Чем хорош Т-90М?
Напомним, ОБТ Т-90М был создан в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Эта ОКР предусматривала объединение опыта предыдущих проектов и использование новых решений. Все это обеспечивает серьезный прирост характеристик. Так, ранее сообщалось, что в ходе реальных учений модернизированный танк Т-90М значительно превзошел по боевой эффективности строевую машину Т-90А. Еще в 2017 году был подписан контракт на серийный выпуск такой техники, и в скором будущем ожидается поставка первых машин в армию.
Броня крепка
Ключевой характеристикой любого танка является его живучесть. В проекте Т-90М предусматривается применение ряда новых средств и компонентов, обеспечивающих повышение уровня защиты и сокращение негативных последствий поражения машины.
Опытные образцы Т-90М несколько раз демонстрировались с комплектом «Накидка». Специальные многослойные чехлы на корпусе и башне призваны сокращать заметность бронемашины в разных диапазонах, что уменьшает вероятность ее обнаружения авиационными или наземными средствами противника. Как следствие, сокращается дистанция взятия на сопровождение и падает общая эффективность атаки.
С целью отражения угрозы «на дальних подступах» танк может оснащаться комплексом активной защиты «Арена-М». Такая система должна в автоматическом режиме отслеживать обстановку, выявлять подлетающие боеприпасы и уничтожать их ответным выстрелом. Впрочем, пока до конца не ясно, получат ли серийные Т-90М новый КАЗ. Вполне возможно, что им придется работать без подобного оснащения – как прочим танкам нашей армии.
Штатная комбинированная броня лба корпуса и башни дополняется новой накладной защитой. Лобовая проекция и часть других поверхностей оснащаются современной динамической защитой типа «Реликт». Прочие части танка закрываются экранами. По известным данным, ДЗ «Реликт» по своей эффективности в несколько раз превосходит ДЗ «Контакт-5», используемую на Т-90 до нынешней модернизации.
Внутренние объемы танка существенно перекомпонованы и доработаны с целью снижения рисков при поражении. Так, введены новые экраны-подбои, призванные удерживать вторичные осколки и защищать экипаж или основные приборы. Также из внутренних отсеков удалена часть опасных элементов. Внутри корпуса сохранен горизонтальный конвейер автомата заряжания, тогда как прочие укладки перенесены в кормовой отсек башни. Также из носовой части корпуса удалили бак-стеллаж, что сократило риски возгорания.
Танк Т-90М получил глубоко модернизированную башню с рядом характерных признаков. Прежде всего, такая башня имеет развитую кормовую нишу, в которой организована укладка для боекомплекта. В обычных условиях отсек для выстрелов изолирован от боевого отделения и экипажа.
Таким образом, Т-90М серьезно отличается от предыдущих бронемашин своего семейства с точки зрения живучести. При наличии КАЗ противотанковый боеприпас имеет минимальные шансы прорваться к танку. Если ему это удалось, пробитие ДЗ или решетчатых экранов и бронирования под ними не гарантируется. Если же это произошло, экипаж и оборудование защищены от потока осколков. Опасные зоны, попадание в которые грозит фатальными последствиями, резко сокращены.
Танки наши быстры
В очередной раз модернизация Т-90 предусматривает доработку силовой установки. В проекте Т-90М используется дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. Вместе с агрегатами трансмиссии он образует систему-моноблок, что известным образом облегчает обслуживание и ремонт. Боевая масса танка не превышает 50 т, благодаря чему двигатель В-92С2Ф дает ему удельную мощность не менее 22,5 л.с. на тонну. Как следствие, достигается выгодное соотношение подвижности и расхода топлива.
Согласно ранее опубликованным официальным данным, максимальная скорость Т-90М на шоссе достигает 60 км/ч. Запас хода – 550 км. Параметры проходимости сохранены на уровне предыдущих бронемашин семейства.
