Государство Русь в землях ислама... Да ладно! (обзор исторической загадки Х века)
944 год. Пестрая по составу, вооруженная до зубов древняя Русь подписывает с Царьградом-Константинополем новый договор о торговле и военных обязательствах. Не особо выгодный в последнем пункте, вроде бы. Русь обязана впутываться в византийские разборки по огромному периметру ее границ. В принципе, вольные ватаги и «купцы» не возражают. Черное море и Каспий велики, по берегам немало добычи. А самая главная проблема и страх «искателей удачи» — красные корабли ромеев с «греческим огнем» — им теперь не угроза. Не успели просохнуть чернила в последних пунктах Договора, воинское братство спешит в новый поход. Помочь союзничку с мусульманским перманентным расширением своего влияния. Первая цель — исламская Кавказская Албания (Азербайджан).
Тугой узел. В этот непростой, богатый на события период 920-940-х годов полыхало знатно: сцепились промеж себя Византия, новоявленная миру Русь и создающая видимость сильного игрока Хазария. Ромеи скалились на хазар по объективным причинам: между бывшими союзниками пробежал черный кот в вопросах веры. Константинополь не устраивало господство иудаизма среди высшей знати Каганата, ажиотаж еврейских общин по всей Византии, большой отток на Волгу ремесленников и торговцев этой религии. С другой стороны — там же наблюдалось укрепление позиций ислама. Особенно в хазарской военной элите, что почти поголовно состояла из многочисленных хорезмийцев.
Базилевс Роман I Лакапин начал кровавое преследование иудеев в Империи, прервал все добрососедские отношения с Каганатом, тратил золото на подкуп всех народов по границам хазар. Константинополь, как и Древний Рим, с успехом использовал стратегию «разделяй и властвуй». В тот период «таранами интересов» были назначены аланы и печенеги. Совершенно вовремя на Днепре появилась хорошо организованная военная сила — русь из Киева. Хазария вступила в период мучительной агонии распада и гибели… От набегов русов Константинополь привычно для себя — откупился. Направив их экспансию на Волгу и Каспий.
Быстрая победа… Сообщение об этом русском походе донес до нас персидский автор X-XI вв. Ибн Мискавейх. Другие источники противоречивы, местами сказочны, вполне возможно — о других событиях рассказывают. Но у багдадского историка, врача, чиновника и литератора Ибн Мискавейха довольно полно и правдоподобно описано всё, посему будем использовать ту версию, что адекватна. Но и другие зацепим, в пересказе других летописцев.
Персидский историк сообщил, что направилось войско русов к Азербайджану:
«Устремились они к Бердаа (Барда — главный город мусульманского Кавказа), овладели им и полонили жителей его».
Русы прошли по Каспию к устью реки Куры. По водам хазарского Кагана, на минуточку. Это запомним. Поднялись вверх по её течению до города Бердаа, бывшего в ту пору столицей кавказской Албании, будущего Азербайджана. Набег был столь стремителен, что стоящего сопротивления оказано не было.
По сообщениям восточных авторов, русов было около 3 тысяч. Их появление было столь нежданным, что на берега Куры их встречал… только небольшой гарнизон. Примерно 600 воинов (понятно, какого качества, караульные вояки) и около 5 тысяч сиволапого городского ополчения:
«Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами».
Дружины руси, выстроив «стены щитов», быстро смели с берега противника. Ополчение разбежалось почти сразу. Пышно и скорбно описывалось летописцем, как достойно дрались воины гарнизона, дейлемиты (иранская народность севера Персии). Что эти «гвардейцы арабских халифов» почти все были перебиты, сбежать смогли только всадники.
Странное поведение. Преследуя бегущих, русь ворвалась в город. Но… С удивлением сообщает автор — в Бердаа захватчики повели себя несколько иначе, чем во время прежних подобных набегов (когда, каких?). Не предали город сразу разграблению и огню, а собрали народ на базарную площадь, вели себя очень чинно. Успокоили горожан и сообщили, что единственное, чего они желают — это власти. Обещали безопасность и неприкосновенность веры.
«На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам».
Однако мирные отношения с жителями Бердаа продлились недолго. В городе вспыхнуло восстание. В одних источниках нашел путаное сообщение — устроили беспорядки бродячие дервиши, упрекая население в клятвопреступлении и отступничестве от веры (?). По другой информации — кто-то отравил городские колодцы. Русы ответили жестко, мечом прошли по городу, оставляя за собой тысячи трупов бунтовщиков. Часть населения взяли в заложники, назначили выкуп. Мужчины могли выкупиться за 20 дирхемов. Выплатившим положенное — русы выдавали «кусок глины с печатью, которая была ему гарантией от других». Но город опять же — не сожгли, не разграбили тотально. А новые хозяева с места не стронулись…
Один персидский источник сообщает, что мусульмане не производили на русов «сильного впечатления». Отмечает их храбрость и силу:
«Каждый из них (русов) равен нескольким из какого-либо другого народа».
