Шаг к раскрытию тайн майя
Когда европейцы впервые пришвартовали свои корабли у берегов Нового Света, их интересовали обширные, плодородные земли и богатства, хранившиеся в недрах. Древняя цивилизация с ее культурными особенностями не представляла ценности для завоевателей. Спустя столетия бесконечных войн, коренные жители Америки практически полностью исчезли или ассимилировали. От былого величия остались лишь сплошные загадки, над которыми сегодня бьются ученые со всего света.
Совсем недавно команда исследователей под руководством археолога Марии Хосе Кон Урибе сделала настоящее открытие. В древнем городе Коба были идентифицированы четырнадцать имен божественных правителей майя.
Название Коба носил некогда процветающий полис на территории современной Мексики. Он имел очень удачное географическое расположение между четырех лагун. Согласно современным данным, город был основан в 500 году нашей эры. Но ряд сохранившихся до наших дней памятников существовал еще за три столетия до этого. Известно, что Коба был одним из самых крупных и богатых центров на полуострове Юкатан.
Сегодня удалось раскопать не более процента всей территории древнего поселения, которое вместе с окраинными сельскохозяйственными угодьями, предположительно, имело площадь равную семидесяти квадратным километрам.
Ученые считают, что город был прогрессивным, о чем свидетельствуют обнаруженные в этих краях площадки для игры в мяч, многочисленные скульптуры, стелы, алтари и барельефы, представляющие ценность для историков. В Кобе находился огромный церемониальный комплекс, где располагалась стела с именами бывших правителей. Именно их впервые сумели идентифицировать археологи.
Специалисты полагают, что правители считались его потомками или, что более вероятно, были в глазах своих современников живым воплощением божеств на Земле. Помимо общего для всех имен, правители имели и индивидуальные. Получилось перевести некоторые из них.
Так ученые сумели идентифицировать слова "огненный" и "госпожа", которые встречались в надписях, посвященных разным представителям династии. Пять имен все еще представляют загадку и в предоставленных широкой общественности документах обозначаются первыми буквами латинского алфавита. Проследить династическую линию удалось до 780 года. Упоминаний о пятнадцатом представителе правящего рода не найдено, что наводит на мысль о его угасании.
К настоящему моменту научная работа, которая была опубликована мексиканскими учеными, стала первой, где даются расшифровки символов со стен Кобы. Это можно считать настоящим прорывом, который в будущем обещает новые интересные и важные открытия, связанные с исчезнувшей цивилизацией.
Андрей Дементьев: судимость отца не стала преградой на пути поэзии
Полсотни поэтических сборников, тираж которых превысил миллион экземпляров, — вот творческое достижение Андрея Дементьева и мерило читательской любви к его стихам, которые переведены на многие иностранные языки. Строки этого поэта просты, но глубоко искренни, так что достигают самого потаённого в душе человека. А ещё они очень музыкальны, поэтому многие из них стали песнями.
Будущий поэт появился на свет 16 июля 1928 года. Родным городом для него была Тверь (ранее Калинин). Именно из тверской глубинки были его родители, люди весьма неординарные. Отец, Дмитрий Никитич, сначала работал парикмахером, однако внезапно подался в науку — окончил Тимирязевскую академию, после чего работал на опытной станции, а результаты его исследований не раз публиковались в периодике. У мамы был прекрасный голос, и она занималась в самодеятельной оперной студии. О карьере певца мечтал и маленький Андрей, стараясь равняться на своего земляка — знаменитого тенора С. Лемешева.
На первый взгляд, образцовая советская семья, место которой на доске почёта. Но не вовремя рассказанный анекдот отправил отца на долгие годы в лагеря, а на Андрее оставил клеймо сына «политического».
В одночасье семья и осиротела, и обеднела. Матери приходилось очень трудно, а тут ещё началась война. Как вспоминал поэт, в их рационе появились щи из крапивы, и только летом было немного полегче, так как он собирал грибы, а затем их продавал.
Тем не менее в школу мальчик ходить не переставал. В классах висели карты, на которых флажками отмечали линию фронта, и каждый день ученики слушали сводки с передовой, мечтая о скорой победе.
А потом вернулся отец, но это обстоятельство семье приходилось скрывать, так как жить в крупных городах ему было запрещено. Но он всячески старался помогать родным: смастерил точильный станок и зарабатывал заточкой ножей.
Прилежный ученик и спортсмен, Андрей мечтал после школы поступить в военно-медицинскую академию: его привлекала не только служба, но и то, что студенты здесь получали полный пансион от государства. Однако сын бывшего заключённого дальше порога этого вуза не продвинулся.