В соответствии с актуальными тенденциями последних лет, Т-90М получает вспомогательную силовую установку. Этот дизель-генератор предназначен для выработки электроэнергии и обеспечения работы радиоэлектронного оборудования при выключенном основном двигателе.
Переработка внутренних объемов сказалась на внешнем оснащении танка. В связи с удалением переднего бака-стеллажа пришлось предусмотреть новую емкость для горючего. С целью достижения максимально возможного запаса хода предлагается использовать уже три внешних бака. Две бочки для топлива монтируются на кормовом листе корпуса, а на левой надгусеничной полке рядом моторным отсеком находятся крепления для третьей.
Следует отметить, что установка третьего внешнего бака-бочки уже стала поводом для критики. Отмечается неудобство работы с такой емкостью, обусловленное значительной высотой ее установки. Кроме того, третья бочка на полке может мешать круговой наводке орудия на малых углах возвышения. Впрочем, топливо из этой бочки можно использовать первым, и к моменту начала боя избавиться как от самой емкости, так и от связанных с нею проблем.
Точные сведения о доработке ходовой части отсутствуют. По всей видимости, Т-90М сохраняет подвеску, катки и гусеницу существующих машин. Эти агрегаты проектировались с определенным запасом, и в новом проекте их замена не требуется.
Гремя огнем
Т-90М получает обновленный комплекс вооружения, основанный на современных компонентах. При этом обновление затронуло не все его элементы. Так, в прошлом утверждалось, что модернизированный танк получит гладкоствольное орудие-пусковую установку 2А82. Однако позже, по настоянию военного ведомства, в проекте сохранили проверенное временем орудие 2А46М. В то же время, в проекте внедрили ряд других новых систем.
В башне сохраняется автомат заряжания, совместимый с современными танковыми боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. В конвейере автомата помещается 22 выстрела, оставшиеся боеприпасы перевозятся в кормовой нише башни, отделенной от обитаемого отсека. По разным данным, автомат может работать с современными подкалиберными бронебойными снарядами, имеющими увеличенные габариты и показывающими повышенные характеристики.
Улучшенный танк получает систему управления огнем «Калина», уже использовавшуюся в проектах семейства Т-90М. Такая СУО включает комбинированный дневной-ночной прицел наводчика «Сосна-У» и панорамный прицел командира ПК ПАН. Имеются автомат сопровождения цели, двухплоскостной стабилизатор вооружения, средства опознавания «свой-чужой», средства навигации и т.д. СУО интегрирована с информационно-управляющей системой тактического звена, что позволяет передавать и принимать данные о целях на поле боя.
При помощи таких средств управления огнем танк способен вести бой в любое время суток и в любых метеоусловиях. Обеспечивается обнаружение целей с последующей атакой или выдачей целеуказания другим танкам. Также данные об обстановке могут поступать со стороны. Характерной особенностью СУО «Калина» является высокая степень автоматизации, ускоряющая реакцию на поступающие угрозы и снижающая нагрузку на экипаж.
Вспомогательное вооружение танка состоит из двух пулеметов. Один из них спарен с пушкой, второй устанавливается на крыше башни на дистанционно управляемом боевом модуле Т05БВ-1. В качестве спаренного используется пулемет ПКТ калибром 7,62 мм. Боевой модуль может комплектоваться оружием нормального или крупного калибра. Благодаря применению ДУМВ Т05БВ-1 танкисты имеют возможность вести огонь из всего доступного оружия без выхода за пределы защищенного объема.
Наши люди мужества полны
Проект Т-90М также предусматривает серьезную переработку обитаемых отсеков, связанную с совершенствованием их оснащения и повышением эргономических характеристик. Экипаж танка, как и в предыдущих модернизациях, состоит из трех человек. Их размещение тоже не изменилось: механик-водитель занимает место в носовой части корпуса под собственным люком, командир и наводчик работают в башне, по бокам от орудия.