Дальше история темная и мутная. Одни источники говорят… русь ушла из Бердаа по причине эпидемии (холера или дизентерия — бич тех мест). Болезнь вызвала большие потери. Русы ночью прорвали осаду и ушли к Куре, где стояли их суда, отплыли на родину. С собой забрали несметную добычу. Вариант так себе по правдивости, поскольку разделять силы между городом и берегом — откровенная глупость. Вот затащить ладьи под защиту городских стен — это всегда пожалуйста, операция привычная…
Терпение русов в какой-то момент лопнуло от такой наглости. Жителям было приказано в течение трех дней покинуть город. Большая часть населения приказ пропустило мимо ушей. Тогда «новые хозяева» обрушили на головы «глухих» свои мечи. Врывались в дома, грабили и убивали. Дальше все как положено — назначение выкупа, 20 дирхемов, но немногие на это согласились. Их не тронули, а остальных русы вырезали:
«Когда русы увидели, что с них им ничего не собрать, они произвели среди них общее избиение, и спаслись только те, кому удалось бежать (из мечети)»….
«собрали женщин и отроков, изнасиловали тех и других и обратили их в рабство»….
«они владели Бердаа в течение года и издевались над мусульманами и насильничали над их гаремами, как никогда не делали этого никакие язычники».
Поднабрав подкреплений в Сирии, вернулся битый уже русами наместник Марзбан. К нему примкнуло множество местных мусульман, «горевших желанием сразиться с ненавистными язычниками». Под зеленым знаменем пророка собралось якобы до 30 000 человек. С этой армией Марзбан хитростью (буга-гааа, простите) заманил большой отряд в засаду, геройски истребил 700 русов. Никто из окруженных русов не сдавался в плен: сломав мечи и копья в сражении, израненные и запертые в узком проходе долины, они предпочитали заколоть себя кинжалами. Был убит некий предводитель русов, не названный по имени, а также «безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из начальников».
Но их армия понесла страшные потери от болезни, в городе осталось целое «русское кладбище». Летописцы бают, после ухода захватчиков местные откопали там много мечей и другого оружия, которое складывалось русами в могилы своих умерших товарищей.
Череда вопросов. Теперь к размышлениям «наперсточным». Придя в Бердаа, русы мирно и спокойно обозначили свои интересы. Не грабеж, а строительство своего государства, анклава — если угодно:
«Между нами нет спора по поводу религии, мы хотим лишь власти...»
Весьма необычный для пиратов аванс мирному населению. По всему выходит, как отметили историки, поход 943 г.:
«Коренным образом отличался от предыдущих экспедиций русов на Каспий. В Бердаа грабительская политика сменилась на завоевательную, когда русы стремились обосноваться в захваченном городе, поставив его под свою власть».
А теперь вернемся в начало статьи, где отмечен… маршрут движения руси. Уверен, по Каспию пройти не могли. Хазария не пропустила бы союзников Царьграда через «свои воды». Устье Куры тоже было запечатано сильной крепостью, если верить археологии и местным историкам. Мусульмане там немало зубов обломанных оставили, но так и не овладели… Так как пришли-то?
Идти на Восток пришлось ножками, через северо-кавказские владения алан, враждебных хазарам тогда и союзных — Византии. Но на Куре их ожидал … союзный ладейный флот. Чей? Кто прошел через хазарские воды столь спокойно? Или русы прорывались к своему анклаву, что оказался заперт после начала войны с хазарами?
Далее. Долгое пребывание руси в городе, желание установить мирные отношения с жителями прямо говорит — Русь хочет сохранить за собой этот богатейший город Закавказья. Ворота на торговые пути восточных стран. Военный плацдарм, направленный против арабов. Кто это замыслил и столь изящно провернул? Какой исторический персонаж со столь глубоким геополитическим мышлением?