А вот в институт международных отношений Дементьев документы сумел подать, однако история пятикурсника, которого отчислили только за то, что его бабушка была из «белых», настолько поразила Андрея, что он тут же покинул вуз. Больше «счастья» в столице он искать не стал, вернулся в родной Калинин, где поступил в пединститут.
К этому времени Андрей Дмитриевич у себя на малой родине уже был известен как начинающий поэт. С детства родители прививали ему любовь к литературе, и ещё в школьные годы он начал понемногу сочинять. Но тогда это было всего лишь увлечением, призванным покорить одноклассницу. Впервые же его стихотворение было напечатано в 1948 году в тверской газете.
Тем не менее стихи Дементьева были замечены двумя поэтами-фронтовиками Сергеем Наровчатовым и Михаилом Лукониным, которые разглядели в молодом человеке дар и поспособствовали его переводу в столичный литературный институт.
Тут Андрей почувствовал себя в родной стихии, тем более что преподавали ему Симонов и Фадеев, Катаев и Маршак. Получив образование, Дементьев по совету Бориса Полевого вернулся в Калинин, где несколько лет работал в прессе. Тут же в середине 50-х вышел его первый сборник «Лирические стихи», за которым последовали другие — «Родное», «Дорога в завтра», «Глазами любви».
В Москву поэт перебрался в конце 60-х и уже через несколько лет вошёл в штат легендарного журнала «Юность». Будучи его главредом, Дементьев открыл для страны многих ныне хорошо известных писателей и поэтов.
Впоследствии опыт в печатной периодике помог поэту выйти и на голубой экран. На телевидении Андрей Дмитриевич вёл множество различных передач.
Имя Дементьева и по сей день на слуху — он прочно входит в двадцатку самых известных отечественных поэтов. А его стихи знают даже те, кто думает, что не знает. А всё благодаря тому, что многие из них стали песнями.
Самым знаменитым произведением поэта является, пожалуй, «Баллада о матери», без которой не обходится практически ни один концерт, посвящённый Великой Отечественной войне. «Алексей, Алёшенька, сынок!..» Согласитесь, вы слышали эту трогательную, пробирающую душу песню…
Андрей Дементьев умер два года назад, не дожив до своего 90-летия всего лишь три недели…
Поиск баланса между духовным и материальным
Есть ли судьба или нет? Что такое предназначение? В чём смысл человеческого существования? Наверное, нет того, кто ни разу не задумался бы над этими вопросами, не попытался найти свой ответ, не попробовал понять, с какой задачей он пришёл в этот мир. Современные писатели, как и их предшественники поколения назад, на страницах книг поднимают темы устройства мироздания и роли человека в сотворении своей и мировой истории. Только сегодня пишут уже не философские трактаты, в которых легко можно запутаться, а художественные книги, выражая свои мысли через яркие, закрученные сюжеты.
Фантастический детектив с элементами исторического романа «Мир тебе… Амалек!», который вышел из-под пера Льва Альтмарка и стал бонусом к серии «Мент — везде мент», только на первый взгляд может показаться лёгким экшном, написанным для развлечения. Писатель хоть и выстроил свой сюжет таким образом, чтобы читатели в достаточном количестве получили хлеба и зрелищ, но также поднимает глубокие философские, психологические и теологические вопросы.
«Я уже сказал, что твоя карма, твоё предназначение — в каждом своём воплощении терять её, разыскивать и спасать от всяких напастей. Быть её добрым ангелом. В сегодняшней твоей жизни как раз наступил момент, когда ты, сам того не осознавая, пытаешься исполнить своё предназначение. Момент, который может стать финальным в этой истории. Если, конечно, постараешься…»
Главный герой должен отыскать маленькую девочку, дочку друга, которая пропала из его дома. На помощь приходит лейтенант полиции Даниэль Штеглер, знакомый публике по книгам «Точка опоры — точка невозврата», «Трансфер на тот свет», «Чудак на холме» и «Стражи времени»:
«Всё нужно сделать официально, а значит, приходи завтра и пиши заявление по форме… А если хочешь прямо сейчас, то… иди к следователям и найди там лейтенанта Даниэля Штеглера. Скажи, что я тебя к нему послал, но ничего не приказывал, а только просил помочь. По мере возможности. Потом чётко и внятно разъясни, что произошло. Он парень нормальный и быстро въедет в ситуацию. Разыскивать пропавших людей — его конёк. Кстати, он тоже из ваших, из “русских”, и не сильно заморачивается со всякими официальными оформлениями и бумагами… Кругом, шагом марш!»