Рабочие места экипажа в башне имеют все необходимое оборудование для работы с СУО и прочими системами. От предшественников Т-90М отличается некоторыми новыми приборами, входящими в состав его СУО. Кроме того, предусматриваются новые функции. Так, командиру предлагается следить за обстановкой при помощи смотровых приборов на люке или панорамного прицела. При обнаружении цели через один из триплексов командир может использовать автоматическую систему доворота панорамного прицела в нужный сектор. Это ускоряет опознавание и атаку целей. Кроме того, впервые в линейке Т-90М командир получает пульт выбора боеприпаса для досылания в орудие. Ранее тип снаряда устанавливался только наводчиком.
Один из перископических приборов водителя в темное время суток предлагается заменять трехканальным смотровым прибором ТВН-10. Это изделие имеет один оптический и два телевизионных канала с выводом сигнала на монитор. Вождение танка в разных условиях также упрощается за счет применения набора видеокамер, образующих почти сплошное поле наблюдения вокруг танка.
Внутренняя связь между танкистами обеспечивается переговорным устройством на трех абонентов. За внешнюю отвечает радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с двумя независимыми модулями.
Станут в строй российские танкисты
Контракт на поставку первой партии серийных ОБТ Т-90М российской армии был подписан в августе 2017 года. По его условиям, НПК «Уралвагонзавод» должна в 2018-19 годах передать вооруженным силам 30 бронемашин нового типа. Сообщалось, что 10 танков будут построены с нуля, а оставшиеся два десятка машин переделают из Т-90 предыдущих модификаций, временно выведенных из эксплуатации.
В прошлом году на военно-техническом форуме «Армия-2018» был подписан еще один контракт на танки Т-90М. На этот раз речь шла о 30 бронемашинах новой постройки с поставкой всей партии в 2019 году. Таким образом, к настоящему времени армия успела законтрактовать 60 танков Т-90М. Две трети этой техники требуется построить заново, а оставшиеся 20 танков появятся по результатам модернизации. Последние из заказанных 60 машин должны отправиться на службу до начала следующего года.
Возможно, процесс модернизации имеющихся танков или строительства новых столкнулся с определенными трудностями. Из-за этого первые Т-90М не смогли попасть в армию в прошлом году. Впрочем, в феврале в отечественных СМИ появились сообщения, согласно которым первые Т-90М поступят в войска уже в этом году. При отсутствии каких-либо серьезных проблем обе партии из 60 танков могут уйти в армию уже в этом году.
Что будет после выполнения двух актуальных заказов – неизвестно. Весьма вероятно, что НПК «Уралвагонзавод» получит новые контракты на модернизацию или строительство танков Т-90М, а армия продолжит наращивать количество такой техники. Впрочем, подробности подобных планов пока официально не публиковались.
Известно, что в частях российской армии эксплуатируется около 350 ОБТ Т-90 двух модификаций. Еще порядка 200 бронемашин находятся на хранении. Таким образом, новейший проект модернизации с литерой «М» имеет неплохие перспективы с точки зрения количества. При наличии соответствующего желания Минобороны, а также при необходимых финансовых возможностях, обновление могут пройти несколько сотен танков. Параллельно может осуществляться массовое строительство полностью новой техники.
Танк будущего
Разработчики и военное ведомство регулярно публикуют отдельные сведения о новейшем танке Т-90М, но значительная часть данных все еще не подлежит разглашению. Однако даже доступная информация показывает рост основных характеристик и возможностей улучшенного танка, что должно положительным образом сказаться на возможностях войск в целом.
Из доступных данных следует, что Т-90М представляет собой вполне современную боевую бронированную машину, соответствующую актуальным требованиям и способную продолжать службу в течение длительного периода. Он способен стать удачной и эффективной заменой для более старых версий Т-90, а также хорошим «сослуживцем» для модер
Первые ОБТ модификации Т-90М поступят на службу уже в этом году. Законтрактовано 60 танков, которые предстоит построить или модернизировать в самое ближайшее время. В дальнейшем можно ожидать продолжение их производства. Таким образом, российские бронетанковые части ожидает новое масштабное обновление парка техники, призванное положительно повлиять на их боеспособность, и оно будет осуществляться при помощи современной и достойной бронемашины.
