Кто в детстве не зачитывался приключениями корсаров, каперов и прочих европейских «искателей удачи», а в более зрелом возрасте — не изучал внимательно легендарные похождения бродяг-викингов да магрибских сорвиголов Барбароссы? И в совсем сознательных годах не искал в источниках свершения легендарных ушкуйников да казачков сечевых, с их походами до града Стамбула включительно… За «зипунами» дорогими. Пиратство… Романтика-с... Не без грабежей и кровопусканий, конечно… Но манила всегда эта деятельность военно-морская полной свободой да восхищала риском. Мужская такая работенка…
Но на другом конце света всё было куда страшнее с этим явлением. Поскольку на все нации и государства Дальнего Востока постоянно давила неискоренимая и лютая напасть — японские пираты Воко. Именно эти моряки с островов Цусима и Кюсю были основой и движущей силой «кровавого промысла» в регионе Юго-Восточных морей.
История появления. Пальцы чесались накропать в заголовке (вместо «сотен лет») что повнушительнее, с первых благородных пиратов «суйгун». И от самого первого упоминания «вокоу» в источниках. Но сдержался, поскольку согрешил бы против истины научной. Средневековые хроники Китая и Кореи называли этим словом любые японские военные формирования. Морские и сухопутные. А самым ранним упоминанием «вокоу» можно считать 414 год РХ. На стеле о деяниях легендарного правителя Квангэтхо есть короткая запись, что сей достопочтенный Ван крепко навалял «вокоу» из страны Ямато в 397 году. А поскольку направлял для этого мероприятия 50-тысячное войско, речь явно не о пиратах шла. Обычная кровопролитная война со страной Ямато.
О прото-самураях, как морских разбойниках, пишется совершенно определенно начиная с XIII века. В «Истории Корё» за 1223 год, когда «ва» (японцы) прибыли большим числом на лодках, совершили разбойное нападение на побережье Корейского полуострова. Информация подтверждена источниками с Островов Сакуры, что хвастают вывозом больших богатств жителями Северного Кюсю. Как раз из тех краев. Поэтому и будем считать именно с этих самых годов.
Первая — страна Ямато сама долгое время подвергалась не слабым таким приморским опустошениям и набегам. Пиратов и небольших армий вторжения, что вычищали целые провинции от всего ценного и не очень имущества. Вторая причина — отсутствие централизованной власти, которая всегда стоит горой за безопасную торговлю. Готова терпеть, холить и лелеять только «правильных пиратов», что подрывают экономику заклятых врагов и конкурентов (как английские каперы испанскую колониальную империю).
На момент зарождения «вокоу», как военно-морского фактора региона, в Японии местных феодалов было … как блох на барбоске. Японию в международной политике не представлял …никто. Предъявить гневные требования некому, договориться с пиратами — не реально. Их Высокого покровителя не наблюдалось совсем. Перед самым вторжением Чингисхана, ситуация в юго-восточных морях была настолько накалена, что Корея с Китаем планировали вообще захватить Японию, взять под контроль прибрежные регионы. Помешали монголы. Потомок Темучина Каган Хубилай, посчитав убытки от «вокоу», — попросту взбесился. Приказал утопить пиратские Острова Сакуры в крови. Как известно, голозадых мародеров спас «божественный» ветер-камикадзе, утопивший монголо-китайский флот. Дважды.
Самые первые «вокоу» — это нищие рыбаки и каботажные торговцы. На промысел их выгонял банальный голод. Как удивленно отмечают первые корейские хроники — главной целью набегов «вокоу» было получение … риса. Атаковались исключительно корейские посудины-перевозчики этой крупы. Целью на берегах были — государственные и купеческие «кладовые». По-первой, «вокоу» даже не трогали местное население деревень, где это сыпучее богатство хранилось. И только лет через 80-100 стали появляться сообщения о грабеже крестьян и рыбаков, охоте за рабами, массовый вывоз корёсцев в Японию.
Личный состав. Среди членов «вокоу» XIV-XV веков преобладали японцы из самых бедных провинций северного Кюсю и Цусимы. Жители год через год страшно голодали, по сообщениям купцов: «обликом напоминали горных дикарей, не знавших одежды и горячей еды». Рулили на островах местные «коррупционеры» — главы деревенских общин, имперские чиновники и земельные управляющие «дзито». А метрополия регулярно скидывало на сюда «корабли счастья», битком набитые преступниками с пожизненными приговорами изгнания. Без харча, само собой.