Но подход, к которому обычно прибегает полиция в таких случаях, тут не поможет. Ведь предпосылки для развития этой истории зародились в библейские времена. А ниточка, связывающая персонажей, протянулась через многие эпохи, которые в своих видениях проживает Савва, пытаясь понять, кто он такой, в чём его предназначение и как всё это может помочь найти исчезнувшего ребёнка.
Лев Альтмарк создаёт объёмные декорации, бережно относится к историческим деталям, заботится об атмосфере каждого времени. Все факты, которые он упоминает на страницах, легко проверяются по учебникам и энциклопедиям. Подобная скрупулёзность, когда речь идёт о реальных вещах, помогает ему оставаться убедительным там, где он углубляется в философские дебри и делает акцент на фантастике. В результате в его слова просто невозможно не поверить.
Это значит, читатель задаст себе всё те же вопросы, которые ребром встают перед персонажами и озвучиваются загадочным ребом Шолемом, называющим себя именем библейского злодея Амалека. А попытавшись ответить на них, любой человек, независимо от того, согласится он или нет с теми выводами, что сделал автор, приблизятся к определению своего места в мире и пониманию его сути.
Рацио и эмоцио, светское и религиозное в книге «Мир тебе… Амалек!» становятся противоположными полюсами. Весь фокус в том, чтобы найти баланс между противоположными понятиями и не только сложить сюжетную головоломку, но и обрести гармонию, оказавшись в ментальной плоскости между духовным и материальным восприятием действительности. Это имеет огромное значение как для героев, так и для тех, кто с интересом следит за их приключениями.
Шведы под Полтавой: литературные версии
И сегодня мы, говоря о чьём-нибудь поражении или неудаче, частенько пользуемся поговоркой «как шведы под Полтавой».
Она появилась после того, как 8 июля 1709 года в ходе Северной войны русские войска под предводительством Петра I одержали блестящую победу над шведской армией Карла XII. До этой поры Россия воевала в основном с татарами, турками да поляками, и вот впервые выиграла сражение, переломившее ход войны, у хорошо подготовленной европейской армии.
Современные историки сомневаются, что в военном плане это была грандиозная битва, но вот её политическое значение и влияние на дальнейшую историю неоспоримо. Более того, Полтавское сражение послужило основой для многих художественных, музыкальных, кинематографических и, конечно же, литературных произведений.
Несмотря на то что войсками руководили два выдающихся монарха своего времени, центральной фигурой Полтавы стал украинский гетман Иван Мазепа. Друг Петра Великого, которому царь практически безгранично доверял, оказался предателем.
Википедия
Генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 года в 6 верстах от города Полтавы.
Место: близ Полтава, Русское царство
Военная кампания: Северная война
Дата: 8 июля 1709 г.
Сегодня переход Мазепы на сторону шведов рассматривается под разными углами и даже оправдывается (так, в Украине он является национальным героем), но и ранее отношение к его поступку было неоднозначным.
Так, лорд Байрон, опираясь на вольтеровскую «Историю Карла XII», написал поэму «Мазепа». Уже по названию понятно, кто в ней главный герой. Только вот образ гетмана поэт крайне романтизирует, да и вообще, байроновский Мазепа не имеет ничего общего с реальным.
Правда у Байрона лишь в том, что Иван Степанович действительно служил при польском дворе, но был удалён из-за ссоры с другим придворным. Ни к каким лошадям его никто не привязывал, а легенда эта возникла на основе записок Пасека, того самого придворного, с которым Мазепа сначала поссорился, а затем и подрался. Тем не менее этот миф приводит Вольтер, а вслед за ним и Байрон.
Пушкин, хорошо знавший историю Российского государства, о байроновской поэме отзывался:
«Байрон знал Мазепу только по Вольтеровой «Истории Карла XII». Он поражён был только картиной человека, привязанного к дикой лошади и несущегося по степям. Картина, конечно, поэтическая... Но не ищите тут ни Мазепы, ни Карла...»
Возможно, чтобы восстановить историческую справедливость, Александр Сергеевич и сам взялся за перо. Эпоха Петра привлекала его давно, часто русский царь становился героем его произведений. Но главным событием его правления Пушкин считал победу под Полтавой:
«Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования совершаемого царём».