Российский провайдер запустит стратостат для раздачи интернета
Аппаратная платформа, которая посредством воздушного шара поднимется на высоту до 40 км., будет оснащена сервером, видеокамерой, бортовым компьютером, экраном, GPS-маяком и средствами связи. На протяжении всего полета стратостат будет не только осуществлять раздачу Интернета, но и передавать на землю видео, снятое бортовыми камерами.
Как заявляют конструкторы, данные будут передаваться с помощью радиочастотных каналов и приниматься импровизированным Центром управления полетом. Зонд поднимется на высоту 30-40 километров над уровнем моря. При этом разработчики рассчитывают на то, что в ясную погоду трансляция будет осуществляться без помех на расстоянии до 100 км. от места взлета. А вот в условиях облачности данный показатель может снизиться до 20 км.
Эксперимент запланирован на 12 апреля. Стратостат проведет в воздухе полтора часа. Если испытания пройдут успешно, RuVDS займется изучением возможных вариантов запуска целой серии зондов для раздачи Интернета.
Платежный баланс Беларуси: дефицит растворился в нефти
Нацбанк опубликовал платежный баланс Беларуси за 2018 год. Откроешь его — не поверишь. По итогам прошлого года дефицит счета текущих операций, который является причиной многих бед Беларуси, почти сошел на нет. Как это стало возможно?
Для понимания ситуации немного теории. Платежный баланс страны отражает соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу. Счет текущих операций платежного баланса включает внешнеэкономические операции с экономическими ценностями. Под текущими операциями понимаются операции с товарами, услугами и доходами.
Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что стране необходимо искать источники для его финансирования — привлекать займы, продавать активы.
Иногда с дефицитом текущего счета государства борются с помощью девальвации — снижают курс национальной валюты, чтобы тем самым повысить ценовую конкурентоспособность экспорта и сократить импорт (за счет его удорожания).
Такого давно не было
Для Беларуси многие годы был характерен высокий дефицит текущего счета платежного баланса. Последний раз счет текущих операций платежного баланса находился в положительной области в 2005 году. В последующие годы (из-за роста цен на энергоносители, требований России делиться с ней нефтяными доходами, стимулирования внутреннего спроса) дефицит в платежном балансе Беларуси был очень значительным.
Так, в 2007-2014 годы дефицит текущего счета превышал и 5%, и даже 10% (!) ВВП. В 2015-2016 годы, когда власти стали ограничивать денежное предложения и обеспечивать ценовую стабильность, дефицит текущего счета уменьшился до 3,8% и 3,5% ВВП, соответственно, но оставался существенным.
Большой дефицит текущего счета властям приходилось финансировать, в том числе, за счет займов. Если в 2006 году внешний госдолг Беларуси составлял 2,6% ВВП, то в начале 2017-го — 28,4% ВВП. Такой же показатель, по данным Минфина, сформировался и на 1 января 2019 года.
Стабилизация уровня внешнего госдолга Беларуси в 2017-2018 годы произошла на фоне улучшение ситуации в платежном балансе. В 2017 году дефицит счета текущих операций платежного баланса был равен 1,7% ВВП, а по итогам 2018 года — всего 0,4% ВВП.
Такого хорошего результата в платежном балансе Беларусь не знала с 2005 года. Благодаря чему дефицит удалось свести к минимуму?
Как сообщает Национальный банк в комментарии к платежному балансу, «сокращение размера дефицита счета текущих операций произошло за счет роста положительных сальдо внешней торговли услугами и вторичных доходов».