Решили проблему мореходности этого сброда… корейские купцы. Которые с разным ремесленным и творческим людом — были никем в собственной стране. Таково было социальное устройство, да… Получив хорошо оснащенные и вместительные корабли, «цисимцы— вокоу» перешли на самообеспечение островов, довольно скоро наели широкие ряшки и стали активно привлекать в свои ряды корейцев и китайцев. Недовольных своими правителями и статусом.
Дошло до того, что 9 из 10 «японских разбойников» были иностранцами. Командные же должности остались исключительно в руках самураев и ронинов. Потом ситуация тоже поменялась — появились многочисленные, чисто китайские флотилии «искателей удачи». Но те промышляли контрабандой больше, в кровавых рейдах замечались редко. С ними предпочитали вести дела португальцы, выступая посредниками в торговле между ненавидящими друг друга Японией и Китаем.
Таким эпитетом их наградили португальские моряки, покатываясь с хохота. Изумленно разглядывая «полу-рыцаря» в шлеме и броне, но с голыми ногами и …афронтом в тряпке. Хотя причины такого наряда были исключительно рациональные: «вокоу» — суть морская пехота. Пираты предпочитали не высаживаться на берега с шлюпок. А быстро подходить к мелководью, спрыгивать в воду и стремительно бросаться за добычей или в бой. Лишняя обувь, защита ног, даже штаны затрудняли движение, сковывали.
После знакомства Дальнего Востока с европейским огнестрелом, большинство «вокоу» очень споро вооружились аркебузами. Их корабли — пушками. Необыкновенной популярностью пользовались метательные бомбы на длинном шнуре — «хороку». Как плакались в шелковый халат китайского императора генералы береговой охраны: высадку пиратов всегда предваряет смертоносный ливень стрел, арбалетных болтов, пуль и непрерывные разрывы бомб.
Зачастую, даже стойкие психикой вояки испытывали мистический ужас, ночами слушая демонические вопли и завывания, страшные песни и заклинания на «незнакомых языках». Наблюдая «световые шоу» из множества огней вокруг своих биваков или под стенами крепостей. А поутру видели разукрашенных, в разнообразных страшных масках, беснующихся «демонов». Что огромной толпой бросались на них, с явным презрением к смерти.
«видно было множество пляшущих ножей мясников, внезапно появляющихся и исчезающих, словно летающие монстры».
В-третьих, «вокоу» подтверждали свой статус призраков и дьяволов абсолютной бесчеловечностью, даже в понимании средневекового всяко повидавшего народа. В захваченных деревнях применяли невероятно жестокие пытки, разрушалось все, что было можно разрушить. Особенно доставалось святилищам и храмам. Монахи истреблялись столь изощренно и страшно, что прибрежные районы Китая и Кореи лишались на десятилетия религиозной поддержки. Туда не решались заглядывать даже самые стойкие в вере проповедники.
Но не стоит думать о «вокоу», как о безмозглых фанатиках. Эти пираты обладали недюжинным умом, тщательно готовили нападения. Японские торговые (и дипломатические) кварталы в городах Кореи и Китая всегда выступали на стороне «вокоу», снабжая ценной информацией предводителей «морских армий». Есть множество свидетельств: о предоставлении им убежища, подкупе местных чиновников, командиров пограничных крепостей. Даже поднятии бунтов в годы частых социальных и династических потрясений. Так или иначе, любой пират чувствовал себя в континентальных городах как дома, если там находился японский анклав.
Вторжение Японии в Корею 1592-го года, названное «Имдинской войной», стало своеобразной вершиной деятельности «вокоу». Война была организована японским правительством, на берега высадились регулярные войска. Но весь (!) флот и значительная часть армии были пиратскими. Короли «вокоу» с подданными были приглашены в качестве ударной силы операций. Для корейцев это нашествие стало страшным этническим геноцидом. Страна с помощью союзного Китая смогла отбиться, но потеряла половину всего своего населения, многие города были просто уничтожены и возродились только через столетие... Такие же опустошительные рейды серьезно проредили и прибрежные провинции Китая, но династия Мин смогла остановить экспансию. Хоть и не без труда.
Куда исчезли «вокоу» и по каким причинам — почитаете чуть позже, когда будет готов материал об европейской экспансии на Дальнем Востоке и «самоизоляции» Японии.
Свежие комментарии