Поэт изучил архивные документы и исторические свидетельства и постарался быть точным даже в деталях. Хотя, конечно, определённый художественный вымысел есть и в его поэме, но всё же основные события, связанные с главными героями — Петром, Карлом и Мазепой, — выписаны в соответствии с историческими источниками. И это позволило Александру Сергеевичу заметить:
«Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, и речи его объясняют его исторический характер».
А характер этот, надо отметить, прескверный. Жадность, корысть, предательство, лукавство — Пушкин не пожалел мрачных красок, создавая образ гетмана. Он нарисовал человека, напрочь лишённого положительных черт. По сути, поэт построил поэму на противопоставлении Петра и Мазепы, патриота и предателя, великого царя, оставившего по себе громкую славу и мощную державу, и эгоиста, память о котором покрыта позором...
В его версии победили Карл и Мазепа, а в России началась очередная Смута, приведшая к образованию Всерусинской империи во главе с Иоанном VI Мазепой. Вероятно, в этом романе что-то нашли, ведь он вошёл в шорт-лист премии «Нонконформизм-2010», но победителем не стал — пролетел, как швед под Полтавой...
Мир, которого мы не знаем
«Всё ближе и отчётливее вырисовывались Деды, но идти становилось тяжелей. Казалось, вот перевалят эту сопку — и очутятся у озера, про которое говорил хозяин волчицы. Но за сопкой была другая, ещё выше. Взбираясь на каждую вершину, они отдыхали, всматривались в голубую даль, не блеснёт ли на солнце вода».
Многие ли современники испытывали это чувство единения с природой? Проверяли свою силу духа и выносливость в путешествии, не подразумевающем трансферов и all inclusive?
А между тем именно такие походы дарят самые яркие эмоции, заставляют сердце петь, захватывают дух, но и таят в себе массу опасностей, не выдуманных и продиктованных просмотром недавних новостей, а самых настоящих, знакомых ещё далёким предкам современников.
Прогуляться по тайге, увидеть её чудеса, повстречать клыкастых и мохнатых обитателей, проверить правдивость старинных легенд и получить непередаваемые, неповторимые ощущения приглашает своих читателей Сергей Ржецкий на страница сборника повестей и рассказов «Воля».
«На второй день Колька подстрелил из берданки рябчика. Довольные, с добычей, они к вечеру добрались до Никитинской пасеки. Она была заброшена, но домик сохранился. Перед пасекой в голубичнике им встретился медведь. И вдруг чухнул от них так, что только треск стоял. Друзья улюлюкали ему вслед и мнили себя бесстрашными гуронами».
Каждое описание, которое даёт автор, каждая ситуация, упоминаемая в книге, натуралистична и подробно детализирована. С одной стороны, читая, вдохновляешься и воодушевляешься красотой, которую очень трудно представить, глядя в окно на типичный для двадцать первого века урбанистический пейзаж. Но тут же понимаешь: выжить в диких условиях, чтобы вернуться домой и рассказать о пережитом, не так-то просто. Вдали от большого города может случиться всякое. Достаточно на мгновение потерять бдительность, и… последствия не хочется даже воображать.
Именно поэтому Сергей Ржецкий ставит целью не только привлечь внимание современника к природным достопримечательностям и активному отдыху, но также предостеречь от глупости, опрометчивости, рассеянности.
И это предостережение проникает в подсознание, превращаясь в тревожный звоночек, способный стать спасением от случайностей, как диких, так и рукотворных: «Как-то на охоте один мужик, Анисий, попал под самострел. Ранение тяжёлое — в живот. Пока хлопцы дотащили его до деревушки, совсем плох стал, а дело к вечеру…»
Любовь автора к природе распространяется на всё живое. Необязательно уходить далеко от дома, углубляться в тайгу и рисковать, чтобы получить заряд позитива от общения с окружающим миром, успокаивает писатель того, кто пока не готов на большое приключение.
Чтобы доказать свою точку зрения, он создаёт милые, умиротворяющие образы, окутывающие нежностью, теплом, любовью и заботой: «Услышав голос котёнка, кошка поспешила к нему. Забрав мышь, кошка вошла в дом. Сколько радости, ласки и нежности было при встрече. Забравшись на печь, прижавшись друг к другу, они уснули, и снился им сон, снился их хозяин».
Получается интересный переход от напряжения к расслабленности, что расширяет диапазон эмоционального восприятия.