Что касается услуг, все просто. За 2018 год положительное сальдо внешней торговли услугами выросло на 9,3% по сравнению с 2017 годом до 3,3 млрд долларов. Такая положительная динамика стала возможна благодаря увеличению экспорта компьютерных услуг. Кстати, положительное сальдо внешней торговли услугами позволило в 2018 году перекрыть отрицательное сальдо внешней торговали товарами (2,7 млрд долларов).
Нефтяные доходы
Что касается увеличения положительного сальдо вторичных доходов, то здесь требуются отдельные пояснения. По этой статье отражаются, в том числе, операции с перечислением пошлин. До 2010 года по этой статье практически отсутствовали серьезные потоки, но потом ситуация изменилась.
В 2011-2014 годы Беларусь уплачивала пошлины от экспорта нефтепродуктов в российский бюджет. Соответственно, в этот период сальдо операций по вторичным доходам было отрицательным для Беларуси.
После подписания договора о ЕАЭС Беларусь с 2015 года стала зачислять в свой бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из российской нефти.
Соответственно, в 2015-2016 годы отрицательное сальдо вторичных доходов исчезло. А в апреле 2017 года президенты Беларуси и России договорились о «перетаможке» нефти — механизме компенсации Беларуси высоких цен на газ, и со второй половины 2017-го объем вторичных доходов Беларуси, получаемых из России, стал постоянно расти.
Так, в 2017-м вторичные доходы сектора госуправления Беларуси, поступившие из России, составляли 1,18 млрд долларов и увеличились почти вдвое по сравнению с 2016-м.
В 2018 году, когда в бюджет Беларуси были зачислены таможенные пошлины с 6 млн тонн российской нефти, вторичные доходы государства, поступившие из России, по сравнению с 2017-м выросли на 38,2% до 1,64 млрд долларов.
Использование нефтяной схемы позволило не только увеличить доходы бюджета, но и, как видим, заметно улучшить состояние платежного баланса.
Дефицит вновь станет расти?
Отсутствие дефицита текущего счета (либо его минимальная величина) — наилучшая ситуация, не требующая привлечения дополнительных займов или продажи активов. Не появляется в этом случае и предпосылок для девальвации.
Между тем, эксперты предполагают, что дефицит текущего счета платежного баланса Беларуси может вновь начать расти.
Перспектива увеличения дефицита текущего счета платежного баланса вполне реальная, основания для такого развития событий наблюдаются, отмечает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
«Налоговый маневр в нефтяной отрасли России провоцирует рост входящей цены на нефть, что породит увеличение импорта. Непонятно, насколько в этой ситуации будут конкурентоспособны белорусские НПЗ. Таким образом, значительная часть валютных доходов, поступающих в страну, оказалась под вопросом», — констатирует Ирина Точицкая.
Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб также считает, что ухудшение ситуации в платежном балансе вполне возможно.
«У нас может продолжать расти экспорт услуг, но потерь, связанных с влиянием налогового маневра на платежный баланс, это не компенсирует. Поэтому риск увеличения дефицита текущего счета платежного баланса вполне очевиден», — полагает Вадим Иосуб.
Если это произойдет, власти обратятся за новыми заимствованиями, считает Ирина Точицкая.
«Чтобы минимизировать размер таких заимствований, можно ожидать определенных шагов по сокращению расходов и увеличению доходов бюджета. В частности, за счет уменьшения налоговых льгот. Это, наверное, позволит привлечь дополнительные ресурсы в бюджет и, может быть, как-то компенсировать потери из-за налогового маневра», — полагает Ирина Точицкая.
При этом эксперты не ожидают, что государство будет использовать курсовую политику для решения потенциальных проблем в платежном балансе.
«Госдолг и корпоративный долг в основном номинированы в иностранной валюте. Соответственно, ослабление курса нацвалюты автоматически ведет к увеличению долговой нагрузки на государство и предприятия. Поэтому маловероятно, что власти будут использовать девальвацию для решения потенциальных проблем в платежном балансе», — считает Вадим Иосуб.
Свежие комментарии