А вы не знали, что два Китая — это одна экономика

Сказать и сделать
Китай уже давно является важнейшим торговым партнёром Тайваня, основным покупателем его экспорта и местом, где многие тайваньские компании производят свою продукцию. Китай также представляет наибольшую угрозу для Тайваня и регулярно, по поводу и без, напоминает, что в соответствии с конституцией КНР островное государство является частью его территории.
На протяжении почти восьми десятилетий идея «единого и неделимого Китая» только сильнее отталкивает от КНР наследников генералиссимуса Чан Кайши. Последний вообще-то внёс немалый вклад в победу союзников во Второй мировой войне, едва ли не больший, чем коммунисты во главе с кормчим Мао.
И теперь правящая политическая партия Тайваня заявляет, что хочет сделать больше для разрыва торговых связей, которые на протяжении десятилетий способствовали экономическому росту Тайваня.
Но очевидно, что в результате этого США смягчит торговые тарифы в отношении тайваньского импорта, но, видимо, отрицательных последствий для Тайваня будет всё же намного больше. И не просто так президент Тайваня Цай Инвэнь в начале июля призывает компании, производящие полупроводники — основную отрасль промышленности Тайваня, — прекратить закупки и продажи в Китае.
По словам Цая, тайваньские фирмы, производящие большую часть передовых компьютерных чипов в мире, должны наладить цепочку поставок, в которой участвуют только компании из демократических, по его мнению, стран. За месяц до этого правительство Тайваня сделало ещё один шаг в сторону от большого Китая.
Тайваньским компаниям сообщили, что им потребуются лицензии для продажи продукции двум крупнейшим технологическим компаниям Китая, Huawei и SMIC. Понятно, что это только начало выполнения планов Вашингтона лишить Китай доступа к современным чипам.
Сделать, но не сказать
Благодаря таким планам, которые активно продвигает президент США Дональд Трамп, Тайвань получил предложение, от которого невозможно отказаться, поскольку Трамп пригрозил ввести пошлины на товары из Тайваня. Несмотря на то, что открыто Трамп не заявлял, что пошлины связаны с торговлей Тайваня чипами с Китаем.
Тем не менее, учитывая апрельские действия американского президента по давлению на тайваньских производителей этой категории продукции, всё было всем ясно без объяснений и даже намёков. С другой стороны, правящая партия Тайваня хочет, чтобы в Вашингтоне её считали надёжным другом Соединенных Штатов, даже если это означает краткосрочные экономические издержки.
Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Опасения может вызвать уже то, что на протяжении десятилетий почти все иностранные инвестиции тайваньских компаний направлялись в Китай.

Крупнейшие тайваньские компании, в том числе Тайваньская компания по производству полупроводников, или TSMC, и электронный гигант Foxconn, развивались за счет инвестиций в производство в Китае и продаж китайским компаниям. Тем не менее, под нарастающим американским прессингом пришлось прогнуться.
Ещё в марте генеральный директор TSMC Си Си Вэй объявил в Белом доме, что его компания потратит дополнительно 100 миллиардов долларов на свою деятельность в США. Компания Foxconn, производящая устройства для Apple и Nvidia, выпускает значительную часть мировой потребительской электроники на своих заводах в центральном Китае.
Именно там она уже много лет пользуется преимуществами государственных инвестиций в инфраструктуру. Самый богатый человек Тайваня Барри Лам сколотил состояние на продаже ноутбуков в Китае через свою компанию Quanta Computer. Тайваньский конгломерат по производству продуктов питания и напитков Want Want получает большую часть своих продаж из Китая.
Трое в одной лодке?
Мало того, компания пользуется репутацией неблагонадежной как в официальном Тайбэе, так и в официальном Вашингтоне, поскольку её основатель Цай Энг-мэн активно поддерживает притязания Китая на Тайвань и управляет пропекинскими телеканалами и YouTube-каналами.
Надо отметить, что сокращение связей с Китаем поддерживают не только проамериканские силы, но и многие обычные тайваньцы. Например, еще в 2014 году, когда руководство Тайваня предложило наладить более тесные экономические связи с Китаем, тысячи тайваньцев вышли на протесты, опасаясь чрезмерной зависимости от Пекина. В итоге этот план был отложен.
Следствием реализации проамериканскими властями Тайваня своей политики отрыва от экономики «материка», в первую очередь, может явиться децентрализация и перемещение, особенно рынков сбыта тайваньских высокотехнологичных сегментов. Тайваньские компании, особенно в сфере электроники и полупроводников, видя ситуацию, сокращают производство в Китае.

Параллельно опережающими темпами расширяются производственные мощности на Тайване, в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия), США, Японии и Европе. Такой сдвиг приводит к постепенному разрушению традиционных трёхсторонних торговых отношений между Тайванем, Китаем и США.
Хотя снижение зависимости от Китая повышает безопасность цепочки поставок и соответствует глобальным тенденциям к «стратегической автономии», это также требует от Тайваня углубления сотрудничества с партнёрами-единомышленниками и преодоления сложных геополитических рисков. Центральная роль Тайваня в региональных цепочках поставок означает, что сбои могут иметь серьёзные последствия для экономики и внешнеэкономической безопасности в Азии и даже за ее пределами.
Свежие комментарии