Выводы. Изначально был сторонником версии «скандинавского следа» этой великолепно организованной операции. Поскольку хазары вполне могли пропустить норманнские хирды в Каспий, от греха подальше. Но есть противоречие явное, что подметил столь уважаемый автором В. Бартольд. Что тоже настаивал на «норманнском происхождении набега», но с грустью сам же себя одергивал:
«...Подробности рассказа показывают, что взятие Бердаа было совершено более стройными и дисциплинированными силами, чем набеги норманнов на христианские и мусульманские города Европы. В рассказах об этих набегах норманны обыкновенно изображаются беспощадными варварами, истребляющими и сжигающими все на своем пути; едва ли в Европе был случай, чтобы языческие норманны при взятии большого города объявляли жителям, что будут охранять безопасность их жизни и имущества...»
Еще одна ниточка тянется к сообщению Низами в сказочной «Искандер-Намэ». Там пишется, что войско русов увел на родину некий Кинтал-рус. По мнению некоторых историков, это был воевода Свенельд/Свенгельд. Как «Кинтал» может быть созвучен имени Великого Воеводы Игоря, Ольги, Ярослава и Ярополка? Лингвисты на мой вопрос в форуме — хохотнули и присоветовали поменьше налегать на крепкое спиртное… Что неправда, сух как Сахара был. Тем более, форумчане высказали интересную мысль: Свенельд именно в это время сказочно разбогател, его дружины смотрелись на фоне княжеских оборванцев Игоря — Крезами. Откуда столько злата-серебра? Не от древлянской же дани барыши такие? Короче… все сложно.
Ну и, как водится — вишенка на тортик. Есть отрывочные сообщения персидских и арабских источников, что «русы остались в Бердаа, став христианами от армян, а позже приняли ислам». Археологи осторожно размышляют. Несмотря на погром Бердаа, потом Барды — монголами и Тимуром, кладбища интересные нашлись. Похожи на общинные. Обособленные по месту от городских. Сначала с традицией христианского погребения. В более поздний период (еще до-монгольский) — больше мусульманских могил становится. Что за община то была столь многочисленная? Что за «русские» обитали в Барде долгое время, имея там собственный торговый квартал? Все ли русы ушли оттуда в 945 году? Вопросов много к этой «белой дыре» истории, так что…
=0=0=
Князь Святослав Игоревич! Ты почто брата смертью умучил? (в летописных поисках мученика-Глеба)
Есть одна историческая загадка, что куда заковырестее, чем родословная легендарного Рюрика. Виноваты в этой проблеме, как водится, — русские летописи. Что промыслу божьему больше места уделяли, чем событиям в адекватном описании. Сегодня разберем кипящую матом и диким ором интернетовскую тему — был у Князя Святослава брат-мученик Глеб, или нет. Кто таков — даю общую справку.
Улеб/Глеб Игоревич — по мнению историка-энтузиаста-историка В. Татищева, сын князя Игоря Рюриковича, родной брат князя Святослава. Известен только из утраченной Иоакимовской Летописи, достоверность которой видится академической наукой — сомнительной. Этапы жизни и деятельности — нигде более не отражены, даже косвенно. Наиболее правдоподобные версии его возможного существования можно почитать у М. Брайчевского. Глеб мог быть младшим сыном Игоря и Ольги, либо — двоюродным братом Святославу.
Некоторые историки считают, что именно он возглавлял поход русов на азербайджанский город Бердаа (Барду), где погиб. От его имени выступала в историческом процессе жена-ясырка (аланка) Сфандра.
Согласно Летописи, которой пользовался Татищев, — он сначала был соратником своего брата Святослава. Участвовал в войне с Болгарией и Византией 967-971 гг. До самого последнего дня Улеб/Глеб был воеводой христианской части дружины Руси. Сразу после Доростольского разгрома, или во время голодной зимовки в Белобережье — русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан. Казнили всех, вместе с Улебом — по приказу Святослава…
- сам князь Игорь, которого представлял посол Ивор,
- сын Игоря и наследник Святослав — его посол Вуефаст,
- супруга Игоря и мать Святослава Ольга — посол Искусеви,
- племянник Игоря (тоже Игорь) — посол Слуды,
- Володислав, приславший Улеба,
- Предслава и ее посол Каницар,
- безымянная супруга некоего Улеба, приславшая человека с явно аланским именем Шихберна Сфандра (есть мнение, саму княжну звали Сфандрой),
- несколько ниже, в списке вельмож, прибывших заключать с греками договор, назван второй племянник Игоря — Прастен Акун, следует он в списке вельмож не на первом месте, а лишь четвертым — от княжеского семейства его отделяют трое «бояр».