Сборник повестей и рассказов «Воля» — это книга в редком сегодня жанре. Она отправляет мысли читателя к произведениям Бианки и Пришвина, заставляет оглянуться по сторонам, вдохнуть полной грудью и наконец увидеть красоту там, где раньше не было ничего примечательного, захотеть того, о чём и помышлять ещё недавно было страшно, попробовать нечто особенное, что предлагает мир живой природы и не пропасть в своём смелом эксперименте, чтобы после его головокружительного завершения поведать друзьям и близким о планете, которую по факту они не знают.
Александр Радищев: путешествие на казнь
Классика русской литературы Александра Радищева изучают в школе, где подробно разбирают главное в его творчестве произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву».
Первый либерал в России, Александр Николаевич жёстко клеймил самодержавие и бездушных помещиков, показывал бесправие крестьян и их тяжёлую жизнь. Примерно так мы говорили на уроках литературы, по крайней мере, в советское время, воспринимая Радищева как борца с ненавистным режимом.
Так его восприняла и императрица Екатерина II, и за ставшее впоследствии классическим произведение писатель поплатился очень дорого — 13 июля 1790 года он был арестован. И началось...
До публикации «Путешествия...» жизнь Александра Николаевича складывалась вполне удачно: он получил блестящее образование, женился, был дружен с влиятельными людьми, дослужился до должности главы Петербургской таможни.
Но сознание его уже было проникнуто идеями французских просветителей, и в 80-х годах Радищев начинает работу над книгой. Тем более что и политическая обстановка в других странах способствовала брожению умов — борьба за независимость в Америке, революция во Франции. И первым откликом на эти события стала ода «Вольность», затем появился очерк о продаже крестьян, который позже вошёл в «Путешествие...»
С каждым годом материал накапливался, и Радищев размышлял над тем, какой жанр для его книги будет наиболее подходящим. В итоге он под влиянием Лоренса Стерна остановился на «сентиментальном путешествии». Произведение Александр Николаевич окончил летом 1789 года и отнёс его на утверждение к цензору — петербургскому обер-полицмейстеру Никите Ивановичу Рылееву.
Тот, вероятно, халатно отнёсся к своим обязанностям: по сути, просмотрел содержание, где названиями глав указаны города, решил, что речь идёт о путеводителе, и дал официальное разрешение на публикацию.
Но и Радищев схитрил — самые острые моменты он добавил уже после получения разрешения. И чтобы подстраховаться, печатал книгу в домашней типографии. В 25 главах, названных по станциям на пути между Петербургом и Москвой, писатель рассказывал, прежде всего, о бесправии крестьян, хотя досталось от него и власти, и науке, и цензуре.
Екатерине книгу показал Державин, после чего она назвала Радищева «бунтовщиком — хуже Пугачёва», исписала свой экземпляр язвительными пометками на полях и велела либерала арестовать, а все обнаруженные книги сжечь.
Так писатель оказался в Петропавловской крепости. Его дело вёл Степан Шешковский, мастер сыска, известный своей жестокостью. Почти ежедневно он допрашивал Радищева, угрожал, не давал есть. Порою же, наоборот, увещевал, что как только Александр Николаевич раскается и выдаст сообщников, его тут же полностью простят. А обвиняли Радищева ни много ни мало в бунте против власти.
Соответственно обвинению был и приговор — смертная казнь. Это был единственный случай в русской истории, когда человека приговорили к смерти не за какое-либо деяние, а за книгу...
Месяц писатель дожидался участи, но в итоге императрица милостиво заменила казнь на десять лет ссылки в Сибирь.
В драном солдатском тулупе, закованный в кандалы, Радищев отправился в Илимский острог. Но уже на следующий день его тепло одели, стали хорошо кормить и сняли все оковы. Постарался его друг граф Александр Романович Воронцов, занимавший видное положение при дворе (при Александре I он станет канцлером Российской империи).
Путешествуя к месту ссылки, Радищев во всех городах получал достойный приём и уважительное отношение: Воронцов попросил губернаторов оказывать писателю всяческую помощь.
Прибыв в Илимск, Радищев не был отправлен ни на рудники, ни на рубку леса. Он засел за чтение и написание книг, организовал в доме лабораторию, где проводил различные опыты и наблюдения, устроил школу, в которой обучал местных детишек.
В ссылке писатель провёл шесть лет: сразу после смерти Екатерины император Павел вернул Радищева в его имение под Калугой. Когда же на троне воцарился Александр I, имевший либеральные взгляды на устройство государства, Радищев вновь оказался в Петербурге и стал членом Комиссии составления законов при Государственном Совете.
Свежие комментарии