадцы, арии, римляне и египтяне, галаты, крито-мидийцы, ликийцы, туата-деданнан… Их нет, но потомки живут и поныне. Возможно, что японцы — это потомки островитян периода Дзёмона? Конечно, науке положено быть взвешенной. Язык, культура, религия полностью изменились? И такое может быть…
Тогда вопрос: можно ли отыскать тех «дзёмонцев», которые не ассимилировались с японцами, сохранили черты уникальной культуры «пра-цивилизации»? «Напёрстки» давайте двигать. Вернемся к айнам, аборигенам острова Хоккайдо и Курил. Исторический факт: чтобы занять весь архипелаг до острова Хоккайдо (ранее назывался «Эдзо»), японцы затратили около 2 000 лет. Полное завоевание закончилось в XIX веке. Народ айнов был практически уничтожен. Сейчас их… несколько десятков всего осталось.
Культура Дзёмон — это айны, чтобы не говорили сами японцы. Изучение начали немецкие археологи и американец Морс. Именно они впервые сказали: Дзёмон является творением этого древнего и загадочного народа. Для японских ученых периода Мэйдзи айны были — «северными варварами». Японская хроника 712 года говорит:
«Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны».
Что из себя представляли «цивилизованные японцы» в VIII веке… тема для исторического анекдота, но пусть. Юмор истории в другом: задолго до «возвышенных предков» на Островах существовала развитая культура этих самых «северных варваров». Тут впервые прорезается национальный комплекс — желание считать Дзёмон японским, но не айнским.
Кто вообще такие?
Никто не скажет вам, кто такие айны. Известно лишь — народ родственен австралийцам и меланезийцам. По культурному маркеру, манере глиняных изделий и неимоверно сложных орнаментов, рассказывающих о сотворении мироздания. Есть версии кавказского этногенеза, это подтверждает отчетливый европеоидный облик айнов. Ищут по сей день связь с некоторыми гималайскими племенами. Но точного ответа нет, вряд ли будет найден.
Теперь о жизни айнов-дзёмонцев. Их материальная культура до начала ХХ века изменилась крайне незначительно. Это подтверждается отчетами первых русских землепроходцев. На Курилах айны до конца XIX века жили в полуземлянках «дзёмонского археологического типа», со времен неолита ничего не менялось. Архитектура сахалинских айнов крайне практична, добротна, резко контрастирует с японской традиционной. Дома опираются на столбы, постройки японцев поставлены на прямоугольную раму. Сохранили хижины айнов и общую для всего архипелага пирамидальную форму крыши.
Уникальны культовые предметы, знаменитые «инау», которые предназначены для общения с богами. Они могут напоминать японские «догу», однако украшаются стружками, которые необходимо настрогать оружием в ходе обряда.
Культура айнов оказала определяющее влияние на «возвышенных предков» современных японцев. Традиции ритуального самоубийства «сэпуку» (харакири), культ самурайского меча, его форма и многое другое в воинских традициях… это собственность «дзёмонцев». Немало следов айны оставили в языке нынешних хозяев островов. В первую очередь это географические названия. Американские антропологи установили идентичность черепов из захоронений Дзёмона и черепов айнов начала ХХ века.
Возник вопрос
другого рода. Айны противостояли кому-то на протяжении многих веков, явно были неспроста военизированы и организованы, имели в Азии самое совершенное оружие. Так загадки стали множиться, потому что ученые нащупали еще одно загадочное «варварское племя», упомянутое в японских хрониках — «коробоккуру». Археологи и антропологи (не японские само собой) стали изучать данные европских экспедиций начала ХХ века. Кивнули: коробоккуру островов Хонсю и Хоккайдо — не айны. Тем более — не японцы. Но жили с «дзёмонцами» в одно время и по-соседству.
Сами предания айнов Хоккайдо об этом говорят. Обычай уникальных и неповторимых татуировок был перенят именно у этих племен. Айны помнят коробоккуру умелыми мореходами, мастерами по каменной резьбе. Очень спокойными и мирными людьми, без всяких войн и конфликтов уступавшими свои земли. «Всегда уходили на север», так говорят предания. Сначала подумали, что это предки современных эскимосов. Ведь легенды жуть как бородатых айнов всегда описывают важную деталь: коробоккуру почти не имеют растительности на лице…
Японские хроники тоже кое-что помнят. Говорят о народе «цутигумо», начиная с легендарной эпохи Дзимму-тэнно, и до IV в. нашей эры. Судьба «цутигумо» неясна. Просто взяли и исчезли. Может вырезали всех под корень, может — ассимилировали в подчиненном состоянии. Территории, которые они занимали, — это острова Кюсю и Хонсю. Сейчас, еле одолевая «национальную свидомость» японцев, ученые рассуждают о целой группе народов. Названных «не вполне ясного происхождения».
Найдены смутные аналогии с аборигенам острова Тайвань (аустронезийские племена). Вполне может быть, «цутигумо и коробоккуру» — это одно и тоже. Но тупик тоже знатный, вряд ли получит решение.
Есть и другие народы, старательно японцами затираемые в истории. Например, «кумасо», связанный с югом всего архипелага и островом Кюсю. Тоже очень древние, легендарные упоминания. Кто-то указывает на айнов, кто-то на родственный им народ. Третьи вообще упирают на китайское их происхождение (угадайте — кто). Но культура рядом не стояла с японской. Более утонченная и земледельческая. Но «кумасо» были малочисленны. Именно поэтому к VIII веку исчезли из легендарных японских хроник. Явно ассимилированы были. Или в лучших традициях самураев — вырезаны.
Выводы делать рано, статей будет немало. Пока проведем такую аналогию. Вспомним историю Британских островов. Каждый завоеватель, приходивший туда, полностью переписывал историю. Исчезал, смешивался с новыми захватчиками, едва оставался в легендах старины лохматой. Как пикты загадочные. Так было с древними англами, частью римлян после распада Империи, саксами, норманнами…
А что до Японии… тут есть над чем подумать еще. Отдельно об островах Рюкю потолковать. Они сохраняли независимость от самураев до периода Мэйдзи (конец XIX века), хранили традиции периода Дзёмон. Массовая волна миграции начала I тысячелетия до н.э. и I тысячелетия нашей эры не затронула Рюкю. Очень интересная культура, ей в первую очередь займемся… Уязвим свидомое самолюбие…
Свежие комментарии