Статус второго племянника Игоря (назовем его Младшим) — явно выше. Стоит четвертым в договоре — сразу за Игорем Старым, Святославом и Ольгой. Назван без прозвания («фамилии»), значит входит в род княжеский (что в Договоре обозначен «русским родом»). Как поступим с ним? Давайте так: у Игоря Старого Рюриковича был брат. Помер. Потому в Договоре не прописан. У него был сын Игорь. Даже прикинуть можно, какого рода и с какого парохода. В одной из летописей князь Игорь правил Смоленском, только потом занял киевский стол. В других источниках — всегда был только Киевским, никакого Смоленска и в помине... Очень похоже на то, что два Игоря были в одно время на Руси. Старый (Старший) — на Днепре сиживал, от древлян потерпел. А племянничек того же имени — в Смоленске порты протирал. Это как попытка анализа. Чтобы продраться сквозь дебри летописные…
Дальше. Вслед за Игорем Младшим записаны — Володислав и Предслава. Обращают на себя своими славянскими именами (почти родня Святослава прям). Степень родства с Игорем Старым никак не отражена. О-о-очень странно. Как подмогу — можно использовать не признаваемый академическими историками документ Татищева, Иоакимовскую Летопись. Энтузиаст сей писал: Предславой звали жену Святослава, она была венгерской княжной из рода Арпадов. Очень похоже на правду. Арпады были полу-славянской династией, имена в их древе характерные мелькают: Владиславы — Ласло, вождь Братислао и т.д.
Именно Предслава, по Татищеву, — была матерью Ярополка и Олега. Всегда с осторожностью к Мавро Орбини отношусь, но этот родоначальник славянской историографии иногда полезные дрова в топку подкидывает (когда не пользуется «Повестью временных лет»). И даже утверждает: у Святослава был младший брат — Вратослав. Именно от его имени правила Государыня Ольга, отстранив от власти законного наследника. Насколько прав Орбини — рубка идет по сей день знатная, но не суть… Личная трактовка такова — монах Мавро немного мог ошибиться в имени «Вратослав». Речь шла о «Володиславе» из договора 944 года, только тогда всё логично выходит. И в первых рядах парень заседает.
Опять почитаем Татищева. Он сообщает нам имя еще одного брата Святослава — Глеба. Тут труднее довериться, но скорее всего речь идет о самом младшем из сыновей Игоря (если вообще был), который на момент заключения договора 944 года мог и не родиться еще. Потом этот «Глеб» участвовал в Балканской войне, был христианином (как Государыня Ольга) и был казнен братом Святославом после поражения в Доростоле. Махровый язычник Светлый Воин обвинил христиан в измене, приведшей к разгрому Балканского Похода руси.
Но кто он тогда? Не брат Святослава по матери Ольге. Иначе в первых рядах написали бы. Этот Глеб/Улеб вообще не отправляет своего посла — интересы представляет супруга. Не названная по имени, кстати. Хотя это можно допустить, как некую традицию патриархальную. Вон, знаменитая Ярославна из «Слова о полку Игореве», известная княжна, — звалась по мужу «Глебовой». Как еще одно допущение — в Договоре «жена Улеба» — это собственно и будет Улебовая или Глебовая. Но выглядит версия — совой на глобусе.
Так кто это был. Сам не приехал, посла не отправил. Умер может быть? Был брат Игоря Старого, отец Игоря Младшего? От этих «…рей» черти уже плясать начинают в тексте. Но получается: Улеб называет сына в честь брата — Игорем, а сам Игорь называет младшего сына в честь брата — Улебом. Супруга Улеба личность еще та, примечательная: ее посол носит аланское прозвание Сфандр. Кто-откуда? Или это не он Сфандр — а супруга Улеба? Полный лес дремучих дерев. Все попытки «исследователей» Сфандру отнести к алано-лезгинским княжеским корням — считаю бессмысленными, вообще никаких подтверждений не имеющих. Засим и остановимся.
Что мы получаем в сухом остатке. Был ли у Святослава брат единокровный Глеб? В тексте ваш покорный слуга допустил… допустил… слишком много «может бытей». Уж очень много, чтобы как-то его найти. Как поступим? Правильно, как и положено в науке — в топку версию. Следов не найдено. Если только еще не родился он на тот момент, когда Договор в 944 году заключался. А все эти словесные упражнения с Улебами, да лазания по древам несуществующим в генеалогии — от лукавого. Доклад по первой части окончен.
Конечно, есть масса нестыковок в семействе Игоря Старого. Дата рождения самого Святослава, его сыновей — Ярополка, Олега, Владимира. Не знаю, насколько интересны будут эти забеги по датировкам Читателю — посмотрим по активности в комментариях. Может и напишем статью-другую. А поиски Глеба не остановим. Как любо каналу «наперсточному» — собак спустим по другому следу. Какая добыча загнана будет — читайте уже завтра…
Свежие комментарии